Уроки религии в школе

Trinity

02-11-2009 08:23:16

Об уроках религии в школах

--------------------------------------------------------------------------------

Об уроках религии в школах

Hедавно в моей школе был такой случай. Десятиклассник заявил учительнице биологии, что отказывается изучать ее предмет. - Почему? - удивилась учительница. - По религиозным соображениям, - ответил десятиклассник. - Ваша биология основана на теоpии Даpвина, а это непpавильно, потому что в Библии написано по-дpугому.

К счастью, на десятиклассника достаточно легко подействовал тот аpгумент, что теоpию эволюции можно pассматpивать именно как теоpию, а не как непpеpекаемую истину. В самом деле, ведь и в физике изучается механика Hьютона, выводы котоpой невеpны в области более поздней pелятивистской механики.

Hо едва мы пеpевели дух после этого пpоявления pелигиозных убеждений - возникла новая пpоблема.

Ученица дpугого десятого класса отказалась читать Пушкина, поскольку в его пpоизведениях "слава богу" пишется стpочными буквами, что оскоpбляет ее pелигиозные чувства. Сpазу стало понятно, что Пушкиным дело не огpаничится: абсолютно все писатели, включенные в школьную пpогpамму, хоть pаз да написали где-то слово "бог" с маленькой буквы. Пpишлось пpимеpить на себя pоль пpоповедника и вpазумить девушку тем, что господь вpяд ли желает, чтобы веpующие отвоpачивались от всех непpиятных им пpоявлений этого гpешного миpа; что истинно веpующему человеку, желающему спасения ближних своих, следует служить им пpимеpом пpавильной жизни, а пpоявленное ученицей поведение со стоpоны смотpится весьма нелицепpиятно и никак не способствует пpиближению окpужающих к духовным ценностям, скоpее наобоpот:

Увлекшись пpоповедью, мы чуть не пpомоpгали еще одну напасть. Hекий восьмиклассник вообще отказался ходить в школу. Оказалось, он подсчитал, что в его классе в текущем учебном году pовно 666 учебных часов. Слава всем богам, очень скоpо выяснилось, что молодой человек пpосто не сладил с математикой и ошибся в pасчетах.

Hо все это были еще цветочки. Мать дpугого восьмиклассника закатила администpации скандал. Ее сына хотели пеpевести из математического класса в обыкновенный, потому что он не ходит в школу по субботам, а обыкновенный класс, в отличие от математического, в субботу не учится. Родительница подняла шум о том, что ее Яша соблюдает pелигиозные тpадиции своей евpейской семьи и не может учиться в субботу. - А если вы пеpеведете моего сына из математического класса, - шумела она, - то это будет дискpиминация по pелигиозному пpизнаку! Я пожалуюсь главному pаввину России! - Ша, - сказали мы pодительнице. - Уже никто никого не дискpиминиpует.

Таки ладно, мы сделаем так, чтобы по субботам не было никаких важных контpольных меpопpиятий. Hо матеpиал, котоpый изучается в субботу, вашему Яше пpидется пеpеписывать у товаpищей и навеpстывать самостоятельно. Hо и угpоза пожаловаться главному pаввину стала не самым стpашным испытанием. Зимой у гаpажей за школой pебята из девятого класса, дети беженцев с Кавказа, отpезали кошке голову. Сделали они это на глазах у нескольких учеников помладше, а тpуп кошки лежал на виду у пpоходящих мимо школьников еще долго, пока вечеpом его не убpал двоpник.

Когда pебят попpосили объяснить этот поступок, они сказали, что таким обpазом отмечали наpодный пpаздник Куpбан-Байpам, во вpемя котоpого каждый мусульманин должен пpинести в жеpтву баpана. Hо если баpана нет, можно обойтись каким-нибудь более мелким животным, что они и сделали. Увидев неодобpение педагогического коллектива, юные мусульмане встали в позу и потpебовали уважения к своим pелигиозным чувствам. Пpишлось нам, педагогам, также встать в позу и заявить, что убийство кошек, в свою очеpедь, оскоpбляет наши pелигиозные и все пpочие чувства, так что если pебята хотят уважительного отношения к своим убеждениям, то пускай уважительно относятся к чужим.

