Нобелевская премия по экономике.

ДВС

18-10-2009 12:15:57

Дана Элинор Остром и Оливеру Уильямсону за анализ внерыночных экономических трансакций.
Впервые Нобелевская премия по экономике досталась женщине. Американка Элинор Остром оспорила общее мнение, что коллективная собственность плохо управляется, а стало быть она должна либо регулироваться властями, либо быть приватизирована. Остром проанализировала примеры использования пастбищ, лесов, озер и других природных ресурсом коллективом и пришла к выводу, что их пользователи способны придумать весьма эффективные способы управления.
Уильямсон разработал теорию, в которой коммерческие фирмы выступают в качестве структур для разрешения конфликтов.

Шаркан

18-10-2009 13:07:37

'ДВС писал(а):Элинор Остром оспорила общее мнение, что коллективная собственность плохо управляется, а стало быть она должна либо регулироваться властями, либо быть приватизирована
неплохо.

ДВС

18-10-2009 13:15:53

'Шаркан писал(а):неплохо.

Надо будет поискать материалы по этой Остром и ее работам. Если это что-то стоящее, то это может оказаться хорошим теоретическим оружием в наших руках.

Шаркан

18-10-2009 13:44:04

'Шаркан писал(а):неплохо
надо было написать "вселяет оптимизм", но как раз углубился в чтение одной редакции... и не сразу загрузил русский в сознание ;)
Приятно удивляет, что близкая анархизму (чур, чур, не сглазить бы) экономическая практика удостоена нобелевки.
'ДВС писал(а):Надо будет поискать материалы

авось и переводчик толковый найдется

Правда, несколько неясно схема другого лауреата, но тоже же клонит к самоорганизации ведь?

ДВС

18-10-2009 14:02:50

'Шаркан писал(а):Правда, несколько неясно схема другого лауреата, но тоже же клонит к самоорганизации ведь?

Это нечто из области анархокапитализма.

ДВС

18-10-2009 14:10:20

'Шаркан писал(а):Приятно удивляет, что близкая анархизму (чур, чур, не сглазить бы) экономическая практика удостоена нобелевки.

Остром является председателем "Общества ощественного выбора". Как я понял -они не отрицают в принципе государство, но выступают за радикальное упрощение его функций, скептически относятся и к нынешней демократической системе. В некотором роде либертарная организация экономистов и политологов.

Шаркан

18-10-2009 14:53:24

'ДВС писал(а):нечто из области анархокапитализма
мне тоже сразу такое подумалось

Кащей_Бессмертный

18-10-2009 14:57:59

Вообще похоже что анархизм по-немногу возвращается в этот мир: пока восновном как методология, система познания, философия и т. п.

Но и вообще по-немногу интерес к анархизму поднимается (правда очень медленно) - посмотрим что дальше будет.

Кащей_Бессмертный

24-10-2009 09:04:59

Нобелевская премия по экономике присуждена за идеи кооперативного социализма

В условиях экономической нестабильности всё чаще разрастаются споры о том, какая экономическая модель должна прийти на смену неолиберальному капитализму. И что характерно Нобелевскую премию по экономике в этом году вручили ученым, в работах которых рассматривались вопросы вмешательства в регулирование рынка, чтобы минимизировать последствия кризисов. Одним из лауреатов премии стала экономист Элинор Остром за работу под названием - «Управление обществом: эволюция институтов коллективных действий». Э. Остром развенчала широко распространенное мнение о том, что коллективное управление собственностью неэффективно и что ее необходимо либо приватизировать, либо национализировать.

Исследовав многочисленные примеры общественного регулирования рыболовства, пользования пастбищами, лесами, озерами и подземными водами, Э.Остром показала, что во многих случаях результаты оказываются существенно лучше предсказаний стандартных моделей. Она раскрыла законы формирования сложных практик принятия решений и обеспечения взаимоотношений, направленных на успешное урегулирование конфликтов интересов.

В трактовке Остром, спасение мировой экономики не в ее глобализации и не в обожествлении частного предпринимательства, а в экспансии разных модификаций коллективных сообществ - от коммун и деревень до маленьких городков и кооперативов. Именно они являются наиболее эффективными и бесконфликтными субъектами хозяйствования.

"Моей первой реакцией были огромное-огромное удивление и благодарность... Быть избранной на эту награду - большая честь, и я до сих пор нахожусь немного в шоке", - приводит шведское агентство ТТ слова лауреатки.

