Израиль и анархисты

роджер

23-03-2015 08:09:01

Игаль Левин
Детская болезнь «левизны» в антисионизме


Почему-то так сложилось, что на постсоветском пространстве в анархическом (да и вообще в леворадикальном) движении принято относиться к Израилю с какой-то политкорректной мягкостью. Игнорируются «заслуги» этого государства в практиках расизма, апартеида и милитаризма. Будто речь идет об очередном умеренном государстве на Ближнем Востоке. Я периодически натыкаюсь на осознанное или неосознанное оправдание политики Израиля среди товарищей. Например — нашумевший в свое время пост в ЖЖ В. Тупикина одобряющий блокаду сектора Газа. Или статья «Из истории ближневосточного конфликта: 1948 — все могло быть иначе», опубликованная на сайте российской секции Международной ассоциации трудящихся, по сути пиарящая сионистскую структуру «Гистадрут», не менее ответственную за Накбу (изгнание от 800.000 до 1.000.000 палестинских арабов в 1948 году), чем упомянутый в статье «Иргун». Для полноты картины можно совсем немного подкорректировать текст из этой статьи и приведенной в ней листовки:
Рабочие! Наш общий город Киль призывает вас примкнуть к его перестройке, прогрессу и развитию. Не предавайте наш город и не предавайте самих себя. Следуйте своим подлинным интересам и идите хорошим и честным путем.
Германский трудовой фронт (DAF)
Рабочий комитет Киля

Это фрагмент из листовки, распечатанной и распространенной рабочими города Киль в трагическую ночь с 9 по 10 ноября 1938 (события, так же известные как «Хрустальная ночь»). В ней они призывали еврейских рабочих не покидать город и вместе строить многонациональное общество. Если бы эта линия в 1938 году возобладала вопреки гегемонии националистов, Германия выглядел бы тогда совсем иначе.

Комментарии, как говорится, излишни.
Заранее хочу отметить один важный момент, а именно вопрос о численности населения Израиля. Обычно приводят цифру в 8.000.000 и отталкиваясь от этой цифры строят суждения об экономике или социалке этой страны. Этот подход не может дать верных данных, потому что не учитывает численность населения Западного берега и сектора Газа. А учитывать его нужно, т.к. эти регионы, являющиеся частью подмандатной Палестины, экономически зависят от Израиля и испытывают на себе весь ужас оккупации. Именно жесточайшей эксплуатацией их жителей во многом и обусловлена сытая жизнь израильтян (а также эксплуатацией гастарбайтеров и русим — русскоговорящих евреев). Данные о численности населения географического региона Палестины (за 2014 год) нам могут дать два компетентных источника — ЦРУ и Центральный комитет по статистике Израиля:

Население Израиля — 8.252.500
Население Западного берега — 2,731,052
Население Сектора Газа — 1,816,379

Всего мы имеем 12.799.931 из которых евреями являются 6.186.100 а неевреями 6.613.831. И это еще очень грубые подсчеты, так как в них не учитываются такие народы, как цыгане, часть друзов проживающих на голанских высотах или бедуины, так что смело можно утверждать что неевреев, проживающих на территории Палестины, около 7.000.000. Евреи в Палестине являются меньшинством, и этот разрыв с каждым годом только увеличивается, но мы забегаем вперед. Запомним пока эти цифры и перейдем к основным мифам и заблуждениям, разделяемым анархистами и леворадикалами на постсоветском пространстве.

Израиль и палестинцы
Об этой теме можно написать очень много. О «Накбе», например. Тем, кто хочет изучить этот вопрос серьезно, советую воспользоваться сайтом организации «Зохрот», там есть данные о каждой разрушенной и покинутой коренными жителями деревушке или поселке в 47‒48 году. Казалось бы, вопрос противостояния израильтян и палестинцев — вне анархического дискурса, анархистам, интернационалистам и космополитам, тема борьбы двух национализмов должна быть неприятна, но есть одно но: по национальному признаку происходит угнетение. Мы можем сколько угодно утверждать, что палестинцы — это воображаемое сообщество (что, несомненно, так), но реальность намного страшнее: людей угнетают, травят и лишают элементарных прав именно по национально-этническому признаку. В гетто «Газа» держат людей не по классовой линии (хотя причины этого в основном, безусловно, экономические), а по линии национальной. Политики и буржуазия тоже заперты в этом самом огромном на земле концлагере. Редкие исключения вроде Халед Машаля только подтверждают это правило. Дискриминация — она всегда дискриминация. (Чтобы не возникло недопонимания, оговорюсь здесь о том, о чем буду более подробно писать в следующих статьях: я радикально против так называемого национализма угнетенных. Именно он позволил создать Израиль, против которого я выступаю, против него выступают и радикально левые палестинцы. Борьба с национальным угнетением, как и с угнетением по любому другому принципу, должна нести в себе и классовую повестку, иначе в ней не будет смысла.)