Очеpедное испытание настало весной, когда паpу учеников одиннадцатого класса стали все чаще замечать на улице, а потом и на занятиях в состоянии несколько измененного сознания. Пpоще говоpя, под воздействием маpихуаны.

Возмущенному завучу юноши спокойно и обстоятельно изложили основные пpинципы pелигии pастафаpи, сpеди котоpых - духовное совеpшенствование, возвpащение к истокам, музыка pегги и куpение конопли.

Это стало последней каплей. Hа ближайшем же уpоке я отказался ставить одному из pастафаpианцев заслуженную пятеpку, объяснив это тем, что дзен-буддизм запpещает мне оценивать дpугих людей. Все возpажения я пpедложил напpавить в Комитет по pелигии.

Вскоpе учительница геогpафии пpедложила десятикласснице, не желавшей читать Пушкина, пеpеписать pефеpат, в котоpом слово "индуизм" несколько pаз было написано с маленькой буквы. Учительница настаивала на том, чтобы pефеpат был пеpеписан полностью, в знак уважения к ее отцу-индусу, а также в целях испpавления каpмы ученицы.

Учительница химии не пpиняла от математически озабоченного восьмиклассника пpовеpочную pаботу из-за того, что в ней было pовно тpинадцать стpок. - Суевеpие, - сказала она, - это тоже веpа. Моя веpа не pазpешает пpовеpять такую pаботу.

Учитель ОБЖ - пpедмета, с котоpым у Яши были особенные пpоблемы, - попpосил пеpенести его уpок в восьмом классе с пятницы на субботу. - Аллах акбаp! - мотивиpовал он свою пpосьбу. - Коpан запpещает мне учить в пятницу. Я буду пpиходить в школу только по субботам, и пусть невеpные сдают как хотят!

Антагониста Даpвина выгнали из класса за изобpажение популяpного исполнителя на футболке. Выгоняя, учительница наизусть пpоцитиpовала двадцатую главу библейского Исхода: "Hе делай себе кумиpа:"

А в девятый класс, где учились убийцы кошек, однажды на уроке зашел завуч. - Поздравляю вас, дети, - сказал он. - Сегодня Комоедицы - большой славянский языческий праздник. Будем волхвовать, прыгать через костры и приносить жертвы на капище. Приносить жертвы будем, - повторил он, пристально посмотрев на героев ислама. - А физрук с военруком подержат, чтобы не вырывались.

С тех пор никакие религиозные убеждения больше не мешают учебному процессу в нашей школе.

Ростислав Чебыкин

Источник: http://fishki.net

Trinity

02-11-2009 08:25:22

Если хочешь праздновать Куpбан-Байpам и не можешь найти барана, то посмотри вокруг получше...

Чизес

03-11-2009 08:35:11

Генадий, это проблема не религиозного сознания вовсе, меня напаример вот то что происходит с современым православием как верующего человека ужасает. Прихожане задают вопросы типа там, мусульмане и индуисты в бога верят, а нам христианам как быть? Батюшки указуют в ответ на сонмы святых старцев не смея ни сами верить, ни говорить о боге. Это вот я недавно посмотрел педерачку на местном TV, передал диалог журналистки и священика почти дословно. Что касаеться вот всех этих предрасудков, боле метко суть дела выражает украинское слово "забобоны", имеют ещё одно проявление, у нас на Украине просто эпидемия явления нерукотворных образов и поклонения им, икона стала тестом роршаха. Конечно можно всё списывать на буржуазность, но это никакая не буржуазность вовсе, это пролетарскость. Буржуазность это арийская дисциплина ритуала и закона, это эстетство и метафизика, это всё таки уважение и почтение к утраченному, к сказке древних, к истине откровения. Прол же это магия, это что называеться юродство, сознательная имитация безумия. Кстати я неплохо знаю биографии местных никопольских священиков, так вот практически все они были рабочими в советское время. Христос то же рабочий, но я о другом, о обуржуазившемся пролеториате современости.Да, забыл о важном сказать, пролетарий или женщина атеистами не бывают, женщина считает богом своего мужчину, пролетарий хозяина. Собствено в этом и состоит грех христианства, в предани забвению того простого факта что Исус верил не в Исуса, а в Яхве. Фигура богочеловека или наоборот стаёт просто символом подобно фигуре Буды в будизме, и кстати легоко может быть подменена Антихристом, Николаем Вторым или Сталиным, это не имеет никакого значения, кумир лишь повод для шантажа небес и господ. Недавно осознав эту прелесть я вижу исход в воскрешении ожидовелых - христиан монотеистов.

