Парадокс Эрроу (из википедии)

icy

22-11-2015 21:05:34

Распространяется также на "демократические" выборы с более 2 кандидатами. Такой себе математический анархизм))

Теорема Эрроу (также известна как «Парадокс Эрроу», англ. Arrow’s paradox) — теорема о невозможности «коллективного выбора». Сформулирована американским экономистом Кеннетом Эрроу в 1951 году.[1] Смысл этой теоремы состоит в том, что в рамках ординалистского подхода не существует метода объединения индивидуальных предпочтений для трёх и более альтернатив, который удовлетворял бы некоторым вполне справедливым условиям и всегда давал бы логически непротиворечивый результат. Ординалистский подход основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.

В рамках кардиналистского подхода, предполагающего количественную измеримость предпочтений, теорема Эрроу в общем случае не работает (прим. например самый крутой кандидат набирает Х очков следующий Х-1 и вконце считается сумма. При ординалистском подходе сумму считать нельзя )

Пусть есть N≥2 избирателей, голосующих за n≥3 кандидатов (в терминах теории принятия решений кандидатов принято называть альтернативами). У каждого избирателя есть упорядоченный список альтернатив. Система выборов — функция, превращающая набор из N таких списков (профиль голосования) в общий упорядоченный список.

Система выборов может(прим. должна) обладать такими свойствами:

Универсальность
Для любого профиля голосования существует результат — упорядоченный список из n альтернатив.
Полнота (можно не обращать внимания)
Система голосования может давать в качестве результата все n! перестановок альтернатив.
Монотонность (тоже самое)
Если во всех N списках некоторая альтернатива x останется на месте или поднимется выше, а порядок остальных не изменится, в общем списке x должен остаться на месте или подняться.
Отсутствие диктатора
Нет избирателя, предпочтение которого определяло бы результат выборов независимо от предпочтений других избирателей.
Независимость от посторонних альтернатив
Если профиль голосования изменится так, что альтернативы x и y во всех N списках останутся в том же порядке, то не изменится их порядок и в окончательном результате.
Ваше мнение??

Недоанархист

23-11-2015 10:29:37

Это доказательство того, что элиты в большинстве случаев будут иметь возможность манипуляции избирателями.

Лично я бы только порадовался узнав о голлодных смертях пенсинеров в зоне АТО.

Ибо эти тупорылые мрази голосовали в 99 за Симоненко вместо Мороза а в дальнейшем голосовали за Яныка.

Но я к вашему гуманистическому анархизму, где большинство по определению ангелы отношения не имею.

icy

01-12-2015 17:06:01

Если бы все по определению были ангелами, все бы проблемы решались консенсусом.
По-моему, разницы кто там наверху Мороз или Янык особо нету, с точки зрения улучшения жизни рядового гражданина.
Тем более сейчас, когда ни у одной партии на Украине нету ни единой идеи как выйти из жопы.
Вся идеология заканчивается на свои-не свои, патриот-не патриот, или кто из кандидатов ебнутей.

Kredo

01-12-2015 20:43:17

Интересно. Есть что почитать про это?

icy

02-12-2015 15:39:16

Кстати, Эрроу за эту теорему нобелевку по экономике получил.
Первоисточник можной найти здесь - http://ivan-kod.narod.ru/arrow.htm (очень сложная для прочтения книга)
Вот статья, по теме может показаться инетерсной: http://www.monographies.ru/129-4217 , текст под спойлер закину

