Master Talion
11-07-2010 07:28:53
http://pla.by.ru/avtojir_ultralight.htm
Автожир - это своеобразный гибрид самолета и вертолета. По большому счету, это обычный самолет, у которого сняли крылья и вместо них поставили свободно вращающийся (без соединения с двигателем) вертолетный винт. При движении аппарата набегающий поток воздуха раскручивает несущий винт, который собственно и создает подъемную силу. Что-то вроде кленового семени, которое вращается при падении. Поначалу автожиры так и выглядели - фюзеляж от самолета, впереди винт, закрылки, элероны и все дела... Но оказалось, что управлять автожиром намного удобней и лучше, наклоняя основной винт, таким образом отпала необходимость в разнообразных рулях, остался только хвостовой стабилизатор. А кроме того, для удобства пропеллер сделали толкающим и стали размещать его позади кабины (это, конечно, потребовало дополнительной мощности из-за затенения винта, но на автожирах это проявляется не так сильно, как на самолетах, так как в последних передний винт используется еще и для обдувки плоскости крыльев, которых на автожире нет).
Разительная разница между автожиром и громоздкими самолетами с их крыльями, верно?
Но вскоре появились вертолеты и автожиры стали исчезать по причине ненадобности: малая максимальная скорость, большая необходимая мощность (винт обладает значительно худшей аэродинамикой по сравнению с крылом) и т.д.. Существует даже мнение, что автожиры вобрали в себя недостатки как самолетов, так и вертолетов.
Все это верно, но только для большегрузных машин, в классе же ультралайтов ситуация складывает с точностью до противоположной! Появление легких, но достаточно мощных двигателей 20..40 л.с. в последние годы позволило создать действительно потрясающие машины! Да что там, фотографии говорят сами за себя. Простота конструкции, диапазон скоростей 30..150 км/час (рекорд составил 200 км\ч поставил в 2002 году 94-х летний британец Кен Уиллис, ветеран 2-ой мировой войны), компактность, короткий разбег (около 40 м) и возможность приземляться в одну точку, по вертолетному, дают твердую путевку в жизнь этим летательным аппаратам. Кроме того, на порядок более низкая чувствительность в ветру и болтанке в полете, малая скорость приземления (а следовательно, безопасность для новичков) и возможность парашютирования на авторотации при выключенном двигателе, завершают список требований к индивидуальному летательному аппарату. Далее разговор пойдет исключительно об ультралайтах, хотя в природе существуют также автожиры с закрытыми кабинами, многоместные и т.д.
Конструкция автожира "с верхней ручкой"
О конструкции автожира. Основной винт диаметром 6..8 м расположен на втулке и свободно вращается под набегающим потоком воздуха. Автомат перекоса на легкие автожиры не ставят, поэтому угол атаки лопастей фиксированный. Как правило, лопасти крепятся к втулке через шарниры, что позволяет им ловершать маховые движения из-за разности скоростей когда лопасть движется по ходу движения и когда против, а следовательно, разной создаваемой ими в эти моменты подъемной силы. Хотя есть и бесшарнирные варианты. В полете "тюльпан" винта отклоняется назад и немного в сторону (в зависимости от направления вращения). Поэтому лобовое сопротивление винта несколько чрезмерно, что требует более мощного двигателя по сравнению с другими летательными аппаратами, например, дельталетом.
Втулка автожира Gyrobee
Управление наклоном плоскости основного винта осуществляется наклоном всей втулки либо напрямую соединенной ручкой ("управление с верхней ручкой"), либо через систему тросиков и выводом на ручку управления, аналогичную самолетной. В первом случае, кстати, наклон ручки "на себя" приводит к снижению (как на дельтаплане), а во втором - к подъему (как в самолете).
