А ну вас!
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Мусульманская карта. Конфликт в Текстильщиках и спор о правах московских мусульман в контексте геополитических перспектив России
--------------------------------------------------------------------------------
"Мусульманский вопрос" всегда был в России непростым. Многовековой опыт борьбы с разного рода игом и внешними опасностями, связанными с исламским миром, оставил свой след в национальном менталитете. С другой стороны, те мусульмане, которые сегодня являются "коренными" гражданами России, как правило, выходцы из покоренных Россией народов и земель, и они имеют определенную историческую обиду на своих колонизаторов. В дореволюционной России они именовались "инородцами" и занимали весьма скромное положение в структуре общества, при Советах были отправлены в гетто номинальных автономий, так и не став полноценными гражданами новой империи. Неслучайно при социологических опросах современные москвичи выступают в равной степени против "азиатов" и "кавказцев" - то есть против иностранной рабочей силы и против своих сограждан – внутренних трудовых мигрантов.
До определенного момента, как бы по инерции, оставшейся от советского атеистического прошлого, неприязнь к "инородцам" не имела у русских явно выраженного религиозного характера. Но то, что происходит сейчас в Москве, придает многовековому "культурному противостоянию" оттенок религиозной войны. Конечно, в формате XXI века, что, впрочем, не делает угрозу этой войны менее опасной.
Нынешний всплеск страстей был вызван беспрецедентно массовым стечением московских мусульман на соборную молитву 9 сентября, в день окончания поста священного месяца Рамадан, известный в наших краях как Ураза-байрам. Вокруг Соборной мечети у спорткомплекса "Олимпийский" молилось 55 тысяч человек, еще несколько десятков тысяч – около остальных трех столичных мечетей. И это была лишь незначительная часть (от 5 до 10 %) проживающих в Москве "этнических" мусульман. Все улицы, дворы и переулки, прилегающие к Соборной мечети, были закрыты для движения транспорта, сложности возникли даже на близлежащих станциях метро. Москвичи, и так проводящие полжизни в пробках, были очень недовольны, и направили свой праведный гнев в сторону "понаехавших" мусульман.
Дело было как раз накануне мощного пропагандистского залпа, которым вдарил Кремль по мэру Москвы Юрию Лужкову. Казалось бы, очевидна ответственность именно городских властей за неразвитость и нерациональность транспортной инфраструктуры Москвы, за разворовывание триллионов рублей на строительстве очередного "кольца", сжимающего город в новых пробках, наконец – за нежелание подумать, как помочь своим бывшим (теперь-то выборов нет) избирателям-мусульманам в реализации их законного и жизненно важного права на совместную молитву. Но нет – во всем виноваты "муслимы", которым, видите ли, негде молиться!
Ураза-байрам не вызвал всплеска оппозиционных настроений в Москве, какой вызвал показ телекомпромата на Лужкова двумя днями позже. Наоборот, поползли слухи, что мусульман "кто-то умело организовал", что их намного больше, "чем мы думали", а значит, они скоро начнут нас резать и выгонять из собственного города. Проблемы, созданные коррумпированными и некомпетентными, никем не избираемыми властями для всех жителей города – мусульман и немусульман, - попали на хорошо удобренную почву обывательской ксенофобии. Что легче: серьезный политический анализ и ответственное гражданское поведение (с угрозой получить омоновской дубинкой по голове) или поиски врагов среди "инородцев"? Что "традиционнее" для российской политической культуры? За поиски врагов, между прочим, дубинкой точно не огреют – определенный градус ксенофобии власть специально поддерживает в обществе, следуя известному с древнеримских еще времен правилу.
Разговоры о "специальной организации" молящихся на Уразу-байрам, которых "кто-то" неведомыми нам методами, но с очень зловещей целью (тоже, правда, неведомой) собрал в одном месте в огромном количестве – из разряда фантазий о "мировом заговоре". Ни подтвердить, ни опровергнуть страхи, внушаемые конспирологической психологией, невозможно. Заметим только, что московские мусульмане вынуждены были молиться на Уразу-байрам на улице с советских времен. А теперь еще и грандиозная стройка отняла у них территорию, непосредственно прилегающую к Соборной мечети. И то правда, что мусульман в российской столице – впрочем, как в любом крупном европейском городе – с каждым годом меньше не становится. Но на то есть масса объективных, от самих мусульман никак не зависящих, причин.
Широко известна московская религиозная статистика. Официально в городе проживает почти 12 миллионов человек, неофициально – до 15. "Этнических" православных среди них процентов 70-80, но "практикующих" лишь 2-3 % от этого числа, если не меньше. Это подтверждает ежегодная статистика ГУВД о посещении храмов на Рождество и Пасху. Количество православных, приходящих в храмы в эти ключевые дни церковного календаря, колеблется между 100 и 200 тысячами. Такое число православных окормляет духовенство 600 с лишним храмов, официально переданных РПЦ МП. К лету прошлого года в столице будет возведено еще 200 православных храмов, а к 2012 году Патриарх Кирилл просит еще 600. Таким образом, если сейчас каждый православный храм приходится примерно на 300 молящихся на пасхальной службе, то после реализации патриаршего плана в храмах станет совсем просторно и комфортно. Одновременно на двухмиллионную общину московских мусульман приходится всего четыре мечети. Как показал Ураза-байрам, средний уровень практической религиозности в этой общине выше, чем у православных, - на молитву пришло 100 тысяч человек. Значит, на каждую мечеть пришлось примерно 25 000 молящихся на Уразу-байрам. Это почти в сто раз больше "пасхальных" показателей в православных храмах! Такой контраст едва ли под силу организовать самому мощному "мировому правительству"! Это объективный статистический факт.
