В России могут отменить внутренние паспорта

YesMan

18-11-2010 20:14:27

Правительство РФ внесло изменения в "Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета" - с 1 января 2011 года, по крайней мере, временная регистрация на срок от полугода до трех лет в России будет уведомительной, оформить ее можно будет по почте и через интернет. Речь идет о разрушении института прописки и связанных с ними институтов, которые Белый дом будет вынужден реформировать. В ФМС России настроены еще более радикально: там считают, что постепенно отпадает необходимость и во внутренних паспортах.

Регистрироваться по почте или через интернет-портал госуслуг разрешает опубликованное накануне постановление от 11 ноября 2010 года N 885. После уведомления по почте или через сеть ФМС регистратор в течение трех суток (для несовершеннолетних - сутки) по предъявлению в органы "документа, удостоверяющего личность", и документа-основания для вселения в жилое помещение по выбору гражданина ставят ему либо штамп о регистрации (временной или постоянной) в паспорт, либо выдают свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Срок регистрации зависит от типа договора аренды, сообщает NEWSru.com со ссылкой на "Коммерсант". Если аренда безвозмездная, гражданина регистрируют на три года. Если возмездная - на шесть месяцев, разъяснил глава пресс-службы ФМС Константин Полторанин.

Это решение потребует решать иначе вопрос с расчетом коммунальных платежей, а также с оказанием медицинских услуг по программе ОМС.

ФМС пророчит отмену внутренних паспортов РФ

В ФМС констатируют, что уведомительная регистрация, скорее, временный компромисс. В перспективе - отказ от внутреннего паспорта, поскольку необходимость в нем отпадает.

О грядущей отмене постоянной регистрации по месту жительства ФМС заявляла еще в начале 2010 года. Таким образом, отменяется ныне действующая в России разрешительная система прописки, ключевые элементы которой были заложены в сталинский период.

Вводя паспортную систему в декабре 1932 года, большевики получили универсальный инструмент давления и манипулирования жителями страны. Колхозники, которым не выдавались паспорта, фактически стали "крепостными", немногим лучше было положение горожан. Увольнение с работы означало для них потерю крыши над головой, причем вне зависимости от предоставления нового жилья и времени года. Драконовские положения прописки постепенно отменялись в 1950-1960-е годы.

Между тем институт, принуждающий граждан спрашивать у бюрократов разрешения на выбор места жительства, оказался на редкость живучим. Положение человека, не поставившего штамп в паспорте, близко к положению нелегального гастарбайтера.

Человеку без регистрации труднее устроиться на работу, оформить медстраховку, пристроить детей в детсад и школу. Россиянину даже с временной регистрацией сложно получить на новом месте кредит и заграничный паспорт. Чтобы купить автомашину, ему приходится ехать на родину или оформлять доверенность на местного жителя.

http://telegraf.by/2010/11/v-rossii-mog ... porta.html

Droni

18-11-2010 21:46:56

YesMan писал(а):Человеку без регистрации труднее устроиться на работу

если уточнить, то без регистрации (т.е. человек из другого города по прописке) вообще официально не может оформится

Но меня терзают сомнения по поводу того, что в РФ в ближайшем времени откажутся от этого инструмента. Очень уж будет тяжко следить за гражданами своей страны, хотя х\з

Дмитрий Донецкий

19-11-2010 12:51:54

В Украине прописка формально отменена с 2003-го года. Но реально не только устроиться на работу (официально), но даже поселиться в гостиницу на ночь невозможно. То есть за отсутствие штампа в паспорте не сажают и даже не штрафуют, но пользы ноль.

Жук

19-11-2010 13:04:14

Карта будет тем же паспортом.

Mednoi

19-11-2010 20:21:06

Нам это может грозить только одним. что все расчеты бабла будут безналом а карта кошельком.

Чекист

20-11-2010 06:45:20

Если будет безнал это хана. В любой момент можно заблокировать карту и человек останется без средств к существованию. Результат- он может просто сдохнуть от голода.

Mednoi

20-11-2010 22:11:03

системы контроля совершенствуются. причем даже воровство потеряет смысл. ибо налоговая сразу спросит а откуда вон те 150 рублей?! спиздил!? ну конечно на буржуев которые ворочают миллионами это не отразится

Ниди

25-11-2010 11:52:28

Прописная жизнь

В воскресенье начнут действовать новые правила временной регистрации граждан по месту пребывания


Скрытый текст: :
На днях правительство РФ выпустило постановление N 885 об изменении порядка регистрации граждан РФ ("РГ" за 17 ноября).

Многие тут же восприняли это как конец советской системы прописки и что дни "краснокожей паспортины" сочтены. Другие утверждали, что упрощенная регистрация касается только временных жильцов. Что же произошло на самом деле? Об этом "РГ" рассказал заместитель начальника Управления паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России Вячеслав Маленков.

Российская газета: Вячеслав Иванович, правда ли, что обсуждается вопрос об отмене внутренних паспортов? Когда это может случиться и что будет взамен?

Вячеслав Маленков: Вопрос о переходе от ныне действующих в стране паспортов гражданина Российской Федерации к пластиковому электронному удостоверению, которое содержало бы в себе анкетные данные о гражданине, а также иные важные сведения, касающиеся его обладателя, безусловно, интересный, и он заслуживает внимания. По нему сейчас идет активная дискуссия. Но он требует тщательной проработки, в том числе в части финансовой составляющей. Выиграют ли государство и граждане при переходе к пластиковым удостоверениям, одномоментно ответить "да" было бы несерьезно. Скажу одно, что в случае поступления соответствующего поручения правительства России, ФМС его проработает и подготовит необходимые предложения.

РГ: Говорят, что прописке приходит конец. Так ли это?

Маленков: Слово "прописка" давно вышло из официального употребления. Мы все регистрируемся по месту жительства или по месту пребывания. Просто по привычке пользуемся термином "прописка". Регистрация остается, но процедура максимально упрощается. В частности, ее можно получить через Интернет или по почте. И носит она заявительный характер.

