Я ненавижу религиозных злых "добряков"

internet

07-04-2009 07:42:14

2000 лет эта хрень въедается в головы людей. Как мне кажется, то дальше будет только хуже(((

WhiteTrash

07-04-2009 07:49:15

ая не люблю людей которые указывают во что мне верить...

internet, не будьте столь категоричны

я сам атеист
в чем смысл вашей темы?

internet

07-04-2009 07:51:40

Просто высказался. Устал молчать. Вот услышал Ваше мнение по токой теме.

Zogin

07-04-2009 07:56:09

internet,

А вы вообще о чем? О христианстве? А причем тут злые "добряки"? И как насчет других религий?

internet

07-04-2009 08:01:20

Я вообще не врубаюсь. Зачем забивать мозг фантастическими историями и жить основываясь на них? Я считаю таких людей ебанутыми , так как от них хрен знает чего ожидать. Я вот в свой футбольный клуб верю и когда он победит я буду радоваться. Вот - это по моему нормальная вера.
А еще я считаю, что религия могает людям отварачиваться друг от друга. Когда кого то сжирает система, то кто то рядом легко объяснит это тем что он сам в этом виноват или будет думать, что у него все нормально, ведь нас всех охраняет ....))) Бля конечно никакой коррупции одна справедливость бля!

WhiteTrash

07-04-2009 08:02:50

'internet писал(а):Я вот в Зенит верю и когда он победит я буду радоваться

вот с этим согласен...

xADIKALONx

07-04-2009 08:11:28

Я вот в свой футбольный клуб верю и когда он победит я буду радоваться.

ну вот а меня чесно говоря бесят футбольные фанатики, как мой знакомый, непойму хуле убиваться по какимто аленям если они проиграют и хуле радоваться когда они выйграют.

А что касаеться веры то я атеист, хот наверно процентов на 95 атеист и процентов 5 мне всетаки вещают о логическом создании нашего всего

Zogin

07-04-2009 08:16:00

Так. сейчас я про спорт отдельную тему создам и изложу в ней свое виденье проблемы.

internet

07-04-2009 08:26:57

xADIKALONx

Вооот! Я считаю что про 5% "логики" вы правильно провили самоонализ. Ведь атеизм (отрицание), то есть остальные 95% говорят Вам что это чушь.
Кстати я тут читал новость (правда уже не новую), что религия заложена в гене человека, но таковой имеется не у всех.

xADIKALONx

07-04-2009 08:37:22

не заложено нехуя это невкаких сраных генах, скозочники. еще в генах заложено таблицу умножения знать

internet

07-04-2009 08:44:29

)))Вот таблицу умножения туда было бы ништяк вписать)))
А о религии - тогда откуда же ты эту хуйню у себя в голове взял? И уверен в ней аж на 5%?!

xADIKALONx

07-04-2009 08:48:44

А о религии - тогда откуда же ты эту хуйню у себя в голове взял? И уверен в ней аж на 5%?!

точно также как и таблицу умножения, ее ктото придумал, а я знаю

Шансон

07-04-2009 08:53:55

Вот я - человек верующий,но не религиозный.Свою веру никому не навязываю.Вера не мешает мне быть анархистом. И атеистов долбонутыми не считаю.Каждому свое. Просто прошу не путать религиозных фанатиков и верующих,и относиться с уважением к чужим верованиям.Ведь анархизм и анархия для вех,не зависимо от вероисповедания.

internet

07-04-2009 08:55:34

... Ну тогда лучше бы этот "кто-то" придумал еще одну таблицу умножения.

Инициатива

07-04-2009 08:59:35

internet, какое вам дело, кто и во что верит? Хотят люди верить пусть верят, если это не мешает другим, не хотят, тоже их право.

Zogin

07-04-2009 09:01:24

internet писал(а):xADIKALONx

Вооот! Я считаю что про 5% "логики" вы правильно провили самоонализ. Ведь атеизм (отрицание), то есть остальные 95% говорят Вам что это чушь.
Кстати я тут читал новость (правда уже не новую), что религия заложена в гене человека, но таковой имеется не у всех.


Не читайте всяких глупостей. Религия - довольно позднее изобретение человечества. Само понятие о богах возникло только при переходе человека от к дикости к варварству, т.е. когда человек полностью сформировался как биологический вид. До этого господствовали мифологические представления о мире, но они не были религией! Так что к генам религия отношения не имеет.

Охотно готов допустить, что существуют гены, вызывающие склонность к шизе. А уж примет шиза религиозные формы или нет - другой вопрос. Но говорить, что склонность к религиозности заложена генетически совершенно некорректно.

internet

07-04-2009 09:08:14

А я тут всякие научные фильмы зырю, так там вообще говорили, что кость черепа (название ее не помню, но от нее зависит и форма самого черепа. Например была как у обезьяны стала такой какая есть сейчас) еще не полностью закончила свое преобразование и будет череп немного другой у нас в итоге.

Марксист

07-04-2009 09:10:01

internet писал(а):2000 лет эта хрень въедается в головы людей. Как мне кажется, то дальше будет только хуже(((


Писал я об этом большую антирелигиозную статью, под названием

Не встанем на колени!


Надеюсь, она Вас заинтересует.

Арадан

07-04-2009 09:13:39

это верно не только про человеческий череп, а вообще про любой живой организм.
ведь природные условия постоянно, пусть и незначительно, меняются. следовательно, и меняется внешнее воздействие на организм, следовательно, он тоже меняется, приспосабливаясь к новым условиям.

Radiy2

07-04-2009 09:19:56

Тварь(ищ) Интернет! Атеизм это вера в отсутствие Бога. Ты же не можешь ЗНАТЬ, что Бога нет. А ВЕРИТЬ, что Бога нет ты можешь. Так вот, ты и тебе подобные уже достали своим религиозным фанатизмом!

internet

07-04-2009 09:21:16

больше я в этой теме писать не буду.

Марксист

07-04-2009 09:33:12

Radiy2 писал(а):Тварь(ищ) Интернет! Атеизм это вера в отсутствие Бога. Ты же не можешь ЗНАТЬ, что Бога нет. А ВЕРИТЬ, что Бога нет ты можешь. Так вот, ты и тебе подобные уже достали своим религиозным фанатизмом!


А как насчет бритвы Оккама, которая срезает лишние сущности?

Изображение



Я не могу знать, что нет Великого Зайца, Зевса, Кетцалькоатля. Так что теперь, признавать всю эту толпу богов за реально существующих?

Реальны только проверяемые знания. А утверждение о существовании бога - совершенно голословно.

Арадан

07-04-2009 09:35:57

помните слова да Винчи о важности экспериментов? типа, если знание экспериментально не проверено, то ничего оно не стоит (ну, смысл такой))

Марксист

07-04-2009 09:40:46

Вот именно. Из книги "Советия":

Научный метод познания - конец слепой веры: знания должны поддаваться проверке.

В средневековой Европе единственным дозволенным источником знаний были книги, официально утвержденные и одобренные церковью.

Например, считалось, что все что можно и нужно знать о природе уже содержится в сочинениях Аристотеля. Если возникал какой-либо спор по вопросам, связанным с природой, нужно было лишь найти в сочинениях Аристотеля соответствующий параграф, подтверждающий оспариваемое положение и показать его оппоненту - на этом спор обычно заканчивался, поскольку в средние века авторитеты, в том числе и научные, были непререкаемы, и спорить с ними означало бунтовать против существующего порядка вещей. Это могло кончиться для спорщика очень плохо, вплоть до того, что он мог закончить свою жизнь на костре инквизиции.

В начале 17-го в Италии, в городе Пиза жил один независимо мыслящий человек по имени Галилео Галилей. С юности он впитал в себя дух нового времени, дух гуманистического индивидуализма, и привык склонять голову перед авторитетами. Он позволил себе усомниться в справедливости многого из того, что было написано в трудах Аристотеля. Например, Аристотель совершенно голословно утверждал, что если одновременно выпустить из рук два тела, легкое и тяжелое, тяжелое упадет на землю первым. Галилей не стал сотрясать воздух в бесполезных спорах - он просто залез на знаменитую Пизанскую башню (которая уже в то время была заметно накренена, так что с ее вершины было очень удобно кидать всякие предметы), и одновременно сбросил с нее два шара одинаковых по размеру, но разных по весу (один из дерева, а другой из чугуна). Вопреки Аристотелю оба шара достигли поверхности Земли одновременно. Этот опыт положил конец средневековой схоластике и начало научному методу познания, методу признающему в качестве надежного источника знания только практику и эксперимент, а не сочинения авторитетов и не религиозное наитие. Начали накапливаться научные знания, т.е. знания, которые, в отличие от знаний, содержащихся в религиозных писаниях, можно было всегда проверить на практике и убедиться в их истинности, а не полагаться на слепую веру. Можно сказать, что научные знания - это знания гораздо более высокого уровня надежности и достоверности, чем религиозные знания, поскольку это проверяемые знания.