Встает закономерный вопрос: а что с этим фактом делать, какой выход? Традиционных ответа три: два противоположных и один компромиссный.
Первый ответ: ничего. Держать мусульман "в черном теле" (видимо, это состояние лучше всего предохраняет москвичей от межрелигиозной резни), строить православные храмы, а мечетей не строить. И молиться на улице им тоже не позволять! Аргументы сторонников этого варианта (как правило, "православных экспертов" или крайних националистов) таковы: Москва – "православный город", Россия – для русских, азан мешает спать, мусульман сюда никто не приглашал, если хотят работать – пусть сидят тихо, а если молиться – по домам или в православных храмах. Обыватель, запуганный телепропагандой, добавляет к этому набору "аргументов" еще свои, обывательские и биологические страхи: "исламский терроризм", "ваххабиты", "взрывы домов", грязь, преступность, "черные" и "говорят не по-нашему". Похоже, ответ № 1 не разделяют даже безответственные московские власти. Не только потому, что этот вариант не решает проблемы, а загоняет ее вглубь и обостряет до предела, но и потому, что у власти нет инструментов его реализации. Как на практике можно запретить мусульманам молиться на Уразу-байрам и кого нанять за гроши, остающиеся от разворованного бюджета, на многочисленные московские стройки и в ЖКХ?
Ответ номер два, противоположный: разрешить мусульманам строить мечети в том же порядке, в каком разрешают РПЦ МП строить храмы. Этот вариант вполне согласуется с духом и буквой российской Конституции, по которой государство является светским, мировоззренчески нейтральным, ему все равно, какие религии исповедуют граждане, а все религиозные организации равны перед законом. Действительно, жители Москвы мусульманского вероисповедания являются такими же полноценными гражданами, как их православные соседи, и если они хотят вложить свои деньги в строительство своего храма – никто не вправе им запретить. Мусульмане, отстаивая этот вариант, еще и ссылаются на образец "мусульманских" республик России – в первую очередь, Татарстана, где православные храмы восстанавливаются и строятся в большом количестве. Если позволить московским мусульманам на свои средства, в соответствии с законом, строить мечети, то их в ближайший же год в Москве появится несколько десятков. Власть на это пойти также не может: обывательские фобии в обществе так велики, что межнациональное и межрелигиозное противостояние достигнет катастрофических масштабов и выплеснется на улицы. Это приведет к падению самой власти и гражданской войне.
Наконец, третий ответ – компромиссный. В принципе, признавая определенные права мусульман, ссылаясь на дореволюционный опыт, власть разрешает им строительство очень ограниченного числа мечетей на отдаленных территориях города, превращаясь в субъекта и инициатора этого строительства. Разумеется, такая модель поведения соответствует не столько закону, сколько политическим "понятиям" и исходит из принципа политической целесообразности, то есть инстинкта самосохранения власти. Сопровождаемая процерковной пропагандой, она убаюкивает общественное мнение "этнических" православных и "этнических" мусульман. Принципиально проблема не решается, а лишь откладывается на будущее, когда, как надеются нынешние власть имущие, их уже не будет на этой (российской) грешной земле.
Получается очень по-русски – куда ни кинь, всюду клин. Но добавим к этой рафинированной модели еще и фактор расбалансированности системы власти в России в целом и в Москве в частности, где все разъедено коррупцией. И подпитывает эту коррупцию – тут уж надо признаться честно – в значительной мере растущий бизнес "этнических" мусульман. Да, к переделу собственности на федеральном уровне, где речь идет о сверхприбылях от нефти газа, они не допущены. Но зато на уровне районной управы и местного муниципалитета действуют гораздо активнее и продуктивнее своих "православных" конкурентов. А это неминуемо ведет к тому, что именно управа, а кое-где и префектура будут выступать главными лоббистами строительства новых мечетей, а сдерживать эти инициативы придется федеральной власти. Делать же это ей весьма неудобно – ведь никому не хочется новой войны на Кавказе.
Россия на международной арене представляет себя как великая евразийская держава, как уникальный мост между восточной и западной цивилизациями. Будучи ассоциированным членом Организации Исламская конференция, она предлагает свой рецепт преодоления цивилизационного конфликта между пассионарным миром исламом, устремляющимся на Запад, и постхристианской европейской цивилизацией, мало интересующейся религией вообще. Но почему, предлагая этот рецепт другим, российское руководство не применяет его внутри страны? Разве шумные митинги в московском районе Текстильщики, где активисты ДПНИ и "православных граждан" выкрикивают исламофобские лозунги и разжигают рознь между москвичами по религиозному признаку, - похожи на "уникальный опыт диалога цивилизаций"? И почему официальное руководство РПЦ МП, на всех международных форумах свидетельствующее об этом "уникальном опыте", не применит его в Текстильщиках, не примирит мусульман с немусульманами в отдельно взятом микрорайоне?
А потому, что все это красивые слова. Конфликт в Текстильщиках заставляет нас встряхнуться и осознать, что без постороннего вмешательства у России есть две перспективы. Либо торжество радикальных идей и клерикально-националистическая диктатура, сопровождаемая распадом РФ и гражданской войной. Либо усиление "исламского фактора" в политической и социальной жизни, окончательный отрыв от европейского пути развития и капитуляция перед Востоком. Если выбор между этими вариантами сделать сложно, то надо хотя бы не обвинять мусульман в том, что им негде молиться.
Валерий Степанов,
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=79880&cf=