Скрытый текст: :
Стремление экономистов определить оптимум благосостояния без определения индивидуальных выгод имеет давнюю историю. Теоретики не могли четко разграничить понятия «эффективность» и «справедливость». Это сделал итальянский ученый В. Парето, определив понятие общественного благосостояния. Его концепция оптимального размещения ресурсов основывается на трех допущениях, которые относятся к оценке суждений:
1) каждая личность лучше всего оценивает свое благосостояние;
2) общественное благосостояние определяется благосостоянием отдельных, независимых друг от друга индивидов;
3) благосостояние отдельных личностей нельзя уравнять.
Однако ученый считал, что выводы об экономической политике можно делать только на основе размышлений об эффективности.
В начале 30-х годов ХХ в. американский экономист Абрам Бергсон вывел дискуссию из тупика, предложив оценивать благосостояние с помощью функции общественного благосостояния - множества общественных кривых безразличия, которые ранжируют разные комбинации индивидуальных выгод соответственно системе оценочных суждений о распределении дохода. Однако он не пояснил, кому должны принадлежать такие суждения и как следует учитывать разницу в них. Поэтому концепция общественного благосостояния А. Бергсона несколько оторвана от действительности.
Попытка определить функцию социального благосостояния, учитывая ограничения, отражающие основные этические аксиомы (ценностные установки участников демократического процесса), привела Эрроу к формулировке теоремы невозможности (невозможности демократии).
Автор доказывает, что общество не может найти процедуры принятия непротиворечивых, согласованных решений, если эти решения не отданы на суд одной личности. Это положение иллюстрируется парадоксом голосования - противоречием, которое возникает вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление преимуществ общества относительно экономических благ.
К.-Дж. Эрроу сформулировал аксиоматические правила рационального поведения и явно показал, что ни один процесс принятия коллективного решения не отвечает определенным нормам. Согласно теории невозможности Эрроу, не существует демократической социальной функции благосостояния, которая осуществляет связь между индивидуальными преимуществами и общественным выбором - процессом, с помощью которого индивидуальное видение трансформируется в коллективное решение и одновременно отвечает таким требованиям:
1) принцип Парето-оптимальности. Решение не может быть принято, если при этом существует и может быть реализована альтернатива, улучшающая жизнь другим индивидам и никому не ухудшает;
2) переходность. Если социальный выбор А имеет преимущество перед альтернативой Б, а выбор Б - перед альтернативой В, то А лучше, чем В;
3) независимость посторонних альтернатив. Человек выстраивает преимущества независимо от действий, которые на данный момент он не может осуществить;
4) отсутствие диктатора. Среди участников коллективного выбора нет такого индивида, каждое преимущество которого всегда превышает преимущества всех других членов и становится обязательным элементом социального порядка.
К.-Дж. Эрроу доказал, что четыре условия находятся в противоречии. Итак, ни одна социальная схема благосостояния не может отвечать всем требованиям одновременно.
Отмеченные требования являются важной предпосылкой рациональности индивидуального выбора. Но универсального правила рационального коллективного выбора, которое бы отвечало всем требованиям, нет. Анализ правила большинства доказал, что возможна ситуация зацикливания (то есть при определенной структуре индивидуальных преимуществ голосование может продолжаться бесконечно, не приводя к принятию однозначного решения) при последовательном осуществлении выбора тремя лицами, потому что при увеличении числа критериев упорядочивания растет вероятность того, что результаты окажутся зацикленными.
