смальца об одном его последователе -
[SPOILER] Абдул Джаффар Хан: Пешаварская Коммуна 1930
Во время интенсивных военных действий США против Афганистана часто можно было слышать о пограничном с Афганистаном Пешаваре, якобы рассаднике исламского терроризма. Город Пешавар был в своё время совершенной противоположностью: это был центр ненасильственного восстания против британского колониализма.
Это восстание было инициировано Абдулом Джаффар Ханом, пуштуном по национальности (тогда они назывались патанами), принадлежавшим к племени, которому до сих пор приписывается врождённая тяга к насилию и жестокости. Его армия "краснорубашечников", стоит в лучшем случае глубоко в тени своего современника Ганди, хотя дело этой странной армии было довольно своеобразным.
Северо-западная провинция тогдашней Индии была чем-то вроде мультяшной асткриксовой провинции для британцев, хорошо вооружённой и воинственной. Само собой, противостояние было куда более кровавым, чем в знаменитых французских мультиках. В 1842 году, на пример, из карательной экспедиции вернулся лишь один британский солат, оставленный в живых для того, чтобы он отчитался перед начальством. Но контроль над территорией стал возможен, потому что пуштунские кланы враждовали между собой. Тем удивительней кажется пацифистское движение, возникшее в столь брутальной среде.
Абдул Джаффар Хан родился в 1890 году в семье вождя одного из пуштунских племён, таким образом он имел доступ к университетскому образованию, в отличие от большинства своих соплеменников. Основным фактором притеснения были колонизаторы, в их руках лежало всё, от образования до налогового обложения. Но не суть военное превосходство британцев держало народец пуштунов в заключении, а постоянные племенные распри. Из глубокого религиозного убеждения Хан чувствовал себя призванным помочь своему народу добиться социальных реформ и образования. Все его общественнные проекты обосновывались служением Богу, у традиционных мулл Хан натыкался всегда на отрицание, в особенности касательно своего отношения к насилию. Мусульманам не была знакома ни индуистская, религиозно мотивированная способность пострадать за правое дело, ни отказ от насилия. В тренинг "краснорубашечников" включались цитаты из Корана, подчёркивающие значение мира. Сам Хан в спорах обосновывал свою позицию тем, что ни одна известная в Исламе личность не стала знаменитой благодаря своей жестокости, но благодаря мудрости и миролюбию.
В 1910 г. он основал первую не-британскю школу. Он ходил из деревни в деревню, чтобы преподавать людям основы грамоты и гигиены, а также идеи ненасильственного сопротивления. В 1929 г. он основывает абсолютный нонсенс - Khudai Khidmatgar, ненасильственную армию Слуг Господних. Слуги Господни преследовали реформистские идеи, самопожертвование доходило до отказа от собственной жизни без желания унести с собой как можно больше врагов. В их присяге содержалась также возможность отказаться от выполения приказа, противоречащего совести "солдата". Кроме того, можно было и спокойно покинуть "армию", но о таких случаях ничего неивестно, а к 1938 году "армия" объединяет около 100 000 человек. Солдаты обязывались к любви к ближнему и социальной работе: "I promise to devote at least two hours a day to social work. I shall expect no reward for my services" (4). На этой почве выросло множество прогрессивных проектов. Основной силой оставалось гражданское неповиновение против британцев: сколь изворотливыми ни были пуштунские партизаны, британская армия всегда в итоге оказывалась сильнее. Хан постоянно поддерживал связь с Ганди, сотрудничая и с индуистским меньшинством в регионе, оставаясь со своим движением явлением самобытным. Как и в движении вокруг Таха, женщины были полноправными членами организации.
