- Этого не может быть! - сказал доктор, ошарашенный, но спокойный. - Человеческие существа просто не способны на такое!
- Заблуждаетесь! - воскликнул я, нервно расхаживая по комнате. - Может, человеческие существа и неспособны на такое, зато звери вроде Зеннора ... Впрочем, виноват - Зеннор хуже любого зверя. Но я уверен, что все кончится благополучно. Ваши люди, наверное, уже взялись за дело. Правда, Стирнер?
- Нет. Если вы постигли основные идеи индивидуального мютюэлизма, то должны понимать, что каждый человек - это отдельная и цельная сущность, отвечающая только за себя. Чтобы с ней ни делал Зеннор, к другим это отношения не имеет.
- А вот Зеннор так не считает.
- В таком случае, он ошибается.
Я взвыл и вырвал из чуба клок волос. Что за чертовщина? !
- Посмотрим на это под другим углом зрения. Если вы не спасете заложников, то их смерть будет на вашей совести.
- Зато, поддавшись на провокации Зеннора, я тем самым покажу, что мои действия зависят от его воли. И тогда - конец индивидуальному мютюэлизму. Нет, мы выбираем пассивное сопротивление. Никто не сможет запугать нас или подчинить себе ...
- Но сможет убить.
- Да, - мрачно кивнул Стирнер. - Если Зеннор будет стоять на своем, некоторые из нас по гибнут. Но смерть - это тоже самозащита. Можно ли заставить человека работать, убив его?
- Я понял идею, но не скажу, что она мне по душе, - надо найти менee болезненный выход. Чего от вас требует Зеннор?
- Слишком многого, - ответил Мортон. - Сначала он хотел, чтобы возобновилось снабжение электроэнергией здания, занятого военными. Потом ему понадобились регулярные поставки продовольствия. За это он обещал отпустить заложников.
- Это невыполнимо, - вздохнул доктор Лум. Ничего они не получат, поскольку ничего не хотят дать взамен электроэнергии. То же касается и продовольствия. Рынки пусты, так как фермеры перестали возить в город продукты.
- Но чем тогда питаются горожане? - удивился я.
- Сами ходят на фермы. Город опустел почти на треть.
- Как опустел? Куда девались жители?
- Кто куда. - Стирнер улыбнулся, глядя на мою
изумленную физиономию. - Я вижу, вы совершенно не представляете, как действует наша экономика. Попробую объяснить на простейшем примере. Возьмем фермера. Он производит сельскохозяйственную продукцию, обеспечивая себя всем необходимым.
- Так уж и всем? - усомнился я. - А если ему понадобятся новые башмаки?
Он пойдет к башмачнику и выменяет обувь на еду.
Бартер! - воскликнул Мортон. - Самая примитивная экономическая система. Но для современного технологизированного общества она неприемлема ... Он запнулся, обводя взглядом комнату.
Стирнер снова улыбнулся.
- Разумеется, неприемлема. Но индивидуальный мютюэлизм не сводится к бартеру. Индивидуум добровольно объединяется с другими индивидуумами для производства промышленных изделий, или, скажем, строительства домов. За каждый час работы он получает вирр.
- Что получает?
- Трудочас. За вирр он может получить определенные товары и услуги.
- Короче говоря, вирры - это деньги, - заключил Мортон. - А деньги - это капитализм. Значит, наше общество - капиталистическое.
- Боюсь, что нет. Индивидуальный мютюэлизм это не капитализм, не коммунизм, не социализм, не вегетарианизм и даже не жуткий монетаризм, погубивший множество технологизированных цивилизаций. Я знаком с этими терминами по трудам Марка Четвертого. Физически вирр не существует, в отличие от редких металлов или морских раковин. Его нельзя вложить в дело, и с него нельзя получить прибыль. В этом главное отличие вирра от валюты. Поэтому у нас нет банков в привычном смысле этого слова - в них нечего вкладывать.
В голове у меня все перепуталось.
- Минуточку, минуточку. Я видел на улице автомобили. На какие средства они приобретены?
- Денег не нужно, - мягко ответил Стирнер. Если вам понадобился автомобиль, идите к тем, кто их производит. Пока будете пользоваться - будете платить, вернете - перестанете платить. Главный принцип индивидуального мютюэлизма: каждому - по потребностям, от каждого - по способностям для общего блага.
- Нельзя ли пояснить? - Я налил себе вина и залпом осушил бокал, надеясь, что спиртное прочистит мозги.
- С удовольствием. Когда-то я читал - и дрожал от негодования! - о философии под названием «трудовая этика». Дескать, индивидуум обязан трудиться в поте лица, чтобы добывать элементарные средства к существованию. По мере совершенствования технологий все больше людей вытесняется из производства машинами. Удел безработных - быть брошенными на произвол судьбы, голодать и подвергаться гонениям, как преступники. Зато обладатели капитала, как утверждает эта лицемерная доктрина, не обязаны трудиться. Достаточно, если они будут увеличивать капиталы и присматривать за нищими. Ужасно? Ужасно. Иное дело - мютюэлизм. Чем больше всего производится, тем богаче общество, тем выше стоимость вирра.
