Кащей_Бессмертный
03-01-2009 21:09:06
принята на Конгрессе Н.К.Т. в Сарагосе (май 1936 г.)
(Перевод В.Дамье)
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«Анархистское движение в Испании переживало расцвет в то время, когда в остальном мире оно было уже на спаде. Более того, испанские анархисты были убеждены, что социальная революция неминуема, и этим можно объяснить обилие теоретических публикаций, в которых выдвигались идеи относительно будущего общества в Испании. Эти работы соединяли анархо-коммунистические теории Кропоткина с аграрными общинными традициями страны...
В 1932 - 1933 гг. восстания, инициированные анархистами, охватили сельские районы Андалузии, Каталонии и Арагона; их революционным лозунгом было установление либертарного коммунизма. Выступления были подавлены, и в 1934 - 1935 гг. развернулись репрессии против анархистских активистов. Анархисты столкнулись с необходимостью активизировать свою идейную работу, с тем чтобы подготовить революционные силы для будущих перемен. Они начали обсуждение программы революционных перспектив; сформировались два подхода:
а) коммунитарный подход, в котором автономные коммуны рассматривались как движущая сила революции и сердце либертарного общества. Либертарный коммунизм был для него не просто лозунгом или военным кличем, но видением будущего послереволюционного общества;
б) ...синдикалистский подход, который считал профсоюзы органом, который будет управлять производством после революции при самоуправлении трудящихся...
Первые идеи были популяризированы в 1932 г. врачом-анархистом Исааком Пуэнте, написавшим книгу «Либертарный коммунизм - цель НКТ». Она получила широкое распространение в 1933 г., а в 1935 г. были переиздана. Книга описывала будущий план установления либертарного коммунизма в Испании. Она следовала кропоткинской концепции гуманного общества, основанного на естественных предпосылках кооперации, взаимопомощи и солидарности. Отвергалась идея о том, что революционная или послереволюционная элита может вести к новому обществу. Ценность свободы играла первостепенную роль, не меньшую, чем кооперация. Соответственно, коммунитаризм понимался как движение снизу, как сотрудничество людей согласно их социальным инстинктам.
И. Пуэнте исходил из того, что Испания сможет первой ввести у себя либертарный коммунизм и противостоять нажиму других стран. Если сельские местности примут либертарный коммунизм, появится сельскохозяйственная продукция, которая даст шанс сопротивляться бойкоту извне...
Работа широко обсуждалась в периодических изданиях анархистского движения и в литературе...
И. Пуэнте был не единственным, кто в 1932 - 1936 гг. занимался разработкой образа будущего общества. Значительное участие в этом деле принял Диего Абад де Сантильян... Апогеем его усилий стала книга «Экономический организм революции» (1936 г.). Ее особенностью был акцент на современную экономику и необходимость планирования и хозяйственной координации...
Согласно Абаду де Сантильяну, местная экономическая автономия - это анахронизм, а все теории о вольных, самообеспечивающихся коммунах - реакционные утопии. Центральным моментом его концепции был «свободный эксперимент», предполагавший сосуществование различных обществ и свободное соглашение между ними... По существу, он пытался представить либертарный коммунизм как ответ на проблемы индустриального общества».
(Яаков Овед. «Либертарный коммунизм» и коммунитаризм в Испании)
«IV конгресс НКТ (испанского анархо-синдикалистского профсоюза) открылся 1 мая 1936 г. в Сарагосе. Его повестка дня была весьма обширной. Одним из пунктов был вопрос о том, как определить цель . либертарный (вольный) коммунизм. В другое время подобные дискуссии носили бы абстрактный характер, но в мае 1936 г. они стали неотложными: страна жила в предреволюционной ситуации. Обмен мнениями протекал с большой страстью, поскольку в НКТ существовали два течения. Для синдикалистов дело обстояло очень просто: они хотели превратить структуры НКТ в экономический механизм революции. Но анархистское крыло усматривало в такой программе ограничение размаха революции; оно не понимало, почему моделью для структуры нового общества следует избрать организацию, созданную для ведения классовой борьбы... Все эти вопросы оживленно обсуждались на собраниях рабочих перед конгрессом. Так были вскрыты противоречия, которые помогли прояснить позиции...
