Анри Бергсон

Диас

08-10-2009 04:24:22

Анри Бергсон-французский философ,представитель интуитивизма.Центральное понятие его философии-чистая,т.е.нематериальная длительность-первооснова всего сущего.Материя,время,движение-различные формы проявления длительности в нашем представлении.Познание длительности доступно лишь интуиции,понимаемой как непосредственное постижение,где акт познания совпадает с актом,порождающим действительность.Диалектике Бергсон противопоставляет своё учение о творческой эволюции.Сочинения-"Непосредственные данные сознания",""Материя и память","Творческая эволюция","Два источника морали и религии"....Интуитивизм оказал воздействие на экзистенциализм,в частности на Сартра,также оказал влияние на русского анархиста Борового...Прошу высказываться...

Диас

08-10-2009 07:58:46

Интуитивизм оказал заметное влияние и на художественную литературу,и в первую очередь на Марселя Пруста и на его многотомный цикл романов "В поисках утраченного времени".

whirlwind

08-10-2009 08:14:01

Известно, что первым идею о жизни, как космическом явлении, в чём-то резко отличном от косной материи, высказал ещё в XVII веке Христиан Гюйгенс. Анри Бергсон, автор философского шедевра "Творческая эволюция" (1907 г.), говорил о жизни как о развивающемся процессе, идущем по пути повышения организации, то есть против закона возрастания энтропии, которому подвержена косная материя. Фромм также рассматривал жизнь как динамический творческий процесс ("быть"), противоположный окостенению, омертвению ("иметь").

От Бергсона через французов Эдуарда Ле Руа и Пьера Тейяра де Шардена (кстати, палеонтолога) линия преемственности тянется к великому учёному и мыслителю Владимиру Ивановичу Вернадскому (1863-1945), которого принято относить к школе "русского космизма". Ефремов является продолжателем этой традиции, а В.И.Вернадского он считал "самым великим учёным ХХ века и одним из выдающихся во все времена".

http://noogen.2084.ru/Efremov.htm

Ниди

08-10-2009 08:31:53

В 1927 году Анри Бергсон был удостоен Нобелевской премии по литературе «в знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены». Представитель Шведской академии Пер Хальстрем в своей вступительной речи следующим образом охарактеризовал главное достижение Бергсона: «Проделав брешь в стене рационализма, он высвободил колоссальный творческий импульс, открыл доступ к живой воде времени, к той атмосфере, в которой человек сможет опять обрести свободу, а стало быть, – родиться вновь».

Бергсон не смог лично присутствовать в Стокгольме на церемонии вручения премии и послал в Шведскую академию письмо, в котором, в частности, говорилось «Исторический опыт доказал, что технологическое развитие общества не обеспечивает нравственного совершенства живущих в нем людей. Увеличение материальных благ может даже оказаться опасным, если оно не будет сопровождаться соответствующими духовными усилиями».

Здесь можно прочитать статью о жизни и творчестве Бергсона: http://n-t.ru/nl/lt/bergson.htm.

Бергсону принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

"Промежуток времени существует только для нас в силу взаимопроникновения состояний нашего сознания."

"Наши восприятия, ощущения, эмоции и идеи предстают нам в двойной форме: в ясной, точной, но безличной - и в смутной, бесконечно подвижной и невыразимой, ибо язык не в состоянии ее охватить, не остановив ее, не приспособив ее к своей обычной сфере и привычным формам... ощущения и вкусы предстают мне в виде вещей, как только я их изолирую и даю им названия; в человеческой же душе есть только процесс постоянного развития."

"Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он свободен."

"Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться."

Cheshire Cat

03-11-2009 16:01:00

Изображение


Определение свободы, данное Бергсоном:

"On appelle liberté le rapport du moi concret à l'acte qu'il accomplit" (Essai sur les données immédiates de la conscience)


"Свободой называют отношение конкретного я к осуществляемому им действию" ("Трактат о непосредственных данных сознания")

« … On ne peut ni déduire, ni expliquer la liberté, ni la tirer d’une quelconque construction ; on ne peut que l’éprouver, la vivre, l’expérimenter et la décrire. »


Невозможно ни дедуцировать, ни эксплицировать свободу, ни извлечь её из какой-либо конструкции; можно лишь испытывать, проживать её, экспериментировать с ней и описывать её



