Традиция, миф и прочая....

Тан

05-03-2009 10:40:37

Тему создал здесь, потому что, ИМХО, содержание раздела ближе всего... стоило бы в НАУКУ :), но там своя специфика.

Синопсис, или что было раньше

'Шаркан писал(а):лишь бы привилось - традиция называется (основа культуры).
обычно традиция остается в виде навыков (мэмов), даже когда ее смысл исчерпан, и она становится не инструментом, а обузой.
На ЕФА некоторые традиции - уже обуза.
Когда новая традиция начнет из ускорителя превращаться в тормоз - долой ее, новую введем. Осознанное развите (анархизм).


'Тан писал(а):
обычно традиция остается в виде навыков (мэмов), даже когда ее смысл исчерпан, и она становится не инструментом, а обузой.

а разве можно исчерпать смысл традиции? он ведь сакрален, а потому вечен, ориентирован на самовоспроизведение. скорее уж меняется культурный контекст и традиция, не будучи исчерпанной, отчуждается.


'Шаркан писал(а):можно.
и сказки - тому потверждение. Прежние боги становятся персонажами сказок. Причем - в виде злых и глупых сил, которых обдуривает молодец-удалец.
Так люди платят за прежние страхи бывшим кумирам...
Это, конечно, пример изживания традиции, при которой остается след.

Другая традиция - воевать плотным строем, даже когда появилось довольно скорострельное оружие.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. один из таких примеров.

Традиция считать, что в огнестрельной ране содержится некий "яд" (и лили в рану кипящее масло).
Традиция считать, что хирургия - это всегда боль (полвека прошло с изобретения анестезии, прежде чем ее стали применять массово. Почему задержка? Традиция...)
Или традиция носить галстук...
(когда я попал в охрану банка в начале крисиса в 1993, я тут же опротестовал галстуки. Предложил галстук на резинке - таким не задушить, да и повязан будет всегда безупречно. Объяснил почему. Даже показал как могу обезвредить охранника, дернув посильнее за галстук. Вроде согласились... и закупили "нерезиновые" галстуки. Почему? "Так принято, мы контора приличная")

много есть примеров исперпавших себя традиций. Стоит только оглядеться повнимательнее. Ну, бывает когда их наполняют новым содержанием, но это редко - вот так и стоят пустышки всякие...
государство - тоже ведь традиция...


'Тан писал(а):эх, опять непонятки с понятиями.... ладно, тогда снимаю возражение....
кроме
и сказки - тому потверждение. Прежние боги становятся персонажами сказок. Причем - в виде злых и глупых сил, которых обдуривает молодец-удалец.

здесь традиция не изживается. Она продолжает исполнять сакральные функции, но в иной форме. В отличие от мифа или ритуала, это уже не способ познания/влияния на мир, но все равно формирование его восприятия. Боги остаются такими же, как и были: добрые - добрыми, злые - злыми. Сакральность осознается все слабее, но остается даже в наше время. А осознается она слабее из-за изменения культурного контекста, отказа от жесткого традиционализма.


'Шаркан писал(а):возражение мое тут только по фразе
В отличие от мифа или ритуала, это уже не способ познания/влияния на мир

миф, ритуал, религия - НЕ способ познания, а попытка ТОТАЛЬНОГО и ВЕЧНОГО (которое, понятно, не продолжается вечно) ОБЪЯСНЕНИЯ мира, постулирование механизма его "действия" и происхождения.
Вот ВЛИЯТЬ - это да. с этим словом согласен.


