ДВС
02-05-2010 11:04:45
Мир сознания является по необходимости миром, полным ограничений и стен, блокирующих путь. Он неизбежно односторонен, т.к. такова сущность сознания. Любое сознание может содержать в себе одновременно лишь несколько концепций. Все остальное должно лежать в тени, вдали от света. Увеличение объема одновременного содержания сознания приводит к его немедленному затуманиванию и спутанности вплоть до полной деформации. Сознание не просто требует ограничений, но по самой своей сути есть строгое ограничение. Нашей общей ориентации мы обязаны просто и, главным образом, тому факту, что с помощью внимания мы способны вызывать сравнительно быструю последовательность образов. Внимательность, однако, - это усилие, на которое мы не всегда способны. Поэтому мы имеем дело, так сказать, с минимумом одновременных восприятий и последовательностей образов. Следовательно, широкое поле возможных восприятий постоянно лимитируется, и сознание привязано всегда к очень узкому кругу. Мы не можем себе представить, что бы произошло, если бы индивидуальное сознание оказалось способным охватить одним взглядом одновременную картину всего, что оно может вообразить. Если бы человек смог преуспеть в построении картины мира из нескольких ясных, которые он был бы способен воспринять одновременно, какой божественный спектакль предстал бы перед его глазами! Этот вопрос касается лишь потенциально возможных для нас восприятий. Но если мы добавим к этому бессознательное содержание - т.е. содержание, которое еще или уже не способно сознаваться, - и затем попытаемся вообразить себе полный спектакль, то это не по плечу даже самой дерзкой фантазии.
Бессознательное - это совокупность скрытых психических факторов, и само по себе оно не способно к проявлению. Это "тотальная" выставка потенциальной природы. Оно констатирует общую диспозицию, из которой сознание время от времени черпает фрагменты. Если сознание по мере возможности (чего добивается, к примеру, дзен) очищено от какого бы то ни было содержания, оно переходит в состояние бессознательности (по крайней мере, переходное состояние). Этот сдвиг в дзене происходит благодаря тому, что энергия сознания не направлена более на содержание, а перенесена на концепцию пустоты или коан; т.к. последние должны быть стабильны, прекращается так же течение образов и освобождается энергия, поддерживающая кинетику сознания. Эта энергия переходит в бессознательное и усиливает его его естественный потенциал до некоторого максимума. Это увеличивает готовность бессознательного содержания прорваться в сознание. Очищение и закрытие сознания - далеко не простое дело. Требуется специальное обучение и неопределенно долгий период времени для того, чтобы достичь максимального напряжения, приводящего к конечному прорыву бессознательного содержания в сознание.
Вот в кратце суть работы доктора Юнга "Секрет Золотого Цветка", написанной им как объяснение сути дзен и буддийского просветления для европейского ума, пионерская попытка великого психолога проложить мост между между специфической китайской мыслью и западной психологией.
Бессознательное - это совокупность скрытых психических факторов, и само по себе оно не способно к проявлению. Это "тотальная" выставка потенциальной природы. Оно констатирует общую диспозицию, из которой сознание время от времени черпает фрагменты. Если сознание по мере возможности (чего добивается, к примеру, дзен) очищено от какого бы то ни было содержания, оно переходит в состояние бессознательности (по крайней мере, переходное состояние). Этот сдвиг в дзене происходит благодаря тому, что энергия сознания не направлена более на содержание, а перенесена на концепцию пустоты или коан; т.к. последние должны быть стабильны, прекращается так же течение образов и освобождается энергия, поддерживающая кинетику сознания. Эта энергия переходит в бессознательное и усиливает его его естественный потенциал до некоторого максимума. Это увеличивает готовность бессознательного содержания прорваться в сознание. Очищение и закрытие сознания - далеко не простое дело. Требуется специальное обучение и неопределенно долгий период времени для того, чтобы достичь максимального напряжения, приводящего к конечному прорыву бессознательного содержания в сознание.
Вот в кратце суть работы доктора Юнга "Секрет Золотого Цветка", написанной им как объяснение сути дзен и буддийского просветления для европейского ума, пионерская попытка великого психолога проложить мост между между специфической китайской мыслью и западной психологией.