Растет число случаев и призывов к самосуду

Ниди

05-10-2010 14:33:12

Кто вызвал призрак Линча

Растет число случаев и призывов к самосуду


Владимир Богданов

В московской квартире на Костромской улице обнаружен мертвым 47-летний таксист Сосо Хачикян. Его убили выстрелом в голову.

Можно было бы посчитать это убийство очередным преступлением скинхедов, если бы не одно "но". На самого Хачикяна было заведено уголовное дело за жестокое избиение беременной девушки-продавца прямо в салоне сотовых телефонов. И всего лишь потому, что сделала таксисту замечание за нецензурную речь. Несчастная потеряла ребенка. Интернет тут же заполнился массой похвал неизвестным убийцам Хачикяна. Мол, так и надо отвечать: пулей - за зверство.

Другая история под девизом "око за око" случилась после недавней гибели на федеральной трассе "Амур" байкера-путешественника из Нижнего Новгорода Алексея Барсукова.

Его товарищи по увлечению сами отыскали сначала скутер пропавшего товарища, а вскоре - и его обгоревшее тело. Спустя некоторое время странно сгорело кафе, возле которого произошло убийство. На байкерских сайтах всерьез обсуждались призывы даже сжечь в отместку парочку близлежащих деревень.

А теперь представьте себе сплоченную группу тех же байкеров, охваченных идеей мести. Один из них, участвовавший в розыске Барсукова, на условиях анонимности, прямо заявил корреспонденту "РГ": "Начнется наш суд Линча, если милиция не осознает, что граждан нужно защищать, а не грабить и не смотреть сквозь пальцы, как их убивают другие. И не получив от правоохранителей защиты от преступников, не увидев реального их наказания, мы будем с бандитами разбираться по-своему, жестоко и беспощадно".

Недавняя история с нападением на участников рок-фестиваля "Торнадо" в Челябинской области вызвала буквально шквал призывов в Интернете расправиться с нападавшими: "ломать их толпами по беспределу", "приехать в две машины 10 человек и арматурами по башке", "пулю дать попробовать, чтоб мучались долго". И таких историй с готовностью учинить самосуд можно найти сегодня десятки.

Буквально на днях в Питере кто-то напал на милиционера Бойко, "жемчужного прапорщика", прославившегося на всю страну грубостью и оскорблениями. Неизвестный со словами: "Вот тебе, "жемчужный прапорщик", пробил ему голову. Хамство и жестокость заразительны, в горячих головах зарождается мысль о первобытной справедливости - отвечать на насилие насилием.

В Интернете появилось видео, на котором два петербуржца устроили самосуд над молодым человеком неславянской внешности, попытавшимся ограбить автомобиль. Мужчины, не подумав вызвать милицию, битой и ногами изметелили воришку. Хорошо, что остался жив. До нормального суда дело так и не дошло.

Вроде бы от бандитских 90-х мы ушли вперед аж на два десятка лет, и парни в трениках с битами должны были остаться в том безбашенном прошлом. Но вот снова мы видим попытки установить справедливость кулаками или оружием - этакую альтернативу правоохранителям и судам.

Как можно логично объяснить недавнюю трагедию в филиале Фонда соцстраха в Нижнем Тагиле. Тогда инвалид второй группы Сергей Рудаков застрелил юриста фонда Юрия Столетова и директора Елену Скулкину. А затем покончил с собой. Следствие обнаружило три его предсмертных письма, в которых он попытался объяснить страшный самосуд над чиновниками. В течение 18 лет после получения травмы на производстве, из-за которой стал инвалидом, он судился с соцстрахом, но так и не получил денег. В посмертной записке Столетов написал: "За десять последних лет я благодаря чиновникам стал таким, как и они. Постараюсь уничтожить как можно больше тварей".

Вот мнение адвоката Станислава Маркелова: "У нас самое незащищенное положение во время процессуальных действий имеет потерпевший. Правоохранительная система в основном работает в интересах хорошо отлаженного конвейера - осуждения. А собственные интересы потерпевших оказываются просто подвешенными в воздухе".

