tenox
09-04-2017 12:28:10
В нашей заключительной статье о классовой борьбе женщин во время Гражданской войны в Испании мы остановились на репрессивных законах по отношению к женщинам во времена диктатуры Франко и их дискриминации в вопросах абортов сегодня. В статье также присутствует анализ тактики совместной борьбы пролетарок и пролетариев против дискриминирующих законов и сексистских нападок государства, а также оценка предпосылок для возникновения революционной ситуации.
Так как пролетарским женщинам, как и всему рабочему классу Испании, не удалось освободиться от партийного, профсоюзного и государственного фетишизма, то сначала они потерпели поражение от сталинистской контрреволюции, а позднее от Франко. Вот как описывает положение испанских женщин во время диктатуры Франко англоязычный анархистский журнал Freedom от 4 ноября 1972 г.: «В Испании до сих пор в гражданское право входят пункты, в которых говорится, что „исходя из основ семейной гармонии и благодаря естественному, религиозному и историческому праву решения в семье принимает мужчина.“ В случае продажи имущества, свидетельства в суде, получения загранпаспорта, подписания договора или открытия денежного счёта супруге необходимо письменное разрешение мужа. В Испании в вопросах развода, прерывания беременности или использования противозачаточных средств суды не должны принимать положительных решений. В стране действуют неимоверные штрафы в случае принятия участия в феминистских мероприятиях. Простому участию в дискуссии о проблемах женщин могут последовать несколько лет тюрьмы. Недавно одна испанская женщина была приговорена к 2 годам 4 месяцам тюрьмы, т.к. у неё в квартире была найдена феминистская литература. Её аполитичный муж был приговорён к такому же сроку. Согласно испанской правовой философии женщина не в состоянии действовать самостоятельно, поэтому за её действия отвечает супруг».
В 1975 г. в статье Женщины в испанской революции Лиз Уиллис писала: «После смерти Франко женское движение в Испании добилось значительных успехов и заняло своё место в международном движении. Кампании и демонстрации против угнетения женщин, ограничений в вопросах предохранения и абортов, а также в особенном испанском варианте преследований в случае „нарушений супружеской верности“ получили большой резонанс в обществе и добились значительных успехов. Сегодня в Испании существует большой спектр движений, начиная с левых политических группировок и заканчивая группами, стоящими на позициях радикального феминизма. Популярные в 60-х и 70-х годах идеи перемешались с отголосками идей 30-х годов. Наряду с другими группировками времён испанской революции возродились также Mujeres Libres. Очевидно они пробуют, чтобы у пролетариев и пролетарок изменилось сознание в вопросе однобокого феминизма. Mujeres Libres настойчиво подчёркивают, что мужчины точно также подвергаются угнетению со стороны традиционного распределения ролей по полу. Будем надеется, что это не только рефлексное заимствование их старой линии, а основательный ответ на сегодняшние реалии, тем более становится ясным, что как в этом, так и во многих других вопросах несмотря на свою некоторую особенность процессы происходящие в Испании не являются исключением».
Тактика двойной борьбы против патриархата и капитализма прошлого Mujeres Libres в каком-то роде может служить примером, но только если пролетарское движение освободиться от наследственной болезни анархо-синдикализма – профсоюзного фетишизма. Пролетарские революционерки и революционеры в борьбе против капитала, государства и патриархата делают ставку не на классово нейтральное, т.е. мелкобуржуазное, женское движение, а на классовую борьбу пролетариата. При этом надо заметить, что классовая борьба пролетарок имеет некоторые особенности, т.к. они эксплуатируются и угнетаются не только как часть рабочего класса, но и как женщины.
Так, например, государство постоянно вмешивается в вопросы принятия решения беременных женщин рожать ребёнка или делать аборт. Это происходит и в сегодняшней демократической Испании: «Через неделю в пятницу (4 июля 2014 г.) в испанском парламенте начнётся обсуждение нового закона о прерывании беременности, посредством которого должно быть отменено право женщины распоряжаться собственным телом. Новые поправки должны вступить в силу до конца года.
Закон, который регулирует прерывание беременности, был принят парламентом по инициативе предшествующего социалистического правительства лишь в 2010 г. Он предусматривает право женщин и девушек начиная с 16 лет на прерывание беременности в течении первых 14 недель. Правящее сегодня консервативное правительство хочет разрешить аборты только в случае изнасилования затронутого лица или если продолжение беременности угрожает её здоровью. В обоих случаях для разрешения операции женщины должны предъявить бесчисленное количество медицинских и психологических заключений. В прошедшие месяцы в стране прокатилась волна мощных протестов, в которых приняли участие сотни тысяч мужчин и женщин (Правительство Испании против женщин в газете junge Welt от 27-го июля 2014 г, стр. 15).