РГ: Новые правила регистрации распространяются только на временную регистрацию или на постоянную тоже?

Маленков: Они одинаково распространяются как на временную регистрацию по месту пребывания, так и на постоянную регистрацию по месту жительства. Разница лишь в том, что с заявлениями о регистрации по месту пребывания российские граждане могут начать обращаться уже с 28 ноября 2010 года, а по месту жительства - с 1 января 2011 года.

РГ: Правильно ли я понимаю: гражданин отправил заявление о регистрации по Интернету. В тот же день он может прийти в орган ФМС и предъявить необходимые документы, а через три дня получить свидетельство или штамп в паспорте?

Маленков: Что касается регистрации по месту пребывания, действительно, гражданину достаточно подать заявление по установленной форме по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Для этого гражданин заходит на портал gosuslugi.ru, проходит процедуру регистрации личного кабинета, после чего получает возможность направить заявление в электронном виде.

Лично обращаться в орган регистрационного учета для получения свидетельства о регистрации по месту пребывания гражданину нет необходимости, оно будет ему направлено по почте. Если же человек пожелает лично получить его на руки, он хоть на следующий день может прийти в приемные часы в подразделение и получить его.

При регистрации по месту жительства гражданин также направляет через свой личный кабинет заявление по установленной форме, а на следующий день он может уже прийти в подразделение ФМС по избранному месту жительства, предъявить свой паспорт и в письменной форме согласие собственника жилого помещения либо нанимателя и постоянно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи на его постоянное жительство. Это требование касается жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

РГ: То есть человеку надо хотя бы раз прийти в орган регистрационного учета, чтобы предъявить паспорт и документ, являющийся основанием для вселения?

Маленков: При регистрации по месту жительства действительно гражданину один раз необходимо будет прийти в подразделение ФМС, представить паспорт и письменное согласие собственника (нанимателя) жилого помещения на его вселение. В момент обращения гражданина в его паспорт будет проставлен оттиск штампа о регистрации по месту жительства по указанному в заявлении адресу. Положительно в данной форме обращения то, что гражданин лично обращается всего один раз вместо двух раз по ныне действующему порядку.

РГ: А что это за документ - основание для вселения?

Маленков: Это может быть как личное заявление собственника (нанимателя) жилого помещения, так и по их взаимному волеизъявлению договор в простой письменной форме либо нотариально составленный.

Для граждан, вселяющихся впервые в жилое помещение, таким документом является свидетельство о государственной регистрации недвижимости (для жилых помещений, принадлежащих на праве собственности) либо договор социального найма (для жилых помещений государственного/муниципального жилищного фонда).

РГ: То есть на самом деле нужно представить два документа, подтверждающих право на вселение?

Маленков: Да нет же, необходимо представить только один документ. Как я уже сказал, все зависит от принадлежности жилого помещения, а именно: свидетельство о собственности или договор социального найма. Что касается вторичного вселения, т.е. когда жилое помещение собственником (нанимателем) предоставляется другому гражданину, достаточно заявления лица, представившего жилое помещение для постоянного жительства.

РГ: Правила предусматривают, что свидетельство о регистрации может направляться заявителю тоже в электронной форме. А есть гарантии, что такое "электронное свидетельство" не будет подделкой?

Маленков: Что касается подделки, но только не электронного свидетельства, а электронного заявления, то это практически исключается, так как для направления такого заявления гражданин в установленном порядке предварительно должен пройти процедуру регистрации "личного кабинета". С инструкцией по ее процедуре можно ознакомиться также на сайте.

РГ: Если в правилах специально оговариваются случаи, что собственник жилья не давал согласия на временное проживание, а человек зарегистрирован, то, значит, такие неприятности вовсе не исключены? И как вы потом будете искать мошенника?

Маленков: Считаю, что гражданину в данном вопросе бессмысленно вводить в заблуждение орган регистрационного учета. При регистрации "личного кабинета" фиксируются его паспортные данные, индивидуальный налоговый номер (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации (СНИЛС), который гражданин получает по месту жительства. В ФМС России имеется база данных паспортов граждан Российской Федерации, поэтому одномоментно осуществляется проверка достоверности указанного паспорта и кому он принадлежит. При необходимости также можно проверить его регистрацию по месту жительства по ведущимся в территориальных органах ФМС России адресно-справочным учетам.

РГ: При досрочном убытии мигрант или собственник должны сообщить об этом ФМС. А если люди на это махнут рукой, что им за это будет?

Маленков: При досрочном убытии гражданин либо сам информирует об этом, либо собственник (наниматель) жилого помещения. Собственник не может махнуть на то, чтобы не сообщать, так как он не захочет платить лишнюю квартплату, поэтому сообщить о досрочном убытии гостя в его интересах.

РГ: Мы поняли, что регистрационный орган в данном случае - это подразделение ФМС. А роль паспортных столов в этой ситуации вовсе отсутствует?

Маленков: В соответствии с Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" государственная функция по регистрационному учету граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах России возлагается на территориальные органы ФМС по субъектам Федерации.

Что касается так называемых "паспортных столов" жилищных организаций, на них возлагается в соответствии с вышеназванным законом и постановлением правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 обязанность по первичному приему от гражданина личного заявления о регистрации по месту жительства (по месту пребывания) по установленной форме, документа, удостоверяющего его личность, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение. "Паспортные столы" актуальны, если гражданин лично обращается к должностному лицу, ответственному за регистрацию, функцию которого и исполняют уполномоченные должностные лица "паспортного стола".

С учетом нововведений в правила, их участие в регистрационном процессе, как видим, минимизируется, они будут в подобных ситуациях только вносить изменения в поквартирные карточки и карточки регистрации гражданина по месту жительства по установленным формам, которые у них хранятся.

