Срок за просвященный национализм

noname

13-11-2012 19:56:25

Культурологу и фольклористу Ивану Моисееву (директору Поморского института коренных и малочисленных народов Севера) предъявлено обвинение в измене государству. Моисеев виновен в том, что всё время собирал народные сказки, сказания и песни славян-поморов. А словарь, составленный им в рамках международного проекта на деньги Норвегии, "был использован для написания критических статей, предназначенных для того, чтобы навредить России". Теперь ученому грозит от 12 до 20 лет лишения свободы.

noname

13-11-2012 20:02:08

По мнению руководителя «Ассоциации поморов Архангельской области», директора «Поморского института коренных и малочисленных народов севера» Ивана Мосеева, поморы имеют все основания для того, чтобы получить статус коренного малочисленного народа Севера. А обвинения сторонников «поморского возрождения» в сепаратизме – «происки» ФСБ. Мало того, под разговоры о «поморском сепаратизме» якобы идёт геноцид поморского населения Архангельской и Мурманской областей.

- Территория современной Архангельской области по всем летописным материалам была заселена финно-угорским народом чудь. Эти места раньше назывались Заволочьем. То есть, землёй «за волоком». Новгород долгое время был метрополией, Заволочье его колонией. Со временем произошло обрусение населения. Позволю себе сравнить этот процесс с тем, что происходил в Латинской Америке, которую колонизировали испанские и португальские отряды конкистадоров. Теперь там говорят на португальском и испанском языках, преобладает католическая религия. Однако большинство населения – индейцы или метисы.

Новгородцы также малыми отрядами колонизировали Поморье. При этом массовых переселений славян не было – северная земля для этого не подходит, она не может прокормить большое число людей. Сюда приходили ватаги вооружённых новгородцев, которые создавали погосты, собиравшие дань в пользу Новгорода. Рядом с погостами возникали православные монастыри. Таким образом происходила славянизация и превращение угро-финского населения в тех, кого мы сейчас называем русскими поморами. Моя позиция, которая многим не нравится, заключается в том, что собственно славянской крови в поморах не так много.

Я всегда привожу в качестве примеров работу этнографа 19-го века Николая Харузина. Он изучал саамов – небольшой северный народ. Его известный труд –«Русские лопари» (лопари – старое название саамов – «СП»).

Поэтому когда говорят «русские поморы» - под этим совершенно необязательно понимать, что они именно русские по крови. Поморы – этнографическая группа, которая имеет свою культуру. Она близка к культуре великорусского, украинского и белорусского народов. Но всё-таки это уникальная самостоятельная культура. У неё достаточно признаков, благодаря чему поморов можно позиционировать, как самостоятельный коренной народ Севера.

Дмитрий Донецкий

13-11-2012 21:00:26

Грустно... Под измену Родине можно подвести что угодно.

А поморы интересный народ. Мне как-то пришлось с одним дончанином, побывавшем в тех краях, пообщаться. И с его подачи литературу почитать. Это они сохранили многие былины. И вообще новгородскую старину.

Кстати само название "поморы" очень красноречиво. Жители моря во многих краях образуют свой субэтнос. Это происходит потому, что им проще добраться морем до чужих земель, чем сушей до своих одноплеменников. Они как бы обращены лицом к морю, а не к центру страны, как остальной народ.