павел карпец
30-04-2023 05:56:28
https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-reformy-v-kitae-ih-otlichie-ot-reformirovaniya-v-rossii
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИТАЕ, ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ
Галина Николаевна РОМАНОВА,
кандидат исторических наук
В последние годы во многих странах мира проходит реформа экономической системы. В Китае накоплен определенный опыт, что предопределяет целесообразность его исследования для выявления сходства и различий в происходящих экономических процессах, а также более эффективного осуществления экономических реформ в России. На 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) было принято решение: приступить к реформированию в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, финансах, включая комплекс мероприятий по подъему производительных сил в условиях избыточности населения за счет внедрения новых форм и методов, связанных с широким использованием товарно-денежных отношений, привлечением иностранных инвестиций, развитием индивидуального предпринимательства, многоукладной экономики.
Теоретической основой преобразований явилась принятая XIII съездом КПК (1987) концепция «начального этапа социализма» (продолжительность его для Китая определяется примерно в 100 лет) — это общество многоукладной экономики при ведущей роли общественного сектора. Главная идея реформы состоит в сочетании государственного контроля, гарантирующего приоритет общегосударственных интересов, и гибкого функционирования экономики на микроуровне за счет повышения эффективности низовых хозяйственных подразделений и отдельных групп населения, в переходе от административных методов управления к косвенному регулированию посредством экономических рычагов (цена, налог, кредит, процентные ставки и т.д.). Задача реформ — к концу XX столетия удвоить ВНП 1985 г., в технологическом отношении приблизиться к уровню развитых стран 70—80-х гг.
Экономическое развитие КНР осуществлялось в соответствии с тремя моделями строительства социализма. Основополагающей стала советская модель, оказавшая влияние на формирование двух других: модель строительства социализма в соответствии с леворадикальными идеями Мао Цзэдуна и теорию Дэн Сяопина о «строительстве социализма с китайской спецификой». Исторически советская модель тоже состоит из двух
концепций экономического развития: из ленинской новой экономической политики (нэп), базировавшейся на рыночных отношениях, а также на сталинской теории строительства социализма, включавшей в качестве главных компонентов индустриализацию, коллективизацию сельскохозяйственного производства, культурную революцию.
Советская модель политического и экономического строительства общества и государства, сформировавшаяся в экономическую систему ко времени создания КНР, не могла не стать для этой страны основополагающей, во-первых, потому что КНР и китайская революция были тесно связаны с Советским Союзом и КПСС; во-вторых, советская модель представляла собой единственный в мире образец практического осуществления социалистических принципов на основе марксистско-ленинского учения. Основные принципы её политического и экономического устройства продолжали функционировать в Китае до VIII съезда КПК, состоявшегося в 1956 г., однако в 1958 г. руководство КПК приняло решение пересмотреть установки первой сессии этого съезда.
Из выступления Дэн Сяопина на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва следовало, что левацкая политика и левацкие идеи Мао Цзэдуна, которые стали воплощаться в экономические и политические концепции развития и строительства социализма в стране с конца 50-х гг., были бесплодны: они не только не дали позитивных результатов, но и в течение почти
20 лет тормозили движение к прогрессу и повышению жизненного уровня китайского народа. Поэтому он призвал китайцев к раскрепощению сознания и руководству принципом «практика—критерий истины».
В середине 80-х гг. КНР вышла на одно из первых мест в мире по производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (добыча угля, производство цемента, хлопчатобумажных тканей, черно-белых и цветных телевизоров, выплавка стали и выработка электроэнергии, добыча нефти, выпуск минеральных удобрений и т.д.). Среднегодовые темпы экономического роста за первые 10 лет начала реформ составляли 10%. Это не только выше экономических показателей США (2,5%), Японии (4%), Канады (6%), но и четырех «азиатских драконов» — Тайваня (6,5%), Гонконга (5,7%), Сингапура (5,3%) и Южной Ко реи (7,6%).
