Религиозность населения не способствует процветанию общества

Шаркан

04-10-2009 23:03:16

Среди социологов нет единого мнения о том, какую роль — положительную или отрицательную — играет религия в современных высокоразвитых обществах. Одни авторы утверждают, что массовая вера в бога или богов, поощряющих высокоморальное поведение и наказывающих за грехи, способствует общественному благополучию (снижению преступности, коррупции, экономическому процветанию и т. д.). Другие исследователи доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, чем массовая религиозность населения. Некоторые факты указывают и на возможное негативное влияние религиозности. Серьезных научных исследований по данному вопросу проведено на удивление мало, и ни в одном из них не были учтены одновременно все значимые (и доступные для анализа) социально-экономические показатели. Отчасти это связано с тем, что изучение подобных вопросов часто наталкивается на разнообразные препятствия морально-этического и политического характера.

...
Итоговый баланс — однозначно в пользу нерелигиозных стран.

Из этого автор делает вывод, что гипотезу о сильном положительном влиянии массовой религиозности на социально-экономическое благополучие общества можно уверенно отвергнуть.

Обсуждая природу выявленных корреляций, автор опирается не только на свои результаты, но и на множество дополнительных фактов и литературных данных. По мнению Пола (как и ряда других авторов), всё указывает на то, что между уровнем массовой религиозности и общественным благополучием действительно существует причинная связь, однако направлена она преимущественно не от религиозности к благополучию, а в обратную сторону. Иными словами, чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. С другой стороны, Пол не исключает и возможность негативного влияния массовой религиозности на общественное благополучие (хотя и считает это влияние менее существенным, чем обратное).

...
Пол подчеркивает, что неверие в Бога (nontheism) — единственное из мировоззрений, которое в наши дни эффективно распространяется путем конверсии, то есть обращения (переубеждения) сторонников иных взглядов. Динамика численности приверженцев религий, напротив, зависит в основном от рождаемости среди верующих и миграционных процессов.

Секуляризация общества в развитых странах, по-видимому, может ускоряться благодаря положительной обратной связи. Известно, что принадлежность к доминирующей религии может давать людям определенные материальные преимущества. Однако эти преимущества слабеют по мере того, как в социальном окружении индивида растет число неверующих (или приверженцев других религий). Иными словами, чем больше в стране атеистов, тем менее выгодно быть верующим.

По мнению Пола, полученные им результаты противоречат широко распространенной точке зрения, согласно которой склонность к релиозным верованиям и креационизму является одним из глубинных, основополагающих свойств человеческой психики. Между прочим, эту точку зрения разделяют и ведущие специалисты в области эволюционного религиоведения, в том числе знакомые читателям «Элементов» Пол Блум и Паскаль Буайе (см.: Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию, «Элементы», 23.05.2007; Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.2008). Но если бы это было так, рассуждает Грегори Пол, едва ли мы наблюдали бы столь большие различия между государствами по уровню массовой религиозности. Ведь по таким действительно основополагающим психическим и поведенческим признакам, как, например, речь или стремление к обладанию материальными благами, вариабельность крайне мала или вовсе отсутствует. Полученные результаты, по мнению автора, скорее свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий.


полный текст: http://elementy.ru/news/431139

Ниди

06-10-2009 19:52:15

Обвинил Библию
Ставропольский ученый просит прокуратуру запретить Ветхий Завет


Светлана Емельянова

Правоохранительные органы Ставрополя проводят проверку по заявлению кандидата технических наук Анатолия Долженко, обратившегося с требованием признать Ветхий Завет экстремистской литературой.

- Заявление поступило в прокуратуру Ленинского района краевого центра, а надзорный орган передал его в наш отдел для проведения соответствующей проверки, - сообщила корреспонденту "РГ" заместитель начальника ОВД Ленинского района Ставрополя Диана Канашевская. - По закону на нее отводится 30 суток с момента поступления материалов из прокуратуры. Наши сотрудники уже работают с документами. О каких-либо выводах, в том числе, проведении лингвистической экспертизы, говорить пока рано.

По словам Долженко, часть Библии, содержащая Ветхий Завет, содержит прямые призывы к убийствам, в том числе женщин, детей и стариков, призывы к насилию, уничтожению чужих культурных и религиозных ценностей. В ветхозаветных цитатах заявитель усматривает "унижение национального достоинства других народов" и "пропаганду расового и религиозного превосходства иудеев". "Таким образом, Ветхий Завет представляет собой экстремистскую книгу", - заключает Долженко в своем заявлении. По его мнению, содержащиеся в ней призывы подпадают под признаки уголовных статей "геноцид" и "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды", поэтому распространение этой книги на территории России следует запретить, а тех, кто ее тиражирует, нужно привлекать к уголовной ответственности. В случае отказа заявитель намерен обратиться в Европейский суд по правам человека.

В Ставропольской епархии "наезд" ученого на Ветхий Завет считают некорректным. По убеждению представителей православия, кандидат технических наук просто не разбирается в данном вопросе.

- Претензии, предъявляемые в иске, свидетельствуют о полном непонимании того, что такое Библия и Ветхий Завет как ее неотъемлемая часть. К сожалению, наше общество все еще не преодолело гигантскую пропасть религиозного невежества, в которой оказалось в результате нескольких десятилетий агрессивной политики государственного атеизма. Также следует иметь в виду, что заявление о признании Ветхого Завета экстремистской книгой господин Долженко лишь подписал. Иск составлен далеко за пределами Ставрополья и выражает взгляды некоторых неоязыческих группировок, о чем свидетельствуют многочисленные цитаты, - сказал корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Ставропольской епархии Евгений Бронский.

77-летний Анатолий Долженко также известен ставропольцам как пропагандист семейных ценностей и составитель родословных

Источник: http://www.rg.ru/2009/10/05/reg-kuban-bible-site.html

Anti-system

06-10-2009 20:58:29

Шаркан, Ктобы удивлялся. Тащемта это очевидный тезис. Те же Иран, Индия, или там Сомали - религиозны, большинство стран Европы - нет.
С другой стороны есть пример США. Но там религиозность распространена скорей среди среднего обывателя (те же выдающиеся ученые в основном атеисты, а большинство политиков и бизнесменов, которые по сути и управляют государством, думается мне, религиозны лишь на словах)