Поражает многосторонняя деятельность этой невероятно энергичной женщины. Она и магистр искусств, и доктор философии, и президент Ассоциации общественного выбора - международной научной организации, объединяющей экономистов, социологов и политологов. Кроме того, Элинор Остром - лауреат Премии Фрэнка Сейдмана, присуждаемой специальным комитетом американских ученых экономисту, внесшему вклад в политическую экономию, приведший к улучшению благосостояния человечества. И еще массы других премий, почетных дипломов и званий.

ИА «ИКД» по материалам журнала Итоги

http://www.ikd.ru/node/11375

Leon

24-10-2009 09:46:24

Да, когда-нибудь этот чертов мир сам придет к анархизму. Наша же задача - максимально это приблизить)

hil-hil

24-10-2009 09:47:05

'Leon писал(а):Наша же задача - максимально это приблизить)


зачем?

Шаркан

24-10-2009 10:46:05

'hil-hil писал(а):зачем?
тебе не хоцца пожить при анархизме?

Leon

24-10-2009 10:56:07

hil-hil писал(а):зачем?


Потому что я так хочу. Потому что считаю это правильным.

hil-hil

24-10-2009 11:31:55

'Leon писал(а):Потому что я так хочу. Потому что считаю это правильным.


да и я всема фибрами за.

надеюсь у вас лучше получается чем у меня.

Leon

24-10-2009 15:20:51

hil-hil писал(а):да и я всема фибрами за.

надеюсь у вас лучше получается чем у меня.


Я тоже надеюсь.
:-)

Graswurzel

26-10-2009 22:11:51

Первая женщина-лауреат Нобелевской премии по экономике получила её за работу, в которой подтверждается правота анархических принципов

Выбор Элинор Остром в качестве со-получателя Нобелевской премии по
экономике 2009 года многое сделает для продвижения анархистской теории среди интеллектуалов. Часто цитируется работа Остром по управлению общими или "общинными" (commons) ресурсами. Она раскрывает потенциал
решения проблем, которые не поддаются ни частнособственническим, ни
правительственным подходам.
Эта работа очень полезна для тех, кто не считает, что в свободном
обществе вся собственность должна быть частной. Остром провела
масштабные экспериментальные исследования в этой области, в частности, в
управлении лесами. Кроме того, её работа имеет более широкое применение
- разрешение всякого рода проблем с "общественными товарами", проблем,
на которые всегда натыкалась либертарная мысль.
Я очень рекомендую всем прочитать её книгу "Управление общими ресурсами:
эволюция институтов коллективного действия" (Governing The
Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action, 1990). Но
сейчас я хочу лишь обобщить принципы, которым она следовала, работая со
знаменитой "трагедией общего", как назвал эту проблему Гаррет Хардин в
своей классической одноимённой статье. Применение этих принципов к
различным вопросам общественного управления может занять у любого из нас
остаток жизни. Именно поэтому ни одно централизованно планируемое
общество никогда этого не сделает.
Ура, наша правота подтверждена!
В своих работах Остром отличает успешные попытки общественного
управления от неудавшихся по следующим признакам:

1. Ясность границ и правил.
Анархисты - добропорядочные люди и стремятся к минимизации ненужных
конфликтов. Когда люди знают, что принято, а что не принято, им легче
адаптировать свои действия к ожиданиям других. Идиоты, которые кричат
"незнание закона не избавляет от ответственности за его невыполнение", -
всего лишь правительственные палачи. Все остальные понимают, что общее
право работает лучше всего, когда все ожидания ясны. Тогда люди могут
взаимодействовать мирно и плодотворно.

2. Принятие и вклад в эти правила на местном уровне
Фридрих Хайек, со-получатель первой Нобелевской премии по экономике, мог
бы гордиться этим. Чем ближе некто находится к ситуации, тем больше он о
ней знает. Даже если бы централизованную систему управления возглавляли
ангелы, она всё равно бы не произвела адекватных правил из-за проблем с
передачей информации. Трудностей добавляет то, что возглавляют её отнюдь
не ангелы. Остром хорошо знакома с теорией "общественного выбора" и
знает, что в государственных органах работают люди с присущими им
проблемами в области информации и инициативы.

