Гл. IV. Болезнь жизни
Именно субъективность творит идеальности науки. Как и акты культуры, её вступительные акты – это модальность жизни. Сегодня, однако, наука и культура находятся в отношении взаимного исключения – что предполагает некое забвение: наука позволяет избавиться от своего собственного основания – то же самое происходит, когда философия редуцирует субъективность к условию возможности объекта. Праксис науки понимает истину как чуждую онтологической сфере живой истины. Это самоотрицание истины есть критическое событие, определяющее современную культуру в качестве культуры научной, феномена, сопровождающего элиминацию других духовных областей.
Однако любой человек движется внутри мира жизни, он есть свидетельство самости, субъективности, сингулярности. Этот пафос составляет часть жизни, которая постоянно самопреображается – работа для себя, имеющая целью этого индивида, аспект, никогда не принимаемый во внимание наукой. Вот почему желание разорвать связь, связывающую жизнь с ней самой, является неразрешимым (impossible). Оно есть источник страха (l’angoisse). Гиперразвитие современной науки составляет одну из главных попыток человечества избежать этого страха в то время, как он возрастает. Затемнение человеком своего собственного бытия лежит в основе варварства.
Гл. V. Идеологии варварства
Речь идёт, по существу, о гуманитарных науках, расцвет которых характеризует современную культуру. Имея в виду человека самого по себе, они претендуют на полную истину, создавая абстракцию трансцендентального Индивида, которыми мы являемся, выводя из игры субъективность. Эти науки остаются, таким образом, без объекта, распространение их поисков не связывается единой конечной целью. К их тематической пустоте прибавляется анархия их методов, подражающих методам наук о природе и, следовательно, их объекту, ведь всякий метод определяется исходя из его объекта. «Их референциальный недостаток» проистекает из того, что они покоятся на некой репрезентации жизни – которая им незнакома. Так история, покоящаяся на отношении человека к некой изначальной, чувственной Природе и нуждающаяся, в качестве науки, в квантовании своих феноменов на онтологическом фундаменте изначальной историчности, в которой она черпает свои законы, свою мотивацию, в которых прочитывается её собственная сущность, забывает о качестве своей деятельности, прилагая к индивидуальным, субъективным потребностям методы квантитативных исследований.
Теоретически гуманитарные науки сохраняют неизбежное отношение с тому, посредством чего люди являются людьми: телесности, языковой деятельности, историчности, социальности и т.д. Однако объективизм их научного проекта предполагает учреждение идеальностей, трактовки математического типа, истощающей человеческий факт. Чего стоит статистика перед фактом самоубийства, сексуальности, тоски (l’angoisse)?
К этому добавляется произвольное назначение существенных признаков, которыми не являются больше темпоральность, чувствительность, эмоциональность, интерсубъективность и т.д. Случайная тематизация, квантитативная трактовка денатурируют жизнь. Почему предпочитают как? Конструируют систему идеальных эквивалентов жизни, исходя не из самой жизни, а из её ирреальной репрезентации. Чем больше собирается позитивных знаний, тем больше неведения о том, что такое человек. И, однако, течение жизни, устраняемой в нашу эпоху, не уменьшается от этого в примитивных, вульгарных и даже отрицающих самих себя формах.
Гл. VI. Практики варварства
Жизнь как субъективность обладает неким знанием, которым является этика, праксис коэкстенсивен этой жизни. Так как жизнь переживается как абсолютная ценность, она определяет ценности своего деяния, которое есть лишь актуализация её первичной власти живого тела. Её знание не отличается от её деяния, а само движение жизни, упорствующей в своём бытии, есть самоутверждение. Бытие субъективности есть самодлящийся (continuée de soi) опыт, усилие без усилия, самовозрастание, не требующее ничего извне, погружённое (immergé) в свою «глубинную ночь» (Nuit abyssale), втянутое туда, где его пафос модулируется согласно фундаментальным феноменологическим тональностям страдания и радости. Страдание – от груза своего я, в котором нет ничего эмпирического, от веса своего существования, собственной неспособности отделаться от самого себя. Радость – когда страдание от сохранения переходит в опьянение от избыточности.