Radiy2

07-04-2009 09:42:45

'Марксист писал(а):признавать всю эту толпу богов за реально существующих?

Нет. Можно и не пирзнавать. Но быть 100% увереннымс нельзя. Можно лишь ВЕРИТЬ!

xADIKALONx

07-04-2009 09:45:39

Radiy2, вот ты веришь, что у тебя ест ьтретяя рука которую ты невидишь? а я верю, что у меня есть и буду это навязывать всем, а ты давайка докажи, что ее нету и если недокажешь то все должны вибирать верят они в это или нет. Точно также можно придумать со всем

Марксист

07-04-2009 09:46:25

Но быть 100% увереннымс нельзя


Это агностицизм. Он открывает лазейку для фидеизма (т.е. поповщины). А поповщина - для идеи о том, что "власть от бога".

Вот потому-то революционер и должен быть воинствующим атеистом, если он действительно против власти.

Изображение

Дмитрий Донецкий

07-04-2009 10:13:55

'internet писал(а):Зачем забивать мозг фантастическими историями и жить основываясь на них? Я считаю таких людей ебанутыми , так как от них хрен знает чего ожидать. Я вот в свой футбольный клуб верю и когда он победит я буду радоваться. Вот - это по моему нормальная вера.


Когда болельщики идут организованной толпой после матча, то "от них хрен знает чего ожидать". И многие их тоже считают... эээ... неадекватными. Так что не судите и не судимы будете. Каждому своё (повторю Шансона).

Ganmrak

07-04-2009 11:31:51

Марксист писал(а):Реальны только проверяемые знания. А утверждение о существовании бога - совершенно голословно.


Я думаю, что данные опыта, получаемые нами посредством эмпирических методов познания, могут не отражать всей полноты или пустоты действительности. Солипсизм же.
Наука, по сути своей - просто опровергаемая религия, и именно в этом её свойстве её сила.
И я думаю, что бритва Оккама всегда должна смотреться предельно соврменно:
Изображение
Только тогда Вы сообразите, что ей можно отсечь вообще всё, и останется одна сплошная шуньята.:)

Goren

07-04-2009 11:57:18

'Ganmrak писал(а):опровергаемая религия

это оксюморон. Религия именно тем и характеризуется, что её нельзя формально опровергнуть. Алсо, слышать от марксиста высказывания против религии в высшей степени забавно, бо марксизм - самая что ни на есть ортодоксальная религия.

'Марксист писал(а):Это агностицизм. Он открывает лазейку для фидеизма (т.е. поповщины). А поповщина - для идеи о том, что "власть от бога".

Тут можно заменить марксизм на, скажем, православие, а слово "фидеизм" на "ересь". Ну а к каким именно грехам приводит впадение в ересь - это можно в любой ситуации объяснить.

Марксист

07-04-2009 12:59:57

Без сомнения, можно заменить. Потому что агностицизм - только этап.

Либо этап от религии к материализму (тогда он открывает дорогу для "ереси"),
Либо этап от материализма к религии (тогда он открывает дорогу для "поповщины").
-----------------------------
В любом случае, это промежуточная, непоследовательная философия.

Марксист

07-04-2009 14:02:39

Статья "Научное и религиозное мировоззрение" (часть 1)

[SPOILER]Научное и религиозное мировоззрение

Много столетий продолжается острая идеологическая борьба между научным знанием и религиозной верой. Наука и религия, каждая в отдельности, дают людям определенную совокупность взглядов на окружающий мир, на место человека в этом мире, понимание и оценку окружающей действительности. Эта совокупность взглядов и называется мировоззрением.

Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Отсюда вытекает необходимость воспитания у всех советских людей научного, материалистического мировоззрения, дающего возможность правильно подходить к явлениям действительности, познавать их, раскрывать закономерный характер развития природы и общества, преобразовывать их в своих интересах.

Решение основного вопроса философии

Мировоззрение человека определяется прежде всего тем, как он решает вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, вопрос о том, как относится наше знание к окружающему миру — можем ли мы познать его или нет. Этот вопрос называется основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим.

Научное, материалистическое мировоззрение исходит из того, что первичным является бытие, материя. Материя - это та основа, которая в своем развитии порождает сознание и предопределяет его развитие. Сознание является вторичным, производным от материи. В своем сознании человек отражает окружающий мир.

С противоположных позиций решает этот вопрос религиозное мировоззрение. Первичным провозглашается некое духовное, нематериальное начало. Во всех религиях этим началом является бог, обладающий абсолютной мудростью и всесилием, творец и управитель мира, во власти которого находятся судьбы мира и человечества.

Материалистическое мировоззрение признает познаваемость окружающего мира. Человеку доступно познание законов развития природы и общества, сущности предметов и явлений действительности, что предопределяет возможность преобразования мира.

Религия, признавая существование всемогущего бога, считает, что человек может познать лишь то, что допустит бог. Таким образом, различное решение основного вопроса философии определяет и различный подход к окружающему миру.
Возникновение религиозных верований и научных представлений об окружающем мире

Мировоззрение представляет собой не что иное, как отражение общественного бытия, совокупности материальных общественных отношений, которые складываются в процессе производства материальных благ. Поэтому все представления, с которыми мы встречаемся в том или ином мировоззрении, строятся на основе материала, взятого из самой жизни людей; в них нет ничего, что так или иначе не может быть выведено из самой действительности, не отражает эту действительность. Однако форма отражения в мировоззрении может быть различной.

Научное мировоззрение отражает действительность такой, какова она есть. Содержанием его является совокупность представлений о строении мира и закономерностях его развития. В религиозном мировоззрении также отражается земная жизнь людей, но религия воспроизводит действительность в превратном, фантасгически извращенном виде. В религиозном представлении мир раздваивается на существующий и вымышленный, при этом земные силы приобретают форму неземных. В религиозных образах и представлениях люди воплощают свои чаяния, чувства, стремления. Незаметно для себя они переносят на окружающий мир природы свои чисто человеческие свойства и те отношения, которые присущи общественной жизни людей.

Защитники религии утверждают, что человек был религиозен всегда, он всегда верил в сверхъестественное. Однако многочисленные находки ученых, изучающих быт и культуру древних народов, показывают, что сознание первобытного человека было свободно от каких-либо религиозных верований. От своих предков -животных - люди не могли унаследовать никакой религии. В головах первобытных людей отражались только те процессы, которые были связаны с добычей пищи, с изготовлением орудий труда и т. п.

Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это извращенное понимание действительности прошло ряд ступеней в своем развитии и в конце концов привело к возникновению современных религий

Наши далекие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими, как наводнения и бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своем распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища - это во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности, нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар...

Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те, которые приносили болезни, голод, смерть, наоборот, — злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ - духов, демонов и т. д.

Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С переходом к земледелию и с приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде свиньи, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в их хозяйственной жизни.

О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов (в Индийском океане), стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звезды — это живые сверхъестественные существа. Об олицетворении животных рассказывает в своей известной книге „В дебрях Уссурийского края" В. К. Арсеньев. Нанаец Дерсу Узала на вопрос, почему он называет диких кабанов людьми, ответил: „Это все равно люди, только рубашка другой. Обмани понимай, сердись понимай, кругом понимай. Все равно люди". Нанаец считал живыми и огонь, и воду, и лес...

Наряду с фантастическими, извращенными представлениями об окружающем мире человечество накапливало и положительные знания. Практические нужды людей, стремление добиться лучших условии существования заставляли их вести борьбу с природой В процессе этой борьбы у человека постепенно появлялось все больше и больше наблюдений, опыта. Сталкиваясь со стихиями природы и испытывая на себе их могущество, люди хотели знать, чем вызвано вредное действие природных сил, почему иногда оно бывает благоприятным, а иногда разрушительным, можно ли подчинить его своей воле и управлять им. Перед людьми вставали вопросы о том, что представляет собой окружающая действительность и каково место в ней человека. Внимательно наблюдая окружающее, они находили действительные причины различных природных явлений. Так рождались зачатки науки.

За много веков до начала нашего летосчисления в Вавилонии, в Древнем Египте и Китае велись постоянные наблюдения звездного неба, картина которого меняется в зависимости от времени года и суток. Хозяйственная жизнь этих стран нуждалась в точном календаре. Необходимо было знать, когда наступит время сева, сезон дождей. Это определялось с помощью наблюдений за положением на небе Луны, Солнца, звезд. В Египте, например, посевные работы производились сразу после того, как заканчивался разлив Нила Египтяне установили, что предвестницей разлива реки служит яркая звезда Сириус, когда она появляется ранним утром на востоке. Изучая движение небесных тел, люди еще тысячи лет назад научились составлять календари, предсказывать солнечные и лунные затмения.