Но аксиома транзитивности предусматривает выбор только одного из трех вариантов. Чтобы процесс общественного выбора не зашел в тупик, нужно найти приемлемую альтернативу. Однако при отмеченных условиях для произвольной пары альтернатив невозможно подобрать такую коалицию, которая складывалась бы более чем из одного индивида. Это означает, что метод осуществления такого выбора будет диктаторским.
Единое правило построения коллективных решений, отвечающее четырем условиям К.-Дж. Эрроу, является диктаторским (коллективное решение всегда должно совпадать с мнением одного из избирателей). Чтобы избежать этого, необходимо смягчение предпосылок. Несмотря на то, что данные постулаты более четкие, чем может показаться на первый взгляд, они все же слабее, чем это необходимо для удовлетворения разумного критерия распределительной справедливости. Поэтому необходимо смягчение аксиом одинаковости или отказ от одной из них. Но такой отказ означает утрату идеалов индивидуализма и гражданского суверенитета.
Поскольку общественный выбор - это совокупность альтернатив, то К.-Дж. Эрроу вводит аксиому транзитивности. Но на практике достижение цели не требует полного внедрения аксиомы транзитивности. Поэтому А.-К. Сен доказал теорему возможности, заменив транзитивность квазитранзитивностью, или транзитивностью четких преимуществ
(он утверждал, что личная свобода должна иметь приоритет над правилом Парето). Квазитразитивность открывает возможность для навязывания обществу власти олигархии (если существуют одинаковые для всех членов олигархической группы преимущества). Преодоление зацикливания заключается в том, что каждый член олигархической группы фактически владеет правом вето. Это означает также, что переход от транзитивности к квазитранзитивности не устраняет диктаторскую власть вообще, а распространяет ее на олигархическую группу.
Требование неограниченного охвата (полноты и универсальности) подобна постулату свободы выбора: каждый индивид волен выбирать, что захочет, то есть сам определяет собственный порядок преимуществ. И хотя многие выступают за свободу выбора, однако следствием такого выбора может быть или конфликт, или зацикливание. Поэтому этот постулат также способствует демократичности принятия решений.
Несколько «ослабил» теорему невозможности В.-С. Викри. Он добавил к условиям К.-Дж. Эрроу пятое условие - ранжирование (берется не весь континуум от первой до наивысшей точки, а определенный промежуток между ними). С помощью ранжирования он получил возможность путем ограничения индивидуального выбора доказать теорему невозможности.
Существует два способа ее доказательства: ограничение всего множества возможных вариантов (например, конституция защищает права собственности) или ограничение состава сотоварищества теми членами общества, чьи преимущества дают возможность осуществить коллективный выбор (например, делегирование полномочий избирателей членам парламента). Это означает, что при представительской демократии к принятию политических решений допускаются лица с более-менее однородными преимуществами. Это резко снижает вероятность зацикливания (чем однороднее преимущества избирателей, тем менее вероятна возможность возникновения цикла).
Теория клубов. Эта теория является частью теории смешанных благ. Клубное благо - это благо, при потреблении которого имеет место исключение, то есть возможность препятствовать его потреблению некоторой группе людей в отличие от общественного блага. Но оно является неконкурентным, т.к. потребление блага одним лицом не снижает потребления того же блага другими лицами и особенности формирования политических партий называют условия, при которых возможно создание однородного сообщества. Принятие прогнозируемых коллективных решений является более вероятным в сообществах, где исповедуют общие ценности, чем в произвольных группах индивидов.
Если отказаться от постулата о независимости альтернатив, то можно получить большое число процедур принятия решений:
