Исаев, Андрей. Философские размышления о гнусности либерализма...

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 10:40:53

Философские размышления о гнусности либерализма и причинах, по которым интеллигентный человек не может не быть анархистом

Во все времена под разными названиями и личинами различных идеологий скрывались три типа политического мышления: авторитарный, либеральный и анархистский.

В идеологической области, то есть в области мертвых догматов, между русским большевиком , французским якобинцем, немецким национал-социалистом и исламским фундаменталистом - непроходимая пропасть. В эту пропасть с одной стороны свалены единобожие и вера в неприкасаемость трудовой частной собственности, с другой - атеизм и убежденность в необходимости искоренения последней. Но за всей догматической шелухой обнаруживается один и тот же авторитарный тип политического мышления. Мы также безошибочно можем сказать, что за действиями лютеран эпохи Реформации в Германии, современных правых западных социал-демократов и старых русских кадетов, при всей разнице, а порой и противоположности идеологических установок, проглядывают уши «старого доброго» либерализма. Точно также во всех альтернативах движениях прошлого и настоящего, от диггеров до сегодняшних зеленых, проглядывает ясно выраженный и более или менее осознанный анархистский тип, мышления. В одной и той же политической ситуации люди с одинаковым типом мышления будут вести себя примерно одинаково вне зависимости от их идеологических доктрин. Так марксисты-меньшевики оказались после Октября по разную сторону баррикад с марксистами-большевиками, зато в числе союзников последних оказались люди вообще далекие от марксизма, например, якобинское крыло партии эсеров или анархо-коммунист Железняк, разогнавший Учредительное собрание, или генерал Брусилов. В одном лагере их всех собрал авторитарный тип мышления, именно он выковывал убеждение, что «решительные» действия большевиков правильны, а уже идеологическое обоснование этих действий было делом десятым. Напомню также, что до первой русской революции не было, пожалуй, больших идейных врагов, чем меньшевики и эсеры. Достаточно вспомнить гневные статьи Плеханова и то недовольство, которое этот столп ортодоксального марксизма высказывал по поводу попыток гораздо менее разборчивых в идеологической области большевиков сблизиться с этими «эпигонами народничества». Но вот неформальные игры сменились реальной политической борьбой и «танцующие поменялись местами». Исходя из разных идеологических установок меньшевики и эсеры предлагали одну и ту же политическую программу. Протестуя против «красного» и «белого» авторитаризма, но и не решившись отождествить себя с анархической программой народных движений (показательны в этом отношении неудачные переговоры Чернова с кронштадтцами), эсеры и меньшевики по сути подхватили знамя русского либерализма, брошенное перебежавшими к Корнилову кадетами.

Но довольно примеров. Итак, тип политического мышления в гораздо большей степени, чем идеология определяют конкретные действия и программы людей. Это объясняется тем, что тип политического мышления более широкая и вместе с тем более реалистическая категория, нежели идеология. Он охватывает и целевые установки личности или группы и методологию - выбор средств соответствующих этим целевым установкам.

Каковы же основные черты каждого из перечисленных выше типов политического мышления?

1. Авторитарный тип

а) Глубокое убеждение, что власть является единственным действенным средством достижения больших и малых общественных целей. Поэтому власть для них и «главный вопрос всякой революции» и средство осуществления даже самых мелких преобразований. Люди с авторитарным типом мышления неизбежно становятся заложниками власти, захват и удержание которой превращается в самоцель.

б) Внечеловеческое целеполагание. Люди с авторитарным типом сознания обычно считают, что вне каждого конкретного человека и даже совокупности всех живущих людей лежит некая цель прогресса, ради которой можно и следует жертвовать жизнями, здоровьем или жизненным временем окружающих людей. Поэтому долг человека – служение возведенной в культ абстракции - Родине, коммунизму, царствию божию и т.п. По отношению к ней всякий человек рассматривается как вещь преходящая. (Вспомните: Сталин: «Все мы винтики», или Муссолини: «Личность есть переходящий элемент в бесконечной цепи падений нации»).

