afa-punk-23
11-06-2017 22:30:26
Анархизм и ницшеанство
В Советском союзе его клеймили «буржуазным философом», обыватели считают его предтечей фашизма, цитаты из его высказываний можно встретить у людей самых разных политических взглядов.
Учение Ницше, которое многие считают гениальным, едва ли возможно уложить в рамки одной политической идеологии. Но будучи философом, умеющим глядеть в суть и рассматривать проблемы под углом, недоступным широкой публике, он неизбежно высказывал идеи, близкие духу анархизма.
Публикуем отрывок из книги историка анархизма Спенсера Спншайна «Ницше и анархисты».
Спенсер Саншайн. Ницше и анархисты (2005)
Предложение объединить Ницше и анархизм звучит довольно дерзко для многих людей. Даже если отбросить старую позицию о том, что «рабочий класс» является единственной социальной группой, которая способна на революционные преобразования, не Ницше ли оказал значительное влияние на развитие фашистских и индивидуалистических идей, которые отстаивали право сильных над слабыми? И не критиковал ли сам Ницше анархистское движение своего времени, называя анархистов «собаками» и обвиняя их в ресентименте?
Более конструктивным способом для того чтобы проследить эту связь, не обращаясь к самим произведения Ницше в попытке доказать или опровергнуть совместимость его взглядов с анархизмом, является рассмотрение примеров того, как анархисты сами взаимодействовали с его наследием. Удивительно, но многие «классические анархисты» находились под влиянием Ницше и некоторые из них даже использовали его идеи для продвижения необходимости классовой борьбы.
Список таких анархистов не ограничивается культурно ориентированными анархистами и анархистками, как, например, Эмма Гольдман, которая дала десятки лекций о Ницше и крестила его в качестве почетного анархиста. Список проницшеанских анархистов включает в себя и видных членов испанской НКТ-ФАИ в 1930е годы, таких как Сальвадор Сеги и анархо-феминистку Федерику Монтсени, теоретика анархо-синдикализма Рудольфа Рокера и даже молодого Мюррея Букчина, который привел концепцию Ницше о «переоценке ценностей» в поддержку испанского анархического проекта.
В Ницше можно наблюдать много факторов, которые обличают в нем анархиста: его ненависть к государству, его отвращение к бессмысленному социальному поведению «стада», его почти паталогическое антихристианство, его недоверие к влиянию рынка и государства на культуру, его стремление к «сверхчеловеку», то есть, к человеку, который должен быть ни хозяином, ни рабом, его похвала экстатическому и творческому самовыражению, его приверженность к прототипу современного художника, который верит в сотворение нового мира на основании ничего и его «переоценке ценностей» в качестве источника изменений в отличии от марксистской концепции классовой борьбы и диалектики линейной истории.
Конечно, некоторые анархисты удобно забывают о его женоненавистничестве, элитарности, его презрении к тем, кто работал над социальной справедливостью. Но, так же, забывают и фашисты о ненависти Ницше к таким ярким атрибутам фашистской идеологии как к немецкому национализму, его восхищении евреями, о его пропагандировании смешанных браков, о его отвращении к ресентименту (исходя из определения которого, Гитлер являлся его ярким представителем), его презрении к рынку, государству, толпе.
Наибольше усилий для продвижение Ницше в анархической среде приложила Эмма Гольдман. Она редактировала журнал «Мать Земля» в течении 12 лет, пока власти США не арестовали ее за антиправительственную деятельность в 1917 году и депортировали ее в Советский Союз через 2 года. «Мать Земля» была общей платформой для анархо-коммунистов, индивидуалистов, мутуалистов, синдикалистов и многих авангардистов, видевших анархизм как политическое расширение своих убеждений (во многом таким же образом, как и деятели контркультуры после Второй мировой войны). Журнал и лично Гольдман в значительной степени способствовали ницшеанству — они не просто печатали его статьи, популяризировали его идеи и обсуждали их, но также и предоставляли возможность заказать полное собрание сочинений философа по посылочной службе в книжном магазине.
В своей биографии «Проживая свою жизнь» Гольдман писала о своих первых впечатлениях о произведениях Ницше в 1890х годах: «Магия его языка, красота его видения отнесли меня к невообразимым высотам. Мне очень хотелось поглотить каждую строчку его сочинений». Она также пишет, что «Ницше не был социальным теоретиком, а поэтом, мятежником и новатором. Его аристократия не была аристократией по рождению или по кошельку, это была аристократия духа. В этом отношении Ницше был анархистом, а все истинные анархисты являются аристократами.» Лейт Старкросс (Leigh Starcross) в своей статье в сборнике Джона Мура «Я не человек, я динамит. Фридрих Ницше и анархистская традиция» пишет, что Гольдман популяризировала идеи Ницше в лекциях и использовала многое из его представлений о морали и государстве в своих работах. Тем не менее, она всегда старалась совмещать самобытность индивида с кропоткинским анархо-коммунизмом.
