Ленинизм - это не прошлое, а будущее !

Trinity

24-01-2011 15:55:10

Валлерстайн Иммануил, Социолог, Йельский университет (США)

Марксизм-ленинизм умер, и ничто его не воскресит. Однако при этом не умерли ни марксизм, ни ленинизм. Более того, и сам Ленин находится на пути к исторической реабилитации, по крайней мере в России. Но, увы, сегодня повсеместно чувствуется неспособность уловить аналитические различия между этими концепциями, что мешает ясности политических рассуждений как в России, так и в остальном мире.

Скрытый текст: :
Марксизм-ленинизм изобрела в 1923 году советская партийная верхушка. Эта догма была навязана коммунистическим партиям остального мира наподобие смирительной рубашки. Шаг вправо или влево — и из Москвы их клеймили как ревизионистов и отступников.

То, что стало называться марксизмом-ленинизмом, стало бесконечно повторяемым и зазубриваемым катехизисом, хотя частности и целые разделы при этом могли меняться в соответствии с изменениями геополитической тактики советского руководства. Это учение казалось монолитным, хотя на самом деле постоянно лепилось и перелепливалось — однако право перелепливать принадлежало исключительно московскому Центру.

Марксизм-ленинизм никогда не имел постоянной и логически связной формулировки. Придерживаться устаревшей и отмененной версии марксизма-ленинизма считалось ересью не меньшей, чем серьезное логическое обсуждение новейшей официальной версии.

Марксизм-ленинизм оставался действенным учением, покуда был жив Сталин. Вождь проводил идеологическую линию с помощью периодических партчисток и репрессий внутри СССР и жесткой опеки над единомышленниками и союзниками за его пределами. После смерти Сталина немедленно встал главный политический вопрос: кто сможет взять на себя управление сталинской системой надзора и контроля? Как оказалось, не смог никто.

Хрущевское выступление на закрытой сессии ХХ партсъезда в 1956 году представляло собой восстание советской номенклатуры против сталинской системы террористического надзора. Однако Хрущеву, вопреки его очевидным намерениям, так и не удалось сформулировать какую-то другую действенную версию марксизма-ленинизма, которая обеспечивала бы стабильное поддержание режима. Вместо этого Хрущев своим выступлением просто обрушил легитимность учения. После таких разоблачений оно уже не подлежало восстановлению, и теперь это в открытую признавали многие люди как внутри, так и за пределами коммунистического движения. К тому времени, когда власть в СССР принял Горбачев, уже практически никто и нигде в мире не придерживался марксизма-ленинизма в сколько-нибудь глубоком доктринальном смысле.

Но отмирание марксизма-ленинизма, произошедшее где-то между Хрущевым и Горбачевым, вовсе не привело к исчезновению ни марксизма, ни ленинизма по отдельности. Скорее напротив, обе идейно-политические конструкции получили новый импульс.

Сбросив оковы
Отмирание марксизма-ленинизма высвободило из догматических рамок марксизм как аналитический подход и источник вдохновения для различных левых политических течений по всему миру. Прежде всего, вновь обрели смысл дебаты об идеях самого Маркса. Написанное Марксом стали внимательно перечитывать — а не зубрить по конспектам и цитатникам, одобренным марксистско-ленинской цензурой. Притом Маркса заново открывали для себя не только левые политические мыслители и активисты.

Мировые экономические потрясения недавних десятилетий, особенно последних нескольких лет, побудили некоторых консервативных публицистов перечитать Маркса и обнаружить там кое-что неожиданно полезное и даже несомненно убедительное. В 1999 году «Би-би-си» по результатам интернет-опроса своей британской аудитории поместила Карла Маркса в верхних строках списка самых влиятельных мыслителей минувшего тысячелетия.

Но куда любопытнее и показательнее возрождения интереса к идеям Маркса стало сохранение ленинизма как политической доктрины. Как такое вообще оказалось возможным, если марксизм-ленинизм явно был мертв? Чтобы разгадать эту головоломку, надо четко определить, что представляет собой ленинизм.



Нельзя с уверенностью сказать, во что бы превратился советский правящий режим, если бы Ленин прожил лет на десять дольше


Карл Маркс, как многим известно, под конец своей жизни громко заявлял, что он вовсе не марксист. Точно так же и Владимир Ильич Ленин имел немало оснований к концу жизни сказать, что он никогда не был верным ленинцем. Ленинизм на деле не является простой суммой ленинских идей, изложенных в многочисленных работах. И это касается не только его, основателя коммунистической партии и государства, вошедшего в историю под названием СССР.

Ленинизм — это стратегия захвата, укрепления и удержания власти в отдельно взятой стране. В таком толковании ленинизм на деле обнаруживается во многих странах под самыми разными названиями, а иногда и без всякого названия.

Шесть черт ленинизма


Ленинизм представляется мне сложносоставной стратегией, характеризующейся как минимум шестью непременными чертами.

Первая. Практическая деятельность партии/движения, убежденных в необходимости прихода к государственной власти, и затем, оказавшись во власти, убежденных в необходимости там оставаться. Без государственной власти, полагает такая партия/движение, ей ничего не удастся добиться. Ленинизм, таким образом, отвергает любые и всяческие варианты анархизма (который тоже, надо сказать, повсеместно возродился после смерти марксизма-ленинизма).

Вторая. Как только партия/движение приходят к власти, их первейшей задачей становится резкое усиление государственного аппарата. Для этого госаппарат изолируется с двух сторон. Отсекаются от воздействия на власть группы с противоположными интересами, инакомыслящие и сторонники каких бы то ни было центробежных тенденций на местах, и не менее решительно пресекается доступ внешним силам, желающим и способным воздействовать на политический курс страны. Это можно назвать усилением суверенитета не в теории, а на практике.

