[SPOILER]Прошу всех встать. Суд идет
Это была неуклюжая шутка, сказанная из-за ощущения неловкости от того, что я опоздал на два дня с подключением к процессу
[/SPOILER]
Высказываю свою точку зрения по обсуждению сторонами деталей процесса.
Предварительные замечания.
1. Предъявляя обвинение, Катран исходил из того, что Камикадзе (систематически?)
клеветал, т.е. распространял заведомо ложную информацию (принято считать, что слово "заведомо" в контексте означает: зная сам о ее ложном характере), - и имел при этом целью а)
дискредитировать (выставить в неприглядном свете? подвергнуть максимально жесткой критике?) САУ и б) добиться исключения с форума раздела САУ, а в перспективе - и представителей других не-коммунистических течений:
Вызываю Камикадзе на третейку за заведомую клевету, имеющую целью дискретитировать мою организацию и монополизировать ЕФА в руках анкомов путем исключения других фракций и организаций.
Мое мнение:
С какой целью Камикадзе делал те или иные высказывания в отношении САУ и анархо-капитализма, - в данном случае несущественно. Дискредитация того или иного участника или группы участников форума может быть как
не допустимой, так и
допустимой - последнее возможно, если словом "
дискредитация" назвать, например, доказательство факта распространения под названием "анархических" совершенно иных идей (нацистских, расистских и проч.)
Существенной мне представляется заведомая (для автора высказываний) ложность распространяемой информации, т.е. клевета. По мнению Катрана, "
здесь второстепенно, что подразумевал Камикадзе, награждая САУ такими эпитетами" (пост № 36), - но если Катран настаивает именно на
клеветническом характере "таких эпитетов", то он должен доказать их заведомо ложный характер.
Я пока не увидел доказательств того, что клевета со стороны Камикадзе имела место.
Забегая вперед: в ряде случаев Камикадзе действительно говорил некоторые вещи, не соответствующие действительности, но сам он при этом был уверен в своей правоте. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление.
2.
По сути требуемых сторонами санкций.
Наказание должно быть соразмерным совершенному проступку/преступлению. Этот принцип лежит как в основе юридического права, так и тем более - в основе обычного права, разновидностью которого является третейский суд. Например, обзывать человека "козлом" или "петухом" - нехорошо, но убивать за это, как принято в уголовной среде, - гораздо хуже. Согласие или несогласие сторон суда с той или иной формой наказания здесь несущественно.
В связи с этим, мне хотелось бы услышать от Катрана и Камикадзе, чем каждый из них обосновывает необходимость ухода проигравшей стороны с форума?
По сути обвинений.
3. Катран считает, что слова Камикадзе о "либерализме САУ" не имеют оснований (слова "являются клеветой" я пока не использую в связи с изложенным выше).
В посте № 36 Катран привел развернутую характеристику понятия "
либерализм" и сделал вывод: "
ни сегодня ни в будущем он не требует исключения государства из жизни общества. Либерализм – государственническая, этатическая идеология. Соответственно, «либерал» - сторонник урезанного, но присутствующего государства. (...) Такой подход в корне расходится с подходом САУ. Программа САУ: «Конечная цель правого анархизма – анархия в условиях частной собственности». «Цель САУ – приближение анархии. Задача САУ - эволюционное, поэтапное сокращение аппарата принуждения (государства)». ".
Особо подчеркиваю мнение самого Катрана: "первостепенно то, как они (здесь: понятие
"либерализм", "либералы") воспринимаются сторонними наблюдателями в контексте современного политического понимания".
В посте № 38 Камикадзе дал ответ на аргументацию Катрана. В частности, он привел следующую цитату:
"Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм. " Особо подчеркиваю, что Камикадзе привел данную цитату из Википедии, а тем самым
доказал, что
сторонние наблюдатели, о которых говорил Катран,
в контексте современного политического понимания видят в анархо-капитализме именно разновидность либерализма, а конкретно - "экономического либерализма".
Исходя из этого, я считаю, что в данном пункте своего обвинения Катран не прав, а Камикадзе имел веские основания называть анархо-капиталистов либералами.
4. Катран считает, что слова Камикадзе о "стремлении САУ к захвату власти" не имеют оснований.
Анализ понятия "
захват власти" Катран дал в постах № 41 и 44. Ответный анализ Камикадзе сделал в посте № 49.
