Герберт Маркузе. О понятии отрицания в диалектике

Кащей_Бессмертный

29-06-2011 22:32:53

http://vivalafora.livejournal.com/248377.html

Я полагаю, мы все согласимся, что определение содержания нынешнего периода истории и особенно развития позднего капитализма в изначальных и даже в развитых понятиях марксовой теории натолкнется на известные трудности. Точнее, их можно определить таким образом, но это приведет нас к новым затруднениям. Если одна и та же теория может выразить развитие как «А», так и «Не-А», как процветание, так и кризис, как революцию, так и ее отсутствие, как радикализацию рабочего класса, так и его интеграцию в существующую систему, то это может говорить о действенности теории, но говорит и об ее безразличии. Действительно, с этой точки зрения, марксову теорию упрекали в том, что она содержит некий встроенный механизм, который делает ее непроницаемой для любого возражения со стороны реальности.

Ныне я думаю, что эти трудности связаны с происхождением марксовой диалектики из гегелевской, и хотел бы поэтому здесь вкратце обсудить это соотношение, именно с указанной выше точки зрения.

Что мы видим в настоящий период, так это, как кажется, нечто вроде обезвдвижения диалектики отрицания. Мы стоим перед новыми формами позднего капитализма и, значит, перед задачей сформулировать понимание диалектики, адекватное этим формам. Позвольте мне выразиться обобщенно: главная трудность, как мне представляется, лежит в таком понимании диалектики, согласно которому силы отрицания развиваются внутри существующей антагонистической системы. Представляется, что такое развитие отрицания внутри антагонистического целого сегодня трудно выявить. Я хотел бы в своем кратком докладе начать с обсуждения отрицания, причем в качестве исходной точки мне хотелось бы избрать споры, разгоревшиеся сейчас во Франции вокруг попытки Альтюссера заново определить соотношение гегелевской и марксовой диалектики. Часто подчеркивали позитивно-конформистский характер гегелевской диалектики. Я хотел бы пойти дальше и сказать, что отрицание в диалектике Гегеля носит мнимый характер, поскольку через любое отрицание, через любое разрушение, в конечном счете, все же разворачивается лишь сама данность, которая, путем отрицания, поднимается на более высокую ступень истории. Дело выглядит так, как будто через все взрывные и радикальные революционные переходы и ликвидации в гегелевской философии всегда разворачивается лишь некая сущность, чьи заложенные в ней самой и сдерживаемые в своем развитии возможности высвобождаются с помощью отрицания. Я придерживаюсь мнения, что такой конформистский характер является не приспособлением Гегеля к внешним обстоятельствам, но заложен в самом его понимании диалектики, в котором, в конечном счете, торжествует позитивность разума, прогресс.

Альтюссер теперь утверждал, что если бы Маркс действительно всего лишь поставил гегелевскую диалектику с головы на ноги, он изменил бы основу системы, но лишь противопоставил бы гегелевской системе иную систему разума. В действительности же, по Альтюссеру, Маркс порвал с гегелевской диалектикой, развивая ее на почве «действительного развития», по выражению Энгельса, как новую и оригинальную диалектику.

Я бы хотел теперь предложить вам антитезис этому тезису Альтюссера, а именно: и материалистическая диалектика все еще остается в русле идеалистического разума, в позитивности, пока не разрушает концепцию прогресса, согласно которой будущее всегда уже коренится внутри существующего; пока марксова диалектика не радикализирует понимание перехода к новой исторической ступени, то есть, не встроит в теорию поворот, разрыв с прошлым и существующим, качественное изменение в направлении прогресса. Это не абстрактное требование, но вполне конкретная проблема перед лицом вопроса о том, может ли и в какой мере может западная поздняя ступень индустриального общества, по меньшей мере, в том, что касается технической основы развития производительных сил, служить моделью для построения нового общества.