На некоторых, обычно более тяжелых двухместных аппаратах, от двигателя через специальный передаточный механизм можно перед взлетом раскрутить винт до оборотов, близких к крейсерскому режиму (300..400 об/мин). Иначе на земле немного раскручивают винт руками. В ранних моделях автожиров испытывались также системы раскрутки с помощью потока воздуха от тягового пропеллера, изгибаемого и направляемого широким хвостом наверх. А также системы, в которых длинный трос наматывался на ось винта, а свободный конец с помощью колышка забивался в землю, потом автожир разгонялся, трос раскручивал основной винт и аппарат взлетал. Существовали еще автожиры с так называемым "прыжковым взлетом", где винт раскручивался от двигателя до оборотов, немного больших, чем требуемых для полета, потом с помощью автомата перекоса (как на вертолетах, изобретен Юрьевым) резко изменяли угол атаки, автожир "подпрыгивал", обороты падали и дальше летел горизонтально. Такой автомат перекоса позволял вдобавок более плавно приземляться - стоило перед самой землей увеличить шаг и подъемная сила на короткое время значительно повышалась.
В России благо, если на всей территории страны наберется с десяток летающих автожиров, хотя за границей, в основном, в Америке их летает тысячи. Думаю, тут дело в открытой кабине - зимой особо не полетаешь. Хотя из отечественных разработок еще в 1987 году на слете в Тушино был представлен автожир ЛК-1 Л. Козярчука из Волынской области с двигателем 16 л.с. (правда, взлететь он так и не смог). Читайте также статью в журнале "Моделист-Конструктор" №6 2002 года и №11 2001 года "Автожиру - мотор" об автожире с двухцилиндровым двигателем от мотоцикла "Днепр-10". Там же приводятся подробные чертежи конструкции и рекомендации по форсажу двигателя (слабоват он для автожира). Еще есть почти серийно выпускаемый автожир на базе самолета "Авиатика МАИ 890", у которого фактически крылья заменены на ротор. Называется он "Авиатика МАИ 890А" и обладает отличительная особенностью - закрытой кабиной. Кроме того, в данное время производством двухместных автожиров "Доминатор" занимается "ООО Аэромеханика", на сайте есть видео-ролики взлета и посадки автожира. Другая фирма, Протон-Авиа также собирает и продает двухместные автожиры "ПРОСТОР - 001", очень похожие на "Доминатор" (а может он и есть), с предварительной раскруткой ротора от двигателя для уменьшения разбега перед взлетом. Еще одно видео, длительностью 13 минут с отличным качеством (на основе сюжета в передаче "Телеспецназ" и нескольких других), можно скачать на сайте "Авиация Общего Назначения". Весит он 135 Мб, но зрелище, уверяю вас, того стоит! Кроме того, на сайте "Авиационные страницы Мистера Твистера" есть информация о возможности заказать автожир, который в виде набора будет привезет из штатов и полностью собран здесь в течении 1..3 месяцев. Вот собственно, и все из известного мне на данный момент.
Автожир ЛК-1 Л. Козярчука, показанный им в Тушино в 1987 году
Автожир с двигателем от мотоцикла "Днепр-10".
Автожир "Авиатика МАИ-890А"
В 1990 американец Ральф Таггарт создал сверхлегкий автожир "Gyrobee", удовлетворяющий требованиям FAR 103. Это означает, что в США на таком аппарате можно летать без регистрации и свидетельства о годности к полетам. При этом не нужно также свидетельства пилота, медицинской справки или страховки. Любой желающий может купить/построить такой аппарат и летать на нем куда угодно и когда угодно.
Автожир "Gyrobee" в полете
После этого Ральф Таггарт выложил чертежи в интернет в свободный доступ. Это, пожалуй, чуть ли не единственные полноценные чертежи автожира (в формате PDF, 3.56 Мб), которые можно скачать совершенно бесплатно. Например, на galsaero.al.ru (зеркало: twistairclub.narod.ru). Естесственно, появилось огромное количество разновидностей автожира, ведь каждый пытался внести что-то свое, так что не удивляйтесь, если увидите на фотографиях Gyrobee, допустим, с разными хвостовыми стабилизаторами или ручкой управления.
Еще один "Gyrobee"...
