Демиар
10-05-2008 17:30:42
На Кубе запахло чем-то новым…
С учетом того, что произошло на острове за последние недели, Кубинское либертарное движение (MLC; кубинская анархистская группа в эмиграции) выступило с заявлением, чтобы дать ответы на вопросы и вызовы, стоящие сегодня перед кубинским обществом. Оно говорит голосом неколебимой приверженности свободе, равенству, и солидарности, который всегда был присущ анархистам Кубы.
Да, на Кубе кое-что начинает пахнуть по-новому; возможно, это некое предчувствие постфиделевского аромата. Прежде всего, тот поток красноречия, который заливал все имеющиеся и возможные пространства до 26 июля 2006 г., уже не таков, каким он был на протяжении почти полувека. Слегший команданте принялся было писать, но известно, что написанное не оказывает такого воздействия, как слово, тем более, когда оно обманчиво, сбивчиво и неинтересно тем, кто не ощущает свой причастности к культу личности. Возможно, поэтому гораздо больше людей, чем предполагали, сегодня демонстрируют на улицах и площадях, на тайных кинопросмотрах и в кварталах растущую тягу к освобождению голоса народа от связующих его заклятий. Наверняка под давлением каких-то старых тайных и осторожных комментариев, превратившихся теперь в голоса, даже первые скрипки в правительственных кругах не имеют иного выхода, кроме как признать то, что считалось немыслимым еще несколько лет назад. Так, например, вице-президент Карлос Лаге заявил недавно на 7-м съезде Национального союза писателей и художников Кубы (UNEAC): «Двойная мораль, запреты, печать, которая не отражает нашу реальность, как нам бы этого хотелось, нежелательные проявления неравенства, разрушенная инфраструктура – это раны войны, но – войны, которую мы выиграли». Это, без сомнения, – язык переходный, потому что никто не сможет сохранить надолго этот пафос военного триумфа, признав наличие ран, слишком важных и тяжких важнее для политического режима, который воспринимает и подает себя всему миру как «революционный» и «социалистический». Даже если допустить, что победа в войне означает всего лишь на сохранение власти в руках правящей элиты.
Гораздо более прямым и резким языком, чем Лаге, говорил на упомянутом съезде UNEAC Альфредо Гевара. Он яростно атаковал то, что служит неоспоримым бастионом «революционной» гордости, как например, достижения в сфере образования. В этой связи Гевара задал вопрос: «Может ли начальная, средняя и старшая школа, такие, какими они стали, руководствующиеся абсурдными критериями и абсолютно незнакомые с педагогическими принципами и элементарной психологией, нарушающие права семьи, – могут ли они стать основой становления детей и взрослых и тем самым заложить основы будущего?» И сам дал ответ на том же заседании: «никогда нельзя твердо опираться на догмы, упрямство, игнорирование реальности, правдолюбов и активных граждан». Это явная демонстрация недовольства, и Гевара тут же распространил ее на Кубинский институт радио и телевидения, находящийся под прямым надзором Идеологического отдела Компартии. Он назвал его службы «неоколониальными СМИ с отупляющими программами», в которых господствует «такое вопиющее невежество, что они даже не понимают, что являются союзниками капитализма в самой вульгарной форме». Однако, подобные речи, несмотря на их ядовитый тон и горечь, не доходят до глубокой критики всей ткани власти и не мешают ее сохранению.
Новые духи в старых флаконах?
На самом деле, как представляется, ткань власти не слишком сильно изменилась, если не считать утраты ее харизматической составляющей. Больше нет Моисея, который призван вести еврейский народ через Красное море или сердито опрокидывать столы закона, и все знают, что никакая рекламная кампания не сможет придать Раулю Кастро шарм соблазнителя. Вот почему государство, лишенное полета и своего главного вдохновения, вынуждено заговорить языком хотя бы элементарной искренности и взывать к эффективности.
Сегодня все знают – и теперь уже из уст высшей иерархии государства или его главного печатного органа – что Куба не в состоянии производить продукты питания, необходимые ее населению, что сельское хозяйство разрушено и немедленного решения этой проблемы нет, что транспортная система устарела, что значительная часть трудоспособного населения Гаваны даже не пытается искать работу, потому что дело того не стоит (!), что канализации не хватает и т.д. Все знают также об «эсцессах запретов и юридических мер, которые приносят больше вреда, чем пользы», потому что еще за несколько месяцев до Лаге сам (тогда еще исполняющий обязанности, а ныне действующий) президент Рауль Кастро заявил это лично в новогодней речи перед Национальной ассамблеей народной власти. Никто не сомневается в том, что все это должно быть изменено, и лишь немногие сегодня уже не ощущают, что кредит доверия не бессрочен и что терпение иссякает. Огромное большинство людей желает немедленных перемен, здесь и сейчас, как сказали бы римляне, – или никогда.