Таков исходный пункт всякой культуры в её возможном возврате в варварство. Будучи живой субъективностью, принуждающей себя к расточительству силой, культура является совокупностью предприятий и практик, в которых выражается избыток (la surabondance) жизни. Это онтологическое условие лежит в истоке мифологий как устранения первоначальных страхов, поэзии как избавления, оно обживает фактически каждую потребность. Эта сила, никогда не отрицаемая в своей кардинальной имманенции, не иссякает (ne se décharge pas), но обновляется. Её поступь (action) возносит её на высоту пафоса жизни, чтобы исторически осуществить эту последнюю. Эти формы действия, в меру нашего патетического отношения к бытию, являются творениями культуры в любой области, а не только в искусстве. Поэтому любая культура – это освобождение некой энергии, развёртывание её бытия, возрастание, позволяющее ей быть самой собой. Она не ограничивается произведениями, но распространяется на жизнь в целом.
Варварство действует как культура первоначальной энергии (la culture de l’Energie originelle), но оно есть инверсия этой энергии. Ибо элиминация жизни невозможна. И именно здесь наступает ответственность науки, отбросившей от себя всё субъективное. Фактически культура устраивает мир тем способом, который предстаёт как образ её потребности в возрастании: жилище, могилы, общественные здания – всё то, что позволяет человеку реализовывать свою сущность, больше чувствовать, понимать, любить, действовать. Но, как только, например, организация труда не укореняется больше в органической субъективности, труд становится невыносимым, его движение оказывается заблокированным неким страданием, не преодолеваемым уже в радости. Энергия течёт (subsiste) лишь в обратном направлении, производя страх (créatrice d’angoisse). Она старается освободиться путём непосредственной разгрузки (soulagement), складываясь в неразвитых (frustes) формах чувствования, мышления, действия, увеличивающих её неудовлетворённость и порождая насилие.
Таковы фигуры варварства: непристойное поведение, необузданное бегство в экстериорность, порождающее провальный уход от самого себя, сциентистская, позитивистская идеология, заменяющая науку, отказ от духовной жизни (la vie transcendantale), приклеивание к телеэкрану, являющемуся истиной техники, вызванному поиском фактической брутальности, несогласованность образов самого себя, заменяющих личную жизнь, её идеологическая цензура, объединяющая стереотипы какой-то эпохи и т.д.
Гл. VII. Разрушение университета
Первоначально предназначенный для передачи культуры в чистом и оснащённом (dotée) состоянии, благодаря особому статусу, Университет сегодня уничтожается не только варварским окружением, но и тем, что привносится в его методы. Знание, которое он давал, означало вхождение в обладание самим собой, даже если впоследствии студент подчинялся типизированной и стереотипизированной профессиональной деятельности. Сегодня развитие культуры уступает его автономно развивающемуся техническому знанию, управляющему конечной целью любого образования. По причинам трудоустройства, индивид подчиняется некой отчуждающей нормализации (un conditionnement aliénant). С другой стороны, Университет разрушается идеологией техники именно изнутри. Передача знания подчиняется обману педагогики, замещающей богатые содержания культуры мнимыми условиями её изучения, именно это избавляет всех от подлинной культуры – в то время как природа истинного знания, вневременного, всегда современного, может быть передана только в том случае, если это последнее переживается тем, кто его распределяет. Став галилеевским, Университет, в свою очередь, не считается с humanitas человека.
Андеграунд
Удаление культуры в подполье, изменяющее её природу и судьбу, характеризует современность. Сущность этого модерного варварства состоит в том, чтобы осуществиться внутри культурной формы: научного знания. Отрицание жизни, принявшее вид (a pris l’allure) некого позитивного развития, приводит в действительности к опустошению Земли а-субъективной природой техники. Оно разрушает также сообщество. Ибо любой социум покоится на некой интерсубъективности. Это взаимодействие субъективностей предполагает повторение некого знания в высших формах культуры и, в противном случае, рискует спонтанной интропатией и имитацией. Нынешний упадок происходит из отчуждения, спровоцированного средствами массовой информации эры техники, распространяющими тупость в нашем материалистическом обществе. Эти средства информации тотально чужды средствам культуры, помогающим человеку преодолевать себя. Это – царство ничтожности, сиюминутности, бегства в интеллектуальную лень. Не удовлетворяясь игнорированием культуры, они навязывают свои ценности и свою невыносимую скуку. Обрекаемая на инкогнито, культура изгоняется из Государства (la Cité). «Сможет ли мир ещё спастись благодаря этим немногим?».