Космический лифт

se-bo

20-07-2010 17:49:12

Новости на Мейл.Ру опубликовали статью
"«Лунный лифт» может быть построен уже в ближайшие 10 лет"

МОСКВА, 20 июл — РИА Новости. Космический лифт для Луны может быть изготовлен из материалов, доступных уже сегодня, и при достаточном объеме инвестиций в его разработку лифт можно построить до 2020 года, считает основатель компании LiftPort Group Майкл Лэйн (Michael Laine), на которого ссылается портал Universe Today.

Лэйн основал LiftPort Group в 2003 году. Изначально компания занималась разработкой общей концепции космического лифта: рекорд высоты, на которую роботы LiftPort поднимались по специальному тросу, закрепленному на аэростатах, составляет 460 метров. После финансовых трудностей в 2007 году LiftPort Group переключилась на разработку «лунного лифта» для перевозки грузов с кораблей на поверхность Луны и обратно.

«Мы изучили этот вопрос достаточно хорошо для того, чтобы сказать, что это достижимо, интересно и рано или поздно будет создано. Именно поэтому мы работаем с этой проблемой», — сказал Лэйн, которого цитирует Universe Today.

Лунный лифт, по мнению разработчиков, позволит сэкономить значительные средства на доставке космических аппаратов на Луну, упростить получение проб лунного грунта, а в перспективе — создать на спутнике Земли своеобразную «заправочную станцию» для более длительных миссий. Конструкция лифта предполагает «якоря» на поверхности Луны и в космическом пространстве в районе так называемой точки Лагранжа L1 — точки на линии Земля-Луна, в которой «якорь» будет оставаться неподвижным относительно обоих небесных тел.

По словам разработчика, построить лунный лифт проще и дешевле, чем земной: длина его троса составит около 50 тысяч километров против 100 тысяч для земного, а материал, подходящий для изготовления троса, уже существует — это синтетическое волокно «Зайлон» (Zylon). Кроме того, для вывода оборудования в космос потребуется менее мощный носитель, части которого могут впоследствии стать противовесом, необходимым для работы лифта.

Однако, как отметил Лэйн, проект не лишен определенных сложностей. В частности, поскольку достраивать и модернизировать конструкцию придется в космосе, а не с Земли, как в случае с земным лифтом, в дальнейшем проект может оказаться даже более дорогостоящим и займет больше времени.

«Я раньше говорил, что в проекте космического лифта мы пока не то что всех ответов — всех вопросов не знаем. Для лунного лифта это даже более справедливо», — заключил Лэйн.

Подробнее: http://news.mail.ru/society/4138859

se-bo

17-09-2010 13:31:25

Для подобных лифтов, думаю, на начальном этапе целесообразно использовать сразу несколько двигателей. Например, механический, реактивный и аэростат.

Во-первых, масса поднимаемого объекта значительно уменьшится, что в свою очередь уменьшит нагрузку на несущий трос лифта.

Во-вторых, уменьшится стоимость подъема на уже используемой реактивной тяге.

Шаркан

19-09-2010 17:07:29

se-bo писал(а):использовать сразу несколько двигателей. Например, механический, реактивный и аэростат.
не совсем представляю себе как. Аэростат на высоте выше 25 км становится лишним грузом.
Реактивная же тяга грозит авариями.

кстати, вот этот проект мне кажется более элегантным - http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/t ... osmos.html
Правда, его гораздо легче реализовать для Луны или Марса, Земля слишком велика (и разобщена).

se-bo

22-09-2010 13:11:51

Шаркан писал(а):Аэростат на высоте выше 25 км становится лишним грузом.
Шаркан, ну, конечно же, я изучил историю аэростатов прежде, чем писать об этом здесь :))) Я и не предлагаю тянуть аэростаты в космос. Ты до сих пор обо мне такого плохого мнения? До 20 км аэростат вполне может помочь с подъемом.
Шаркан писал(а):Реактивная же тяга грозит авариями.
И какова вероятность такой угрозы? На сколько порядков больше, чем при подъеме по тросу без помощи реактивной тяги?

Шаркан

22-09-2010 17:38:58

se-bo писал(а):До 20 км аэростат вполне может помочь с подъемом.
поможет, но при безветрии. Аэростаты - крупные объекты, ветром их будет в сторону сдувать, причем очень вероятно - рывками, что значит дополнительные динамические напряжения в тросе.
se-bo писал(а):На сколько порядков больше
не могу оценить.
Мне КАЖЕТСЯ, что схема космического лифта с противовесом, т.е. с чисто механическим приводом, надежнее.

но ракетные движки для коррекций, для компенсации биения троса, для катапультирования далеко от лифта вышедшие из строя и из-под контроля компоненты - вот в этом есть смысл.
Как и аэростаты для эвакуации пассажирских капсул, если наступила авария с лифтом.

м-да, было бы куда лучше, если изобретут антиграв или телепортацию...
Но это перспективы неопределнного будущего (если вообще возможны).

может все же лучше поставить на прямоточные реактивные движки типа британского проекта SKYLON? http://gizmodo.ru/2009/02/25/innovatsio ... odderzhku/
Или "пушки", как они описаны у Кристофера Приста в книге "Машина пространства"? http://lib.rus.ec/a/9956

se-bo

22-09-2010 20:26:06

Skylon - хорошая заявка на так называемый "экономический прорыв" в космос. Но...
Главная идея Skylon заключается в использовании атмосферного кислорода для сжигания горючего не только в начале полёта (подобно обычным реактивным лайнерам), но и на очень больших высотах и очень больших скоростях.
Это значит, что речь идет о привязке двигателя к Земле и земному кислороду. Ох уж этот кислород, без него никуда.

Двигатель действительно может оказаться очень хорошим для космического лифта. И за это спасибо.

Шаркан

23-09-2010 11:06:27

se-bo писал(а):Ох уж этот кислород, без него никуда.

а это: http://www.membrana.ru/print.html?1145275320 ?