Комментарии читателей:

[25.11.2010] На сайте гос.услуг основанием для регистрации по месту пребывания является: 1. Документ, удостоверяющий личность заявителя 2. Заявление о регистрации по месту пребывания 3.Документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному им адресу. http://www.gosuslugi.ru/ru/card/index.p ... =0&rid=228 Непонятны тогда утверждения чиновника насчет уведомительной системы регистрации ч/з интернет по месту пребывания - чем она отличается от от регистрации по месту жительства? Так-же Требуется оригинал документа-основания.
житель чукотки.

[25.11.2010] Здравия желаю. Непонятно, каким образом будет осуществлен воинский учет граждан. Неужели тоже в электронном виде...
Призывник

[25.11.2010] Коротко. Обязательные условия регистрации для всех: строгое соблюдение санитарных норм на количество зарегистрированных. В противном случае – резиновые дома, пробки и т.д. Дополнительная регистрация в муниципальное жилье – строго с согласия владельца жилья – муниципалитета. Постоянная прописка – только для собственников жилья. Все, что зарегистрировано, прошу прощения, в адресе – не может иметь претензии и видов на квадратные метры. Регистрация – строго с ограничением в сроках с дальнейшим продлением. Это избавит многих и многих от спорных и долгих судебных разбирательств с выпиской или признанием акта регистрации незаконной. И последнее. Россия, хотим мы этого или не хотим, не готова к свободе регистрационных процедур. Без жесткого подхода к массовой внутренней и внешней миграционной политики государства – страна, все более, будет похожа, прошу прощения, на проходной двор. Спокойствия и благополучия, в таком дворе, не ожидается. Благодарю.
Анатолий

[25.11.2010] Добрый день. Читаю опять про свидетельство, которое нужно предоставить. Но до 2000 года были только нотариальные договоры, а свидетельство не выдавалось. И паспортные столы в лучших традициях заставляют собственника получать свидетельство для регистрации кого-то из родственников- это 1. расходы по регистрации. 2- Время. Хочу напомнить- свидетельство- подстверждающий документ, а вот ДОГОВОР- правоустанавливающий!
Людмила

Источник: http://www.rg.ru/2010/11/25/registracia.html

Шаркан

25-11-2010 12:02:57

Ниди писал(а):новые правила
вобщем, старая песенка на новый лад, насколько я понял...

Ниди

25-11-2010 12:45:39

Шаркан писал(а):вобщем, старая песенка на новый лад, насколько я понял...

Ну да, причем новый лад невелик. Изначально процедура регистрации по месту жительства или месту пребывания требовала личного обращения гражданина в паспортный стол. Потом в правила внесли изменения, согласно которым сняться с регистрационного учета можно, направив соответствующие документы в регистрирующий орган почтой. Сейчас почтой или через интернет разрешили подавать заявления на регистрацию. Вот и все.

На местах новый порядок, скорее всего, по факту работать не будет. Все, кто в России сталкивался на практике с вопросом регистрации по месту жительства или месту пребывания, знает, что в паспортном столе требуют не просто письменное согласие собственника жилого помещения и совершеннолетних членов семьи, но их личной явки и подтверждения этого согласия непосредственно в паспортном столе. Связано это с огромным количеством всевозможных мошенничеств в жилищной сфере, разбором которых буквально завалены суды большинства регионов России. Так что личную явку в паспортный стол собственника и совершеннолетних совместно проживающих и дальше будут требовать.

Ниди

28-11-2010 11:28:54

Отменная прописка

Отказ от регистрации может вызвать серьезные социальные проблемы, считают эксперты


Скрытый текст: :
Отмена прописки, или регистрации, что так давно пропагандирует либеральная часть общества, может обернуться серьезными социальными последствиями для всей системы социальной защиты населения.

Если, конечно, заранее не спрогнозировать все угрозы и не перенастроить эту систему. Такое опасение высказали вчера участники "круглого стола" на тему: "Прописка - советский пережиток или оправданная необходимость".

Поводом для дискуссии послужило наделавшее много шума недавнее постановление правительства N 885, которым внесены поправки в Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (документ опубликован в "РГ" 17 ноября с.г., комментарий ФМС от 25 ноября). Оно предусматривает, во-первых, переход на уведомительный порядок регистрации как временной, так и постоянной.

Во-вторых, упрощается сама процедура: заявление о регистрации теперь можно подать не только лично, но и по почте, а также по Интернету. Поход в подразделение ФМС нужно совершить только один раз, чтобы предъявить паспорт и документ, подтверждающий право вселения (например, договор с собственником жилья, заключенный в простой письменной форме). Временная регистрация по месту пребывания по новым правилам начнет оформляться уже с 28 ноября, а постоянная по месту жительства - с 1 января 2011 года.

Несмотря на то, что документ носит больше технический характер, нежели политический, тем не менее он определенно показывает тенденцию к либерализации института регистрации (прописки). И многие эксперты считают, что это первый шаг к полной отмене регистрации, а также к отмене внутренних российских паспортов.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, мы находимся на пороге революционных перемен. С введением нового порядка регистрации мобильность наших граждан, по его мнению, теперь значительно повысится.

Заметим, что обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания или жительства пока никто не отменял. Сегодня те, кто пренебрегает этой обязанностью, рискуют нарваться на неприятности: их могут задержать, оштрафовать, могут вымогать взятку. Как утверждает член Общественной палаты Александр Соколов, сегодня у московских милиционеров поборы с незарегистрированных граждан - основная статья личного дохода. Эксперты сходятся во мнении, что упрощение процедуры повлечет за собой более активное участие внутренних мигрантов в оформлении регистрации, а значит, меньше остается поводов и возможностей для коррупции и просто для издевательства над людьми.

