«Платформа» или Анархия?

Кащей_Бессмертный

11-07-2011 20:39:12

http://sindicallisto.livejournal.com/695440.html

Не могу сказать, что согласен с текстом безоговорочно - в нем есть неоднозначные моменты, с которыми я не согласен (как минимум по формулировкам). Но, в целом, текст мне кажется нужным.

---

Сначала немного истории. В середине 1920-х гг. русские эмигранты – анархисты П. Аршинов, Н. Махно и другие выдвинули свою программу обновления анархизма – «Организационную платформу». Они требовали, чтобы анархисты действовали в массовом народном движении как жестко оформленная идейно-политическая организация. Такая сила (Аршинов даже называл ее партией) имела бы единую строгую идеологию, единое мировоззрение, единую тактику и работала бы, как один человек, а не федерация сообществ. Ей следовало добиться гегемонии в массах, завоевать на свою сторону профсоюзы, добиться большинства в рабочих Советах и, возглавив революцию, открыть путь к обществу переходного периода, которое только постепенно переросло бы в анархистский коммунизм.

Скрытый текст: :
Сходство подобных выкладок с марксизмом-ленинизмом не случайно. И дело не в том, что сам Аршинов, как считают некоторые историки, оказался впоследствии агентом НКВД. Авторы документа были убеждены, что сила большевиков – в их организации и методах, и здесь у Ленина есть чему поучиться. Логика понятна. Вот только что общего она имеет с анархизмом – движением, которое всегда исходило из единства цели и средств?

Конечно, анархо-коммунисты не могут и не должны стоять в стороне от выступлений трудящихся, от социальных движений, пусть даже те не выдвигают анархистские лозунги. Но они никогда не думали, что анархистские группы или организации имеют право считать себя авангардом, который во всех вопросах, раз и навсегда захватил монополию на истину. Все принадлежит всем; каждая вещь, каждая идея заключает в себе труд всей цивилизации и не может быть присвоена отдельными лицами в частную собственность. Нет и не может быть монополии на свободу. Человек не существует в безвоздушном пространстве, он связан миллионами невидимых нитей ч другими людьми и выступает как личность, только взаимодействуя с ними. Вне общества человек, воспитанный зверьми, неизбежно вырастит зверем.

Вот почему анархисты – как и другие люди – не могут «не вмешиваться» в социальные движения. Они вмешиваются в окружающую жизнь самим фактом своего существования. Вопрос лишь в том, как и зачем вмешиваются.

Анархо-коммунистический метод воздействия на общество называется анархо-синдикализмом. Это, если угодно, массовый анархизм. Он предполагает организационное оформление анархистов, но, во-первых на федералистской, а не централистской основе. Во-вторых, анархо-синдикализм считает одну лишь идейно-политическую агитацию недостаточной для того, чтобы миллионы людей проснулись от социальной летаргии. Изменение общества возможно лишь как результат его закаливания в процессе самоорганизованной борьбы с государством и капиталом. В ходе этой борьбы, как замечал аргентинский анархо-коммунист Эмилио Лопес Аранго, будет разрушено уважение к принципу авторитета, к законам, государству, с одной стороны, и обретены навыки самоорганизации и взаимопомощи, с другой. Только таков путь к анархо-коммунистической революции.

Анархо-синдикалистская организация строится там, где есть социальные конфликты, на рабочих местах и по месту жительства. Анархо-синдикалисты принимают участие в стачках, социально-экологических и других выступлениях, в ходе которых появляются элементы общественной самоорганизации в виде суверенных общих собраний. Принятие решений на таких собраниях и их осуществление без посредников, политиков и бюрократов – это и есть прямое действие. А цель такого «вмешательства» - радикализация выступлений, их направление против сотрудничества с властями и капиталом, против иллюзии законов, а также их «анархизация» - признание и соблюдение безоговорочной суверенности общих собраний как единственного органа, принимающего решения.

При этом анархо-синдикалисты выступают не как руководство движения, не как авангард, который должен напитать движение своими идеями, без чего оно якобы погибнет, и может рулить, как ему вздумается, а как товарищи, как партнеры по борьбе, распространяющие свои идеи и ведущие диалог с другими участниками движения. Они – не авангард народа, они – его часть. Если они раньше других участников этого выступления что-то поняли или узнали, это не делает их всеведущими господами, но обязывает поделиться с другими и еще более настойчиво учиться у других товарищей в борьбе.

«Платформизм» же, как попытка скрестить анархизм с большевизмом, выдвигает цель идейного (а фактически – и организационного) руководства социальными движениями. Это авторитарная цель, коренным образом противоречащая самой сути анархизма.