Конгресс принял резолюции о либертарном коммунизме, о безработице, о военно-политическом положении, об аграрной реформе и др. Была принята также резолюция о революционном рабочем альянсе...
Были ли полтора миллиона рабочих (членов НКТ), высказавшихся за революцию и либертарный коммунизм, утопистами? Диалектика событий подтвердила прозорливость их оценки положения в Испании. Несмотря на все интеллектуальные спекуляции, полуостров жил тогда не под зонтиком «Народного фронта», а переживал революционное брожение...»
(Из книги: Абель Пас. Дуррути: жизнь и смерть испанского анархиста)
«150 решений, принятых конгрессом в Сарагосе, включали и главы о либертарном коммунизме, которые местные профсоюзы сформулировали в духе Исаака Пуэнте.
Дискуссии о либертарном коммунизме на Сарагосском конгрессе проходили 9 мая. Большинство выступавших говорили об образе будущего общества, не вдаваясь в детали путей его достижения... Для дальнейших дискуссий времени не оставалось. 19 июля вспыхнула гражданская война.
Когда в ответ началась революция, в радикальных и анархистских кругах появились ожидания, что революционная ситуация, наконец, настала и будет осуществлен либертарный коммунизм. Но события первых недель гражданской войны показали, насколько неподготовленными оказались ведущие активисты НКТ и насколько активность на местах опережала рекомендации из центра.
...Решения конгресса вдохновили эту активность первых месяцев гражданской войны. Агитационные брошюры о либертарном коммунизме издавались осенью многотысячным тиражом. Они послужили идейной и программной моделью для сотен небольших населенных пунктов, которые объявили о своем намерении создать вольные коммуны в духе либертарного коммунизма...
В регионе Арагон большинство сельских коллективных поселений возникли в первые 5 недель революции. Оттуда движение распространилось на Каталонию, Левант, Андалусию и Кастилию. Зимой 1936 - 1937 гг. из 1500 сельскохозяйственных коллективов в республике 450 располагались в Арагоне, где в них жило до 70% населения региона и они контролировали 60% обрабатываемых земель. Более того, в Арагоне анархо-коммунистические тенденции сыграли жизненную роль в выборе модели коллективизации...
В течении 6 месяцев после начала революции коллективы Арагона не были объединены в координирующую федерацию... 14-15 февраля 1937 г. в Каспе был проведен конгресс Федерации коллективов. В нем приняли участие 600 делегатов от 300 тысяч членов из 500 коллективов. Это была значительная цифра, если учесть, что все население республиканского сектора Арагона составляло 500 тысяч человек. Фактически конгресс, на котором была основана Федерация коллективов Арагона, представлял большинство населения региона...
Зимой 1937 г. коллективистское движение в Арагоне было на подъеме, но ему было все труднее расширяться. Республиканские органы власти укрепились и оставляли мало места для инициатив снизу. Партии, составлявшие коалиционное правительство республики, не сочувствовали коллективам. Особенно враждебными были коммунисты, которые опасались радикализации...
После событий в Барселоне в мае 1937 г. ...борьба против анархистов и их влияния в Арагоне усилилась. В августе в регион был введен батальон под командованием коммуниста Э. Листера, который распорядился о роспуске Совета обороны Арагона и анархистских коллективов...
Широкое нежелание членов коллективов сотрудничать с новой политикой продемонстрировало, что большинство из них вступило туда добровольно... Развернулась новая волна создания коллективов. Но часы уже нельзя было повернуть назад. Воцарилась атмосфера недоверия, любая инициатива снизу встречалась в штыки. Вероятно, коллективисты возобновили бы работу, но в марте 1938 г. республиканский Арагон был захвачен Франко, а коллективы распущены...
Гражданская война и падение Республики прервала эксперимент коллективизации и вместе с ним единственную до сих пор в историю возможность широкого осуществления «конструктивного анархизма».
(Яаков Овед. «Либертарный коммунизм» и коммунитаризм в Испании)
(Перевод В.Дамье)
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«Анархистское движение в Испании переживало расцвет в то время, когда в остальном мире оно было уже на спаде. Более того, испанские анархисты были убеждены, что социальная революция неминуема, и этим можно объяснить обилие теоретических публикаций, в которых выдвигались идеи относительно будущего общества в Испании. Эти работы соединяли анархо-коммунистические теории Кропоткина с аграрными общинными традициями страны...
В 1932 - 1933 гг. восстания, инициированные анархистами, охватили сельские районы Андалузии, Каталонии и Арагона; их революционным лозунгом было установление либертарного коммунизма. Выступления были подавлены, и в 1934 - 1935 гг. развернулись репрессии против анархистских активистов. Анархисты столкнулись с необходимостью активизировать свою идейную работу, с тем чтобы подготовить революционные силы для будущих перемен. Они начали обсуждение программы революционных перспектив; сформировались два подхода:
а) коммунитарный подход, в котором автономные коммуны рассматривались как движущая сила революции и сердце либертарного общества. Либертарный коммунизм был для него не просто лозунгом или военным кличем, но видением будущего послереволюционного общества;
б) ...синдикалистский подход, который считал профсоюзы органом, который будет управлять производством после революции при самоуправлении трудящихся...
Первые идеи были популяризированы в 1932 г. врачом-анархистом Исааком Пуэнте, написавшим книгу «Либертарный коммунизм - цель НКТ». Она получила широкое распространение в 1933 г., а в 1935 г. были переиздана. Книга описывала будущий план установления либертарного коммунизма в Испании. Она следовала кропоткинской концепции гуманного общества, основанного на естественных предпосылках кооперации, взаимопомощи и солидарности. Отвергалась идея о том, что революционная или послереволюционная элита может вести к новому обществу. Ценность свободы играла первостепенную роль, не меньшую, чем кооперация. Соответственно, коммунитаризм понимался как движение снизу, как сотрудничество людей согласно их социальным инстинктам.
И. Пуэнте исходил из того, что Испания сможет первой ввести у себя либертарный коммунизм и противостоять нажиму других стран. Если сельские местности примут либертарный коммунизм, появится сельскохозяйственная продукция, которая даст шанс сопротивляться бойкоту извне...
Работа широко обсуждалась в периодических изданиях анархистского движения и в литературе...
И. Пуэнте был не единственным, кто в 1932 - 1936 гг. занимался разработкой образа будущего общества. Значительное участие в этом деле принял Диего Абад де Сантильян... Апогеем его усилий стала книга «Экономический организм революции» (1936 г.). Ее особенностью был акцент на современную экономику и необходимость планирования и хозяйственной координации...
Согласно Абаду де Сантильяну, местная экономическая автономия - это анахронизм, а все теории о вольных, самообеспечивающихся коммунах - реакционные утопии. Центральным моментом его концепции был «свободный эксперимент», предполагавший сосуществование различных обществ и свободное соглашение между ними... По существу, он пытался представить либертарный коммунизм как ответ на проблемы индустриального общества».
(Яаков Овед. «Либертарный коммунизм» и коммунитаризм в Испании)
«IV конгресс НКТ (испанского анархо-синдикалистского профсоюза) открылся 1 мая 1936 г. в Сарагосе. Его повестка дня была весьма обширной. Одним из пунктов был вопрос о том, как определить цель . либертарный (вольный) коммунизм. В другое время подобные дискуссии носили бы абстрактный характер, но в мае 1936 г. они стали неотложными: страна жила в предреволюционной ситуации. Обмен мнениями протекал с большой страстью, поскольку в НКТ существовали два течения. Для синдикалистов дело обстояло очень просто: они хотели превратить структуры НКТ в экономический механизм революции. Но анархистское крыло усматривало в такой программе ограничение размаха революции; оно не понимало, почему моделью для структуры нового общества следует избрать организацию, созданную для ведения классовой борьбы... Все эти вопросы оживленно обсуждались на собраниях рабочих перед конгрессом. Так были вскрыты противоречия, которые помогли прояснить позиции...
Конгресс принял резолюции о либертарном коммунизме, о безработице, о военно-политическом положении, об аграрной реформе и др. Была принята также резолюция о революционном рабочем альянсе...
Были ли полтора миллиона рабочих (членов НКТ), высказавшихся за революцию и либертарный коммунизм, утопистами? Диалектика событий подтвердила прозорливость их оценки положения в Испании. Несмотря на все интеллектуальные спекуляции, полуостров жил тогда не под зонтиком «Народного фронта», а переживал революционное брожение...»
(Из книги: Абель Пас. Дуррути: жизнь и смерть испанского анархиста)
«150 решений, принятых конгрессом в Сарагосе, включали и главы о либертарном коммунизме, которые местные профсоюзы сформулировали в духе Исаака Пуэнте.
Дискуссии о либертарном коммунизме на Сарагосском конгрессе проходили 9 мая. Большинство выступавших говорили об образе будущего общества, не вдаваясь в детали путей его достижения... Для дальнейших дискуссий времени не оставалось. 19 июля вспыхнула гражданская война.
Когда в ответ началась революция, в радикальных и анархистских кругах появились ожидания, что революционная ситуация, наконец, настала и будет осуществлен либертарный коммунизм. Но события первых недель гражданской войны показали, насколько неподготовленными оказались ведущие активисты НКТ и насколько активность на местах опережала рекомендации из центра.
...Решения конгресса вдохновили эту активность первых месяцев гражданской войны. Агитационные брошюры о либертарном коммунизме издавались осенью многотысячным тиражом. Они послужили идейной и программной моделью для сотен небольших населенных пунктов, которые объявили о своем намерении создать вольные коммуны в духе либертарного коммунизма...
В регионе Арагон большинство сельских коллективных поселений возникли в первые 5 недель революции. Оттуда движение распространилось на Каталонию, Левант, Андалусию и Кастилию. Зимой 1936 - 1937 гг. из 1500 сельскохозяйственных коллективов в республике 450 располагались в Арагоне, где в них жило до 70% населения региона и они контролировали 60% обрабатываемых земель. Более того, в Арагоне анархо-коммунистические тенденции сыграли жизненную роль в выборе модели коллективизации...
В течении 6 месяцев после начала революции коллективы Арагона не были объединены в координирующую федерацию... 14-15 февраля 1937 г. в Каспе был проведен конгресс Федерации коллективов. В нем приняли участие 600 делегатов от 300 тысяч членов из 500 коллективов. Это была значительная цифра, если учесть, что все население республиканского сектора Арагона составляло 500 тысяч человек. Фактически конгресс, на котором была основана Федерация коллективов Арагона, представлял большинство населения региона...
Зимой 1937 г. коллективистское движение в Арагоне было на подъеме, но ему было все труднее расширяться. Республиканские органы власти укрепились и оставляли мало места для инициатив снизу. Партии, составлявшие коалиционное правительство республики, не сочувствовали коллективам. Особенно враждебными были коммунисты, которые опасались радикализации...
После событий в Барселоне в мае 1937 г. ...борьба против анархистов и их влияния в Арагоне усилилась. В августе в регион был введен батальон под командованием коммуниста Э. Листера, который распорядился о роспуске Совета обороны Арагона и анархистских коллективов...
Широкое нежелание членов коллективов сотрудничать с новой политикой продемонстрировало, что большинство из них вступило туда добровольно... Развернулась новая волна создания коллективов. Но часы уже нельзя было повернуть назад. Воцарилась атмосфера недоверия, любая инициатива снизу встречалась в штыки. Вероятно, коллективисты возобновили бы работу, но в марте 1938 г. республиканский Арагон был захвачен Франко, а коллективы распущены...
Гражданская война и падение Республики прервала эксперимент коллективизации и вместе с ним единственную до сих пор в историю возможность широкого осуществления «конструктивного анархизма».
(Яаков Овед. «Либертарный коммунизм» и коммунитаризм в Испании)