Trinity
18-01-2009 16:06:42
Сущность смирения.
Согласно Священному Писанию смирение - это фундаментальная добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. С призыва к смирению Господь Иисус Христос начал Свою Нагорную Проповедь, говоря: "Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное" (Мат. 5:3). Как обыкновенные нищие чувствуют себя нуждающимися во всем, так и нищий духовно сознает себя несовершенным и нуждающимся в Божией помощи. Это сознание, в свою очередь, привлекает к человеку Божье благоволение, которое обогащает его во всем.
К сожалению многие "светские" люди, недооценивают и презирают добродетель смирения. Они думают, что, проповедуя смирение, христианство принижает человеческую личность и уничтожает в людях чувство собственного достоинства. Смирение, говорят они, лишает человека жизненной активности, подавляет инициативу и воспитывает в нем психологию рабского угодничества. Такое ошибочное понимание смирения вытекает из духовного невежества.
Сущность смирения прекрасно раскрывается в ряде Евангельских рассказов. Начнем с примера исцеления слуги римского сотника. В одно из посещений Капернаума, к Иисусу Христу подошел римский сотник, по нашему офицер, с просьбой: "Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает." Не отказывая никому в просьбе, Спаситель обещал, что он придет к нему домой и исцелит его слугу. Каждый верующий человек обрадовался бы такому обещанию, но сотник реагирует совершенно необычно: "Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!" Глубокая вера и смирение сотника тронули Господа, так что Он не только мгновенно исцелил его слугу, но и поставил его в пример другим, говоря: "И в Израиле я не нашел такой веры!" (Мат. 8:6-13).
Слыша о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем, сотник глубоко проникся верой в Его всемогущую силу. Нисколько не унижая своего достоинства, он, одновременно, сознавал, что недостоин требовать к себе особого внимания, тем более, что он - язычник и чужестранец. При этом сотник вспомнил, что если он, будучи обычным человеком, когда приказывает своим подчиненным, те беспрекословно повинуются ему, - то тем более всё подвластно воле Божьего посланника.
Признание, с одной стороны, Божественного всемогущества, а с другой, своей недостаточности, являются основой того настроения, которое называется смирением.
Когда человек своей глубокой верой прикасается к бесконечной мощи Творца, он не может не ощущать своей малости и немощи - он видит себя ничтожной букашкой у берега безбрежного океана. Поэтому в общении с Богом смирение - это самое естественное чувство. Тщеславиться и гордиться может только тот, кто далек от Бога и сравнивает себя с такими же ничтожными существами, как и он сам.
Крепкая вера, по слову Спасителя, может и горы переставлять (Мат. 17:20) - не потому, что эта уверенность сама по себе обладает какой-то сверхъестественной силой, как учат некоторые сектанты, а потому, что она привлекает силу Божию - которая и творит невозможное. Вот почему все известные случаи крепкой, чудодейственной веры, одновременно являются и примерами глубоко смирения: женщина, страдавшая кровотечением (Мар. 5:25-28), мать-хананеянка (Мат. 15:22-28) и многие другие Евангельские случаи. Чем крепче у человека вера, тем он смиреннее; и, наоборот, гордец не способен глубоко верить, потому что он весь поглощен собой. Будучи духовно слабым, он поэтому неспокоен и пуглив, хотя всеми мерами старается это скрыть от других.
Как духовная так отчасти и светская литература знает множество примеров великих и гениальных личностей. Многие весьма одаренные люди сознавали, что они далеко еще не достигли той меры совершенства или знаний, которых они могли бы достичь. Это сознание нисколько не делает их вялыми или унылыми, а, напротив, побуждает их и дальше работать над собой и совершенствоваться. Думать, что смирение убивает в человеке инициативу и делает его инертным или рабски настроенным, значит не понимать сущности христианства. Ведь отличительной особенностью христианства является то, что оно зовёт человека к совершенствованию путем восхождения от теперешнего, грехом поврежденного состояния к уподоблению Богу, как сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мат. 5:48). Самодовольный гордец - очень жалок, потому что он настолько слеп, что даже не видит своего убожества (Апок. 3:17).
Чтобы не быть голословными в том утверждении, что подлинное величие всегда сочетается с чувством смирения, приведем несколько примеров. Великий пророк Моисей, обученный всей премудрости египетской, который одним движением посоха производил величайшие чудеса, который беседовал с Богом "лицом к лицу," как человек беседует с другом своим, был в то же время, по свидетельству Библии, очень смиренным и кротким человеком (Числа 12:3). Царь Давид, сразивший великана Голиафа и проявлявший невероятное мужество в войнах, был также очень смиренным (Псалом 24). Пророк Иоанн Креститель, этот величайший пророк всех времен, который своей проповедью зажигал сердца тысяч людей, был тоже смиренным (Марк 1:7). Пресвятая Дева Мария, Которую христианство считает выше херувимов и серафимов, очень скромно думала о Себе, хотя и была Матерью Спасителя мира (Лук. 1:48).
Наконец, Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным "родителям," повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мт. 11:29).
Старец Силуан писал: "Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется. Это особое состояние, которое никто не может описать, потому что оно опытно познается только Духом Святым."
По словам преп. Аввы Дорофея существует два вида смирения: "Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя ... Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе - это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это, как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными."
Итак, смирение это драгоценнейшая добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что "если гордыня некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают грешники, уповая на Бога!"
