роботы-обманщики и т.д.

Шаркан

05-09-2009 11:06:42

http://grani.ru/Society/Science/p.156508.html

Начало Общество Наука

Тупики тупости

В Рунете недавно появилась странноватая новость про роботов, которых зачем-то учили обманывать друг друга. Оказываясь у кормушки, эти непомерно развитые роботы учились не сигнализировать лампочкой о том, что нашли пищу, - дабы (конечно же) самим больше досталось. Суть этой новости (а вернее, старости), ее, так сказать, цимес состоял в том, что часть роботов (примерно 10%) так никогда и не смогла освоить искусство лжи и осталась "альтруистами", то есть аутсайдерами технического прогресса.

Еще более занятный эксперимент с "роботами" (точнее, с электронными модельками, живущими "внутри" программы, но суть от этого не меняется) был проведен несколько десятилетий назад. Заключался он в том, что "электронных человечков" наделили возможностью просчитывать намерения других. Эти "рефлексии" могли быть разного порядка. Более развитые "особи" могли также знать, что и их в свою очередь "просчитывают", то есть внутри их сознания содержался уже как бы не только образ соперника-соплеменника, но и образ самого себя в голове этого другого существа, и так далее. Чтобы отвлечься от дурной бесконечности, сразу скажем, что число этих "итераций" было, конечно, ограничено. А вообще это вроде как в песенке "я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я..."

Так вот, "рефлектирующие" роботы легко одерживали победу над своими более "ограниченными" собратьями (кажется, в таком же стандартном тесте на "поиск" еды и подачу сигнала "нашел - не нашел"; впрочем, это неважно). И "вдвойне рефлектирующие", то есть знающие о том, что собратья тоже их "просчитывают", тоже выигрывали при прочих равных. Но парадокс в том, что создания, которые воображали, что их "просчитывают", а на самом деле имели дело с тупыми и одномерными едоками, проигрывали!

Конечно, результаты этих простейших игр не стоит переносить на человеческое общество, но в момент чтения тех отчетов очень уж отчетливо вдруг показалось, что корень всех провалов "рефлектирующей интеллигенции" лежит где-то вот там. Мы зачастую переоцениваем соперника, пытаясь думать за него, а система на самом деле выигрывает просто в силу своей невообразимой и непредсказуемой тупости.

В очередной раз с этим странным парадоксом пришлось столкнуться этим летом. По поводу "игр" с введением ЕГЭ и ОПК сломано немало копий. Если предполагать, что за всем этим стоит хоть какой-то смысл, то можно воображать, например, что Министерство образования и науки поставило своей целью "оболванить" всех выпускников, превратить их в бездумных роботов, которыми государству легче управлять. Можно возмущаться тем, что, выстраивая заведомо безумную систему, при которой практически все бюджетные места в институтах захватывают бесчисленные льготники и взяточники, и объявляя при этом, что "идет борьба с коррупцией", министерство хочет просто обрушить привычную нам систему бесплатного образования, приучив всех вменяемых абитуриентов учиться за деньги (а потом "по просьбам возмущенных трудящихся" разогнать и халявщиков-бюджетников). Можно было предполагать, что внезапная показная покорность всех институтов и университетов страны (даже МГУ не стал отстаивать свои "особые права") - это такой особый сговор ректоров, решивших (наподобие бравого солдата Швейка) "выбить клин клином" - ценой одного поколения абитуриентов продемонстрировать безнадежное безумство новой системы и тем самым спалить идею на корню.

Но не тут-то было. Они же умные люди и должны все-таки понимать, что "ко всему подлец-человек привыкает". Система даже в таком уродливом виде месяц за месяцем становится все более привычной. Где-то подлатают, введут поправки. Рассеют огромные толпы абитуриентов там, где они ни к чему. Введут ограничения - и будет действовать, как будто "так и былО". Подавляющему количеству учителей и преподавателей, стенающих и пишущих воззвания, уже объяснили, что "отката назад не будет", хоть лоб о стенку разбей. Все окончательно и обжалованию не подлежит.

