afa-punk-23
22-08-2016 05:05:44
Один из культурных трендов последних лет - возводить в абсолют культ успешности и финансового благополучия: нелепые бизнес-цитатники, книги с руководством по покорению бизнес-вершин, вездесущая реклама соответствующих тренингов…
Казалось бы, любой здравомыслящий человек отнесется к такому способу “саморазвития” довольно скептически, но печальная действительность говорит об обратном.
На просторах социальных сетей стремительно расплодились сообщества, предлагающие подписчикам разнообразный контент, тематически объединенный вокруг банальных стереотипных представлений о критериях “успешности”. Сегодня такие ресурсы невообразимо популярны: первые несколько групп по запросу “бизнес” Вконтакте насчитывают от полутора до двух миллионов читателей.
Чаще всего контент таких пабликов состоит преимущественно из псевдофилософских и примитивных психологических, моральных императивов. Они конструируют жесткие рамки и порядок действий по достижению так называемого успеха, смысловое содержание которого сводится к ряду формальных критериев. Характерно, что высказывания не объединены в логически единую систему, а хаотично перемешаны с визуальным контентом, изображающим основные атрибуты социально привилегированной группы.
Подобно всякой религиозной общности, они объединены набором общих верований и постулатов. Это превращает сообщество обычных амбициозных студентов и белых воротничков в секту воображаемых миллионеров и воротил бизнеса. Но несмотря на их хаотичность и несвязность, можно выделить наиболее распространенные идеологические клише, подкрепляемые авторитетом отцов церкви в лице влиятельных фигур в мировом бизнесе, тиражирующих свои богословские речи.
Перечислим самые очевидные из них:
1. Социал-дарвинизм
Прежде всего, это махровый социал-дарвинизм в его примитивном виде, проповедующий торжество сильных над слабыми, богатых над бедными, успешных над неудачниками. Посыл подавляющего числа таких высказываний пропитан консервативным духом: полная ответственность за свой статус-кво вменяется индивидуальному субъекту. Причина текущего положения дел находится не в условиях, в которые помещен человек, а в его собственных свойствах. Их он обязан адаптировать под нужды рынка, чтобы не оказаться на обочине жизни.
2. Диктатура позитива
Идеология рыночного фундаментализма тщательно скрывается под толстым слоем мещанских ценностей. Она проповедует запрет на грусть, уныние, скуку и печаль. Славой Жижек описал триумфальный диктат радости (особенно присущий жестким политическим системам) в ироничной форме: “В отличие от писаных законов, неписаные куда страшнее.
Представьте себе, что вы ребенок. И на этих выходных вы с отцом должны отправиться к бабушке. Вы не любите бабушку. Как поступил бы отец раньше? Он сказал бы: "Ты пойдешь несмотря ни на что", — и все было бы на своих местах. Как происходит сегодня? Отец говорит: "Конечно, ты свободен. Можешь не идти. Но ты помнишь, сколько бабушка для тебя сделала?" Это куда более строгий порядок. Вот она — современная "свобода"».
3. Риски и девиации
Довольно большая доля цитат посвящена жесткому моральному разделению людей на рискующих и отказывающихся от рисков. Метафора жизни как рулетки, господствующая в церкви успеха постулирует еще одно требование: идти на максимальные риски и быть готовым к наказанию или поощрению за эти риски. При этом, естественно, бенефициаром становится рискнувший, но победивший. А риск становится своего рода обязательным ритуалом на пути спасения души и тела.
4. Эсхатология успеха
Картинки, изображающие райские сады, фигуристых женщин, дорогие авто и пачки денег выдают глубокое экзистенциальное предназначение существования адептов церкви. “Успех” более не является их выбором, теперь его рамки задаются набором образцов и атрибутов, видимых внешних проявлений. Более того, успех становится своего рода пограничным событием, разделяющим жизнь на два процесса- активный, наполненный рисками и естественным отбором путь и пассивное пребывание в пост-успешном мире со всеми вытекающими последствиями. Естественно, большинство героев подобной бытовой мифологии- белые мужчины среднего возраста,“белые воротнички”.
Популярность и бешеный спрос на сообщества данного толка объясняется глубоким социальным кризисом, в котором пребывает население России. Представление о случайном перемещении из существующей действительности в мир иллюзорного рая китча и золотых батонов порождает культуру утопического капитализма со всеми ее атрибутами. Сообщества “успешных бизнесменов”, наряду с лотереями, розыгрышами, бизнес-тренингами и прочим - лишь один из них.