Найдите 10 отличий ;-)
В дальнейшем, Ральф Таггарт разработал усовершенствованную версия автожира и назвал ее "HoneyBee". Кроме того, чертежи (PDF, 1.95 Мб) еще одного ультралегкого автожира, "Hornet", доступны по адресу www.isonplanes.pwp.blueyonder.co.uk/portal.html. По теории автожиров есть неплохая книжка А.Жаброва "АВТОЖИР И ГЕЛИКОПТЕР", которую тоже можно скачать с galsaero.al.ru (2.2 Мб).
Тоже "Gyrobee", но со снятым ротором
Далее приведен перевод описания некоторых любопытных ультралегких автожиров с сайта www.pra.org.
Gyrobee
Автожир Gyrobee
Полная документация доступна для скачиваняи в интернете по адресу http://taggart.glg.msu.edu/gyro/gbplans.htm. Продается только в виде готового набора и двигателей, ориентировочная стоимость постройки $4000...$6500 (в зависимости от того, б/у двигатель или нет).
Типы двигателей: Rotax 447 (40 л.с.)
Пропеллер: 60" x 38"
Ротор: 25' x 7 3/8" и другие подобные роторы
Минимальная скорость: 12 км/час
Крейсерская скорость: 80 км/час
Максимальная скорость: 96 км/час
Вес пустого: 246 lbs
Полезная нагрузка: 250 lbs
Взлетный вес: 496 lbs
Ширина: 7'8"
Высота: 8'
Длина: 12'
HoneyBee
Автожир HoneyBee
Дальнейшее развитие автожира Gyrobee, стоимость набора: $3,995, стоимость комплекта чертежей: $99.95.
Типы двигателей: Rotax 447/SCSI (40 л.с.)
Пропеллер: 66"
Ротор: 24'
Минимальная скорость: 12 км/час
Крейсерская скорость: 88 км/час
Максимальная скорость: 101 км/час
Вес пустого: 244 lbs
Полезная нагрузка: 250 lbs
Взлетный вес: 550 lbs
Ширина:
Высота: 8'6"
Длина: 12'
3D-RV
Автожир 3D-RV
Типы двигателей: Rotax 503DC (50 л.с.), Subaru EA-81 или EA-82
Пропеллер: 60" (152 см?)
Ротор: 25'
Минимальная скорость: 16 км/час
Крейсерская скорость: 80 км/час
Максимальная скорость: 105 км/час
Вес пустого: 245 lbs.
Полезная нагрузка: 255 lbs
Взлетный вес: 500 lbs
Ширина: 5'4"
Высота: 7'4"
Длина: 8'6"
Brock KB-2
Автожир Brock KB-2
Продается в виде набора из9 частей, каждая из которых может быть приобретена отдельно. Стоимость полного комплекта $12500, стоимость только чертежей: $125.
Типы двигателей: McCulloch(72 л.с.), McCulloch(90 л.с.) или Volkswagen
Пропеллер: 48" x 18" или 48" x 20" фиксированного шага
Ротор: 22' x 7"
Минимальная скорость: 29 км/час
Крейсерская скорость: 136 км/час
Максимальная скорость: 152 км/час
Вес пустого: 230 lbs
Полезная нагрузка: 370 lbs
Взлетный вес: 600 lbs
Ширина: 5'
Высота: 6'9"
Длина: 11'3"
Bumble Bee
Автожир Bumble Bee
Создан в 1984 году, как один из первых ультралегких автожиров, достаточный даже для крупного пилота. Продается только в виде чертежей, стоимость комплекта $200.
Типы двигателей: Rotax 447 (40 л.с.)
Пропеллер: 66" x 68", деревянный
Ротор: 23' x 7", алюминий/композит
Минимальная скорость: 16 км/час
Крейсерская скорость: 64 км/час
Максимальная скорость: 112 км/час
Вес пустого: 230 lbs
Полезная нагрузка: 300 lbs
Взлетный вес: 500 lbs
Ширина: 7'4"
Высота: 7'8"
Длина: 12'
Gyrofly
Автожир Gyrofly
Продается только в виде набора. Одноместный набор, включающий каркас, ротор и управление: $5995; с двигателем б/у: $6595; с новым двигателем: $7995.
Типы двигателей: Rotax 447 (40 л.с.)