Тан
миф, ритуал, религия - НЕ способ познани

Понятия «мифа». Миф как форма мироощущения, миропонимания эпохи его создателя, способ познания окружающей действительности, парадигма, образец актам человеческого поведения в повседневной, бытовой жизни и в построении общества

Миф, воспринимаемый таким образом, являлся для сознания древнего человека характерным способом познания. Слово «познание» в данном контексте тоже нуждается в пояснении. Мы часто соотносим с ним книжное знание, усваиваемое нами в виде образов, понятий, теорий и т.д. Такое познание тождественно накоплению и систематизации сведений. Здесь же имеется ввиду познание иного рода – познание как непосредственный опыт проживания. С этой точки зрения понятия «быть» и «познавать» тождественны. Мифологический способ познания заключался во вживании в сам миф, во вхождении внутрь той реальности, которую он выражает, и глубина познания соответствовала степени такой интеграции. Миф одновременно являлся и животворящим началом, и источником знания, и стержнем родовых и общественных отношений, и личным ориентиром. Благодаря такой универсальности миф мог предоставить познающему ощущение заключенной в нем полноты. При этом любые иные содержания, не относящиеся к мифу, оказывались излишними. Вот почему древние цивилизации, несмотря на обилие талантливых и одаренных людей не создали науку и художественное творчество в современном значении этих понятий. Они в этом просто не нуждались.

с гносеологической точки зрения миф является самостоятельным способом познания и оформления истины, параллельным логическому способу.


'Шаркан писал(а):чей цитат?
познание - термин современный, речь идет о научном познании; все остальное - попытки постулировать даже не модель (любая модель оспорима), а ДОГМУ, которая объясняет все и вся.
ИСТИНУ же постичь в принципе невозможно. И не из релятивизма, а из-за самого языка, как системы и инструмента формулировки того, что ПОЗНАННО.
(впрочем, отклоняемся от темы. Прошу тебя перенести свои посты в новый топик, я перенесу свои, а отсюда их уберу, не то флуд получается)

Тан

05-03-2009 10:52:32

чей цитат?

первая - программа педухи. Две других - просто комментарий, так что не суть

Вообще же
[url=http://209.85.129.132/search?q=cache:nZR0vnOAxEIJ:science.masu.ru/component/option,com_docman/task,doc_view/gid,532/Itemid,115/+%D0%BC%D0%B8%D1%84+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1+%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BF+%D0%9B%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B2&hl=ru&ct=clnk&cd=5&gl=ru&client=firefox-a]Особую значимость имеет выявленное М. Мамардашвили различие между научно-философским и религиозно-мифологическим способом познания окружающей действительности. Мыслитель подчеркивает, что миф, ритуал и т.д. отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем.

Трактовка мифологии в работах Я.Э. Голосовкера, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, Е.М. Мелетинского, А.А. Потебни как повествования личности, где внимание акцентируется на происходящих событиях, т.е. на его сюжете, затрагивает ещё один важнейший аспект мифологии. Этот аспект характеризует мифологию прежде всего как явление языка и мышления, как вариант языковой модели действительности, её диалектических противоречий и динамики развития. Этот аспект больше связан с попыткой гносеологического основания мифологии.

Вопрос об онтологических основаниях мифотворчества разработан Я.Э. Голосовкером, А.Ф. Лосевым, Е.М. Мелетинским, В.М. Найдышем, Г.В. Осиповым, Ф. Шеллингом, К.Г. Юнгом, К. Ясперсом.

При этом подчеркнем, что, несмотря на обилие авторов, литературы, исследований, разнообразие позиций, следует отметить, что особенности мифологии как способа бытия современного общества исследуются: а) лишь фрагментарно и в связи со смежными проблемами или проблемами более общего характера; б) в большинстве случаев мифология анализируется как первобытная, архаичная форма познания человеком и обществом окружающей действительности и самих себя; в) в качестве посылки принимается, что существование мифологии в системе культуры оправдано лишь с позиций архаического сознания и общества (А.А. Тахо-Годи, М.И. Шахнович и др.); г) ряд исследователей если и допускает существование мифологии как современного явления, но лишь в некоторых областях общественного сознания и общественных отношений (В.В. Савчук, Е.Я. Режабек и др.); д) понятие мифа мыслится при этом как антитеза понятию реальности, действительности, истины, что, на наш взгляд, является явным упрощением данного вопроса.[/URL]

познание - термин современный, речь идет о научном познании; все остальное - попытки постулировать даже не модель (любая модель оспорима), а ДОГМУ, которая объясняет все и вся.