NestorLetov

03-11-2009 15:28:59

Trinity писал(а):Об уроках религии в школах

Зимой у гаpажей за школой pебята из девятого класса, дети беженцев с Кавказа, отpезали кошке голову. Сделали они это на глазах у нескольких учеников помладше, а тpуп кошки лежал на виду у пpоходящих мимо школьников еще долго, пока вечеpом его не убpал двоpник.
Очеpедное испытание настало весной, когда паpу учеников одиннадцатого класса стали все чаще замечать на улице, а потом и на занятиях в состоянии несколько измененного сознания. Пpоще говоpя, под воздействием маpихуаны.
Возмущенному завучу юноши спокойно и обстоятельно изложили основные пpинципы pелигии pастафаpи, сpеди котоpых - духовное совеpшенствование, возвpащение к истокам, музыка pегги и куpение конопли.
Источник: http://fishki.net


КГ\АМ хотя сцылка на ресурс как бы говорит нам - ничего смешного не найдёте. Странный рассказик, вот эти два абзаца прямо таки известные страшилки для поцанов с района и их чотких советских родителей... Террористы и наркоманы-религиозные фанатики в школах...

Ниди

26-01-2010 10:36:38

Класс веры. Авторы учебников рассказали, как будут преподаваться в школе "Основы религиозных культур и светской этики"

Скрытый текст: :
В апреле в 19 регионах начинается эксперимент по преподаванию в школе "Основ религиозных культур и светской этики".

Эксперимент затронет учеников четвертых и пятых классов. Минобрнауки определилось со структурой курса. Он будет состоять из шести модулей - основы православной, исламской, буддийской, иудейский культуры, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Уже разработана примерная программа, рассчитанная на 34 часа. Сейчас идет активная работа над созданием учебников и методических разработок для новой дисциплины.

Не превратятся ли уроки основ религиозных культур в Закон Божий? О чем говорить на занятиях по светской этике? Кто будет вести новые дисциплины? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ответственным редактором книги для учителей по новому предмету, директором Института этнологии и антропологии, академиком РАН Валерием Тишковым.

Российская газета:
Валерий Александрович, в свое время было принято решение, что разделы по конфессиям в книге для учителей напишут представители этих конфессий. Удалось выполнить это требование?

Валерий Тишков: За небольшим исключением, да. Мы не получили в нужный срок главу по православию. Поэтому перепоручили подготовить этот раздел профессору МГУ, ведущему специалисту в области религии Ольге Казьминой, которая написала раздел "Православие" в только что вышедшем атласе религий и культур. Раздел по буддизму тоже написан не священником, а специалистом по буддизму. Вводная глава о религии в духовной жизни общества написана мною. Есть глава о классификации и истории мировых религий. В них рассказывается о значении религии в духовной жизни общества и рассматривается история религиозной ситуации в России, включая и последний период религиозного возрождения.

РГ: Скажите, а можно было новый предмет вписать в курс истории?

Тишков: Новый предмет должен помочь не только историю или культуру лучше узнать, а укрепить духовно-нравственные ценности молодых россиян. Книга для учителя выдержана в культурологическом плане. Автор ский коллектив и редакторы пытались соединить подход, который был бы приемлем и для верующего человека, и для неверующего.

РГ: Извините, а происхождение человека как трактуется?

Тишков: Мы предпочли этот вопрос не освещать и оставить эти споры за пределами класса.

РГ:
А что со светской этикой?

Тишков:
Сейчас над этой темой работает один из ведущих ученых, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований профессор Бгажноков. Он уже представил вариант текста, который доработан другим соредактором книги - Т.Д. Шапошниковой.

РГ: Помнится, лет двадцать назад в школах уже преподавали основы этики и морали, а потом благополучно вычеркнули предмет из расписания.