Пропеллер: 60" x 38", деревянный
Ротор: 23'
Минимальная скорость: 12 км/час
Крейсерская скорость: 88 км/час
Максимальная скорость: 96 км/час
Вес пустого: 250 lbs
Полезная нагрузка: 250 lbs
Взлетный вес:
Ширина: 7'4"
Высота: 8'2"
Длина: 12'
Ссылки по теме:
Авиационные страницы Мистера Твистера (зеркало: twistairclub.narod.ru) - лучший русскоязычный ресурс, посвященный автожирам (и некоторым легким вертолетам), есть чертежи Gyrobee с частичным переводом на русский язык. Кроме того, на сайте выложен ряд книг, в том числе А.Жаброва "АВТОЖИР И ГЕЛИКОПТЕР" и многое другое.
gyroblade.by.ru - инструкция и чертежи по созданию деревянных лопастей для автожира B-7.
Автожиру - мотор - статья в журнале "Моделист-Конструктор", описывающая конструкцию автожира с двигателем от мотоцикла "Днепр-10". Есть подробные чертежи.
Смотр-конкурс в Тушино в 1987 году - в отчете есть информация об автожире ЛК-1, включая чертежи.
Автожиры и др. летательные аппараты - история развития автожиров.
ООО Аэромеханика - фирма, занимающаяся продажей и производством двухместных автожиров "Доминатор". На сайте есть видео взлета и посадки автожира.
Авиация Общего Назначения - на сайте есть видео 13 минут (135 Мб) высокого качества о полете автожира "Доминатор", подготовленного ООО Аэромеханика.
ОСКБЭС МАИ - производство и продажа автожиров "Авиатика МАИ 890А" с закрытой кабиной на базе самолета "Авиатика МАИ 890".
Протон-Авиа - фирма, занимающаяся производством и продажей автожиров.
Чертежи автожира Hornet - в формате PDF, 1.95 Мб.
Чертежи автожира Gyrobee - официальная страница создателя Gyrobee, чертежив в формате PDF, 3.56 Мб (на англ. языке).
www.pra.org - каталог автожиров, есть цены и короткие описания (на англ. языке)
P.S. - фотки лень грузить, но конструкция прикольная.
Автожир - это своеобразный гибрид самолета и вертолета. По большому счету, это обычный самолет, у которого сняли крылья и вместо них поставили свободно вращающийся (без соединения с двигателем) вертолетный винт. При движении аппарата набегающий поток воздуха раскручивает несущий винт, который собственно и создает подъемную силу. Что-то вроде кленового семени, которое вращается при падении. Поначалу автожиры так и выглядели - фюзеляж от самолета, впереди винт, закрылки, элероны и все дела... Но оказалось, что управлять автожиром намного удобней и лучше, наклоняя основной винт, таким образом отпала необходимость в разнообразных рулях, остался только хвостовой стабилизатор. А кроме того, для удобства пропеллер сделали толкающим и стали размещать его позади кабины (это, конечно, потребовало дополнительной мощности из-за затенения винта, но на автожирах это проявляется не так сильно, как на самолетах, так как в последних передний винт используется еще и для обдувки плоскости крыльев, которых на автожире нет).
Разительная разница между автожиром и громоздкими самолетами с их крыльями, верно?
Но вскоре появились вертолеты и автожиры стали исчезать по причине ненадобности: малая максимальная скорость, большая необходимая мощность (винт обладает значительно худшей аэродинамикой по сравнению с крылом) и т.д.. Существует даже мнение, что автожиры вобрали в себя недостатки как самолетов, так и вертолетов.
Все это верно, но только для большегрузных машин, в классе же ультралайтов ситуация складывает с точностью до противоположной! Появление легких, но достаточно мощных двигателей 20..40 л.с. в последние годы позволило создать действительно потрясающие машины! Да что там, фотографии говорят сами за себя. Простота конструкции, диапазон скоростей 30..150 км/час (рекорд составил 200 км\ч поставил в 2002 году 94-х летний британец Кен Уиллис, ветеран 2-ой мировой войны), компактность, короткий разбег (около 40 м) и возможность приземляться в одну точку, по вертолетному, дают твердую путевку в жизнь этим летательным аппаратам. Кроме того, на порядок более низкая чувствительность в ветру и болтанке в полете, малая скорость приземления (а следовательно, безопасность для новичков) и возможность парашютирования на авторотации при выключенном двигателе, завершают список требований к индивидуальному летательному аппарату. Далее разговор пойдет исключительно об ультралайтах, хотя в природе существуют также автожиры с закрытыми кабинами, многоместные и т.д.
Конструкция автожира "с верхней ручкой"
О конструкции автожира. Основной винт диаметром 6..8 м расположен на втулке и свободно вращается под набегающим потоком воздуха. Автомат перекоса на легкие автожиры не ставят, поэтому угол атаки лопастей фиксированный. Как правило, лопасти крепятся к втулке через шарниры, что позволяет им ловершать маховые движения из-за разности скоростей когда лопасть движется по ходу движения и когда против, а следовательно, разной создаваемой ими в эти моменты подъемной силы. Хотя есть и бесшарнирные варианты. В полете "тюльпан" винта отклоняется назад и немного в сторону (в зависимости от направления вращения). Поэтому лобовое сопротивление винта несколько чрезмерно, что требует более мощного двигателя по сравнению с другими летательными аппаратами, например, дельталетом.
Втулка автожира Gyrobee
Управление наклоном плоскости основного винта осуществляется наклоном всей втулки либо напрямую соединенной ручкой ("управление с верхней ручкой"), либо через систему тросиков и выводом на ручку управления, аналогичную самолетной. В первом случае, кстати, наклон ручки "на себя" приводит к снижению (как на дельтаплане), а во втором - к подъему (как в самолете).
На некоторых, обычно более тяжелых двухместных аппаратах, от двигателя через специальный передаточный механизм можно перед взлетом раскрутить винт до оборотов, близких к крейсерскому режиму (300..400 об/мин). Иначе на земле немного раскручивают винт руками. В ранних моделях автожиров испытывались также системы раскрутки с помощью потока воздуха от тягового пропеллера, изгибаемого и направляемого широким хвостом наверх. А также системы, в которых длинный трос наматывался на ось винта, а свободный конец с помощью колышка забивался в землю, потом автожир разгонялся, трос раскручивал основной винт и аппарат взлетал. Существовали еще автожиры с так называемым "прыжковым взлетом", где винт раскручивался от двигателя до оборотов, немного больших, чем требуемых для полета, потом с помощью автомата перекоса (как на вертолетах, изобретен Юрьевым) резко изменяли угол атаки, автожир "подпрыгивал", обороты падали и дальше летел горизонтально. Такой автомат перекоса позволял вдобавок более плавно приземляться - стоило перед самой землей увеличить шаг и подъемная сила на короткое время значительно повышалась.
В России благо, если на всей территории страны наберется с десяток летающих автожиров, хотя за границей, в основном, в Америке их летает тысячи. Думаю, тут дело в открытой кабине - зимой особо не полетаешь. Хотя из отечественных разработок еще в 1987 году на слете в Тушино был представлен автожир ЛК-1 Л. Козярчука из Волынской области с двигателем 16 л.с. (правда, взлететь он так и не смог). Читайте также статью в журнале "Моделист-Конструктор" №6 2002 года и №11 2001 года "Автожиру - мотор" об автожире с двухцилиндровым двигателем от мотоцикла "Днепр-10". Там же приводятся подробные чертежи конструкции и рекомендации по форсажу двигателя (слабоват он для автожира). Еще есть почти серийно выпускаемый автожир на базе самолета "Авиатика МАИ 890", у которого фактически крылья заменены на ротор. Называется он "Авиатика МАИ 890А" и обладает отличительная особенностью - закрытой кабиной. Кроме того, в данное время производством двухместных автожиров "Доминатор" занимается "ООО Аэромеханика", на сайте есть видео-ролики взлета и посадки автожира. Другая фирма, Протон-Авиа также собирает и продает двухместные автожиры "ПРОСТОР - 001", очень похожие на "Доминатор" (а может он и есть), с предварительной раскруткой ротора от двигателя для уменьшения разбега перед взлетом. Еще одно видео, длительностью 13 минут с отличным качеством (на основе сюжета в передаче "Телеспецназ" и нескольких других), можно скачать на сайте "Авиация Общего Назначения". Весит он 135 Мб, но зрелище, уверяю вас, того стоит! Кроме того, на сайте "Авиационные страницы Мистера Твистера" есть информация о возможности заказать автожир, который в виде набора будет привезет из штатов и полностью собран здесь в течении 1..3 месяцев. Вот собственно, и все из известного мне на данный момент.
