Шаркан
21-12-2010 15:58:46
http://www.grani.ru/Culture/essay/rubin ... 84696.html
http://www.grani.ru/opinion/m.184695.html
Скрытый текст: :
Хронологическая болезнь
Сейчас эту дату, которую в годы молодости моих родителей радостно отмечало все "прогрессивное человечество", стыдливо забыли. А ведь именно сегодня исполняется 131 год с того дня, как в городе Гори появился на свет будущий гений всех времен и народов, корифей всех наук товарищ Сталин.
А ведь я еще краешком детской памяти застал густой след той кометы, которая пролетела в непосредственной близости от моего отчего дома 21 декабря 1949 года, когда упомянутое прогрессивное человечество праздновало 70-летие великого вождя. След этот длился долго, чуть ли не до ХХ съезда. Во всяком случае, в Музее подарков Сталину я успел побывать. Чего там только не было! Как все это волновало нежный ум! И присланное из Китая рисовое зернышко с вырезанным на нем полным текстом "Манифеста коммунистической партии", и присланный еще откуда-то макет Московского Кремля, выполненный то ли из шоколада, то ли из сахара, и ковер с понятно чьим портретом, вытканный безруким таджикским колхозником посредством, естественно, ног. И еще бог знает что. Музей этот располагался на улице Горького, в помещении Музея революции, бывшего когда-то - вплоть до этой самой революции -Английским клубом.
Недавно я прочитал где-то о том, что группа дерзновенных граждан из числа тех, кто по должности призван "истину царям с улыбкой говорить", обратилась к высшему, как им хочется думать, начальству в лице зицпрезидента Медведева с пламенным призывом провести-таки в стране полномасштабную десталинизацию, под которую можно, кстати, создать всякие непыльные учреждения с бюджетами и штатными расписаниями.
Не поздно ли, господа? Ау! Какую такую десталинизацию? Терпеливо, типа, с цифрами и фактами в руках объяснять непонятливому населению, что товарищ Сталин был все-таки плохим парнем? Что он угробил кучу своего и чужого населения ради создания барачного рая в одной отдельно взятой?
Ну и что? - скажут вам, обидно рассмеявшись прямо в ваши честные лица. Ну, и поубивал. Ну, и поделом, скажут вам. А как же вы еще-то хотели в первом мире государстве рабочих и крестьян? А Гитлера кто, скажут вам, практически в одиночку завалил? Пушкин? А плевать, скажут вам, в души наших дедов-прадедов, умиравших с этим именем на устах, кто позволил?
Нет, друзья, поздно. Тем более что "Сталин" - это давно уже не имя конкретного физического лица. Это давно уже не имя собственное. Это имя нарицательное, которое давно уже уместно писать со строчной буквы, вроде как название хронического заболевания, которое властно напоминает о себе в периоды сезонных обострений.
Это не лечится.
Историю, говорите, не надо очернять? Она, говорите, какая ни есть, а наша? Согласен. Очернять не надо. Обелять, кстати, тоже. Ее просто надо знать - такую, какая она есть.
Обгаживать, говорите, не надо страну, в которой родились и живете? Правильно говорите, ребята. Не надо обгаживать. И не только свою страну. И чужую не надо. И вообще нигде кроме специально предназначенных для этого мест дефекацию производить не следует. Но дело-то в том, что страну, общество которой не умеет и упорно не желает учиться трезво и критично взглянуть на свою же собственную историю, и обгаживать не надо.
Но обо всем этом довольно глупо распинаться в невзрослом обществе. Взрослые люди "десталинизированы" давно. А вечным детям всего этого не объяснишь и не докажешь. Образ товарища Сталина все равно в сознании значительного числа сомнамбулических граждан будет намертво слит с образом Деда Мороза - строгого, но справедливого распределителя подарков и грозы недобрых лесных духов.
Если бы я не хотел или не смог повзрослеть, то и я был бы в полном праве славить товарища Сталина, при последних годах которого, совпавших с моим блаженным младенчеством, мне было хорошо так, как, видимо, уже никогда не будет.
Тем не менее с тех пор я все же существенно повзрослел. По крайней мере мне хочется так думать. Поэтому МНЕ ЛИЧНО никакая казенная десталинизация не нужна.
Про гламурный, клубно-офисный "сталинизм" последних лет говорить не особенно интересно. Могу лишь сказать одно. Я очень хорошо понимаю психологию тех, кому ужас как соблазнительно подразнить поколение своих папаш-мамаш с их отстойным оттепельным антисталинизмом, с их "возьмемся за руки, друзья" и прочими лыжами у печки. Это все и понятно, и, надо сказать, вполне знакомо по личному опыту.
Непонятно лишь одно: почему дразнить старшее поколение надо не "будущим", как это было или хотя бы казалось в годы моей юности, а прошлым? Вот ведь едва ли не главный вопрос современности.