Третья. Партия/движение имеют строго иерархическое строение с четкой командной структурой и безусловным подчинением. Тем самым пресекаются или выводятся в неофициальную сферу горизонтальные связи местного и среднего уровней, даже между местными органами самой партии. Это важнейшая черта ленинизма, из-за которой многие аналитики осуждают его за подавление демократии или, по меньшей мере, за отсутствие стандартных политических механизмов, ведущих к периодическому чередованию правящих партий в многопартийной избирательной системе.

Четвертая. Главной политической целью является не удержание власти ради самой власти, как обычно утверждают противники и критики. Главная политическая цель — догоняющий рост экономики по мировой шкале измерений. Все прочие цели и проблемы подчиняются первенству экономического догоняющего роста. То есть, конечно, у государства и партии есть и другие заботы вроде развития национальных культур или охраны природы, но они всегда оказываются не главными приоритетами.

Пятая. Идеологически партия/движение считают себя бастионом борьбы против империализма. Это язык, на котором власть говорит с народом, говорит в оборонительно-наступательном ключе. Во взаимоотношениях с остальным миром язык борьбы против империализма используется, только когда в этом видится политическая польза и это не мешает дипломатии. Тем не менее риторика антиимпериализма заложена в саму основу идейно-политической конструкции ленинизма, следовательно, подобная конструкция не годится для стран, находящихся на вершинах мировой геополитической и властной иерархии. Ленинизм есть мобилизующий ответ на ситуацию отсталости и стыда за свою отстающую страну.

Шестая. Практика партии/движения во власти неизменно и последовательно прагматична, а не догматична. Партия/движение быстро реагируют на меняющуюся ситуацию и соответственно изменяют свой курс, если это будет сочтено необходимым для удержания власти. Сам вопрос, признавать или не признавать публично свой прагматизм, решается чисто прагматически в зависимости от текущего момента.

Я бы называл такую партию/движение ленинистскими, только если они обладают всеми шестью признаками. Именно сочетание всех названных характеристик делает ленинизм столь эффективным способом поддержания политического режима.

Бывает, конечно, что после военного переворота новый режим выдает себя за партию/движение каких-нибудь молодых офицеров. Более того, как правило, такой режим начинает создавать — сверху и под себя — партию/движение. Но подобная форма редко способна достигнуть легитимности и авторитета настоящей ленинской партии, пробившийся к власти трудной и долгой борьбой. Хотя, конечно, внутри самих таких партий/движений военные нередко достигают автономного высокого статуса и начинают играть заметную роль в экономической политике.

Ленин жив
Глядя на сегодняшний мир, по-прежнему находишь немало государств, где властвующие группы играют по этим правилам и демонстрируют наличие всех шести характеристик ленинизма. Большинство из них не называют себя ленинистами. Конечно, и нас ничто не заставляет называть данную формулу государственной власти ленинистской.

Что касается самого Советского Союза, нельзя с уверенностью сказать, во что бы превратился его правящий режим, если бы Ленин прожил лет на десять дольше. Здесь следует лишь подчеркнуть, что ленинизм, каким я его здесь описываю, очевидно, не имел прямого и необходимого отношения ни к марксизму, ни к идеям самого Маркса.

Когда исчез Советский Союз, а с ним и КПСС, новый режим Российской Федерации столкнулся с проблемой Ленина как человека, политического символа и олицетворения исторической памяти. Похоже, легкого решения найти так и не удалось.



К 2050 году Ленин для России неизбежно окажется центральной фигурой ХХ столетия

С одной стороны, марксизм-ленинизм в основном своем качестве идеологического катехизиса не просто испустил дух, а настолько осточертел громадному большинству населения России, что народ был откровенно рад от него избавиться. Использование обеих частей термина — и марксизма, и ленинизма — сделалось почти неприличным, несмотря на сохранение партии, утверждающей, что она все еще коммунистическая. Но, с другой стороны, новый российский режим так и не смог решиться на полное уничтожение любых напоминаний о Ленине. Большинство портретов и памятников убрали, однако многие остались. Мавзолей Ленина все так же стоит на Красной площади. Его постоянно закрывают на какой-нибудь ремонт, но, похоже, мавзолей еще откроется. Подозреваю даже, что мы еще увидим и очередь к мавзолею.

Во время недавней поездки в Москву я был поражен: там и сегодня продается множество ленинских сувениров, от бюстиков и наклеек до футболок с двусмысленными озорными надписями. Мне трудно судить, рассчитано ли все это исключительно на западных туристов: у меня создалось впечатление, что и русская молодежь не прочь пощеголять в чем-то ленинском. Мне еще труднее судить со стороны, каковы в этом доли ностальгии и китча. Одно я знаю точно: существует общий принцип сохранения крупнейших исторических фигур в национальной памяти, какой бы противоречивой ни была та или иная историческая фигура.

Главное тут не оценочные плюс или минус, которые регулярно меняются местами, а именно общий отпечаток в истории. Это едва ли не закон современной миросистемы — знаковые события и фигуры неустранимы из национальной памяти.

Французам потребовалось два столетия, чтобы наконец более или менее договориться о положительном отношении к своей революции 1789 года как части национального наследия. Одним из основных способов достижения консенсуса во французском обществе стало допущение разных, порой противоречащих одна другой интерпретаций того, что происходило во время Французской революции и кем считать Наполеона. В результате различные группы французского общества празднуют, в сущности, разные революции, в зависимости от своих политических предпочтений. Но сегодня только крохотное маргинальное меньшинство осуждает революцию в целом и как таковую, а память о Наполеоне стала общенациональной.

В наши дни Ленин в России является, по меньшей мере, крайне неоднозначной политической фигурой. Убеждения настолько сильны, а мнения так глубоко разделены, что ни о каком национальном единении вокруг Ленина пока говорить не приходится. Однако остается непреложным тот факт, что национальному самосознанию требуются сильные объединяющие личности, историческая память всегда ищет героев. И тут, осмелюсь предположить, у Ленина на родине найдется мало реальных соперников. Так что сегодняшнее общественное мнение едва ли что-то говорит о завтрашней оценке.