Я хотел бы объяснить существо дела на примере двух центральных категорий диалектики: Отрицания отрицания как развития внутри антагонистического общественного Целого и понятия Целого, в котором каждая отдельная позиция обретает свою значимость и истинность. Вначале о первом понятии – категории Отрицания как снятия. Как для Гегеля, так и для Маркса существенно, что силы отрицания, которые взрывают развившиеся в той или иной системе противоречия и ведут к новой ступени, развиваются внутри этой системы. Как, к примеру, буржуазия внутри феодального общества или пролетариат, как революционная сила внутри капитализма: определенное отрицание в смысле этого положения по отношению к Целому уже внутри Целого. Более того. Путем этого отрицания, развивающегося изнутри системы, движение к новой ступени неизбежно становится более высокой ступенью, поскольку расковывает производительные силы, скованные существующей системой. То есть, и здесь еще во всех революционных преобразованиях существующего Целого происходит развитие уже имеющейся сущности, которая не может осуществиться в рамках существующего. И, таким образом, уже в высокоразвитой технической базе капиталистического производства имеется материальная основа для развития производства социалистического. Разве это не снова форма прогресса объективного разума и новая форма воспроизводящегося господства прошлого труда, овеществленного в техническом аппарате, над трудом живым?

В отношении указанной концепции диалектики я задаю контр-вопрос: развиваются ли силы отрицания внутри антагонистической системы с исторической неизбежностью подобным прогрессивным и освободительным образом; должны ли классы и классовая борьба быть заложенными в подобную позитивную динамику? Эта проблема затрагивает исторический материализм в целом в его отношении к идеалистической диалектике. А именно: не сужает ли диалектический материализм свою собственную материальную основу, не вскрывая в достаточной мере глубоко воздействие общественных институтов на бытие и сознание людей, приуменьшая роль насилия, как непосредственного, так и насилия фактов (к примеру, роста производительности труда и уровня жизни), и недооценивая роли науки и техники, которые выступают в связке с насилием, в формировании и определении потребностей и их удовлетворения? Иными словами, не недооценивает ли марксистский материализм силы интеграции и связки, которые действуют на поздней стадии капитализма?

Речь здесь идет не о духовных, идеологических силах; это общественные силы, достаточно мощные и материальные для того, чтобы на целый исторический период нейтрализовать противоречия, приостановить их действие либо даже превратить отрицающие, взрывающие силы в позитивные, которые не взрывают существующее, а, напротив, воспроизводят его. Результат этой гипотезы: сомнительность категории отрицания, развивающегося, как освобождение, внутри существующего Целого. А вместе с тем – и сомнительность материалистического понимания разума в истории. И отсюда – необходимость отделить понятие практики от привязки к этой схеме и снова увязать «внутри» с «вовне», на что указывается в истории.

С этим намеренно недиалектически формулируемым противопоставлением «внутри» и «вовне» я подхожу теперь ко второй категории, которую я хотел бы вкратце обсудить: категории Целого.

Поставленные здесь вопросы касаются реальной возможности того, что в исторической динамике существующее антагонистическое Целое отрицается и снимается извне, и что именно таким образом достигается следующая историческая ступень. Я думаю, что это понятие «внешнего», на котором я еще вкратце остановлюсь, нашло свое место и в философии Гегеля, особенно в его философии права. Я имею в виду отношение гражданского общества к государству. Несмотря на все ловко разработанные диалектические переходы, связывающие государство изнутри с гражданским обществом, решающим остается то, что Гегель навязывает государство гражданскому обществу извне, причем, если следовать его аргументам, вполне обоснованно, поскольку лишь сила, стоящая вне всей системы интересов, «системы потребностей» гражданского общества, может представлять всеобщее в этом безнадежно антагонистическом обществе. Всеобщее остается в этом смысле вне системы гражданского общества.

Если для подобного внешнего есть какое-либо историческое место, то любое конкретное общественное целое само должно являться частью еще большей целостности, внутри которой оно может быть затронуто извне. Сама же эта большая целостность также должна быть, в свою очередь, конкретно-исторической. Для Маркса таким частичным Целым глобального капитализма является национальный капитализм. Но и здесь, как мне кажется, уже имеется различие между «внутри» и «вовне», особенно в понятии империализма: межимпериалистические конфликты предстают как внешняя сила разрушения по отношению к внутреннему революционному действию пролетариата, которое и является решающей силой.

Как же обстоит дело с этим соотношением частичного Целого и Целостностью? Мы имеем глобальную систему капитализма, которая для Маркса еще была Целостностью, а сейчас предстает как частичное Целое в мировой системе сосуществования между капитализмом и «социализмом»; а внутри этой Целостности – феномен поглощения революционного потенциала в самом позднем капитализме. Как следствие такого поглощения, отрицание противостоит сегодня принципу отрицания как географически и социально разделенное и самостоятельное целое. Развивается внутреннее противоречие, превращающееся в эту глобальную противоположность. Я полагаю, что диалектика стоит сегодня перед задачей теоретически осмыслить эту новую ситуацию, а не просто втиснуть ее в устаревшие категории. Здесь я дам лишь несколько намеков на это: «вовне», о котором я веду речь, следует понимать не механистически, в пространственном смысле, но как качественное отличие, которое превосходит противоречия, существующие внутри антагонистического частичного Целого, к примеру, противоречие между капиталом и трудом, и не сводимо к этим противоречиям. Это значит: «вовне» в смысле общественных сил, которые представляют потребности и цели, подавленные в существующем антагонистическом Целом и не могущие развиться в нем. Качественное отличие новой ступени нового общества следовало бы тогда усматривать не только в удовлетворении жизненных и духовных потребностей (которое однако же останется основой для любого развития), но и в еще большей мере в возникновении и осуществлении новых потребностей, удушенных в антагонистическом обществе. Такие новые потребности нашли бы свое выражение в радикально изменившихся отношениях между людьми и в радикально иной социальной и природной окружающей среде: солидарности вместо конкурентной борьбы, чувственности вместо подавления, исчезновении жестокости, вульгарности и их языка, мире как длительном состоянии.

Я говорю здесь не о ценностях и целях, а о потребностях. Ведь до тех пор, пока эти цели и ценности не станут реальными потребностями, качественное различие между старым и новым обществом не сможет развернуться. Но этот гуманизм может стать конкретной общественной силой лишь тогда, когда он будет претворяться уже существующими новыми социально-политическими силами, вставшими и встающими против старого, репрессивного Целого.

В той мере, в какой антагонистической общество включается в чудовищную репрессивную целостность, общественное место отрицания, если можно так выразиться, переносится. Сила отрицания вырастает извне этой репрессивной целостности, из сил и движений, которые еще не охвачены агрессивной и репрессивной производительностью так называемого «общества изобилия» или уже освободились от его развития и потому имеют исторический шанс пойти иным путем индустриализации и модернизации, гуманными путем прогресса. И этому шансу соответствует сила отрицания внутри «общества изобилия», которая поднимает бунт против этой системы как Целого. Сила отрицания, как нам известно, сегодня не сконцентрирована в каком-либо классе. Она на сегодня является все еще хаотичной, анархичной оппозицией, политической и этической, рациональной и инстинктивной: это отказ подыгрывать, отвращение к любому процветанию, тяга к протесту. Эта оппозиция слаба и неорганизованна, но, как я полагаю, она основывается на влечениях и целях, которые находятся в непримиримом противоречии с существующим Целым.

1966

Перевод: В. Дамье

Herbert Marcuse. Zum Begriff der Negation in der Dialektik // H.Marcuse. Ideen zu einer kritischen Theorie der Gesellschaft. Frankfurt a.M., 1969. S.185–190

Кащей_Бессмертный

30-06-2011 13:56:29

Кащей_Бессмертный

30-06-2011 13:57:09

Герберт Маркузе. Конец утопии

Сегодня любая форма конкретного мира, человеческой жизни, любое преобразование технического и природного окружения представляет собой возможность, и положение этой возможности является историческим. Сегодня мы способны превратить мир в ад, и мы уже на пути к этому. Мы так же способны превратить его и в противоположность ада.

(читать далее...)

Серго Житомирский

30-06-2011 18:41:39

Признаюсь, по многим вопросам, "грешу" марксизмом...Сие касаемо и гегелевской диалектики именно в марксистской интерпретации. Пока для себя ничего более убедительного не нашел.(если кому известна достойная альтернатива, скиньте ссылочку, буду благодарен.)

Ну да ладно...Вернёмся к Герберту Маркузе...
Прежде всего замечу, что автор вовсе не пытается кого-то "заклеймить", "разгромить" или "опровергнуть". Он скорее указывает на проблему, формулирует вопросы, нежели ставит перед собой задачу дать расширенный и убедительный ответ. Он лишь указывает направление поиска и несколькими штрихами, эскизно обозначает возможное решение. Тем лучше. Значит и нам нет необходимости углубляться в дебри философии...

Отмечу лишь два момента, которые лично меня настораживают и смущают.

1) Закон "Отрицания отрицания" носит общефилософский характер. Подвергать сомнению его "работоспособность" исходя из анализа относительно короткого, конкретного исторического периода, ИМХО значит вульгаризировать и упрощать проблематику. Развитие редко происходит по прямой. Чаще переход от низшего к высшему идёт сложными путями, противоречиво, через многие отклонения , включая регрессивное движение на отдельных этапах и иногда сложно уловить проявление фундаментального закона в частностях.

2) Что касается анализа Маркузом современности....Ни в коей мере не подвергая сомнению его компетентность и авторитет, всё же не уверен, что современник в принципе способен абсолютно объективно и исчерпывающе оценит (прощитать) эпоху в которой живёт(и нас касаемо), в силу субъективной привязанности к ней.
((Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на рассттояньи... Есенин)))


А вот вторая статья у меня вопросов не вызывает. Отдельные моменты просто :co_ol::co_ol::co_ol:
Особенно вот это...
Скрытый текст: :
(((Наличествуют все материальные и интеллектуальные силы, которые могут быть использованы при создании свободного общества, а то, что они не используются для достижения этой цели, объясняется тотальной мобилизацией существующего общества против собственного потенциала освобождения. Но подобная ситуация никоим образом не делает утопичной саму идею коренного преобразования.
В этом смысле ликвидация бедности и нищеты возможна как ликвидация отчужденного труда и того, что было названо мной «прибавочным подавлением». Даже в буржуазной экономической науке едва ли найдется серьезный ученый или исследователь, который стал бы отрицать, что в техническом отношении голод и нужду можно ликвидировать при наличии уже существующих производительных сил и что происходящее сегодня объясняется глобальной политикой репрессивного общества.)))
(((И именно поэтому так называемые утопические возможности вовсе не утопичны, но представляют собой решительное социально-историческое отрицание существующего, которое требует от нас весьма реального и прагматического противодействия, чтобы и мы сами, и другие осознали существование этих возможностей и сил, препятствующих их осуществлению. Подобное противодействие требует освобождения от всяких иллюзий, равно как и от всякого пораженчества, ибо самим своим существованием пораженчество предает возможность свободы ради сохранения существующего положения вещей)))
(((Наряду с этими жизненными потребностями новая теория человека также предполагает возникновение новой морали в виде отрицания унаследованной иудео-христианской морали, которой до сих пор определялась история западной цивилизации))) :co_ol:

Рабочий

30-06-2011 19:16:29

Согласен с вашими выводами Серго. И извинятся не стоит, будет революция без Маркса, будем тогда извенятся.

Шаркан

30-06-2011 19:28:13

Серго Житомирский писал(а):достойная альтернатива
Рокер (гугли)

Lister

01-07-2011 12:55:43

Рокер (гугли)

Изображение

Lister

01-07-2011 13:32:23

Какое отношение Маркузе имеет к анархизму?
Анархисты вопят на каждом углу, что марксисты - авторитарные сволочи, а когда речь заходит о внятной теории, сами примазываются к марксизму

Перевод: В. Дамье

Единственный чувак из перестроечной и постперестроечной анархотусовки, который хоть что - то шарит в теории, за что неоднократно подвергался гонениям со стороны любителей "чистого анархизма"

После того, как 5 августа 1995 г. по инициативе ГРАС была создана (в основном из членов ФРАН) Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС), в ИРЕАН и ФРАН произошел раскол. Сторонники чистого анархо-коммунизма исключили В. Дамье из ИРЕАН и ФРАН.
http://www.screen.ru/Tarasov/enc/index.htm

Шаркан

01-07-2011 16:56:56

Lister писал(а):Анархисты вопят на каждом углу, что марксисты - авторитарные сволочи
а что, неправда?
Lister писал(а):Какое отношение Маркузе имеет к анархизму?
а Хенри Форд? Давай тогда и автомобили не станем использовать...
Кроме того, Маркузе к марксизму относился не как к Святому писанию, насколько можно судить из статьи: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0% ... 0%B7%D0%B5

Шаркан

01-07-2011 17:02:28

Lister писал(а):подвергался гонениям
:hi_hi_hi:

ты че интригуешь, интригант? :hi_hi_hi:
(была такая фраза в одном фильме)

Видишь ли, не совсем понятно что имеешь ввиду под "чистым анархизмом" - это раз.
Да и НЕКОТОРыЕ марксисты уже так далеко ушли от первоисточника, да еще и критиковали практику гос"социализма", что мне трудно отличить их от анархистов-лайт.