« Pour rendre pleinement justice à Bergson, il faut, d’après sa propre exigence, insister sur ce qu’il a appelé « l’intuition originelle ».
« En ce point est quelque chose de simple, d’infiniment simple, de si extraordinairement simple que le philosophe n’a jamais réussi à dire… Toute la complexité de sa doctrine qui irait à l’infini, n’est donc que l’incommensurabilité entre son intuition simple et les moyens dont il disposait pour l’exprimer » (1). Cette « intuition première » tendrait, nous le croyons, vers la révolte contre la résignation de la volonté humaine, individuelle et collective, à d’inéluctables alternatives, contre son asservissement à ces dernières. C’est la décision et la création, à la fois individuelles et collectives, en tant qu’éléments inébranlables de l’existence humaine, de la condition humaine, décision et création capables de vaincre tous les obstacles et de transformer toutes les situations, qui constituent l’acquis principale de l’héritage que Bergson a laissé : l’homme, l’humanité vaincront, s’ils savent le vouloir. »

Чтобы отдать должное Бергсону в полной мере, нужно, в согласии с его собственным требованием, настаивать на том, что он назвал "первоначальной интуицией".
"В этой точке есть что-то простое, бесконечно простое, настолько необыкновенно простое, что никогда не удастся высказать философии... Вся сложность её доктрины, доходящая до бесконечности, есть лишь несоизмеримость между её простой интуицией и теми способами, которыми она располагает, чтобы её выразить". (1) Эта "первая интуиция" вела бы, как мы понимаем, к бунту против покорности человеческого воления, индивидуального и коллективного, перед неизбежными альтернативами, против своего порабощения этими последними. Именно решимость и творчество, одновременно индивидуальные и коллективные, в качестве нерушимых элементов человеческого существования, человеческого условия, решимость и творчество, способные победить любые препятствия и преобразить любые ситуации, составляют главное достижение наследия, оставленного Бергсоном: человек, человечество победят, если они сумеют пожелать этого".

(1)« L’intuition philosophique », La pensée et le mouvant, Paris, Alcan, 1934, p. 137.

(Жорж Гурвич. "Два аспекта философии Бергсона: время и свобода).

http://oniromancies.blogspot.com/2009/0 ... rgson.html

Cheshire Cat

04-11-2009 17:40:25

В дань уважения Жану Ипполиту.
Резюме одной конференции об Анри Бергсоне и экзистенциализме.
Site Philagora, tous droits réservés ©
__________________
Лучшее, что можно сделать, чтобы воздать уважение Жану Ипполиту, - это представить его мысль. 13 Марта 1948 года (время создания общества «Друзья Бергсона») этот решительный, невысокого роста человек сравнил Бергсона и Хайдеггера – не как близорукий, видящий только сходства, а как ясновидящий, умеющий выявлять различия. Вот краткий вывод этой конференции (исправленный автором).

I- Бергсон и Хайдеггер, тот и другой, основывают свою онтологию на Времени. Эта общая территория, безусловно, делает возможной сравнение, но это сравнение очень быстро приводит к противоположности в изначальном характере двух философий. Эта противоположность рассматривается с трёх точек зрения.

Бергсон противопоставляет глубинное Я, длящееся и творящее, поверхностному Я, теряющемуся в неподвижном разнообразии своих состояний; Хайдеггер противопоставляет подлинной (authentique) экзистенции, собирающейся перед лицом смерти, экзистенцию неподлинную, субъектом которой является лишь некое банальное Само (Soi), ставшее взаимозаменяемым с другими (мы совершаем это, живём, умираем). Эта дистинкция приводит и у того, и у другого к двум концепциям Времени и Темпоральности. Однако за видимым подобием некоторых формул скрывается глубокое различие точек зрения. У Бергсона эта дистинкция появляется только благодаря потребности в действии, социальной жизни и языке; именно ввиду точного анализа понятий Время и Дление, позволяющего ему критиковать аристотелевское время (меру движения) и время науки (4-ое измерение пространства), Бергсон и пытается представить эту оппозицию. Хайдеггер, напротив, подобно Паскалю, настаивает на уклонении человеческой реальности от возможности подлинного существования. Именно для того, чтобы забыться, забыть о своей заброшенности и о своей конечности, она теряется в мире, постоянном объекте её заботы.