Ленин будет жить
Попробуем просчитать, как российские учебники будут представлять Ленина детям лет, скажем, через сорок. Мне думается, что Ленин для России неизбежно окажется центральной фигурой ХХ столетия. Тому я вижу как минимум четыре причины.

Во-первых, национализм. Ленин будет представляться великим национальным деятелем и патриотом, который спас Россию от полного распада, вызванного хронической некомпетентностью старого режима по всем направлениям — военной, социальной, политической некомпетентностью. О Ленине будут говорить, что он удержал единство страны перед лицом иностранных интервентов и местных сепаратистов, что именно он сделал возможным восстановление вооруженной мощи государства.

То, что сам Ленин будет переворачиваться в своем саркофаге от чудовищности подобных националистических восхвалений, не имеет ровным счетом никакого значения. В 2050 году никому дела уже не будет до того, что на самом деле думал Ленин о себе и своей исторической роли. За него к тому времени решат, какова была его историческая роль.

Во-вторых, думаю, что Ленина будут почитать как великого продолжателя реформ графа С. Ю. Витте, которые тому не удалось завершить из-за политических препятствий. Напомню самый ленинский из лозунгов: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны!» К 2050 году внимание будет на той части лозунга, где говорится об электрификации, то есть великой модернизации.

Реформы Витте и Ленина, напишут будущие историки, положили начало российской индустриализации и тем самым послужили отправной точкой как серьезного подъема обороноспособности и науки, так и роста ВВП на душу населения.

Такая оценка задним числом будет вполне в духе Алексиса де Токвиля. Напомню, что проницательный аристократ Токвиль еще в 1850-х годах считал Французскую революцию необходимым и вынужденно драматическим продолжением реформ Кольбера, знаменитого финансового министра короля Людовика XIV. Модернизация, развернутая Кольбером в 1660–1680 годах, вызвала такое сопротивление элит старого режима, что для завершения дела потребовались еще целое столетие и мощная революция, которая смела старорежимные коррупционные порядки. С Россией здесь, конечно, просматриваются прямые аналогии.

В-третьих, мне кажется, Ленина будут считать не только модернизатором и западником (из-за его мечтаний об электрификации и призывов «догнать и перегнать»), но и предтечей пробуждения Азии и всего третьего мира. Бакинскую конференцию Коминтерна 1920 года можно считать моментом ленинского прагматического поворота лицом к народам Востока, или, как сказали бы сегодня, глобального Юга.

Вполне допускаю, что в 2050 году народы Востока/Юга, окрыленные своими экономическими успехами, будут не слишком склонны приписывать русскому Ленину особенно большое значение в создании условий для своего исторического рывка. Тем более что России в 2050 году, вероятно, будет уместно настаивать на первенстве Ленина и напоминать Индии и Китаю о былых достижениях в борьбе с колонизаторами и истоках политического вдохновения их собственных национальных героев.

В-четвертых, более тонкие наблюдатели, возможно, также заметят, что Ленин оказался первым деятелем в истории России, который на практике разрешил затяжной спор между западниками и почвенниками (антизападниками), став одновременно и тем и другим.

Вечные споры в области культуры именно тем, как правило, и разрешаются. Возможно, будет отмечено и то, что Ленин перенес на мировой уровень свое решение коллизии западничества и антизападничества, незаметно, но эффективно сместив акцент с поддержки безнадежных пролетарских революций в странах Запада на поддержку национальных революций в незападных странах. Только тогда и начинается реальная борьба за национальное возрождение Турции, Китая, Персии, за прогресс в Латинской Америке, за деколонизацию Индии, Вьетнама и Африки.

В школьных учебниках, быть может, всего этого и не напишут, но университетские историки наверняка будут писать книги примерно такого содержания. И когда ученые начнут переоценку национальной и всемирно-исторической роли Ленина, что-то обязательно просочится в массовое сознание. Народ испытает чувство гордости, и это будет иметь политические последствия, потому что, мне кажется, русским и многим из их соседей сейчас очень не хватает этого чувства, а ведь Ленин дает вполне реальный повод.

И наконец, в-пятых, в Ленине увидят решительного и дальновидного политического лидера. Он сел в поезд, взвесив как издержки подобного решения, так и открывающиеся долгосрочные возможности. Он поднялся на броневик и произнес неожиданно решительную речь.

Он убедил руководство большевиков в том, что пора поднимать власть, которая «упала и валяется на улицах». Даже нэп свидетельствует о его решительности и дальновидности. Ленин знал, когда надо резко переключить передачи и выводить страну на другой курс. Национальные герои — непременно решительные люди. Ленин порою ошибался, чаще оказывался прав, но нерешительным он не был никогда.

Вот вам мой прогноз. Где-то к 2050 году Ленин вполне может стать основным национальным героем России. Это, заметим, абсолютно ничего не говорит нам о будущем как социальной теории марксизма, так и политической практики ленинизма в 2050 году, будь то в России или где угодно в мире. Ясно, повторяю, одно: марксизм-ленинизм исчезнет уже не только с политической арены, но и из памяти людей. Это, собственно, и сделает возможной и вероятной историческую реабилитацию Ленина

Изображение

Шаркан

24-01-2011 16:32:25

пиздец какая хуйня

NORDGER

24-01-2011 17:36:23

Нормально написал. Видно, что кое какой информацией автор владеет. Правда, единственное что тут интересное -
Нельзя с уверенностью сказать, во что бы превратился советский правящий режим, если бы Ленин прожил лет на десять дольше

и
Карл Маркс, как многим известно, под конец своей жизни громко заявлял, что он вовсе не марксист. Точно так же и Владимир Ильич Ленин имел немало оснований к концу жизни сказать, что он никогда не был верным ленинцем. Ленинизм на деле не является простой суммой ленинских идей, изложенных в многочисленных работах. И это касается не только его, основателя коммунистической партии и государства, вошедшего в историю под названием СССР.