Сколько точно людей примеряют на себя роль судьи и палача, не может сказать никто. В милиции случаи самосуда сливаются с общей статистикой преступлений. В уголовном процессе снисхождения к самосудам нет. Кстати, отдельной статьи в УК за самосуд не предусмотрено.

Прямая речь

Владимир Васильев, глава Комитета Госдумы по безопасности:


- Я во многих государствах слышал такое высказывание: "О полиции думают так, как о ней пишут в газетах". Первое - пропало доверие людей к правоохранителям. Я был в разных странах. И везде пытался понять, как борется полиция внутри себя с коррупцией, завоевывает авторитет. Это сложные процессы, которые нельзя сделать в один год.

Я внимательно изучал наработки тех государств, которые сегодня имеют, как говорится, "положительную" полицию. Сегодня открыты ворота для критики. Но проблема в том, что наших правоохранителей поставили в рамки требований намного выше, чем мы были готовы профинансировать. Мы добились того, что система начала частично отзываться на общественную критику, испытывая мучительные внутренние противоречия, неудовлетворенность такой низкой оценкой своей работы.

Все это тоже напоминает суд Линча. Нет возможности защититься, когда однозначно в обществе идет обвинительный уклон. Мне кажется, что процесс, который начался после дела Евсюкова, привел к тому, что часть общества настроилась крайне негативно, а где-то даже агрессивно по отношению к милиции. Это очень опасное явление. Почему? Если бы это было отрицательное отношение к худшей части милиции, к нарушителям, это было бы понятно.

А когда это касается всей системы в целом, тогда не удается разделить милицию на две части - на негодяев, преступников и тех, кто честно служит, ценою своей жизни защищая простых граждан.

Лет двадцать назад мы отказались от советской идеологии, от советской морали. И возник вакуум, который ничем не был восполнен. Его заполнила другая мораль: криминальная субкультура. Другой в то время просто не было. И теперь возникло целое направление в нашей жизни - воспевание криминала.

Это отличает сегодня среднего россиянина от любого другого гражданина европейского государства. Желание разобраться с обидчиком сразу, желание разобраться силовыми методами, игнорирование закона. Мы это видим сплошь и рядом. Зачастую сами нарушаем правила, но при этом уверены - все остальные будут их исполнять. Так уж устроено: плохому мы учимся очень быстро, а избавляемся очень медленно. В этом, я думаю, главная причина возникновения суда Линча в России.

Комментарии читателей:

[05.10.2010] Из Википедии: //Действия судьи Чарльза Линча (в отличие от Уильяма Линча) во-первых, не носили выраженного расового подтекста, а во-вторых, им предшествовало обязательное рассмотрение существа дела судьей лично, без участия обвинения и защиты. В целом действия Чарльза Линча были направлены на поддержание общественного порядка в условиях общественно-политической нестабильности и по сути являлись упрощенным правосудием военного времени, с той лишь разницей, что вердикт выносился гражданским судьей.// Так что в данном случае проблема состоит в недееспособности Российского государства, а вовсе не в том, что в обществе преобладает криминальная мораль (хотя последнее утверждение само по себе и верно, однако причино-следственные связи Владимир Васильев искусственно надумал с осознанным намерением ввести своих слушателей/читателей в заблуждение).
AQuA

[05.10.2010]
Говорят, что преступник или нет-решает суд. А когда суд выносит обвинительное заключение по протоколу недобросовестного ГИБДДшника, составленному на основании подложных доказательств? Потом еще два суда подтверждают неизменность решения суда первой инстанции. Токих примеров, я думаю, десятки тысяч. Статистика оправдательных приговоров-0,2 %. ПОЗОР!
Сергеевич

[05.10.2010]
Извиняюсь, а в какой коллегии адвокатов, какого города работает адвокат Станислав Маркелов, комментарий которого получен журналистом?
Михаил