научное познание - лишь один из видов, наряду с мифологическим и другими

Различие научного и мифического познания мира ученые видят в том, что они направлены в противоположные стороны: "наука активно движется к объекту, она анализирует, вскрывает, манипулирует им, в то время как вещи в мифе сами с нами говорят: "они предсказывают" и здесь же "воспринимаются" нами; на каждый вопрос следует при этом "неизбежный" и "убедительный" ответ" [3, с. 74].О.Л. Сытых, д.ф.н., профессора кафедры философии и методологии науки АлтГУ

Например, А. Ф. Лосев подчеркивал, что "наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа" [6, с. 20]. С одной стороны, мифы часто служат той отправной точкой, с которой начинается исследование, а с другой стороны, их содержание порой задает этапы исследования. там же

Шаркан

05-03-2009 17:12:56

научное познание - лишь один из видов, наряду с мифологическим и другими


лично я иного не признаю.
проверяемое экспериментом и четко разделяемое с другими познание возможно только в научном ключе; все остальное подвержено толкованию, или его "невозможно передать, надо пережить" (прозрение).

Тан

05-03-2009 18:21:59

лично я иного не признаю

вы можете, признавать-непризнавать, но сущности это не меняет. Мифологическое познание остается познанием, оно было необходимо для первобытного человека, потому что иное для него недоступно. Как и религиозное, философское. В то же время мифология сохраняется и сейчас, принимая иные формы.
Современный миф — «условно истинное высказывание, истинность которого выявляется из системного рассмотрения контекста и аксиологически. С этой точки зрения древние мифы были истинными в некотором историческом контексте. При определении современного мифа важным является понятийный ряд реальность–миф–ложь. Если целевой аудитории не известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно — это ложь. Если целевой аудитории известна хотя бы одна точка зрения, с которой данное высказывание истинно или оправданно — это миф. Если со всех точек зрения целевой аудитории данное высказывание истинно — это реальность. Из этого определения видно, что непроходимой границы между реальностью, мифом и ложью нет — они контекстуальны, зависят от мировоззрения целевых аудиторий и замыслов менеджеров социальной и физической реальности этих аудиторий.

Современные мифы - слияние воедино реального и идеального, естественного и сверхъестественного, или бессознательный уровень мышления, игнорирование объективной реальности, отрешённость от подлинного смысла и подлинных причин явлений

Он может имеет иной результат, нежели научный, разумеется, но тем не менее остается видом познания.

Леон Чёрный

05-03-2009 18:23:55

Тан,
Он может имеет иной результат, нежели научный, разумеется, но тем не менее остается видом познания.

и даже не это главное. У них общий смысл ( и у научного и у мифического) -
искушение знанием....

Trinity

09-03-2009 17:33:47

Шаркан, плиз ! Дай мне ссылку на мэмы в сети ! Мне очень это по работе надо...

Trinity

09-03-2009 17:36:40

Шаркан, все таки нельзя сказать, что традиция сегодня - это основа культуры.

Так было в 19-ом веке, но сегодня в условиях глобального мира, мне опять же кажется, что основой культуры уже становятся глобальные информационные потоки и воспитание в семье и во дворе.

Trinity

09-03-2009 17:39:27

Тан писал(а):вы можете, признавать-непризнавать, но сущности это не меняет. Мифологическое познание остается познанием, оно было необходимо для первобытного человека, потому что иное для него недоступно. Как и религиозное, философское.
.
Любая религия основывается на мифологии.

То что боги сидят на Олимпе - миф. Почитание богов-олимпийцев - религия.