Не удивительно, сто «платформисты» пытаются захватить изнутри бюрократические, авторитарные профсоюзы. Ведь это и есть для них «массовое движение», которое следует попробовать возглавить. Они стараются прежде всего «проникнуть» туда и завладеть руководящими постами. С выбором объектов «платформисты» особенно не церемонятся. Это могут быть официальные профессиональные и студенческие союзы в Уругвае и Аргентине, «альтернативный» профсоюз «СЮД» во Франции и т.д. На Украине местные «платформисты» из РКАС, почему-то называющие себя «анархо-синдикалистами» (бывает!), с 1994 года тщаться проделать это с насквозь прогнившими бюрократическим профсоюзом шахтеров НПГУ (некогда «альтернативным»). В России это может быть столь же «альтернативная» «Защита» и т.д., и т.п. Действительный анархо-синдикализм стоит за РАЗРУШЕНИЕ этих авторитарных структур, не менее вредных и опасных, чем государство – ведь они часть общей капиталистической машины подавления людей труда. Нам не нужны профбоссы-посредники, мы можем решать все вопросы борьбы сами, на наших общих собраниях, в случае необходимости координируя свои действия через делегатов с четкими и обязательными для выполнения поручениями.

Практические действия «платформистов» бесславны. Эмиссары Аршинова, проникшие в 1920-х годах на Украину, немало изумили активистов работавшей там подпольной анархо-коммунистической организации «Набат». Они требовали захватывать изнутри руководство официальных советских профсоюзов! Французские «платформисты», образовав тайное общество внутри Анархистской федерации, в 1950-х годах захватили ее, вполне по-большевистски вычистив всех инакомыслящих. Они способствовали ослаблению и разрушению массового анархо-синдикалистского движения во Франции. Авантюра их вождя «товарища» Фонтени увенчалась участием в парламентских выборах в союзе с махровым сталинистом А. Марти (тем самым, который занимался террором против анархистов в Испании) и столь же позорным провалом (около 2600 голосов). В Уругвае приверженцы «Платформы» разрушали анархо-синдикалистскую ФОРУ, узурпировали власть в ряде профсоюзов, выдвинули собственных чиновников и запятнали себя сотрудничеством с пробольшевистскими элементами и поддержкой «антиимпериалистов» Фиделя Кастро и Че Гевары. Кубинских же анархистов, медленно умиравших в кастристко-геваристских тюрьмах, «платформисты» объявили «контрреволюционерами» и «врагами кубинской революции». Сегодня их герои – колумбийские нарко-террористы из ФАРК. Про уругвайских последователей Аршинова и Фонтени говорили даже, что это «единственная настоящая большевистско-ленинская партия в стране». Некоторые из них обрели свою политическую «крышу» в реформистском «Широком фронте» и участвуют в парламентских выборах по его спискам.

В Ирландии «платформисты» поддерживают националистов из ИРА. В современной Аргентине они обрушиваются на «беспартийность» народных ассамблей и в блоке с перонистами создают свою клику в студенческих органах. По своим действиям они, по существу, ничем не отличаются от троцкистов с их «энтризмом», то есть проникновением в руководство «левых» партий и организаций. Вот только, к сожалению, поднимают черно-красные флаги!

Итак, в общем и целом, стратегия и тактика «платформистов» - это ОБЫКНОВЕННАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ. А в ней хороши все средства – от захвата руководства в официальном профсоюзе или даже его ячейке до совместных акций с большевиками. Все ради «массовости», то есть для того, чтобы «засветиться» в СМИ большой и очень «крутой» толпой.



М. Магид, В. Анин.

Прямое Действие №23,2003 г. С. 21-22

Кащей_Бессмертный

11-07-2011 20:41:05

Можно сказать, что это мое окончательно прощание с платформизмом. Ныне это такой же для меня пройденный этап, как и имевшее место на заре моей анархистской активности увлечение национал-анархизмом.

Серго Житомирский

11-07-2011 21:24:34

Кащей_Бессмертный писал(а): имевшее место на заре моей анархистской активности увлечение национал-анархизмом.

Тогда всё понятно...

Кащей_Бессмертный

11-07-2011 21:26:46

Серго Житомирский писал(а):
Кащей_Бессмертный писал(а): имевшее место на заре моей анархистской активности увлечение национал-анархизмом.

Тогда всё понятно...


вау - еще один новость узнал и поперхнулся :-)

не для кого не секрет - анархистом я начинал будучи сторонником платформизма и национал-анархизма - было дело - лет несколько назад :men:

ну это я так - любителям "сенсаций" поясняю :-)

Load

11-07-2011 23:17:49

текст сам по себе противопоставляет синдикализм и платформизм, что уже некорректно
даже с точки зрения Аршинова: "Мы считаем противопоставление анархического коммунизма синдикализму и обратно совершенно искусственным, лишенным всякого основания и смысла."