Израиль и кибуцы
Часто, когда пытаются выдать Израиль за некое прогрессивное явление, вспоминают про кибуцы. Справедливости ради нужно сказать, что ранние кибуцы по способу производства и взаимодействия внутри коллективов — это самые настоящие анархические коммуны. Более того, первые кибуцы были основаны именно анархистами и социалистами, бежавшими от погромов в царской россии на рубеже XIX и XX веков. Но с одной оговоркой: кибуцы изначально и до нынешней поры представляют собой практику воинствующего национализма и строгой сегрегации от других трудящихся, не являющихся евреями. То есть мы имеем дело самым настоящим национал-анархизмом вроде Exit Area (греческие «анархо»-наци) только если вторые просто тупые боны, то первые поддерживались сильными мира сего и несут ответственность за формирование одного из жестоких и страшных режимов в ХХ веке. У меня есть кибуцное издание Кропоткина на иврите, в котором при переводе был вырезан пассаж против колониализма и угнетения одних народов другими. К слову, идея правого анархизма довольно-таки близка многим сионистам. За подробностями http://samsonblinded.org/rublog/3273.htm и http://http//samsonblinded.org/rublog/3284.htm.

Израиль и живой щит
Сторонники Израиля любят рассказывать о палестинских боевиках, которые прикрываются живым щитом из женщин, детей и прочего гражданского населения, и противопоставлять им благородных и этичных солдат АОИ. Здесь нам понадобятся те демографические данные, что я привел выше. Население сектора Газа на 2014 год — 1,816,379. При этом длина и ширина сектора — примерно 50 км. и до 12 км. соответственно. В «талии» сектора, его самой узкой части, и вовсе 6 км. И вот на этом крохотном пяточке земли, в этом гетто проживают почти два миллиона человек. Соответственно, плотность населения по разным подсчетам — от 4890 до 5045 чел./км². Вы вообще можете себе представить, как это выглядит? Хотят этого боевики или нет, им просто не откуда вести бой, кроме как из густонаселенных районов. С другой стороны — Израиль, который кичится гуманным отношением к своим гражданам, почему-то размещает стратегически важные военные объекты посреди густонаселенных мегаполисов. Причем, все израильтяне об этом знают — сложно не заметить довольно большую площадь, нашпигованную военной техникой. И это при том факте, что более половины страны — это безлюдные военные полигоны и что в стране есть гигантские безлюдные просторы юга — пустыня Негев. Обладая такой привилегией и преимуществом в территории, сионисты все равно размещают свои военные объекты прямо в сердце крупных городов возле больниц и других гражданских объектов. И кто после этого осознанно и целенаправленно использует живой щит? Думаю, ответ очевиден.

Израиль и ЛГБТ
Страну победившего сиона часто любят представлять как образцовый пример толерантности к ЛГБТ-движению, с широкой сетью организаций и общин, которые помогают и поддерживают людей с нетрадиционной ориентацией. Это, с некоторыми оговорками, так. Однако проблема даже не в том, что все это движение спонсируется правительством, а в том, что бóльшая часть ЛГБТ-активистов и членов общины лояльна сионистскому проекту и непосредственно его обслуживает. На гей-прайд часто приходят военные ЛГБТ в форме, порой даже целой военной частью. А на следующий день идут поливать палестинцев фосфором, загонять палестинцев в гетто, отнимать у палестинцев землю. И никаких противоречий. К слову, в Израиле-Палестине существует анархо-квир-движение, которое стоит в оппозиции к «официальному» ЛГБТ-движению, считает его буржуазным и националистическим, а также обвиняет его в угнетении «неконвенциональных» квир-групп. Несколько раз они даже пытались сорвать официальные мероприятия ЛГБТ-сообщества и пикетировали их кафе, в котором обманывают работников, но эти новости русскоязычными товарищ(к)ами почему-то игнорируются.

