СКТ: к вопросу преодоления конформизма и либертарный синдикализм.

Кащей_Бессмертный

07-09-2008 15:29:18

Сибирская конфедерация труда: к вопросу преодоления конформизма и либертарный синдикализм.

Два года назад была принята Декларация принципов СКТ. Это произошло через десять лет после учреждения нашего, нового по отношению к традиционным профсоюзам, профсоюзного объединения.
Десять лет СКТ – это достаточный срок, чтобы учиться на собственных и чужих ошибках, для созданной снизу организации, которая прошла путь от обычного альтернативного профсоюза, до организации, которая решила осознать свое место среди разных подходов на рабочее движение, общественное развитие и взгляд на будущее общество. СКТ практикующаяся организация, а не организация идеологов. То, что написано в Декларации принципов, естественно, теоретическая часть, но с которой должны сочетаться практические действия. Это и есть, что называется стратегия, или практика, основанная на теории. Я преднамеренно употребляю слово теория вместо слова идеология, т.к. между этими понятиями есть существенная разница. Порой идеологии не хватает динамизма, она очень часто оторвана от практики. Как сказал Кен Нэбб: “Теория это когда у вас есть идеи; идеология это когда идеи имеют вас”, поэтому идеология может быть застывшей или почти неизменяемой, неприкосновенной и ортодоксальной теорией. То, что происходит в политических партиях: расколы, верховенство идеолога опирающегося на «вечные» истины; бюрократизм, как результат такого верховенства – нам не подходит. Теория, наоборот, не терпит закостенелости, она проверяет саму себя, опровергает и развивается. Но не следует противопоставлять теорию и идеологию. Идеология, лишенная догматизма, постоянно развивающаяся – вот к чему должно стремиться современное социальное движение.
Мы не можем пренебрегать нормами, совместно принятыми, в форме Устава и Декларации принципов СКТ, их следует придерживаться четко, иначе организация станет аморфной. Эти нормы приняты нами, их можно обсуждать, комментировать, развивать.
В теоретической части мы пока еще не рассматривали проблему пассивности населения, с которой ежедневно приходится сталкиваться. Пытаясь решить эту проблему лишь практическими действиями, мы можем оказаться в положении людей ищущих выход совсем в другом направлении, чем следует.

Преодоление конформизма и мнимого нонконформизма.