И православная культура в школы тоже придет, хотите вы этого или нет (хотя против религии в школах выступает даже большинство верующих учителей и родителей). Разве что Минобрнауки как-то крутит, добиваясь своего контроля над этой ситуацией. Священников в школах им уже удалось как будто исключить. Предложение ввести православную культуру вместо уроков русского языка(!), услужливо подкинутое церковным иерархам (и ведь надо же, они всерьез повелись на это, не чувствуя подвоха!), тоже кажется такой изысканной интригой. Однако чем дальше об этом думаешь, тем больше склоняешься к мысли, что они это все всерьез.

То есть мы имеем дело с каким-то чрезвычайно простым, едва ли не одноклеточным организмом, имя которому бюрократия. У бюрократа есть один-единственный орган чувств (он же, впрочем, и орган "думанья"). Это, извиняюсь, его жопа. Жопа с ручкой сидит на стуле и пописывает какие-то листы. Когда она этого стула лишается, а еще того хуже, получает пинок под зад, то срабатывает специфический рефлекс и жопа производит какое-то требуемое от нее действие. Среди этих восседающих задниц происходит суровый противоестественный отбор. Самые чувствительные жопы чувствуют холодок уже тогда, когда стул под ними только качается, а сапог только начинает свой размах. Это жопы из жоп, они руководят всей жопной командой. Они выстраивают пирамиды из жоп, объявляют себя то ли единой партией, то ли двухполовинчатым президентом и защищаются таким скопищем жоп, что на их пинание уйдет целая вечность... Когда им хочется жрать, они ни о чем особо не задумываясь, жрут. Когда им хочется кого-нибудь убить - они просто без особых раздумий убивают.

Да, кстати, о русском языке. Сначала в это не очень-то верилось, но теперь вот точно выяснилось, что есть такой замечательный приказ. А все в курсе, что у нас тихо-мирно прошла настоящая реформа русского языка? Это первая такого рода реформа, начиная с каких-то былинных 50-60-х, когда над такого рода реформами работали настоящие столпы языкознания вроде Ушакова, Виноградова, Розенталя. Теперь приказ по войску - очень короткий и маловнятный.

Для того чтобы вся страна вдруг овладела всеобщей грамотностью и ни в чем не знала сомнений, оказалось достаточно чиркнуть коротенькую записочку, представить полуслучайный список из четверки словарей, подсунутых каким-то подсуетившимся издательством и поручить это товарищу... прощенья просим, господину Калине И.И. Всё. Отныне "кофе" у нас будет среднего рода, "дОговор" с ударением на первый слог, "йогУрт" и так далее.

Недоумевающие учителя и даже Институт русского языка, про который как-то вдруг забыли и который оказался как-то ни при чем, отсылаются прямиком на... в Министерство. С пометкой: решение окончательное и жаловаться бесполезно. Великий и могучий оказался на лопатках на раз-два.

Жопам ведь в сущности неважно, чем заниматься, лишь бы чем-то замаскировать свое неумение и нежелание заниматься хоть чем-либо. Помнится, когда-то в министерстве, отдававшем команды в школы, была популярна игра в одиннадцатилетки-десятилетки. Это классика. В чью-то "светлую" "голову" приходила идея, что школьникам отныне нужно учиться не 10, а 11 лет. На это спускались деньги, менялись программы. Кто-то умудрялся, не проучившись в четвертом классе, попасть в пятый. Какое-то время этот бардак устаканивался, потом "головам", лишившимся работы (ну как же, реформа-то уже проведена!) приходило в голову, что неплохо было бы опять что-то такое замутить. Они с успехом доказывали вышестоящему начальству, что школьникам на самом деле удобнее учиться не 11, а все же 10 лет. И все начиналось сызнова. Теми же силами. И опять, естественно, выделялись деньги, и опять шла "реформа". Так вплоть до того, что даже у самых покорных учителей (а это вообще самая уязвимая и законопослушная часть населения, и она прямо-таки как будто специально создана для экспериментов) на слово "реформа" уже вырабатывался рвотный рефлекс. Слово "реформа" у них становилось синонимом слова "бардак".