Считаю, что рассуждения Камикадзе по данному вопросу не доказывают, что САУ стремится именно к "захвату власти". Суть его аргументации:
"В том контексте, в котором я это употреблял, очевидно, что я имел в виду "взятие власти", так как я приводил в доказательства не то, что вы какое нибудь экстремистское вооруженное формирование, которое заявляет что собирается взять власть насильственным путем. Нет, в качестве доказательства я приводил что вы политическая партия, которая участвует в выборах. По моему, очевидно что я имел в виду. (...) Если вы взяли власть (пусть даже в таких ничтожных количествах (...), то уже можно говорить о том, что САУ - захватили себе кусок власти." - Очевидно, что в этих рассуждениях Камикадзе не видит разницы между понятиями "захватить" и "получить", "захватить власть" и "прийти к власти". "Захватить" что-то есть лишь частный случай, один из возможных способов "получить" это что-то. В частности, государственную власть можно как "
захватить" (в любом понимании этого слова), так и получить каким-то иным способом, - например, путем демократического "
свободного волеизъявления избирателей", путем
соглашения между действующей властью и оппозицией (вариант: члена САУ пригласили на должность министра) и т.д.
Программа САУ и программные статьи идеолога правого крыла САУ В.Азарова прямо и недвусмысленно указывают но то, что САУ намерена участвовать в работе органов власти путем
"прохождения анархистов в парламент в современной олигархической Украине" и последующей работе в парламенте и местных органах власти. Реальная практическая деятельность правого крыла САУ ведется именно в этом направлении, о чем хорошо известно. Никаких свидетельств того, что САУ в целом или отдельные ее члены ведут работу, нацеленную на
захват власти, - не имеется.
Исходя из этого, я считаю, что в данном пункте своего обвинения Катран прав, а Камикадзе не имел оснований обвинять САУ (точнее, правое крыло САУ) в стремлении или намерении захватить власть.
[SPOILER]
Специальные замечания по отдельным вопросам.
5. Катран, в частности, отрицал либеральный характер анархо-капиталистов САУ на том основании, что либерализм, по вашим словам, сохраняет государство, а конечной целью Программы САУ названо безгосударственное общество.
Помимо изложенного в пункте 3, хочу обратить ваше внимание на то, что
в принципе переход к жизни безо всякого государства
декларируется и в ряде других идеологий, - и не только в марксистской, о которой вы сейчас подумали, но и, например, в религиозных ("царство божие" и весь комплекс представлений о загробном существовании). Правые анархисты, видя впереди
целую эпоху существования "постепенно ослабевающегося в процессе реформ государства", в этом вопросе, бесспорно, ближе отнюдь не к классическому пониманию анархизма.
6. Камикадзе называет программу САУ "большевистской" на том основании, что она нацелена на "захват власти" и дальнейшее "отмирание государства".
В действительности, ничего "большевистского" у САУ нет. Поскольку о "захвате" я уже сказал, добавлю, что в остальном имеет место даже не совпадение отдельных программных элементов, а отдельных
терминов. Большевизм есть идея захвата власти с тем, чтобы передать государству непосредственное управление всеми сферами жизни - хозяйственной, социальной, культурной и проч. Идея тотального огосударствления. Все остальное - вторично, в т.ч. и обещание последующего "отмирания" такого сверхгосударства.
7. Катран, в частности, заявил, что "захват власти" подразумевает
"полный захват центральных органов власти. Или, как минимум, их контрольного пакета – т.е. конституционного большинства в парламенте и ключевых министерств (силовых, транспорта, связи и т.д.)"
Слово "полный" мне здесь кажется избыточным. Имелись примеры, когда происходил бесспорный захват власти, но при этом на некоторых ключевых местах и даже на большинстве их оставались прежние персоны. Например - захват власти Екатериной Второй в 1764.
8. Катран, говоря о принципиальной допустимости для анархистов участвовать в представительных органах власти, привел два исторических примера: депутатство Прудона и Старобельское соглашение 1920 года.
Не собираясь вдаваться сейчас в дискуссию в принципе, я скажу лишь, что оба примера крайне неудачны для эволюционистов. Прудон был избран в парламент, созданный во время Февральской революции 1848 года; известный почитатель и главный специалист по Прудону (а одновременно законченный антиреволюционер) Александр Шубин в своей недавней работе был вынужден прямо признать: "Прудон недолго противопоставлял свой реформизм революции...Оказалось, что революция - это как раз то, что ведет к осуществлению анархического идеала. В Полемике с Марксом Прудон критиковал революционный заговор, а не массовое народное движение...
Логика революции окончательно заставила Прудона признать себя революционером и социалистом"; - и как результат, Прудон пишет книгу "Исповедь революционера".
Старобельское соглашение также заключено во время революции и гражданской войны, заключено между двумя (хотя и разными) революционными силами. И по условиям этого соглашения махновцы получали возможность участвовать в работе не демократических общенациональных представительских органах, а в
классовых организациях - Советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (точнее, их целью, очевидно, было возвращение перерождавшимся Советам изначального классового характера).
Если уж вы хотите найти опору для парламентской работы анархистов не только в логических построениях, но и в исторических примерах, - то найдите пример участия анархистов в межклассовых (общенациональных) парламентах/муниципалитетах в нереволюционное время.
[/SPOILER]