Шаркан

24-01-2011 18:14:22

автор владеет агромадным желанием реабилитировать создателей самых мизантропских идеологий в истории человечества...

NORDGER

24-01-2011 19:17:25

Шаркан писал(а):автор владеет агромадным желанием реабилитировать создателей самых мизантропских идеологий в истории человечества...

А Что в этом плохого? сталинисты действительно их идей извратили, создав ДИКТАТУРУ "аля от от пролетариата" в лице монарха.. генсека.

Шаркан

24-01-2011 19:32:08

NORDGER писал(а):сталинисты действительно их идей извратили
ознакомление с творчеством Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого показывает обратное.
Сталин даже не дошел до конца в осуществлении модели, описанной Марксом и Энгельсом.
А фактическое удушение Русской революции произошло в 1921 году - Ленин и Троцкий как раз на вершине своей славы.
На Сталина все спихнуть задним числом - весьма удобно.

матчасть, матчасть...

Wedma_IRIN

24-01-2011 19:33:22

Не знаю насколько Ленин будущее, но то, что и в настоящем он играет роль какую-то несомненно стало после последних новостей. ЕР отказались хоронить Ленина. Большими буквами во всех газетах....

Вначале ЕР устроило акцию - нужно ли хоронить, после вынесло решение - не нужно... тем самым набрав себе очередных голосов отобрав хоть кого-то из стариков верящих в правду Ленина себе. А найдутся те, кто станет говорить: "ай да ЕР, вот молодцы то... решили то как правильно... "

Дмитрий Донецкий

25-01-2011 09:42:33

Ленинизм "изобрёл" Троцкий. Его обвиняли в небольшевизме и мудрый Лев Давидович вместо того чтобы оправдываться (проигрышное дело в политике) придумал термин, по которому "ценность" партийца определялась не его стажем в партии большевиков, а верностью ленинизму. В такой шкале ценностей сам Троцкий автоматически становился номером один в партии, а "старые большевики" объявлялись оппортунистами, так и не доросшими до гениальных идей гениального вождя. Сталин быстро подхватил нововведение и переключил на себя. Поскольку что такое "ленинизм" тогда как и сейчас никто объяснить не мог. Критериев не существует. А значит кто победил соперников тот и верный ленинец.

Чекист

25-01-2011 10:45:58

Ленинизм- это будущее. Анархизм- прошлое и будущее для мещанских леворадикалов.

CNT

25-01-2011 17:24:00

Ленинизм- это будущее. Анархизм- прошлое и будущее для мещанских леворадикалов.

Анархизм есть истинный интернационал и я верю в него, мне не нужна другая идеология.

Trinity

25-01-2011 17:26:57

Chekist писал(а): Анархизм- прошлое и будущее для мещанских леворадикалов.


Пока получается так. 000

Wedma_IRIN

26-01-2011 10:11:50

Анархизм - философия жизни, анархия вполне возможна.

Нет конечной точки, а есть лишь намеченные идеалы, поэтому анархия обязательно должна стать и быть динамичной, совершенствоваться и всегда развиваться.

Необходимо понять, на чем выстраиваются совместные действия всех течений у анархизма, обрести некие так сказать базовые принципы, конечно исключая унифицированную одну единственную верную теорию, - для того, чтобы, наконец была возможность создать настоящее революционное движение, уничтожить тенденции к маргинализации.

Батарееед

26-01-2011 12:37:04

Фу, убирайтесь обратно по мавзолеям, марксисты-ленинцы. :ry_car:
Текст забавен.

Trinity

31-01-2011 19:30:34

CNT писал(а):
мне не нужна другая идеология.


Нужна не "другая идеология", а свобода от идеологии.

Видист

13-02-2011 05:10:42

Кто как хочет, может относится к гражданину В.И. Ульянову (Ленину), но то, что это философ, теоретик и практик социальной революции, а так же крупный политик и исторический деятель, ОЧЕВИДНО!
Один только тезис:"...прежде чем объединиться (для общей цели), надо идейно размежеваться (в путях достижения этой цели)", актуально для анархического сообщества, и по сей день!

Собственно, как припысываемая с-д Бернштейну и к-б Бронштейну (Троцкому), в разных редакциях мысль:"... цель ничто (условно!), движение всё (очевидно)"!

Собственно, если я не ошибаюсь, для этого создан анархический форум?

Шаркан

13-02-2011 13:03:02

Видист писал(а):теоретик и практик социальной революции
если под социальной революцией понимать всего-навсего смену власти (Временного правительства на Совнарком) и перераспределение собственности (частной буржуазной на партийно-государственную), то да, архитеоретик и архипрактик...
Это если не обращать внимания да документы того времени, из которых следует, что Ленин вернулся в Россию когда революция уже была совершившимся фактом (и прибыл для захвата власти в сей нестабильный период), а непосредственно переворот осуществлялся Троцким...

матчасть, матчасть...

Видист

13-02-2011 15:22:23

Шаркан

У тебя "каша" в голове, от избытка информации и значений слов.
Революция, это одно понятие. Переворот, это другое. И если смена правительства с буржуазного на революционное, в котором были большевики, меньшевики, эсеры и анархисты, для тебя не социальные изменения, то сам учи мат часть или засунь, то что считаете матчастью, себе в .Ж..!

