Кащей_Бессмертный
11-08-2009 07:31:53
Анархистское движение в наши дни – одна из заметных сил левого движения в странах Европы и Америки. Например, анархисты приняли активное участие в недавних массовых выступлениях трудящихся против неолиберальной политики правительства в Греции. Что такое анархистское движение сегодня, каковы перспективы его развития? Корреспондент Рабкор.ру Дмитрий Рублев побеседовал с доктором исторических наук Вадимом Дамье, ведущим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, автором монографий и статей по истории социальных движений, и попытался получить ответы на эти и другие вопросы.
Вадим, ваша последняя книга «Забытый Интернационал» посвящена истории Международной ассоциации трудящихся, объединения анархо-синдикалистских профсоюзов. В основном эта книга затрагивает период 1900–1940-е годов. Что в настоящее время представляет собой анархо-синдикалистское движение в различных странах мира?
Анархо-синдикалистский Интернационал – Международная ассоциация трудящихся – существует до сих пор, хотя, конечно, он сейчас иной, чем был 70–80 лет назад. После Второй мировой войны в истории анархо-синдикалистского движения наступил период спада. Для этого было много причин.Прежде всего, репрессии диктаторских режимов, жертвой которых стали крупнейшие и самые боевые организации – в Испании, Аргентине, Португалии и других странах. Глубокие изменения коснулись социальной базы движения: в положении и психологии наемных работников в мире произошли существенные перемены. В «золотые» десятилетия послевоенного капитализма массы людей работали на крупных предприятиях с конвейерной и иной «фордистской» технологией, где их труд был раздроблен на столь мелкие и детальные серийные операции, что они с трудом могли представить себе смысл и цель своей работы, не говоря уже о стремлении контролировать производство или самим управлять им. Они жили в условиях «социального» государства и «социального партнерства», получая взамен широкие возможности для потребления… Понятно, что в таких условиях потенциал анархо-синдикализма как движения, выступающего за всеобщее самоуправление по месту жительства, на производстве и во всех остальных сферах жизни, резко сократился.
Но сегодня кейнсианская эра процветания безвозвратно ушла в прошлое. Капитализм снова демонстрирует свой безжалостный и эксплуататорский облик. Во многих странах – даже экономически развитых – с учетом роста цен, реальный уровень зарплаты людей труда за последние полтора десятилетия сократился. И это при гигантском росте прибылей предпринимателей, которые ведут систематическое наступление на трудящихся. Стало ясно, что обычные, бюрократические и «социал-партнерские» профсоюзы не могут и не хотят защищать интересы наемных работников, противостоять закрытию предприятий и их переводу в страны и регионы с меньшим уровнем заработков и меньшими издержками. Они готовы пожертвовать размерами зарплаты и частью работников ради призрачного и ненадежного сохранения остальных рабочих мест. Они дают согласие на внедрение заемного труда и негарантированной занятости, на ухудшение условий труда. Наконец, они всячески избегают радикальных акций протеста, стремясь любой ценой удержать «социальный мир», а вместе с ним – и свои собственные бюрократические привилегии…
И происходит постепенное возрождение мирового анархо-синдикализма. Сегодня секции Международной ассоциации трудящихся снова действуют в самых разных странах. В Испании и Италии в анархо-синдикалистских профсоюзах состоят многие тысячи людей. Проводятся упорные и радикальные по форме стачки; некоторые из них длятся многие месяцы… Активно участвуют в социальных движениях анархо-синдикалисты Франции, Аргентины, Британии, Германии и т.д. Большое внимание анархо-синдикалисты уделяют развитию самоуправления в борьбе: они выступают за то, что нейтрализовать влияние партийной и профсоюзной бюрократии в общественных инициативах, забастовках и других выступлениях. Нередко им удается добиться своей цели, и тогда социальное сопротивление разворачивается под прямым и непосредственным контролем суверенных общих собраний работников, жителей… Именно эти собрания принимают все основные решения о выдвижении требований, ходе борьбы, переговорах, условиях колдоговоров и так далее. Анархо-синдикалисты убеждены, что солидарность, возрождаемая в ходе борьбы людей за свои права и интересы, и боевое самоуправление – это не только наилучший способ добиться удовлетворения текущих требований, улучшения условий жизни и труда, но и своеобразная подготовка к установлению будущего свободного самоуправляющегося общества.
