Революционный средний класс - новая политическая реальность

Дмитрий Донецкий

09-03-2012 23:51:24

Не успела появиться новая статья Фрэнсиса Фукуямы "Будущее истории"

http://www.globalaffairs.ru/number/Budu ... orii-15456

как заволновались марксисты.

Хотя мысль о проколе Маркса с "пролетариатом" не намного моложе самого марксизма, каждое новое напоминание об усилениии среднего класса и соответственно неуклонном и безвозвратном разрушении базы марксистов, нервирует последних. И заставляет подстраивать новую реальность под свои устаревшие схемы. А фактически - в 100500-й раз ревизировать свой единственно верный марксизм. Вот например.

Революционный средний класс - новая политическая реальность 21 века

http://hvylya.org/analytics/25-2011-02- ... ault&page=

Скрытый текст: :
В далеком 1851 году Карл Генрихович Маркс с первых слов своих яростных «18 брюмера Луи-Бонапарта» припомнил, что вроде бы как Гегель сказал, что история повторяется дважды - первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Красиво звучит. Могу добавить - бывает и наоборот - вначале в виде фарса, а потом - в виде трагедии.

Взять к примеру того же Гегеля - великого ума был мужчина и вклад свой философский в развитие человечества сделал неоценимый - учение о диалектике пробудило к жизни таких титанов, как Маркс, Энгельс, Ленин. Какие революции, какие войны, какая жизнь!

Но как гражданская личность Гегель был ничтожен - в личном плане все закончилась самопризнанием его системы итогом и целью развития философии вообще, а кайзеровское прусское государство - венцом развития немецкого народа. Конечной станцией - ввиду невысказанного совершенства и невозможности дальнейшего развития. За что и был великий философ подвергнут презрению и остракизму со стороны прогрессивной общественности того времени, как личность фарсовая и ничтожная.

В предисловии к «Капиталу» Энгельс вообще возмущается - «.. пинают, как мертвую собаку».

А вот, взять к примеру, того же Френсиса Фукуяму. Редчайшую же глупость человек сморозил - совершенно в духе задорновских разоблачений - «конец истории», капитализм, как конечная стадия развития человеческого общества! Ну, ни в какие же философские и естественнонаучные ворота не лезет! А поди ж ты, какой радостный вой поднялся и какие рукоплескания от прогрессивной общественности нашего времени раздаются и по сию пору!

И ведь никто не посмеялся и не фыркнул презрительно, а даже наоборот, положили в основу надежд на счастье безмерное и бесконечное. И даже войны, путчи, мятежи и геноциды народов тутси и хуту вроде бы как оправдываются и приобретают смысл и цель... Какой философский фарс и дешевый агитпроп в стиле сурковской пропаганды и какое трагическое, горькое разочарование всех нас ожидает!

Но дело не в глубине философских мыслей Фукуямы, а в его политическом чутье. Это раньше он считал, что наступил «конец истории», а по мере развития кризиса, выяснилось, что совсем наоборот - теперь наступает «Будущее истории»! Как явствует из названия и содержания его новой статьи.

И, тем не менее, Фукуяма на сегодняшний день общепризнанный теоретик, выразитель либеральных смыслов и полемика с ним Михаила Хазина, «скрытого» марксиста и не в обиду ему будь сказано, говоря языком прошлого века - «марксиста-ренегата», опубликованная на днях - крайне интересна и плодотворна. Хазин упрекает Фукуяму в добровольной интеллектуальной кастрации по политическим соображениям, но и сам он не идет до конца в своих рассуждениях по этим самым же «Неоконовским» обстоятельствам.

Но, тем не менее, текст Хазина - ключевой и поворотный, в высшей степени полезный для левого движения. Поэтому без ознакомления с ним мои дальнейшие рассуждения будут непонятны. Для полноты картины нужно прочитать этот материал.

Как вы понимаете, проблем много, все - глобальные, охватить в одном тексте невозможно, но давайте остановимся на одной. Средний класс - с точки зрения марксистской политэкономии и философии. Давайте взглянем на средний класс в терминах «экономикс», но с методологии марксизма. Кратко, тезисно.