Лев Рубинштейн
21.12.2010 13:55
http://www.grani.ru/opinion/m.184695.html
Скрытый текст: :
После вождя
I
День рождения Сталина сталинистами воспринимается нынче, видимо, как день рождения России, для антисталиниста это день гибели России. Cудьба Сталина – его репутации – тесно увязана с судьбой России и в номенклатурных головах, поэтому власть ходит вокруг реабилитации Сталина как кот вокруг миски со сметаной. И хочется, и колется, и мама не велит.
Россия слишком реальна, чтобы пользоваться доверием у номенклатуры, этой повелительницы фикций. Чем громче кремлевские демагоги лепят про "великую Россию", "Россия - вперед!", тем очевиднее, что России они не понимают и России они боятся. Точно так же для придворных плясунов, изображающих русские народные танцы или песни, главный враг не австрийский или австралийский фольклор, а настоящие народные танцы и песни. Впрочем, после ликвидации "кулачества" и превращения уцелевшего населения в безнациональных "сельскохозяйственных рабочих", озабоченных исключительно выживанием, народа можно уже не бояться.
Тесная увязка Сталина с Россией - проблема не только для номенклатуры, но и для антисталинистов. Теоретически можно было бы аккуратно отделить Сталина от страны, которой он управлял, как отделили же немцы - правда, не вдруг и не вполне по своей воле - Гитлера от Германии. Практически у антисталинизма огромный страх перед Россией - не мифическая "русофобия", а реальный страх перед страной, которая может и должна быть свободной.
В антисталинизме бывает заметна пошлость, когда вся сложность тоталитаризма сводится к злой воле одного человека – и в результате исчезает целая страна, остается один злой гений. Это даже не пошлость, это опошление, но пошлость в принципе есть процесс, постоянное сползание вниз. Пошлости нет, есть опошление. Это проявление того остывания творческого продукта, о котором сокрушался Бердяев. Нельзя сотворить ничего пошлоустойчивого, это нарушило бы принцип свободы. Пошлость есть уплощение, а предмет становится более плоским не только когда усыхает (и не всё усыхает), но когда человек подымается вверх и начинает смотреть с высоты на то, на что раньше смотрел снизу.
Антисталинизм как перенос всего греха на Сталина психологически неизбежен, нравственно порочен, и уйти от этого антисталинизма надо. Иначе мы имеем антисталинистов, которые демонстрируют такие же конформизм и холуйство в отношении нынешней русской системы, какие демонстрировали сталинисты при Сталине. Обличения Сталина играют роль громоотвода, успокаивают нечистую совесть - мертвого шакала пинают, живым шакалам прислуживают. Конечно, не все - но дело-то в том, что нормальный человек, как бы горячо он ни разоблачал Сталина, не может быть сведен к "антисталинизму" и не обидится на подобные инвективы.
II
Более же всего антисталинизм уподобляется сталинизму, когда отрицает, что и под Сталиным была жизнь, когда сводит русскую действительность к карикатуре. Это вызывает сегодня у многих умных и порядочных людей скептическое отношение не только к антисталинизму, но к идеям свободы и демократии в целом. Разве без них не жили? И не надо говорить, что при Сталине одни жили, а другие выживали или гибли. Это верно, но разве все, кто жил, виновны?
Не уподобляется ли антисталинизм сталинизму, когда исповедует принцип коллективной вины? Так даже Сталин был умнее со своим (абсолютно лицемерным) "сын за отца не отвечает". Антиисторично - то есть неправда - говорить, что "весь народ" поддержал Сталина, как антиисторично говорить, что "все немцы отвечают за Гитлера". Гитлер и Сталин очень тщательно убивали миллионы своих противников, так что "поддержку" демонстрировали не "все", а лишь "все уцелевшие". Тоталитаризм, хоть нацистский, хоть коммунистический, утверждался не столько благодаря поддержке большинства, сколько благодаря активности меньшинства и благосклонной пассивности большинства.
В России есть еще и тот печальный оттенок, что тут сталинским репрессиям более всего ужасались и ужасаются люди, которые связаны с палачами или сами не прочь попалачествовать. Это прямой результат сталинского тоталитаризма: возможность писать мемуары была дана в первую очередь жертвам из номенклатуры, а крестьянам, толстовцам, свидетелям Иеговы такую возможность тщательно перекрыли. Никто из нынешних антисталинистов ни разу не вступился за против свидетелей Иеговы, гонения на которых Кремль активно, в особо циничной и глумливой форме ведет уже три года. Да что там - даже за "респектабельных" католиков не заступались, когда их гнобили в начале путинского правления.
Понятно, почему антисталинисты - наверное, стоит еще раз повторить: "пошлые антисталинисты" - пассивны. Краеугольный камень их антисталинизма - неверие в силу свободы, в силу творческого духа личности и, напротив, вера в то, что любая мелкая канцелярская крыса - каковой был и Сталин - это великий крысолов, который в силах безвозвратно увести за собой миллионы людей. Вот такому антисталинизму нужно противопоставить веру в то, что люди не крысы, что когда люди идут все же за крысой, то именно за крысой, а не за крысоловом, по своему выбору, а не по зову волшебной дудочки. Человек не крыса; именно поэтому то, что для крысы естественно, для человека - грех крысятничества, трусости, жадности, предательства.