Сейчас в анархистской среде можно услышать, что профсоюзы свое отжили, как форма организации рабочего класса, а следовательно – и анархо-синдикализм более не актуален. В 1970-е годы, в частности, к такому выводу пришел Джон Зерзан. Согласны ли вы с подобной этой точкой зрения?
Разумеется, нет. Борьба на рабочих местах ничуть не менее актуальна, чем десятилетия назад. Большинство людей в современном обществе работает по найму, проводя на работе значительную часть своей жизни. Там люди подвергаются самой откровенной и жестокой эксплуатации. Капитализм еще готов подчас надеть демократическую маску за пределами предприятий, офисов и контор. Но у их ворот любая демократия заканчивается, и внутри властвует чистый, ничем уже не замаскированный произвол хозяев и администрации. Сопротивление на рабочем месте – это не только вопрос материального интереса, это вопрос человеческого достоинства.
Слово «кризис» сейчас произносят все, кому не лень. Можете ли вы, как исследователь, ответить на вопрос: есть ли у современных анархо-синдикалистов ответ экономическому кризису?
Я бы сказал так: у них нет и не может быть «ответа на кризис» в привычном смысле слова. Анархо-синдикализм не предлагает антикризисных программ и рецептов, которые подсказали бы капитализму, как разрешить возникшие трудности. С точки зрения анархо-синдикалистов, экономические кризисы – это порождение капиталистической, рыночной экономики; они будут повторяться до тех пор, пока сохраняется существующая социально-экономическая система. Следовательно, нужно не помогать Системе латать свои дыры и исправлять свои «ошибки», а демонтировать ее, раз и навсегда избавившись от угрозы кризисов. Вместо нее надлежит создать экономику, при которой самоуправляющиеся производители и потребители будут совместно и солидарно решать, что, как и для кого должно производиться и потребляться. Производство, говорят они, необходимо ориентировать не на безликий и непредсказуемый рынок, не на интересы государств и бюрократов, а на удовлетворение реальных потребностей конкретных, живых людей…
В то же время нельзя считать, будто нынешний кризис анархо-синдикалистам вообще безразличен. Они прекрасно видят, что власти и предприниматели пытаются разрешить его за счет трудящихся. Массовые увольнения, сокращения зарплаты и ее неуплата в течение многих месяцев, ухудшение условий труда, – все это не может оставить анархо-синдикалистские профсоюзы равнодушными. Люди труда не управляют экономикой – почему же они должны платить за создаваемые ею проблемы? Это означает, что в условиях кризиса необходимо с еще большей энергией отстаивать интересы наемных работников, безработных, пенсионеров и других трудящихся, противодействовать закрытию предприятий, добиваться повышения зарплаты и пенсий и т.д. В условиях кризиса анархо-синдикалисты призывают не идти на уступки предпринимателям во имя каких-то несуществующих «общих» интересов хозяев и работников, а еще активнее вести экономическую борьбу с ними. Скажем, отвечать на массовые увольнения и закрытия предприятий, служб, фирм их оккупацией трудовым коллективом и организацией работы без хозяина, на основе самоуправления.
Благодаря массовым выступлениям в Греции анархисты, как в 1968 году, вновь попали на телеэкраны и стали заметны для массового потребителя информации. Как вы могли бы оценить анархистское движение в Греции?
Стоит учесть, что анархистское движение в Греции имеет свою специфику. У него, есть свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, анархисты постоянно и непрерывно присутствуют на греческой социальной сцене на протяжении двух последних десятилетий. Конечно, восстание, вспыхнувшее в конце 2008 года, можно считать одним из пиков движения, но оно не взялось ниоткуда. В Греции все время происходили и происходят социальные выступления, инициированные или организованные анархистами – молодежные, студенческие, антифашистские, но также и направленные на достижение общественного самоуправления в городских кварталах, а иногда даже забастовки. Анархистская сцена в стране многочисленна – в движении участвуют тысячи людей, и уже не одно поколение оно пополняется новыми активистами, так что можно говорить уже об определенной традиции и преемственности. В обществе возникла и заняла прочное место радикальная анархистская культура, состоящая из разветвленной сети групп, социальных центров, захваченных домов – сквотов, кафе и т.д.