Несмотря на существенный количественный рост промышленного производства, по душевым показателям, ассортименту и качеству продукции, технико-техническим параметрам и производительности труда Китай заметно отставал от промышленно развитых стран. В 1988 г. по ВНП он занимал 7-е место в мире (входил в 10 индустриально развитых стран), но по величине национального дохода на душу населения находился примерно на 130-м месте из более чем 150 государств мира. Средний душевой доход населения КНР составлял около 300 дол., что меньше, чем в США и Швейцарии в 50 раз, Японии — 40, Франции и Англии — в 30—35, Мексике — в 5, в Турции — в 2,5 раза.
Создание «социалистического планового товарного хозяйства» стало целевой моделью преобразований экономической системы Китая с середины 80-х гг., когда в ряде других стран социалистического мира радикальные перестроечные процессы только начинались. Такая модель предполагала полную хозяйственную самостоятельность предприятий, развитие конкуренции, создание системы рынков и т.д. При этом разграничивались сферы преимущественно планового, главным образом рыночного регулирования, была сформулирована трёхчленная система управления народным хозяйством: директивное планирование (производство и распределение важнейших средств производства и предметов потребления ключевых предприятий, имеющих решающее значение для экономики в целом), направляющее (косвенное) планирование (в основном средние и часть мелких предприятий местного подчинения), рыночное регулирование (производство и сбыт товаров ширпотреба, сфера услуг). Соотношение между тремя сферами управления и производства валовой промышленной продукции было приблизительно таковым: на долю директивного планирования приходилось 30%, направляющего — 40% и рыночного регулирования—30%. В соответствии с тремя сферами управления существовали и три вида цен: 1) фиксированные государством директивные цены (твёрдые плановые, стабильные), 2) индикативные цены («плавающие», колеблющиеся) и 3) рыночные (договорные).
К середине 80-х гг. реформа хозяйственной системы разрушила прежнюю структуру экономики, характеризовавшуюся единообразием общенародной формы собственности. В стране сложилось несколько секторов: государственный и коллективный (кооперативный), образующие социалистический уклад, а также индивидуальный, частный (стихийно возник в рамках индивидуального сектора, наибольшее развитие получил после 1984 г.), государственно-капиталистический сектор (предприятия смешанной собственности, основанные на совместном капитале или полностью иностранном). Если в 1978 г. на долю государственного сектора в общем объёме валовой промышленной продукции приходилось 80,8%, а в розничном товарообороте — 54,6%, то в 1987 г. — 66,5 и 38,7% соответственно. Происходило быстрое и существенное изменение структуры экономики КНР по форме собственности. Если в 1980 г. в валовой продукции промышленности страны на долю государственного сектора приходилось 76%, коллективного —23%, единоличного —0,15%, других типов хозяйств —0,5%, то в 1997 г. соответственно в государственном секторе 26,5% и далее — 40,5%, 15,9 и 17,1%.
Китайские учёные по-новому использовали ленинскую теорию нэпа, относительно судьбы которого В.И. Ленин высказался достаточно ясно: нэп нужен лишь до тех пор, пока социалистические уклады наберут силу и «Россия нэповская превратится в Россию социалистическую». Позиции китайских ученых заключаются в том, что плюрализм в формах собственности признается ими не только как неизбежная черта начального этапа
социализма, продолжительность которого измеряется примерно столетием, но и как, по всей видимости, необходимая для удовлетворения многообразных потребностей человека данность социалистического общества вообще, т.е. не только общественные, но и традиционно рассматривавшиеся как несоциалистические типы хозяйств вписываются в модель «социализма со спецификой Китая». В этом прослеживаются отличия от разработанных В.И. Лениным идей нэпа по существу.