а) простое большинство, при котором для принятия решения необходимо 50 процентов голосов участников плюс один голос;
б) относительным большинством голосов считается количество голосов, больше хотя бы на один голос;
в) квалифицированное большинство должно составлять две трети, три четверти или еще больше от всего состава тех, кто принимает решение;
г) постановляющее голосование.
Если число вариантов равно двум (избрание-неизбрание, принятие-непринятие) и число избирателей непарное, то единым правилом, отвечающим всем пяти условиям, является правило простого большинства.
Итак, теорема невозможности доказывает, что нет такого демократического процесса принятия решений, который бы одновременно отвечал всем пяти сформулированным аксиомам. Поэтому выработать только одно правило голосования невозможно. Решение этой проблемы возможно в случае отказа от аксиомы транзитивности или смягчения постулатов независимости, полноты и универсальности.
На основе сформулированных этических норм, а также аксиом, определяющих коллективный выбор, К.-Дж. Эрроу предложил концепцию демократического выбора, направленную на защиту свободной рыночной конкуренции, которая должна поддерживаться государством. Государство, формируя экономическую стратегию, должна учесть интересы всех граждан.
Работы К.-Дж. Эрроу оказались весомым вкладом в теорию оптимальных запасов, анализ стабильности рыночных моделей, математическое программирование и теорию статистических решений. Распространено мнение, что смысл и значение теоремы невозможности Эрроу, а также теории социального выбора до сих пор не осознаны всецело и теория «опережает» их внедрение. Но все-таки предпринимаются попытки использования теории социального выбора в двух сферах. Одна из них - разработка избирательных систем. Компьютеры способны преодолеть существующие барьеры создания оптимальной избирательной системы. Другая сфера - теория демократии, где теория социального выбора способствует переоценке классических утверждений. Используют теорию социального выбора в политической сфере, при анализе рынка труда и торговой политики.
Роль взглядов К.-Дж. Эрроу в современной теории благосостояния существенна:
1. Ученый стремился ликвидировать одно из наиболее очевидных противоречий маржинализма - между постулатом об индивидуальном поведении и математическом моделировании, которое является частью метода. С одной стороны, все западные экономисты - от Маршалла до Самуэльсона - осуществляют математические операции по индивидуальным функциям полезности. С другой - они опираются на аксиому, что человек субъективен в оценке своего благосостояния и выбирает комбинацию определяющих его факторов, которая, по его мнению, обеспечивает максимум полезности. Особенности объекта анализа (индивидуального экономического поведения) делают бессмысленным или одно, или другое.
По мнению К.-Дж. Эрроу, для обновления внутренней логики теории благосостояния необходимо или создать математические модели индивидуального поведения без посылок на субъективные оценки, или вообще отказаться от математических преобразований.
2. К.-Дж. Эрроу пересмотрел позицию экономистов австрийской школы о принципах рационального поведения. Их критерий, который сводится к оптимизации индивидуального благосостояния, отвечал только индивидуальной функции полезности, но оказался недостаточным для индивидуальной функции преимуществ социальных состояний.
Своей теоремой невозможности К.-Дж. Эрроу доказал, что нет общего правила классификации ситуаций на уровне общества, которое не было бы объединено с определенной обоснованной системой индивидуалистских этических ограничений общественной функции благосостояния. Ученый акцентировал, что ограничения порождают противоречия. Он обосновал невозможность формулирования правила, которое было бы приемлемым для всех случаев, и при этом допускалась бы возможность существования какого-либо нормативного положения для подгруппы эмпирически подобранных случаев.