Главная идея Фукуямы - исчезновение пролетариата и появление среднего класса, повлекло за собой гибель коммунистических идей. Именно средний класс является носителем и потребителем либеральных ценностей, принципов демократии и частной собственности. На что Хазин справедливо отвечает - развитие современного глобального кризиса однозначно свидетельствует о невозможности дальнейшего существования среднего класса в рамках существующей модели капитализма. Уже очевидно, что его физическая гибель неизбежна. Тогда, кто же будет носителем идей демократии? И что с нами со всеми будет?!

Собственно, вот эти два явления - средний класс и пролетариат - их роль в современном и будущем развитии общества - со всеми им присущими атрибутами в виде идеологических концепций марксистского или либерального толка, политических устройств государств и механизмов функционирования глобальной экономики - и есть альфа и омега сегодняшней борьбы идей. На самом деле. И уличной борьбы - в том числе в России.

Здесь ответы на все вопросы. Не противостояние - капитал - труд, а именно само НАЛИЧИЕ среднего класса, как явления. Естественно, эта проблема в классическом марксизме не рассматривалась и теория и практика, в том числе и революционная, были разработаны под пролетариат, как движущую силу общественного развития. В полном соответствии с конкретными историческими условиями.

Странно, но раньше, мне как-то не приходила в голову мысль, что жизнь человека, как субъекта и объекта рыночных отношений - двойственна. Рынок, возникнув из родоплеменного строя, путем выделения отдельной семьи, как экономической единицы - то самое, так любимое Хазиным - и как выясняется, совершенно правильно - домохозяйство, разрушил этот совершенный и справедливый в моральном плане строй - но выступая во внешнем мире как «хомо экономикус» - внутри семьи, этой убийцы родоплеменного идеала, человек остался внеэкономическим, внерыночным субъектом. Там сохранились идеалы родоплеменного морального рая. Конечно, не в абсолюте, конечно не в идеале и не всегда - но в основном и в целом. Именно там отношения пропитаны человеческим духом - в либеральном, фукуямовском смысле слова. Именно там бескорыстная любовь, взаимопомощь, самопожертвование и ПОТРЕБЛЕНИЕ просто по факту своего существования.

Родившись - ребенок получает то, что ему положено в данном обществе просто по факту своего рождения. И стариков любят и поддерживают просто по факту их существования - хотя бывает, что и на гору Нарояма носят - но это другая история. В целом, если посмотреть с этой точки зрения - ВСЕ человечество одновременно живет в двух мирах - рыночном - и не рыночном. Одновременно.

Но если домохозяйство - двойственно, то почему это же не может быть присуще государству? По принципу фрактального устройства мира? Государство же обязано быть двойственно? И если рынок охватывает только государство - или в основном государство, тогда на первый план выходит экономическая ипостась человека и семья - ячейка общества и мы оперируем интересами рыночных классов, производственных категорий, критериями производства и обмена - и мы говорим о месте и роли буржуазии и рабочего. крестьянина и помещика, интеллигенции и бюрократии.

Но если государство, капиталистическое государство, в своем развитии переходит определенные рамки и начинает жить в общепланетарном рынке как единое, или почти единое домохозяйство? Со своей внутренней двойственностью? Когда в США или Арабских эмиратах или в Кувейте или в недавней Ливии, человек получает блага не исходя из рыночной потребности в этом человеке, а просто по факту его рождения в этом государстве? В этой квази-СЕМЬЕ? Тогда что это - средний класс в этом двойственном, диалектическом смысле? Да, формально мы можем говорить об экономике услуг, о социальной инфраструктуре, о потреблении домохозяйств, как основе экономики США, о распределении 40 процентов национального дохода России через бюджет, о «сырьевой империи», о необходимости кредитной накачки для спасения «золотого миллиарда» и вообще, всего сложившегося на сегодняшний день миропорядка. Невозвратной кредитной накачки!