Однако ведущие китайские экономисты предприняли попытки по-новому посмотреть на формы хозяйств, которые способствуют экономическому прогрессу страны и в этом смысле «работают на социализм», и сделали вывод: если в условиях переходного периода к социализму
В. И. Ленин рассматривал госкапитализм как «преддверие» социализма, то сегодня «госкапитализм вновь стоит на пороге марксизма» и следует подумать о «госкапитализме в условиях социализма». Что касается возможных форм использования госкапитализма, то здесь китайские ученые имеют возможность обращаться к рассмотренным В.И. Лениным и «самому простому случаю» направления капитализма в русло госкапитализма в виде концессий (нынешний вариант КНР—это прежде всего смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном капитале).
В 1984—1988 гг. в основном происходило преобразование на мелких и частично средних предприятиях, с 90-х гг. — реформирование крупных и средних предприятий государственной собственности, поставлявших примерно половину валовой промышленной продукции страны и около 60% доходов государственного бюджета. Следствием того, что руководство КНР по мере углубления реформы не ослабляло государственного контроля над рыночными процессами, явилось чёткое законодательное разграничение сфер в проводимом акционировании крупных и средних предприятий. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие прямое отношение к безопасности страны, новейшим технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов стратегического назначения и в которых осуществляется государственная монополия; в энергетике, транспорте и связи акционирование допустимо лишь при условии сохранения контрольного пакета в руках юридического лица, представляющего интерес в общенародной собственности; по замыслам руководства, необходимая для становления рыночного хозяйства приватизация не должна затронуть макроэкономику (базовые инфраструктурные отрасли).
Опыт Китая интересен для России в значительной степени тем, что в рамках политики расширения внешней открытости страны его руководству удалось поставить иностранные инвестиции на службу национальной экономике. С использованием иностранного капитала создаются три вида предприятий: смешанные, или паевые совместные (60% китайского и 40% иностранного капитала), кооперативные, или контрактные (их прибыль распределяется в соответствии с условиями, определенными в соглашениях), а также полностью принадлежащие иностранному капиталу.
К 1991 г. Китай фактически использовал иностранные инвестиции в размере 79,6 млрд.дол. В 1993 г. зарегистрировано 83 263 предприятия с участием иностранного капитала. По оценкам китайских экономистов, благодаря привлечению инвестиций и содействию других стран в стране удалось создать совершенно новые отрасли—производство компьютеров и цветных телевизоров, осуществлена реконструкция авиационной промышленности, чёрной металлургии, транспорта, энергетики.
Выдвижение на XIV съезде КПК в 1992 г. «целевой модели хозяйственной реформы» вместо прежней «плановой товарной экономики» «социалистической рыночной экономики» и в КНР, и зарубежными исследователями было оценено как «новый прорыв», или дальнейшее совершенствование идей приемлемости рыночного хозяйства в социалистической экономике. В 1992 г. на одном из всекитайских совещаний отмечено, что в стране сформировалась единая рыночная система, хотя еще не совсем совершенная. Она включает в себя различные виды рынков, отличающихся большей или меньшей степенью развитости: рынок продуктов питания, промышленных потребительских товаров и бытовых услуг, средств производства, труда, рынок недвижимости, техники и технологий, рынок финансовых средств и т.д.
Провозглашенная в конце 1970-х гг. политика внешнеэкономической открытости позволила увеличить объём внешней торговли Китая с 20,6 млрд. дол. в предреформенном 1978 г. до 851 млрд. дол. в 2003 г. и выйти по этому показателю на 4-е место в мире (после США, Германии и Японии). Особенно динамично экспорт и импорт росли после его вступления 11 декабря 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Доля КНР в мировом экспорте товаров достигла порядка 5,9%, а в мировом импорте товаров —5,3%, доля России соответственно составляла 1,8 и 0,8%.
В реформировании экономической системы КНР выделяются 4 этапа.
