РПАУ
20-07-2012 15:52:41
Иностранные эксперты не видят в ближайшей перспективе положительных эффектов от присоединения России к ВТО. По мнению специалистов Capital Economics, от понижения пошлин выиграют только отдельные производители, а протекционистские настроения России в отношении ряда отраслей, которые могут пострадать от вступления в торговую организацию, окажут негативный эффект для потребителей. Российские же эксперты не исключают, что политика страны по защите бизнеса может обернуться судом.
Сейчас Россия как никогда близка к реализации 18-летней «мечты» о вступлении в ВТО. До завершения процедуры остался фактически один шаг — это подписание протокола главой государства Владимиром Путиным. Совет Федерации ратифицировал протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 18 июля. При этом весь процесс подготовки документов сопровождался скандалами: против вступления выступали ряд партий и представители бизнеса. Одна из главных причин протеста — это снижение пошлин.
Если сегодня средний тариф составляет 9,5%, то в 2013 году он достигнет 7,4%, в 2014 — 6,9%, в 2015 — около 6%. То есть в целом к 2015 году снизится на 3,5 п.п. А для ряда областей, таких как сельхозпродукция, пошлины по отдельным категориям снизятся в восемь раз. Неоднократно говорилось и о том, что пострадать от долгожданного присоединения может и отечественный автопром (после вступления в ВТО импортная пошлина на иномарки упадет с 30 до 25%, а через семь лет — до 15%). Впрочем, правительство готово идти на уступки. Так, для агропромышленного комплекса предлагается сохранить налоговые льготы, а для снижения негативного эффекта на отечественный автопром введен утилизационный сбор на новые и подержанные авто, который с 1 сентября 2012 года будут уплачивать импортеры и производители.
Последняя инициатива российского правительства как раз и вызвала недоумение у иностранных специалистов. «Российские власти отказываются от своих планов. Закон об утилизации авто, по сути, будет действовать как увеличенный импортный тариф. Отсюда непонятно, станут ли на самом деле дешевле импортные автомобили в России осенью этого года», — говорится в отчете экспертов Capital Economics.
«Закон об утилизационном сборе — прямое нарушение принципа национального режима. Согласно правилам ВТО, нельзя дискриминировать иностранные товары. Если интересы страны-импортера ущемляют, то она может инициировать судебное расследование. И в данном случае Россия проиграет. А страна-победитель в качестве наказания имеет право повысить пошлины для России. И тогда более чувствительные отрасли окажутся под ударом», — поддерживает мнение зарубежных экспертов профессор РЭШ Наталья Волчкова.
Немного преимуществ получит Россия и от отмены квот на экспорт ряда металлов (после вступления в ВТО, к примеру, будет отменена квота ЕС в размере 3,46 млн т на прокат черных металлов), считают иностранные специалисты. «Более 50% экспорта России — это нефть и газ, после вступления в ВТО экспортные пошлины на них останутся на прежнем уровне. А металлы занимают меньшую долю в общем экспорте. Это и отличает Россию от выигравшего от вступления в ВТО Китая, чье производство ориентировано на экспортный сектор», — говорится в документе.
Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов отмечал, что прямые потери бюджета от вступления в ВТО за два года составят 445 млрд руб. Однако потери могут быть компенсированы доходами от увеличения объемов торговли, не исключал чиновник. Согласно прогнозу Всемирного банка, членство в ВТО позволит России увеличить рост ВВП более чем на 3% в течение пяти лет и более чем на 10% — в долгосрочной перспективе.
Однако специалисты Capital Economics отчасти ставят под сомнение и эти прогнозы. «С учетом не самой развитой бизнес-среды и в условиях отсутствия механизмов защиты инвесторов рассчитывать на значительный приток инвестиций после вступления в ВТО России вряд ли придется. Для того чтобы получить больше положительных эффектов, России необходимо провести как можно больше реформ», — заключают иностранные эксперты.
Сейчас Россия как никогда близка к реализации 18-летней «мечты» о вступлении в ВТО. До завершения процедуры остался фактически один шаг — это подписание протокола главой государства Владимиром Путиным. Совет Федерации ратифицировал протокол о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 18 июля. При этом весь процесс подготовки документов сопровождался скандалами: против вступления выступали ряд партий и представители бизнеса. Одна из главных причин протеста — это снижение пошлин.
Если сегодня средний тариф составляет 9,5%, то в 2013 году он достигнет 7,4%, в 2014 — 6,9%, в 2015 — около 6%. То есть в целом к 2015 году снизится на 3,5 п.п. А для ряда областей, таких как сельхозпродукция, пошлины по отдельным категориям снизятся в восемь раз. Неоднократно говорилось и о том, что пострадать от долгожданного присоединения может и отечественный автопром (после вступления в ВТО импортная пошлина на иномарки упадет с 30 до 25%, а через семь лет — до 15%). Впрочем, правительство готово идти на уступки. Так, для агропромышленного комплекса предлагается сохранить налоговые льготы, а для снижения негативного эффекта на отечественный автопром введен утилизационный сбор на новые и подержанные авто, который с 1 сентября 2012 года будут уплачивать импортеры и производители.
Последняя инициатива российского правительства как раз и вызвала недоумение у иностранных специалистов. «Российские власти отказываются от своих планов. Закон об утилизации авто, по сути, будет действовать как увеличенный импортный тариф. Отсюда непонятно, станут ли на самом деле дешевле импортные автомобили в России осенью этого года», — говорится в отчете экспертов Capital Economics.
«Закон об утилизационном сборе — прямое нарушение принципа национального режима. Согласно правилам ВТО, нельзя дискриминировать иностранные товары. Если интересы страны-импортера ущемляют, то она может инициировать судебное расследование. И в данном случае Россия проиграет. А страна-победитель в качестве наказания имеет право повысить пошлины для России. И тогда более чувствительные отрасли окажутся под ударом», — поддерживает мнение зарубежных экспертов профессор РЭШ Наталья Волчкова.
Немного преимуществ получит Россия и от отмены квот на экспорт ряда металлов (после вступления в ВТО, к примеру, будет отменена квота ЕС в размере 3,46 млн т на прокат черных металлов), считают иностранные специалисты. «Более 50% экспорта России — это нефть и газ, после вступления в ВТО экспортные пошлины на них останутся на прежнем уровне. А металлы занимают меньшую долю в общем экспорте. Это и отличает Россию от выигравшего от вступления в ВТО Китая, чье производство ориентировано на экспортный сектор», — говорится в документе.
Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов отмечал, что прямые потери бюджета от вступления в ВТО за два года составят 445 млрд руб. Однако потери могут быть компенсированы доходами от увеличения объемов торговли, не исключал чиновник. Согласно прогнозу Всемирного банка, членство в ВТО позволит России увеличить рост ВВП более чем на 3% в течение пяти лет и более чем на 10% — в долгосрочной перспективе.
Однако специалисты Capital Economics отчасти ставят под сомнение и эти прогнозы. «С учетом не самой развитой бизнес-среды и в условиях отсутствия механизмов защиты инвесторов рассчитывать на значительный приток инвестиций после вступления в ВТО России вряд ли придется. Для того чтобы получить больше положительных эффектов, России необходимо провести как можно больше реформ», — заключают иностранные эксперты.