что Ленин вернулся в Россию когда революция уже была совершившимся фактом (и прибыл для захвата власти в сей нестабильный период),

Шлемазл, ты про какую революцию, говоришь? Изучи историю! Переворот произошёл, после разгона Учредительного собрания, большевиками. В октябре, в Петрограде, было вооружённое восстание, с арестом Временного бурдуазного правительства и установления власти Советов. Троцкий не руководил революцией или переворотом, Он организовал и осуществил восстание в Петрограде!
(учи, разницу: революция, восстание, переворот)

Шаркан

13-02-2011 15:43:30

Видист
разучи значение термина "социальная революция". Для начала.
Затем посмотри хронологию: Февральская революция - падение царизма; Временное правительство (их было три), июльский кризис, состояние двоевластия (Вр.правительство и Советы), затем переворот в октябре (захват большевиками власти).
Так когда Ленин вернулся в Россию?
И под чьим руководством осуществился практически бескровный захват власти?

Временное правительство тоже называло себя революционным, кстати.
Но красный Совнарком уже в 1918 показал себя как контрареволюционный. А к 1921-ому уже была завершена реставрация капитализма, но в формате госкапитализма, причем государство оказалось в собственности партии большевиков, которая создала уже довольно мощный бюрократический аппарат.

стыдно такие вещи не знать.

band

13-02-2011 16:28:17

видист-большевист палится :-)

Дубовик

13-02-2011 18:05:34

Видист писал(а): смена правительства с буржуазного на революционное, в котором были большевики, меньшевики, эсеры и анархисты,

Вот здесь попдробнее: о чем идет речь?
В истории России было правительство с участием большевиков.
Было правительство с участием меньшевиков и эсеров.
Не было правительства, в котором эти три партии присутствовали бы одновременно.
И не было ни одного правительства в России с участием анархистов.

Видист писал(а): Переворот произошёл, после разгона Учредительного собрания, большевиками.

И здесь, пожалуйста: что это за переворот после разгона Учредительного собрания? Историкам ни о каком перевороте в России после января 1918 не известно... Разве что переворот Колчака в Сибири. Вы об этом, что ли?

Видист писал(а): В октябре, в Петрограде, было вооружённое восстание, с арестом Временного бурдуазного правительства и установления власти Советов.

Не Советов, а одного Совета. Совета народных комиссаров

Видист

14-02-2011 01:08:30

Дубовик
Не было правительства, в котором эти три партии присутствовали бы одновременно.
И не было ни одного правительства в России с участием анархистов.

После Февральской буржуазной революции и октябрьского вооружённого восстания, власть перешла в руки Советов: рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов. Большинстов Советов руководилось, не большевиками, а меньшевиками, эсерами, бундовцами, и в том числе анархистами.
Учредительное собрание Советов, для создания исполнительной власти, в которое входили бы все революционные партии, было разогнано большевиками, что является переворотом. После этого было создано большевистское правительство (Совнарком), в которое вошли большевики, меньшевики и левые эсеры.
Здесь надо разобраться, что МЫ понимаем под "правительством" - учредительный и законодательный орган (Советы), или исполнительный (Совнарком). Лично я считаю, для госсистемы - это законодательный, а исполнительный, вторичен.
И здесь, пожалуйста: что это за переворот после разгона Учредительного собрания?
Историкам ни о каком перевороте в России после января 1918 не известно... Разве что переворот
Колчака в Сибири. Вы об этом, что ли?

Давайте так, лично моё мнение:
Революция - это процесс во времени и пространстве.
Восстание - это возможное, но не обязательная часть революционного процесса.
Переворот - это насильственная смена руководства, в условиях революционного процесса.
То, о чём Вы пишите, это "контр-революционный переворот".
Не Советов, а одного Совета. Совета народных комиссаров

Нет же! Было множество Советов: рабочих, солдатских, матроских и крестьянских депутатов, разных районов и губерний, разных профессий и воинских подразделений, и даже национальностей (Бунд).
Всех их должно было объединить Учредительное собрание, с целью создания коалиционной исполнительной власти. Большевики произвели разгром Учредительного собрания, и установили диктатуру исполнительной власти, в виде Совета Народных Комиссаров. Но и тогда, нельзя говорить, что это была исключительно власть большевиков, так как в органы исполнительной власти, входили меньшевики и левые эсеры. Всё произошло позже, с провозглашением диктатуры пролетариата!

Видист

14-02-2011 01:11:26

band

Глупо, противников и врагов, надо знать! Рекомендую!

Дубовик

14-02-2011 07:26:58

Видист писал(а): После Февральской буржуазной революции и октябрьского вооружённого восстания, власть перешла в руки Советов: рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов. Большинстов Советов руководилось, не большевиками, а меньшевиками, эсерами, бундовцами, и в том числе анархистами.

В разное время - по-разному. После сентября 1917 большинство Советов попало под контроль большевиков. Весной 1918 наметилась тенденция к переходу большинства Советов под контроль других партий (прежде всего левых с.-р.), - поэтому их начали потихоньку разгонять, а затем догадались решить проблему радикально: запретом (как формальным, для РСДРП и ПСР, так и фактическим, для ПЛСР) не-большевистских партий.
Собственно, даже не это важно, а то, что Советы на местах реальной властью не обладали.

Видист писал(а): Учредительное собрание Советов, для создания исполнительной власти, в которое входили бы все революционные партии, было разогнано большевиками, что является переворотом. После этого было создано большевистское правительство (Совнарком), в которое вошли большевики, меньшевики и левые эсеры.