В полку Слуг Господних значительно прибыло после очередного заключения Хана в пешаварскую тюрьму в апреле 1930, за чем последовали бунты и забастовки. Колониальное правительство бросило войска на подавление бузы, с приказом стрелять в бунтовщиков. После того, как несколько сотен человек пало без попыток к бегству или нападению на солдат, войска, состоящие преимущественно из элитных индийских солдат, сложили оружие. Для британских хозяев это было огромным шоком, т.к. эти войска с Первой мировой войны считались особенно надёжными. Войска были отозваны, а в это время "краснорубашечники" переняли власть в городе, за несколько дней было создано параллельное управление. Были созданы добровольные отряды дорожной полиции, ночные патрули, важные решения выносились на суд общественности. Вокруг Пешавара были созданы альтернативные учатки по сбору налогов и агитации за неуплату налогов государству. Через 9 дней Пешавара достигли новые войска британцев и с особенной жестокостью положили конец свободе города. Они пытались всеми силами спровоцировать насилие: ничто не было им так непонятно и страшно, как политический актёр, действующий вне логики военных действий. Как раз в это время с примерно 1000 человек Слуги Господни разрослись до 25 000. Позднее они поддерживали национальный конгресс Индии в вопросе о независимости и единстве страны. Коммуна была важной причиной, почему британцы разрешили индусам муниципальное самоуправление - первый шаг к национальной независимости. Провинция была всё же отделена и стала частью Пакистана, при вражде между хинду и мусульманами последователи Хана пытались примирить стороны.
Абдул Джаффар Хан провёл в тюрьмах около трети своей жизни, и социальные реформы, за которые он боролся, до сих пор остаются занозой в заднице местным землевладельцам и муллам, и пакистанское правительство заботится о том, чтобы имя Хана не появлялось в учебниках истории.
http://zhurnal.lib.ru/o/olladij_t/islam-libert.shtml
[/SPOILER]
Вильям Мейерс
«Ненасилие и его насильственные последствия»
[SPOILER]Индия и Ганди
Идеологи всех цветов любят пересказывать историю в манере, стремящейся к упущению деталей (иногда значительных деталей), которые поставили бы их идеологию под вопрос. Большинство американцев почти ничего не знают об истории индийского субконтинента создании индийской нации. Единственные, кто заинтересован в рассказывании этой истории в США – это политические активисты Ненасилия. История довольна проста в их пересказе: Ганди вернулся в Индию после работы за гражданские права индийцев в Южной Африке. Индия находилась под властью Великобритании. Ганди вдохновил индийцев на борьбу за независимость от Великобритании, используя ненасильственное гражданское неповиновение. Британцы убили нескольких индийцев и побили прочих, но, вероятно, таки увидели свет и предоставили Индии независимость. Следовательно, Ненасилие является решением всех проблем.
Реальность была более сложной.
Когда британцы впервые высадились в Индии в 1600-х, они пришли как East India Company и заключили договор с главной силой, могульской империей, о союзничестве против португальцев. Но индийский континент не был одной страной. Могульская империя не только не охватывала множества княжеств, с которыми она была в союзе, вместо того, чтобы править ими напрямую, но южная Индия состояла большей частью из более маленьких государств, враждовавших с империей. Могульская империя более или менее распалась в 1700-х, но не по вине британцев.
Когда Ганди вернулся в Индию в конце Первой Мировой Войны, ситуация развилась, но имела значительное сходство с ситуацией 1600-х годов. Британское правительство управляло Индией, или наподобие того. Было много полунезависимых княжеств, страдающих в различной степени под управлением Вицекороля. Индийцы были разделены языком, национальностью, религией и кастами. Прозападные интеллектуалы образовали в 1885 г. партию Индийского Национального Конгресса. Уже в 1884 г. «указ Илберта» поставил индийских судей на тот же уровень, что и европейских судей в Бенгалии; урождённые индийцы сдавали те же экзамены, чтобы поступить на гражданскую службу, как и британские колонисты (но экзамен сдавался в Лондоне; хорошо, если вы посещали школу в Англии, но этим трудно было воспользоваться обычным индийцам). Существовали законодательные советы с индийцами, хотя они обладали ограниченной властью. Было ясно, что со временем Индия будет управляться индийцами; вице-король Карзон пообещал, что ещё до 1900 года. Проблема перехода заключалась не в том, что там были британцы, которым нравилась старая система прямого бюрократического управления и экономической эксплуатации. Индийцы не были едины; многие аристократы и принцы предпочитали свои старые соглашения с британцами; и даже партия Конгресса была разделена на фракции, известные как Умеренные и Экстремисты. Победа японцев над европейской силой, Россией, в 1905 г. разожгла воображение Индии. Большевистская революция и распространение коммунизма также сыграли важную роль в разделении и объединении индийцев между двумя мировыми войнами.