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm
Согласно Священному Писанию смирение - это фундаментальная добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. С призыва к смирению Господь Иисус Христос начал Свою Нагорную Проповедь, говоря: "Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное" (Мат. 5:3). Как обыкновенные нищие чувствуют себя нуждающимися во всем, так и нищий духовно сознает себя несовершенным и нуждающимся в Божией помощи. Это сознание, в свою очередь, привлекает к человеку Божье благоволение, которое обогащает его во всем.
К сожалению многие "светские" люди, недооценивают и презирают добродетель смирения. Они думают, что, проповедуя смирение, христианство принижает человеческую личность и уничтожает в людях чувство собственного достоинства. Смирение, говорят они, лишает человека жизненной активности, подавляет инициативу и воспитывает в нем психологию рабского угодничества. Такое ошибочное понимание смирения вытекает из духовного невежества.
Сущность смирения прекрасно раскрывается в ряде Евангельских рассказов. Начнем с примера исцеления слуги римского сотника. В одно из посещений Капернаума, к Иисусу Христу подошел римский сотник, по нашему офицер, с просьбой: "Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает." Не отказывая никому в просьбе, Спаситель обещал, что он придет к нему домой и исцелит его слугу. Каждый верующий человек обрадовался бы такому обещанию, но сотник реагирует совершенно необычно: "Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!" Глубокая вера и смирение сотника тронули Господа, так что Он не только мгновенно исцелил его слугу, но и поставил его в пример другим, говоря: "И в Израиле я не нашел такой веры!" (Мат. 8:6-13).
Слыша о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем, сотник глубоко проникся верой в Его всемогущую силу. Нисколько не унижая своего достоинства, он, одновременно, сознавал, что недостоин требовать к себе особого внимания, тем более, что он - язычник и чужестранец. При этом сотник вспомнил, что если он, будучи обычным человеком, когда приказывает своим подчиненным, те беспрекословно повинуются ему, - то тем более всё подвластно воле Божьего посланника.
Признание, с одной стороны, Божественного всемогущества, а с другой, своей недостаточности, являются основой того настроения, которое называется смирением.
Когда человек своей глубокой верой прикасается к бесконечной мощи Творца, он не может не ощущать своей малости и немощи - он видит себя ничтожной букашкой у берега безбрежного океана. Поэтому в общении с Богом смирение - это самое естественное чувство. Тщеславиться и гордиться может только тот, кто далек от Бога и сравнивает себя с такими же ничтожными существами, как и он сам.
Крепкая вера, по слову Спасителя, может и горы переставлять (Мат. 17:20) - не потому, что эта уверенность сама по себе обладает какой-то сверхъестественной силой, как учат некоторые сектанты, а потому, что она привлекает силу Божию - которая и творит невозможное. Вот почему все известные случаи крепкой, чудодейственной веры, одновременно являются и примерами глубоко смирения: женщина, страдавшая кровотечением (Мар. 5:25-28), мать-хананеянка (Мат. 15:22-28) и многие другие Евангельские случаи. Чем крепче у человека вера, тем он смиреннее; и, наоборот, гордец не способен глубоко верить, потому что он весь поглощен собой. Будучи духовно слабым, он поэтому неспокоен и пуглив, хотя всеми мерами старается это скрыть от других.
Как духовная так отчасти и светская литература знает множество примеров великих и гениальных личностей. Многие весьма одаренные люди сознавали, что они далеко еще не достигли той меры совершенства или знаний, которых они могли бы достичь. Это сознание нисколько не делает их вялыми или унылыми, а, напротив, побуждает их и дальше работать над собой и совершенствоваться. Думать, что смирение убивает в человеке инициативу и делает его инертным или рабски настроенным, значит не понимать сущности христианства. Ведь отличительной особенностью христианства является то, что оно зовёт человека к совершенствованию путем восхождения от теперешнего, грехом поврежденного состояния к уподоблению Богу, как сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мат. 5:48). Самодовольный гордец - очень жалок, потому что он настолько слеп, что даже не видит своего убожества (Апок. 3:17).
Чтобы не быть голословными в том утверждении, что подлинное величие всегда сочетается с чувством смирения, приведем несколько примеров. Великий пророк Моисей, обученный всей премудрости египетской, который одним движением посоха производил величайшие чудеса, который беседовал с Богом "лицом к лицу," как человек беседует с другом своим, был в то же время, по свидетельству Библии, очень смиренным и кротким человеком (Числа 12:3). Царь Давид, сразивший великана Голиафа и проявлявший невероятное мужество в войнах, был также очень смиренным (Псалом 24). Пророк Иоанн Креститель, этот величайший пророк всех времен, который своей проповедью зажигал сердца тысяч людей, был тоже смиренным (Марк 1:7). Пресвятая Дева Мария, Которую христианство считает выше херувимов и серафимов, очень скромно думала о Себе, хотя и была Матерью Спасителя мира (Лук. 1:48).
Наконец, Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным "родителям," повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мт. 11:29).
Старец Силуан писал: "Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется. Это особое состояние, которое никто не может описать, потому что оно опытно познается только Духом Святым."
По словам преп. Аввы Дорофея существует два вида смирения: "Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя ... Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе - это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это, как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными."
Итак, смирение это драгоценнейшая добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что "если гордыня некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают грешники, уповая на Бога!"
http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm