Кащей_Бессмертный
09-08-2009 13:32:31
[SIZE="1"]Флаг анархо-синдикалистов[/SIZE]
Анархо-синдикализм (от греч. αναρχία — безвластие; греч. syndikos — защищающий, действующий сообща; франц. syndicat — профсоюз) — это часть международного анархистского движения, корнями которого являются идеи Пьера Жозефа Прудона и Михаила Александровича Бакунина [1]. В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества.
Сам же термин анархо-синдикализм, как считает ведущий современный исследователь данного движения Вадим Дамье, возник в России, в десятые годы двадцатого столетия[2].
Из известных теоретиков анархо-синдикализма можно отметить Рудольфа Роккера, Диего Абада де Сантильяна, Пьера Бенара, Александра Беркмана, Эмилио Лопеса Аранго, Анхеля Пестанья, Исаака Пуэнте, Аугустина Сухи, Александра Шапиро, Всеволода Волина, Якова Кирилловского (Новомирский Д. И.) и др.
Скрытый текст: :
Сущность анархо-синдикализма
Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм, признает только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся, и потому отвергает участие в органах власти, а так же политические партии и иерархические профсоюзы.
Рудольф Роккер (1873-1958), один из известнейших теоретиков анархо-синдикализма, активный участник анархо-синдикалистского движения первой половины двадцатого столетия.
Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста (так называемые акции "прямого действия"), чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма[3].
Анархо-синдикалисты считают, что профсоюзы должны действовать на основе принципа принятия решений всем коллективом, через общие собрания на местах. Они отвергают разделение людей по половому, сексуальному, возрастному, этнонациональному признаку, равно как и любые другие виды сегрегации и дискриминации. Для анархо-синдикалистов каждый человек ценен прежде всего как уникальная личность, являющаяся частью всего человеческого общества:
«Моя семья – все человечество, а моя родина – весь мир... Это не романтическая фраза, это программа будущего. И я не собираюсь пятиться назад, чтобы отыскивать в прошлом мнимый золотой век утраченной чистоты, о котором говорил, но в который сам не верил Жан-Жак Руссо» [4].
Основы анархо-синдикализма
Цели анархо-синдикалистов:
1. Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня
2. Организация труда посредством создания ассоциаций производителей
3. Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое
4. Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях
Рабочие-анархисты организуются в профсоюзы и общества рабочего сопротивления — межпрофессиональные или по отдельным профессиям, а так же территориальные объединения. В таких организациях не должно быть каких либо вождей, а также «освобождённых», оплачиваемых функционеров[5].
[SIZE="1"]Рудольф Роккер (1873-1958), один из известнейших теоретиков анархо-синдикализма, активный участник анархо-синдикалистского движения первой половины двадцатого столетия.[/SIZE]
* Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме), бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся[6].
* Организация труда посредством создания ассоциаций производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. Подразумевается, что в обществе либертарного коммунизма производственный процесс будет организовываться и контролироваться непосредственно самими трудящимися, производителями, всем производственным коллективом в целом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины, то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда должны будут все жители[7].
* Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком[8]. Таким образом ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности, и ликвидации самого существования классового общества, когда одни люди (власть, правители, буржуазия) заставляют основную массу населения (трудящихся, наемных работников) жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.
Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой[9].
* Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях — даже во время расцвета социального государства (которое активно сворачивается с развитием капиталистической глобализации и неолиберализма) люди так и не получили возможности для полноценного самосовершенствования, саморазвития, так как их возможности всегда ограничивались теми пределами, которые устанавливала государственная власть, и что им позволяли экономические возможности (тем более что капитализм подразумевает под собой, что какая-то часть людей всегда будет находится на социальном дне, лишённая доступа к большинству, если ни ко всем общественным, социальным благам).
Это положение анархо-синдикалисты стремятся исправить, предоставив возможность каждому члену общества возможность для максимально возможного самосовершенствования и развития, которое будет ограничено только ресурсами, возможностями общества[10].
Вехи истории
Генезис идей и революционный синдикализм
Исторически анархо-синдикализм восходит к работам Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина. Однако возник он далеко не сразу. Прудон заложил первоосновы, такие как идеи федерализма, примат экономической борьбы над политической (то есть подчинение политической борьбы экономическим интересам рабочего класса) и объединения в рабочие ассоциации; отрицание капитализма, государственности которые были развиты в дальнейшем Михаилом Бакунинынм. Отсюда проистекают одни из первых мостков к возникшему уже несколько позже анархо-синдикализму [11].
Собственно сформулированы идеи и методы, легшие в последствии в основу анархо-синдикализма, были во время существования Первого Интернационала. Особенно ярко это проявилось в бакунистских секциях Интернационала, в Юрской Федерации. Однако Первый Интернационал был расколот по вопросу политической, парламентской борьбы; либертарное крыло, представленное Михаилом Бакуниным, противоположное — Карлом Марксом. Сторонники анархистских идей имели большое влияние на развитие рабочего движения в Испании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, и Латинской Америке [12].
Однако приблизительно к началу 1890-х годов анархисты оказались маргинальным движением растерявшим свое влияние. Они были увлечены идеями индивидуального террора и «пропаганды действием», что подкреплялось увлечением идеями популярного тогда Ницше[13].
Развитие синдикалистского движения во Франции и обращение к нему анархистов способствовало постепенному выходу анархистского движения из кризиса. В 1892 году французские «биржи труда» (изначально они просто фиксировали спрос и предложение труда, однако быстро стали также и рабочими клубами, культурно-образовательными центрами) объединились с профсоюзным объединением Всеобщая Конфедерация Труда (ВКТ) создав единую ВКТ, базировавшуюся на принципах революционного синдикализма. К 1912 году в ней состояло около 600 тыс. рабочих, из 1 миллиона организованных в профсоюзы [14].
«Амьенская хартия», принятая ВКТ в 1906 году является ключевым текстом в вопросе о развитии революционного синдикализма, отклоняющего парламентаризм в пользу революционной классовой борьбы.
Термины анархо-синдикализм и революционный синдикализм иногда используют как синонимы, однако делать так неправильно, так как два этих термина несут различную смысловую нагрузку.
«Термин "анархо-синдикалист" вошел в широкое употребление только в 1921-1922, когда стал применяться полемически, как уничижительное слово коммунистами любым синдикалистам …, кто выступал против усилению контроля над синдикализма со стороны коммунистических партий» [15].
Использование термина "анархо-синдикализм" демонстрирует увеличивающийся разрыв между сторонниками ортодоксального, политического марксизма и теми участниками профсоюзного движения, которые защищали полную независимость рабочего движения от политических партий после Русской Революции. До того времени революционный синдикализм объединял собой представителей различных левых направлений, на классовой основе, без различия партийной принадлежности, как это и провозглашалось Амьенской хартией.
Дальнейшее развитие революционно-синдикалистских идей способствовало широкому развитию и распространению уже собственно анархо-синдикализма.
Анархо-синдикализм
После того как на рубеже 19-20 столетий анархистское движение оказалось в тупике, выход был найден в анархо-синдикализме:
«Анархо-синдикалистское движение, пришедшее на смену старому анархизму, который исчерпал себя в героических, но бесперспективных террористических акциях, стремительно вышло на политическую сцену. Оно стало олицетворением анархистских идеалов: широкое радикальное рабочее движение, стоящее на платформе отрицания государства и капитализма, выступающее за социальную революцию и использующее тактику «прямого действия»: всевозможные забастовки, вплоть до всеобщей, различный саботаж, бойкот, антимилитаристская пропаганда, вооруженное сопротивление в интересах защиты собственных жизни и свободы» [16].
[SIZE="1"]Буэнавентура Дуррути, испанский анархист, герой Испанской Революции 1936—1939 гг.[/SIZE]
Основная часть международного анархо-синдикалистского движения объединена в Международную Ассоциацию Трудящихся (МАТ) — Анархо-Синдикалистсий Интернационал, который был создан на учредительном конгрессе, проходившем в Берлине нелегально с 25 декабря 1922 г. по 2 января 1923 г., при этом периодически прерываясь полицейскими рейдами и арестами. Фактически это были наследники антиавторитарного крыла Первого Интернационала.
Наиболее известными и мощными оказались Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), Итальянский синдикалистский союз (УСИ) а также Национальная Конфедерация Труда (НКТ) и Федерация Анархистов Иберии (ФАИ) в Испании[17]: на учредительном конгрессе МАТ делегаты от ФОРА представляли 200 тысяч членов, УСИ - 500 тысяч, НКТ представлен не был, по причине задержания их делегатов полицией по дороге в Берлин (на тот момент в НКТ состояло несколько сотен тысяч человек [18]. Так, например, испанские анархисты оказались на передовой Испанской Революции и Гражданской войны 1936—1939 годов, проигравшие свою борьбу во многом из-за предательства союзников по антифашистскому лагерю, ударивших весной 1937-го года по анархистским тылам, подавив тем самым Революцию [19]. В свою очередь члены итальянской УСИ приняли активное участие в сопротивлении установлению в стране фашистской диктатуры Муссолини, в Аргентине анархо-синдикалисты так же активно противодействовали авторитарным силам, а в Германии члены анархо-синдикалистского профсоюзного объединения ФАУД (на учредительном конгрессе МАТ их делегаты представляли 120 тысяч членов) активного участвовали в революционных событиях после Первой Мировой войны, и были окончательно раздавлены глубоким экономическим кризисом, охватившем послевоенную Германию, породившем массовую безработицу и обнищание народа.
Еще одно международное профсоюзное объединение, находящееся под сильным влиянием анархо-синдикализма — Индустриальные Рабочие Мира (ИРМ). этот союз был образован в 1905 году и сыграл свою немалую роль в развитии анархо-синдикализма в Америке.
«В США в 1905 г. по инициативе радикальных профсоюзов была образована организация «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ), которая также приобретала все более отчетливый революционно-синдикалистский характер: она ориентировалась на прямое действие, стремилась сочетать выступления за непосредственное улучшение положения рабочих с борьбой за социальную революцию и новое общество, организованное на основе профсоюзов, управляющих производством. В отличие от официальных профсоюзов, ИРМ широко включали в свой состав также неквалифицированных рабочих, иммигрантов, женщин» [20].
К началу Второй империалистической (мировой) войны анархо-синдикалисты оказались полностью дезорганизованы.
Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм, признает только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся, и потому отвергает участие в органах власти, а так же политические партии и иерархические профсоюзы.
Рудольф Роккер (1873-1958), один из известнейших теоретиков анархо-синдикализма, активный участник анархо-синдикалистского движения первой половины двадцатого столетия.
Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных работников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста (так называемые акции "прямого действия"), чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма[3].
Анархо-синдикалисты считают, что профсоюзы должны действовать на основе принципа принятия решений всем коллективом, через общие собрания на местах. Они отвергают разделение людей по половому, сексуальному, возрастному, этнонациональному признаку, равно как и любые другие виды сегрегации и дискриминации. Для анархо-синдикалистов каждый человек ценен прежде всего как уникальная личность, являющаяся частью всего человеческого общества:
«Моя семья – все человечество, а моя родина – весь мир... Это не романтическая фраза, это программа будущего. И я не собираюсь пятиться назад, чтобы отыскивать в прошлом мнимый золотой век утраченной чистоты, о котором говорил, но в который сам не верил Жан-Жак Руссо» [4].
Основы анархо-синдикализма
Цели анархо-синдикалистов:
1. Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня
2. Организация труда посредством создания ассоциаций производителей
3. Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое
4. Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях
Рабочие-анархисты организуются в профсоюзы и общества рабочего сопротивления — межпрофессиональные или по отдельным профессиям, а так же территориальные объединения. В таких организациях не должно быть каких либо вождей, а также «освобождённых», оплачиваемых функционеров[5].
[SIZE="1"]Рудольф Роккер (1873-1958), один из известнейших теоретиков анархо-синдикализма, активный участник анархо-синдикалистского движения первой половины двадцатого столетия.[/SIZE]
* Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме), бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся[6].
* Организация труда посредством создания ассоциаций производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. Подразумевается, что в обществе либертарного коммунизма производственный процесс будет организовываться и контролироваться непосредственно самими трудящимися, производителями, всем производственным коллективом в целом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины, то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда должны будут все жители[7].
* Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком[8]. Таким образом ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности, и ликвидации самого существования классового общества, когда одни люди (власть, правители, буржуазия) заставляют основную массу населения (трудящихся, наемных работников) жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.
Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой[9].
* Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях — даже во время расцвета социального государства (которое активно сворачивается с развитием капиталистической глобализации и неолиберализма) люди так и не получили возможности для полноценного самосовершенствования, саморазвития, так как их возможности всегда ограничивались теми пределами, которые устанавливала государственная власть, и что им позволяли экономические возможности (тем более что капитализм подразумевает под собой, что какая-то часть людей всегда будет находится на социальном дне, лишённая доступа к большинству, если ни ко всем общественным, социальным благам).
Это положение анархо-синдикалисты стремятся исправить, предоставив возможность каждому члену общества возможность для максимально возможного самосовершенствования и развития, которое будет ограничено только ресурсами, возможностями общества[10].
Вехи истории
Генезис идей и революционный синдикализм
Исторически анархо-синдикализм восходит к работам Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина. Однако возник он далеко не сразу. Прудон заложил первоосновы, такие как идеи федерализма, примат экономической борьбы над политической (то есть подчинение политической борьбы экономическим интересам рабочего класса) и объединения в рабочие ассоциации; отрицание капитализма, государственности которые были развиты в дальнейшем Михаилом Бакунинынм. Отсюда проистекают одни из первых мостков к возникшему уже несколько позже анархо-синдикализму [11].
Собственно сформулированы идеи и методы, легшие в последствии в основу анархо-синдикализма, были во время существования Первого Интернационала. Особенно ярко это проявилось в бакунистских секциях Интернационала, в Юрской Федерации. Однако Первый Интернационал был расколот по вопросу политической, парламентской борьбы; либертарное крыло, представленное Михаилом Бакуниным, противоположное — Карлом Марксом. Сторонники анархистских идей имели большое влияние на развитие рабочего движения в Испании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, и Латинской Америке [12].
Однако приблизительно к началу 1890-х годов анархисты оказались маргинальным движением растерявшим свое влияние. Они были увлечены идеями индивидуального террора и «пропаганды действием», что подкреплялось увлечением идеями популярного тогда Ницше[13].
Развитие синдикалистского движения во Франции и обращение к нему анархистов способствовало постепенному выходу анархистского движения из кризиса. В 1892 году французские «биржи труда» (изначально они просто фиксировали спрос и предложение труда, однако быстро стали также и рабочими клубами, культурно-образовательными центрами) объединились с профсоюзным объединением Всеобщая Конфедерация Труда (ВКТ) создав единую ВКТ, базировавшуюся на принципах революционного синдикализма. К 1912 году в ней состояло около 600 тыс. рабочих, из 1 миллиона организованных в профсоюзы [14].
«Амьенская хартия», принятая ВКТ в 1906 году является ключевым текстом в вопросе о развитии революционного синдикализма, отклоняющего парламентаризм в пользу революционной классовой борьбы.
Термины анархо-синдикализм и революционный синдикализм иногда используют как синонимы, однако делать так неправильно, так как два этих термина несут различную смысловую нагрузку.
«Термин "анархо-синдикалист" вошел в широкое употребление только в 1921-1922, когда стал применяться полемически, как уничижительное слово коммунистами любым синдикалистам …, кто выступал против усилению контроля над синдикализма со стороны коммунистических партий» [15].