Еще раньше были также известны игры в укрупнения-разукрупнения. Недавно чиновники об этом полезном начинании снова вспомнили и решили опять в это поиграть, создавая "единый кулак" из институтов атомного профиля. Всякие интеллигентские мудрецы опять было бросились считать и предсказывать: это, мол, неспроста, это делается в интересах некой пронырливой особы, которая возглавит в результате образованную для нее новую корпорацию.

Но может быть, все и проще. Простейший опыт амеб подсказывает им, что, занимаясь просто элементарным делением и последующим слиянием, всегда можно отыскивать "лишнюю" пищу. Причем не внакладе будет вся колония (всякий там что-то для себя урвет и утащит обломки в этой мутной водичке, если подсуетится). Главное вовремя оглядеться в поисках пищи и притвориться, что тебе от этого дележа и переполоха не будет никакой пользы.
03.09.2009 10:30

Максим Борисов
Полная версия

Статья по теме
Дух веет, где президент хочет

По решению президента в школе появится обязательный предмет "духовно-нравственное воспитание", а в воинских частях получат прописку священнослужители. Формально церковь по-прежнему отделена от государства, но по существу... Комментируют Игорь Кон, Виталий Гинзбург, Евгений Бунимович, Юрий Рыжов.
http://grani.ru/Society/Science/m.154325.html
Софья Болотина
22.07.2009

Статья по теме
Новая концепция первой заповеди

Все эти концепции и учебники преследуют одну цель - заменить содержание первой Моисеевой заповеди. Сосредотачиваясь исключительно на "объяснении мотивов и логики действий власти", они внушают: государство - бог твой, бог, требующий человеческих жертвоприношений и никому не обязанный отчетом.
http://grani.ru/Society/Science/m.141202.html
Никита Соколов
10.09.2008

Статья по теме
Трудно бить бога

Действительно ли настало такое время, когда без всякого страха, без оглядки, без опасения быть немедленно обвиненным в каких-то скрытых неблаговидных намерениях можно вести дискуссии о месте религии в жизни общества?
http://grani.ru/Society/Science/m.125623.html
Максим Борисов
08.08.2007

Статья по теме
Воображая бога

Британский антрополог, профессор Морис Блок из Лондонской школы экономики решил обнародовать собственную гипотезу, объясняющую появление религиозных верований. Блок считает, что религия на самом деле является всего лишь побочным продуктом человеческой фантазии.
http://grani.ru/Society/Science/m.136144.html
Максим Борисов
30.04.2008

Статья по теме
Умножение бородинских хлебов

Если религия не противоречит науке, то почему бы и не ввести новый предмет в школьную программу? Да вот именно поэтому и не надо: школа – храм науки, а у Бога есть свой. Да и дело-то совсем не в этом. Аллу Бородину и ее единомышленников волнуют совсем другие вещи.
http://grani.ru/Society/Science/m.125220.html
Владимир Абаринов
26.07.2007

Статья по теме
Описался

Извлеченная на свет божий цидулька, организованная академиком, вызывает не страх, а скандал с элементами общественной брезгливости. Сам Тишков, приглашенный побеседовать на радио "Свобода", впечатления победителя не производит. Он растерян, он взволнован, ему неловко, что его письмо растрепали в прессе, и даже вроде бы немного стыдно.
http://grani.ru/Society/Science/m.153220.html
Илья Мильштейн
02.07.2009

Copyright © 2005 Grani.ru

Ниди

09-11-2009 18:08:14

Шаркан писал(а):По решению президента в школе появится обязательный предмет "духовно-нравственное воспитание", а в воинских частях получат прописку священнослужители. Формально церковь по-прежнему отделена от государства, но по существу...

А по существу:

Через полгода религия станет полноценным школьным предметом

Не верите?
Скрытый текст: :
Правительство решило: через полгода в российских школах начнется апробация учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Эксперимент стартует в апреле 2010 года, апробация предмета начнется в 19 субъектах Федерации, преподавание будет вестись в четвертых классах общеобразовательных школ.