[05.10.2010]
Уважаемый Владимир Васильев, зря Вы думаете, что люди по незнанию изменили отношение к МВД. Как раз именно знание и обеспечивает негатив. Просто раньше ни кто не знал, что происходит в соседней деревне, а теперь все знают благодаря интернету. Вот Вам пример. На 129-ом километре дороги Спб-Псков нарисовали сплошную линию разметки на идеально прямом участке дороги не снабдив ни какими знаками ни до, ни после. И пасется там и днем и ночью экипаж ДПС, молотит свой план по выручке и палкам. Начальство что, не понимает бесполезность этих палок? Может судьи г.Луга, которые штампуют пешеходов без каких либо доказательств (хоть бы Визиром снимать потребовали) не понимают? Или, думаете, водители чего-то не понимают? Все же все видят, и как относится нормальному человеку к этой круглосуточной засаде? Это же Вы, законодатели, обязаны освободить от палочной отчетности МВД, тогда и засады на без вины виноватых прекратятся. Вы, депутат, внесите законопроект, обязывающий все машины оборудовать видеорегистраторами и все суды принимать эти записи как доказательство, сразу потеряет смысл такое вот "сидение в засадах", слабо? Вот и всем прочим слабо. От кого что либо зависит. Вы с неприкосновенностью понятия не имеете, что такое произвол ГАИшников да ППСников. Жизнь знаете по газетам, и о других того же мнения, типа я все это из газет узнал, а не из личного опыта, да?
Алексей Д.

[05.10.2010] Потребность в защищенности одна из жизненных необходимостей, а её отсутствие может компенсироваться чувством отрешением от мира, либо ответной агрессией. Если бы в государстве была цель обеспечения безопасности граждан, то скорее всего предпринимались следующие действия. 1) Рост статуса судей как представителей закона (в Америке судья публичная фигура). 2) Публичность общественно значимых дел (слишком много в России закрытых процессов). 3) Контроль телеэфира (запрет сцен насилия). 4) Отмена срока исковой давности и введение в действие принципа неотвратимости наказания. Пока этого и многого другого нет, граждане думайте о своей защите.
Максим

Источник: http://www.rg.ru/2010/10/05/samosud.html

Чекист

05-10-2010 14:37:46

Отрадно видеть, что мозги у жителей Рашки еще не заменил жир и говно. Кстати при анархии будут ревтрибуналы?

Mednoi

05-10-2010 14:42:15

За! суд линча самое то для России ибо общество должно быть само регулируемым. но как бы не вызвало бы это 90х

Ниди

05-10-2010 14:57:53

Chekist писал(а):Кстати при анархии будут ревтрибуналы?

При анархии будут третейские суды.

Чекист

05-10-2010 16:01:57

Ниди писал(а):При анархии будут третейские суды.
Что??!!! И баны при анархии будут?!

Load

05-10-2010 16:03:05

Скрытый текст: :
Chekist писал(а):Что??!!! И баны при анархии будут?!

Ты вообще чтонть из теории анархизма читал?
А то постоянно такие вопросы и тезисы что даже хз..

Чекист

05-10-2010 16:05:53

Читал. НО БАНОВ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!!!!!!!!!

Anti-system

10-10-2010 00:49:30

В контексте интернет пространства.
Что такое бан ( в анархистском понимании)?
Бан - это когда из определенного сообщества изгоняют определенного участника.
В переводе на реаллайф категории - имеет ли право группа анархистов перестать общаться с человеком, который их не устраивает?
ИМХО да, безусловно
Так вот бан, это тоже самое, в рамках виртуального пространства только
Вывод - бан это анархично, если решение о бане принято консенсусом либо подавляющим большинством. Опять таки, бан ограничивает лишь возможность общения на той или иной прощадке, что не мешает перейти на другие ресурсы или создать свои.
Вообще интернет в общих чертах - анархическая среда