Еще статься на похожую тему (про справедливость и неравенство), которая может показаться интересной:
http://www.ruthenia.ru/logos/number/52/02.pdf - про теорию справедливости Роульза (нобелевку не получил, но шуму наделал)

Все нелегко читается, но из-за нехватки спроса, науч-попа на русском языке на данную тематику я еще никогда не видел.

Если заинтересует могу найти побольше статей на темы современной экономики благосостояния, неравенства и справедливости.
(большинство конечно будут с элементами капиталистической идеологии - альтернативные экономические теории сейчас не сильно популярны)

NT2

02-12-2015 18:24:00

это чем лучше или полнее Кропоткина?

icy

03-12-2015 00:58:29

NT2 писал(а):это чем лучше или полнее Кропоткина?

Ну во первых их сравнивать сложно (если вообще возможно), потому что Кропоткин на другие темы писал. (если Кропоткин писал про колективный выбор, то ПОЖАЛУЙСТА дайте название статьи или главы в книге)
Чем лучше- за Эрроу стоит математика, за Кропоткиным нет.
На счет статьи про справедливость, по Роульзу можно математитечески моделировать как будет вести себя экономика, по Кропоткину- нет. Справедливость по Роульзу (максимизировать достаток самого бедного человека в общества) не сильно отличается от Кропоткина.
С идеями Кропоткина можно спорить сколько угодно, с теоремой Эрроу или Парето принципом - нет. Парето принцип универсален, и его можно применять к любой экономической системе, для определения эффективности. Теорема Эрроу выведена через математику (доказывается при помощи матричной алгебры), и всегда работает, вне зависимости социалист ты, демократ или анархист.
В экономике часто используются т.н. утилитарные фунцкии, которые меряют удовлетворенность человека каким-то решением. Так вот в ординалистском подоходе (Теореме Эрроу), их складывать нельзя. Только если все одновременно получают выгоду от какого-то решения- только тогда можно говорить, что благосостояние общество улучшилось (Парето принцип)
Кардиналисткий подоход разрешает суммировать эти числа (утилитарные функции) для каждого человека, определяя благосотанию каждого человека определенный субьективный вес. В кардиналисткой системе возможны такие ситуации, когда благосостояние двух людей увеличивается, а у одного улучшается, благосотояние всего общества увеличивается. Например, у Кропоткина или Роульза, если взять у самого богатого человека деньги и отдать бедным, благосотояние увеличится. У монархистов, благосотояние монарха может стоять превыше всего, то есть будет иметь больший вес.
Так вот я к чему. Вы тут постоянно говорите, что анархизм научный, а работы Кропоткина является научной базой теории анархизма. Мое мнение, что работы Кропоткина выводят основные принципы и концепции анархической экономики и функционирования общества, но из его работы нельзя вывести систему, в отличии от работы Вальраса, Рикардо и т.д. которые построили математические системы рыночной экономики. Они основывали свои работы на предпопложении самого худшего сценария: все люди эгоисты и им наплевать на других людей, и вывели Парето эффективность равновесия в рыночной экономике (обьектвный факт) и подкрепили ее второй фундаментальной теоремой (что при помощи дополнительного перераспределения, можно достичь равенства и в рыночной экономике).
Анархизм же базируется совершенно полностью на идеологии. Он кардинально (антоним слову ординально) суммирует благосостояние человека - уже элемент субьективности. Он не доказывает полностью(только предположения судя из того что я читал из Кропоткина), что в обществе без государства нету побуждения нажиться на ближнем. Это делает анархизм очень уязвимым для критики и очень сложным для обьяснения незнакомому с теорией человеком.

NT2

03-12-2015 11:33:03

Ерунда. Кропоткин описывает совершенно различную систему, а все принципы и парадоксы, якобы неоспоримые, созданы для системы текущей.

icy

03-12-2015 18:52:41

Другая система, другое общество, другая планета, паралельная вселенная...
Теорема Эрроу относиться ко ВСЕМ система, точнее отрицает существования хотя бы одной демократической системы (правила, конституции), которая могла бы исходя из предпочтений каждого индивида, в каждом возможном случае выдавать предпочтения каждого общества. Поэтому любая спекуляция на счет демократичности любой системы ерунда. Нету хорошего президента- плохого президента, более демократической системы голосования или менее демократического парламента. Это факт. Его можно обойти, использовать его - но нельзя отрицать.
Нельзя отрицать, что если все чего-то хотят - то все общество хочет этого. Но правила для каждого возможного случая не существует. Обойти можно ограничив количество случаев нарушая универсальность, или введя кардинальность (например подсчет голосов)- нарушая независимость от посторонних альтернатив. Эта теорема работает при любом выборе между 3 и более альтернатив, когда участвует 2 и более людей.
Если теорема Эрроу не распостраняется на систему Кропоткина, то в системе Кропоткина все решения решаются консенсусом- все люди мыслят одинаково и имеют одинаковые предпочтения. Реалистично?

Kredo

03-12-2015 21:09:25

Кардиналисткий подоход разрешает суммировать эти числа (утилитарные функции) для каждого человека, определяя благосотанию каждого человека определенный субьективный вес. В кардиналисткой системе возможны такие ситуации, когда благосостояние двух людей увеличивается, а у одного улучшается, благосотояние всего общества увеличивается. Например, у Кропоткина или Роульза, если взять у самого богатого человека деньги и отдать бедным, благосотояние увеличится.