Совместная борьба женщины и мужчины против сексистских нападок испанского государства является очень важным моментом. Однако в рамках мелкобуржуазного женского движения эти нападки невозможно отразить, и поэтому эти реакционные поправки были приняты. Борьба против этих мер возможна только в рамках совместной борьбы против других законов, направленных против пролетариата, например, как ужесточение трудового законодательства. Эффективным средством борьбы против антипролетарских мер и законов является бессрочная антиполитическая всеобщая забастовка. Однако официальные профсоюзы глубоко интегрированы в рамках национальных капиталов и не в состоянии организовать такого рода классовую борьбу снизу. Для того, чтобы организовать такое наступление против капитала, государства и патриархата необходима самоорганизованная классовая борьба, которая будет опираться на такие органы пролетарской самоорганизации, как независимые стачечные комитеты. Однако органы пролетарской самоорганизации развиваются только вместе с развитием классовой борьбы. Именно на этот вектор развития самоорганизованной классовой борьбы должны указывать пролетарские революционеры и революционерки. В то время как у мелкобуржуазных политических левых, находящихся в коматозном состоянии, начинается стадия разложения, мы, социальные революционерки и революционеры, ставим перед собой такого рода амбициозные цели. Пусть эти левые мелкие буржуа продолжают болтать об «ультрадикальном сектантстве», а мы пойдём дальше по трудному пути социального освобождения!
Конечно, в сегодняшней мировой капиталистической системе социальные революционеры и революционерки являются маленьким меньшинством. Развитие классовой борьбы сильно зависит от слепой динамики приумножения капитала, которую даже не контролирует буржуазия, и социально-психологической реакции пролетариата на классовую борьбу сверху. Но социальные революционерки и революционеры должны внести свою лепту в дело радикализации бытия и сознания пролетарок и пролетариев. Разумеется, мы осознаём, что наиважнейшим условием радикализации мирового пролетариата является собственный опыт классовой борьбы. Однако наша бескомпромиссная критика капитализма и патриархата создаёт революционную теорию, которая может стать материальной силой, как только она станет практикой классово-боевого пролетариата в революционной ситуации. Только та революционная теория, которая наилучшим образом теоретически ясно выражает практическую динамику классовой борьбы, может стать материальной силой. В то время как социал- и «анархо»-демократы разных мастей приспосабливаются к удобствам и мелкобуржуазным предрассудкам «народа», социально-революционная теория является умственным выражением несгибаемого революционного стремления разрушить всё, что нас разрушает!
Так как пролетарским женщинам, как и всему рабочему классу Испании, не удалось освободиться от партийного, профсоюзного и государственного фетишизма, то сначала они потерпели поражение от сталинистской контрреволюции, а позднее от Франко. Вот как описывает положение испанских женщин во время диктатуры Франко англоязычный анархистский журнал Freedom от 4 ноября 1972 г.: «В Испании до сих пор в гражданское право входят пункты, в которых говорится, что „исходя из основ семейной гармонии и благодаря естественному, религиозному и историческому праву решения в семье принимает мужчина.“ В случае продажи имущества, свидетельства в суде, получения загранпаспорта, подписания договора или открытия денежного счёта супруге необходимо письменное разрешение мужа. В Испании в вопросах развода, прерывания беременности или использования противозачаточных средств суды не должны принимать положительных решений. В стране действуют неимоверные штрафы в случае принятия участия в феминистских мероприятиях. Простому участию в дискуссии о проблемах женщин могут последовать несколько лет тюрьмы. Недавно одна испанская женщина была приговорена к 2 годам 4 месяцам тюрьмы, т.к. у неё в квартире была найдена феминистская литература. Её аполитичный муж был приговорён к такому же сроку. Согласно испанской правовой философии женщина не в состоянии действовать самостоятельно, поэтому за её действия отвечает супруг».
В 1975 г. в статье Женщины в испанской революции Лиз Уиллис писала: «После смерти Франко женское движение в Испании добилось значительных успехов и заняло своё место в международном движении. Кампании и демонстрации против угнетения женщин, ограничений в вопросах предохранения и абортов, а также в особенном испанском варианте преследований в случае „нарушений супружеской верности“ получили большой резонанс в обществе и добились значительных успехов. Сегодня в Испании существует большой спектр движений, начиная с левых политических группировок и заканчивая группами, стоящими на позициях радикального феминизма. Популярные в 60-х и 70-х годах идеи перемешались с отголосками идей 30-х годов. Наряду с другими группировками времён испанской революции возродились также Mujeres Libres. Очевидно они пробуют, чтобы у пролетариев и пролетарок изменилось сознание в вопросе однобокого феминизма. Mujeres Libres настойчиво подчёркивают, что мужчины точно также подвергаются угнетению со стороны традиционного распределения ролей по полу. Будем надеется, что это не только рефлексное заимствование их старой линии, а основательный ответ на сегодняшние реалии, тем более становится ясным, что как в этом, так и во многих других вопросах несмотря на свою некоторую особенность процессы происходящие в Испании не являются исключением».