Дмитрий Донецкий

10-10-2010 07:38:49

Anti-system писал(а):В контексте интернет пространства.Что такое бан ( в анархистском понимании)?Бан - это когда из определенного сообщества изгоняют определенного участника.В переводе на реаллайф категории - имеет ли право группа анархистов перестать общаться с человеком, который их не устраивает?ИМХО да, безусловноТак вот бан, это тоже самое, в рамках виртуального пространства толькоВывод - бан это анархично, если решение о бане принято консенсусом либо подавляющим большинством. Опять таки, бан ограничивает лишь возможность общения на той или иной прощадке, что не мешает перейти на другие ресурсы или создать свои.Вообще интернет в общих чертах - анархическая среда


Неверно! Форум не дом для жизни с удобствами, а именно ПЛОЩАДКА. Для дискуссий. И когда "смотрящие" затыкают рот всем неугодным, огораживаясь звуконепробиваемым забором, происходит постепенный отрыв от реальности и зависание в облаках собственных грёз.

band

10-10-2010 07:59:09

Дмитрий Донецкий писал(а):происходит постепенный отрыв от реальности и зависание в облаках собственных грёз.
у неугодных? :sh_ok:
Идиоты, баном надо наслаждаться, а не грузиться

Чекист

10-10-2010 08:22:55

Надо. Но почему вы не забанили Медного?

a-MY

10-10-2010 13:57:37

При анархии не будет судов, потому что бьют тебя бей в ответ, выбивают зубы выбивай и ты, режут реж в ответ и так далее. За каждый поступок придется отвечать на месте. А как известно после драки кулаками не машут.

Anti-system

10-10-2010 14:00:27

a-MY
это стереотипная анархия, такая, какой ее представляют политики и обыватели, мол война всех против всех, кто сильнее тот и прав и тп

CNT

10-10-2010 14:05:33

a-MY, не верно. Если человек убил человека, он должен за это ответить.
Иначе это не анархия, а вседозволенность.

a-MY

10-10-2010 23:22:20

CNT а ты сможешь доказать что это именно он убил? тогда потребуется вся следственная система которая у нас и так есть.
Если убивают, то тебе стоит задуматься над тем какого хуя ты не остановил убийство которое произошло на глазах. Анархия это не только удар на удар но это и соучастие других людей. Если ты избиваешь кого-то то я вполне могу избить тебя, закон равновесия.

Тут раскрывал сущность насилия и корень проблемы
blog.php?u=34&b=470

Шаркан

11-10-2010 09:24:16

a-MY писал(а):ты сможешь доказать что это именно он убил? тогда потребуется вся следственная система
меня впечатляет твоя вера в возможности самоорганизации, епт

(если не понял: это был сарказм)

Тан

11-10-2010 09:54:45

Дмитрий Донецкий писал(а):Форум не дом для жизни с удобствами, а именно ПЛОЩАДКА. Для дискуссий. И когда "смотрящие" затыкают рот всем неугодным, огораживаясь звуконепробиваемым забором, происходит постепенный отрыв от реальности и зависание в облаках собственных грёз.

Форум - это не только площадка для дискуссий, но и средство пропаганды.
ДД, есть разница между огораживанием с затыканием ртом ВСЕМ НЕУГОДНЫМ и самозащитой. Когда кого-то изгоняют с форума - это значит, что он мешает обсуждению КОНКРЕТНЫХ проблем. В противном случае любой тематический форум должен превратиться в какое-то аморфное образование.
Нельзя рассматривать форум как модель замкнутого общества (анархического) в целом. Такой моделью является весь и-нет. Отдельные форумы - это отдельные группы внутри такого общества.

Lost_Stranger

11-10-2010 10:06:01

Тан писал(а):Такой моделью является весь и-нет. Отдельные форумы - это отдельные группы внутри такого общества.

И над этим всем неумолимые и обязательные к исполнению стандарты связи висят... :-)

Чекист

11-10-2010 10:18:29

Мда и при всем этом мы так про***лись.

