Индустрия смыслов

Чекист

04-04-2012 15:39:08

По-настоящему страшно становится тогда, когда ситуация выглядит абсолютно безобидной. Когда нечто не вызывает никаких опасений, а разве только презрение и безразличие – вот тут-то самое время паниковать. Потому что это значит, что вы имеете дело с безупречной маскировкой, за которой стоит по-настоящему крупная игра. Я говорю о рекламе.
Просто обратите внимание на то, как вы отреагировали на предыдущий абзац: «Интересное начало, но дальше – какая-то реклама». Вам не кажется странным такое положение вещей: реклама заполняет собою всё – но при этом никому не интересна? Она перемалывает культуру, изменяет и подменяет собою язык – но иначе как с легким презрением о ней не говорят. Она влезает в человеческую психику изощреннейшим инструментарием крючков и скальпелей – но обсуждать ее в приличном обществе считается неуместным.

Понятно, что именно такого отношения к себе и добивается маскирующийся. Поэтому не лишним будет напомнить несколько простых тезисов о рекламе с тем, чтобы демаскировать ее культурные задачи.

Вся маскировка рекламы держится на надежном алиби: реклама продает. Бояться, мол, нечего: ну да, влезает, перемалывает, заполняет – но так ведь все ради бутылки пива. Чего тут бояться: бутылка пива – она и есть бутылка пива. Это алиби столь совершенно, что даже непосредственные исполнители не понимают, что они делают: в рекламном сообществе все настолько заворожены цифрами продаж, бизнес-задачами и индексами роста, что обсуждать рекламу вне этого контекста просто не принято.

В действительности же бизнес – только предлог. Пока это не станет ясно, все нападки на рекламу будут бить мимо. Дело не в ее вездесущей навязчивости, на что жалуется публика. Дело не в ее низком художественном качестве, на что негодуют профессионалы. (Уже нет кстати- реклама становится лучше некоторых фильмов. В некоторых роликах, качество и техника съемки такая, что Тарковский нервно ворочается в гробу. А что поделаешь- чтобы не заслужить клеймо плагиатчиков приходится изощряться-r.v.) Дело в той культурной функции, которую она узурпировала.

Что такое брендинг – простыми словами? Это процедура, в ходе которой к предмету привязывается смысл. Вне смыслов люди функционировать не в состоянии: если все действия животного осуществляются через инстинкт, действия машины – через программу, то человек не может действовать иначе как через мысль. По самой своей природе мы обдумываем каждое свое действие, очень редко действуя автоматически; каждое движение тянет за собой целую свору смыслов, тем, ассоциаций и прочих бесплотных призраков, толпящихся в приграничных областях нашего сознания.

Свобода воли – божественный дар – делает невозможным просто выпить пива: оно прежде должно быть осмыслено. «Это пиво пьют в том крутом клубе», «Мы пили его на выпускном», «Это пиво – для большой компании» – а также еще множество ассоциаций обусловливают выбор. «Мне так нужна забота в эти дни», «В этом платье я чувствую себя женщиной», «Поработал – имею право» – просто невозможно ничего не почувствовать, ни о чем не подумать. Люди нуждаются в смыслах не меньше, чем в товарах.

Весь изощренный креатив, вся медиабомбардировка, все интерактивные уловки в конечном счете сводятся к одному: определить, что человек будет думать о том или ином предмете. Эти прокладки должны быть равны женской нежности, а этот телефон – успеху в делах. И так далее – с разной степенью изощренности и детализации. Современная реклама уже давно занимается дележом не рынков, но смыслов: к каждому продукту тонкой ниточкой креатива должен быть привязан воздушный шарик совершенно определенной идеи; суть работы рекламного агентства – это бесконечный судорожный поиск актуальных смыслов, которых постоянно не хватает.

Через тысячи повторений интригующих картинок реклама навязывает человеку строго определенный способ осмысления окружающих его предметов. В этом качестве реклама оказывается наследником мифологии и искусства, о чем писал Барт еще в середине прошлого века.

Действительно, мифология была ни чем иным, как системой ориентации в реальности: каждый предмет имел связанный с ним миф, который определял, что именно об этом предмете следует думать, а через сеть ритуалов и табу – и что с ним делать. «Традиционный» человек шагу не мог ступить без того, чтобы не связать этот шаг с определенным мифом: нельзя бить яйцо с тупого конца – вылупится змей (предъявляется соответствующий миф); нельзя спать на закате – солнце заберет с собой в подземный мир; хорошо, когда птица летит справа – со стороны добра и так далее.

