Kava
25-03-2010 08:57:02
Наряду с традиционными средними учебными заведениями, на сегодняшний день по всему миру работает около 600 так называемых штайнеровских (вальдорфских) школ, руководствующихся принципами штайнеровской педагогики. Что же это за школы и как там учат детей?
Первую такую школу открыл Рудольф Штайнер, отчего она и получила своё имя. Это произошло в Штутгарте в 1919 году. Школа предназначалась для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Отсюда и пошло второе имя для школ этого направления – вальдорфские. Оба названия используются по сей день.
Штайнеровские школы не могли существовать в условиях тоталитарного режима, поскольку не соответствовали его идеологии. Так, в Германии после прихода ко власти национал-социалистов эти учебные заведения были закрыты. Их возрождение началось уже после Второй мировой войны, особенно в 60-х годах.
Движение за их открытие охватило много стран мира. Штайнеровская педагогика получила такое широкое распространение потому, что это одно из немногих направлений, имеющих много общего в совершенно разных странах, отличающихся своими национальными и культурными традициями. В СССР о штайнеровских школах заговорили только после 1989 года. Сегодня эти учебные заведения представляют собой единую мировую систему.
Суть штайнеровской педагогики
Штайнеровская педагогика базируется на уважении к индивидуальности каждого ученика, на воспитании духовно свободной личности. Здесь человеческое мышление рассматривается не как способность вещества, а как способность самого человека, его духовного «Я». В основе принципов этой педагогики лежат эстетические идеи И.В. Гёте и Ф. Шиллера, разработанные Штайнером.
Также важным в этой педагогической системе является ориентирование на внутреннюю сущность человека. Ребёнок должен быть воспитан таким образом, чтобы он не обращал внимания на цвет кожи, социальные и культурные различия, принадлежность к той или иной конфессии. В первую очередь нужно видеть, понимать и принимать индивидуальность каждого человека, несмотря на все внешние различия. Штайнеровская педагогика прививает уважение ко всему многообразию культур, поэтому её можно назвать в высшей степени интернациональной.
Адепты штайнеровской педагогики исповедуют мягкое и нетребовательное отношение к детям. Они руководствуются постулатом о том, что в детстве человек должен чувствовать себя защищённым, чтобы потом не быть беззащитным во взрослой жизни. Основной акцент тут делается не на интеллектуальную нагрузку, а на развитие творческих навыков и тренировку памяти. Детей рассматривают в первую очередь как людей, а не как будущих математиков, врачей или юристов. Воспитывая в ребёнке личность и развивая в нём всё самое лучшее, штайнеровская школа готовит его ко вхождению во взрослую жизнь.
Структура и принципы обучения
В штайнеровских школах обучение длится 11 лет и обычно делится на три ступени: до 9 лет, до 12 лет и до выпуска. На начальной ступени детям подают материал медленно, используя разнообразные образные формы. Одна из характерных черт таких школ – до 8 класса все предметы преподаёт один учитель, прошедший обучение в Вальдорфском центре. Наполняемость классов – до 30 человек.
Школьники проходят предметы так называемыми эпохами: на протяжении 3-4 недель один и тот же предмет даётся на первых уроках каждый день. Потом в его преподавании делается пауза, и таким же образом школьники слушают курс другого предмета.
Дети самостоятельно оформляют тетради и ведут в них необходимые записи по эпохам. Учебники практически не используются.
В школах этой педагогической системы не ставят оценок. Здесь итоги подводят под конец каждого учебного года: классный руководитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику на каждого из своих подопечных. Экзамены дети сдают по окончании 8 класса, потом – выпускные.
Уроки трудового обучения здесь очень важны. Примечательно, что самыми разнообразными навыками овладевают как девочки, так и мальчики: это может быть и вязание, и индустриальный труд, и цикл сельхозработ. Таким образом, после штайнеровской школы дети оказываются подготовленными к самым различным жизненным ситуациям, независимо от пола.
Также особое внимание уделяется художественным дисциплинам, и к старшим классам количество часов, отведённых на них, только возрастает. Здесь дети учатся живописи, скульптуре, драматическому искусству, игре на различных музыкальных инструментах. Музыкальные способности считаются очень важными, поэтому учителя активно развивают их в детях ежедневно: ученики на занятиях много поют и имеют свободный доступ к музыкальным инструментам – флейте, лире, ксилофону и т.д.
Классный руководитель – ключевое звено в системе обучения. Он преподаёт своим подопечным все предметы вплоть до 8 класса. Этот учитель не работает по жёсткому плану, однако самостоятельно разрабатывает планы уроков по всем предметам, составляет полную характеристику на каждого ученика.
Кроме важной роли классного руководителя, большое внимание в штайнеровских школах уделяется контакту с родителями. Совместно с ними в школах огранизовываются праздники, спектакли, походы.
Результаты
Штайнеровская педагогика показывает хорошие результаты. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы и исследования. Например, в Финляндии средний экзаменационный балл у выпускников таких школ выше, чем в среднем по стране. Впоследствии среди таких детей, согласно статистическим данным, очень мало безработных. Таким образом, дети, воспитанные по этой схеме, лучше других приспособлены к жизни и не имеют трудностей с устройством на работу и адаптацией в мире взрослых.
http://direct-action.org.ua/?p=249