Значительная часть населения имеет консервативное, конформистское мышление, это когда он подчиняет свое видение мира официальным идеологиям государств. Даже противопоставляя одну государственную идеологию другой, человек остается конформистом. Например, выступая против идеологии современной России, но являясь сторонником сталинского периода. И первая, и вторая идеология, хоть и разнятся в некоторых вопросах, но имеют одинаковый стержень. Они, вместо самоорганизации и самоуправления людей в общественных процессах, предлагают единое управление, а значит единое подчинение всех людей одному псевдообщественному механизму, т.е. государству. Мышление за сталинский порядок, а также национальный или фашистский, парламентский и президентский, - это тоже политический конформизм, государственный конформизм.
Одним из первых стратегических вопросов СКТ, таким образом, является преодоление массового политического конформистского мышления, которое надо начинать в своих рядах. Для этого приведу определение конформизма. КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Революционное преобразование общества невозможно без преодоления КОНФОРМИЗМА.
Конформизм у части людей может выражаться и на фоне сопротивления существующему порядку, в виде механического восприятием стереотипа идей, установок и следующих за этим поступков и действий. Часто конформизм - следствие отсутствия собственной позиции, подражания, неосмысленного следования. Такое механическое следование имеется не только среди правящих партий и молодежных движений типа “Наши” и “Молодая гвардия”, но и в среде оппозиционных партий и политических молодежных групп (Национал-большевистская партия - НБП, Авангард Красной Молодежи и другие).
Таким образом, четкое осмысление и принятие теории изложенной в Декларации принципов членами СКТ становится необходимым, во избежание механического восприятия. Это сложная задача, но именно ее решение позволит каждому состоящему в СКТ знать, ради чего создана организация, как организацией видится процесс развития общественных отношений в сторону самоорганизации и самоуправления.
НБП называет себя нонконформистской партией, но это мнимый нонконформизм. Нонконформизм (англ. Non-conformism - несогласие), в широком смысле слова - неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов.
Нонконформизм, который вместо одного общепринятого государственного порядка, предлагает другой государственный порядок, - им уже не является. Это следует назвать государственным конформизмом. Государственный конформизм – это противоположное социализации индивида и его самостоятельности, ответственности личности; надежда на государство, политический патернализм и т. п.. Преодолеть государственный конформизм можно лишь через социальную революцию, которую не надо путать с политической революцией. Политическая революция изменяет лишь форму государственного правления. Социальная революция - процесс, который целью ставит широкое народное самоуправление, социализацию индивида, преимущественно прямое или делегированное принятие решений на основе научных знаний всем обществом, объединенного в общественные Советы.
Истинный нонконформизм выступает за многообразие ценностей, многообразие национальных и иных традиций, их прав на существование. Для этого необходима непосредственная воля и действие людей, оно возможно лишь при истинном самоуправлении. Такое долгосрочное многообразие, без ксенофобии, может существовать лишь вне структуры национального государства, вне структур политических партий, поддерживающих национальное государство своим существованием и стремящихся овладеть государством. Как пример посмотрите на так называемое территориальное общественное самоуправление (ТОСы) в России. Они попадают под влияние местных органов власти, которые по недоразумению называется местным самоуправлением (мэры, городские и поселковые депутаты, администрации города и района). Именно государство и политические партии (партия в свое время, когда у власти, - В.С.) навязывают населению государственные стереотипы такого местного и общественного самоуправления, безгласных и беззубых профсоюзов и общественных организаций. Поэтому политические партии не могут быть союзниками СКТ. В Уставе и Декларации принципов определено, что членами СКТ могут быть члены политических партий. Понятно, что люди входящие в националистические, шовинистические партии членами СКТ быть не могут. Других членов политических партий следует оценивать персонально, т.е. как они воспринимают свое место в СКТ, как организации выступающей за подлинное самоуправление общества. Порой, мне приходилось встречать таких людей, которые основным своим делом считают активную деятельность в общественной организации, прилагают усилия в вопросах самоорганизации населения. Бывало, у них возникали прения с “родной” партией и приходилось выбирать в пользу общественной, непартийной организации. С такими членами политических партий не может быть проблем, но всегда надо при вступлении в СКТ требовать от них тщательного знакомства и согласия с Уставом и Декларацией принципов нашей организации.
В СКТ членов политических партий – единицы. Я поднял этот вопрос лишь потому, что позиция большинства политических партий, чаще всего государственно-конформистская и активность этой партии против существующего порядка – это мнимый нонконформизм. Такая позиция не только у политических партий, но и у современных “оранжевых” общественно-политических движений типа ОГФ и “Другой России”.
Союзников у СКТ в вопросе преодоления конформизма значительно больше, чем мы даже себе представляем. Поэтому оказаться маргинальной организацией СКТ не грозит. Это практически все низовые организации и группы, которые появились путем самоорганизации и отстаивают свои права по той или иной личной, но ставшей общественной, проблеме (жилищные, женские, выпускники детдомов, молодежные, антифашистские, образовательные, культурные и т.д.). Конечно, ложных стереотипов мышления порой предостаточно и у низовой организации. Первое действие, которое они очень часто самостоятельно предлагают осуществить, впервые собравшись, то это написать письмо “царю-батюшке”, т.е. президенту Путину. Но это лишь первое самостоятельное телодвижение. Натолкнувшись на бюрократическую вертикаль, когда царь-президент спускает выяснение вопроса их же обидчику (органу региональной или местной власти), они взрослеют. А в результате собственных действий становятся той группой людей, которое и подразумевает истинное самоуправление. Именно в низовые общественные инициативы надо идти членам СКТ, где уже люди сами организовались или готовы к самоорганизации. И при этом не забывать, что все эти люди работают; симбиоз профсоюза и их общественной инициативы, таким образом, создает новый тип организации. Для того чтобы более четко выяснить место СКТ в данных организациях, остановимся более подробно на развитии синдикализма, в том числе в международной истории.