далее, синдикализм называется движением которое "обязывает поделиться с другими" своими идеями, но затем в разрез этого идёт критика платформистов за их стремление распространить свои идеи среди другого, не своего, рабочего элемента. да и сам принцип внедрения в нереволюционные профсоюзы не является абсолютным для платформизма

в общем, статейка не особо блещет аргументацией.

Дубовик

12-07-2011 05:58:44

В начале 2004 года приезжаю я в Москву, получаю от тогдашнего бесспорного лидера КРАС газету "Прямое действие", читаю обсуждаемую статью и слегка обижаюсь. Говорю ему:
- Вадим, но здесь же нет ничего о критике Платформы, здесь речь о практике организаций, которые сами себя называют "платформистскими" (сотрудничество РКАС с НПГУ сейчас не рассматриваем). Ты же сам считаешь, например, что не все, кто себя называет "анархистами", есть анархисты, - ты же не считаешь за анархистов всяких а-националистов, а-сатанистов, а-примитивистов, а-капиталистов.
- Ну да. Но из принципов Платформы как раз и следует такая практика, которую вы применяете.
- Во-первых, я лично, как ты знаешь, платформист, но так не считаю. И то, о чем вы написали про уругвайев (и не написали про германских "платформистов"), как раз и осуждаю. Во-вторых, даже если ты прав, и из принципов следует именно такая практика, - то почему статья пишет совершенно о других вещах? Где хоть какой-то анализ? Почему вы меня не пытаетесь идейно переубедить, а предъявляете какие-то глупости, за которыен ни я, ни моя организщация совершенно не в ответе?
Вразумительного ответа я на это не получил:
- Это - говорит, - исторически так получилось, что платформизм принял вот такие и сякие формы деятельности.
- Ладно, - говорю. - Допустим. Но вот мы в Украине, проанализировав 6-летний опыт активного участия в "перестроечном" анархизме (КАС и АДА), пришли к признание определенных принципов, которые - как потом оказалось - уже до нас были прекрасно сформулированы Аршиновым и Махно в Платформе. Нас устраивают ее идеи. Мы не собираемся участвовать в парламентских выборах и не собираемся блокироваться со сталинистами. Мы - анархо-коммунисты, которые признают необходимость ОРГАНИЗОВАННОГО движения, внутренней дисциплины, разделения функций в организации, ответственности, планомерности и т.д. и т.п. Чем это плохо? Что здесь противоречит анархизму? Махно с Аршиновым или Рогдаев с Бармашем - в выборах участвовали? Со Сталиным блокировались? И потом, - ведь в своей практике и вы (КРАС) применяете ТЕ ЖЕ САМЫЕ принципы, и за это вас (КРАС) ругательски ругают те же Рауш и АДАшники, а еще такие-то и такие-то люди.
- Ну, - говорит уважаемый мною Вадим, - если посмотреть на Платформу саму по себе, то в ней нет ничего плохого. И если вы хотите, так сказать, начать все с "чистого листа", там, где остановились авторы Платформы, то и в этом нет ничего плохого. Лишь бы вы не пошли по тому же пути, что зарубежные платформисты. И еще запомни, что пока вы себя называете платформистами, вас в МАТ ни за что не возьмут просто из-за названия.
На том и закончили разговор, перешли к другим темам.
Шесть лет КРАС больше не трогал "страшный-поганый платформизЬм".
Теперь по новой.
Тогда я задаю автору старт-топика, уважаемому Кащею, все те же вопросы, которые задавал его товарищу в 2004 году.

Дубовик

12-07-2011 06:13:28

Кащей_Бессмертный писал(а): Не удивительно, сто «платформисты» пытаются захватить изнутри бюрократические, авторитарные профсоюзы. Ведь это и есть для них «массовое движение», которое следует попробовать возглавить. Они стараются прежде всего «проникнуть» туда и завладеть руководящими постами. ... В России это может быть столь же «альтернативная» «Защита»

Да, был (наверное и есть) в России такой вяло-марксистский официально-альтернативный профсоюз "Защита".
Среди прочих состояли в нем члены тогдашней КРАС, которые специально для этого образовали профсоюз МПСТ (Межпрофессиональный союз трудящихся).
И вот какой же Магид хороший человек!
Автор антиплатформистской статьи Магид ругает "платформиста" Магида за участие в "Защите", что, с точки зрения анархиста Магида, ставит члена "Защиты" Магида вне анархического движения.
Порядочный бы человек сказал бы что-то типа: мы тогда допустили ошибку, но сейчас ее исправили и из "Защиты" вышли.
Но Магид и редакция "Прямого действия" полшла по другому пути: они свою ошибку приписали другим неизвестно-анонимным "платформистам", которых безжалостно высекли в своей статье.
Это непорядочно.
Либо это раздвоение личностЕЙ.
Что думаешь, Кащей?