Многие тысячи лет происходило постепенное накопление первых научных знаний человека. В Древнем Египте и Вавилонии, Индии и Китае зарождались математика и астрономия, появились некоторые сведения, относящиеся к химии и медицине. Тогда же возникли зачатки механики, агрономии, биологических наук.

В отличие от религии, в основе которой лежит слепая вера в то, что написано в "священных" книгах и не может быть доказано, наука опирается на проверенные факты, на опыт, наблюдение, на всестороннее изучение явлений природы и общественной жизни. Каждый научный вывод строго проверяется и доказывается. Наука не говорит нам: вот полная, законченная картина мира, в которой все ясно и уже ничего нельзя прибавить и изменить, природу дальше не следует изучать. Так заявляет религия, которая призывает слепо верить библейским мифам. Нет, говорит наука, в природе многое еще не познано, многое мы знаем еще недостаточно полно. Процесс познания бесконечен. Характер научного познания окружающего нас мира таков, что любые знания приобретаются отнюдь не сразу, а по частям. Но они все больше, все точнее отражают действительность, которая существует независимо от нашего сознания.

Знания, добытые наукой, беспрерывно уточняются, расширяются, углубляются, причем наука развивается, сохраняя и используя все ранее нам известное. Старые знания во многом подтверждаются новыми, совершенствуются, становятся все более полными, более точными. А кое-что отбрасывается совсем. Таков путь развития науки.

Около 2500 лет назад в Древней Греции родилось материалистическое учение об атомах как "кирпичиках мироздания". Все тела природы состоят из этих мельчайших частиц. Атомы вечны, неизменны, неделимы. Они отличаются друг от друга своей величиной и формой. Так говорили мыслители прошлого.[/SPOILER]

Марксист

07-04-2009 14:04:12

Статья "Научное и религиозное мировоззрение" (часть 2)

[SPOILER]В минувшем столетии было установлено, что в мире существует несколько десятков (около 100) разновидностей атомов; атомы отличаются не только своим весом, размерами, но и химическими свойствами, т. е. способностью вступать в различные химические соединения с другими частицами. Затем в конце XIX — начале XX в. наукой были обнаружены радиоактивные атомы, которые со временем разрушаются. Оказалось также, что атомы можно разделить, поскольку они состоят из других, еще более мелких, так называемых элементарных, частиц вещества - элекфонов, протонов и нейтронов.

Таким образом, за многие столетия развития науки учение об атомах во многом изменилось. Но изменения эти не отвергали само учение, а лишь дополняли, углубляли его все новыми и новыми знаниями. Древние атомисты не могли исследовать недра атомов, чтобы установить их внутреннее строение. Ученые древности заложили лишь основы атомистики, которые впоследствии постепенно развивались.

Так развивается любая наука. От первых, еще далеко не полных и не точных знаний она постепенно идет к тому, что наши знания о том или ином явлении природы становятся все глубже, точнее, шире. Наука не боится отбрасывать устаревшие представления. Это религия предлагает людям упорно держаться за старые, давно опровергнутые взгляды.
Научное и религиозное мировоззрение о познании мира

Научное мировоззрение признает возможность познания окружающего мира, т. е. правильного и глубокого отражения действительности в голове человека. Без этого человек не смог бы приспособиться к условиям своей жизни, не в состоянии был бы изменять действительность в нужном для себя направлении. Истинность знаний людей об окружающем мире проверяется и подтверждается практикой. При этом истина достигается в ходе бесконечного процесса познания, когда человек все ближе и ближе подходит к полному и всестороннему отражению действительности, т. е. к абсолютной истине.

Защитники религии, пытаясь опорочить научное мировоззрение, заявляют, что оно противоречит самому себе: с одной стороны, оно утверждает, что человек познает действительность, а с другой стороны, получается, что мы никогда не поз.на-ем до конца эту действительность. В данном случае мы сталкиваемся с диалектическим противоречием. Во-первых, научное мировоззрение не отрицает того, что человек обладает и некоторыми абсолютными истинами (в частности, о том, что материя существует объективно, т. е. независимо от сознания, что материя первична, а сознание вторично, о том, что мир познаваем и т. д.). Во-вторых, несмотря на то что человек не может целиком и полностью отразить мир сразу, он познает его по частям, постепенно. Познавая истину относительную, он вместе с тем познает и истину абсолютную, так как абсолютная истина слагается из суммы истин относительных и поэтому в каждой относительной истине есть доля истины абсолютной.

Богословы различают два возможных объекта познания: во-первых, это познание "богооткровенных истин" и, во-вторых, познание материального мира. Что касается первого объекта познания, то источником его является откровение бога, воплощенное в "священных писаниях", "видениях" святых и т. д. Воспринимая якобы откровения бога, обнаруживая скрытый в них смысл, люди познают истины, из которых слагается религиозное учение.

Часть защитников религии допускает, что объекты религиозного познания, т. е. область сверхъестественного, может в известных точках соприкасаться с областью познания видимого материального мира. Отсюда делается вывод, что познание одной области может осуществляться через познание другой. В частности, поскольку в откровениях бога раскрывается картина материальной действительности, постольку, мол, изучая эти откровения, человек вместе с тем познает и сам материальный мир. Таким образом, природа и общественная жизнь "изучаются" религией не непосредственно, а опосредованно: через бога, через изучение его откровений.

Что касается непосредственного познания мира материальных объектов, то, с точки зрения религии, сам по себе человек бессилен познать материальный мир. Он может осуществить это лишь с позволения бога и только с его помощью. Как утверждал один из „отцов церкви", блаженный Августин, „все знания из божественного озарения проистекают, истину человеческий разум получает от бога".

Знания человека о материальном мире религия склонна рассматривать как не имеющие большой ценности, по существу не нужные и даже вредные. "Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакое исследование", — заявлял видный деятель христианства Тер-туллиан. Библия предупреждает людей: "Таинственного не ищи, сокровенного не исследуй"; "Умножая познания — умножаешь скорбь". Однако исторический процесс и связанный с ним рост авторитета науки заставляет в настоящее время защитников религии маскировать истинное отношение религии к познанию. Теперь некоторые богословы пытаются представить дело таким образом, будто чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше он в ней находит доказательств, подтверждающих бытие бога. "Теоретическое" обоснование служителей культа при этом сводится к тому, что природа есть творение бога, есть воплощение его премудрости, а поэтому, познавая природу, человек некоторым образом познает и самого бога, его премудрость, всесилие и т. д. Подобные попытки церковников направить процесс познания материального мира в нужное для себя русло опровергаются научными открытиями: они слишком явно противоречат религиозным "истинам".
Отношение научного и религиозного мировоззрения к разуму

Научное мировоззрение с неизбежностью опирается на объяснения действительности с позиций разума. Противоположную позицию по отношению к разумному, рациональному занимает религия. Она несовместима с требованиями разума, иррациональна по своему существу. Там, где беспредельно господствует слепая вера, не остается места для разума.

Богословие пытается найти оправдание религиозному иррационализму. „Даже в природе, в тварном мире, - пишет один из современных богословов, — человек встречает явления, которые кажутся ему абсурдными с точки зрения рассудочной, тем более проявляется природная ограниченность рассудочного мышления в царстве духа". Нельзя не заметить, что в данном случае служители культа пытаются играть на смешении совершенно различных вещей. Дело в том, что "абсурдность" явлений действительности, с которыми встречается наука, является кажущейся. Углубление уровня знания человека о мире в конце концов приводит к выяснению истинных и притом естественных причин этих явлений. Что касается религиозных предположений, то абсурдность их реальная и никакое углубление познания в будущем не может превратить ее в "неабсурдность".

Другим доводом в защиту религиозного иррационализма служит ссылка на то, что якобы даже „научные теории никогда не могут вполне быть свободными от положений, принимаемых на веру". Но ведь одно дело ни на чем не основанная, бездоказательная вера в существование таких сил и явлений, которые противоречат самой природе, ее сущности, и другое - уверенность ученого, опирающаяся на знание законов развития действительности, уверенность, основанная на научном расчете.

Фантастически извращенные представления религии, как и все религиозное мировоззрение в целом, не могут быть обоснованы с помощью логики, являющейся отражением логики вещей Поэтому религия вынуждена обращаться к превратной, ложной системе доказательств — к схоластике, казуистике, которые путем всевозможных уверток уводят человека с пути правильного понимания действительности. Цепляясь за отдельные, разрозненные факты, паразитируя на внешних, случайных связях, отбрасывая проникновение в сущность явлений, богословы создают лишь видимость разумности своих доводов в пользу религии.

