Тан
05-03-2009 10:40:37
Тему создал здесь, потому что, ИМХО, содержание раздела ближе всего... стоило бы в НАУКУ
, но там своя специфика.
Синопсис, или что было раньше

Синопсис, или что было раньше
'Шаркан писал(а):лишь бы привилось - традиция называется (основа культуры).
обычно традиция остается в виде навыков (мэмов), даже когда ее смысл исчерпан, и она становится не инструментом, а обузой.
На ЕФА некоторые традиции - уже обуза.
Когда новая традиция начнет из ускорителя превращаться в тормоз - долой ее, новую введем. Осознанное развите (анархизм).
'Тан писал(а):обычно традиция остается в виде навыков (мэмов), даже когда ее смысл исчерпан, и она становится не инструментом, а обузой.
а разве можно исчерпать смысл традиции? он ведь сакрален, а потому вечен, ориентирован на самовоспроизведение. скорее уж меняется культурный контекст и традиция, не будучи исчерпанной, отчуждается.
'Шаркан писал(а):можно.
и сказки - тому потверждение. Прежние боги становятся персонажами сказок. Причем - в виде злых и глупых сил, которых обдуривает молодец-удалец.
Так люди платят за прежние страхи бывшим кумирам...
Это, конечно, пример изживания традиции, при которой остается след.
Другая традиция - воевать плотным строем, даже когда появилось довольно скорострельное оружие.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. один из таких примеров.
Традиция считать, что в огнестрельной ране содержится некий "яд" (и лили в рану кипящее масло).
Традиция считать, что хирургия - это всегда боль (полвека прошло с изобретения анестезии, прежде чем ее стали применять массово. Почему задержка? Традиция...)
Или традиция носить галстук...
(когда я попал в охрану банка в начале крисиса в 1993, я тут же опротестовал галстуки. Предложил галстук на резинке - таким не задушить, да и повязан будет всегда безупречно. Объяснил почему. Даже показал как могу обезвредить охранника, дернув посильнее за галстук. Вроде согласились... и закупили "нерезиновые" галстуки. Почему? "Так принято, мы контора приличная")
много есть примеров исперпавших себя традиций. Стоит только оглядеться повнимательнее. Ну, бывает когда их наполняют новым содержанием, но это редко - вот так и стоят пустышки всякие...
государство - тоже ведь традиция...
'Тан писал(а):эх, опять непонятки с понятиями.... ладно, тогда снимаю возражение....
кромеи сказки - тому потверждение. Прежние боги становятся персонажами сказок. Причем - в виде злых и глупых сил, которых обдуривает молодец-удалец.
здесь традиция не изживается. Она продолжает исполнять сакральные функции, но в иной форме. В отличие от мифа или ритуала, это уже не способ познания/влияния на мир, но все равно формирование его восприятия. Боги остаются такими же, как и были: добрые - добрыми, злые - злыми. Сакральность осознается все слабее, но остается даже в наше время. А осознается она слабее из-за изменения культурного контекста, отказа от жесткого традиционализма.
'Шаркан писал(а):возражение мое тут только по фразеВ отличие от мифа или ритуала, это уже не способ познания/влияния на мир
миф, ритуал, религия - НЕ способ познания, а попытка ТОТАЛЬНОГО и ВЕЧНОГО (которое, понятно, не продолжается вечно) ОБЪЯСНЕНИЯ мира, постулирование механизма его "действия" и происхождения.
Вот ВЛИЯТЬ - это да. с этим словом согласен.
Танмиф, ритуал, религия - НЕ способ познани
Понятия «мифа». Миф как форма мироощущения, миропонимания эпохи его создателя, способ познания окружающей действительности, парадигма, образец актам человеческого поведения в повседневной, бытовой жизни и в построении общества
Миф, воспринимаемый таким образом, являлся для сознания древнего человека характерным способом познания. Слово «познание» в данном контексте тоже нуждается в пояснении. Мы часто соотносим с ним книжное знание, усваиваемое нами в виде образов, понятий, теорий и т.д. Такое познание тождественно накоплению и систематизации сведений. Здесь же имеется ввиду познание иного рода – познание как непосредственный опыт проживания. С этой точки зрения понятия «быть» и «познавать» тождественны. Мифологический способ познания заключался во вживании в сам миф, во вхождении внутрь той реальности, которую он выражает, и глубина познания соответствовала степени такой интеграции. Миф одновременно являлся и животворящим началом, и источником знания, и стержнем родовых и общественных отношений, и личным ориентиром. Благодаря такой универсальности миф мог предоставить познающему ощущение заключенной в нем полноты. При этом любые иные содержания, не относящиеся к мифу, оказывались излишними. Вот почему древние цивилизации, несмотря на обилие талантливых и одаренных людей не создали науку и художественное творчество в современном значении этих понятий. Они в этом просто не нуждались.
с гносеологической точки зрения миф является самостоятельным способом познания и оформления истины, параллельным логическому способу.
'Шаркан писал(а):чей цитат?
познание - термин современный, речь идет о научном познании; все остальное - попытки постулировать даже не модель (любая модель оспорима), а ДОГМУ, которая объясняет все и вся.
ИСТИНУ же постичь в принципе невозможно. И не из релятивизма, а из-за самого языка, как системы и инструмента формулировки того, что ПОЗНАННО.
(впрочем, отклоняемся от темы. Прошу тебя перенести свои посты в новый топик, я перенесу свои, а отсюда их уберу, не то флуд получается)