Вот такие заявления у меня и вызывают ... эээ... реакцию. Ну, постараюсь высказаться спокойно.
1. Никакого "Учредительного собрания Советов" никогда не было, даже в виде лозунгов. Было Учредительное собрание (УС), избиравшееся населением на основе равного, прямого, тайного выбора. Советы, кстати, избирались не на основе равного участия, а съезды Советов - и не на основе прямого участия. УС - обычный парламент. Советы (по крайней мере до весны 1918) - классовые органы. В УС входили не только революционные партии, но и контрреволюционные (кадеты и некоторые другие).
2. Большевистское правительство Совнарком было создано не после разгона УС (5 января 1918), а в момент октябрьского переворота (25 октября 1917). До 5 января оно называло себя "Временным рабоче-крестьянским правительством", после - слово "временное" исчезло. Вот и все.
3. В Совнарком НИКОГДА не входили меньшевики, что общеизвестно.
4. Левые с.-р. вошли в Совнарком не после 5 января, а в середине ноября 1917, что также общеизвестно.
В двух предложениях вы допустили ЧЕТЫРЕ принципиальных ляпа, что показывает вашу ТОТАЛЬНУЮ неосведомленность в вопросах событий 1917-1918 гг. Не зная фактов, - как вы можете делать обобщения и выводы???

Видист писал(а): Нет же! Было множество Советов: рабочих, солдатских, матроских и крестьянских депутатов, разных районов и губерний, разных профессий и воинских подразделений, и даже национальностей (Бунд).

И что? В Украине и сейчас есть "множество Советов". И в каждой европейской стране есть выборные естного самоуправления" в виде мэрий, дум, префектур и проч. Центральная власть (правительство) делегирует им определенные полномочия. Но рамки этих полномочий определяет она. Поэтому никто не говорит о "власти Советов" или "власти префектур" в современном обществе. Так и в России после рубежа 1917-1918: местные Совветы не были полномочны даже в делах собственных местностей. С 6 декабря 1917 Советы даже не были полномочны сами определять, сколько им нужно технического штата для обеспечения своей работы: эти штаты были утверждены циркуляром НКВД. Где-то в Петрограде сидела группка чиновников, которая определяла, скока стенографисток и скока уборщиц положено иметь Совету в Хабаровске, и до которого часу может заседать Совет в селе Верхняя Теча Тюменского уезда Екатеринбургской губернии. Им даже это не было позволено решать самим, но то что серьезные вопросы!
А когда те местные Советы пытались серьезные вопросы решать вопреки указаниям Москвы, - их разгоняли и арестовывали (Сормово, Ижевск, Самара - навскидку самые крупные из мне известных случаев).
Совнарком принимал декреты (законы) без каких-либо консультаций с Советами или хотя бы Всероссийскими съездами Советов, им не отчитывался, ими не избирался и не утверждался, действовал как высшая законодательная и исполнительная власть независимо от них, - поэтому я и говорю вам: в Сов. России была власть не Советов, а Совета (Совнаркома).

Kredo

14-02-2011 08:10:15

По-моему, статья как раз негативно характеризует марксизм. Те шесть пунктов - очень яркое тому подтверждение.

А Что в этом плохого? сталинисты действительно их идей извратили, создав ДИКТАТУРУ "аля от от пролетариата" в лице монарха.. генсека.

Нет, именно Ленин начал "революционные" репрессии. См. подавление Кронштадтского восстания и т. п.

Ленинизм- это будущее. Анархизм- прошлое и будущее для мещанских леворадикалов.

Ленинизм - это труп на кладбище истории. Анархия - будущее свободного человечества. Что, съел?

Кто как хочет, может относится к гражданину В.И. Ульянову (Ленину), но то, что это философ, теоретик и практик социальной революции, а так же крупный политик и исторический деятель, ОЧЕВИДНО!

Социальная революция - это не только смена политического строя, но и переход к другому способу производства и устройству общества. Ленин социальной революции не сделал. Он и политической-то революции не сделал, собственно.

Шаркан

14-02-2011 13:13:42

Видист писал(а):После Февральской буржуазной революции и октябрьского вооружённого восстания, власть перешла в руки Советов: рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов. Большинстов Советов руководилось, не большевиками, а меньшевиками, эсерами, бундовцами, и в том числе анархистами.
здорово. Сюжет для альтернативно-исторического фантастического романа.
Правда, чтобы такой труд грамотно написать, надо дружить с ЭТОЙ историей, которая имела место быть. И как раз в НЕЙ имелось некое Временное правительство (вернее - целых ТРИ) с февраля по октябрь 1917.

Учредительное собрание - это был ПРОЕКТ "Великой" Госдумы (Дума Дум), задача Временного правительства... которую оно не спешило решать, ожидая спада революционной волны, чтобы в делегаты не попали радикальные, антибуржуазно настроенные активисты.
Другие задачи Временного правительства были:
--- аграрный вопрос (он решался самими крестьянами, и попытки Вр.пр-ва заставить их выкупить землю у помещиков встечали, мягко говоря, раздражение крестьянства...)
--- вопрос о войне (народ воевать больше не хотел, буржуазия понимала, что страна воевать не может... но обязательства к союзникам по Антанте заставляли буржуазные партии тянуть бойню. Что понятно - без покровительства (финансы, логистика, доступ к технологиям и рынкам сбыта) капиталистов из Антанты российская буржуазия себя очень неуверенно чувствовала; фактически капитализм в России достиг потолка своих желаний - свержение царизма, хотя были согласны и на конституционную монархию формата Великобритании)

Советы - возникли САМИ ПО СЕБЕ, причем еще в 1905 году по народной, а не партийной инициативе.
Видист, я сильно сомневаюсь, что тебе больше тридцати, так как в советской школе СПЕЦИАЛЬНО учили детишек, что после февраля возникло ДВОЕВЛАСТИЕ - Временное правительство и Советы. Будь ты моим ровесником, или старше, помнил бы, блин, это не то 8-ой, не то 9-ый класс курса средней советской школы.
И наличие двоевластия на тот период ДОКАЗАНО фактологией.

Дубовик

14-02-2011 13:51:01

Шаркан писал(а): Другие задачи Временного правительства были:
--- аграрный вопрос (он решался самими крестьянами, и попытки Вр.пр-ва заставить их выкупить землю у помещиков встечали, мягко говоря, раздражение крестьянства...)