Ясно, однако, что перемены находятся в руках тех же самых фигур, которые должны нести ответственность за сложившуюся ситуацию, и поэтому нельзя чересчур надеяться на умение и способности, которых они были неспособны проявить до сих пор. Вот почему предложенные «изменения» весьма тривиальны: разрешение продавать некоторые лекарства в квартальных аптеках или продавать мобильные телефоны, которые раньше можно было раздобыть, благодаря какому-нибудь покинувшему страну другу, разрешение крестьянам покупать сельскохозяйственные орудия, семена и удобрения! Далее – разрешение постоянно пользоваться непродуктивными государственными землями, разрешение тем, кто имеет конвертируемую валюту, получить доступ к компьютерам, DVD и автомобильной сигнализации! А также разрешение кубинцам останавливаться в тех же гостиницах, какие до сих пор были зарезервированы исключительно за иностранными туристами. Удивляет не то, что эти запреты были сняты, а то, что такие элементарные вещи вообще были запрещены! Тем не менее, один фундаментальный запрет (наряду со многими другими) остается в силе: нам, кубинцам, придется еще долго ждать того, чтобы поездка за границу или простая экскурсия не рисковала превратиться в «путь на Голгофу».
Старый «команданте» сердито или тоскливо ворочавшийся на одре выздоровления, в послании, адресованном съезду UNEAC, заявил, что его заботит возможное излучение от электробытовых приборов: «Разве мы можем гарантировать духовное и физическое здоровье, сталкиваясь с неизвестными сегодня последствиями воздействия такого количества электромагнитных волн, к которым не приспособлены ни тело, ни мозг человека? Съезд UNEAC не может обойти эту щекотливую тему». Его апокалиптический запал обращает на себя внимание: прежде всего, потому что он сам все эти годы был тем кубинцем, который больше всех остальных прибегал к этим «электромагнитным волнам». К тому же, некая загадка таится в его увещевании съезду интеллигенции и художников заняться темой, которая, в принципе, должна была бы быть делом специалистов в других областях. Что это? Запоздалая попытка в последний момент обрести союзников или драматический зов о помощи, обращенный к тем, кто мог бы разделить его авторитарные и пасторальные атавизмы?
За всеми этими выпадами и виражами, пора понять, что предстоящая волна «свобод» отнюдь не является всеобщей и тем более не включает в себя отказ от жестких репрессивных мер или классических абсурдных запретов: безбилетный проезд в автобусе с последующим нарушением спокойствия может быть расценен как «акт вандализма», а совершившие его подлежат тюремному заключению; желающих завести собственный блог пресекают, заявляя, что распространяя и используя некоторые программы, они угрожают национальной безопасности. Некоторые запреты, которые сочтены «чрезмерными», начали рушиться под своей собственной тяжестью, но ничто из этого на сегодняшний момент не отменяет институционального нарушения основополагающих свобод. Яркой демонстрацией может служить преследование контркультурных инициатив молодежи. В качестве примера можно сослаться на вызовы в полицию и прочие «неприятности», объектами которых стала панк-рок группа «Порно пара Рикардо» и особенно ее вокалист Горки Агила.
Самоуправление: аромат свободы и равенства в солидарности
Да, на Кубе запахло чем-то иным, но не настолько, чтобы можно было питать чрезмерные иллюзии насчет стратегии перемен, которой следует ее ископаемый «авангард». С нашей точки зрения, большая гибкость курса объясняется несколькими основными политическими и экономическими соображениями. Среди политических можно отметить, в первую очередь, необходимость дать понять, что происходит смена ориентации и что для перехода от одного Кастро к другому характерны перемены. Во-вторых, существует настоятельная необходимость вызвать хоть минимальные ожидания у населения, которое начало все яснее демонстрировать свое растущее недовольство. Среди экономических соображений – меры, направленные на то, чтобы пополнить дополнительными долларами государственные кошельки, неспособные финансировать импорт товаров для страны, при том, что обширных венесуэльских субсидий уже не хватает. Не все могут обеспечить валютный вклад. В среднесрочной перспективе наиболее амбициозным, безусловно, является стремление найти пути, которые позволят стране вернуться к былому, утерянному уровню производительности и достичь продовольственного самообеспечения прежде, чем положение станет совершенно невыносимым.
На этом пути, причем без всякого последовательного и цельного проекта, предполагается перенять меры, заимствованные в «китайской модели» в сочетании с другими инициативами из «вьетнамской модели». Это признал недавно профессор университета Омар Эверлени, высокопоставленный руководитель Центра экономических исследований Кубы. Рауль Кастро в своей новогодней речи был более красноречивым: пожелав счастливого Нового года, он попрощался материалистическим и авангардистским эквивалентом правительственной абракадабры: «Давайте упорно работать!».
Политический режим хочет продемонстрировать большую гибкость, но это, как представляется, всего лишь косметическая операция ради самосохранения; то, чего до сих пор не позволяло упрямство и спесь «верховного команданте». Разросшаяся ткань государственных органов репрессий и контроля остается нетронутой, и, однако же, следует приветствовать появление на Кубе здоровой тенденции к распространению идеи, отличной от официальной. У нее иное содержание, иные оттенки, иные ритмы и средства, нежели те, которые государство удерживает под своим строгим, дисциплинирующим контролем. Недавно критика в адрес полного огосударствления экономики и неудач, вызванных долгими десятилетиями централизованного планирования, а также радикальное чувство отчуждения, испытываемое кубинскими рабочими в отношении «социалистической» структуры производства, побудили некоторых аналитиков вернуться к предложениям в духе самоуправления. И нам, анархистам, есть, что сказать по этому поводу.
Первое, что следует сказать: самоуправление – это не косметический покров и не паллиатив, но интегральная концепция, полностью противостоящая частному или государственному капитализму. Это концепция, которая соперничает с любой другой моделью производства, распределения и обмена и которая существует в режиме целостности, без препятствий и посредников, только в той мере, в какой может распространиться на все сферы общества. Короче говоря, самоуправление нельзя понимать как дитя из пробирки, как благородную практику на уровне каких-либо мизерных и изолированных экспериментов. Нет, это модель отношений между свободными, равными и солидарными людьми, которые в состоянии индивидуально и коллективно принимать решения относительно их собственной жизни. Подобно тому, как государственное централизованное планирование и рыночная конкуренция, характерная для капитализма, претендуют на тотальность, так и экономика самоуправления склонна к целостности. Она выражается в планах, но эти планы не носят чисто экономический характер; они включают всю жизнь людей. Самоуправление – не декорация, а принцип, не случайная маленькая модель, но освободительный и революционный проект, с помощью которого люди могут сами переделать кубинское общество.
Вот почему мы сильно опасаемся, что якобы «самоуправленческие» планы, циркулирующие на Кубе, не смогут пойти дальше восстановления отождествления трудящимися себя с государственными предприятиями и повышения производительности – чего-то, что правительство может позволить по капле небольшим сельскохозяйственным кооперативам, связанным с пищевой промышленностью. Однако это не есть всеобщее и подлинное самоуправление, но лишь очередной правительственный трюк, который позволяет правящей элите выиграть время и обрести новую способность манипулировать трудящимися.
Самоуправление, как его понимаем мы, анархисты, немыслимо, если оно не основано на развитии народной свободы и автономии организаций снизу. Говоря недвусмысленно и без экивоков: якобы «самоуправленцы», появившиеся сегодня на Кубе, понимают лишь часть проблемы, но неспособны признать, что самоуправление невозможно в рамках сохраняющейся репрессивной системы, подавляющего господства военных и полицейских органов, монопольного контроля со стороны единственной партии над всеми механизмами выражения и принятия решений в кубинском обществе и постоянного дисциплинарного регулирования массовыми организациями со стороны властвующей элиты. Хотя это не изменилось, можно утверждать, что на Кубе запахло чем-то иным, но верно и то, что правительственный аппарат продолжает работать как самый эффективный дезодорант. Еще раз необходимо сделать выбор не в пользу веры в изношенный аппарат господства, а в пользу доверия к способности людей завоевать и расширить пространства собственной свободы. Напомнить об этих вещах в символичный день 1 мая – это для Кубинского либертарного движения очередное подтверждение его анархистского и социалистического призвания. Это страстное подтверждение наших глубоких корней и, прежде всего, последовательное подтверждение горизонта освобождения, который безошибочно делает нас братьями народов мира, борющихся за свободу.
Кубинское либертарное движение
1 мая 2008 г.
http://community.livejournal.com/anarchism_ru/548772.html