Либертарный синдикализм

У ряда отечественных специалистов исследующих рабочее движение присутствует очень серьезное недоразумение по термину синдикализм. Это пришло из старой терминологии, периода СССР, когда все враждебное режиму причесывалось под одну гребенку. Я имею ввиду термин синдикализм и анархо-синдикализм. Во всех словарях эти два понятия отожествляются. Это не верно, как если бы тождественны стали понятия апельсиновый сок и апельсиновый напиток. Термин синдикализм – это более широкое понятие, обозначающее теорию и практику непартийного рабочего движения, в том числе посредством профессиональных союзов. Первой профсоюзной идеей был революционный синдикализм, возникший во Франции, который и провозгласил нейтральность профсоюзов по отношению к политическим партиям, работодателям и государству. Из-за этой нейтральности (независимости) профсоюза и назвали в словарях советского периода революционный синдикализм - анархо-синдикализмом. Самое интересное, что нейтральность (независимость) профсоюзов, как норма, попала во многие трудовые законодательства разных стран, в том числе и в современной России. Если следовать этим словарям и законам, то большинство профсоюзов в мире анархо-синдикалистские. Это конечно не верно. До подлинной независимости профсоюзы так и не доросли.
Независимость у большинства профсоюзов в современном мире призрачная и формальная. Это связано с их позицией государственного конформизма. Профсоюзы, стоящие на позиции государственного конформизма могут выступать за иной порядок, но не в рамках самоуправления и независимости, а в рамках государства. Такие профсоюзы создают союзы с политическими партиями при выборах в парламенты и президенты, или претендуют на различные «красные» или «оранжевые» политические революции. Таким образом, они усиливают государство, которое регламентирует все сверху вниз, а обычное население не имеет право голоса даже по тем вопросам, которые касаются их непосредственно. Все это приводит к иерархии профсоюзов и их бюрократизации, т.е. к подобию государственных структур и политических партий. Подлинная независимость общественной организации, в том числе профсоюза, возможна лишь при наличии собственной теории и стратегии на общественное развитие и будущее общество. У профсоюзов такие попытки были, в виде создания Лейбористских (рабочих) партий, но так как все политические партии исповедуют государственный конформизм, их «политика» в современном мире ничем практически не отличается от любой буржуазной партии. Такая деградация политических партий – результат глобализации международных отношений, при этом за исключение какой-либо страны из процесса глобализации выступают лишь крайне правые националисты и сталинисты. Чтобы стать подлинно независимыми, профсоюзам необходима собственная идеология, которая рассматривает общество и его развитие вне государственного конформизма.
Несмотря на кризис старого профсоюзного движения в европейских странах начался рост новых профсоюзов. Пока это только рост численности симпатизирующих таким профсоюзам. В отличие от старого профдвижения в новом профдвижении не разводят политику, экономику и социальные инициативы по разные стороны баррикад. Старая догматическая идеология - политику отдавала политическим партиям, экономику – профсоюзам, а социальные инициативы – общественным организациям. Новое профсоюзное движение действует по всем направлениям. А значит, обладает собственной теорией, а не старой закостеневшей идеологией. Этот процесс не совсем простой, на фоне деградации политических партий понимание новой политики только вырисовывается. Профсоюзы, как политическая и экономическая организация борьбы, можно сказать, на пути к новой теории и более точной идеологии, которую можно назвать либертарным (свободным) синдикализмом. При этом профсоюз уже не является в узком понимании профсоюзом. Это множество различных общественных самоуправляемых инициатив (экологических, правовых, молодежных и т.д.). Политику такого профсоюза - общественной организации можно выразить лозунгом: «Вся власть общественному самоуправлению» (в российских реалиях это конечно не подчиненные властям ТОСы, а низовые инициативы граждан, а еще лучше союзы таких инициатив в форме Советов). Именно общественное самоуправление путем народных ассамблей (собраний) должны определять вопросы людей, а не столь далекие от народа «белые», «красные», «коричневые» и другого цвета правительства.

http://sibokt.livejournal.com/697.html