Израиль и феминизм
Женщинам в Израиле хорошо. Нет, ну правда. В составе АОИ есть целые женские воинские подразделения(правда, комбаты там мужчины, ну да ладно), есть даже женщины пилоты и генералы. Это часто любят преподносить как достижение феминистской борьбы в Израиле. А еще есть женщины в политике, много женщин. И в правых партиях, и в левых партиях. А еще есть уютные районы северного и центрального Тель-Авива, чистенькие городки ашкеназской элиты Гиватайм или Герцелия, в которых можно спокойно ходить, не боясь, что к тебе пристанет какое-нибудь арабское хайло, наглый арс (израильский гопник) или грязный эмигрант-эфиоп. Однако не везде так: на бедных окраинах какого-нибудь Ашкелона или в типичных «нормативных» семьях отношение к женщинам вряд ли будет лучше, чем в каких-нибудь пригородах Москвы. Но либеральные феминистки, не считая отдельных деятелей НКО, практически не ведут в этих сферах никакой работы, сосредотачиваясь в основном на посидушках и выставках для своих в «государстве Тель-Авив», а «левые» феминистки делают то же самое, только в рамках партий. И казалось бы, все эти достижения в праве убивать, праве властвовать и праве безопасно себя чувствовать за счет эксплуатации миллионов людей не должны интересовать анархо-феминисток. Но то тут то там товарищ(к)и по идеям и борьбе отказываются от социальной и политической составляющей их взглядов, выражая поддержку богатого белого феминизма.

Итог
Да, в Израиле, в той части Палестины что находится под сионистской оккупацией, мы можем наблюдать нечто вроде умеренного буржуазного общества, наподобие буржуазных обществ западного мира. Но вспоминая демографические данные, приведенные в начале статьи, нетрудно понять что те немногие свободы, которыми пользуются рабочие (в Израиле развитое профсоюзное движение и права рабочих в целом соблюдаются), ЛГБТ-община или женщины, — это всего-навсего привилегии, обусловленные богатой и сытой жизнью за счет военной оккупации и подавления миллионов людей. Людей, загнанных в гетто, анклавы, резервации (как, например, резервация «раскулаченных» бедуинов «Рахат»). Людей, ограниченных сионистским режимом во всем, от доступа к питьевой воде до возможности свободно перемещаться. Остается надеяться, что поддержка этого режима либертариями происходит из-за незнания и эта статья хоть немного поможет составить объективную картину.

http://nihilist.li/2015/03/20/dilemma-i ... anarhizma/

роджер

23-03-2015 08:13:04

Дилемма израильского анархизма
Мы публикуем ответ одного из членов редакции (Нигилист) на статью Игаля Левина. Рекомендуем сперва ознакомиться с исходным текстом. На данный момент единой позиции по “израильскому вопросу” в редакции нет, и мы считаем, что крайне важно продолжить полемику.

Мы опубликовали статью Игаля Левина, ранее выложенную на сайте Автономного Действия, хотя сама статья, признаться честно, вызвала у части редакции оторопь и своеобразное чувство отторжения. Разумеется, мы серьёзно относимся к мнению Игаля и дружественной нам анархистской группы Единство/Ahdut, и написать краткий критический комментарий к статье — было непростой задачей. Статья содержит целый ряд спорных, с нашей точки зрения, утверждений и полемических фигур, которые мы привыкли слышать, в первую очередь, от неизраильских антисемитов по всему миру, прикидывающихся левыми антисионистами и борцами за свободу не индивидов, но всегда – «народов». И тем лучше, тем почётней, если колонизатором и фашистским агрессором можно выставить осаждаемое со дня своего провозглашения государство переживших Холокост — представляющее собой единственный практический и материально весомый вывод, на который неохотно решилось так называемое мировое сообщество после подавления антисемитского фурора национал-социализма. Разумеется, ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫМ практическим выводом была бы социальная революция, как говорили нам пару лет назад товарищи из Ahdut http://liberadio.noblogs.org/?p=1416; т.е. упразднение капитализма, неизбежным симптомом которого являются расизм и антисемитизм, и национального централизованного государства, самого условия возможности геноцида. Но в этом дилемма израильской государственности, этой последней буржуазной революции: трагедия человеческой эмансипации, искажённой государственной логикой, и надежда, что искра эмансипации сможет выжить хотя бы в этой форме. Дилемма, о которой ещё помнили такие анархисты как Йосеф Луден, Абба Гордин, Августин Сухи и Сэм Долгофф, которую, кажется, перестали даже осознавать современные израильские радикальные левые.