То что вездесущий бог следит за нами - миф. Почитание этого бога - религия.

Раньше это любой советский студент знал...

Trinity

09-03-2009 17:41:32

Шаркан писал(а):лично я иного не признаю.
проверяемое экспериментом и четко разделяемое с другими познание возможно только в научном ключе; все остальное подвержено толкованию, или его "невозможно передать, надо пережить" (прозрение).
Конечно, только наука дает подлинное знание о мире.


Тан, когда-то я писал диплом по мифологии. Ужас в том, что сегодня гуманитарная наука не развивается, а деградирует, и вместо реального исследования сознания и самих же мифов, студенту или читателю предлагаются религиозные мифологемы, разного рода фантастические догмы, в которые читатель должен поверить. Причем даже ссылки при этом делаются не на советских исследователей религиозной мифологии, а на Мамардашвили например... То есть убирает все прогрессивное и в общественное сознание продвигается все реакционное.


То есть например продвигается объективно-реакционный античник Лосев, и задвигаются все старые советские античники. Такие например как Арсений Чанышев, который понимал античность намного глубже Лосева, когда работал с ним на одной кафедре..

Тан

09-03-2009 18:34:24

Любая религия основывается на мифологии.

То что боги сидят на Олимпе - миф. Почитание богов-олимпийцев - религия.

То что вездесущий бог следит за нами - миф. Почитание этого бога - религия.

Раньше это любой советский студент знал...

Это счас обвинение в том, что я не различаю миф и религию?

Тринити, речь была о мышлении, о том, что миф - способ познания. Он же основа религии, но так уж получилось, что различают мифологическое познание, которое ради объяснения мира и религиозное, которое ради спасения.

Происхождение людей от волка - миф. Он объясняет, откуда взялись люди. Почитание волка - религия. Его почитают не для того, чтобы объяснить какое-то явление. И почитание - не познание. Религиозное познание направлено на то, что это за волчара - чтобы правильно его почитать.

Я не пытаюсь опровергнуть ваши слова. Я объясняю, о чем был разговор. Мой пост был
вы можете, признавать-непризнавать, но сущности это не меняет. Мифологическое познание остается познанием, оно было необходимо для первобытного человека, потому что иное для него недоступно. Как и религиозное, философское.

Когда человек считал, что если он сожжет чужой волос, то и хозяин волоса сдохнет - это не религия, потому что здесь нет потусторонней сущности. Это мифологическое мышление ,которое не разделяет часть и целое.

Trinity

09-03-2009 18:47:45

Тан писал(а):

Я не пытаюсь опровергнуть ваши слова. Я объясняю, о чем был разговор. Мой пост был

Когда человек считал, что если он сожжет чужой волос, то и хозяин волоса сдохнет - это не религия, потому что здесь нет потусторонней сущности. Это мифологическое мышление ,которое не разделяет часть и целое.
Это пралогическое магическое мышление, а не мифологическое.


Леви-Брюль "Свехъестественное в первобытном мышлении".

Trinity

09-03-2009 18:51:34

Тан писал(а):Это счас обвинение в том, что я не различаю миф и религию?

Тринити, речь была о мышлении, о том, что миф - способ познания. Он же основа религии, но так уж получилось, что различают мифологическое познание, которое ради объяснения мира и религиозное, которое ради спасения.


.

Поскольку я читаю курс "История религии", я объясняю своим студентам, что практически чисто религиозное и чисто мифологическое в религиозном сознании неотделимо. И вера в религиозный миф и является основой религиозного "спасения".



Многие священики прямо говорят. Вера в божественную милость ( в миф о божественной милости) и является основой нашего спасения.

Поэтому прав Чанышев, когда он пишет, что надо говорить о религиозно-мифологическом мировозрении. Сегодня же специально разводят мифологическое (типа мифы и сказки Древней Греции будто бы...) и религиозное (будто бы более серьезное...). Будто бы древние греки были несерьезны, а мы, христиане, - серьезны. В то время как древние греки были также серьезны как и христиане или иудеи.