Общественная роль религиозного и научного мировоззрения

Всякое мировоззрение представляет собой ту общую теорию, которой люди руководствуются в своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильное представление о мире, научное мировоззрение тем самым помогает ему ориентироваться в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности. Руководствуясь научным мировоззрением, люди подчиняют себе стихийные силы природы, становясь благодаря этому подлинными ее повелителями. В области социальной научное мировоззрение помогает трудящимся осознать свою роль в развитии общественной жизни, уяснить реальные пути разрушения эксплуататорского мира и построения бесклассового общества. Таким образом, научное мировоззрение - это могучее оружие в руках человека, с помощью которого он познает и преобразует мир.

Противоположную роль играет в обществе религиозное мировоззрение. Бесспорно, что верующий видит в религиозном мировоззрении руководство для освобождения от гнетущих его обстоятельств. Но, надеясь на помощь религии, человек в действительности обрекает себя на духовное рабство, ибо религия не освобождает его от гнетущих обстоятельств, а увековечивает их незыблемость. Религиозное мировоззрение ведет человека по неверному пути, уводит его от выявления и познания истинных причин, порождающих несправедливость, социальное неравенство и другие нежелательные явления. Оно учит искать эти причины не в земной жизни, а в воле сверхъестественных сил. Вместе с тем оно заставляет человека возлагать все свои надежды исключительно на эти силы, в действительности не существующие. Таким образом, религиозное мировоззрение фактически способствует сохранению в земной жизни тех гнетущих обстоятельств, от которых человек пытается освободиться с помощью религии.

Конкретизируя это положение, обратимся к двум важнейшим проблемам. Одной из таких центральных проблем человечества, вызвавшей к жизни религию, была борьба против стихийных сил природы. Религия была призвана как бы дополнить силы человека в этой борьбе. Будучи не в силах покорить мир с помощью реальных средств, человек "покорял" его в своем сознании с помощью воображения. Такая иллюзия покорения мира только закрепляла бессилие человека.

С другой стороны, научное познание окружающего мира дало и дает человеку в руки все большие возможности для преобразования природы в своих целях, для широкого использования ее могущественных сил в интересах человеческого общества.

Все религии учат: жди божьей милости, проси ее — и тебе воздастся, если не здесь, на земле, то обязательно на том свете, после смерти. Однако практическая деятельность людей уже давно и убедительно опровергла религиозные рассуждения о том, что человеку „без бога - ни до порога". Даже глубоко верующие люди не могут не понимать, что человек, вооруженный знаниями, - хозяин природы. Его могущество очевидно всем. Он не только познает законы, по которым живет природа, но и управляет силами природы, все больше и больше использует их в своих целях.

Человеческое общество развивалось тем быстрее, чем далее оно шло по пути покорения природы, совершенствуя и создавая все новые и новые орудия труда, осваивая новые материалы. А для этого требовались знания. От грубых каменных орудий до сложнейших современных машин и механизмов, от века камня и дерева до эпохи синтетических материалов, от беспомощности перед силами природы до ее смелого преобразования — таким был путь развития человеческого общества. И первым помощником людей на этом пути была наука.

Ярким примером наших возможностей преобразования природы служат достижения химической науки. Эта наука позволяет наиболее целесообразно и экономно использовать природные богатства, превращать естественное сырье - уголь, нефть, отходы сельскохозяйственного производства — в самые разнообразные промышленные изделия. Глядя на прочную и нарядную ткань, трудно представить себе, что она изготовлена из природного газа. Между тем это обычное, рядовое достижение химической науки. Духи и мыло — из угля. Пластмассовые детали машин, не уступающие по прочности металлическим, — из кукурузных кочерыжек. Меховая шуба — из продуктов переработки нефти. Каучук - из древесных опилок... Нельзя перечислить все то, что открыла нам химия, наука „переднего края" технического прогресса.

Велико ее значение и в сельском хозяйстве. Химические удобрения, гербициды, ядохимикаты, ростовые вещества обеспечивают высокие, гарантированные урожаи. Академик Д. Н. Прянишников подсчитал, что, внося в почву в достатке органические и минеральные удобрения, можно увеличить продукцию сельского хозяйства в шесть-семь раз.

Другой проблемой, извечно волновавшей умы человечества, является проблема освобождения людей от социального зла. Религия не может обойти этого вопроса. Но какой же путь она предлагает?

Провал бесчисленных попыток задавленного нуждою и горем человека вырваться из гнетущих его обстоятельств породил религиозное положение о том, что своими силами человек не в состоянии устранить социальное зло, что существование последнего предопределяется волей божества, наказавшего таким образом людей за их грехи. Таким образом, религия снимала ответственность за все бедствия людей с общественно-экономического и политического строя, с эксплуататорских классов. А это неизбежно способствовало сохранению мира эксплуатации и угнетения.[/SPOILER]

Марксист

07-04-2009 14:05:55

Статья "Научное и религиозное мировоззрение" (часть 3)

[SPOILER]Религия обещает освобождение людей от земных тягот в потустороннем мире, в "царстве божьем", где якобы только и может человек найти подлинное счастье. Поскольку все беды на земле, по религиозным представлениям, ниспосланы богом как испытание человека в его верности и любви к творцу, постольку не следует пытаться устранить зло. Так религия и ее служители объективно способствуют сохранению социальной несправедливости.

Наука и религия о развитии общества

Материалистическое понимание истории исходит из того, что причину социального развития необходимо искать не вне, а внутри самого общества. Эта причина лежит в условиях материальной жизни людей. Причем главной силой, определяющей общественное развитие, является способ производства материальных благ.

Способ производства состоит из производительных сил (люди, производящие материальные блага, орудия труда, средства производства) и производственных отношений (т. е. тех отношений, которые складываются между людьми в процессе их производственной деятельности). Одной из особенностей производительных сил является то, что они постоянно совершенствуются, развиваются. Производственные отношения зависят от производительных сил. С развитием последних они в конце концов заменяются новыми, такими, которые соответствуют возросшему уровню производительных сил.

Совокупность производственных отношений представляет собой тот экономический базис общества, над которым возвышаются прочие общественные отношения (отношения в области политики, национальные отношения и т. д.), философские, правовые и другие взгляды и соответствующие им учреждения. Изменения в базисе влекут за собой изменения надстройки. В результате все общество в целом переходит на новую, более высокую ступень своего развития.

Исторический материализм исходит из того, что развитие общества - это закономерный, объективный процесс. Разумеется, поскольку в эксплуататорском мире всегда имеются классы, заинтересованные в сохранении старых порядков, постольку утверждение новой общественно-экономической формации зависит от того, как скоро прогрессивные силы обществ а сумеют преодолеть сопротивление реакционных классов. Однако новый общественный уклад должен возникнуть неизбежно (рано или поздно — это другой вопрос). Развивая производительные силы, осуществляя процесс производства материальных благ, преодолевая через классовую борьбу сопротивление отживших социальных сил, люди тем самым способствуют развитию общества. Таким образом, объективная необходимость общественного развития претворяется в действительность в результате практической деятельности людей, прежде всего трудящихся масс.

Религиозное мировоззрение в решении вопроса о социальном развитии придерживается противоположной, идеалистической точки зрения. Первопричину всех явлений общественной жизни оно усматривает в боге, в его воле. Люди не могут изменить предопределенного богом хода истории. Они являются лишь игрушкой в руках божества, рока. Бог пользуется ими для осуществления своей воли. Отсюда видно, что религиозное мировоззрение стоит на позициях фатализма.

Правда, религия допускает, что люди наделены некоторой самостоятельностью. Они якобы могут даже производить те или иные изменения в общественной жизни. Однако их действия в конечном счете обусловлены все же божественной волей. Успех этих действий зависит лишь от того, насколько поведение людей "богоугодно", насколько оно совпадает с "божественным планом".

Как известно, некоторые революционные движения происходили и происходят под религиозными лозунгами. Чем это объяснить? Ответ дал еще Ф. Энгельс. Подобное происходит там, где наблюдается засилье, преобладание религиозного мировоззрения. Находящиеся под влиянием религии трудящиеся массы не видят иных форм общественного сознания, через которые можно выразить свои революционные устремления. Они ищут в религии те стороны, высказывания, на которые можно опереться в революционной деятельности, отвлекаясь при этом от реакционной сущности религиозных вероучений. Таким образом, религия здесь лишь вынужденная форма, в которой осуществляется революция. Причем религия в этом случае неизбежно тормозит процесс революционных преобразований.

О том, что религия, ее поучения не являются основной причиной революционных потрясений, говорит и тот факт, что одну и ту же религию исповедуют как революционеры, так и реакционеры.

В последнее время некоторые служители культа выступают против уродливых явлений социальной жизни, в частности против империалистической политики развязывания войны, против колониализма. Но эти выступления, как бы они ни обосновывались ссылками на "учение Христово" и высказывания "отцов церкви", можно объяснить лишь теми серьезными сдвигами в общественном сознании народов, которые вызваны успехами сил социализма и прогресса на мировой арене.
Мировоззрение и конкретные науки

Научное мировоззрение выводит общие принципы строения мира и закономерности его развития, основываясь на данных конкретных наук, обобщая эти данные. Однако связь между научным мировоззрением и конкретными науками не односторонняя. В свою очередь научное мировоззрение вооружает конкретные науки общей теорией строения мира, научным методом познания и преобразования действительности. Это позволяет конкретным наукам более успешно раскрывать тайны материального мира. Такая двусторонняя связь научного мировоззрения и конкретных наук является свидетельством их родственности: и то и другое относится к понятию "наука".