Вместе с тем советник председателя Совета Федерации Сергея Миронова Наталья Евдокимова, соглашаясь с тем, что институт прописки/регистрации себя изжил, обратила внимание на другую сторону грядущей либерализации регистрационного учета граждан. Каждый субъект имеет свое законодательство, в том числе социальное. В Питере, например, да и в Москве тоже, львиную долю бюджета пенсионера составляют региональные доплаты и пособия. Если получить регистрацию станет очень просто, то где гарантии, что пенсионеры не хлынут в те регионы, где очень высока степень социальной защиты?

Сейчас по московскому законодательству надбавки получают только те приезжие, кто имеет постоянную регистрацию. Но в случае дальнейшей либерализации системы регистрационного учета и стирания неравенства между временной и постоянной регистрацией проблема бюджета региона встанет во весь рост. Не случайно весной этого года, когда в столичном парламенте обсуждался вопрос отмены регистрации, депутаты выступили категорически против такой перспективы. Но если процесс, как говорится, пошел, то уже сейчас необходимо подумать обо всех возможных социальных последствиях дальнейшей либерализации института регистрации, и тем более полной его отмены.

Впрочем, Александр Соколов убежден, что не так страшен черт, как его малюют. Отмена разрешительной регистрации радикально не изменит картину миграции в стране, говорит он. Потому что у нас нет рынка доступного социального найма жилья. Но следует готовить законодательную базу для отмены прописки, в том числе изменения в межбюджетных отношениях, в медицинском и социальном обслуживании населения. А на это, по мнению эксперта, уйдет не менее пяти лет.

Источник: http://www.rg.ru/2010/11/26/registr.html

Federal

17-12-2010 03:35:32

В Москве после беспорядков ужесточен паспортный режим
РИА "Новости" | 18:17:30

Московская милиция после произошедших беспорядков на Манежной площади и у торгового центра "Европейский" ужесточила паспортный режим на улицах города, особенно в местах с массовым пребыванием людей. Об этом сообщили в правоохранительных органах столицы.
"Чтобы избежать повторения подобных попыток сборищ и провокаций, а также в целях профилактики криминогенной ситуации в Москве руководство столичной милиции ужесточило в городе паспортный режим. Массовые проверки документов, в основном, проходят на всех железнодорожных вокзалах столицы, в аэропортах, в метрополитене, а также на площадях и других местах массового скопления людей", - сообщили в милиции, добавив, что особое внимание милиционеры уделяют приезжим.

Наступление коммунизма вновь отложено.

noname

17-12-2010 08:54:52

ужесточила паспортный режи
в панике и страхе они ищут врага... им не понятно кто, они хотят знать кто конкретно чтобы вдруг это не оказался весь народ.

Ниди

12-01-2011 10:53:50

Штамп в паспорте без разрешения

Прописка теперь носит заявительный характер


Скрытый текст: :
Уже сегодня тот, кто хочет зарегистрироваться по месту жительства (по-старому прописаться), может это сделать с помощью Интернета. С нового года вступили в силу новые правила регистрации по месту жительства, а чуть раньше, в конце ноября, такая возможность была предоставлена тем, кто временно регистрируется по месту пребывания.

Если речь идет о регистрации по месту пребывания, гражданину теперь достаточно подать заявление в регистрационный орган (подразделение ФМС России) по определенной форме по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Для этого он заходит на портал gosuslugi.ru, проходит процедуру регистрации личного кабинета, после чего получает возможность направить заявление в электронном виде.

Обращаться в орган регистрационного учета для получения свидетельства о регистрации в этом случае нет необходимости - оно будет выслано по почте. Хотя, если человек пожелает лично получить свидетельство на руки, он может это сделать хоть на следующий день.

Подчеркнем, что и в случае постоянной, и в случае временной регистрации процедура носит не разрешительный, как раньше, а заявительный характер. Правда, есть некоторые нюансы, касающиеся постоянной регистрации по месту жительства. Они обусловлены тем, кто является собственником жилья.

Итак, при регистрации по месту жительства нужно также через свой личный кабинет направить заявление по установленной форме. На следующий день можно уже прийти в подразделение ФМС по избранному месту жительства, предъявить свой паспорт и письменное согласие собственника (нанимателя) жилого помещения на вселение. Если вы прописываетесь в квартиру, которая принадлежит государственному или муниципальному жилищному фонду и там уже живут люди, то вы должны получить письменное согласие на вселение от нанимателя и постоянно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи. Если жилое помещение находится в частной собственности, то требуется только согласие собственника.

Следующий возможный вариант - вы прописываетесь (регистрируетесь) постоянно в государственной или муниципальной квартире, в которой никто не живет, то есть именно вы становитесь нанимателем этой квартиры. В таком случае вы должны заключить договор социального найма, который и будет основанием для вашего вселения и регистрации по месту жительства.

Еще вариант - вы приобрели жилое помещение в собственность и хотите в нем зарегистрироваться. В этом случае основанием для вашей прописки будет свидетельство о государственной регистрации недвижимости.

Если вы хотите оформить регистрацию по старинке, это тоже не возбраняется. Для этого нужно прийти в "паспортный стол" жилищной организации по месту жительства или пребывания и оформить заявление обычным порядком. Предъявив паспорт и документ - основание для вселения, вам тут же будет проставлен оттиск штампа о регистрации по месту жительства. То есть вместо двух раз в паспортный стол придется прийти всего единожды.

Источник: http://www.rg.ru/2011/01/12/propiska.html

anarh

12-01-2011 19:38:54

:ki_ss:

Ниди

12-02-2011 16:03:28

Гражданин без паспорта

как обстоят дела с электронными документами за рубежом


Скрытый текст: :
Проживая в замечательном королевстве по имени Великобритания, очень важно уметь водить машину и исправно платить коммунальные счета и муниципальный налог. Спросите при чем тут одно и другое? При том, что водительское удостоверение, равно как и квитанция оплаты за газ или за электричество делают британца правомочным гражданином своей страны даже без наличия паспорта или удостоверения личности.