Широчайшая система обрядов, сказок, загадок и прочего народного творчества обеспечивала дистрибуцию единой системы связей предмет-смысл для всей культурной общности. В моменты инициации через сообщение неизвестных ему до того мифов человеку инсталлировались дополнительные уровни осмысления тех или иных фрагментов реальности.

Так или иначе, с любым действием в (под)сознание неизбежно входил тот или иной миф, через который это действие и осмыслялось. Мифология была универсальной системой отсылок и отождествлений народа, его культурным языком, определявшим репертуар допустимых, желаемых и запретных действий, – которые разнились в различных культурах так же, как разнились их мифы.

Искусство – этот осколок ритуала – решало те же задачи: школы и направления предъявляли публике все новые образцы осмысления реальности и соответствующих ролевых моделей. Впрочем, искусство по самой своей природе остается штучным товаром, для массового менеджемента смыслов ему всегда не хватало индустриальности. Дело должно было быть поставлено на поток.

Это и есть реклама: массовое производство смыслов, новейшая система смыслового окормления человечества. Эти конфеты дают тебе возможность прикоснуться к светской жизни, а это пиво – к чистоте альпийской природы, эта приправа делает тебя лучшей мамой на свете, а с этим телефоном ничто не сможет остановить тебя на пути к успеху. Практически все товары брендированы, следовательно, к каждому возможному действию «в нагрузку» прилагается готовый смысл. На каждом шагу мысль аккуратно, но настойчиво направляется на заранее определенные пути. Так реклама задает повседневную смысловую клавиатуру человека, репертуар возможных ходов мысли в его ежедневной и ежечасной рутине. Кажущаяся слабость каждого конкретного ролика, биллборда, макета компенсируется их числом: и вот уже тысячи тончайших нитей накрепко держат Гулливера привязанным к общей культурной почве.

Большой передел рынка смыслов близится к завершению. Реклама постепенно поглощает массовый кинематограф (вспомните хотя бы недавних «Трансформеров» с автомобилями «General Motors» в главной роли), сама становясь все больше похожей на него и качеством, и именами режиссеров, и культурными амбициями – а ведь бренды еще и не начинали по-настоящему вкладываться в контент. С другой стороны, 49 % жителей России не прочли в 2007 году ни одной книги. О прочих искусствах не стоит и упоминать: они давно превратились в узкие нишевые продукты, которым уже нет места на массовом рынке.

Все это значит только одно: уже скоро границы рекламных концептов станут границами смысловой ойкумены человечества – просто потому, что реклама будет ключевым массовым культурным носителем. Для ребенка, выросшего под экраном и монитором, реклама – естественная культурная среда: ему гораздо проще выражать свои мысли через образы, заимствованные из роликов, с помощью слышанных в роликах фраз – а главное, сами мысли проще всего взять оттуда же. Хотим мы этого, или нет, бренды суть новая ноосфера человечества. Все брендировано – следовательно, все осмыслено. Для человека недалекого будущего небрендированый предмет – это синоним бессмысленности, осколок первобытного хаоса, такая же прямая угроза цивилизации, как человек без вшитого ID-чипа.

Вместе с окончательным захватом рынка смыслов алиби слуги капитала будет отброшено. Ставки невероятно возрастут, конкурентная борьба станет по-настоящему беспощадной: на кону будет уже не доля рынка стирального порошка, но способ осмысления реальности. То, что сегодня называется рекламой, окончательно оформится как глобальная индустрия массового производства смыслов.

se-bo

04-04-2012 18:23:44

А чтобы свершилась анархическая революция, идеологическая реклама не нужна? :-)
Кстати, мой аватар, да и твой,Чекист, это тоже реклама смыслов.

Шаркан

04-04-2012 18:48:00

нужно просвящение, а не реклама

Чекист

05-04-2012 07:27:19

se-bo писал(а):А чтобы свершилась анархическая революция, идеологическая реклама не нужна? :-)
Кстати, мой аватар, да и твой,Чекист, это тоже реклама смыслов.