Религиозное мировоззрение, в отличие от научного, претендует на непосредственное отражение мира, минуя данные конкретных наук. Источником своих взглядов на мир оно считает откровения бога. В этом отказе от связи с конкретными науками одна из причин того, что религиозное мировоззрение представляет собой извращенное отражение действительности. Источником своих взглядов на мир религия провозглашает откровения бога. Но как показывает анализ этих откровений, в них нашли свое отражение примитивные представления людей далекого прошлого.

Освятив примитивные взгляды человека прошлого, выдав их за откровение божие, религия тем самым противопоставила себя науке, которая постоянно развивается, уточняет и углубляет наши знания об объективном мире. Поэтому на протяжении многих веков церковь вела беспощадную борьбу против науки.

Время не изменило враждебного отношения религиозного мировоззрения к науке. Однако в современных условиях, когда авторитет науки, вопреки всем усилиям церкви, для большинства людей стал непререкаемым, защитники религии во многом изменили свою позицию. В настоящее время лишь наиболее консервативные слои духовенства продолжают в категорической форме отрицать науку. Что касается остальных, то они, учитывая дух времени, объявляют о своем признании естественных наук, но взамен требуют, чтобы эти науки не делали из своих открытий атеистических выводов и, более того, чтобы они служили вере, доказывая бытие божие.

Другим "новшеством" является утверждение, что религия и наука имеют свои особые области исследования: наука - то, что доступно органам чувств человека, религия — область сверхъестественного, область души. В этом легко видеть попытку возрождения теории двойственной истины.

В свое время теория двойственной истины носила прогрессивный характер, поскольку она отражала факт завоевания наукой права на самостоятельное, независимое от церкви развитие. В наши дни она призвана оградить религию от разрушающего воздействия науки.

Несостоятельность теории двойственной истины очевидна. Сама жизнь доказала, что науке подвластно проникнуть в любые тайники вселенной, что научное исследование не имеет границ.
Наука и религия о строении Вселенной

Характерной особенностью религиозного учения о строении вселенной является его антропоцентризм. Сущность антропоцентризма (от греч. аnthrороs — "человек") сводится к тому, что человек - это венец божьего творения, конечная цель бога. Поэтому все, что существует в мире, создано богом ради человека.

Религиозный антропоцентризм непосредственно связан с геоцентризмом, согласно которому место обитания людей, т. е. Земля, является центром вселенной. "Подобно тому, как человек создан ради бога, для того, чтобы служить ему, — писал один из богословов средних веков, — так и вселенная сотворена ради человека, чтобы служить ему; поэтому человек помещен в центре вселенной". Вокруг этого "центра", который неподвижен, вращаются небесные светила.

В течение многих столетий богословы проповедовали и защищали геоцентризм, отстаивали незыблемость этого искаженного представления о вселенной. Геоцентрические взгляды родились в далекие от нас времена и были обусловлены прежде всего низким уровнем знаний наших далеких предков.

В далеком прошлом человек знал лишь небольшой мирок, который он видел своими глазами. Все первые представления о вселенной и отражали в себе мысль: Земля является основой мира.

А небо? Оно было недоступно для изучения, и люди верили религиозным утверждениям, что небо — это иной мир, ни в чем не похожий на „грешную землю", мир вечный, неизменный и совершенный - тот мир, в котором живут боги. Только развитие научных данных о звездной вселенной раскрыло человеку глаза на окружающий мир.

Изучение природы показывает нам, что не существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи, закономерно развивающегося во времени и пространстве; в мире нет никаких сверхъестественных, нематериальных сил, все, что в нем существует, порождено движущейся материей. Так, изучая состав различных тел на Земле, ученые установили, что самые различные вещи, предметы, организмы состоят из немногих простых веществ -химических элементов: кислорода, азота, углерода, фосфора и др. Соединяясь друг с другом в различных комбинациях, они и дают все многообразие мира. Из одних и тех же веществ состоят все мертвые тела природы и все живые организмы. И это понятно. Ведь между живыми организмами и неживой природой нет непереходимой грани. Условия жизни растительных и животных организмов, их питание определяются средой, в которой они существуют. Живой мир существует, развивается среди неживой природы в тесной связи с ней. Много точных, достоверных сведений известно теперь и о природе других небесных тел вселенной. Временами на Землю падают „небесные камни" -куски космического вещества — метеориты. Исследование этих камней показывает, что они не только не содержат неизвестные химические элементы, но и похожи по своему составу на наши земные породы. Солнечная система, в которую входят Земля и другие планеты, является лишь небольшой частью огромной звездной системы -галактики, в которой, по подсчетам ученых, более 100 млрд. звезд. Наша галактика - это всего лишь "звездный остров" в беспредельном океане вселенной.

Изучение химического состава Солнца, звезд, комет также подтверждает материальное единство вселенной. Все небесные тела состоят из тех же химических элементов, из которых состоят и тела на Земле. Например, на Солнце найдены водород, гелий, углерод, натрий, железо и другие элементы. Из этих веществ состоят и звезды и планеты солнечной системы.[/SPOILER]

Марксист

07-04-2009 14:15:34

Статья "Научное и религиозное мировоззрение" (часть 4)

[SPOILER]Неисчерпаемо разнообразие вселенной. Мировое пространство заполняют и мельчайшие частицы материи, и огромные небесные тела, и гигантские звездные объединения. Нет предела разнообразию тел природы. Но что бы мы ни встретили в мире, все это лишь разнообразные формы единой изменяющейся материи, кроме которой ничего во вселенной не существует. Поэтому философы-материалисты говорят, что единство мира состоит в его материальности.

Нет в природе двух ни в чем не похожих миров — земного и небесного. Есть только один мир — вселенная, космос. В нем живем мы. Как и все другие тела вселенной, Земля наша находится в космосе, во вселенной. Изучая природу, наука пришла также к другому очень важному выводу, какие бы изменения ни совершались в окружающем нас мире, в нем никогда не происходит уничтожения или возникновения из ничего того вещества, из которого состоят небесные и другие тела природы. Материю нельзя ни создать, ни уничтожить. Это великий, абсолютный закон природы. Он подтверждается всей нашей практикой, всей наукой. Ни в одном явлении природы, ни на одном физическом или химическом опыте мы не наблюдаем случая, чтобы материя совершенно исчезала или возникала из ничего.

Непрерывно изменяясь, принимая все новые формы, она никогда не исчезает бесследно. Материя всегда существовала и будет существовать вечно. Отсюда понятно, что все древние сказки о сотворении мира ложны. Говорить о „начале" или „конце" вселенной — это значит отрицать всю науку о природе, отрицать законы природы.

Многовековое изучение природы неоспоримо показывает, что ее явления закономерны, каждое имеет свои естественные материальные причины. Источником закономерностей в природе является сама материя, которая находится в вечном движении, развитии. И законы природы не могут быть нарушены, отменены кем-либо. Поэтому в мире нет и не может быть никаких иудее. Всюду в природе действуют законы развития материи, и ни одно явление не может происходить вопреки этим законам. Вся бесконечная вселенная — это мир без чудес, в котором нет места сверхъестественным силам, нет места богу.

Единство окружающего нас мира заключается не только в том, что он материален, что в нем нет ничего, кроме вечно изменяющейся в своем развитии материи, но и в том, что явления природы находятся в тесной взаимной связи, в тесном взаимодействии. Всеобщая связь явлений, их взаимная обусловленность подтверждается всеми открытиями науки, всей нашей жизнью, практикой. Если рассматривать то или иное явление природы вне связи с другими явлениями, его нельзя понять. Изолированное явление будет казаться загадочным, непонятным, чудесным. Например, человек видит редкое явление - затмение Солнца. Вне связи этого явления с другими явлениями, с движением небесных тел затмение будет казаться непонятной загадкой. Но если рассматривать это явление в неразрывной связи с другими явлениями, с тем, что мы знаем о строении вселенной и о законах движения небесных тел, то причина солнечного затмения станет ясной, от загадки не останется и следа.

Если бы в окружающем нас мире не было закономерного чередования явлений, вся наша жизнь, трудовая деятельность представляла бы собой полный хаос. Никто не мог бы знать, к чему может привести тот или иной труд, то или иное явление. За весной могло бы наступить то лето, то снова зима. Снег таял бы то при 0, то при 20 градусах и т д. В действительности этого нет и не может быть, потому что всюду в природе мы сталкиваемся с закономерностью явлений.