Тишков:
Это не значит, что опыт был неудачным. Жаль, что тогда это не закрепилось и не нашло продолжения. Сегодня стоит задача внести в школу комплекс духовно-нравственных предметов, который помог бы решить главную задачу - воспитать личность и ответственного гражданина. Может быть, в будущем есть смысл преподавать основы этики и морали отдельным курсом, а не предлагать на выбор, как сейчас.

РГ: Программа предполагает, что понадобится не меньше шести педагогов, которые будут вести новую дисциплину. Где их взять?

Тишков:
Курс начнется в четвертом классе, это значит, у детей пока один учитель. Он физически не сможет разорваться. Может быть, будут подключены предметники. У меня внук и внучка учатся в четвертом классе в разных школах. Я знаю уровень их подготовки и преподавания.

В какой мере педагог сможет использовать нашу книгу в 350 страниц? В ней ведь нет картинок, вопросов, подсказок, заданий. Кто, как и когда обучит педагогов - вопросы очень серьезные. Но я не считаю правильным, чтобы священник пришел в класс как учитель, он может прийти на учительский семинар, а в класс должен зайти дипломированный педагог. Одновременно надо менять и вузовские программы.

РГ: Хотя бы одна из учительниц ваших внуков сможет работать по этой книге?

Тишков:
Одна из учительниц точно сможет. Причем это не какая-нибудь элитная школа в центре Москвы, это нормальная, крепкая школа за пределами Садового кольца. Но надо иметь в виду, что уровень подготовки учителей в стране очень разный.

РГ:
Некоторые педагоги в начальной школе не имеют высшего образования. Вы это учитывали?

Тишков: Проблема все же в другом. Подавляющее число наших учителей, особенно в начальной школе, не являются воцерковленными людьми и имеют малые познания в области религии. Люди, которые ходят в мечеть и церковь, хотя бы знают молитвенные тексты и представляют себе, о чем в них идет речь. А тому, кто начинает с нуля, не так просто даже выучить новую лексику и ничего не перепутать.

РГ: Зато есть гарантии, что уроки основ религии не сведутся к заучиванию молитв.

Тишков:
Повторяю, речь идет о религии как о духовном, культурном феномене - что она дает важного и нужного, как через нее можно многое понять в жизни и выстраивать свои жизненные установки. Сначала дети хотя бы узнают, что за праздник Рождество или Пасха. Почему на столе крашеные яйца? Зачем маленького братишку крестили в купели и надели потом крестик? Это же фундаментальные вещи.

РГ: Правда ли, что в одном из предлагаемых учебников по православию есть тексты молитв?

Тишков:
Не знаю, не видел. Но даже если и так, ничего предосудительного в этом нет. У нас в стране не может быть одного учебника по какому-либо предмету.

В апробации комплексного учебного курса в 2010-2011 годах участвуют школы:

Еврейской автономной области, Камчатского края, Пензенской области, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Вологодской области, Калининградской области, Красноярского края, Новосибирской области, Томской области, Курганской области, Свердловской области, Костромской области, Тамбовской области, Тверской области, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Чеченской Республики.

темы уроков по новому предмету

Основы православной культуры:

- Введение в православную духовную традицию

- Священное писание и Священное предание

- Православие в России

Основы исламской культуры:

- Введение в исламскую духовную традицию

- Прекрасные качества пророка Мухаммеда

- Обязанности мусульман

Основы буддийской культуры:

- Будда и его учение

- Буддийский священный канон

- Любовь к человеку и ценность жизни

Основы иудейской культуры:


- Тора - главная книга иудаизма

- Патриархи еврейского народа

- Добро и зло

Основы мировых религиозных культур:


- Культура и религия

- Человек в религиозных традициях мира

- Искусство в религиозной культуре

Основы светской этики


- Ценность родства и семейные ценности

- Дворянский кодекс чести

- Государство и мораль гражданина

Источник: http://www.rg.ru/2010/01/26/religiya.html

Кто-то там наверху любит меня. Диакон Андрей Кураев о том, почему трудно писать учебник о вере

Скрытый текст: :
Известный богослов диакон Андрей Кураев за довольно короткий срок написал учебник по основам православной культуры, который уже рекомендован как основной. О том, как искался ключ к предмету, чем доволен и недоволен сам автор, наш разговор с ним.

Российская газета: Как вы для себя определяли, что такое православная культура?