Да, всё могло быть действительно иначе. И, конечно, не благодаря «Гистардуту». Об этом свидетельствует, хотя бы, попытка Ганса Поппера в 1949 г. социологически проанализировать функционирование фактически безгосударственного сообщества «йешув» в Палестине во время британского мандата 1918-1948 гг. Предоставленное британской администрацией само себе общество успешно воспроизводило себя экономически, гарантировало защиту, культурную жизнь и образование, и старалось жить в мире с арабскими соседями. Но, в конечном итоге, возобладал государственный (следовательно, и милитаристский) принцип.
«В день, когда Палестина станет независимой от Англии и конституируется как суверенное государство, евреи Палестины будут страдать под арабами в роли национального меньшинства. Если же, наоборот, евреям посчастливиться создать свое суверенное государство, то арабы Палестины превратятся в меньшинство, угнетаемое еврейским государством. Таков непримиримый закон государств и национальных меньшинств. Конечно, потенциальному еврейскому государству, которое изгнало бы урожденных арабов, неизбежно пришлось бы вести борьбу против трех соседних арабских государств, окружающих его. Это стало бы принципом нации, вооруженной до зубов»

так пророчески писал в 1929 г. анархист Александр Шапиро. В 1929 г. ещё можно было критиковать сионистское движение и настаивать на социальной революции; после Второй мировой войны, после Освенцима, после соучастия организованного пролетариата в мировой бойне и всемирного равнодушия к судьбам тех, ради кого Освенцим и затевался, на наш взгляд, нельзя. Можно сожалеть об учреждении еврейской государственности вместе с либертарным мыслителем Мартином Бубером, сетовавшим на «деградацию» еврейской культуры до всего лишь ещё одного государственного образования рядом с другими государствами. Но абсурдно по причине этих сожалений вливаться в хор антисемитов.

«Политкорректная мягкость» по отношению к Израилю? Ни зимой 2008/09, ни летом 2014-го мы такой мягкости в «левых» кругах не припомним. Внешнеполитически Россия в прошлом году действительно заняла довольно благосклонную к Израилю позицию, интернет, как истинно отхожее место духа, был в это время полон антиизраильской пропаганды и откровенного антисемитизма.

Трагедию Накбы, «изгнание коренного арабского населения» с территории молодого государства Израиль, о которой упоминает автор, стоило бы поставить в контекст предшествующих ей антиееврейских погромов и арабско-израильской войны 1948/49 гг., когда тысячи арабов последовали призыву арабских правителей покинуть страну на время войны и, с другой стороны, опасаясь мести евреев (см. резня в Дейр-Ясине, осуждённая Хаганой); а кроме того, в контекст последовавшей за этим «еврейской Накбы» – изгнанием тысяч евреев из арабских стран. Посему, с нашей точки зрения, сравнение Накбы с «Хрустальной ночью», стилизация воззваний рабочего совета Хайфы под нацистскую листовку, обозначение единственного современного буржуазного государства на Ближнем Востоке, потенциально представляющему, согласно своему raison d’etat, прибежище для евреев по всему миру, «одним из самых страшных режимов 20-го столетия» является — проявим тут «политкорректную мягкость» к нашим оппонентам — ан-исторической глупостью. Обратимся в очередной раз к антисемитскому фурору, инсценированному летом 2014 г. на улицах многих европейских городов, как к относительно недавнему наглядному примеру: для множества европейских евреев эти выступления и возросшее с тех пор количество антисемитски мотивированных преступлений послужили сигналом к эмиграции в Израиль. И он готов, скрипя бюджетом, их принять. В этом его PR, конечно, его пропагандистский капитал, но и самая причина его основания.

Подсчёты соотношений этнических групп, представляемых и не представляемых государством Израиль на политическому уровне, говорят лишь о демократической иллюзии, достойной каких-нибудь «радикальных социал-демократов», мол, лишь равные и свободные выборы способны определить содержание политики государства (как спрос на рынке определяет, якобы, предложение и ценообразование). Чёрт с ними, с демократами, но зачем анархо-коммунисты_ки используют этот модный в левых кругах «пост-сионистский» аргумент? Они всё-таки за единое би-национальное, «настоящее и естественное» государство, в котором, якобы, не может быть апартеида? Но тем самым закончится и опция зашиты (признаем, скорее, иллюзия защиты государством) для подвергающихся угрозе евреев диаспоры, как в приведённом выше примере из Западной Европы.

Тем не менее, автор, к сожалению, только походя указывает на чрезвычайно важные вещи: на расизм, шовинизм и милитаристское безумие, раздирающие Ближний Восток и израильское общество, в частности, не одно десятилетие. На вопиющее бедствие палестинских беженцев, до сих пор служащих маневренной массой для арабских деспотий в борьбе против Израиля. Как писал уважаемый мною исследователь идишизма и анархизма, Моше Гончарок в разгар операции «Несокрушимая скала» в автусте 2014 г.: «Не существует никакой “палестинской проблемы”, т.е. проблемы “как обустроить Палестину”. Это просто ложь, прикрывающая совсем другую проблему – “как уничтожить Израиль”». Всё сочувствие мирового сообщества к палестинцам суть более или менее хорошо скрываемая ненависть к Израилю, «вечному жиду» в сообществе государств. И в то же время на так называемых палестинских территориях существуют низовые инициативы по ту сторону фальшивой альтернативы «Хамас-Фатх», борющиеся против расизма и сексизма, за элементарное улучшение условий жизни. Инициативы, безусловно, достойные нашего внимания и нашей поддержки.