На первом этапе (декабрь 1978 г. —сентябрь 1984 г.) реформирования аграрного комплекса был выдвинут лозунг «Плановая экономика—основа. Рыночное регулирование—дополнение». Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В КИТАЕ, ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ
Галина Николаевна РОМАНОВА,
кандидат исторических наук
В последние годы во многих странах мира проходит реформа экономической системы. В Китае накоплен определенный опыт, что предопределяет целесообразность его исследования для выявления сходства и различий в происходящих экономических процессах, а также более эффективного осуществления экономических реформ в России. На 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) было принято решение: приступить к реформированию в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, финансах, включая комплекс мероприятий по подъему производительных сил в условиях избыточности населения за счет внедрения новых форм и методов, связанных с широким использованием товарно-денежных отношений, привлечением иностранных инвестиций, развитием индивидуального предпринимательства, многоукладной экономики.
Теоретической основой преобразований явилась принятая XIII съездом КПК (1987) концепция «начального этапа социализма» (продолжительность его для Китая определяется примерно в 100 лет) — это общество многоукладной экономики при ведущей роли общественного сектора. Главная идея реформы состоит в сочетании государственного контроля, гарантирующего приоритет общегосударственных интересов, и гибкого функционирования экономики на микроуровне за счет повышения эффективности низовых хозяйственных подразделений и отдельных групп населения, в переходе от административных методов управления к косвенному регулированию посредством экономических рычагов (цена, налог, кредит, процентные ставки и т.д.). Задача реформ — к концу XX столетия удвоить ВНП 1985 г., в технологическом отношении приблизиться к уровню развитых стран 70—80-х гг.
Экономическое развитие КНР осуществлялось в соответствии с тремя моделями строительства социализма. Основополагающей стала советская модель, оказавшая влияние на формирование двух других: модель строительства социализма в соответствии с леворадикальными идеями Мао Цзэдуна и теорию Дэн Сяопина о «строительстве социализма с китайской спецификой». Исторически советская модель тоже состоит из двух
концепций экономического развития: из ленинской новой экономической политики (нэп), базировавшейся на рыночных отношениях, а также на сталинской теории строительства социализма, включавшей в качестве главных компонентов индустриализацию, коллективизацию сельскохозяйственного производства, культурную революцию.
Советская модель политического и экономического строительства общества и государства, сформировавшаяся в экономическую систему ко времени создания КНР, не могла не стать для этой страны основополагающей, во-первых, потому что КНР и китайская революция были тесно связаны с Советским Союзом и КПСС; во-вторых, советская модель представляла собой единственный в мире образец практического осуществления социалистических принципов на основе марксистско-ленинского учения. Основные принципы её политического и экономического устройства продолжали функционировать в Китае до VIII съезда КПК, состоявшегося в 1956 г., однако в 1958 г. руководство КПК приняло решение пересмотреть установки первой сессии этого съезда.
Из выступления Дэн Сяопина на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва следовало, что левацкая политика и левацкие идеи Мао Цзэдуна, которые стали воплощаться в экономические и политические концепции развития и строительства социализма в стране с конца 50-х гг., были бесплодны: они не только не дали позитивных результатов, но и в течение почти
20 лет тормозили движение к прогрессу и повышению жизненного уровня китайского народа. Поэтому он призвал китайцев к раскрепощению сознания и руководству принципом «практика—критерий истины».
В середине 80-х гг. КНР вышла на одно из первых мест в мире по производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции (добыча угля, производство цемента, хлопчатобумажных тканей, черно-белых и цветных телевизоров, выплавка стали и выработка электроэнергии, добыча нефти, выпуск минеральных удобрений и т.д.). Среднегодовые темпы экономического роста за первые 10 лет начала реформ составляли 10%. Это не только выше экономических показателей США (2,5%), Японии (4%), Канады (6%), но и четырех «азиатских драконов» — Тайваня (6,5%), Гонконга (5,7%), Сингапура (5,3%) и Южной Ко реи (7,6%).