В этом смысле Британия - удивительная страна. Здесь без "бумажки" ты вовсе даже не "букашка", а вполне уважаемый человек. В Соединенном Королевстве вообще не существует единого документа, удостоверяющего личность гражданина. Здешние граждане обязаны получать паспорта только при выезде за границу. А если никуда не выезжать, то приемлемой окажется любая формальная квитанция или справка, на которой указаны имя человека и его адрес. Для того, чтобы открыть счет в банке, например, достаточно предъявить любой документ, где есть ваше имя и фотография - скажем, то же водительское удостоверение. Даже пропуск на работу, если на нем есть фото владельца, является вполне солидным подтверждающим документом.

Хотя, к чести чрезвычайно незабюрократизированного в этом смысле общества, надо отметить, что и на водительских правах фотографии появились в Британии лишь в конце 90-х. А до этого в качестве удостоверяющего личность документа они работали и без портрета.

Попытка "одокументить" жителей Соединенного Королевства, однако, предпринималась. И была она поистине отчаянной. Битва за внедрение в жизнь национальных удостоверений личности началась сразу после трагических событий 11 сентября 2001 года и была задумана тогдашним правительством Тони Блэра как мера безопасности против террористических угроз, а также как шаг в противодействии оргпреступности, нелегальной иммиграции и мошенничеству. Предполагалось, что на пластиковых карточках-удостоверениях будет содержаться множество данных, в том числе биометрических - рост, цвет глаз, отпечатки пальцев, сведения о том, по каким адресам гражданин проживал на своем жизненном пути… Рассчитывали, что постепенно, начиная с 2007-го, при получении или обмене паспорта или водительских прав британские граждане начнут получать в обязательном порядке такие удостоверения.

Оппозиция этому проекту со стороны "неокольцованных" никакими обязательными документами вольнолюбивых британцев была колоссальной. В частности, экс-глава британской контрразведки Ми-5 Стелла Римингтон заявила, что эти удостоверения вряд ли помогут в борьбе с террором и что полезны они смогут быть лишь в том случае, если их невозможно будет подделать. Железных гарантий, что подделать удостоверения будет нельзя, никто дать, однако, не смог. Зато было известно, что доступ к Национальному Регистру Идентификации, куда должны были стекаться сведения о всех гражданах с удостоверениями, получат 265 правительственных департаментов, 48 тысяч аккредитованных частных компаний и, не приведи Господи, вездесущие злоумышленники.

Однако проекту удостоверений личности дали, было, "добро". И даже успели "обилетить" этими пластиками 15 тысяч человек, которые заплатили за них по 30 фунтов стерлингов. Но вот в мае минувшего года власть в стране взяли консерваторы на паях с либеральными демократами и одним из первых своих декретов отменили удостоверения личности - без компенсации затрат их обладателям. Упразднили и прозванный "оруэлловским " Регистр Идентификации, уничтожив всю его базу данных. И таким образом поставили точку на оцениваемой в 4,5 миллиарда фунтов стерлингов затее в целом.

Правда, новое коалиционное правительство сохранило план выдачи биометрических удостоверений личности всем проживающим в Британии иностранцам, как того требуют законы ЕС. И вводить их будут к 2015 году. Но для граждан Британии по-прежнему ценнейшим документом являются их водительские права и, конечно же, банковская карточка.

Последняя служит замечательным инструментом комфорта, позволяя без проволочек оплачивать покупки, услуги и фактически обходиться без наличных средств и посредников в лице обслуживающего персонала.

США

Права имеют право. Водительское удостоверение открывает любые двери

Самым распространенным и универсальным документом в США являются водительские права. По большому счету, эти разноцветные пластиковые карточки, размер и дизайн которых варьируются от штата к штату, фактически заменяют удостоверение личности. В них указаны не только обычные в таких случаях данные владельца (имя, фамилия, дата и место рождения…), но зачастую и его рост, вес, цвет глаз.

По сути, водительские права заменяют американцам внутри станы национальный паспорт, который они оформляют только для поездок за пределы США. Впрочем, для удобства жителей отдельных приграничных штатов, например Вашингтона, Вермонта, Мичигана или Калифорнии, особый тип водительских прав играет, по сути, роль загранпаспорта, позволяя пересекать по суше или по воде границу США с Канадой и Мексикой.

Интересно, что без предъявления водительского удостоверения здесь невозможно не только купить алкоголь (права в этом случае удостоверяют возраст любителя горячительного) или, например, оружие, но и приобрести авиабилет на внутренние рейсы, обзавестись автомобилем, арендовать квартиру, а также проводить безналичные денежные расчеты.

Именно права и обязательная кредитка для оплаты покупок стали непременным атрибутом жизни рядовых американцев.

Примечательно, что учет всех нарушений ПДД непременно отражается в своеобразном "электронном деле", которое заводится на каждого обладателя водительских прав в США. Зачастую, такую выписку, свидетельствующую о культуре вождения и законопослушности, может попросить работодатель при попытке трудоустройства. Именно поэтому многие американцы предпочитают иметь "чистую" историю вождения автомобилем.

Франция

Пожалуйста, ваши пальчики. Французов ждет поголовная дактилоскопия


Французу Ролану Морено еще не поставили памятник, но со временем это наверняка произойдет. Ведь именно он сделал революционное изобретение, без которого сейчас трудно представить наше существование. В 1974 году запантетовал пластиковую карточку с электронной микросхемой, хранительницей самой разнообразной информации.

Занятное зрелище представляет собой портмоне современного француза: настоящая коллекция ярких карточек на любой вкус и цвет. Банковские, дисконтные, дающие кредит и скидки в универмагах, телефонные, для проезда на транспорте.

Кстати, последняя называется "Навиго". В нее внедрена, кроме чипа, микроантенна, которая дает возможность беспрепятственного, а главное бесконтактного, доступа в столичное метро, автобусы и трамваи. Этой штуковиной в настоящее время пользуются полтора миллиона парижан и обитателей предместий.