Кащей_Бессмертный

12-07-2011 06:23:59

Дубовик писал(а):Да, был (наверное и есть) в России такой вяло-марксистский официально-альтернативный профсоюз "Защита".
Среди прочих состояли в нем члены тогдашней КРАС, которые специально для этого образовали профсоюз МПСТ (Межпрофессиональный союз трудящихся).
И вот какой же Магид хороший человек!
Автор антиплатформистской статьи Магид ругает "платформиста" Магида за участие в "Защите", что, с точки зрения анархиста Магида, ставит члена "Защиты" Магида вне анархического движения.
Порядочный бы человек сказал бы что-то типа: мы тогда допустили ошибку, но сейчас ее исправили и из "Защиты" вышли.
Но Магид и редакция "Прямого действия" полшла по другому пути: они свою ошибку приписали другим неизвестно-анонимным "платформистам", которых безжалостно высекли в своей статье.
Это непорядочно.
Либо это раздвоение личностЕЙ.
Что думаешь, Кащей?


Магид вообще своеобразный человек. Это мягко выражаясь, это для меня давно не новость. Меня интересует не он, а конкретный мтериал - в первую очередь по деятельности платформистских организаций по всему миру. Анализ самой Платформы здесь отсутствует.

Ну а конкретно про то что делал РКАС я слышал разные версии. И на фоне того что сейчас пишет и делает РКАС считаю уместным и подобный материал.

Дубовик

12-07-2011 06:28:16

Кащей, а я тебе вопрос задал не про Магида, а про редакцию вашей газеты.
Редакторы тоже состояли в "Защите".
Потом вышли.
Потом обругали тех неизвестных анархистов, которые были в "Защите".
В борьбе все средства хороши? Редакторы ПД имеют право обвинять других людей за те ошибки, которые допускали не эти другие люди, а сами редакторы?
Да?

Кащей_Бессмертный

12-07-2011 06:35:33

Дубовик писал(а):Кащей, а я тебе вопрос задал не про Магида, а про редакцию вашей газеты.


Анатолий, так вопрос не стоял. Это раз. Два - меня тогда в КРАС не было, и я сейчас слышу только вашу версию.

Дубовик писал(а):Редакторы тоже состояли в "Защите".


Пока я слышу только про одного редактора - Магида, который по сути один и рулил ПД. Магид мне известен как личность мягко выражась двуличная и хитрая, говорящая разным людям разные вещи.

Дубовик писал(а):Потом вышли.


Так состоял кто-то еще? Кто еще?

Дубовик писал(а):Потом обругали тех неизвестных анархистов, которые были в "Защите".


Если человек приписывает другим то, что сам делает - это в любом случае достойно порицания.

Дубовик писал(а):В борьбе все средства хороши?


Мы говорим про конкретного человека. Насколько я знаю - для него - да - хороши.

Дубовик писал(а):Редакторы ПД имеют право обвинять других людей за те ошибки, которые допускали не эти другие люди, а сами редакторы?
Да?


Магид не имеет права, как и кто либо другой, ругать других за то, что на самом деле сам делал скрывая свое участие.

И да - я не платформист - я не считаю что КРАС за него в ответе. Его выгнали из КРАС - этого достаточно.

Дубовик

12-07-2011 11:48:17

Кащей_Бессмертный писал(а): Так состоял кто-то еще? Кто еще?

Поинтересуйся у своих товарищей, они скажут точнее. Боюсь ошибиться, но, по-моему, там были большинство тогдашних КРАСовцев.

Кащей_Бессмертный писал(а): Пока я слышу только про одного редактора - Магида, который по сути один и рулил ПД. Магид мне известен как личность мягко выражась двуличная и хитрая, говорящая разным людям разные вещи.

А я говорю не про Магида. И вообще не хочу ничего говорить про Магида. Я его в жизни в глаза не видел, он для меня - имя, не более того.
Может, он один и рулил ПД. Но газету распространяла ваша организация, КРАС. Лично я получил номер с этой самой статьей от Вадима. Он же не Магид?
И сейчас новую публикацию этой старой глупой статьи сделал не Магид, а ты.
И именно поэтому, а также потому, что ты ныне член КРАС, - к тебе и будут идти мои вопросы по поводу "Защиты" и проч.