3. Активное участие тех, кто скорее всего будет использовать
общественные ресурсы, в наблюдении за этим использованием.
Те, кто больше всего заинтересован, должны либо напрямую участвовать в
управлении, либо делегировать наблюдателей, которые будут им подотчётны.
В то же время, органы централизованного планирования, особенно
правительственные чиновники, не могут быть эффективными и подотчётными
наблюдателями. Это происходит из-за того, что они обычно подотчётны не
только тем, кто непосредственно заинтересован в тех или иных
общественных ресурсах, но и более широкому кругу населения. Кроме того,
они отчитываются по многим видам деятельности, а не только по управлению
конкретными ресурсами. Если люди, которые нуждаются в ресурсах, не могут
уволить тех, кто не смог защитить эти ресурсы, то трагедия неизбежна.

4. Методы разрешения споров.
Центральное место в теории анархизма занимает мысль о том, что спорящие
стороны должны соглашаться на посредничество третьей стороны в решении
своего конфликта. Один из парадоксов государственного управления состоит
в том, что любой конфликт между личностью и государством будет разрешать
государство. Общее право развилось далеко за пределы спонтанного выбора
арбитра. Сейчас оно представляет из себя идею договорённостей, которые
позволяют сторонам заранее знать, как будут разрешаться конфликты. Споры
будут всегда, поэтому необходимы методы их разрешения, и эти методы
сейчас активно развиваются.

5. Санкции по отношению к нарушителям.
Естественно, тех, кого арбитры признали неправыми, и, тем более, тех,
кто поставил себя "вне закона", отказываясь признавать арбитраж третьей
стороны, нужно будет принуждать к согласию пропорциональными санкциями.
Анархисты подчёркивают важность ненасильственного принуждения через
остракизм и бойкот (они особенно эффективны против тех, кто является
частью сообщества), но признают, что в некоторых случаях может
потребоваться насилие. Понятно, что поджигателя придётся останавливать
физическими мерами воздействия, иначе мы потеряем лес. В любом случае,
когда правила признаются и за ними следят на местах, нарушения будут
немногочисленны и обычно случайны. Чаще всего, насилие будет не нужно.

Эта награда неизбежно приведёт к появлению более доступных книг об идеях
Остром и их применении, а также к научным исследованиям добровольных
институтов управления и способов их появления. Кроме того, она придаст
солидности лево-либертарной идее о том, что необязательно все проблемы
решать только через традиционное понимание собственности. Хотя я не
отрицаю, что понимание собственности как "совокупности прав", а не как
факта абсолютного господства над территорией, является лишь одним из
способов решения проблем. Точно так же анархо-коммунистическое признание
"имущества" можно перефразировать как специфическую интерпретацию
концепта собственности, а не его отрицание.

Доктор Остром, поздравляем!

(сцылок на статьи не дам, бо заподлеццо искать их и править. пеерводчикам огроменное спасибо - gras)

Чизес

26-10-2009 22:43:56

Самое прикольное то что похоже женщина незаангажированый объективный кабинетный учённый(Не путать с Чеширским котом:)) Мне показалось что это выражение женствености в экономической науке. Тут один крутой киевский анархист много лет долдонит мне что анархисты на самом деле наши старики, а может наши женщины? Все либеральные и либертарные идеологии выражение женствености? Каков же тогда мужчина? Вот например много шуму наделала премия шнобелевская Мухамада Йунуса, эдакая неолиберальная утопия микрокридитования бедных. Там у него исламская подоплёка проявилось в том что кредит например получает община, умма. Мужчина извергает семя, женщина его принимает. Какойто бля сексизм, но метафора отражает суть дела.

Тоесть мужчина раздаёт деньги, а женщина ими распоряжаеться. Экономика как наука начинаеться и заканчиваеться на кухне. Касаемо левой идеи выражение мужественности не справедливое распределение благ, а их производство. Настоящий анархист например Чомски, продуктивный политик и учёный. Поидее анархисты должны неразгибая спины и не покладая рук сидеть у своих ноутбуков, а женщины чего то там с транспарантами вымогать у властей. Если кто то сомневаеться по тупорылой совковой привычке что интеллектуальный труд это труд то... Лиотар, папаша постмодернизма, назвал философию рассеянием семени, Батай говорит о утомительности мышления. О производстве собственно можно говорить лишь в случае победы революции либо становления утопии в ходе естественого развитимя общества. Вот это стремление занять место буржуа выражение мужественности. В этом же и проклятье революции, променяли шило на мыло, одних господ на других.