Среди пластмассового многоцветья особое место занимает зеленая карточка "Виталь". Нет ни одного француза, а также резидента-иностранца, у которого ее не было бы. Это карточка медицинской страховки, без которой лучше не ходить по больницам, с нею также отовариваются в аптеке, покупая лекарства по рецепту. Ведь "Виталь" содержит необходимую информацию о ее владельце и является расчетным средством при оплате услуг врача или при покупке медикаментов. Дело в том, что здесь никто не платит полную стоимость ни того, ни другого, лишь какую-то часть, а, порой, вообще ничего. Все необходимые расчеты аптекаря с государственной Кассой медицинского страхования происходят в онлайновом режиме.

Кстати, у тех, кто имеет дополнительную страховку - по служебной линии или какой-либо частной страховой компании, соответствующая информация также занесена на "Витале". Помимо всего прочего, с вашего согласия, лечащий врач может считать с помощью этой карточки данные о том, чем и от чего вас пользовали его коллеги и когда, что, понятно, немаловажно при назначении нового лечения.

Карта "Виталь" действует только на французской территории. Для отправляющихся в страны-члены ЕС существует отдельная карточка - "Европейского медицинского страхования", которая принимается там наряду с национальными и имеет сходную силу.

Чего у французов не найдешь в портмоне, так это электронного удостоверения личности. А оно уже в ходу, к примеру, у соседей - бельгийцев. Хотя справедливости ради надо сказать, что в рамках программы электронного правительства такой документ размером с классическое изобретение Ролана Морено, разработан еще лет пять назад. И называется он почти как женское имя - ИНЕС (расшифровывается это сокращение как "национальное удостоверение личности с повышенной степенью защиты") . Предполагалось, что он будет многофункциональным и содержать информацию разных видов. Помимо имени, даты и места рождения, образца подписи, фото в него будут внесены отпечатки пальцев, личный криптоключ владельца для цифровой подписи документов и определенное количество памяти на электронном чипе для хранения самой разнообразной информации.

Однако против ИНЕС резко высказались многочисленные организации правозащитников и юристов, которые назвали его "тоталитарным и в высшей степени вредным". Вот что говорит генеральный секретарь профсоюза работников магистратуры Ком Жакмен: "Этот проект усилит полицейский надзор над обществом. Сейчас в стране имеются отпечатки пальцев 1,8 миллиона человек, имевших дело с полицией, а если введут ИНЕС, то потенциально такими станут 65 миллионов, то есть все население". К этим аргументам была вынуждена прислушаться Национальная комиссия по информационным технологиям и свободам. В результате электронное удостоверение личности отложили до лучших времен. Только вот когда они наступят, никто не знает.

Финляндия

Страна толстых кошельков. У жителей Суоми десятки пластиковых карточек


Финляндия - страна самых толстых в мире кошельков. И не потому что у финнов в бумажниках много налички, а потому что там огромное количество всевозможных пластиковых карт, без которых жизнь в Финляндии не была бы столь удобной.

Если бы не эти кусочки пластика, финнам пришлось бы покупать продукты без скидок, посещение врача и приобретение лекарств государство бы не компенсировало, а в библиотеку или тренажерный зал вообще не впустили бы. Таким образом, карточки есть у всех: у младенцев и стариков. Набор этих пластинок более или менее стандартный.

Двое моих знакомых финнов за кружкой пива решили поспорить, у кого карточек окажется больше. Каждый высыпал из кошелька внушительную гору пластика. У того и другого карточки были те же и о том же: удостоверение личности, медицинская страховка, водительские права, по две банковские карты, по две-три дискаунтные карточки сетевых магазинов, карточки в библиотеку и спортивный зал. Один из спорщиков все же проиграл. У него оказалась карта, которая включала в себя несколько функций: проездной билет, карточки для входа в библиотеку и бассейн. При том действовала она только на территории города Оулу, где и проживает мой знакомый.

Он кстати, выставляя проигранную кружку пива, сказал, что собирается объединить карту удостоверения личности с медицинской страховкой. Таким образом, надеется хоть немного разгрузить свой кошелек.

Финн поведал, что его сын студент пытался сократить количество карточек, но у него ничего не вышло. Это при том, что в университетах придуманы самые немыслимые системы оплаты расходов. Так на студенческий билет, который также представляет собой пластиковую карту, можно зачислять деньги и оплачивать ими с хорошей скидкой обед в столовой. А за проезд в общественном транспорте и даже за заказ еды в некоторых кафе расплатиться можно с помощью мобильных телефонов.

Финны гордятся, что могут ездить по всей Европе с простым удостоверением личности, без загранпаспорта. Однако все эти нововведения ничуть не уменьшают количество пластика в финских кошельках. Наоборот, появляются новые магазины, которые раздают свои карточки покупателям, обещая при следующей покупке хорошие скидки.

Объединять карты в одну финны не хотят. Считается, что с точки зрения безопасности не разумно хранить все свои данные в одной "корзине". Да и восстанавливать такую универсальную карту довольно сложно, учитывая, что электронные системы иногда дают сбой и создают путаницу.

Китай

Вся жизнь на виду. На карточках китайцев - даже сведения об их родителях


Планы правительства Китая ввести единую карту с полной информацией о его владельце, а также с доступом к банковским счетам вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Кто-то говорит об упрощении многих бюрократических проволочек и получении большей свободы. Другие опасаются за сохранность своих личных данных, которые могут быть использованы в преступных целях.

Однако в Китае власть далека от общества, поэтому не беспочвенные опасения граждан вряд ли будут услышаны. Уже объявлено, что эксперимент начнется в самое ближайшее время и охватит жителей крупных городов страны - Пекина, Шанхая, Чунцина. По задумке властей, переход на единые карты по всей стране займет не менее десяти лет.