Тактика двойной борьбы против патриархата и капитализма прошлого Mujeres Libres в каком-то роде может служить примером, но только если пролетарское движение освободиться от наследственной болезни анархо-синдикализма – профсоюзного фетишизма. Пролетарские революционерки и революционеры в борьбе против капитала, государства и патриархата делают ставку не на классово нейтральное, т.е. мелкобуржуазное, женское движение, а на классовую борьбу пролетариата. При этом надо заметить, что классовая борьба пролетарок имеет некоторые особенности, т.к. они эксплуатируются и угнетаются не только как часть рабочего класса, но и как женщины.
Так, например, государство постоянно вмешивается в вопросы принятия решения беременных женщин рожать ребёнка или делать аборт. Это происходит и в сегодняшней демократической Испании: «Через неделю в пятницу (4 июля 2014 г.) в испанском парламенте начнётся обсуждение нового закона о прерывании беременности, посредством которого должно быть отменено право женщины распоряжаться собственным телом. Новые поправки должны вступить в силу до конца года.
Закон, который регулирует прерывание беременности, был принят парламентом по инициативе предшествующего социалистического правительства лишь в 2010 г. Он предусматривает право женщин и девушек начиная с 16 лет на прерывание беременности в течении первых 14 недель. Правящее сегодня консервативное правительство хочет разрешить аборты только в случае изнасилования затронутого лица или если продолжение беременности угрожает её здоровью. В обоих случаях для разрешения операции женщины должны предъявить бесчисленное количество медицинских и психологических заключений. В прошедшие месяцы в стране прокатилась волна мощных протестов, в которых приняли участие сотни тысяч мужчин и женщин (Правительство Испании против женщин в газете junge Welt от 27-го июля 2014 г, стр. 15).
Совместная борьба женщины и мужчины против сексистских нападок испанского государства является очень важным моментом. Однако в рамках мелкобуржуазного женского движения эти нападки невозможно отразить, и поэтому эти реакционные поправки были приняты. Борьба против этих мер возможна только в рамках совместной борьбы против других законов, направленных против пролетариата, например, как ужесточение трудового законодательства. Эффективным средством борьбы против антипролетарских мер и законов является бессрочная антиполитическая всеобщая забастовка. Однако официальные профсоюзы глубоко интегрированы в рамках национальных капиталов и не в состоянии организовать такого рода классовую борьбу снизу. Для того, чтобы организовать такое наступление против капитала, государства и патриархата необходима самоорганизованная классовая борьба, которая будет опираться на такие органы пролетарской самоорганизации, как независимые стачечные комитеты. Однако органы пролетарской самоорганизации развиваются только вместе с развитием классовой борьбы. Именно на этот вектор развития самоорганизованной классовой борьбы должны указывать пролетарские революционеры и революционерки. В то время как у мелкобуржуазных политических левых, находящихся в коматозном состоянии, начинается стадия разложения, мы, социальные революционерки и революционеры, ставим перед собой такого рода амбициозные цели. Пусть эти левые мелкие буржуа продолжают болтать об «ультрадикальном сектантстве», а мы пойдём дальше по трудному пути социального освобождения!
Конечно, в сегодняшней мировой капиталистической системе социальные революционеры и революционерки являются маленьким меньшинством. Развитие классовой борьбы сильно зависит от слепой динамики приумножения капитала, которую даже не контролирует буржуазия, и социально-психологической реакции пролетариата на классовую борьбу сверху. Но социальные революционерки и революционеры должны внести свою лепту в дело радикализации бытия и сознания пролетарок и пролетариев. Разумеется, мы осознаём, что наиважнейшим условием радикализации мирового пролетариата является собственный опыт классовой борьбы. Однако наша бескомпромиссная критика капитализма и патриархата создаёт революционную теорию, которая может стать материальной силой, как только она станет практикой классово-боевого пролетариата в революционной ситуации. Только та революционная теория, которая наилучшим образом теоретически ясно выражает практическую динамику классовой борьбы, может стать материальной силой. В то время как социал- и «анархо»-демократы разных мастей приспосабливаются к удобствам и мелкобуржуазным предрассудкам «народа», социально-революционная теория является умственным выражением несгибаемого революционного стремления разрушить всё, что нас разрушает!