Свобода собраний: нормотворчество регионов

Ниди

02-11-2010 16:50:10

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" по трем вопросам предоставляет право законодательного творчества региональным властям. Это порядок подачи уведомления, порядок проведения собраний на территории памятников культуры и определение норм заполняемости территорий, на которых проходят публичные акции.

В 2007 году я проводил мониторинг по урегулированию этих вопросов в субъектах России. В подавляющем большинстве регионов соответствующих норм заполняемости не оказалось. В некоторых из субъектов руководствовались санитарными нормами и правилами (СНиПом 2.07.01.-89), в ряде других отдали регулирование на откуп органам местного самоуправления, третьи определяли их каждый раз применительно к конкретному митингу. В целом ситуация характеризовалась как правовой пробел, отличалась явной неопределенностью, и правоприменение в этом русле практически не развивалось.

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Появились некие однозначные цифры, указывающие, сколько людей возможно разместить на квадратном метре территории при проведении публичного мероприятия. Так, например, в городе Москве эта цифра равна двум. То есть площадь в десять квадратных метров может вместить двадцать митингующих. В целом подход, очевидно, задумывался как установление объективного предсказуемого критерия для решения вопроса о месте проведения митинга или шествия. К сожалению, границы и измерения площадей и улиц в населенных пунктах не являются общественно доступной официальной информацией. Это рождает почву для возможного произвольного использования "цифровых ограничений" конституционного права собираться мирно, превращает норму заполняемости в объект политических манипуляций. Непроверяемая, а следовательно, неоспоримая цифра устанавливается в зависимости от желания и усмотрения конкретного чиновника. На следующий день он ее может пересмотреть, а завтра и вовсе забыть.

Значение этой самой нормы предельной заполняемости весьма двоякое. С одной стороны, установленная цифра носит информационный характер и в обязательном порядке доводится до сведения организатора со стороны властей. С другой, согласно тому же федеральному закону организатор обязан обеспечить соблюдение предельной нормы заполняемости во время проведения публичного мероприятия. Известны случаи, когда организаторы привлекались к ответственности за то, что на проводимое мероприятие являлось больше народа, чем было "рекомендовано" властями.

Это обстоятельство заставляет задуматься о значении конституционного права, предусмотренного статьей 31 Конституции РФ, собираться мирно и без оружия. Публичное мероприятие по своей сути - это открытое и доступное каждому собрание людей, целью которого является привлечение внимания общественности к тому или иному вопросу. Поэтому отказ в допуске представителей этой общественности к участникам акции не может быть оправдан соображениями целесообразности либо неудобствами работы транспортной и пешеходной инфраструктуры и уж тем более превышением произвольно рожденной цифры. Единственным основанием ограничения может служить создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан - участников акции. Такова мировая практика, таков закон в истолковании нашего Конституционного суда.

Практическое применение "нормы заполняемости" несет в себе потенциал усмотренческого произвола, и до тех пор, пока не обретет черты правовой определенности и предсказуемости, этот механизм будет использоваться в манипулятивных целях.

Источник: http://www.rg.ru/2010/11/02/mitingi.html

Ниди

10-03-2011 13:26:07

Власти Москвы хотят прописать в законе нормы организации митингов на дорожных объектах

Скрытый текст: :
Власти Москвы планируют четко прописать в законе нормы организации митингов и шествий на дорогах и других объектах транспортной инфраструктуры, в частности, чтобы предотвратить образование пробок, следует из законопроекта, опубликованного на сайте Мосгордумы.

Проект закона "О внесении изменений в закон города Москвы "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" внесен мэром Москвы Сергеем Собяниным, который активно занимается решением транспортных проблем и борьбой с пробками. Сейчас законом не запрещено проводить публичные мероприятия на объектах транспорта, однако нормы их проведения четко не определены.

"В закон предлагается включить две новые статьи 2.1 и 2.2, которые закрепляют особенности прав граждан, транспортной безопасности и безопасности дорожного движения при организации и проведении публичных мероприятий на объекте транспортной инфраструктуры, а также регламентируют использование транспортных средств при проведении указанных мероприятий", - говорится в проекте.

В документе поясняется, что объекты транспортной инфраструктуры - "это используемые для транспорта общего пользования железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, речные порты, аэродромы, аэропорты".

Власти Москвы намерены "обеспечивать движение транспортных средств без заторов, которые могут образоваться в связи с проведением публичного мероприятия". Как уточняется в документе, после получения уведомления о проведении публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры, имеющем проезжую часть, уполномоченный орган в целях определения возможности места и времени проведения этого мероприятия направляет копию уведомления в орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль в области безопасности дорожного движения.

Также законопроект предполагает обеспечение регулярных перевозок пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа в соответствии с ранее установленным расписанием. В случае внесения в расписание изменений в связи с проведением публичного мероприятия эти изменения должны быть доведены до сведения населения не позднее чем через три дня со дня подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

"Допускается временное изменение маршрута регулярных перевозок или организация движения транспорта общего пользования по временной схеме. Информация об изменении маршрута в тот же срок доводится до сведения населения", - подчеркивается в проекте закона.

Согласно законопроекту, публичное мероприятие может проводиться с использованием транспортных средств, на которые имеются документы об их регистрации и прохождении государственного техосмотра, полис ОСАГО, а также ряд других, обязательных для владельца автомобиля. При проведении публичных мероприятий транспортные средства не могут использоваться, в частности, на участках дорог, выделенных для движения общественного транспорта, и на участках дорог, где проходит ремонт, а также на дорогах с одной проезжей частью в каждую сторону, говорится в документе

Источник: http://www.rg.ru/2011/03/10/miting-anons.html