Jumper писал(а):Два основных постулата анархизма, хотя можно обойтись и одним - отсутствие власти
это тоже производное, если уж придираться.
Основное: свобода личности.
и далее:
--- что ей мешает?
--- что ее расширяет и гарантирует?
власть мешает? мешает. Какая именно власть? Политическая, административная, экономическая, идеологическая.
Значит - долой их.
А что на их месте? А те же свободные личности, их добровольные коллективы для решения как насущных задач, так и возникающих проблем. Коллективы внутри себя нейерархичны, стремятся к согласию, но и решать большинством не ересь, лишь бы несогласных не обязывали следовать принятому решению - у них есть свобода реализовывать свой проект, а там практика покажет кто был прав.
Коллективы способны управлять своей жизнью локально. Для масштабных задач еще на заре истории возникла структура, которую знаем как "федерализм". Коллективы в федерации - точно личности в коллективе.
Итак, ликвидируя власть, логично приходится структурировать общество по принципам федерализма, ибо люди по одиночке жить не могут (пока), не могут производить, не могут справедливо распределять произведенное.
Идем дальше.
Что расширяет и гарантирует свободу личности?
Придумывать не надо - оно есть в наших инстинктах, упрощенно - в генах записано: чувство солидарности, т.е. мотив взаимопомощи. Причем импульсивной, причем бескорыстной, причем даже "жертвенной" в авральных обстоятельствах.
Отсюда: отказываемся от конкурентного ведения хозяйства. Пусть конкурируют идеи. Пусть части разных федераций пробуют свои идеи, а самая успешная становится достоянием всех. И так как жизнь и среда меняются, в области идей популярность каждой непостоянна, продолжает существовать мотив совершенствовать общество, как стремится к развитию любая психически и нравственно здоровая личность.
Отказ от конкурентности (рынка, ТДО), переход к "экономике дара" (в теме "Платформизм" снова мусолим это) логично требуют РАВЕНСТВА, т.е. доступа каждого человека к материальным и духовным благам, которые создаются обществом, причем доступ этот без ограничений, без привилегий - сугбо по индивидуальным потребностям, а их каждый сам себе определяет (а окружающие, как и он, имеют свободу усомниться в той или иной потребности - в самом деле ли потребность, или баловство?).
Отсюда вытекает отказ от частной собственности, ее социализация (пояснено в моем блоге что значит).
Регулятором такого типа отношений выступает СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
(возражения, что справедливость очень субъективна - не принимаются. Кропоткин сформулировал критерии справедливости, причем в двух аспектах - личном и общественном)
Справедливость, равенство и солидарность исключают следование таких разобщающих людей доктрин, какими являются национализм и религия (они не только разобщают, утверждая двойные стандарты оценки, они утверждаются в йеррахических структурах, генерируют появления власти).
И что имеем в конечном итоге?
Анком. Наиболее последовательный этап развития анархической теории.
Преимущества прежних этапов сохраняются (тот же индивидуализм: личное дело индивида в какие коллективы вступать, на какой срок и до какой степени ангажированности; если хочет - может строить свое взаимодействие с окружающими как единоличник, неся при этом некоторые неудобства), зато их недостатки устраняются.
и теперь поворот к самой теме:
беспокоиться об "экспансии" одной из неприемливых для анархизма доктрин, относясь снисходительно, а то и вступая в союз с другими, столь же неприемливыми доктринами (акобы ради "противодействия"), по меньшей мере нерационально. Ведет к отступлению от принципов, что отражается на действиях и практиках, что ведет к поражению того курса, который вроде бы взят анархизмом - преображение общества.
(как именно происходит это преображение, отдельный вопрос. ИМХО примерно так: агитация, просвящение масс, образование структур анархической организации, их массовизация, завоевание доверия масс; помощь и вдохновление актов сопротивления существующей системе, но сопротивление либо деструктивно, либо статично по своей природе, значит сопотивление должно принимать конструктивные формы путем самоорганизации населения, а цель ее - безвластное федеративное самоуправление; когда самоуправляющиеся структуры начинают возникать, доже только как намерение и готовность многих людей, получается ревситуация. И тогда задача анархических организаций - снова федеративных, сплоченных общей целью и с механизмами согласования действий - остается одна: вооруженная защита революции, т.е. процессов безвластной самоорганизации. Т.е. каждая анархоорганизация - это мобилизационный зародыш революционной армии типа Махновцев, типа испанских рабочих милиций, типа сапатистов и отчасти крестьянского войска Панчо Вилья, типа рабочих дружин Будапешта в 1953 и т.д. Другого логичного пути просто нет)