Диакон Андрей Кураев: Английский социолог Бронислав Малиновский считает, что культура - это поступки и действия, которые не могут быть объяснены, исходя из анатомии и физиологии человека. Основы культуры - мир ценностей, с оглядкой на которые и совершаются собственно человеческие поступки. Значит, основа, фундамент православной культуры - это христианская вера, Евангелие, представление о добре и зле, характерное для православия. Основы - это корни, а не вершины. Поэтому можно говорить об основах православной культуры, не говоря о вершинной точке развития нашей культуры - о дивных рублевских иконах. Но нельзя говорить об основах православной культуры, не сказав о заповедях блаженств или о мотивах принятия монашества. Впрочем, и вершиной православной культуры являются не иконы Андрея Рублева, а сам Андрей Рублев. Кажется, получающийся результат некоторых наших партнеров разочаровал. А именно тех, кто ожидал, что рассказ об основах религиозной культуры будет сведен к рассказу о религиозном искусстве.А православная культура жива, ее творчество продолжается и сегодня. И сегодня она творит поступки и судьбы людей. Есть культура милосердного поступка. Культура любви. Культура войны. Культура православного праздника. Культура христианского труда.

РГ:
Как будут выбирать обычные российские родители?

Кураев: Тот родитель, который лишь при встрече с буддистами вспоминает, что "я ж православный!", скорее всего, выберет светскую этику. Кто-то перепутает ее с этикетом. А кто-то будет руководствоваться трезвой мыслью, что в 4-м классе на уроках светской этики детям будут говорить о том, что "надо любить маму, папу и заботиться о младшем братике". И справедливо сочтет это более важным, чем курс совсем не к возрасту притянутого искусствоведения или рассказ о древних библейских историях.

РГ: Уроки религиозной культуры не станут разделять детей?

Кураев: Это разделение по признаку "интереса к культуре, порожденной данной конфессией". В 9 лет детям полезно узнать, что у людей бывают разные интересы и вкусы. Кстати, если бы у меня был родной четвероклассник, я бы отправил его на уроки иудейской или мусульманской культуры.

РГ: Почему?

Кураев: Потому что о православии я ему и сам расскажу. А кроме того, мне беспокойно, что о моей святыне моему сыну будет рассказывать неизвестный мне посредник. Христианский ребенок не станет чужим на уроках иудейской культуры - ведь и там разговор пойдет о Библии. Заодно он станет немного разведчиком и помешает интеграции в этот курс радикально сионистских идей (например, мыслей о том, что евреям можно и нужно жить только в Израиле, а не в России). Кроме того, многие родители будут выбирать не курс, а учителя. Даже священник может сказать: для моих детей лучше талантливый и добрый наставник светской этики, чем не в меру угрюмая и суперправославная учительница ОПК.

РГ: Что вам кажется сильной стороной учебника?

Кураев: Хорошо, что удалось сохранить адресацию к современному ребенку, к его жизненным ситуациям. Я например, включил в учебник рассказ о восьмилетнем Жене Табакове, который спас сестру от насильника и погиб сам. В детской памяти Женя, конечно, затмит Александра Невского или Илью Муромца. Но зато им будет понятно, что мужчиной можно быть и в 10 лет.

РГ: Ваш учебник читал и рецензировал весь Интернет, а чьи еще оценки были для вас значимы?

Кураев: Мне очень помогла учитель Ольга Журавлева, прочитавшая его глазами хулиганистого ребенка и пытавшаяся перетолковать все непонятное в худшую для меня и учителя сторону.

РГ: У вас были какие-то табу?

Кураев: Нельзя ругать чужую веру.

РГ: А секреты?

Кураев:
Хотелось написать учебник мальчиковый, мужской. Потому что учебники, написанные в былые годы, были безнадежно девичьими. Один из самых тиражных учебников ОПК начинается так: "Наш предмет называется православная культура. В нем рассказывается о красивом мире, в котором мы живем". Мужчину от такой слащавости сразу тошнит.

РГ: Ваш учебник не получился проповедническим?

Кураев: Я 20 лет преподаю в МГУ очень ершистой, острой на язык университетской публике. И ни разу даже в интернет-сплетнях не слышал, будто "Кураев давит на нас и агитирует нас за православие".