А, всё, дошло. Теорема Эрроу не запрещает демократию, она запрещает общество, которое ни при каких условиях не уменьшает благо любого своего члена (если в обществе появился маньяк-убийца, то надо либо поступить недемократично с ним, либо он сам недемократично поступит с кем-то ещё). И особенно это применимо к реальному обществу, которое включает в себя неразрешённые социальные конфликты.

icy

04-12-2015 04:19:09

Там в цитате опечатка: у одного ухудшается
А так все правильно. По теореме нельзя создать конституцию, которая бы решала все возможные социальные проблемы и не нарушала те 4 критерия: универсальности, Парето принцип (всем нравится А значит обществу нравится А), отсутствие диктатора (выбор общества не должен во всех случаях совпадать с выбором одного члена общества) и независимость посторонних альтернатив (самый сложный для понимания: выбор между А и Б не должен зависеть от предпочтений между (А и С) и (Б и С))

Если ограничить количество возможных наборов предпочтений для каждого индивида, то теорему можно обойти нарушив универсальность. Тогда она ничего не запрещает, но в случае с многими альтернативами и многими агентами найти такое реалистичное ограничение практически невозможно.

Дилетант

04-12-2015 08:52:25

Если теорема Эрроу не распостраняется на систему Кропоткина, то в системе Кропоткина все решения решаются консенсусом- все люди мыслят одинаково и имеют одинаковые предпочтения.

Оригинальное представление о консенсусе.Даже любопытно было бы взгянуть на таких людей,их дискуссию,приведшую их к консенсусу(в таком понимании).После попытки себе представить это собрание,невольно проникаешься словами того же Кропоткина о том, что "анархизм зародился среди народов, в шуме борьбы, а не в кабинете ученого..."

Дилетант

04-12-2015 16:16:43

(если Кропоткин писал про колективный выбор, то ПОЖАЛУЙСТА дайте название статьи или главы в книге)

Ну вот же,чтож вы в самом деле!? :-)
Попробуйте сказать в каком-нибудь народном собрании, что жареных рябчиков нужно предоставлять избалованным бездельникам из аристократии, а чёрный хлеб употребить на прокормление больных в больницах, и вы увидите, что вас освищут. Но скажите в том же собрании, проповедуйте на всех перекрёстках, что лучшая пища должна быть предоставлена слабым и прежде всего больным; скажите, что, если бы во всём городе было всего десять рябчиков и один ящик малаги, их следовало бы отнести выздоравливающим больным, скажите это только.

Скажите, что за больными следуют дети. Им пусть пойдёт коровье и козье молоко, если его не достаёт для всех. Пусть ребёнок и старик получат последний кусок мяса, а взрослый, здоровый человек удовольствуется сухим хлебом, если уж дело дойдёт до такой крайности. Скажите, одним словом, что если каких-нибудь припасов не имеется в достаточном количестве и их приходится распределять, то в первую очередь доли должны быть отданы тем, кто в них более всего нуждается; скажите это, — и вы увидите, что с вами все согласятся.

То, чего не понимают сытые господа, отлично понимает и всегда понимал народ; но и сами пресыщенные, если они завтра окажутся на улице и придут в соприкосновение с массой, поймут это так же хорошо.

Недоанархист

04-12-2015 23:20:59

icy писал(а):Если бы все по определению были ангелами, все бы проблемы решались консенсусом.
По-моему, разницы кто там наверху Мороз или Янык особо нету, с точки зрения улучшения жизни рядового гражданина.
Тем более сейчас, когда ни у одной партии на Украине нету ни единой идеи как выйти из жопы.
Вся идеология заканчивается на свои-не свои, патриот-не патриот, или кто из кандидатов ебнутей.


Да все, дискурс окончательно ушел под откос еще в 2004.

Сейчас получились классические н сортов говна без каких либо серъезных отличий.

Недоанархист

05-12-2015 00:00:55

Что до следствия парадокса.

Раз для любой системы выборов существует набор кандидатов и распределения предпочтений, при котором предпочтительный для большинства вариант из всех оставшихся выкидывается. (Условный Мороз который во втором туре легко бы уделывал и Кучму и Симоненко) Ну и возможность создавать спойлеры позволяет "душить оптималку".