Надо сказать, что уже сейчас в Китае действует единое удостоверение личности - "шэнфэнчжэн", которое представляет собой небольшую карточку с фотографией владельца и указанием пола, фамилии, имени, места и даты рождения. Здесь же личный идентификационный номер, единый для налоговой службы, социальной и медицинской страховки. Кстати, с помощью специальных считывающих устройств, которые устанавливаются в аэропортах, в полиции, в банках и некоторых других специальных учреждениях, можно получить данные, например, о судимости владельца карты, приводах в полицию, о социальной и медицинской страховках, семейном положении, всех местах проживаниях. И даже отследить трудовую биографию, в том числе и нынешнее место работы, и даже сведения о его родителях.

А что же предлагают разработчики проекта по введению новых карт? Во-первых, включить в них счета по страховкам - социальной и медицинской. Во-вторых, владелец нового пластика сможет "привязать" свои личные банковские счета и расплачиваться за товары и услуги практически в любом месте, включая общественный транспорт и даже такси. Причем можно будет иметь несколько счетов в разных банках, а при расчетах самостоятельно выбирать, с какого счета списывать средства. О том, что управлять своей картой можно будет через Интернет или мобильный телефон, говорить даже не приходиться - это само собой разумеется.

Однако противники введения таких документов опасаются за сохранность не только своей личной информации, но и финансовых средств, которые могут быть похищены мошенниками. Не секрет, что в Китае широко распространены преступления с использованием чужих документов для получения кредитов, оформления телефонных счетов и прочих махинаций.

Тем не менее, власти обещают, что новые карты будут обладать повышенной степенью защиты, и в случае потери или кражи документа никто из посторонних не сможет воспользоваться данной картой.

Кроме того, в середине прошлого года власти Китая объявили о введении в стране электронных паспортов, с которыми можно будет выезжать за рубеж. Первыми новые документы получат госслужащие и дипломаты, а совсем скоро начнется выдача подобных паспортов населению.

Польша

Удостоверят и младенцев. И лечиться станет проще


С 1 июля нынешнего года в Польше в соответствии с решением правительства начнется оформление новых электронных удостоверений личности. Постепенное и на добровольной основе.

Целью нововведения является не только желание властей повысить уровень защиты документа, но и облегчить жизнь своим гражданам, которые смогут достаточно быстро и комфортно решать свои повседневные проблемы, в том числе и через Интернет.

С помощью нового документа можно будет легко получить различные электронные и государственные услуги от государства и коммерческих структур. К примеру, выслать в электронном виде налоговую декларацию в соответствующий орган, зарегистрировать автомобиль, записаться на прием... Широкое распространение удостоверение должно получить в сфере здравоохранения. Оно не только обеспечит доступ к медицинским услугам, но и будет содержать необходимые для лечащих врачей данные о пациенте. Причем эти данные по мере необходимости будут обновляться.

Документ при желании владельца может быть приспособлен и для проведения банковских операций.

Новое удостоверение напоминает обычную банковскую карту, снабженную фотографией владельца и чипом. Фото, как и остальные визуальные реквизиты, дублируются электронным носителем. Поэтому злоумышленники, уверяют разработчики документа, не смогут воспользоваться чужим удостоверением, "переклеив" фотографию. Полицейские и пограничники смогут легко обнаружить подлог, считав информацию с чипа. В отличие от старого документа в новом удостоверении не будет, в частности, указан адрес владельца, что позволит при переезде не менять карту.

Удостоверения нового образца будут выдаваться бесплатно и право на его получение имеют все без исключения граждане Польши, в том числе и новорожденные.

Германия

Уязвимый микрочип. Карточка может и потеряться. Или вдруг ее подделают


Единой карты, на которой были бы зафиксированы все данные о ее владельце и с помощью которой можно было бы получить самые разнообразные услуги, включая их оплату, в Германии нет. Зато у каждого есть куча отдельных карточек с микрочипом: одна для страховки, другая банковская, третья кредитная, библиотечная, железнодорожная - для пассажиров, желающих путешествовать первым классом со скидкой. Производители кошельков поэтому давно перешли на суперсовременные модели с огромным количеством отделений для пластиковых карт.

Почему же в Германии до сих пор не существует общей карты? Как рассказал "РГ" уполномоченный правительства ФРГ по защите данных и информационной свободе Петер Шар, существуют несколько причин, не позволяющих вводить всеобщую электронную карту.

Во-первых, правительство сознательно отвергает сбор данных о личности на одном носителе, который позволяет создать объемную картину о каждом жителе страны. Федеральный Конституционный суд - высший суд ФРГ, следящий за соблюдением Основного закона, еще 30 лет назад постановил: единого средства сохранения всех данных о личности не должно быть. Ведь каждый гражданин по конституции имеет право на информационную тайну, а государство, в свою очередь, неправомерно следить за гражданами, собирать и в централизованном порядке сохранять данные о них.

По славам господина Шара, при введении электронной карточки "на все случаи жизни" отдельный человек больше не может проконтролировать, какие данные о нем станут известны всем и вся. Надеяться на то, что этого не случится, легкомысленно. Ведь каждый работодатель может узнать дополнительные сведения о своем сотруднике. А, допустим, фармацевтические фирмы, выяснив все данные о ваших "болячках", начнут забрасывать вас рекламой лекарств. Нужно ли вам это? От подобных злоупотреблений защитой может служить хранение информации на отдельных носителях.

Да и тут полной надежды на конфиденциальность нет. Ведь, например, оплата по кредитным карточкам в Интернете давно не считается безопасной. Поэтому немецкие эксперты скептически относятся к возможности совершать покупки с помощью нового электронного удостоверения личности с сохраненной цифровой подписью владельца. Если уже сейчас существуют лазейки для преступников, насколько безопасно пользоваться удостоверением через пять, десять, пятнадцать лет? Общий электронный носитель увеличит риски в несколько раз. Ведь такая система повышает опасность воровства чуть ли всех данных о личности.