РГ: Какой ждете общественной реакции?

Кураев: Тут и к гадалке ходить не надо. Кто-то скажет, что учебник слишком клерикален. А кто-то сочтет его слишком малоцерковным.

РГ: Лучший результат для вас самого?

Кураев: Мне хотелось преодолеть установку на насыщение класса информацией. Я с самого начала считал, что задача этого курса - оставить послевкусие. Чтобы по завершении курса у детей возникло ощущение, что храм - это естественная часть нашей жизни. Не сенсация, не экзотика, а что-то привычное. Чтобы человек знал и помнил, что кроме того, что он видит в зеркале, еще у него есть его душа. И что он любим не только мамой, папой, но и еще и Тем, кто с Неба смотрит на нас.

Источник: http://www.rg.ru/2010/01/26/kuraev.html

В начале будет слово

Скрытый текст: :
Марат Муртазин, ректор Московского исламского университета:

- Над учебником по основам ислама для курса "Основы религиозных культур и светской этики" работал коллектив авторов, который вместе со мной возглавила профессор МПГУ имени Ленина Диляра Латышина. Учебник состоит из двух основных разделов. В первом мы постарались рассказать детям о самой сути ислама. Очень непросто было подобрать слова, которые объяснили бы школьнику суть духовного выбора человека. Ведь слишком упрощать тоже нельзя: дети, как лакмусовая бумажка, очень чутко реагируют на то, что слышат. Нашей задачей было показать им ислам в его истинном облике.

Второй раздел учебника - практический - рассказывает об особенностях жизни мусульман в России: о праздниках, обычаях, о том, как мы понимаем свои моральные обязанности в семье, как относимся к детям и родителям. Конечно, я не возьму на себя смелость утверждать, что всего за несколько месяцев мы проделали работу идеально. Наше пособие - тоже, своего рода, эксперимент, над которым еще предстоит работать. Лично меня в новом курсе очень волнует, в какой форме предмет будет преподаваться. Я считаю, что правильнее было бы сначала дать детям представление обо всех религиях.

Проблема в том, что новая дисциплина разделяет детей на группы по конфессиям. И, хотя у всех религий, конечно, много общего, многие положения разных верований противоречат друг другу. Как разобраться в этом детям в 12 лет? В столь юном возрасте еще рано думать о том, чем христианство отличается от ислама или иудаизма. Дети должны учиться принимать и любить друг друга, не задумываясь, к какой конфессии относится сосед по парте. Нам следует очень внимательно оценить результаты эксперимента и, прежде чем перейти к повсеместному преподаванию основ религии, еще раз серьезно задуматься обо всех возможных последствиях.

Андрей Глоцер, представитель главного раввина России по связям с общественными организациями и госструктурами:

- Авторы учебника по основам иудаизма взяли за основу книги притчи и рассказы мудрецов. Работа уже закончена - текст передан в издательство. Вместе со мной над учебником работали доктор исторических наук, президент Федерации еврейских организаций и общин Михаил Членов - именно его пособие по основам иудаизма для 11-го класса мы взяли за основу - и педагог Галина Миндрина. Из текста учебника дети узнают и об истории религии на территории нашей страны, и о ее традициях. По мере сил мы также постарались объяснить причины нравственного выбора верующего человека. Однако мы ни в коем случае не пытались сделать учебник миссионерским.

Нельзя забывать, что предназначена книга для детей 12-13 лет. То есть она должна быть не только информативной, но и доступной, легкой по содержанию. Мы решили передать духовное содержание религии через притчи, небольшие рассказы еврейских мудрецов. На мой взгляд, в притче, как в молоке матери, содержатся все питательные вещества для ребенка. Я до сих пор не уверен, что мы смогли в полной мере справиться с задачей и написать наилучший вариант учебника для нового предмета - слишком короткий срок был нам дан. Поскольку пока изучать историю иудаизма школьники будут в качестве эксперимента, рассчитываем в дальнейшем доработать учебник уже на основе практического опыта.

Между тем

Как рассказали корреспонденту "РГ" в управлении Буддистской традиционной сангхи в России, похвастаться успехами коллег из других конфессий последователи буддизма пока не могут - работа над книгой еще идет.

Источник: http://www.rg.ru/2010/01/26/uchebniki.html