Все твои комментарии и полученные ответы на заданные мной вопросы понятны и я с ними согласен.
По большому счету, к этой глупой публикации нужно было бы сделать лишь редакционное примечание нынешнего публикатора: мол, я (или КРАС) с такими-то словами Магида не согласен.
Но это лишь мое мнение, которое не навязываю))

Дубовик

12-07-2011 12:05:00

И теперь переходим к сути самой темы ("Платформа или Анархия?")

Даю определение: платформизм есть комплекс определенных стратегических и организационных принципов анархического движения.
Подробное изложение этих принципов дано Аршиновым и Махно.
Самое короткое из известных мне удачных изложений сделал Шаркан (за что ему отдельное спасибо).
При этом:
ЕСЛИ какая-то группа людей НЕ СООТВЕТСТВУЕТ данному выше определению платформизма, - она к нему по факту НЕ ОТНОСИТСЯ, - ДАЖЕ если при этом называет себя "платформистами".
Например, участие в парламентских выборах или блокирование со сталинистскими партиями однозначно означает разрыв с анархизмом как таковым (доказательства этого тезиса сейчас опускаю), - а поэтому группы, использующие подобную практику, под данное выше определение платформизма не попадают.
И наоборот, ЕСЛИ какая-то группа людей СООТВЕТСТВУЕТ определению платформизма, - она к нему ОТНОСИТСЯ по факту, - ДАЖЕ если при этом НЕ называет себя "платформистами".
Например, практика КРАС, насколько мне о ней известно, делает ее платформистской организацией, что бы по этому поводу ни думали сами КРАСовцы.

Разумеется, это мое личное мнение.
Точнее, мое личное твердое убеждение.

Кащей_Бессмертный

12-07-2011 19:24:52

Дубовик писал(а):Поинтересуйся у своих товарищей, они скажут точнее. Боюсь ошибиться, но, по-моему, там были большинство тогдашних КРАСовцев.


Поинтересовался. В "Защите", которая только создавалась состоял не МПСТ, его тогда не существовало, а профсоюз "Воля". В "Воле" были не только члены КРАС (люди точно не помнят, но говорят что вроде это было все даже до создания КРАС - у меня времени проверять сейчас нет).

Кащей_Бессмертный писал(а): А я говорю не про Магида. И вообще не хочу ничего говорить про Магида. Я его в жизни в глаза не видел, он для меня - имя, не более того.

Тем не менее речь шла о нем.

Дубовик писал(а):Может, он один и рулил ПД. Но газету распространяла ваша организация, КРАС. Лично я получил номер с этой самой статьей от Вадима. Он же не Магид?


1. Один. Я когда стал копать странности в некоторых материалах - люди узнавали с удивлением - это называется "зря доверяли человеку" - то есть толком не смотрели что выходило из печати.

2. Ну распространяли. И что теперь? Тем более что распространяли данный номер и тем более верстали до моего вступления в КРАС. И кстати у меня вообще много притензий к КРАС того образца.

Дубовик писал(а):И сейчас новую публикацию этой старой глупой статьи сделал не Магид, а ты.


И что? Я написал в начале, что не совсем согласен, но статья мне кажется нужной. Не более и не менее. К тому же если я с чем-то не согласен - не собираюсь из нее что-то выкидывать - из песни слов не выкинишь. А писать собственное мнение о ней развернутое мне некогда.

Дубовик писал(а):И именно поэтому, а также потому, что ты ныне член КРАС, - к тебе и будут идти мои вопросы по поводу "Защиты" и проч.


Да это всегда пожалуйста. Мне несложно, когда время есть.


Дубовик писал(а):По большому счету, к этой глупой публикации нужно было бы сделать лишь редакционное примечание нынешнего публикатора: мол, я (или КРАС) с такими-то словами Магида не согласен.


Нету времени - статья есть, какая есть. И еще - автор там не один. Это да, кто и как ее писал я теперь проверить не могу чисто физически - могу только мнение участников узнать - а пойди их теперь проверь. Но стиль там вполне конкретный.

Кащей_Бессмертный

12-07-2011 19:27:04

Деятельность КРАС может и была когда схожей с платформой - не спорю. Мне по крайней мере о таком неизвестно. Синдикализм был. Ревсиндикализм был. Увлечение левым коммунизмом до антисиндикализма было. Проще сказать чего не было - но еще раз говорю - платформизм мною не замечен.

Кроме того позже дам тут еще разный материал и свое может развернутое мнение - но последнее не скоро - полно других дел.