III
Не было и нет - хоть при Иване Грозном, хоть при Сталине, хоть нынче - никакого града Китежа, никаких святых подвижников, которые в лесах, по выражению Волошина, куют некий меч молитв, нет никаких таких святоподобных Матрен и матрениных дворов, были в лучшем случае матренины придворные, вроде того же Солженицына. Это плохая новость для тех, кто склонен проецировать вовне свои надежды, свою силу. Хорошая новость та, что силы есть, что надежды небеспочвенны. Были и под Сталиным силы, была не только жизнь как физическое существование - такая жизнь обычно довольно подлое явление, когда вокруг Освенцим, а у выживанта работа в освенцимской бухгалтерии. Был под Сталиным и мальчик Александр Мень, и те же толстовцы, иеговисты, старообрядцы - не соучаствовавшие, хотя и не сопротивлявшиеся силой. Назвать их "антисталинистами" все равно что назвать фонтан "антипустыней". Фонтан и посреди пустыни фонтан, и посреди моря фонтан. Вот этого фонтанирования в антисталинизме-то и нет, а пустынность есть. Сталин исчез, конечно, не благодаря тому, что кто-то не становился его соучастником. Сталин исчез благодаря тому, что смерть и для тирана смерть. Сталинизм исчез... Но разве он исчез? Далеко нет, только усики отклеили, и тем-то и плох антисталинизм, что он не в силах узнать сталинизм, отклеивший усы.
Сталинизм не исчез, но не исчезла и вера в то, что сталинизм - как и любая несвобода - все-таки побеждается не военной силой, не насилием, а силой мирной и творческой. Те же немцы победили нацизм в полной мере не благодаря поражению и пропаганде союзников, а значительно позже, когда против нацизма выступило поколение, при Гитлере еще и не рожденное.
Люди, которые ищут середину между сталинизмом и антисталинизмом, - сегодня это в основном люди, пошедшие в школу после 1991 года, - ищут не покоя, а выхода своей творческой энергии и жажде свободы. А им говорят: "Ну, Россия обречена, тут такой народ, всегда слепят очередного Сталина".
Может быть, самый болезненный послед сталинизма - неумение вообще произносить слова "свобода", зацикленность на "России", "народе". Не надо ждать, пока Россию разгромят или разграбят, пока мы достигнем дна и, возможно, начнем подъем. Подъем всегда не потому, что отталкиваются ото дна, а потому, что тянутся к выси. Не от Сталина отталкиваться - тем более в наши дни для этого большой смелости не нужно, - а к свободе тянуться, к демократии - к западной демократии, к европейскости и прочим идеалам, которые нынче у многих сталинистов и антисталинистов на таком же подозрении, на каком были при Сталине, и которые так же верны и необходимы России и русским, как были при Сталине и как будут в любую эпоху.
Священник Яков Кротов
21.12.2010 13:48
--------------------------
Статьи по теме :
статья Хронологическая болезнь
Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру
Сейчас эту дату, которую когда-то радостно отмечало все "прогрессивное человечество", стыдливо забыли. А ведь именно сегодня исполняется 131 год с того дня, как в городе Гори появился на свет будущий гений всех времен и народов, корифей всех наук товарищ Сталин.
Лев Рубинштейн
21.12.2010
статья Кремль и призрак Нюрнберга
Борис Соколов. Фото с сайта www.robertamsterdam.com
Нюрнбергский приговор, осудивший преступления нацизма, используется Кремлем для того, чтобы оставить в тени преступления сталинизма, очистить советское наследие от неприятных родимых пятен.
Борис Соколов
22.11.2010
статья Счастье глухонемых
Владимир Войнович. Фото с сайта www.online.trud.ru
Качество своего участия в "Суде времени" я не переоцениваю. Но, вникнув в то, как делалась передача, и посмотрев другие заседания "суда", я понял всю, мягко говоря, некорректность этой затеи. "Суд времени" не настоящий суд, а всего лишь телевизионная игра. Но и в игре должны соблюдаться определенные правила, иначе получается чепуха. Здесь правила с самого начала выглядели смешанными.
Владимир Войнович
10.12.2010
статья Генералиссимус в штатском
Владимир Абаринов
Памфри лепил Сталина не по собственному почину, а по заказу фонда, на средства которого содержится мемориал. Председатель правления фонда Уильям Макинтош считает, что без Сталина галерея лидеров была бы неполной, что его отсутствие - это искажение истории. Сам ваятель говорит, что Сталин, конечно, был "ужасной личностью", но отказаться от его изображения - это все равно как если бы Леонардо не стал изображать в "Тайной вечере" Иуду.
Владимир Абаринов
28.06.2010