Я описываю общую ситуацию в российской общественной мысли...

Тан

09-03-2009 18:58:23

Это пралогическое магическое мышление, а не мифологическое.


Леви-Брюль "Свехъестественное в первобытном мышлении".

а если коротко - в чем разница? я-то думал ,что пралогическое мышление - это первая ступень мифологического.

Поскольку я читаю курс "История религии", я объясняю своим студентам, что практически чисто религиозное и чисто мифологическое в религиозном сознании не отделимо. И вера в религиозный миф и является основой религиозного "спасения
".
а мифологическое - рассматривается как религиозное? то есть мифологическое мышление было не до религиозного, а это одно и то же, или, скажем, начальная стадия?

Trinity

09-03-2009 19:09:50

Тан писал(а):

".
а мифологическое - рассматривается как религиозное? то есть мифологическое мышление было не до религиозного, а это одно и то же, или, скажем, начальная стадия?

Хороший вопрос. Думаю, что ответ на него можно найти в хорошем учебнике "Религоведение" под общей редакцией профессора Яблокова.

Анализируя общую структуру религии Яблоков выделяет в ней религиозные представления и религиозные отношения. Религиозные представления и есть мифологические представления по сути. А религиозные отношения - это отношения религиозного человека к своим собственным представлениям.


Значит религия, как она существует в сознании верующего, с одной стороны состоит из мифов, а с другой стороны из отношения к этим мифам.

Что такое религиозная мысль ? Как мы можем ее проанализировать ? С одной стороны это мифологические понятия и мифологические образы, а с другой стороны оперирование этими понятиями и этими образами. Такова ее структура.

То есть на мой взгляд религиозная мысль - это мифологическая мысль. А религия - это еще и акт веры в правильность своих мифологических представлений.

Trinity

09-03-2009 19:16:07

Тан писал(а):а если коротко - в чем разница? я-то думал ,что пралогическое мышление - это первая ступень мифологического.

".

Если коротко в пралогическом восприятии мира мир недиференцирован и "все причастно всему".

Это явление в мыслительной деятельности называется "партиципация".

Шаркан

09-03-2009 19:23:51

Тринити, про мэмы я читал у Эрика Дрекслера "Машины созидания", но где скачать уже не знаю.

Традиции, павильно, не есть сама культура, перегнул я палку, но они - важные элементы культуры. И инфопотоки создают новые привычки и традиции (типа мании на валентинки - даже в некоторых арабских странах проклюнолось, а уж в Турции - целая индустрия их производства! причем и для ВНУТРЕННЕГО рынка, с поздравлениями и объяснениями в любви - "сени севийорум" и т.д.). Или я придаю понятию "традиция" черезчур общее значение?

Trinity

09-03-2009 19:26:21

Тан писал(а):

Происхождение людей от волка - миф. Он объясняет, откуда взялись люди. Почитание волка - религия. Его почитают не для того, чтобы объяснить какое-то явление. И почитание - не познание. Религиозное познание направлено на то, что это за волчара - чтобы правильно его почитать.


Дело в том, что откуда верующий в волка знает, какой вид его почитания является волку угодным, а какой для него является оскорбительным ? :) Опять же Религия Волка основывается на мифах о правильном почитании данного волчары.

Trinity

09-03-2009 19:28:03

А Дрекслер... ;) Спасибо. Поищу его тексты в сети.

Trinity

09-03-2009 19:30:10

Вообще сегодняшний мир в страшном кризисе, поскольку разрыв в мышлении какого-нибудь вани из Тамбова и какого-нибудь американского интеллектуала становится просто пугающим. И об этом никто не пишет !

Тан

09-03-2009 19:31:56

За объяснение спасибо, не все понял тока.
Вот это:
Если коротко в пралогическом восприятии мира мир недиференцирован и
Это явление в мыслительной деятельности называется "партиципация".

