Опутав со всех сторон самых сильных и самых влиятельных панов, евреи-арендаторы, евреи-торговцы и евреи-ростовщики позволяли себе сплошь и рядом самые беззаконные действия и сплошь и рядом оставались неуловимыми для суда. Те же многочисленные акты, дошедшие до нашего времени, из года в год показывают, какие преступления совершались евреями и как они избавлялись от грозивших им наказаний за преступления.
Евреи крали разное добро у мелких панов и крестьян, скупали краденые вещи, не платили арендной платы мелким землевладельцам, давали ложные показания в делах заведомо беззаконных и заведомо преступных, взимали с народа больше положенного подати и тут же приносили ложную присягу в правильности и законности сборов, нападали на различные имения, избивали и даже вовсе убивали не только крестьян, панских слуг и гайдуков, но даже управители имениями и самих владельцев и тут же грабили имущества и отнимали различные вещи; кроме всего этого, нередко удерживали за собой заложенное добро и целые имения, несмотря на получение за них долгов от владельцев. В 1594 году отнято было евреем Хаимом Мошевичем у пана Монтовта имение Полонка за ничтожный долг, и все крестьяне этого имения поступили в распоряжение еврея с обязательством платить ему разные повинности
Что касается Украины, то она, войдя в состав сперва Литвы, а потом в состав Польши, испытала на себе еще больший гнет и разорение от жидовского племени, нежели Литва и Польша. Жидовский гнет на Украине сказался как на материальных, так и на духовных потребностях южнорусского православного населения. Он начался уже со времени соединения Литвы, а следовательно и Украины с Польшей, после унии 1386 года, но особенно усилился с 1625 года, когда козаки были побиты пошляками, принуждены были заключить с ними договор в Курукове и дать обязательство на отбывание всякого рода повинностей в пользу панов с их неизбежными арендаторами-жидами. Тогда жиды, "как алчная саранча, как едкая моль", начали целыми десятками тысяч сползаться на Украину и захватывать все и всех в свои цепкие кащеевские руки. Опутав низкою лестью и рабскими поклонствами панов, жиды начали захватывать в свои руки громаднейшие панские майораты на Украине, стягивать в свои бездонные карманы все богатства страны и вместе с тем страшно давить и угнетать все то, что носило имя русского на Украине. Как арендаторам панских имений, жидам даны были чрезвычайные права на Украине: жид мог безконтрольно распоряжаться жизнью и смертью всех крестьян, находившихся в жидовской аренде: "Дали мы, князь Коширсшй, лист жиду Абрамку Шмойловичу. По этому арендному листу имъетъ онъ, жидъ, право владъть нашими имъшями, брать себЪ всяк!е доходы и пользоваться ими, судить и рядить бояр путныхъ, также всъхъ крестьянъ виновныхъ и непослушныхъ наказывать денежными пенями и смертью"
А как велики были подати и сборы, поступавшие с крестьянского населения в пользу арендаторов-жидов, об этом говорит известие XVII века, попавшее на страницы малороссийской летописи Величка, "о неслыханныхъ и нововымышленныхъ даняхъ, которые ляхи вместе с жидами взимали с украинского народа. Это были •-"дуды, повивачное, огородщизна, подымное, поголовщина, очковое, ставщина, сухомелыцизна, пороховщизна, пересуды и аренды, а сверх того отъ всякого скота и отъ пчелъ девятая часть, отъ рыбныхъ ловель урочное". "По толковашю самого лътописца, каждая из этихъ даней означала: дани, взимае-мыя жидами, были слъдуюшля - от играшя на дудкъ, свиръли, скрипкь и прочее 68; отъ дЬтей новорожденныхъ за повiячъ 200, отъ всякихъ садовыхъ и огородныхъ плодовъ 200, отъ каждой хаты 5, подушный окладъ 10, отъ вступавшихъ в бракъ 6, отъ улья пчелъ 2, отъ рыболовни, изъ стодола 10, отъ вътряныхъ мельницъ и жернововъ 20, судные посулы, т. е. позовъ для судящихъ 20; особо за откупъ жидами церквей божшхъ, а также и всякихъ питейныхъ статей; пороговщина отъ каждого рога волевого; отъ рога коровьего - девятая доля"69. Независимо от этого жиды-арендаторы лишили украинский народ вольной охоты на зверейв степях, безмездной ловли рыбы в реках и свободного права курить вино, варить пиво и мед.
Указания актовые, дошедшие от разных годов XVI и XVIII века до нашего времени, вполне подтверждают известия польских и малорусских летописцев относительно грабежа и насилий со стороны жидов-арендаторов православно-русского населения. Эти указания свидетельствуют также, что жиды не только накладывали свои "лабеты" на материальные, но и на духовные потребности крестьян. Жид требовал плату с православного за дозволение совершать богослужение в церкви, взимая от 1 до 5 талеров; жид брал за дозволение обряда крещения над новорожденным ребенком православного вероисповедания, от 1 до 5 злотых; жид получал плату и в то время, если крестьянин женил своего сына или выдавал свою дочь замуж; жида нельзя было обойти и в том несчастном случае, когда у крестьянина умирал кто-нибудь из его близких родных, потому что ключи церковные всегда находились у того же жида и веревки от колоколов составляли собственность жида-арендатора церкви. Вообще, для совершения какой бы то ни было требы по обряду православия крестьянин должен был сперва идти в жидовскую корчму, торговаться там с жидом за дозволение совершить богослужение и тут же выслушивать самые возмутительные насмешки и ругательства над православием 70. Крестьянин не смел даже приготовить себе паску к празднику светлого Христова Воскресения: для этой цели жид предлагал крестьянину кулич собственного, жидовского, печения. И крестьянин принужден был повиноваться, ибо жид, продав кулич или паску крестьянину, делал на ней особый значок мелом и во время освящения куличей в церковной ограде зорко следил за тем, чтобы ни у кого не было куличей, испеченных самолично, в противном случае жид брал с виновного тройную против назначенной плату.