Конечно, далеко не всегда видим мы закономерные, причинные связи в природе, не всегда замечаем, в какой зависимости находится от других то или иное явление. И это вполне понятно. Взаимная связь явлений в природе имеет очень сложный характер. Одно и то же явление, его развитие очень часто зависит от множества других природных явлений, от множества причин. Задача науки в том и состоит, чтобы находить те существенные связи между явлениями, предметами, которые необходимо вызывают какое-либо определенное явление природы, изучать закономерности, по которым одно явление природы неизбежно вызывает другое. Ну, а если нет в природе нарушений закономерностей, значит, нет и самого чуда.
Наука и религия о происхождении и сущности человека

Согласно религиозным воззрениям, человек появился в результате единовременного акта божественного творения. Он был создан сразу в готовом, законченном виде. Человек — это „творение, существенно отличное от всех прочих земных тварей и несравненно выше их... образ и подобие божие".

Научное мировоззрение, основывающееся на данных конкретных наук, отвергает эти религиозные домыслы. Наука дает ряд бесспорных доказательств родственности анатомических особенностей строения организма человека и животных. Особенно близко родство человека и человекообразных обезьян, которые имеют очень много общих признаков. Уже сама по себе многочисленность общих признаков человекообразной обезьяны и человека приводит к выводу о том, что нет никаких оснований выделять человека в особый мир из общего мира животных.

Однако в распоряжении ученых в настоящее время находится уже множество вещественных доказательств животного происхождения человека. Начиная с прошлого века в различных районах земного шара находят останки наших далеких предков. Их анатомическое строение самым убедительным образом свидетельствует о том, что человек вышел из животного царства. У истоков человеческого рода стояли австралопитеки (т. е. южные обезьяны), которые постепенно, за миллионы лет, превратились в обезьянолюдей.

Решающую роль в этом процессе сыграл труд, общественно-трудовая деятельность. "Только благодаря труду... — писал Ф. Энгельс, - человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 488).[/SPOILER]

Марксист

07-04-2009 14:17:27

Статья "Научное и религиозное мировоззрение" (часть 5)

[SPOILER]Чем дальше развивался человек, тем все более решающим для его дальнейшего формирования становился социальный фактор. В противоположность религиозному вероучению, рассматривающему человека вне времени, вне конкретной исторической обстановки, научное мировоззрение исходит из того, что нет человека вообще, что каждый человек есть продукт своей эпохи, что в нем воплощаются господствующие в данном обществе социальные отношения. Изменяя условия материальной жизни общества, иначе говоря, свое общественное бытие, человек тем самым изменяет и свою сущность.

Пытаясь дискредитировать научное мировоззрение, богословы доказывают, что оно принижает значение человека, поскольку низводит его в разряд животных. В действительности научное мировоззрение всегда подчеркивало и подчеркивает качественные отличия человека от животного. Главнейшие из этих отличий - трудовая деятельность, речь и мышление. Если животное пассивно приспосабливается к природе, то человек активно изменяет ее в своих интересах.
Научное предвидение и религиозное пророчество

Наука не только постигает тайны мироздания, но и предвидит будущее, предсказывает те или иные явления природы и общественной жизни. Научное предвидение основывается на знании законов развития материального мира. Сознание не пассивно отражает действительность: оно анализирует явления объективного мира, за случайными фактами и явлениями улавливает закономерности.

Все явления природы и общества имеют свои естественные причины, подчиняются определенным законам. Мир - единое, неразрывное целое. Окружающие нас явления неразрывно связаны друг с другом. Одни явления вызываются другими и сами в свою очередь вызывают новые явления. Познавая их возникновение и развитие, изучая их взаимные связи, мы выясняем сущность и причины происходящего, устанавливаем, от чего зависит то или другое явление, чем оно вызвано. Вместе с тем мы узнаем, как и в какой последовательности различные явления следуют друг за другом, когда и при каких условиях они повторяются.

Выяснив внутренние необходимые связи различных явлений, мы устанавливаем закономерности в природе. Изучив отдельные вещи и явления, мы находим в них общие стороны, выделяем наиболее существенные, устойчивые признаки. Обобщая затем их, мы открываем, находим объективные законы, которым подчиняется ход явлений в природе и обществе.

История знает много примеров научного предвидения.

Так, например, детально изучив закономерности движения небесных тел, ученые выявляют пути движения комет и на основании этого, производя математические расчеты, заранее определяют, в каком месте та или иная комета будет находиться в то или иное время. Так, английский ученый Галлей предсказал, что появившаяся у Солнца в 1682 г. комета будет вновь видна на небе примерно через 76 лет. А французский математик Клеро, произведя более точные расчеты, определил более точную дату появления этой кометы. Он ошибся всего на один месяц.

В 1846 г. учеными путем математических расчетов, на основе знания законов природы была открыта неизвестная ранее планета - Нептун. Ф. Энгельс назвал это открытие научным подвигом. Солнечная система Коперника, писал он, в течение 300 лет оставалась гипотезой, в высшей степени вероятной, но все-таки гипотезой. Когда же Леверрье на основании данных этой системы не только доказал, что должна существовать еще одна неизвестная до сих пор планета, но и определил посредством вычисления место, занимаемое ею в небесном пространстве, и когда после этого немецкий астроном Галле действительно нашел эту планету, система Коперника была доказана.

Изучая историю Земли, геологи открыли законы, по которым образуются в земной коре скопления полезных ископаемых. Зная эти законы, можно предвидеть, где, в сочетании с какими породами должны находиться залежи того или иного минерала, природного топлива, руды и газа. Известный советский геолог И. М. Губкин в течение многих лет изучал закономерности залежей нефти. Он нашел, что образование нефтяных месторождений связано с определенным строем пластов земной коры. Руководствуясь своими выводами, ученый предсказал, что в районе между Волгой и Уралом должны находиться большие запасы нефти. Проведенные уже после смерти Губкина геологические исследования недр этого района блестяще подтвердили его научное предвидение.

В полной мере возможность научного предвидения распространяется и на область социальной жизни людей. Глубоко изучив законы общественного развития, Маркс и Энгельс доказали, что развитие общества с неизбежностью приведет человечество к коммунизму Они показали, что дело здесь не просто в пожелании людей, а в объективной закономерности. Частная собственность изжила себя. Производство стало в полной мере общественным. И это требует замены частной собственности и частной формы распределения — общественной.

Предвидение — постоянный фактор социальной жизни людей. Оно является условием их успешной деятельности С углублением познания объективного мира область явлений, которые возможно предсказать, расширяется.

Частные предсказания, не касающиеся отдаленного будущего и не носящие глубокого характера, человек может делать на основе опыта, научно не осмысленного. Предсказания такого рода основаны на наблюдении постоянства связи определенных событий, хотя причинные связи оказываются неустановленными. Например, существует народная примета: если ласточки летают низко над землей, то быть дождю. Это наблюдение подтверждается опытом. Для объяснения же связи между этими двумя событиями не хватает промежуточных звеньев, а именно того, что перед дождем изменяется давление воздуха, повышается его влажность, при этом - насекомые опускаются ниже к поверхности земли, а вслед за ними устремляются ласточки, которые питаются этими насекомыми. Таким образом, многие народные приметы основаны на правильном, хотя и поверхностном, отражении действительности.

В отличие от них суеверные приметы связывают друг с другом такие явления, которые в действительности не связаны причинно-следственными отношениями. Предсказание на основе таких примет является обманом или самообманом, который поддерживается лишь случайными совпадениями.

Для успешного научного предвидения надо хорошо знать наиболее общие законы развития природы и общества, руководствоваться таким методом познания действительности, который позволяет правильно оценивать и обобщать явления природы и общества. Это нам дает марксизм-ленинизм — высшее достижение философской мысли в истории человеческого общества.

Только таким путем мы получаем возможность предвидеть то, что произойдет при определенных условиях в жизни природы, в жизни человеческого общества. И чем глубже и точнее знание объективных, независимых от нашего сознания законов, по которым живет природа, развивается человеческое общество, чем лучше, полнее мы раскрываем причины явлений, тем достовернее наши предсказания, тем с большей точностью они сбываются.[/SPOILER]

Марксист

07-04-2009 14:20:03

Статья "Научное и религиозное мировоззрение" (часть 6)

[SPOILER]Спекуляция религии на нерешенных вопросах науки

Подлинное отношение религии к истине довольно наглядно проявляется в ее оценке нерешенных вопросов науки.

Ссылаясь на факты, когда наука не в состоянии была еще решить ту или иную проблему, защитники религии пытаются доказать, что на науку нельзя полагаться целиком и полностью, что есть проблемы, решить которые наука бессильна, поскольку эти проблемы зачастую относятся к сфере скорее религии, чем науки. В этом отношении очень показателен пример с раскрытием сущности духовной жизни человека.