это я знаю. Вопрос: но ведь это и для мифологического мышления характерно (по крайней мере, мне так преподавали, одной из характеристик мифологического мышления как раз дали"все причастно всему" ). или нет? Как они соотносятся?

Trinity

09-03-2009 19:33:20

Шаркан писал(а):

Традиции, павильно, не есть сама культура, перегнул я палку, но они - важные элементы культуры. И инфопотоки создают новые привычки и традиции (типа мании на валентинки - даже в некоторых арабских странах проклюнолось, а уж в Турции - целая индустрия их производства! причем и для ВНУТРЕННЕГО рынка, с поздравлениями и объяснениями в любви - "сени севийорум" и т.д.). Или я придаю понятию "традиция" черезчур общее значение?
Ну, конечно согласен. Традиция конечно важный элемент культуры...

Trinity

09-03-2009 19:36:52

Тан писал(а):За объяснение спасибо, не все понял тока.
Вот это:

это я знаю. Вопрос: но ведь это и для мифологического мышления характерно (по крайней мере, мне так преподавали, одной из характеристик мифологического мышления как раз дали"все причастно всему" ). или нет? Как они соотносятся?
Хмм... ну, ведь не все мифологические персонажи друг другу причастны.

На тему как они соотносятся можно докторскую защищать... :)

Могу только высказать свою точку зрения. Конечно они соотносятся... Как-то соотносятся... Но вот как ? :D

Шаркан

09-03-2009 19:53:07

Trinity писал(а):Вообще сегодняшний мир в страшном кризисе, поскольку разрыв в мышлении какого-нибудь вани из Тамбова и какого-нибудь американского интеллектуала становится просто пугающим. И об этом никто не пишет !


не будем сравнивать несопоставимое;
рядом с Ваней-сантехником из Тамбова есть его тезка опять из Тамбова (блин, не люблю этот город, я там в детской больнице с пневмонией сначала лежал, а месяц спустя загремел с хепатитом, заразили шприцом не иначе, хорошо хоть СПИДа тогда не было в 1976-ом!) Иван-инженер или учитель или математик, поэт...
Но разница все равно офигительная. И будто даже не на оном языке балакают. Даже когда один и тот же сериал смотрят, бывает же, по телеку, совершенно различное восприятие и характер интереса.
Кста, в Америке интелектуалы не в почете. Глобальная культура звезд и прочих знаменитостей. Может, это брожение перед появлением нового типа культуры? Вероятно можно проследить, исходя из новомодных "глобальных" традиций, не знаю. Не моя пашня это. Поверхостно могу судить, но чуть глубже в тему - я тоскую по таблице Менделеева и теории лигандного поля, по механизму электропроводимости полианилина и проблемы органического механосинтеза, где все гораздо понятнее...

Шансон

09-03-2009 20:29:57

'Trinity писал(а):Конечно, только наука дает подлинное знание о мире.
Наука никаких конкретных познаний о мире не дает и не давала.Она путается в дебрях гипотиз и предположений,но четко ничего не поясняет.Что такое электричество,наука обьясняет,а его природу - нет.Загадка.И так куда не кинь.Когдато историки всего мира говорили,что Вавилон - библейские сказки,миф.А потом провели раскопки на масте указаном в Библии и откопали Вавилон.

Тан

09-03-2009 23:44:48

Хмм... ну, ведь не все мифологические персонажи друг другу причастны.

а как же всеобщее оборотничество? тут же не факт, а принцип важен...

Шансон

09-03-2009 23:54:10

'Шаркан писал(а):Шансон... ну ты загнул...
Так правда же.И матюков нет.Хотя очень хотелось.Ведь наука исследует то,что есть и теряется в догадках откуда все взялось.А сколько раз ученые с пеной у рта доказывали одно,а потом отказывались от старых убездений и выводов.