Шаркан, тут уже ты не совсем прав)))
Временное правительство никого не пыталось заставлять выкупать землю. Там все гораздо сложнее.
Выкуп земли у помещиков - это программа большинства кадетов и членов "Трудовой народно-социалистической партии". Наиболее влиятельные партии весны-лета 1917 - это ПСР и РСДРП ("эсеры" и "меньшевики"). С.-р. были за безвозмездное отчуждение всей земли и ее социализацию (т.е. чтобы не было не только помещкиов, но и кулаков, а земля распределялась по "трудовой уравнительной норме", причем не в собственность, а в пользование). Меньшевики в целом не имели единства во взглядах на аграрный вопрос (кстати, как и большевики), но в их (и большевиков дор 1919) программе была записана "муниципализация земли", т.е. передача ее в распоряжение местных органов самоуправления, которые потом будут выдавать землю в пользование (опять же - не в собственность) крестьянам.
С мая по сентябрь 1917 министром сельского хозяйства во Временном правительсве был Виктор Чернов, лидер ПСР и главный теоретик неонародничества, фактический автор эсеровской программы. Никакого "выкупа" он допустить не мог и к нему призывать не мог тоже. Всю жизнь до этого он боролся за совершенно иное: за "уравноительно-трудовое землепользование".
Проблем для Чернова и его с.-р. в 1917 году было две.
1) Они оказались в большей степени демократами, чем социалистами и революционерами. На революционный путь решения земельного вопроса - призвать крестьян самим захватывать и делить землю - они не решились, ждали Учредительного собрания, чтобы там провести свой закон о социализации земли (его реально провели левые с.-р. в январе 1918 - но уже в мае 1918 отменили большевики). А имея меньшинство во Временном правительстве, Чернов не смог (не захотел) противостоять правым (кадетам и народным социалистам).
2) По мнению Чернова, делить землю до конца войны было нельзя: многие миллионы крестьян находились на фронте и могли быть, с его точки зрения, обделены. Потом-де, когда бывшие солдаты вернуться домой, можно будет приступать к "цивилизованным реформам", в результате которых никто не пострадает. Т.е. в самоорганизацию крестьянских общин с.-р., получается, не верили фактически.
В результате аграрные реформы буксовали. До октября 1917 земля либо захватывалась и делилась вопреки правительству, либо все оставалаось в статус-кво.
Максимум, чего Чернову удалось добиться - издать закон о запрете земельных сделок (к лету 1917 выяснилась тенденция, что крупнейшие помещики распродают свои земли на подставных лиц, чтобы тем самым фактически сохранить ее за собой).
За этот закон его и съели. Когда для "образованного общества" в июле 1917 стало совершенно ясно, что "Ленин - немецкий шпион", - такая же кампания развернулась против "немецкого шпиона Чернова". И он не нашел ничего лучшего, чем добровольно уйти в отставку.
Потому что демократ. Что в условиях революции равнозначно - импотент.

Т.е. вывод: при Временном правительстве крестьян никто не заставлял выкупать землю, - напротив, торговля землей была запрещена.

Шаркан

14-02-2011 14:06:23

Дубовик писал(а):Шаркан, тут уже ты не совсем прав
замечание принято.
Я, значит приписал позицию кадетов всему Вр.пр-ву. :smu:sche_nie:
Век живи, век учись.
:-):
Дубовик писал(а):в самоорганизацию крестьянских общин с.-р., получается, не верили фактически
да, знакомясь с идеологией эсеров, на меня это произвело впечатление. Идейность их словно отошла от госсоциалистической, но к анархической так и не пришла...

Дубовик

14-02-2011 14:10:16

Ты просто хорошо помнишь фальсифицированный курс советского среднего образования)))))

Эсеровская программа в земельном вопросе - близка анархической. В рабочем - социал-демократической. В политическом устройстве - демократически-буржуазной.
Винегрет?

Видист

14-02-2011 14:29:10

Дубовик
3. В Совнарком НИКОГДА не входили меньшевики, что общеизвестно.

Да в Совнарком не входили, но в органах власти были вместе с левыми эсерами. Даже в ВЧК.
Учредительное собрание (УС),

С этим согласен, лоханулся!
До 5 января оно называло себя "Временным рабоче-крестьянским правительством", после - слово "временное" исчезло. Вот и все.

Вот это уже, разное понимание исторических фактов!
В двух предложениях вы допустили ЧЕТЫРЕ принципиальных ляпа, что показывает вашу ТОТАЛЬНУЮ неосведомленность в вопросах событий 1917-1918 гг. Не зная фактов, - как вы можете делать обобщения и выводы???

Признаю, только одну, в названии УСС и УС. Тотальность подразумевает, что я вообще ничего не знаю о 1917 годе, ещё раз говорю, с чего Вы решили, что Ваша инфа верна, Ваши книги лучше, Ваше слово "единственно верное", когда "узкие" специалисты до сих пор спорят об этом?

Я не историк, могу ошибаться в датах и фамилиях, должностях и обязанностях, но последовательность и суть, я вижу так! Кстати, как можно серьёзно спорить о мелочах, типа: название, роль, значение, кто что сказал и написал и тд, когда данная история, это не наука, а политика, с подделками, подтасовками и ложью? Вот лет через двести, можно поспорить.

Короче, забираю своё извинение, мне учителя не нужны, я описываю, своё видение, а не разборки разных исторических мнений.

Дубовик

14-02-2011 15:12:11

Видист писал(а):
3. В Совнарком НИКОГДА не входили меньшевики, что общеизвестно.

Да в Совнарком не входили, но в органах власти были вместе с левыми эсерами. Даже в ВЧК.