Несмотря на существенный количественный рост промышленного производства, по душевым показателям, ассортименту и качеству продукции, технико-техническим параметрам и производительности труда Китай заметно отставал от промышленно развитых стран. В 1988 г. по ВНП он занимал 7-е место в мире (входил в 10 индустриально развитых стран), но по величине национального дохода на душу населения находился примерно на 130-м месте из более чем 150 государств мира. Средний душевой доход населения КНР составлял около 300 дол., что меньше, чем в США и Швейцарии в 50 раз, Японии — 40, Франции и Англии — в 30—35, Мексике — в 5, в Турции — в 2,5 раза.
Создание «социалистического планового товарного хозяйства» стало целевой моделью преобразований экономической системы Китая с середины 80-х гг., когда в ряде других стран социалистического мира радикальные перестроечные процессы только начинались. Такая модель предполагала полную хозяйственную самостоятельность предприятий, развитие конкуренции, создание системы рынков и т.д. При этом разграничивались сферы преимущественно планового, главным образом рыночного регулирования, была сформулирована трёхчленная система управления народным хозяйством: директивное планирование (производство и распределение важнейших средств производства и предметов потребления ключевых предприятий, имеющих решающее значение для экономики в целом), направляющее (косвенное) планирование (в основном средние и часть мелких предприятий местного подчинения), рыночное регулирование (производство и сбыт товаров ширпотреба, сфера услуг). Соотношение между тремя сферами управления и производства валовой промышленной продукции было приблизительно таковым: на долю директивного планирования приходилось 30%, направляющего — 40% и рыночного регулирования—30%. В соответствии с тремя сферами управления существовали и три вида цен: 1) фиксированные государством директивные цены (твёрдые плановые, стабильные), 2) индикативные цены («плавающие», колеблющиеся) и 3) рыночные (договорные).
К середине 80-х гг. реформа хозяйственной системы разрушила прежнюю структуру экономики, характеризовавшуюся единообразием общенародной формы собственности. В стране сложилось несколько секторов: государственный и коллективный (кооперативный), образующие социалистический уклад, а также индивидуальный, частный (стихийно возник в рамках индивидуального сектора, наибольшее развитие получил после 1984 г.), государственно-капиталистический сектор (предприятия смешанной собственности, основанные на совместном капитале или полностью иностранном). Если в 1978 г. на долю государственного сектора в общем объёме валовой промышленной продукции приходилось 80,8%, а в розничном товарообороте — 54,6%, то в 1987 г. — 66,5 и 38,7% соответственно. Происходило быстрое и существенное изменение структуры экономики КНР по форме собственности. Если в 1980 г. в валовой продукции промышленности страны на долю государственного сектора приходилось 76%, коллективного —23%, единоличного —0,15%, других типов хозяйств —0,5%, то в 1997 г. соответственно в государственном секторе 26,5% и далее — 40,5%, 15,9 и 17,1%.
Китайские учёные по-новому использовали ленинскую теорию нэпа, относительно судьбы которого В.И. Ленин высказался достаточно ясно: нэп нужен лишь до тех пор, пока социалистические уклады наберут силу и «Россия нэповская превратится в Россию социалистическую». Позиции китайских ученых заключаются в том, что плюрализм в формах собственности признается ими не только как неизбежная черта начального этапа
социализма, продолжительность которого измеряется примерно столетием, но и как, по всей видимости, необходимая для удовлетворения многообразных потребностей человека данность социалистического общества вообще, т.е. не только общественные, но и традиционно рассматривавшиеся как несоциалистические типы хозяйств вписываются в модель «социализма со спецификой Китая». В этом прослеживаются отличия от разработанных В.И. Лениным идей нэпа по существу.
