Космос и политика

Дмитрий Донецкий

31-08-2011 16:05:19

Вот ещё одно обсуждение в МЕМБРАНЕ.

Steven Lerner 22 августа, 00:04
Вы правы — играть вторым номером, пытаться выскакивать из за спины, на опережение — неблагодарная позицияи. Это хорошо на велотреке — там есть финишная черта. В перманентном развитии космических программ это тупик.
Но именно такую тактику избрал Микитка.
Американцы шли от этапа к этапу по программе с заранее объявленной целью. А Хрущ этого не понимал. Он видел только внешние проявления, зачастую неверно.
Американцы сделали двухместный корабль Джемини? А мы их переплюнем и запустим трехместный.
Красиво?
Королева заставили в тот же шарик от Востока впихнуть вместо одного несчастного космонавта-манекена, трех. Тот же шарик переименовали в Восход. Корабль — ядро, как у Мюнхгаузена — чистая баллистика, единственный маневр — торможение по команде из ЦУПа для возвращения в атмосферу. Космонавты ничего не делают, да и нечего им там делать. Спресованы, что шевельнуться не могут. Зато трое, больше, чем у американцев.
А то, что Джемини маневрировал на орбите, астронавты вкалывали, проводились сотни экспериментов, первые орбитальные стыковки — это мимо — не обратили внимания.
Вот он, второй номер.
Выход в открытый космос.
Американцы за 2 года опубликовали расписание работ в космосе. В том числе, объявили когда они планируют выход в открытый космос и чем в космосе астронавты займутся.
Хрущев — опередить супостатов.
Тот же гагаринский шарик, но на 2 космонавтов, с присобаченным к нему шлюзом. Скафандры недоработанные, непрошедшие полный цикл испытаний. Быстрее-быстрее. Опередить!
Ну и опередили... Леонов куклой болтался на троссе рядом с кораблем, а скафандр раздувался. Едва не погиб Алексей Архипович. Хорошо, смог стравить давление, извернуться и влезть в шлюз.
Зато первый!
Американцы не поняли этого бесмыссленного трюкачества. Через месяц они тоже вышли в космос, но они там РАБОТАЛИ. Экспериментировали, пробовали новые технические решения — у них была программа работ.

Ну и так далее...
Сделать «не хуже чем» — это играть вторым номером.
А с Бураном... Ну, вы же знаете, чтоб проект протолкнуть, в ЦК толкнули дезу про военную угрозу от шаттлов. То пугали, что это космический бомбардировщик, то пугали, что американцы будут советские станции с орбиты воровать.
Так до сих пор эту ахинею народу в уши и вливают.
А сам шаттл — это остатки больших проектов НАСА, включавших полеты к Марсу. Конгресс проекты порвал, оставил только шаттлы. Из военных задач — выводить спутники на орбиту, включая тот, который потом стал телескопом Хаббл. От этого спутника и размеры грузового отсека.

Евгений Храмцов 22 августа, 00:59
Все правильно говорите. Совок был по большинству позиций на догоняющих позициях. Почему, тоже понятно — денег выделялось намного меньше. Но согласитесь, в эти деньги делалось в 3и раза больше, чем делали американцы в те же суммы. Я знаю эту кухню немного изнутри. У меня отец 15 лет проработал в секретных и не очень КБ.
Однако, после холодной войны более дешевые союзы и прогрессы сделали космос более доступным для коммерческого сектора. А если б были только шатлы и бураны?
Были и мы на первом месте. «Мир» был только у нас. И МКС без нас построили бы не скоро, полагаю.

С другой стороны, если посмотреть на историю развития американского космоса, то там та же самая история. НАСА пугала США союзом и выбивала деньги на проекты. Их урезали. Сами, думаю, знаете, что было бы с программой шатлла, если бы им дали тогда 10млрд. Конфетка была бы.
Совок занимался показухой? Ну так и США не меньше, если не больше. Космос был всегда областью, где политически мерились членами.

В итоге что? Как правильно тут кто-то заметил, сейчас намечается смена парадигмы. Космос уже не такая политическая арена(разве что для догоняющих вроде Китая, Индии и пр.) и не вотчина военных. Коммерческий сектор откусывает все больший кусок и на первое место выходит рентабельность. И здесь наработки совка приходятся очень кстати.
И в этом свете мне жалко только одной программы — МАКС, которую за последние 10 лет можно было и реализовать.

В любом случае радует тенденция, что идет консолидация и обмен технологий в области космоса. И все больше идет в частный сектор.
Его величество рентабельность сделает свое дело.
Снижение 1кг до 500-1000уе на НОО. Грузовики и дозаправщики еще сильно снизят цену кг на ГСО. И когда будет выстроена эта инфраструктура, Луна, Марс и Юпитер станут намного доступнее.
Тогда и выйдем на новый уровень.
А сетовать на счет поражений прошлых дней не вижу смысла. На это можно взглянуть еще с другой стороны. Если бы совок не смог составить достойно конкуренции, то долго б мы еще не смогли слетать в космос за 200 килобаксов.


Космическими полётами интересовался с детства. Школьником считал – освоение Космоса прямО как линейка – всё выше, выше и выше! Технические проблемы – единственное препятствие. Студентом немного поумнел, уразумел что космическая гонка СССР и США, а не научно-технический прогресс определяет «целесообразность» полётов. Ну да пусть. Всё равно в соревновании двух систем рождаются новые открытия и технологии. И только благодаря перестройке до меня дурака наконец дошло, что взаимные понты двух империй больше гробили «прорыв в космос», чем способствовали ему.

И только теперь, когда оба государства потеряли идеологический интерес к космосу и передали его на откуп коммерсантам, началась эра исключительно научно-экономической конкуренции, а не понтово-политической. Что обнадёживает.

Kredo

04-09-2011 10:01:59

Меня так не очень обнадёживает. Превратили космос в игрушку для туристов-миллиардеров и место, где можно повесить телевизионную антенну.
Космос как способ кидания высокотехнологичнеых понтов, конечно, ещё хуже. Но в то же время с коммерческой точки зрения космос в его научной ипостаси бесперспективен точно так же, как и в политической. Имхо.

Рабочий

04-09-2011 17:10:30

Эра пока закрывается....и только.