Социальные протесты в Израиле 2011 г. показали, что капитализм делает невыносимой жизнь и для «белых еврейских колонизаторов», и что кризис этот в рамках системы не разрешим. В то время как европейские евреи массово подают документы на переселение в Израиль, многие молодые люди покидают страну и пытаются обустраиваться в той же Европе или в США именно по причине невыносимой экономической ситуации в стране. Ещё один парадокс капиталистического общества.

С либертарной точки зрения к выборам в парламент можно относится пренебрежительно, но как раз 17 марта выборы к Кнессет продемонстрировали настроения значительной части общества: несмотря на социологические прогнозы, партия Ликуд во главе с правящим премьер-министром Нетаньяху осталась у руля. Второй силой оказался «Сионистский лагерь», третьей – «Объединённый арабский список». Это значит, что правым силам не и в этот раз обойти важный для общества вопрос об официальных языках (именно Ликуд предложил отказаться от арабского как одного из официальных языков в стране, что и привело к кризису правительства). С которой из сил Ликуд теперь создаст коалицию, угадать не сложно, так что, судя по всему, вектор внешней и внутренней политики всё же не изменится. Нетаньяху удалось переиграть при помощи дешёвых пропагандистских трюков (смс следующего содержания, к примеру: «Власть “Ликуда” в опасности, если вы не придете на избирательные участки и не проголосуете, то к власти придут левые и арабы») и заклинаниями (вполне реальной) угрозы со стороны Ирана политические силы с социальной повесткой. Это, разумеется, скажется и на работе внепарламентских левых и анархистов. (Кстати, от автора столь «удачной» рекуперации листовки рабочего комитета Хайфы нам хотелось бы узнать поподробнее об «Объединённом еврейском блоке» или подобных ему политических силах в парламенте Третьего Рейха или о женских правах и свободах в соседствующих с Израилем арабских обществах).

Обо всём этом можно и нужно было рассказать, обо всём этом можно было поспорить. Игаль же, почему-то, предпочёл предложить нам набор фраз, собранных, как будто, из брошюр европейских «благотворительных» НГО. Мы, тем не менее, надеемся на оживлённую дискуссию, позволившую бы лучше понять израильское общество, его роль на Ближнем Востоке и его значение для либертарных левых.

http://nihilist.li/2015/03/20/dilemma-i ... anarhizma/

Kredo

25-03-2015 18:04:01

Да, сам за собой замечал некоторые симпатии к Израилю в русле неолиберальной пропаганды (мол, оплот цивилизации в мире варваров). Статья Левина многое по местам расставила.

Ответ вызывает как минимум недоумение. Если отбросить всю воду: "Израиль - это круто, потому что он даёт евреям хорошие условия для жизни и защиту от антисемитизма", т. е. такой сионизм, не тот, который нацики придумали, а тот, на котором сам Израиль же и построен. При этом, видимо, продолжение должно быть: "а тупые арабские варвары пусть дохнут, они вообще не люди".

elRojo

25-03-2015 18:32:27

несколько лет назад мы с игалем очень долго - вечером за чаем - проговорили на тему постоянных конфликтов в этом регионе, то затухающих, то разгорающихся.. мне было просто интересно, так сказать, "глазами очевидца", тем более товарища, которому можно доверять, посмотреть на ситуацию - у нас-то ведь всё больше какие-то отголоски из газет и сайтов, не сказать, чтобы не предвзятые.. в заключение пришли к выводу, что-то вроде: если не мировая революция, то это может продолжаться практически вечно, потому что само положение элит - и израильской и палестинской/арабской - покоится на этом вечном противостоянии, без войны они нахрен никому будут не нужны.. отсюда и разжигание национализма и предельного милитаризма - и с одной и с другой стороны.. поэтому, в противовес было бы интересно ознакомиться и с положением дел - образно говоря - по другую сторону баррикад.. потому как, если из "либеральных" источников нам упорно и безальтернативно насаждают симпатии к израильской стороне в конфликте, то с условно "левой" стороны - так же упорно и так же безальтернативно симпатии к палестинцам и арабам..

можно, конечно же, много рассуждать про освободительную борьбу угнетённых наций, но... дофига всяких но, короче..