Долгое время наука не могла правильно решить вопрос о том, что представляет собой психическая деятельность людей. Если в мире материальных вещей и явлений было ясно, где искать причину для их объяснений, то здесь - в области духовной жизни людей - требовалось найти иной подход. Этим воспользовалась религия. Она объявила область духовной жизни людей особой областью, не подчиняющейся земным закономерностям. Поэтому якобы наука и терпит здесь неизбежный провал. Духовная жизнь людей, по утверждениям богословов, может быть правильно объяснена только с религиозных позиций. А именно: сущность человека имеет двойственную природу: во-первых, это его бессмертная душа и, во-вторых, смертное, материальное тело. Душу человек получает от бога. Она не зависит от бренного тела. Более того, душа, вселившись в тело, делает его живым, управляет телом. Душа предопределяет независимость человека от природы, его свободу воли, его умственные способности, его главные индивидуальные черты. И когда она отделяется от тела, чтобы переселиться в потусторонний мир, человек умирает, тело его разлагается. Но такое толкование психических явлений отвергается всеми данными науки. Единственный источник всех психических явлений - наш головной мозг. Наши ощущения и представления об окружающем мире, наше сознание, мышление — результат работы мозга. Без его деятельности нет психики, нет сознания. Когда перестает работать мозг человека, исчезает сознание, прекращается вся душевная (или духовная) деятельность. Русский мыслитель А. И. Герцен говорил, что верить в существование отделимой от тела души -это значит верить, будто свойства можно отделить от вещи, считать, например, что черная кошка убежала из комнаты, но черный цвет от нее остался.

То, что люди многие тысячи лет называли душой, — это не что иное, как деятельность головного мозга, наше сознание. Русский ученый И. М. Сеченов еще в прошлом веке, изучая головной мозг, доказал, что так называемая душа — это не что-то самостоятельное, непознаваемое в нашем организме. Ее материальным органом является мозг. И работу мозга как материального органа можно исследовать. Результаты своих научных исследований ученый изложил в книге „Рефлексы головного мозга". Эта книга открыла новую страницу в изучении душевной (психической) деятельности человека.

Идеи И. М. Сеченова о психической деятельности человека были развиты знаменитым физиологом И. П. Павловым. Его учение о высшей нервной деятельности окончательно разрушило веру в „божественную душу". Спинной и головной мозг — наша центральная нервная система - регулирует всю жизнедеятельность организма, управляет работой всех частей нашего тела. В ней главная роль принадлежит головному мозгу. Каждое мгновение он принимает множество различных возбуждений - сигналов о том, что происходит внутри организма и в окружающей среде. Сигналы поступают по нервным волокнам от всех органов тела. В ответ на них из мозга идут по нервам обратные сигналы - приказы, которые и регулируют работу организма. Ответная деятельность организма, осуществляемая при помощи нервной системы, называется рефлексом.

Известен редкий случай: ребенок родился, не имея больших полушарий головного мозга. Прожил он около пяти лет. За это время он ничему не научился, никого не узнавал и не говорил.

В медицине хорошо изучены также факты, когда поврежденный мозг, например при ранении, перестает работать нормально. При этом человек теряет все то, что якобы связано с его душой. Он перестает говорить и соображать. Значит, все психические способности человека зависят не от какой-то неведомой души, независимой от тела, а от головного мозга.

Наука убедительно показала, что в основе духовной деятельности людей лежат материальные процессы, происходящие в мозгу человека, что психика, которую религия выдает за проявление души, причинно обусловлена внешним материальным миром. Психическая деятельность людей также подчинена объективным закономерностям, она управляется материальным миром.

Учение о высшей нервной деятельности позволило объяснить с научной точки зрения многие явления, с помощью которых религия пыталась доказать истинность своих положений. В частности, перестали быть таинственными такие явления, как сновидения, гипноз, самовнушение и основанные на нем „чудесные исцеления".

Цепляясь уже лишь за отдельные явления психической жизни, богословы пытаются доказать, что если область психических явлений в значительной степени объяснена наукой, то это еще не значит, будто она может объяснить исключительно все явления духовной жизни людей. Они утверждают, что есть такая область, духовной жизни, где по-прежнему господствует религия. В связи с этим в наши дни среди защитников религии широко распространена та точка зрения, по которой сущность человека слагается не из двух, а из трех составных частей. А именно: тела, путин и духа, который как бы дополняет душу. Под понятие „дух" в таком случае подводятся высшие психические способности человека, его разум.

Не менее характерны для религии попытки паразитировать и на других нерешенных в опросах науки.

При этом "забывается" о том, что наука не в состоянии сразу полностью отразить мир. Она идет от раскрытия менее сложных явлений действительности к раскрытию ее более сложных сторон, идет от познания сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Поэтому нет никакого основания для того, чтобы ставить под сомнение силу науки и пытаться спекулировать на нерешенных ею вопросах. То, что неясно для науки в настоящем, будет выяснено в будущем. Справедливость этого утверждения доказывается всем развитием науки.

В каждом открытии, в каждом законе, в каждом свойстве неисчерпаемой материи скрыты еще неизвестные нам на данном этапе познания особенности, черты, количественные и качественные характеристики явления. Обозревая с высот современной науки окружающий нас мир, мы видим все более четко сущность происходящих в природе процессов, лучше, чем прежде, понимаем сложную диалектику его развития, глубину его содержания. Но перед нами по-прежнему остаются вопросы, на которые нужно искать ответы. Такова сама сущность научного познания.

Очень хорошо сказал об этом К. Э. Циолковский: "Ведь не может же быть никем прочтена вся книга природы от начала до конца! Вот цель бытия: читать ее как можно больше, прочитать как можно дальше. Чем больше перевертываем страницы, тем она интереснее и отраднее для всего существующего и мыслящего".

Здесь особенно зримо видна принципиальная грань между наукой и религией. Окружающий нас мир можно изучать, исследовать, все глубже познавая его явления, или же принимать на веру все те догмы, которые, возникнув в эпоху младенчества человеческой мысли, выдаются религией за „истины в последней инстанции".
Противоречия религиозного мировоззрения

Любое религиозное мировоззрение противоречиво по своему существу. Противоречия могут быть как внутренними, присущими внутренней структуре религиозного вероучения, когда одно религиозное положение противоречит другому, так и внешними, когда религиозные положения противоречат самой реальной действительности.

Противоречивость религиозного мировоззрения обусловлена рядом обстоятельств, к которым, в частности, относится тот факт, что любое религиозное учение, по существу, создавалось не одним человеком и не в короткий срок. Оно впитывало в себя элементы других религиозных верований, часто противоречивые. В этих элементах находили отражение чрезвычайно низкий уровень развития социальной жизни, примитивизм и убогость представлений людей о мире.

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что, раз возникнув, религиозные положения обретают святость и благодаря этому становятся неприкосновенными (поскольку религия претендует только на абсолютную истину в ее последней инстанции). И то, что однажды было выдано за „божественную" истину, должно оставаться незыблемым, чтобы не подорвать религиозного учения о непогрешимости и абсолютной мудрости бога. Поэтому, когда благодаря открытиям науки религиозные положения обнаружили свою несостоятельность, религия не смогла отказаться от устаревших представлений об окружающей человека действительности. Она отстаивает эти неверные взгляды, позволяя себе иногда лишь иносказательное толкование явно абсурдных положений религиозного учения.

К внутренним противоречиям религиозного вероучения можно отнести, например, утверждение, будто помимо бога существует дьявол, на которого возлагается вина за все порочные, безнравственные поступки людей. Премудрый бог создает дьявола, хотя заранее знает, что тот ослушается его и будет творить ему козни. Бог всесилен, но вместе с тем он не в состоянии побороть дьявола, хотя он и ведет против него ожесточенную борьбу. Бог мог бы одним словом повергнуть дьявола во мрак небытия, но он не делает этого, хотя дьявол и является его злейшим врагом, из-за которого для большей части человечества уготована геенна огненная.

Крайне противоречиво религиозное учение о дьявольском искушении. Его абсурдность очень точно определил Гольбах, который писал: „Бог иногда искушает людей, чтобы доставить себе удовольствие покарать их, если они имеют глупость попасться в расставленную им ловушку. Но обычно он при искушении пользуется дьяволом, единственная обязанность которого на земле - издеваться над богом и развращать его верных рабов. Это таинственное поведение свидетельствует о том, что божеству иногда доставляет удовольствие своими неисповедимыми действиями водить самого себя занос".

Противоречия религиозного вероучения принципиально отличаются от тех противоречий, которые встречаются в научном мировоззрении, в науке. Если в научном мировоззрении возникновение противоречий связано с неизбежной ограниченностью человеческих знаний, определяемой рамками общего развития социальной жизни, и поэтому по мере углубления представления человека о мире эти противоречия разрешаются, устраняются (в данном случае не принимаются во внимание диалектические противоречия, служащие источником развития действительности), то религиозные противоречия не могут быть устранены.