Авторы, которые прислали этот материал в редакцию НМ, пожелали остаться анонимными.
Источник: https://vk.com/businessquotes1?w=page-1 ... 8_50838679
Казалось бы, любой здравомыслящий человек отнесется к такому способу “саморазвития” довольно скептически, но печальная действительность говорит об обратном.
На просторах социальных сетей стремительно расплодились сообщества, предлагающие подписчикам разнообразный контент, тематически объединенный вокруг банальных стереотипных представлений о критериях “успешности”. Сегодня такие ресурсы невообразимо популярны: первые несколько групп по запросу “бизнес” Вконтакте насчитывают от полутора до двух миллионов читателей.
Чаще всего контент таких пабликов состоит преимущественно из псевдофилософских и примитивных психологических, моральных императивов. Они конструируют жесткие рамки и порядок действий по достижению так называемого успеха, смысловое содержание которого сводится к ряду формальных критериев. Характерно, что высказывания не объединены в логически единую систему, а хаотично перемешаны с визуальным контентом, изображающим основные атрибуты социально привилегированной группы.
Подобно всякой религиозной общности, они объединены набором общих верований и постулатов. Это превращает сообщество обычных амбициозных студентов и белых воротничков в секту воображаемых миллионеров и воротил бизнеса. Но несмотря на их хаотичность и несвязность, можно выделить наиболее распространенные идеологические клише, подкрепляемые авторитетом отцов церкви в лице влиятельных фигур в мировом бизнесе, тиражирующих свои богословские речи.
Перечислим самые очевидные из них:
1. Социал-дарвинизм
Прежде всего, это махровый социал-дарвинизм в его примитивном виде, проповедующий торжество сильных над слабыми, богатых над бедными, успешных над неудачниками. Посыл подавляющего числа таких высказываний пропитан консервативным духом: полная ответственность за свой статус-кво вменяется индивидуальному субъекту. Причина текущего положения дел находится не в условиях, в которые помещен человек, а в его собственных свойствах. Их он обязан адаптировать под нужды рынка, чтобы не оказаться на обочине жизни.
2. Диктатура позитива
Идеология рыночного фундаментализма тщательно скрывается под толстым слоем мещанских ценностей. Она проповедует запрет на грусть, уныние, скуку и печаль. Славой Жижек описал триумфальный диктат радости (особенно присущий жестким политическим системам) в ироничной форме: “В отличие от писаных законов, неписаные куда страшнее.
Представьте себе, что вы ребенок. И на этих выходных вы с отцом должны отправиться к бабушке. Вы не любите бабушку. Как поступил бы отец раньше? Он сказал бы: "Ты пойдешь несмотря ни на что", — и все было бы на своих местах. Как происходит сегодня? Отец говорит: "Конечно, ты свободен. Можешь не идти. Но ты помнишь, сколько бабушка для тебя сделала?" Это куда более строгий порядок. Вот она — современная "свобода"».
3. Риски и девиации
Довольно большая доля цитат посвящена жесткому моральному разделению людей на рискующих и отказывающихся от рисков. Метафора жизни как рулетки, господствующая в церкви успеха постулирует еще одно требование: идти на максимальные риски и быть готовым к наказанию или поощрению за эти риски. При этом, естественно, бенефициаром становится рискнувший, но победивший. А риск становится своего рода обязательным ритуалом на пути спасения души и тела.
4. Эсхатология успеха
Картинки, изображающие райские сады, фигуристых женщин, дорогие авто и пачки денег выдают глубокое экзистенциальное предназначение существования адептов церкви. “Успех” более не является их выбором, теперь его рамки задаются набором образцов и атрибутов, видимых внешних проявлений. Более того, успех становится своего рода пограничным событием, разделяющим жизнь на два процесса- активный, наполненный рисками и естественным отбором путь и пассивное пребывание в пост-успешном мире со всеми вытекающими последствиями. Естественно, большинство героев подобной бытовой мифологии- белые мужчины среднего возраста,“белые воротнички”.
Популярность и бешеный спрос на сообщества данного толка объясняется глубоким социальным кризисом, в котором пребывает население России. Представление о случайном перемещении из существующей действительности в мир иллюзорного рая китча и золотых батонов порождает культуру утопического капитализма со всеми ее атрибутами. Сообщества “успешных бизнесменов”, наряду с лотереями, розыгрышами, бизнес-тренингами и прочим - лишь один из них.
Авторы, которые прислали этот материал в редакцию НМ, пожелали остаться анонимными.
Источник: https://vk.com/businessquotes1?w=page-1 ... 8_50838679