Но де факто - рыночном кредите - как замаскированной форме ПРЯМОГО, не рыночного потребления! А как вы понимаете, это антагонистическое, т.е. неразрешимое противоречие. Ведущее к гибели одной из сторон. По Марксу, если.

Но, тогда мы должны признать, что человечество, породив глобальный рынок и воспользовавшись плодами НТР, породило огромное количество ЛИШНИХ для товарно-денежных отношений человеческих особей. Родившихся, любимых, талантливых, старых, больных, немощных, но не рыночных, а просто людей. У них нет никакого оправдания своему существованию, кроме гуманистических, демократических, общечеловеческих идеалов. И тут Фукуяма совершенно прав. Так он же и не слепой!

Только порождая идеи демократии и отстаивая их, только опираясь на сам факт своего существования и прорываясь к политической власти - средний класс - как носитель и порождение гуманистической, не рыночной составляющей человечества, может сохраниться в этом мире. Они же это понимают, они же не идиоты. Те, которые в норковых шубах на Болотной площади. Революция лишних людей. Для оправдания и обеспечения своего дальнейшего существования им нужна политическая власть! Хотя бы толика политической власти.

Выходит, что средний класс - естественный, природный потребитель идей левой демократии, левого мейнстрима. Фукуяма ошибочно считает, что идеи демократии, свободы, ценности индивидуума - присущи только правому идеологическому направлению. Рыночной, капиталистической демократии. Вовсе нет! Это функция абсолютно левая! Это при социализме прямое потребление доведено до абсолюта! Это при социализме - человек перестает быть субъектом рыночных отношений, а является главной ценностью и неисчерпаемым источником бескризисного развития!

Но сейчас, эта левая, по сути идея, гуманистическая идея, еще может впрочем, как и всегда - сосуществовать в рамках капитализма, быть его функцией. Но это сейчас, а в ближайшем будущем? Когда в судорогах разрешения антагонистического противоречия эти две ипостаси человеческой цивилизации встанут в своей непримиримой противоположности? Какие идеи воспримет средний класс? Идею и проект, как надежду и избавление в войне всех против всех? Где они обречены и им нет места?

Ответ очевиден - левую, коммунистическую. Потому, что только отринув рыночные принципы управления человеческим бытием - средний класс может физически сохраниться. Так же, как рабочий в XIX веке, освобождая себя от ужасов дикого капитализма, давал свободу всем другим, за исключением эксплуататорских классов - так и теперь, средний класс, борясь за свое физическое выживание, являясь носителем и порождением не рыночной, а гуманистической ипостаси человеческой цивилизации, не материального, а идеального, должен вступить в союз со всеми противниками рынка и изменить этот мир. Перейти к прямому потреблению. Вместе со всеми. В масштабах планеты.

Ученому, певцу, продавцу хот-догов и офисному планктону абсолютно все равно, кто владеет средствами производства. У среднего класса их нет - у них есть только жизнь и желание быть счастливыми и свободными. Достойными и нужными своей стране. По факту своего рождения.

Средний класс - это зародыш коммунистического идеала в капиталистическом чреве. Когда от каждого по способностям и каждому - по потребностям. Это воплощенная сегодня мечта о будущем. Капитализм в очередной раз порождает своего могильщика? Даже своим нынешним существованием, как справедливо заметил Хазин, средний класс Западного общества обязан СОВЕТСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ! Капиталистический средний класс - функция реального социализма. Это мы их породили! Так выходит, что главной движущей силой - по своей численности, по своему отчаянному положению, в котором они окажутся в ближайшее время - смертельному положению - является средний класс? Революционный средний класс?! И задача левых - сформулировать им эту перспективу и просто дождаться и показать выход из тупика, который не видит или не хочет видеть Фукуяма?

Сколько у нас времени - два? Три года? Это если смотреть на мир с позиций двойственного характера товара в «Капитале» Маркса и этой же двойственности при возникновения человеческого сознания в работах Эвальда Ильенкова. Вкратце - где-то так. Тезисно.

Борис Викторов, полковник


В двух словах.