Больше реформ было проведено британцами между войнами, но независимость казалась далекой. Ганди был одним из признанных лидеров партии Конгресса после, того как он провёл кампанию гражданского неповиновения и отсидел за неё 6 лет. Образовывались другие партии и избирались в правление различных провинций. Партия Конгресса стала сначала сопротивляться выборам, затем приняла в них участие под предлогом разрушения реформ изнутри, чтобы приблизить независимость. Ганди показал своими статьями и действиями, как Индии одолеть британцев. Но это сработало только потому, что британцы верили в своё моральное превосходство. В итоге, Ганди сделал британцам вызов, показать свое моральное превосходство тем, что они исчезнут из Индии. Идеология Ненасилия Ганди происходила напрямую от его джайнистских религиозных убеждений. Страдание от рук насильника для джайниста было целью самоочищения и демонстрации достоинства.
В 1934 г. Ганди был побеждён. Кампания гражданского неповиновения была прекращена. Консервативные силы контролировали британское правительство и всё ещё оставались у руля в реформированной Индии. Ганди и партия Конгресса приняли постепенное удаление британцев. В 1935 г. правительство «Индийского закона» сделало статус самоуправляемой колонии в империи приемлемой целью. Федерализм был бы рамкой для перехода (к независимости), а парламентские учреждения – формой правления. Большие части «Индийского закона» были использованы дословно, когда в 1950 г. была наконец-то написана Конституция.
Вторая Мировая война заставила Ганди поддержать Великобританию: «Мы не ищем независимости на руинах Британии». Так-то, великий святой лично одобрял то, что индийские солдаты убивали японских и немецких солдат ради хорошей цели. Это с трудом сочетает с идеологией Ненасилия. Британское правительство предложило партии Конгресса непосредственные реформы и независимость непосредственно после войны, чтобы получить его лояльность. Те отказались от предложения. Ганди передумал на полпути и начал кампанию «Quit India», которая рассматривалась британцами как предательство. В это же время мусульмане предложили, чтобы был создан Пакистан как государство независимое от Индии и от Британии, идея, начисто отвергавшаяся Ганди и Неру. Так, когда война была окончена и британцы хотели передать власть индийцам, они не могли, т.к. индийцы уже воевали между собой. В конце концов, в 1947 г. британцы объявили, что собираются исчезнуть в 1948 г. Ганди и Неру разошлись. Ганди хотел заставить мусульман быть частью Хинду-Индии; Неру решил разрешить создание Пекистана и сконцентрировать в руках партии Конгресса полную власть для правления остальной Индии.
Видите, как сложно всё было? Эта короткая версия может только начать показывать сложность исторического происшествия, длившегося более века, имевшего миллионы участников и закончившегося одной из самых кровавых трагедий современности: хинду против мусульман в конце сороковых годов. Она не включает роль сотен маленьких политических партий и группировок, включая вооружённые партизанские формирования. Но она показывает, что идеология Ненасилия играла только поддерживающую роль в независимости Индии. Ганди просто честно верил в Ненасилие в некоторые моменты своей жизни, но он использовал её как опору на (политической) сцене и чувствовал себя свободным использовать и извинять другие тактики, когда считал, что это будет вести вперёд.
http://yar.anarhist.org/library/theory/t_mod_58.htm
[/SPOILER]