II- Это первое различие ведёт ко второму. Хайдеггер исходит из Темпорализации, дистинкции трёх временных экстазисов (прошлого, настоящего, будущего) и пытается показать, как в подлинной экзистенции человеческая реальность добивается собирания этих эстазисов, в которых она всегда находится вне самой себя. Бергсон исходит из изначального единства, так же, как и спаянности креативного дления (Время есть творец или оно не существует), и похоже, что разделение и воссоединение времени – темпорализация – не были бы у него возможны, ввиду этой первой спаянности дления (неразделённой последовательности). Фактически цель этой конференции состоит в том, чтобы показать, что это разделение и это воссоединение есть также у Бергсона, на уровне человеческого, и управляется требованиями эффективности человеческого деяния в мире. Между Трактатом и Творческой эволюцией момент человеческого, воплощения и отделения, необходимого для действенности (l'efficience) и эффективности (l'efficacité) человеческого деяния в мире представляет Материя и память. Именно требования этого деяния определяют в некой памяти, уже предвещающей жизненный порыв (оригинальный синтез прошлого и настоящего ввиду будущего) дистинкцию между неким прошлым, способным быть представленным и зафиксированным образом, и будущим, остающимся частично неопределённым. Неустанно повторяет прошлое одна лишь материя, дух же, будучи творческим и свободным, должен уметь воображать его, чтобы преодолевать в каждом наступающем моменте. Необходимо, чтобы избавиться от распространённых мнений (les centre-sens), часто приписывающих Бергсону те положения, которые он опровергает, выделить различные значения, придаваемые им этим трём терминам: памяти, чувствительной ко многим напряжениям бытия-в-себе прошлого, имманентного всем развёртываниям этой памяти; образу, репрезентирующему это прошлое для существа, которое должно творить и переступать за грань этого прошлого (открытость будущему заведует, таким образом, определённой перспективой на прошлое и отрывом от него). "Если материя не помнит прошлого, то именно потому, что она без конца повторяет это прошлое… Следовательно, её прошлое поистине дано в его настоящем; но эволюционирующее бытие более-менее свободно творит в каждый момент нечто новое, вот почему было бы тщетно пытаться прочитать его прошлое в его настоящем, если бы прошлое не отстаивалось в нём в состоянии воспоминания. Следовательно…, необходимо, чтобы прошлое, на сходных основаниях, разыгрывалось материей и воображалось духом".

III. Всю философию Бергсона можно было бы сконцентрировать в следующей фразе: "Философия должна быть неким усилием по преодолению человеческого условия". Момент человеческого, управляющий предыдущими дистинкциями в рамках творящего дления, не существен для Бергсона, философия которого, как было отмечено, есть прежде всего философия природы и жизни… Он не является таковым у Хайдеггера, который в "Sein und Zeit" исходит из "Dasein", человеческой реальности, и из его экзистенции при попытке раскрыть основания некой онтологии.

Однако границы – впрочем, различные – этих философских концепций проявляются в принятом решении, которое характеризует для одной подлинную жизнь, а для другой – служащую заключением окончательную ясность. Хайдеггер говорит нам о подлинном существовании, что оно не производит ничего иного, помимо того, что производит неподлинное существование; только оно производит это в другом осмыслении. Сознание своей конечности, своего бытия-для-смерти сопровождает все его акты, не меняя его материальности. Бергсоновская философия, показывающая нам, что человеческий рассудок способен иногда оборачиваться против жизни, которой он должен был бы только служить и продвигать ко всё более и более высоким целям, требует от нас почти бесчеловечной ясности. «Поэтому беспокойства человека, заброшенного на землю… и стремление понять, что собственно такое рассуждающее существо, нуждались бы в бесконечном исчислении. Но эта сложность рассеивается, если поместить человека в природное целое, если принять во внимание, что рассудок мог бы быть препятствием для ясности, которая обнаруживается повсюду, где его нет. Рассмотренные с этой точки зрения, которая есть точка зрения генезиса, а не анализа… нарушение и игра воображения компенсируются и аннулируются. Для бога, глядящего на это сверху, всё кажется нераздельным, как уверенность цветов, распускающихся весной». Но, увы, мы не являемся богом, который мог бы созерцать вещи сверху, и эта ясность, подобно твёрдой решительности Хайдеггера (о которой невозможно сказать, на что она решилась), не даёт возможность истинного примирения с человеческой историей и её рисками, подобными тем, которые мы опробуем сегодня. Похоже, однако, что философия Бергсона, которая остаётся философией творческой жизни, не сделавшись, в действительности, философией человеческой истории, содержала в себе возможности для философии истории, не предоставленные философией Хайдеггера. Имеется «Будь тем, чем ты становишься», открывающее перспективы на человеческое будущее и действительную историю, тогда как «Становись тем, что убито» хайдеггеровской историчности, хотя и разрешает повторение, в том смысле, в каком придаёт этому термину философ, не кажется делающим возможной философию истории, которую мы стремимся конституировать.
Par J. Llapasset

http://www.philagora.net/grenier/hyppolite.htm

Graswurzel

10-11-2009 17:15:08

повлиял на становление хфелософии алексея борового - как бЭ одного из самых интересных русских анархистов.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0% ... 0%B8%D1%87

или телега о социяльной философии революционного синдикализма.
http://sibokt.livejournal.com/4852.html

Диас

10-11-2009 17:40:22

Кстати,Боровой в своём "Анархизме"писал по поводу интуитивизма Бергсона:"...в живой действительности нет ничего неподвижного,она-алогична,она-"непрестанное становление","абсолютная длительность",она-свободная "творческая эволюция".и ещё-"рассудочное знание-искусственно расчленяет жизнь,разрывает её слитный,неделимый,никогда не повторяющийся поток..."