Главная идея Фукуямы - исчезновение пролетариата и появление среднего класса, повлекло за собой гибель коммунистических идей. Именно средний класс является носителем и потребителем либеральных ценностей, принципов демократии и частной собственности.

На самом же деле средний класс - естественный, природный потребитель идей левой демократии, левого мейнстрима. Фукуяма ошибочно считает, что идеи демократии, свободы, ценности индивидуума - присущи только правому идеологическому направлению. Рыночной, капиталистической демократии. Вовсе нет! Это функция абсолютно левая! Это при социализме прямое потребление доведено до абсолюта! Это при социализме - человек перестает быть субъектом рыночных отношений, а является главной ценностью и неисчерпаемым источником бескризисного развития!

Но сейчас, эта левая, по сути идея, гуманистическая идея, еще может впрочем, как и всегда - сосуществовать в рамках капитализма, быть его функцией. Но это сейчас, а в ближайшем будущем? Когда в судорогах разрешения антагонистического противоречия эти две ипостаси человеческой цивилизации встанут в своей непримиримой противоположности? Какие идеи воспримет средний класс? Идею и проект, как надежду и избавление в войне всех против всех? Где они обречены и им нет места?

Ответ очевиден - левую, коммунистическую. Потому, что только отринув рыночные принципы управления человеческим бытием - средний класс может физически сохраниться.


Ещё прикол (помимо главного - пролетели с пролетариатом, ухватимся за средний класс, авось повезёт):

Средний класс - это зародыш коммунистического идеала в капиталистическом чреве. Когда от каждого по способностям и каждому - по потребностям. Это воплощенная сегодня мечта о будущем. Капитализм в очередной раз порождает своего могильщика? Даже своим нынешним существованием, как справедливо заметил Хазин, средний класс Западного общества обязан СОВЕТСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ! Капиталистический средний класс - функция реального социализма. Это мы их породили! Так выходит, что главной движущей силой - по своей численности, по своему отчаянному положению, в котором они окажутся в ближайшее время - смертельному положению - является средний класс? Революционный средний класс?! И задача левых - сформулировать им эту перспективу и просто дождаться и показать выход из тупика, который не видит или не хочет видеть Фукуяма?


Сколько всего в одном флаконе!

1. Меняем "пролетариат" на "средний класс" и опа!.. ловкость рук и никакого мошеничества.
2. ОЧЕРЕДНОЙ могильщик капитализма. Его что, на бис закапывали?
3. Советсскому социализму обязаны ВСЕ! Где-то я уже это слышал...

Ну и как обычно - "бремя левых" - осветить и указать выход. А оно им надо?

Smersh

10-03-2012 00:10:56

Дмитрий Донецкий писал(а):Средний класс - это зародыш коммунистического идеала в капиталистическом чреве.

Этот "Борис Викторов", прости мя человече я не со зла, просто дурак. Может есть на повестке ещё и дороги?

Шаркан

10-03-2012 00:24:33

где этот средний класс?
он разоряется.
Данные по западным странам пошукайте - растет безработица. Может быть безработный преставителем "среднего класса"?

да и само понятие "Средний класс" попахивало мошенничеством, так как искуственно объединяло относительно благополучные куски разных социальных слоев по схожести их уровня доходов - всего один критерий! В "одной лодке" оказались и чинуша, и квалифицированный работяга, и полицейский... а что у них общего? Даже массовое компассирование мозгов не успело заставить их мыслить одинаково.
Пропаганда со средним классом уже заезжена. Но любителей попиздеть - и либералов, и марксистов - по теме все еще немало.

а вопрос с ревпотенциалом все еще открыт.
Пока ясно только то, что в бывших развитых странах растет доля люмпенов. И схожие процессы начались в развивающихся ("фабрики мира").

и вообще - понимаем ли мы в каком мире живем?

Дмитрий Донецкий

10-03-2012 00:51:19

Шаркан писал(а):понимаем ли мы в каком мире живем?


Третья планета от Солнца.

Шаркан

10-03-2012 00:55:52

и?

Дмитрий Донецкий

10-03-2012 09:03:15

Шаркан писал(а):и?


Ну в общем жить можно...

Дмитрий Донецкий

10-03-2012 10:42:10

Шаркан писал(а):да и само понятие "Средний класс" попахивало мошенничеством


Обычно подразумевается "посредине" между пролетариатом и буржуазией. Здесь не мошенничество, а ось координат. По Марксу все эти "середнячки" рано или поздно исчезнут, распределясь по двум "крайностям". Вижу, часть анархистов тоже верит в "разорение" среднего класса. Но как капитализм успешно продолжает загнивать, так и средний класс разоряться.

Правильнее сказать, что большая часть "среднего класса" распологается не между пролетариатом и буржуазией, а в стороне от них. Поскольку сама подгонка всех взаимоотношений между людьми (даже в экономике) под марксистские мерки и есть мошенничество.

Если взять иную ось координат, ну например не отношение к средствам производства или богатство-бедность, а зависимость-независимость, то в данном случае самым "угнетаемым" окажется класс чиновничества. Никто так не зависит от прихоти начальства. И никто так не представляет из себя пустое место в отрыве от "должности".

Дубовик

10-03-2012 14:29:06

Средний класс действительно не располагается между пролетариатом и буржуазией. Но он и не в стороне от них. Отношение среднего класса к классам пролетариата и буржуазии такое же, как отношение свинного холодца к подотряду свинообразных парнокопытных: вроде и там и там речь идет про свинину, но принцип классификации совершенно разный. Пролетариат и буржуазия различаются по источнику получения ими дохода, - а бедные, средние и богатые - по размеру дохода. Что ж вы все постоянно путаете одно с другим?...
И ясно, что "средние" будут всегда. Вот только в зависимости от общей экономической конъюнктуры их число может сокращаться или увеличиваться. Сейчас - сокращается, что вполне очевидно...

Шаркан

11-03-2012 02:31:10

Дмитрий Донецкий писал(а):Здесь не мошенничество, а ось координат

вот я и говорю - никакого обмана, просто ловкость рук координат...
:-)
Дмитрий Донецкий писал(а):Вижу, часть анархистов тоже верит в "разорение" среднего класса

веруй в церкви.
А факты обеднения тех же соседей в селе видны и без очков.
Дмитрий Донецкий писал(а):Но как капитализм успешно продолжает загнивать, так и средний класс разоряться

т.е. "все вертится по кругу"?
а вот дудки.
С самого рождения капитализм (примерно 1600 год - основание Вест-Индийской компании, то ли британской, то ли голландской, ибо были две такие корпорации; вот, кстати, капитализм начинался как государственный) до сих пор развитие вовсе не циклическое.
В этом и состоится непонимание мира, в котором живем. И шуточками про энную планету от солнца сие непонимание не рассеять.
Дмитрий Донецкий писал(а):средний класс

да нет такого, блин. Координаты, епт. Подтасовка фактов.
Было увеличение числа разных социальных групп с приличными в своих условиях доходами. Пик пришелся на 80-ые. И усе. Каша закончилась, котел уже пустой. Финансовыми пузырями его не заполнить.
Дмитрий Донецкий писал(а):большая часть "среднего класса" распологается не между пролетариатом и буржуазией, а в стороне от них.

нифига подобного. Середняки есть и там и тут.
А вот "между" пролетариатом и буржуазией если что и располагается, так это армия, полиция, чинуши.
Задницей к буржуазии, штыками на пролетариат. Ну, бывают инцидентные дезориентации, шальной "дружественный огонь" по буржуям. И что?
Дмитрий Донецкий писал(а):самым "угнетаемым" окажется класс чиновничества. Никто так не зависит от прихоти начальства.

ты хорош координатами баловаться-то. Как раз от такого баловства демагогия получается, под стать твоему "Картагену" про "банить неанархично"... У угнетенного чиновничества при любых "координатах" есть возможность измываться над гражданами, сдирать с них прибавки к своиму жалованию, или просто получать "моральное удовлетворение", портя им жизнь, утешая таким образом притесненный начальством свой геморой.
Нашел кого жалеть.