Автожир ЛК-1 Л. Козярчука, показанный им в Тушино в 1987 году
Автожир с двигателем от мотоцикла "Днепр-10".
Автожир "Авиатика МАИ-890А"
В 1990 американец Ральф Таггарт создал сверхлегкий автожир "Gyrobee", удовлетворяющий требованиям FAR 103. Это означает, что в США на таком аппарате можно летать без регистрации и свидетельства о годности к полетам. При этом не нужно также свидетельства пилота, медицинской справки или страховки. Любой желающий может купить/построить такой аппарат и летать на нем куда угодно и когда угодно.
Автожир "Gyrobee" в полете
После этого Ральф Таггарт выложил чертежи в интернет в свободный доступ. Это, пожалуй, чуть ли не единственные полноценные чертежи автожира (в формате PDF, 3.56 Мб), которые можно скачать совершенно бесплатно. Например, на galsaero.al.ru (зеркало: twistairclub.narod.ru). Естесственно, появилось огромное количество разновидностей автожира, ведь каждый пытался внести что-то свое, так что не удивляйтесь, если увидите на фотографиях Gyrobee, допустим, с разными хвостовыми стабилизаторами или ручкой управления.
Еще один "Gyrobee"...
Найдите 10 отличий ;-)
В дальнейшем, Ральф Таггарт разработал усовершенствованную версия автожира и назвал ее "HoneyBee". Кроме того, чертежи (PDF, 1.95 Мб) еще одного ультралегкого автожира, "Hornet", доступны по адресу www.isonplanes.pwp.blueyonder.co.uk/portal.html. По теории автожиров есть неплохая книжка А.Жаброва "АВТОЖИР И ГЕЛИКОПТЕР", которую тоже можно скачать с galsaero.al.ru (2.2 Мб).
Тоже "Gyrobee", но со снятым ротором
Далее приведен перевод описания некоторых любопытных ультралегких автожиров с сайта www.pra.org.
Gyrobee
Автожир Gyrobee
Полная документация доступна для скачиваняи в интернете по адресу http://taggart.glg.msu.edu/gyro/gbplans.htm. Продается только в виде готового набора и двигателей, ориентировочная стоимость постройки $4000...$6500 (в зависимости от того, б/у двигатель или нет).
Типы двигателей: Rotax 447 (40 л.с.)
Пропеллер: 60" x 38"
Ротор: 25' x 7 3/8" и другие подобные роторы
Минимальная скорость: 12 км/час
Крейсерская скорость: 80 км/час
Максимальная скорость: 96 км/час
Вес пустого: 246 lbs
Полезная нагрузка: 250 lbs
Взлетный вес: 496 lbs
Ширина: 7'8"
Высота: 8'
Длина: 12'
HoneyBee
Автожир HoneyBee
Дальнейшее развитие автожира Gyrobee, стоимость набора: $3,995, стоимость комплекта чертежей: $99.95.
Типы двигателей: Rotax 447/SCSI (40 л.с.)
Пропеллер: 66"
Ротор: 24'
Минимальная скорость: 12 км/час
Крейсерская скорость: 88 км/час
Максимальная скорость: 101 км/час
Вес пустого: 244 lbs
Полезная нагрузка: 250 lbs
Взлетный вес: 550 lbs
Ширина:
Высота: 8'6"
Длина: 12'
3D-RV
Автожир 3D-RV
Типы двигателей: Rotax 503DC (50 л.с.), Subaru EA-81 или EA-82
Пропеллер: 60" (152 см?)
Ротор: 25'
Минимальная скорость: 16 км/час
Крейсерская скорость: 80 км/час
Максимальная скорость: 105 км/час
Вес пустого: 245 lbs.