Шаркан

11-10-2010 10:30:58

Lost_Stranger писал(а):И над этим всем неумолимые и обязательные к исполнению стандарты связи висят
пока висят, ввиду несовершенства инфраструктуры.
Скрытый текст: :
покамест хардуерная инфраструктура интернета состоится из разнородных компонентов, находящихся в йерархических взаимоотношениях.
В недалеком (анархическом) будущем каждый персональный комп будет исполнять и роль сервака, общая база данных будет построена на голографических принципах (часть голограммы воспроизводит весь образ), а связь возможно будет совершенно независимой от компонентов-посредников (ретрансляторов, кабелей), хотя это может быть не произойдет сразу (а значит компы-серваки будут нуждаться на какой-то срок в сети орбитальных ретрансляторов).

сами компы станут меньше и мощнее, скорее всего даже в виде имплантов, церебральных копроцессоров и прочих причуд, какие нам сейчас и не снятся.
При такой среде обмена информацией виртуал станет еще ближе к реалу, а нужда во властных структурах станет не просто идеологически неприемливой, но и попросту лишней.

Впрочем, это другая тема...
Попробую ее замутить: viewtopic.php?f=53&t=22149

Lost_Stranger

11-10-2010 11:23:48

2Шаркан

Пока это всё в области теоретизирования, и хз когда будет, если будет вообще. Имхо, построить анархию в человеческом обществе проще, чем анархию среди быстрого, но тупого железа... :-)

Шаркан

11-10-2010 12:33:19

Lost_Stranger писал(а):если будет вообще
лучше продолжим в новой теме.
и вопрос: почему это "если будет вообще"? Поясни.

Чекист

11-10-2010 12:51:40

Суд линча- для анархии.

Дмитрий Донецкий

11-03-2012 08:24:45

Самосуд (Часть 1)

http://society.lb.ua/life/2012/02/27/13 ... html?print

Скрытый текст: :
В начале февраля на новостийных страничках отечественных Интернет-ресурсов появилось небольшое сообщение о том, что в Харькове кто-то пытался сжечь принадлежащий некоему судье Аппеляционного суда «Лексус». На фоне других украинских новостей это событие, казалось бы, не должно было стать особенно резонансным. Тем не менее, оно вызвало оживленные обсуждения на форумах. Причем подавляющее большинство их участников не только считали акцию «торжеством справедливости», но и с редкостным единодушием высказывали сожаление, что в сгоревшем «Лексусе» не было его хозяина…

Эти обсуждения стали ярчайшей иллюстрацией, мягко говоря, недоброжелательного отношения наших сограждан к лицам, представляющим власть, в данном случае «третью» – судебную. Впрочем, первые две ее ветви тоже особой любовью, как известно, нынче не пользуются.

А вот что показал опрос о том, как «в Украине решить проблему с лихачами-«мажорами» на дорогах», проведенный сайтом «Багнет» летом минувшего года: 32,1% (каждый третий из опрошенных!) респондентов отреагировали предложением легализировать «Суд Линча». В опросе приняли участие 2713 читателей сайта. Это конечно не репрезентативная выборка и на социологическое исследование инициаторы опроса не претендовали, но факт весьма и весьма красноречивый.

Похоже, наш народ постепенно доходит до некоей кондиции. И настроение его близко к оправданию любого самосуда по отношению как к нынешним украинским «владоможцям», так и к членам их семей. Вспоминается мысль известного киевского журналиста–белогвардейца Василия Шульгина, высказанная им в книге воспоминаний «1920 год»: «Производить самосуд — значит отрицать суд. Отрицать суд — значит отрицать власть…».

Вопрос «почему» даже ставить не хочется. Выглядит он сегодня как риторический.

Блестящий художественный анализ этого явления и его причин дал Станислав Говорухин в фильме «Ворошиловский стрелок», поставленном по роману Виктора Пронина «Женщина по средам». Напомню: его герой, ветеран Великой Отечественной войны, бывший железнодорожник, отчаявшись добиться справедливости законным способом, сам расправляется с тремя подонками, изнасиловавшими его внучку. Фильм был принят зрителями настолько тепло, что вызвал серьезную дискуссию не только киноведов, но и психологов, социологов и правоведов. Высказывались по его поводу и представители власти, которых, очевидно, фильм и реакция на него общества просто напугали.

