Бриз
30-03-2008 11:01:52
[font="Comic Sans MS"]"Особо опасный государственный преступник разыскивается за создание тоталитарной секты, призывы к имущественному равенству, отмене налогов, разрушению Храма, подстрекательство к мятежу и заговор с целью свержения законного правительства. Одет бедно. Утверждает, что сын плотника”. [/font]
А мне вот этот поп нравица - просто и понятно проповедует разумное, доброе вечное=) -
Чтобы победить деспотизм, ничего делать не нужно. Сосредотачиваться на борьбе с деспотизмом не нужно. Нужно просто быть собой, быть нормальным человеком, Нужно просто быть собой, жить, а не напряжённо делать дела. Не нужно никакой положительной программы, достаточно негативной.
Люди, выросшие внутри деспотии, могут решить, что речь идёт об отказе помогать другим, об эгоизме и попытке выжить на спасательной шлюпке, спихивая за борт слабейших.
Деспотизм именно подменяет понятия. Зло он провозглашает делом, добро – безделицей. Помогать другим деспотия запрещает. Она разрешает лишь обращаться к ней, чтобы она помогла. Всё должно делаться через государство, через чиновника.
Вот здесь и нужна негативная этика. Не нужно просить чиновника. Не нужно писать прошение государству. Не пытаться вытащить деньги из государственной казны.
Самому помочь соседу. Самому дать деньги многодетной соседке. Не хватает денег, пустить шапку по кругу среди соседей и друзей. Самому, самим, самостоятельно.
Это может показаться очень обидным и затратным, ведь уже за всё заплачено. Налоги – это плата государству и за многодетную соседку, и за соседа, и за сироту. Не проще ли выбить из него эти деньги? Выбить или выпросить?
Может быть, проще, но не стоит. Начинать всё-таки снизу. Если кто-то сумеет добиться чего-то сверху, прекрасно, но настоящая жизнь – внизу. Даже, когда деспотизм падёт, и именно после того, как деспотизм падёт, добро будет делать снизу. Так не нужно ждать падения деспотизма, чтобы сейчас жить нормально.
Этот принцип – не рисовать вертикалей, пока можно рисовать горизонтали – в теологии называется «субсидиарностью». В современной России слово «субсидия» означает лишь то, что выдаётся сверху, но у нормальных людей, включая богословов, оно означает помощь сбоку, от соседа.
Без горизонталей никакая вертикаль не поможет, а если будут горизонтали, то нужная вертикаль вырастет сама. Самая красивая ограда стоит не на вертикальных прутьях, а на горизонтальном основании. Любая политическая борьба с деспотизмом будет успешна только, если в её основе будет не борьба с деспотизмом, а солидарность друг с другом.
Политика здесь – лишь малая часть более важной проблемы. Зло хочет, чтобы человек считал делом что угодно – хотя бы и борьбу со злом – но только не считал делом добро. Зло согласно: пусть человек делает добро, но пусть именно «делает», совершает добро как некий особый подвиг, требующий особых усилий. А добро – не «дело», а жизнь. Помогать ближнему кажется подвигом только в системе, которая годами приучала глядеть на соседа как на врага, чужака, потенциального доносчика, а то и палача. В такой системе даже поздороваться с соседом по лестничной клетке кажется гражданским подвигом, тогда как здороваться – это здорово, это просто удовольствие, составляющее жизнь.
Не нужно бороться с грехом ни в общественной, ни в личной жизни. Тогда это будет общественная и личная борьба, а не жизнь. «Моя борьба», как выразился покойный Адольф Г. Нужно жить и наслаждаться тем, для наслаждения чем и создан человек: соединением усилий с другими, общением, доверием к другому, который не выше и не ниже тебя, а рядом с тобой.
Tags: Этика, сопротивление
здесь