Кащей_Бессмертный

01-07-2011 17:06:19

гыгыгы - а какое отношение Маркс имел к марксизму кстати? :)

Сам он говорил, что не марксист. Максимилиан Рюбель утверждает, что тот был анархо-коммунистом. Некторые исследователи считают его буржуазным либералом вполне себе. По сути же он был радикальным социалистом, из тех же кругов что и Бакунин.

Маркузе во многом марксист - да, но не ортодокс далеко, как и Эрих Фромм и многие другие. Это Франкфуртская школа - во многом конечно НЕО-марксистская, ну и ?

Серго Житомирский

01-07-2011 21:05:15

У Маркса есть весьма любопытные пассажи по поводу государства...
К примеру:
Скрытый текст: :
"Государство никогда не усмотрит в “государстве и в устройстве общества” причины социальных недугов. Там, где существуют политические партии, каждая партия видит корень всякого зла в том, что вместо неё у кормила правления стоит другая, враждебная ей партия. Даже радикальные и революционные политические деятели ищут корень зла не в сущности государства, а в данной определённой государственной форме, которую они хотят заменить другой государственной формой..."

"Чтобы устранить противоречие, существующее между назначением администрации и её доброй волей, с одной стороны, и имеющимися у неё средствами и возможностями — с другой, государство должно было бы устранить само себя, ибо само оно имеет своей основой это противоречие. Государство зиждется на противоречии между общественной и частной жизнью, на противоречии между общими интересами и интересами частными. Администрация вынуждена поэтому ограничиватьсяформальной и отрицательной деятельностью; ибо там, где начинается гражданская жизнь и гражданская работа, там кончается власть администрации. Больше того, перед лицом следствий, вытекающих из антисоциальной природы этой гражданской жизни, этой частной собственности, этой торговли, этой промышленности, этого взаимного ограбления различных кругов граждан, — перед лицом всех этих явлений бессилие администрации оказывается для неё законом природы. Ибо эта раздробленность, эта мерзость, это рабство гражданского общества есть та естественная основа, на которой зиждется современное государство, подобно тому как рабовладельческое гражданское общество было той естественной основой, на которой зиждилось античное государство. Существование государства и существование рабства неразрывно связаны друг с другом. Античное государство и античное рабство — эти неприкрытые классические противоположности — былиприкованы друг к другу не в большей степени, чем современное государство и современный торгашеский мир, эти лицемерно-прикрашенные христианские противоположности»

Следуя логике Listerа, Маркс тоже не хило "примазывался" к анархизму.

Серго Житомирский

01-07-2011 21:10:12

Шаркан писал(а):
Серго Житомирский писал(а):достойная альтернатива
Рокер (гугли)


У Рокера по диалектике ничего не нашел :ne_vi_del: Может плохо искал...

Кащей_Бессмертный

01-07-2011 21:24:16

Серго Житомирский писал(а):
Шаркан писал(а):
Серго Житомирский писал(а):достойная альтернатива
Рокер (гугли)


У Рокера по диалектике ничего не нашел :ne_vi_del: Может плохо искал...


Речь думаю об ентом была:
http://aitrus.info/node/1294
http://aitrus.info/node/1264

Это не о диалектике - это о взглядах собсна Роккера речь

Шаркан

01-07-2011 21:39:42

Серго Житомирский писал(а):У Маркса есть весьма любопытные пассажи по поводу государства
тем непростительнее его постулаты в Манифесте (от которых никогда не отказался).
И уж совершенно непонятны марксисты.

Шаркан

01-07-2011 21:45:18

Серго Житомирский писал(а):по диалектике ничего не нашел
"Национализм и культура" разве еще не перевели на русский?

Кащей_Бессмертный

01-07-2011 22:13:08

Шаркан писал(а):
Серго Житомирский писал(а):по диалектике ничего не нашел
"Национализм и культура" разве еще не перевели на русский?


см. выше. нет и не ожидается. есть фрагменты, но не более того

Шаркан

01-07-2011 22:19:00

жаль

se-bo

05-02-2012 17:51:44

Герберт Маркузе писал(а):Мы стоим перед новыми формами позднего капитализма и, значит, перед задачей сформулировать понимание диалектики, адекватное этим формам.

На мой взгляд, в 1966-ом, еще ничего не зная об интернете, вебмани и прочих современных далеко нематериальных вещах, его слова звучат пророческими.