Третья причина - техническая. Вот уже пять лет откладывается запланированное на 2005 год введение всеобщей электронной медицинской карточки, на которой должна быть сохранена вся история болезни человека. Так сколько же времени потребуется для гигантского проекта - единой карты на все случаи жизни? А что делать, если карточка, такого нельзя исключать, потеряется? Как ее заменить?

Источник: http://www.rg.ru/2011/02/11/dokumenty-site.html

Ниди

01-03-2011 12:25:37

Жизнь по карточкам

Дмитрий Медведев раскритиковал ведомства за медлительность в создании универсальной электронной карты


Скрытый текст: :
В понедельник президент Дмитрий Медведев был вынужден лично решать проблемы, с которыми столкнулось частно-государственное партнерство при разработке универсальной электронной карты, которая скоро может объединить в себе все документы гражданина.

В ближайшие годы все документы россиянина, включая паспорт, все платежные средства, в том числе кредитные карты, медицинские и обычные страховки, стояние в очередях к чиновнику за той или иной справкой может заменить всего лишь одна-единственная карта. На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики президент Дмитрий Медведев проверял, в какой стадии находится работа по внедрению в жизнь россиян так называемой универсальной электронной карты.

- Это просто совершенно другой уровень общения гражданина с государством, с различного рода бюрократическими структурами, новые возможности, удобство в осуществлении платежей, возможность получать регулярно информацию о том, что происходит со счетами гражданина, - пытался вкратце охватить все удобства такой карты президент Дмитрий Медведев.

Дальше больше - такую карту, как планируется, можно будет использовать не только для безналичных расчетов, но и как полноценное платежное средство как в России, так и за рубежом.

Для того, чтобы охватить одной карточкой такой широкий круг возможностей, министерствам и ведомствам еще предстоит серьезно поработать, иначе на практике обеспечить заявленную универсальность будет сложно.

"Во-первых, в короткие сроки завершить разработку нормативно-правовой базы", - указал глава государства. Так, закон об электронной цифровой подписи уже внесен в Госдуму, требуется принятие еще целого ряда документов. Все они, по распоряжение президента, должны быть приняты к лету. До 1 мая президент потребовал предоставить ему обоснование стоимости всего проекта.

Второе - необходимо по всей стране развернуть инфраструктуру, необходимую для использования универсальных карт. И это касается не только установки различных инфоматов, устройств для считывания карт, которыми надо оснастить не только госучреждения, банки и прочие организации, но и, если сам гражданин того хочет, обеспечить нужной аппаратурой и домашние компьютеры.

Наконец, третья задача касается работы с государственными учреждениями. Здесь потребуется сверить базы данных, а также адаптировать госучреждения к работе с картой. Если называть вещи своими именами, то госуслуги, которые предоставляют эти ведомства, должны быть в обязательном порядке и во всех регионах перевести в электронный вид. "Карта - это всего лишь ключ к услуге", - объясняла глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина бессмысленность этих карт без электронных госуслуг.

- Введение всех услуг нужно синхронизировать по всей стране, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Чтобы сделать это, нам необходимы региональные планы внедрения этой карты.

На самом деле до вчерашнего дня проблем, вызванных тем, что министерства, ведомства и привлеченные к работе банки никак не могли согласовать отдельные нюансы проекта, было больше. Главе государства пришлось прямо в ходе заседания рубить узлы противоречий. В противном случае о том, чтобы соблюсти сроки, установленные законом, не могло идти и речи.

Закон предполагает, что в регионах выдача универсальных карт по заявлениям граждан должна начаться уже с 1 января следующего года. Но до сих пор не были утверждены технические требования к самим картам, требования к банкам-участникам, к порядку выпуска карт и не выбран дизайн самой карты.

Проблему с чипом, который должен использоваться в самой пластиковой карточке, глава государства решил тут же. Дело в том, что в самой России отсутствует чип, который позволял бы работать в международных платежных системах и одновременно размещать на нем российскую криптографию. "Создание чипа предполагается в конце марта и еще потребуется 1-1,5 года на сертификацию", - сообщила Набиуллина. Иностранные же чипы могут обеспечивать только 85 процентов услуг.

Дмитрий Медведев ждать был не намерен. "Внедряйте с иностранным чипом", - распорядился глава государства, заметив, что если ждать сертификации отечественного, то вообще можно никогда не дождаться. После того, как будет завершена работа с нашим чипом, карточки с иностранным могут быть заменены.

Вопрос дизайна карточек остался открытым. Единственное, глава государства пожелал, чтобы в него в обязательном порядке были включены такие элементы, как герб и флаг России.

Может быть, сложнее всего дело обстоит с интересом банков к участию в такой огромной системе. Глава Сбербанка Герман Греф, который с самого начала продавливал частно-государственное начало всего проекта, заявил, что для банков проект не окупается. Поэтому идеей по-прежнему увлечены только сам Сбербанк, банк "АК Барс" и "Уралсиб".

Вчера Греф продолжил наступление на государственную часть партнерства. В частности, он выразил сомнение в целесообразности специального выпуска десятков тысяч банкоматов за государственный счет, когда теоретически есть готовая сеть банкоматов коммерческих банков. Надо только сделать так, чтобы банки подключались к системе универсальной электронной карты.

"Желательно исходить из принципа чем больше, тем лучше. В то же время мы должны понимать, кто с этим справится, а кто не справится", - высказался Дмитрий Медведев. Поэтому сперва вполне возможно работать только с группой уполномоченных банков, которые бы занимались выпуском самих карт и их обслуживанием.

- У меня есть сомнения в части способности государства создать единую систему, которая все это будет переваривать. Пока позиция Сбербанка мне кажется более мотивированной, - встал Дмитрий Медведев на сторону Грефа. - Когда этим занимаются ведомства, возникает масса противоречий, которые трудно урегулировать.

Источник: http://www.rg.ru/2011/02/28/prezident-site.html