Использование термина "анархо-синдикализм" демонстрирует увеличивающийся разрыв между сторонниками ортодоксального, политического марксизма и теми участниками профсоюзного движения, которые защищали полную независимость рабочего движения от политических партий после Русской Революции. До того времени революционный синдикализм объединял собой представителей различных левых направлений, на классовой основе, без различия партийной принадлежности, как это и провозглашалось Амьенской хартией.
Дальнейшее развитие революционно-синдикалистских идей способствовало широкому развитию и распространению уже собственно анархо-синдикализма.
Анархо-синдикализм
После того как на рубеже 19-20 столетий анархистское движение оказалось в тупике, выход был найден в анархо-синдикализме:
«Анархо-синдикалистское движение, пришедшее на смену старому анархизму, который исчерпал себя в героических, но бесперспективных террористических акциях, стремительно вышло на политическую сцену. Оно стало олицетворением анархистских идеалов: широкое радикальное рабочее движение, стоящее на платформе отрицания государства и капитализма, выступающее за социальную революцию и использующее тактику «прямого действия»: всевозможные забастовки, вплоть до всеобщей, различный саботаж, бойкот, антимилитаристская пропаганда, вооруженное сопротивление в интересах защиты собственных жизни и свободы» [16].
[SIZE="1"]Буэнавентура Дуррути, испанский анархист, герой Испанской Революции 1936—1939 гг.[/SIZE]
Основная часть международного анархо-синдикалистского движения объединена в Международную Ассоциацию Трудящихся (МАТ) — Анархо-Синдикалистсий Интернационал, который был создан на учредительном конгрессе, проходившем в Берлине нелегально с 25 декабря 1922 г. по 2 января 1923 г., при этом периодически прерываясь полицейскими рейдами и арестами. Фактически это были наследники антиавторитарного крыла Первого Интернационала.
Наиболее известными и мощными оказались Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), Итальянский синдикалистский союз (УСИ) а также Национальная Конфедерация Труда (НКТ) и Федерация Анархистов Иберии (ФАИ) в Испании[17]: на учредительном конгрессе МАТ делегаты от ФОРА представляли 200 тысяч членов, УСИ - 500 тысяч, НКТ представлен не был, по причине задержания их делегатов полицией по дороге в Берлин (на тот момент в НКТ состояло несколько сотен тысяч человек [18]. Так, например, испанские анархисты оказались на передовой Испанской Революции и Гражданской войны 1936—1939 годов, проигравшие свою борьбу во многом из-за предательства союзников по антифашистскому лагерю, ударивших весной 1937-го года по анархистским тылам, подавив тем самым Революцию [19]. В свою очередь члены итальянской УСИ приняли активное участие в сопротивлении установлению в стране фашистской диктатуры Муссолини, в Аргентине анархо-синдикалисты так же активно противодействовали авторитарным силам, а в Германии члены анархо-синдикалистского профсоюзного объединения ФАУД (на учредительном конгрессе МАТ их делегаты представляли 120 тысяч членов) активного участвовали в революционных событиях после Первой Мировой войны, и были окончательно раздавлены глубоким экономическим кризисом, охватившем послевоенную Германию, породившем массовую безработицу и обнищание народа.
Еще одно международное профсоюзное объединение, находящееся под сильным влиянием анархо-синдикализма — Индустриальные Рабочие Мира (ИРМ). этот союз был образован в 1905 году и сыграл свою немалую роль в развитии анархо-синдикализма в Америке.
«В США в 1905 г. по инициативе радикальных профсоюзов была образована организация «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ), которая также приобретала все более отчетливый революционно-синдикалистский характер: она ориентировалась на прямое действие, стремилась сочетать выступления за непосредственное улучшение положения рабочих с борьбой за социальную революцию и новое общество, организованное на основе профсоюзов, управляющих производством. В отличие от официальных профсоюзов, ИРМ широко включали в свой состав также неквалифицированных рабочих, иммигрантов, женщин» [20].
К началу Второй империалистической (мировой) войны анархо-синдикалисты оказались полностью дезорганизованы.