До меня начало доходить.
- Еще один вопрос. Если стоимость вирра растет, то за ту же зарплату индивидуум может работать меньше?
- Именно так.
- Значит, сорокачетырехчасовая рабочая неделя
становится не нужна. Сколько часов индивидуум должен работать, чтобы не помереть с голоду?
- Два часа в неделю обеспечат ему скромный кров, еду и одежду.
- Я хочу здесь поселиться, - тихо сказал Мортон.
Я понимающе кивнул - и замер, чтобы не спугнуть заскочившую в голову идею. Цап! И ухватил ее за хвост. Неплохо. Стоит попробовать. Но попозже, сначала надо позаботиться о заложниках.
- Скоро рассвет. Мне очень понравилась ваша лекция, Стирнер, большое спасибо. Теперь я знаю об индивидуальном мютюэлизме намного больше, чем прежде. Во всяком случае достаточно, чтобы сформулировать вопрос: как вы поступаете в чрезвычайных обстоятельствах? В случае наводнения, например, или прорыва плотины? Иными словами - в случае катастрофы, угрожающей не индивидуумам, а коллективу.
Доктор шагнул вперед и поднял указательный палец. - Хороший вопрос! Великолепный вопрос! - Он взял с полки толстый том. - Ответ на него - здесь! Марк Четвертый учел эту ситуацию. Вот что он пишет:
« ... Пассивное сопротивление - ваше единственное оружие. Но ни в коем случае не насилие. Но пока вы создаете самое ненасильственное государство, индивидуумы, считающие насилие нормой, будут применять его по отношению к вам. Запомните: мертвые не принесут пользы обществу, исповедующему индивидуальный мютюэлизм. Пока не пришел день полного освобождения, вы должны сосуществовать с другими. Вы можете покинуть их, но они могут пойти за вами и навязать вам свое присутствие. В этом случае вы и вам подобные должны относиться к исходящему от них насилию как к стихийному бедствию, например, извержению вулкана или урагану. Разумный человек не станет обсуждать с раскаленной лавой вопросы этики, а отойдет подальше; не будет читать мораль ветру. а найдет укрытие от него.»
Захлопнув книгу, доктор Лум снова торжественно поднял палец.
- Мы спасены! Марк Четвертый предвидел наше несчастье и оставил необходимые наставления!
- Действительно, - с энтузиазмом подтвердил Стирнер. - Пойду передам всем остальным. - Он выскочил за дверь.
Я только рот раскрыл, проводив его взглядом. То, что вертелось у меня на языке, высказал Мортон:
- Что-то я не пойму, к чему клонит этот ваш Марк Четвертый.
- Марк Четвертый - сама ясность, - назидательно ответил доктор Лум. - Ясность и мудрость! Не подчинившись Зеннору, мы обречем себя на смерть. Поэтому мы подчинимся - и уйдем.
- Теперь я ничего не понял. - сказал я.
- Мы пустим ток и откроем рынки. Захватчики получат продукты, а некоторые фермеры заработают полноценные вирры, ведь они будут спасать народ от стихийного бедствия. Зато другие не будут работать, и поставки продовольствия для нужд города прекратятся. По мере уменьшения запасов провизии ускорится отток населения. Исчезнет нужда в электричестве, и с электростанции уйдет обслуживающий персонал. Скоро в городе останутся только солдаты.
- Похоже, вы верите в то, что говорите. Видимо, я недооценивал вашу приверженность. Позвольте еще один вопрос. Теоретический.
Теоретические вопросы - самые лучшие вопросы!
Вы правы. Допустим, я прихожу в далекий город и прошу работу. Мне не откажут?
- Разумеется, нет! Это же основной принцип индивидуального мютюэлизма.
- А вдруг там просто не найдется работы?
- Такого быть не может. Вспомните, мы говорили о растущей покупательской способности вирра. Теоретически, чем она выше, тем меньше часов уходит на отрабатывание элементарных благ. Придет время, когда нескольких секунд в неделю будет достаточно ...
- Спасибо, понял. Еще один-единственный вопросик. Если какой-нибудь солдат вдруг уйдет из армии ... - Он имеет на это полное право!
- Да, но его начальство придерживается иного
мнения. Но допустим, он пришел в далекий город, нашел работу, встретил девушку, и все такое ... Это возможно?
- Возможно? Еще бы! На том и стоит индивидуальный мютюэлизм.
- Я так и думал, что ты так думаешь! - Мортон вскочил и восторженно хлопнул меня по спине.
- Вычеркнем офицеров и унтер-карьеристов. Все остальные кто? Мобилизованные. Многие из них уклонялись от призыва. Если дать им возможность разбрестись, 3еннор скоро останется без армии…