Мало ли кто входит в технический аппарат???
В органах соввласти 100% были люди, которые относились к православным. А нарком просвещения Луначарский занимался, говорят, теософией. Что ж теперь, говорить о "большевистско-левоэсеровско-меньшевистско-христианско-бундовско-теософской власти"?
А в 1990 году анархисты прошли в местные Советы в Харькове, Балаково, Архангельске, Сибири. Это что - свидетельство в пользу "горбачевско-анархического" правительства?
Под субъектом власти, под правительством понимается та политическая сила, которая контролирует эту самую власть и имеет возможность влиять на ее решения.
Меньшевики в сов. России такой возможности не имели никогда.
Кстати, если не ошибаюсь, - в ВЧК меньшевиков тоже не было (в отличие от многих других органов).

Видист писал(а):
До 5 января оно называло себя "Временным рабоче-крестьянским правительством", после - слово "временное" исчезло. Вот и все.

Вот это уже, разное понимание исторических фактов!

Приведите мне хоть один факт в пользу вашего понимания??

Видист писал(а): ещё раз говорю, с чего Вы решили, что Ваша инфа верна, Ваши книги лучше, Ваше слово "единственно верное", когда "узкие" специалисты до сих пор спорят об этом?

Спорить о том или об этом можно много. Но есть некоторые факты, которые оспаривать бессмысленно. Председателя Совнаркома звали Владимир Ленин (Ульянов), Временное правительство свергнуто 25 октября 1917, Учредительное собрание разогнано 5 января, а потом 18 ноября 1918... Совнарком создан ДО разгона Учредилки...
Может, у вас есть иная информация - так поделитесь!

Видист писал(а): Я не историк, могу ошибаться в датах и фамилиях, должностях и обязанностях, но последовательность и суть, я вижу так! Кстати, как можно серьёзно спорить о мелочах, типа: название, роль, значение, кто что сказал и написал и тд, когда данная история, это не наука, а политика, с подделками, подтасовками и ложью? Вот лет через двести, можно поспорить.

Давайте так. Вот вы, как я понимаю, интересуетесь антропологией. Представьте себе, что вы беседуете об этом предмете с неким товарищем, который заявляет, что-де, у человека есть разные внутренние органы: сердце, печень, плавательный пузырь, легкие, мозжечок, осциллограф и другие. На руках - по пять пальцев, а во рту - 71 зуб.
И предлагает этот товарищ не спорить о мелочах, а обсудить его революционные антропологические концепции.
Ваша реакция?
Концепции-то - на основе фактов надо выдвигать. А у товарища элементарных знаний не хватает.
И на вашу реакцию он заявляет что-то типа:
[/quote] мне учителя не нужны, я описываю, своё видение, а не разборки разных (...) мнений. [/quote]

Еще раз: ваша реакция?

Шаркан

14-02-2011 15:27:33

Видист писал(а):мне учителя не нужны
:ps_ih:;;-)))
Видист писал(а):я описываю, своё видение
но-но! :ni_zia: фантаст тут я :-)
Видист писал(а):в органах власти были вместе с левыми эсерами. Даже в ВЧК.
ну и "видение"... :sh_ok:
6 (19) декабря 1917 года Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) рассмотрел вопрос о возможности антибольшевистской забастовки служащих правительственных учреждений во всероссийском масштабе. Было принято решение создать чрезвычайную комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой «самыми энергичными революционными мерами». На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Феликса Дзержинского.

7 (20) декабря 1917 Дзержинский на заседании Совнаркома сделал доклад о задачах и правах комиссии. В своей деятельности она, по мнению Дзержинского, должна была обращать внимание прежде всего на печать, «контрреволюционные партии» и саботаж. Её надлежало наделить довольно широкими правами: производить аресты и конфискации, выселять преступные элементы, лишать продовольственных карточек, публиковать списки врагов народа. Совнарком во главе с Лениным, заслушав Дзержинского, с его предложениями по наделению нового органа чрезвычайными полномочиями согласился. [1]

Таким образом, 7 (20) декабря 1917 постановлением СНК РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). С 22 декабря 1917 по март 1918 г. ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

С июля по август 1918 обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я. Х. Петерс, 22 августа 1918 г. Ф. Э. Дзержинский вернулся к руководству ВЧК.

С августа 1918 года года ВЧК именовалась Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности[1].

Были созданы областные (губернские) чрезвычайные комиссии, особые отделы по борьбе с контрреволюцией и шпионажем в Красной Армии, железнодорожные отделы ЧК и т. д. Органы ВЧК осуществляли Красный террор.

20 декабря 1920 года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Яков Христофорович Давыдов (Давтян

Дмитрий Донецкий

15-02-2011 13:04:12

Я балдю с травоядного!!!

Видист

27-02-2011 06:10:52

Дмитрий Донецкий

Никакой реакции, по той простой причине, что не вижу предмета спора.
Что Вы мне пытаетесь объяснить: неточность дат, названий, Ваша правда-правдивее, Ваши знания истинны?
Мы о чём спорим, о том, что большевики оказались более организованными, чем анархисты?
О том, что декларируемые ИДЕИ, чаще не совпадают с результами?
Или мы спорим, о том, что любая ИДЕЯ народна, но попадая под влияние хищников, становится ИДЕЕЙ властвования и тирании.
Я лишь сказал, что Ленин - хищник, а идея коммунизма - народна, что не мешает быть Ленину "великой исторической личностью", а вот идеи анархизма не смогли реализоваться, в том числе и по причине подобных Вам и Шаркану (Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку!).
Я не являясь антропологом и биологом, всего лишь предложил концепцию ИДЕИ, способной объединить всех психологически нехищных людей, а Вы "тупо" стебаетесь над "травоядными", сиречь, людьми, считая исключительно себя, "источником истины и мудрости" - высокомерие-С!
А "учителя" типа Шаркана и Вас, мне не нужны, не из-за недоверия к Вашим зананиями, а исключительно, по причине, вашего "абсолюта"!