Утвержденный правительством России план мероприятий по апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет опубликован в "Российской газете" 11 ноября.

Учебный курс должен включать в себя "основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики". Список предметов не случаен, он создавался на основе опросов старшеклассников и родителей учеников младших классов.

До конца этого месяца минобрнауки должно заключить с региональными органами власти, отвечающими за образование, "соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса". И разработать механизм, определяющий, каким образом школьники или их родители будут выбирать "одну из составных частей комплексного курса" - "основы" той или иной религии или же светскую этику.

К февралю будущего года должны появиться учебники по новому предмету. А преподаватели сразу начнут повышать квалификацию. В пилотных регионах будет проводиться мониторинг, отслеживающий удачи и неудачи эксперимента.

Субъекты РФ, в которых начнется эксперимент: Удмуртия, Чувашия, Камчатский край, Красноярский край, Ставропольский край, Вологодская область, Калининградская область, Костромская область, Курганская область, Новосибирская область, Пензенская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Карачаево-Черкесия, Чечня, Калмыкия, Еврейская автономная область.

Возможно, что через 6 лет (эксперимент начинается в четвертых классах) в свет выйдет поколение, которое, если все пойдет хорошо, "Вначале было Слово" ("Слово" обязательно с большой буквы) и "Любовь милосердствует" будет повторять в десятки раз чаще, чем "религия - опиум для народа". Хотя последняя фраза, надо сказать, не такая уж обидная, она означает, что религия - не одурманивающее, но обезболивающее.

И хоть еще со времен Ильфа и Петрова она обрела иронический контекст, но долгое присутствие ее на правах аксиомы нашего мировоззрения все равно продолжает сказываться. Разве сегодня так уж немоден взгляд на веру, Церковь и религию, как на убежище для слабых, как на успокоение несчастных, как на дом, где восстанавливаются сердца. Религия еще живет в общественном сознании на правах "уступки".

Введение ее в школьный предмет, на мой взгляд, дает благоприятный прогноз на расставание с ценностями вульгарного прагматизма, повышение значений этических критериев, мировоззренческих культур.

Такое революционное изменение невозможно без наличия очень крупных фигур - адептов этого дела. Сторонников преподавания основ религиозных культур было немало, но личностей, способных задать содержательные горизонты новому делу, увы, почти нет. Богословская культура в России не в самом цветущем состоянии, точнее, она слабая.

Из последних крупных фигур, бесспорных как с духовной, так и с интеллектуальной позиции, пожалуй, можно назвать только митрополита Антония Сурожского, покойного Лондонского епископа. Из ныне здравствующих - наверное, только диакона Андрея Кураева, который уже объявил о намерении написать учебник Основ православной культуры. Ко всеобщей радости, человек столь блестящих знаний и столь парадоксального и сильного ума, чей интеллектуальный авторитет очевиден, взялся за написание учебника, но нельзя забывать, что позиции о. Андрея часто становятся предметом непростых и очень гулких богословских споров в Интернете. В Православной церкви есть команда интеллектуалов (о. Владимир Вигилянский, о. Михаил Дудко, Владимир Лейгода и др.), но заявок от них пока не поступало. Современный религиозный опыт тщательно собирается, интересные книги появляются, но это пока не тот опыт, что просится в учебники. Есть надежда, что исламская богословская культура может быть хорошо поддержана зарубежными богословскими школами, иудаистская - также.

Но вариант обезобразить предмет, превратить его в карикатуру, тоже остается.

Будет очень жаль, если вместо поколения широко, толерантно мыслящих людей мы получим поколение узких буквалистов с религиозными цитатами на устах.

Добавим еще одну существенную вещь: права атеистов улажены в той же степени, что и верующих. По выбору школьники смогут изучать вместо основ религиозных культур светскую этику.

Источник: http://www.rg.ru/2009/11/09/religia.html