Таким образом, все высказанные мысли о научном и религиозном мировоззрениях позволяют нам сделать однозначный вывод: наука и религия непримиримы.[/SPOILER]

Goren

07-04-2009 14:27:00

'Марксист писал(а):Либо этап от религии к материализму (тогда он открывает дорогу для "ереси"),
Либо этап от материализма к религии (тогда он открывает дорогу для "поповщины").

Что по существу ничего не меняет. Зачем флудить-то? Я и без марксистов знаю, что такое научное мировоззрение. Оно с религиозным никак не пересекается.

Марксист

07-04-2009 14:37:10

Вы-то знаете, но другие форумчане возможно не знают, особенно подростки. Я эту статью для них привожу.

Goren

07-04-2009 14:39:26

Подростки узнают, когда начнут учиться наукам. Без систематического естественнонаучного образования всё равно ничего не получится, и никакие статьи не помогут.

Марксист

07-04-2009 14:45:40

Наукам они начнут учится с уроков ОПК, а противопоставить этой лжи наш материализм мы можем только тут.

Goren

07-04-2009 15:33:35

какой-то глюк с темой

Кобра

12-04-2009 07:11:30

Я соглашусь с Internet.
Вера и религия - разные вещи. Вера помогает жить, а религия умереть.
Не переношу религиозных фанатиков, считаю их блаженными. Ну хочется им засерать себе мозги - дык на здоровье, пусть куёвдятся себе втихаря, так нет же, они ещё стараются навязать это другим, вот это меня иногда здорово достаёт.
Религию придумали люди а не Бог, и почему кто то должен подчинятся тому, что когда то написал какой то дядька?
Я верю в Бога, но в религиозные аспекты не верю и не хочу.
Нет религии - выше Истины. ИМХО.

Шансон

12-04-2009 07:23:39

'Кобра писал(а):Нет религии - выше Истины. ИМХО.
Тогда вопрос:что такое Истина,чем истина отличается от правды и где и в чем находится истина?

Herz

12-04-2009 07:36:07

Шансон писал(а):Тогда вопрос:что такое Истина,чем истина отличается от правды и где и в чем находится истина?


истина - это то как есть и каждый слышит голос истины.

Шансон

12-04-2009 07:41:59

'Herz писал(а):истина - это то как есть и каждый слышит голос истины.
Ну,во-первых:вопрос не к тебе,а во-вторых:слышание голосов - к психиатру приведет.И ответ ничего не обьясняет.Нет четкого обьяснения.:(
'Herz писал(а):истина - это то как есть
А как пить - уже не истина?:confused:;):):)

Дубовик

12-04-2009 07:57:08

Шансон писал(а):Тогда вопрос:что такое Истина,чем истина отличается от правды и где и в чем находится истина?

Вот Пилату на этот вопрос не ответили... :)

Ganmrak

12-04-2009 08:02:36

Шансон писал(а):А как пить - уже не истина?:confused:;):):)


Это уже к наркологу.

Шансон

12-04-2009 08:04:47

'Ganmrak писал(а):Это уже к наркологу
Это смотря,что пить.Я имел в виду воду.А ты про шо подумал?

Herz

12-04-2009 08:05:47

Дубовик писал(а):Вот Пилату на этот вопрос не ответили... :)


ответили, просто он был настолько тупой, что зачем то спросил вконце о том, о чём ему объясняли. Хотя может и не тупой, раз таки задался этим вопросом.

Herz

12-04-2009 08:09:31

Шансон писал(а):Это смотря,что пить.Я имел в виду воду.А ты про шо подумал?


ах, какое остроумие :D

Шансон

12-04-2009 08:14:34

'Herz писал(а):ах, какое остроумие
Остроумие гораздо лучше тупоумия.:D

Ganmrak

12-04-2009 08:15:39

Шансон писал(а):Остроумие гораздо лучше тупоумия.:D


Вот именно.

Дубовик

12-04-2009 08:22:02

Кобра писал(а):Я соглашусь с Internet.
Вера и религия - разные вещи. Вера помогает жить, а религия умереть.
Не переношу религиозных фанатиков, считаю их блаженными. Ну хочется им засерать себе мозги - дык на здоровье, пусть куёвдятся себе втихаря, так нет же, они ещё стараются навязать это другим, вот это меня иногда здорово достаёт.
Религию придумали люди а не Бог, и почему кто то должен подчинятся тому, что когда то написал какой то дядька?
Я верю в Бога, но в религиозные аспекты не верю и не хочу.
Нет религии - выше Истины. ИМХО.


Не знаю, о чем вы тут спорили пять страниц, - не буду я все перечитывать. Мое мнение: религия, вера, неверие - личное дело каждого. Человек может верить или не верить во что угодно, лишь бы не заставлял других подчиняться его системе взглядов на религию (или ее отсутствие). Отсюда - антиклерикализм в программе РКАС: пока церковь, религия будет пытаться активно вмешиваться в общественную жизнь, навязывать свои представления, подчинять своим правилам не согласных с ними людей, - с ней нужна борьба. В анархическом обществе бороться с религией уже не надо.
Кстати, для меня было большим потрясением, когда я узнал, что в Махновщине - руководимой почти поголовно атеистами - в периоды мирного существования безвластного строя (весна и осень 1919, осень 1920) в школах, при обсуждении того, какие предметы будут преподаваться детям, оставили закон божий... Анархисты не стали навязывать свои представления, оставив возможность удовлетворять простому народу свои потребности в религии... Насколько это противоречило тогдашней и позднейшей советской практике!

Кобра

12-04-2009 10:12:24

Дубовик писал(а): Мое мнение: религия, вера, неверие - личное дело каждого. Человек может верить или не верить во что угодно, лишь бы не заставлял других подчиняться его системе взглядов на религию (или ее отсутствие). Отсюда - антиклерикализм в программе РКАС: пока церковь, религия будет пытаться активно вмешиваться в общественную жизнь, навязывать свои представления, подчинять своим правилам не согласных с ними людей, - с ней нужна борьба.


Вот и я придерживаюсь аналогичного мнения.
Если религия будет стоять на государственном уровне, это будет полная (_^_).
Верить или нет - это личное дело каждого.
ИМХО.

Кобра

12-04-2009 10:19:48

Шансон писал(а):Тогда вопрос:что такое Истина,чем истина отличается от правды и где и в чем находится истина?


Истина у каждого своя, а религия - это шаблон, выдуманый людьми, дабы с помощью сего шаблона так сказать... управлять массами. Это своего рода - власть, и к Богу она имеет мизерное отношение. Это ширма, с помощью которой можно загнать людей в нужные ей, религии, рамки.
Истина, как и Вера дıлжна быть личным делом каждого, а не шаблоном для всех, кто хочет и кто не хочет.

П.С. Это просто моё ИМХО, не более.

Herz

12-04-2009 13:41:19

истина не может быть у каждого своя, она просто есть как всеобщая логика и общий закон мироустройства. Вот у кого нет в башке логики или кто её опровергает нарочно, с теми и случаются нечастья, что подтверждает моё первое предложение в этом топике.

Ganmrak

13-04-2009 11:52:25

Herz писал(а):истина не может быть у каждого своя, она просто есть как всеобщая логика и общий закон мироустройства. Вот у кого нет в башке логики или кто её опровергает нарочно, с теми и случаются нечастья, что подтверждает моё первое предложение в этом топике.


Есть - мир. А законы мироустройства мы придумываем, чтобы лучше функционировать в этом мире.
Или Вы христианин?

Солнушко

13-04-2009 12:57:52

'internet писал(а):Зачем забивать мозг фантастическими историями и жить основываясь на них?
Ну потому как "реальные истории" обычно предельно просты в пересказе "он был унтермершем и с различным успехом доказывал миру свою несуществующую генетическую полноценность". Религия учит жизни в той ситуации когда тебя не касаются ошибки Богов, послужившие причиной первой истории =)
Марксист, Моя религия даже ада мне не обещает "где израиль и жЫды". За пугалками в духе рая и ада стоит менталитет, и духовность, которую вы не можете увидеть через призму своей марксистской религии. Также как жиды из призмы своего извращенного шаманизма не видят мудрости и мощи тех, кто постиг Вуду.

Солнушко

13-04-2009 12:59:15

'Кобра писал(а):Не переношу религиозных фанатиков, считаю их блаженными. Ну хочется им засерать себе мозги - дык на здоровье, пусть куёвдятся себе втихаря, так нет же, они ещё стараются навязать это другим, вот это меня иногда здорово достаёт.
Фанатизм позволяет побеждать и совершенствоваться. Так что давай вместе завидовать.

Freeman

30-03-2010 17:13:58

Человек во что хочет в то пусть и верит, но лично я критикую религию, но мнение свое ни кому не навязываю.