Конечно же, далеко не все участники Интернет-форумов, одобряющие самосуды и пишущие о своей готовности к личному в них участию, выйдя из виртуального пространства, действительно «возьмутся за вилы». Безусловно, первыми активные действия начинают не любители «стучать по клаве». Однако нынче именно Интернет-сообщества являются, возможно, наиболее точными выразителями общественных настроений.

Михаил Веллер как-то написал: «Что такое "самосуд"? Это суд в первой инстанции, самой низовой, так сказать. Чем он руководствуется? Да справедливостью! Конфликт между самосудом и Законом – это конфликт между правом людей на справедливость и правом государства единолично вершить эту справедливость».

Очевидно, важен не только столько факт самосуда, но и готовность к нему народа. Его внутреннее приятие такой формы отправления правосудия. Убежденность, что только самосуд может быть справедливым.

Уверенность в этом приходит не сразу. Ее формирует жизнь, организация общественного существования, недоверие людей государству и неверие в его способность защитить их интересы, вопиющая несправедливость судебных решений. А еще – лицемерие власть имущих и их надменность, их жадность и мздоимство, их ложь с высоких трибун и вопиющее несоответствие провозглашаемых лозунгов образу жизни, несоизмеримость их доходов с роскошью, которой они себя окружают. Их неуязвимость для законов, превращающая эти самые законы в дубину для инакомыслящих, а для них самих – в пустую фикцию.

Интересно, что единого, так сказать, нормативного, определения понятия «самосуд» не существует. Авторы, изучавшие это явление, акцентируют внимание то на одних, то на других его аспектах. Кто-то считает, что «самосу́д — это незаконная расправа с действительным или предполагаемым преступником, без обращения к государственным органам… Самосуд [люди] …могут учинить …, стремясь таким образом обеспечить справедливость в их понимании и предотвратить потенциальную угрозу интересам общества». Кто-то подчеркивает, что «мысль о самосуде возникает как ответная реакция на устойчивое убеждение, что справедливого суда не дождешься».

Однако кто бы и каким образом не определял это понятие, ключевым словом в этих определениях является слово «справедливость». Именно жажда справедливости в атмосфере бесправия и неравенства перед законом заставляет обычных людей самостоятельно вершить правосудие. Тогда, когда действительно «достали». Когда других возможностей наказать мерзавца или группу мерзавцев нет. И приговор такого суда, САМОсуда, бывает безжалостным, а меры, принимаемые к преступникам, – самыми радикальными.

Но вот беда, особенностью радикальных способов восстановления справедливости является, как бы это точнее выразиться, их «подслеповатость». Пушкинское «…русский бунт – бессмысленный и беспощадный» – это прежде всего о самосуде, когда в руки разгоряченной от крови толпы вместе с настоящими негодяями попадают люди, виноватые лишь в том, что случайно оказались на ее пути. Заметим, что, конечно же, не только «русский», а, наверное, любой. При этом зачастую среди тех, кто вершит скорый суд, процент негодяев бывает выше, чем среди обычных граждан.

Уж кто-кто, а мы с нашей непростой историей должны бы об этом помнить. Ведь 1917 год – это не только и не столько залп «Авроры», но и грабежи помещичьих усадеб, и убийства их хозяев, и глумление над интеллигенцией, и бессудные расстрелы на улицах офицеров. Со временем новая «революционная» власть придала этим расправам некую законообразную форму – были введены так называемые «административные расстрелы». Ревнители компартийной идеологической чистоты тщательно старались вымарать эту страничку истории государства из народной памяти. Но она осталась в мемуарах и художественных произведениях. Одна из таких книг – знаменитые «Письма к Луначарскому», впервые изданные в Париже эмигрантским издательством «Задруга» в 1922 году. В Союзе они были опубликованы лишь на закате его существования – в 1988 году. Автор – известнейший отечественный писатель, произведения которого знакомы нам со школьных лет, человек, который всей своей жизнью доказал приверженность к демократическим ценностям, – Владимир Галактионович Короленко. Вот короткий отрывок из первого же письма:

«При царской власти я много писал о смертной казни и даже отвоевал себе право говорить о ней печатно много больше, чем это вообще было дозволено цензурой. Порой мне удавалось даже спасать уже обреченные жертвы военных судов, и были случаи, когда после приостановления казни получались доказательства невинности и жертвы освобождались…

…Много и в то время и после этого творилось невероятных безобразий, но прямого признания, что позволительно соединять в одно следственную власть и власть, постановляющую приговоры (к смертной казни), даже тогда не бывало. Деятельность большевистских Чрезвычайных следственных комиссий представляет пример – может быть, единственный в истории культурных народов…».

Так легитимировались самосуды, из которых потом выросли пресловутые «тройки» тридцатых годов, отправившие на смерть и мучения миллионы людей…

И все-таки в определенных обстоятельствах, как это ни парадоксально, готовность общества к самосуду является показателем его морального здоровья и, при этом, – нездоровья государства. Свидетельством того, что у его политического класса «сорвало крышу» и, одновременно, что его граждане не потеряли чувства собственного достоинства. Что они готовы к сопротивлению. Это как температура у больного – чем она выше, тем сильнее сопротивляется его организм болезни. И если государство исполняет свои обязанности скверно, если защищает лишь избранных, а к справедливости относится как к привилегии, градус недовольства будет повышаться.

А затем последует и тот самый «…бессмысленный и беспощадный» с его скорыми «народными» судами и самочинными расправами. Вопрос лишь во времени. Например, прошлой весной час пробил для нескольких государств Северной Африки. И она уже вошла в историю, как «Арабская весна». Справедливая и беспощадная. Надолго ввергнувшая миллионы людей в круговерть перемен с неопределенным будущим. Об этой неизбежности следует помнить всем, кто имеет какое-то отношение к власти. Для того, чтобы вовремя корректировать свое поведение. Целее будут.

Борис Новожилов


Несколько замечаний.

Вспоминается мысль известного киевского журналиста–белогвардейца Василия Шульгина, высказанная им в книге воспоминаний «1920 год»: «Производить самосуд — значит отрицать суд. Отрицать суд — значит отрицать власть…».


Шульгин не прав. Я уже писал, что самосуд не отрицание суда, а его разновидность. Люди по своему, но тем не менее судят застигнутого на месте преступления. И решают - убивать, избивать или отпускать. Вполне судейский подход к определению меры наказания. А вот расстрелы "без суда и следствия" и есть отрицание суда. Самое интересное - никому не придёт в голову заявлять об "отрицании власти" НКВДистами.

«Письма к Луначарскому», впервые изданные в Париже эмигрантским издательством «Задруга» в 1922 году. В Союзе они были опубликованы лишь на закате его существования – в 1988 году. Автор – Владимир Галактионович Короленко.


Один из немногих моральных авторитетов, не утративших человеческого лица в условиях Гражданской войны.

И все-таки в определенных обстоятельствах, как это ни парадоксально, готовность общества к самосуду является показателем его морального здоровья и, при этом, – нездоровья государства. Свидетельством того, что у его политического класса «сорвало крышу» и, одновременно, что его граждане не потеряли чувства собственного достоинства. Что они готовы к сопротивлению.


Полный аминь...

Шаркан

11-03-2012 21:29:12

Дмитрий Донецкий писал(а):готовность общества к самосуду является показателем его морального здоровья и, при этом, – нездоровья государства.

"моральное здоровье" общества (можно спорить по термину) и "нездоровье государства" - это же обратнопропорциональная зависимость.
Здоровому обществу государства не трэба.

noname

12-03-2012 06:52:37

Здесь надо понимать, что переходе российского империализм в социалистическую стадию и установление деспотической политсистемы данные явления будут набирать объемы и частоту, поскольку государственные органы всегда обслуживают интересы "генерального" собственника, иначе говоря, истинного гражданина