Вадим, ваша последняя книга «Забытый Интернационал» посвящена истории Международной ассоциации трудящихся, объединения анархо-синдикалистских профсоюзов. В основном эта книга затрагивает период 1900–1940-е годов. Что в настоящее время представляет собой анархо-синдикалистское движение в различных странах мира?
Анархо-синдикалистский Интернационал – Международная ассоциация трудящихся – существует до сих пор, хотя, конечно, он сейчас иной, чем был 70–80 лет назад. После Второй мировой войны в истории анархо-синдикалистского движения наступил период спада. Для этого было много причин.Прежде всего, репрессии диктаторских режимов, жертвой которых стали крупнейшие и самые боевые организации – в Испании, Аргентине, Португалии и других странах. Глубокие изменения коснулись социальной базы движения: в положении и психологии наемных работников в мире произошли существенные перемены. В «золотые» десятилетия послевоенного капитализма массы людей работали на крупных предприятиях с конвейерной и иной «фордистской» технологией, где их труд был раздроблен на столь мелкие и детальные серийные операции, что они с трудом могли представить себе смысл и цель своей работы, не говоря уже о стремлении контролировать производство или самим управлять им. Они жили в условиях «социального» государства и «социального партнерства», получая взамен широкие возможности для потребления… Понятно, что в таких условиях потенциал анархо-синдикализма как движения, выступающего за всеобщее самоуправление по месту жительства, на производстве и во всех остальных сферах жизни, резко сократился.
Но сегодня кейнсианская эра процветания безвозвратно ушла в прошлое. Капитализм снова демонстрирует свой безжалостный и эксплуататорский облик. Во многих странах – даже экономически развитых – с учетом роста цен, реальный уровень зарплаты людей труда за последние полтора десятилетия сократился. И это при гигантском росте прибылей предпринимателей, которые ведут систематическое наступление на трудящихся. Стало ясно, что обычные, бюрократические и «социал-партнерские» профсоюзы не могут и не хотят защищать интересы наемных работников, противостоять закрытию предприятий и их переводу в страны и регионы с меньшим уровнем заработков и меньшими издержками. Они готовы пожертвовать размерами зарплаты и частью работников ради призрачного и ненадежного сохранения остальных рабочих мест. Они дают согласие на внедрение заемного труда и негарантированной занятости, на ухудшение условий труда. Наконец, они всячески избегают радикальных акций протеста, стремясь любой ценой удержать «социальный мир», а вместе с ним – и свои собственные бюрократические привилегии…
И происходит постепенное возрождение мирового анархо-синдикализма. Сегодня секции Международной ассоциации трудящихся снова действуют в самых разных странах. В Испании и Италии в анархо-синдикалистских профсоюзах состоят многие тысячи людей. Проводятся упорные и радикальные по форме стачки; некоторые из них длятся многие месяцы… Активно участвуют в социальных движениях анархо-синдикалисты Франции, Аргентины, Британии, Германии и т.д. Большое внимание анархо-синдикалисты уделяют развитию самоуправления в борьбе: они выступают за то, что нейтрализовать влияние партийной и профсоюзной бюрократии в общественных инициативах, забастовках и других выступлениях. Нередко им удается добиться своей цели, и тогда социальное сопротивление разворачивается под прямым и непосредственным контролем суверенных общих собраний работников, жителей… Именно эти собрания принимают все основные решения о выдвижении требований, ходе борьбы, переговорах, условиях колдоговоров и так далее. Анархо-синдикалисты убеждены, что солидарность, возрождаемая в ходе борьбы людей за свои права и интересы, и боевое самоуправление – это не только наилучший способ добиться удовлетворения текущих требований, улучшения условий жизни и труда, но и своеобразная подготовка к установлению будущего свободного самоуправляющегося общества.