В чем-то да, только основная цель классической рекламы- создание смыслов, абсолютно для всего, создание в человеческом мозгу картины мира не предусматривающей чего-то выходящего за эти рамки, в то время как идеологическая реклама затрагивает лишь узкую часть жизни человека, предоставляя достраивать остаток смысловой конструкции мира ему самому.

se-bo

05-04-2012 17:45:32

Нужно и просвещение и реклама. И реклама таки есть...

Изображение

Шаркан

06-04-2012 21:57:38

se-bo писал(а):и просвещение и реклама

первое - постижение умения творчески и критически оперировать с информацией;
второе - дрессировка усваивать готовые схемы и катиться в их колее.

первое - условие свободы;
второе - основа властвования.

мне второе не нужно.

se-bo

07-04-2012 15:43:42

Если так принципиально, то анархистскому движению следует отказаться от практики использования символики как таковой. Поскольку в вашем клинически принципиальном случае демонстрация симолики это также и позиционирование движения на рынке идеологий и политических акций.

И здесь без вариантов. Ибо демонстрация симолики с привязкой к ней определенных идей предусматривает отклик массового потребителя идей, то есть желание принять их и отдать свое "ДА!" в пользу идей именно этого движения, а не любого другого. Так что не врите хотябы сами себе.

Если принять, что просвещение - это способ передачи знаний, вообще, и конкретных смыслов, в частности, то реклама - это способ напоминания о переданных знаниях и смыслах. Так называемое зло не в самом напоминании (рекламе), а в рабских смыслах, о которых напоминают. Одно дело, когда анархист символом напоминает людям о личной свободе и равенстве, и совсем другое, когда торговая компания напоминает тем же людям о приоритете материального комфорта над свободой и равенством.

Абсолютизм позиции опасен самоисключением субъекта высказывания. Могли бы, по крайней мере, какой-нибудь учебник по логике прочитать.

Шаркан

07-04-2012 18:32:17

se-bo писал(а):Если так принципиально, то анархистскому движению следует отказаться от практики использования символики как таковой

нет, совершенно не следует.
Другое дело, если тебе обязательно нужно забираться в самые дебри толкований, сводя и символику к рекламе.
se-bo писал(а):Могли бы, по крайней мере, какой-нибудь учебник по логике прочитать

спасибо, ментор, почитаю еще один. И вожет найду такой, который постулирует воспринимать например слово "партия" как объудинение, не имеющее совершенно никакого отношения к власти.
Хотя тогда это скорее будет учебник демагогии.
Чтож, тоже полезно.
se-bo писал(а):Абсолютизм позиции

как и крайний релятивизм, особенно в формате поисков теленка под волом.
кстати, к чему это ты? Снова ради красного словца?

Шаркан

07-04-2012 18:35:39

добавка:
se-bo писал(а):в вашем клинически принципиальном случае демонстрация симолики это также и позиционирование движения на рынке идеологий и политических акций.
в моем "клиническом случае" я не рассматриваю сферу идеологий как рынок.
Зато подобная ассоциация говорит о твоем образе мышления - все бьется как муха в стекло в рамках "рынок", "реклама", "политика".
А анархия - за стеклом для тебя.

Шаркан

07-04-2012 19:17:56

se-bo писал(а):реклама - это способ напоминания о переданных знаниях и смыслах

да, есть и такое - если выражаться (и думать) определенным образом. Тем не менее, СУТЬ рекламы - загонять сознание в колеи.

кроме того, что-то в этом есть - отказаться от символики. Да, нужно отказаться от ее фетишизирования.
Мне до сих пор в голову не приходило, что у некоторых образуются штампы "святынь" символического характера.
Тот же "прах Махно на родную землю"...
Будто непонятно, что лучше "вернуть на родную землю" не кости, которым все равно где лежать, а ИДЕИ и ПРАКТИКИ, не привязывая их к фетишам.

то-то Гурджиев говорил, что любая укорененная привычка, любой штамп, любой фетиш - отключение сознания...

Чекист

08-04-2012 08:49:23

Шаркан писал(а):
se-bo писал(а):реклама - это способ напоминания о переданных знаниях и смыслах

да, есть и такое - если выражаться (и думать) определенным образом. Тем не менее, СУТЬ рекламы - загонять сознание в колеи.

кроме того, что-то в этом есть - отказаться от символики. Да, нужно отказаться от ее фетишизирования.
Мне до сих пор в голову не приходило, что у некоторых образуются штампы "святынь" символического характера.
Тот же "прах Махно на родную землю"...
Будто непонятно, что лучше "вернуть на родную землю" не кости, которым все равно где лежать, а ИДЕИ и ПРАКТИКИ, не привязывая их к фетишам.