В любом случае мужчина господин - женщина госпожа. Всё горе от низких мужчин и женщин. От тех кто покрывает чужих жён, от тех кто отдаёт плоть мужа в распоряжение других. Мы победим лишь только в том случае если будем хранить супружескую верность. И выскакивает чёрт из табакерки, все женщины шлюхи, не бывает высокорожденых женщин, как можно блядь по природе своей заставить хранить верность? У верующих неверных жён не бывает потому что она принимает его молитвы, она тонет в его любящем сердце, она прикована золотыми цепями. Так что .... Кто не хранит верности Господу не может хранить верность ни чему, даже себе, не говоря уже о верности товарищам или делу. Почему так много маоистов вчеращних приняли ислам, это слух, но говорят личная охрана Бин Ладена состоит из маоистов? Неужели дело только в терроре?

Шаркан

27-10-2009 20:16:21

Чизес, куда тебя снова понесло лихими ветрами...

Чизес

28-10-2009 03:55:49

Если я повинен в том что призываю анархистов к труду собствено, а не точению лясов или кривляниям на акциях, то да виноват, на самом деле я привязан не только к левым, так вот Господь устроил что мы любим своих врагов. Вовторых мне как и многим современым властьимущим, кажеться что либерализм и либертарианство неизбежно заканчиваються в теократии. Анархия это закон божий, и Господь собственно единственый кто с полным правом может назвать себя анархистом. Я уже задолбался чепятать о том что анархия гносеологический идеал Корана, клянёться Мохамед что каждый из нас понимает этот Коран по своему, анархия гносеологический идеал Бхагаватам - святыни кришнаитов, каждый видит Кришну по своему, богоборцам он кажеться молнией, царям олицетворённой смертью, мудрецам абсолютной истиной, богоизбраному народу племеным вождём, пастухам и пастушкам любимым родствеником. Так что все эти доктрины неолиберализма, постмодернизма, либертариев, анархистов могут эволюционировать лишь к теократии. Отрицать очевидное - то что множественость это единство и исключительность, могут лишь глупцы. Кстати любой тоталитаризм укоренён вот в таком подлоге, ясный пень истина это анархия, только вот это и единство в том числе. Именно это превращает эзотеричную философскую доктрину постмодернизма в идеологию господства и порабощения, а множественость истин это призание Абсолюта а смысловая пустота симулякра это знамение божее, и так далее. Если это способны осознать простые рабочие вроде меня и власть имущие, то видимо православный фошизм ещё в переди на самом деле, так жекак и исламская революция или торжество индуизма.

Graswurzel

01-11-2009 02:52:27

Аксель Бергер: Всё же, это возможно!

[SPOILER]

В истории классовой борьбы альменда, называемая также commons, была долгое время одной из самых спорных территорий. Требование свободного присвоения и использования общих владений, общественных пастбищ, свободного дорожного права, неограниченной рубки леса или рыбной ловли всегда было, прежде всего, в Средние века и при абсолютизме частью требований крестьян и фундаментом еретических движений, от катаров до христианского коммуниста Фра Дольчино. Восхищение, вызываемое легендой о Робине Гуде до её полнейшего разрушения Кевином Костнером, к примеру, едва можно понять без защиты привычного права свободного леса от королевской «приватизации» на заднем плане — которое, в конце концов, было даже зафиксировано в Магна Карта. И из двенадцати статей восставших в немецких крестьянских войнах целых четыре имели своей темой требование сохранения, либо расширения альменд.

Капитализм является также продуктом окончательного исхода борьбы за альменду. За английской поговоркой, что «овцы едят людей», стоит опыт отграничения почти всех пастбищ и последовавшей из этого долгосрочной пролетаризации населения. Даже если великие восстания по образу крестьянской войны не происходили, то частное присвоение общественных и необработанных богатств в ранней фазе капитализма находило, судя по всему, лишь ограниченное одобрение. Лишь в 1850-м году прусская криминальная статистика насчитала 265000 случаев воровства древесины. Но с этой проблемой буржуазные государства справились при помощи репрессии, но прежде всего, при помощи собственнической морали.

Последняя фаза приватизации альменд с середины 70-х годов, охотно называемая ещё и эпохой неолиберализма, была подготовлена программным сочинением биолога Гаррета Хэрдина под названием «The Tragedy of Commons». Общинная собственность была для него с самого начала обречена на крушение благодаря «эгоизму всех участников». Его аргументация, дополненная открытием или изобретением эволюционным биологом Ричардом Докинсом «эгоистического гена», поставляла боеприпасы для сотен исследований и сочинений неоклассической экономики и, прежде всего, для экономико-либеральных «Chicago boys».
Приватизация не только земли, но и знания, посевных и других commons принимала всё более тотальные и абсурдные формы, как недавно было показано в случае с биотехнологическим предприятием Monsanto.