Сейчас в анархистской среде можно услышать, что профсоюзы свое отжили, как форма организации рабочего класса, а следовательно – и анархо-синдикализм более не актуален. В 1970-е годы, в частности, к такому выводу пришел Джон Зерзан. Согласны ли вы с подобной этой точкой зрения?
Разумеется, нет. Борьба на рабочих местах ничуть не менее актуальна, чем десятилетия назад. Большинство людей в современном обществе работает по найму, проводя на работе значительную часть своей жизни. Там люди подвергаются самой откровенной и жестокой эксплуатации. Капитализм еще готов подчас надеть демократическую маску за пределами предприятий, офисов и контор. Но у их ворот любая демократия заканчивается, и внутри властвует чистый, ничем уже не замаскированный произвол хозяев и администрации. Сопротивление на рабочем месте – это не только вопрос материального интереса, это вопрос человеческого достоинства.
Слово «кризис» сейчас произносят все, кому не лень. Можете ли вы, как исследователь, ответить на вопрос: есть ли у современных анархо-синдикалистов ответ экономическому кризису?
Я бы сказал так: у них нет и не может быть «ответа на кризис» в привычном смысле слова. Анархо-синдикализм не предлагает антикризисных программ и рецептов, которые подсказали бы капитализму, как разрешить возникшие трудности. С точки зрения анархо-синдикалистов, экономические кризисы – это порождение капиталистической, рыночной экономики; они будут повторяться до тех пор, пока сохраняется существующая социально-экономическая система. Следовательно, нужно не помогать Системе латать свои дыры и исправлять свои «ошибки», а демонтировать ее, раз и навсегда избавившись от угрозы кризисов. Вместо нее надлежит создать экономику, при которой самоуправляющиеся производители и потребители будут совместно и солидарно решать, что, как и для кого должно производиться и потребляться. Производство, говорят они, необходимо ориентировать не на безликий и непредсказуемый рынок, не на интересы государств и бюрократов, а на удовлетворение реальных потребностей конкретных, живых людей…
В то же время нельзя считать, будто нынешний кризис анархо-синдикалистам вообще безразличен. Они прекрасно видят, что власти и предприниматели пытаются разрешить его за счет трудящихся. Массовые увольнения, сокращения зарплаты и ее неуплата в течение многих месяцев, ухудшение условий труда, – все это не может оставить анархо-синдикалистские профсоюзы равнодушными. Люди труда не управляют экономикой – почему же они должны платить за создаваемые ею проблемы? Это означает, что в условиях кризиса необходимо с еще большей энергией отстаивать интересы наемных работников, безработных, пенсионеров и других трудящихся, противодействовать закрытию предприятий, добиваться повышения зарплаты и пенсий и т.д. В условиях кризиса анархо-синдикалисты призывают не идти на уступки предпринимателям во имя каких-то несуществующих «общих» интересов хозяев и работников, а еще активнее вести экономическую борьбу с ними. Скажем, отвечать на массовые увольнения и закрытия предприятий, служб, фирм их оккупацией трудовым коллективом и организацией работы без хозяина, на основе самоуправления.
Благодаря массовым выступлениям в Греции анархисты, как в 1968 году, вновь попали на телеэкраны и стали заметны для массового потребителя информации. Как вы могли бы оценить анархистское движение в Греции?
Стоит учесть, что анархистское движение в Греции имеет свою специфику. У него, есть свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, анархисты постоянно и непрерывно присутствуют на греческой социальной сцене на протяжении двух последних десятилетий. Конечно, восстание, вспыхнувшее в конце 2008 года, можно считать одним из пиков движения, но оно не взялось ниоткуда. В Греции все время происходили и происходят социальные выступления, инициированные или организованные анархистами – молодежные, студенческие, антифашистские, но также и направленные на достижение общественного самоуправления в городских кварталах, а иногда даже забастовки. Анархистская сцена в стране многочисленна – в движении участвуют тысячи людей, и уже не одно поколение оно пополняется новыми активистами, так что можно говорить уже об определенной традиции и преемственности. В обществе возникла и заняла прочное место радикальная анархистская культура, состоящая из разветвленной сети групп, социальных центров, захваченных домов – сквотов, кафе и т.д.