С другой стороны если есть соцопросы, которым можно доверять , то возможен обход
независимости посторонних альтернатив


Т.е. грубо говоря ты в 1-м туре ложишь на "своего кандидата" и голосуешь за того из "условно нейтралных" у кого больше всего шансов победить самую неприятную альтернативу.

icy

05-12-2015 14:50:52

Недоанархист

Исходя из того, что ты говоришь о выборах 1999, если бы избиратели имели достаточную информацию и были достаточно рациональны, чтобы не голосовать за Симоненко, то НПА можно было бы обойти.
НО- такое возможно не во всех ситуациях, поэтому есть дополнительный параметр универсальности. Чтобы быть точным такая система работает, только если есть какой-то выраженный кандидат, за которое бы проголосовало большинство в попарном голосовании во всех парах.
Например, исходя из https://ru.wikipedia.org/wiki/Президентские_выборы_на_Украине_(1999) и того что ты говорил, избирателей на Украине можно разделить на три группы по предпочтениям:
1)Симоненко>Мороз> Кучма (исходя из второго туру где-то 38%)
2)Мороз>Кучма> Симоненко(приблизительно 18 процентов исходя из первого тура и считая что голо а всех остальных кандидатов принадлежат морозу)
3)Кучма>Мороз>Симоненко (приблизительно 46 процентов)
Возможны другие возможные вариации, но я выбираю именно такое распределение и отсутствие других кандидатов для наглядного примера.
Берем попарное голосование:
Мороз > Кучма
Мороз>Симоненко
Кучма> Симоненко
Из этого следует что для всего общества:
Мороз>Кучма>Симоненко

А теперь когда даже попарное голосование не работает. (то есть ломается универсальность)
Поменяй в группе 3 Мороза и Симоненка местами.
Мороз>Кучма
Кучма>Симоненко
Симоненко > Мороз
В итоге Мороз>Кучма>Симонеко>Мороз. И кого тогда надо выбирать?
Теорема говорит что если при таком распределении голосов мы выбирем например Мороз>Кучма>Симоненко, то в каком то другом распределении в котором будет такое же отношение между например Морозом и Кучмой, но Симоненко появится в другом месте, НПА будет нарушено.

Привожу абстрактный пример (2 человека выбирают между 3 альтернативами):

Берем например такой профиль предпочтений:
1) x>y>z
2) z>y>x
Тут попарно нифига не работает.
Представим, что констутуция выбирает для это общества из 2 людей предпочтения y>z>x
Тогда для другого профиля предпочтений:
1) x>y>z
2) z>x>y
x>y (потому что оба человека предпочитают х)
z>x (НПА, предпочтения между x и z не поменялись по сравнению с прошлым примером, а в прошлом примере конституция выбрала z>х)
)
y>z -то же самое
В итоге конституция не может решить эту дилему для всех случаев так как логически все 3 неравенства не могут быть удовлетворены:
y>z>x>y
Теорема показывает, что какую бы конституцию не выбрало общество диллему не обойти, и распространяется (можно доказать матричной алгеброй) на общества из 2х и более человеков, при выборе из 3 и более альтернатив.
Если люди поступают рационально и информированно, конституция может решить кое-какие проблемы рационально, но если нет какого-то определенного фаворита (например как из цитаты Кропоткина: "отдать лучшую пищу больным"), то появляется нерешаемая дилемма.
А зная, что многие неинформированы и нерациональны, то на что способна любая конституция?
Чем меньше людей и альтернатив в обществе, тем меньше нерешаемых ситуаций. Таким образом децентрализация может вполне привести к рационализации принятых обществом решений. Тем более, когда человек из Львова решает как жить человеку из Донецка.. (и конечно же наоборот))

Недоанархист

06-12-2015 03:22:29

Ну да, я исключительно имел в виду противостояние манипуляции, устраиваемой путем спойлеров, благодаря знанию исходных предпочтений.

Так то разумеется возможны такие расклады при которых НПА не обойдешь.

Просто Эрроу - неплохое доказательство эффективности манипуляции путем спойлеров. Особенно при наличии "страшилок".

http://www.cvk.gov.ua/pls/vp1999/WEBPROC0

В 1-м туре Витренчиха + Марчук набрали аж 19 %, что хватило бы с морозовскими 11% перебить бы Симоненко.