Полезная нагрузка: 255 lbs
Взлетный вес: 500 lbs
Ширина: 5'4"
Высота: 7'4"
Длина: 8'6"
Brock KB-2
Автожир Brock KB-2
Продается в виде набора из9 частей, каждая из которых может быть приобретена отдельно. Стоимость полного комплекта $12500, стоимость только чертежей: $125.
Типы двигателей: McCulloch(72 л.с.), McCulloch(90 л.с.) или Volkswagen
Пропеллер: 48" x 18" или 48" x 20" фиксированного шага
Ротор: 22' x 7"
Минимальная скорость: 29 км/час
Крейсерская скорость: 136 км/час
Максимальная скорость: 152 км/час
Вес пустого: 230 lbs
Полезная нагрузка: 370 lbs
Взлетный вес: 600 lbs
Ширина: 5'
Высота: 6'9"
Длина: 11'3"
Bumble Bee
Автожир Bumble Bee
Создан в 1984 году, как один из первых ультралегких автожиров, достаточный даже для крупного пилота. Продается только в виде чертежей, стоимость комплекта $200.
Типы двигателей: Rotax 447 (40 л.с.)
Пропеллер: 66" x 68", деревянный
Ротор: 23' x 7", алюминий/композит
Минимальная скорость: 16 км/час
Крейсерская скорость: 64 км/час
Максимальная скорость: 112 км/час
Вес пустого: 230 lbs
Полезная нагрузка: 300 lbs
Взлетный вес: 500 lbs
Ширина: 7'4"
Высота: 7'8"
Длина: 12'
Gyrofly
Автожир Gyrofly
Продается только в виде набора. Одноместный набор, включающий каркас, ротор и управление: $5995; с двигателем б/у: $6595; с новым двигателем: $7995.
Типы двигателей: Rotax 447 (40 л.с.)
Пропеллер: 60" x 38", деревянный
Ротор: 23'
Минимальная скорость: 12 км/час
Крейсерская скорость: 88 км/час
Максимальная скорость: 96 км/час
Вес пустого: 250 lbs
Полезная нагрузка: 250 lbs
Взлетный вес:
Ширина: 7'4"
Высота: 8'2"
Длина: 12'
Ссылки по теме:
Авиационные страницы Мистера Твистера (зеркало: twistairclub.narod.ru) - лучший русскоязычный ресурс, посвященный автожирам (и некоторым легким вертолетам), есть чертежи Gyrobee с частичным переводом на русский язык. Кроме того, на сайте выложен ряд книг, в том числе А.Жаброва "АВТОЖИР И ГЕЛИКОПТЕР" и многое другое.
gyroblade.by.ru - инструкция и чертежи по созданию деревянных лопастей для автожира B-7.
Автожиру - мотор - статья в журнале "Моделист-Конструктор", описывающая конструкцию автожира с двигателем от мотоцикла "Днепр-10". Есть подробные чертежи.
Смотр-конкурс в Тушино в 1987 году - в отчете есть информация об автожире ЛК-1, включая чертежи.
Автожиры и др. летательные аппараты - история развития автожиров.
ООО Аэромеханика - фирма, занимающаяся продажей и производством двухместных автожиров "Доминатор". На сайте есть видео взлета и посадки автожира.
Авиация Общего Назначения - на сайте есть видео 13 минут (135 Мб) высокого качества о полете автожира "Доминатор", подготовленного ООО Аэромеханика.
ОСКБЭС МАИ - производство и продажа автожиров "Авиатика МАИ 890А" с закрытой кабиной на базе самолета "Авиатика МАИ 890".
Протон-Авиа - фирма, занимающаяся производством и продажей автожиров.
Чертежи автожира Hornet - в формате PDF, 1.95 Мб.
Чертежи автожира Gyrobee - официальная страница создателя Gyrobee, чертежив в формате PDF, 3.56 Мб (на англ. языке).
www.pra.org - каталог автожиров, есть цены и короткие описания (на англ. языке)
P.S. - фотки лень грузить, но конструкция прикольная.