то-то Гурджиев говорил, что любая укорененная привычка, любой штамп, любой фетиш - отключение сознания...

Идея умирает тогда, когда Догма и Ритуал начинают главенствовать над Смыслом.

ясенъ

09-04-2012 21:14:38

с рекламой на читаемых сайтах давно такой же эффект как с порнухой на файлообменниках - и уши и глаза научились фильтровать бесследно, а при просмотре зомбоящика кнопка "мьют"- необходимая санитарная процедура.
думаю, эта индустрия будет одной из первых, что закупит и легально применит боевые пси-технологии.

se-bo

10-04-2012 17:53:02

Шаркан писал(а):любая укорененная привычка, любой штамп, любой фетиш - отключение сознания...
Ты как всегда прав. С чем здесь и приходится вступать в непримиримую борьбу. Отключение сознания в среде анархаксакалов лишает все движение подвихности и воли к борьбе и победе при всех нынешних невозможностях и неспособностях.

Чекист, эту Идею убивают ее же ярые апологеты.

Чекист

10-04-2012 19:27:19

se-bo писал(а):
Шаркан писал(а):любая укорененная привычка, любой штамп, любой фетиш - отключение сознания...
Ты как всегда прав. С чем здесь и приходится вступать в непримиримую борьбу. Отключение сознания в среде анархаксакалов лишает все движение подвихности и воли к борьбе и победе при всех нынешних невозможностях и неспособностях.

Чекист, эту Идею убивают ее же ярые апологеты.

Сознание можно как выключить, так и включить. Зависит от силы воли в самой среде. Притом, что эта идея еще не мертва. Ибо интеллигентам эта идея мало интересна (либерализм), а во главе государства анархисты не окажутся никогда. Так что заимствовать только внешние формы, выбрасывая суть и прикрывая этими формами своекорыстные или откровенно антиподные этой идее идеологии некому- просто потому, что незачем. Субкультуры появляются так же быстро, как и исчезают. В постоянном же движений (в особенности непопулярном), остаются исключительно идейные и в большинстве своем мыслящие товарищи (остальные расходятся по другим- более популярным идеологическим лагерям.)

se-bo

11-04-2012 10:26:12

Чекист, конечно, идея еще не мертва. Далеко не мертва. Ибо процесс ее превращения в идейный выхолощенный скелет и уже фактический труп идеи - разные понятия.
Чекист писал(а):В постоянном же движений (в особенности непопулярном), остаются исключительно идейные и в большинстве своем мыслящие товарищи
"Идейные" не всегда значит "мыслящие". Бывает и тупое следование неадекватным исторической ситуации идейным клише и стереотипам.

Чекист

11-04-2012 13:15:45

se-bo писал(а):Чекист, конечно, идея еще не мертва. Далеко не мертва. Ибо процесс ее превращения в идейный выхолощенный скелет и уже фактический труп идеи - разные понятия.
Чекист писал(а):В постоянном же движений (в особенности непопулярном), остаются исключительно идейные и в большинстве своем мыслящие товарищи
"Идейные" не всегда значит "мыслящие". Бывает и тупое следование неадекватным исторической ситуации идейным клише и стереотипам.

Обычно такие отсеиваются со временем (разделяя судьбу всевозможных сект), а мыслящие находят дорогу к массам ибо их отличает возможность создавать новое. Ну или хотя бы по новому преподносить старое (что дорогого стоит).

se-bo

11-04-2012 15:02:43

Чекист писал(а):мыслящие находят дорогу к массам ибо их отличает возможность создавать новое.
Гения от безумца отличает лишь его успех. :hi_hi_hi:
По новому преподносить старое дорогого стоит даже среди анархистов. :cry_ing:

Шаркан

11-04-2012 16:59:04

se-bo писал(а):Гения от безумца отличает лишь его успех

не критерий

Чекист

11-04-2012 18:31:27

Шаркан писал(а):
se-bo писал(а):Гения от безумца отличает лишь его успех

не критерий

Удача. Оказались ли его гениальные способности востребованы в какой-либо части общественной жизни (искусстве ли, технике ли, и.т.д). Ну и безумца очень часто отличают реальные, а не приписываемые психические патологии.