Однако ведущие китайские экономисты предприняли попытки по-новому посмотреть на формы хозяйств, которые способствуют экономическому прогрессу страны и в этом смысле «работают на социализм», и сделали вывод: если в условиях переходного периода к социализму
В. И. Ленин рассматривал госкапитализм как «преддверие» социализма, то сегодня «госкапитализм вновь стоит на пороге марксизма» и следует подумать о «госкапитализме в условиях социализма». Что касается возможных форм использования госкапитализма, то здесь китайские ученые имеют возможность обращаться к рассмотренным В.И. Лениным и «самому простому случаю» направления капитализма в русло госкапитализма в виде концессий (нынешний вариант КНР—это прежде всего смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном капитале).
В 1984—1988 гг. в основном происходило преобразование на мелких и частично средних предприятиях, с 90-х гг. — реформирование крупных и средних предприятий государственной собственности, поставлявших примерно половину валовой промышленной продукции страны и около 60% доходов государственного бюджета. Следствием того, что руководство КНР по мере углубления реформы не ослабляло государственного контроля над рыночными процессами, явилось чёткое законодательное разграничение сфер в проводимом акционировании крупных и средних предприятий. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие прямое отношение к безопасности страны, новейшим технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов стратегического назначения и в которых осуществляется государственная монополия; в энергетике, транспорте и связи акционирование допустимо лишь при условии сохранения контрольного пакета в руках юридического лица, представляющего интерес в общенародной собственности; по замыслам руководства, необходимая для становления рыночного хозяйства приватизация не должна затронуть макроэкономику (базовые инфраструктурные отрасли).
Опыт Китая интересен для России в значительной степени тем, что в рамках политики расширения внешней открытости страны его руководству удалось поставить иностранные инвестиции на службу национальной экономике. С использованием иностранного капитала создаются три вида предприятий: смешанные, или паевые совместные (60% китайского и 40% иностранного капитала), кооперативные, или контрактные (их прибыль распределяется в соответствии с условиями, определенными в соглашениях), а также полностью принадлежащие иностранному капиталу.
К 1991 г. Китай фактически использовал иностранные инвестиции в размере 79,6 млрд.дол. В 1993 г. зарегистрировано 83 263 предприятия с участием иностранного капитала. По оценкам китайских экономистов, благодаря привлечению инвестиций и содействию других стран в стране удалось создать совершенно новые отрасли—производство компьютеров и цветных телевизоров, осуществлена реконструкция авиационной промышленности, чёрной металлургии, транспорта, энергетики.
Выдвижение на XIV съезде КПК в 1992 г. «целевой модели хозяйственной реформы» вместо прежней «плановой товарной экономики» «социалистической рыночной экономики» и в КНР, и зарубежными исследователями было оценено как «новый прорыв», или дальнейшее совершенствование идей приемлемости рыночного хозяйства в социалистической экономике. В 1992 г. на одном из всекитайских совещаний отмечено, что в стране сформировалась единая рыночная система, хотя еще не совсем совершенная. Она включает в себя различные виды рынков, отличающихся большей или меньшей степенью развитости: рынок продуктов питания, промышленных потребительских товаров и бытовых услуг, средств производства, труда, рынок недвижимости, техники и технологий, рынок финансовых средств и т.д.
Провозглашенная в конце 1970-х гг. политика внешнеэкономической открытости позволила увеличить объём внешней торговли Китая с 20,6 млрд. дол. в предреформенном 1978 г. до 851 млрд. дол. в 2003 г. и выйти по этому показателю на 4-е место в мире (после США, Германии и Японии). Особенно динамично экспорт и импорт росли после его вступления 11 декабря 2001 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). Доля КНР в мировом экспорте товаров достигла порядка 5,9%, а в мировом импорте товаров —5,3%, доля России соответственно составляла 1,8 и 0,8%.
В реформировании экономической системы КНР выделяются 4 этапа.
На первом этапе (декабрь 1978 г. —сентябрь 1984 г.) реформирования аграрного комплекса был выдвинут лозунг «Плановая экономика—основа. Рыночное регулирование—дополнение». Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ).