Япония в очередной раз подтверждает статус одной из самых продвинутых в техническом отношении стран. В этом году в производство запускается самая современная, третья по счету версия электромобиля на базе обычного серийного образца. По прогнозам, за два года в Японии будет выпущено на рынок около 30 тысяч электромобилей. Часть из них собираются продавать в Европе.
Обычная серийная японская машина, тот же внешний вид, тот же салон, такая же коробка-автомат. Отличие под капотом - полностью отсутствует привычный двигатель. Вместо него нагромождение каких-то проводов. Нажимаешь педаль газа - автомобиль резко ускоряется, но при этом абсолютно беззвучно. Еще чуть-чуть и уже вдавливает в кресло - скорость 130 километров в час. Это максимум, но скорость вообще не чувствуется - в салоне полная тишина, хочется даже погудеть самому за мотор.
Японские ученые уверены, что будущее именно за электромобилями, хотя они пока и не могут конкурировать с привычными топливными автоагрегатами. Одна из главных проблем - громоздкие дорогостоящие аккумуляторы весом 200 килограммов и относительно небольшой заряд. Полной зарядки сейчас хватает на 100 километров пути. Кроме того, если включиться в обычную розетку, заряжаться нужно несколько часов. Японские автопроизводители как раз и бьются над проблемой, как быстро и надолго заряжать электромашины.
Несколько недель назад в Японии был создан консультативный совет с участием крупнейших производителей автомобилей, который получил оригинальное название "Тядэмо", что переводится буквально "Не выпить ли чаю". Казалось бы, при чем тут чай? Оказывается, все дело в быстрой зарядке - японцы хотят, чтобы она не превышала 10 минут. То есть как раз того времени, за которое можно выпить чашечку чая. Сейчас специальные скоростные подзарядные устройства могут за 15 минут подзарядить аккумулятор примерно на 70 процентов. По всей Японии пока только 162 зарядные станции, причем большинство в Токио. Но это прогресс по сравнению с тем, что было 10 лет назад, - тогда таких устройств было всего шесть.
Первые электромобили нужно было заряжать в течение четырех часов. На этом электрозапасе они могли пройти 50 километров с максимальной скоростью 90 километров в час. При этом весили аккумуляторы почти полтонны. Сегодня - в два раза меньше. Несмотря на явный прогресс в разработке электромобилей, производится их в стране пока немного. Например, в прошлом году - около 7 тысяч. Проблема не только в небольшом запасе хода, но и в стоимости. Цена небольших трехдверных хэтчбеков в два-три раза выше их же бензиновых аналогов и достигает 30-40 тысяч долларов. Впрочем, у машин с электромоторами есть и несомненный плюс - их зарядка в несколько раз дешевле, чем заправка бензином.
- Пока электромобилями в Японии пользуются в основном сотрудники компании-разработчика для поездок на работу и в магазины, то есть на небольшие расстояния. Для них зарядка машин производится бесплатно, - говорит один из "отцов" электромобиля Митинори Мацудзаки.
Для того чтобы "подкормить" своего электроконя, нужно просто вставить кабель в розетку, которая расположена в корпусе электромобиля там, где у обычной машины крышка бака. При этом никакого специфического запаха топлива, да и любого другого запаха не ощущаешь. И конечно, самый главный плюс электрокара - это полное отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Если разработчикам удастся решить проблемные вопросы с аккумуляторами, зарядкой и ценой, то электроавтомобиль вполне может стать массовым видом транспорта. По крайней мере в Японии и, может быть, в Европе. Насчет России японские разработчики ничего не говорят - во-первых, нефти много, а во-вторых, неизвестно, сможет ли восточный чудо-аккумулятор работать в условиях российских морозов.
Скорость без пробокОтдельная тема - транспортная система Японии. Несмотря на огромное количество автомобилей, людей и высокую плотность застройки, Токио почему-то не стоит в многочасовых пробках, как Москва. И дело даже не в многоярусных кольцевых и скоростных дорогах, которые даже Лужкову не снились, а в альтернативных средствах передвижения. Если посмотреть на схему токийского метро, а сверху наложить схему JR - так называемых городских электричек, то получится шахматная доска, в каждой клетке которой по несколько пересекающихся линий и станций. Первый раз попав в токийскую подземку, кажется, что не выберешься оттуда никогда. Но на самом деле не все так сложно - все надписи дублируются на латинице, а на любой станции вам бесплатно выдадут карту на английском. Все городские станции совмещены с вокзалами. Если надо, скажем, съездить из Токио в Киото - пожалуйста. Садитесь на скоростной поезд сейконсен, который идет со скоростью 300 километров в час и через два с небольшим часа вы на месте. Но главное не в этом: скоростные поезда считаются экологически безвредным транспортом, а поэтому наиболее выгодным. Казалось бы, что тут такого, у нас тоже "Сапсан" есть. С одной лишь небольшой разницей - сейконсены курсируют по всей Японии, а промежутки между ними бывают 15-20 минут. В общем, как говорят в Стране восходящего солнца, - Япония для японцев, в том смысле, что страна для людей, а не люди для страны.
Источник:
http://www.rg.ru/2010/05/13/elektromobil-poln.html