Но в середине октября Нобелевский комитет объявил, что премия по экономике в этом году достанется US-американской политологине Элинор Остром. (Она разделила награду с Оливером И. Вильямсом, которого награждают за исследования о возникновении предприятий и их действий на рынках). В своём главном сочинении, изданном на немецком под названием «Конституция альменды», она смогла при помощи полевых исследований о рыболовных угодьях в Турции, горных пастбищах в Валлисе, пастбищах в Монголии и источниках воды в Непале показать, «что общественно-хозяйственное использование природных ресурсов может отчасти быть более стабильным и экологичным, чем это получается при частной или общественной собственности». Нобелевская премия по экономике представляет как и нобелевская премия мира являет собой что-то вроде политической манифестации духа времени — стоит только подумать о премировании в прошлом году нео-кейнсианца Пола Крагмэна, который на протяжение десятилетий едва участвовал в исследованиях. Поэтому почести Остром можно понимать как символический поворот, как минимум, в части глобальной элиты касательно управления конечными ресурсами.

Так что и не удивительно, что поздравляющие вдруг выстроились в очередь. Прежде всего, среди критиков «неолиберализма», конечно, установилось чувство удовлетворения. «Элинор Остром предоставила своим экономическим трудом доказательство», официально заявил Attac, «что общественное владение может обрабатываться очень хорошо и стабильно. Предпосылкой является всеобщий демократический контроль над общественным богатством. Провозглашённая «Трагедия альменды» была опровергнута ею как неолиберальная легенда». При этом, кажется, и не мешает, что Остром сама куда более осторожно формулировала свои результаты. В одной статье для изданной близким (немецким) Зелёным фондом имени Генриха Бёлля книги «Кому принадлежит мир? К открытию общественного богатства» она пишет: «Тем не менее, исследование не нашло никакого лекарства для сложных сопутствующих проблем. Промахи есть во всех правовых режимах: при общинной собственности как и при частной собственности, или общественной собственности».

Товарищеское хозяйствование — ни о чём другом тут речь не идёт - в отличие от анархистских идей, к примеру, Петра Кропоткина, является для Остром всего лишь дополнением к другим формам собственности и мыслится в конкуренции к ним.

О «всеобщем политическом контроле над общественным богатством» у неё вообще речи не ведётся. Современное различение между общинной собственностью и собственностью общественной, обретающее смысл лишь с разделением экономической и политической власти посредством буржуазного государства, даже является основным условием её исследования. Т.к. в то время как традиционная альменда не содержит исключения — кому ещё хотелось пользоваться горной лужайкой кроме местных крестьян? - общинная собственность эксклюзивна. Собственность всё же.

Так, Остром рисует в уже упомянутой статье сама экологическую дилемму. «Чрезмерное использование ценного (конечного) ресурса всё же несомненно запрограммировано, если ресурс всегда для всех доступен, а использование никак не регулируется». Вылавливание рыбы в мировом океане как в интернационально используемом богатстве довело бы всякое другое мнение с самого начала ad absurdum. Так, доказательство «экологичности» товариществ удаётся лишь в случаях регионально ограниченных проблемных областей и общин вроде водоснабжения в Непале или пастбищных угодий в Монголии, которые, к тому же, должны обрабатываться с низкой интенсивностью капитала. Более важные части мировой экономики Элинор Остром хочет видеть скорее регулируемыми, чем обрабатываемыми общинами.

Не нужно упрекать её в этом. Она никогда не утверждала, что нашла ключ к разрешению экологической катастрофы или, вообще, новый способ производства. И хотя бы в одном пункте она делает более чётким опыт, проделанный ещё прусским аграрным исследователем Францем Кристофом в начале прошедшего столетия: «Чрезвычайная нужда в странах с общинной собственностью менее распространена». Так, заслуга Остром, прежде всего, заключается в оспаривании самых глупых и, не в последнюю очередь, в их применении самых жестоких тезисов антропологии в капиталистическом масштабе. То, что по её совету начинают образовываться товарищества, которые не только сокращают риск нищеты своих членов, но и содержат иные формы взаимодействия, было бы не самым худшим результатом их вновь возникшей популярности.

Jungle World, № 44, от 29-го октября 2009.
http://jungle-world.com/artikel/2009/44/39676.html

Перевод с немецкого: Ndejra

[/SPOILER]