Гольдман не была единственной анархисткой, которая пыталась объединить Ницше с Кропоткиным. Алан Антлифф [либертарный активист, исследователь анархизма в культуре, особенно в модернистской и авангардной — приметка переводчика] в своей статье в том же сборнике «Я не человек, я динамит. Фридрих Ницше и анархистская традиция» пишет, что индийский искусствовед и антиимпериалист Ананда Кентиш Кумарасвами в своей философии объединял ницшеанское мировоззрение, социальные взгляды Кропоткина и азиатскую духовную метафизику как основу для противостояния британской колонизации и индустриализации.
Кропоткин сам, однако, не был большим поклонником Ницше. Немногие его упоминания о Ницше были довольно резкими, он явно не видел философию Ницше, как и Штирнера, конгруэнтной. Однако свое отношение Кропоткин увлек с собой в могилу, так как о Штирнере, Ницше, Толстом и других он собирался написать в последнем разделе своей «Этики», который он так и не успел написать.
Испанские анархисты так же смешивают классовую политику с ницшеанским вдохновением. Мюррей Букчин в «Испанских Анархистах» описывает видного деятеля НКТ-ФАИ Сальвадора Сеги как почитателя ницшеанского индивидуализма. Букчин в своем введении к работе Сэма Долгоффа «Анархистские коллективы» описывает перестройку общества как ницшеанский проект. Букчин говорит, что «рабочий должен видеть себя человеческим существом, а не как класс существ., как творческую личность, а не как «пролетариев», как самоутверждающиеся существо, а не «массы»… экономическая составляющая должна быть гуманизированная непосредственно путем сближения с процессом работы через уменьшение ее роли в жизни работника, которая произойдет через Ницшеанскую «переоценку ценностей», поскольку «ценности» непосредственно относятся к производству и потреблению, а также к социальной и личной жизни».
Другой участницей НКТ-ФАИ, которая находилась под влиянием Ницше, была Федерика Монсени, редакторка La Revista Blanca, которая позже печально прославилась в качестве одной из четверых анархистов, которые приняли предложение занять пост в кабинете министров правительства Народного Фронта. Ницше и Штирнер, а также драматург Ибсен и анархо-географ Реклю — были ее любимыми авторами, по словам Ричарда Керна («Политическая история испанского анархизма, 1911-1937»). Керн пишет, что Монсени считала «эмансипация женщин приведет к более быстрой реализации социальной революции» и что «революция против сексизма в будущем будет исходить от интеллектуальных и воинствующих женщин». В соответствии с ницшеанской концепцией Федерики Монсени, женщины могли бы реализовать пересмотр своих ролей в искусстве и литературе.
И, наконец, не следует недооценивать влияние Ницше на ситуационистов. Ситуационистов часто ошибочно принимают за анархистов, но на самом деле это была группа, которая сочетала идеи нескольких авангардных течений (Дада, сюрреализма и леттризма) с гегелевским влиянием «западного» марксизма Георга Лукача, Анри Лефевра и других. (Для собственных взглядов на анархизм Ги Дебора смотрите тезисы 91-94 «Общества Спектакля»). В то же время, Джон Мур считал Ситуационистское движение «второй волной анархической мысли», первым теоретическим сдвигом от «классического» анархизма.
Одним из наиболее важных онтологических сдвигов было то, что в то время, когда Маркс видел человеческую природу как таковую, которая определяется работой (он закладывал это в явном виде в своих рукописях 1844 года), ситуационисты видели человечество изначально творческим и воодушевленным. Они, как и Ницше, взяли художника, а не рабочего, в качестве модели для нового революционного субъекта. Те, кто следовал ситуационистской традиции, например Хаким Бей, видели родство этой группы с Ницше на этой основе. Фреди Перлман оценил бы совет философа в «Так говорил Заратустра» избегать выражения «безусловные люди», которые «кисло смотрят на жизнь», ибо «у них тяжелые ноги и смута в сердце: они не знают как танцевать.»
В конце-концов, не нужно устанавливать связь между Ницше и анархизмом, эти два явления уже соединились, а мы уже унаследовали плоды этого союза.
Источник: https://www.facebook.com/blackrainbowor ... =3&theater