в) Антикантизм. В противоположность критическому императиву И.Канта, предлагавшему никогда не смотреть на человека, с которым имеешь дело, только как на средство, но хотя бы отчасти и как на цель, авторитаристы рассматривают людей почти исключительно как средство. Целые классы, нации и проч. вполне утилитарно зачисляются ими во временные попутчики, или силы, которые следует, опять-таки временно нейтрализовать. Даже к собственным святыням, - нации, пролетариату, партии, - они относятся как к средству. Пролетариат хорош не сам по себе, а потому что он «объективно» вынужден будет совершить революцию, которая установит нашу (то бишь, наоборот, разумеется, его собственную) власть. Немцы хороши - потому, что это народ, способный завоевать весь мир и т.д.

г) Осознание собственной мессианской роли. Все человечество подразделяется на разряды по степени полезности великой идее. Из общества вычленяется «самый революционный класс» или «народ-богоносец», в нем, в свои очередь, отыскивается авангард самого революционного класса или самая богоносная часть народа-богоносца. И так пока не доходит до любимого Ильичем «тончайшего слоя», во главе которого непременно стоит пророк или классик научного социализма и просто «вождь-отец».

Авторитарному типу мышления полярно противоположен анархистский. Прежде чем воспроизводить его черты, оговоримся, что анархистский тип мышления - это не тип мышления анархистов, это тип мысли, который по логике вещей должен быть у последовательных анархистов, что, разумеется, не исключает появления в анархистских рядах своих Железняков и Задовых, то есть авторитариев, принявших анархистскую доктрину, но не систему ценностей. (Справедливости ради отметим, что подобные утверждения относительно Железнякова и Задова, может быть и имеют под собой какую-то почву, но все же строятся в основном на исторических мифах об этих людях, нежели на реальных фактах их биографии и особенностях личности – прим.публикатора.)

Итак

2. Анархистский тип

а) Признание самоценности человеческой жизни. Я, как анархист, исключаю наличие какой-то сверхценной идеи для человека вне человека. Я полагаю, что моя жизнь представляет для меня высшую ценность, израсходовать ее на что бы то ни было имею право только я. Всякая попытка заставить меня расходовать отведенное мне природой время разумного существования ради неких абстрактных идей или принципов, над которыми дети будут столетия спустя смеяться, как смеются теперь над войнами свифтовских тупо- и остроконечников - всякая подобная попытка отвергается мной как форма людоедства и идеологическое шарлатанство. Я могу сам добровольно отдать свою жизнь на баррикадах ради идеи, могу потратить ее в каторжном труде ради конкретных дорогих для меня людей, могу прожить ее исключительно в свое удовольствие - это мое право. Никто не вправе есть (в смысле кушать) мою жизнь обязанностями перед государством и прочей чепухой. Если несколько нескромных людей, собравшихся в партию, имеют гениальный план переустройства всего, ну пусть сами для себя и переустраивают; если несколько депутатов примут закон, по которому, как они считают, хорошо жить, - ну, пусть сами так и живут, а я не стану им в этом мешать, пусть же и они не мешают мне жить не по их идиотскому закону, а как я хочу.

Аналогичный принцип я распространяю и на всех окружающих меня людей. Пусть и они живут как хотят, а не как я хочу, чтобы они жили. Я отрицаю за другим человеком право командовать мной и за собой право командовать другими здоровым и совершеннолетним человеком.

б) Отрицание всех форм насилия над личностью и в том числе власти, права и мессианства. Среди многочисленных форм насилия человека над человеком есть те, которые не получили права гражданства в цивилизованном обществе: например - грабеж, шантаж, рабство; и те, которые охотно признаются - власть, право и мессианство (руководящая роль). Однако эти формы насилия не менее аморальны, чем грабеж или рабство. При этом не важно, на что конкретно направлена власть, заставляют меня работать на другого или жить в соответствии с «правовыми» представлениями другого, - в любом случае кто-то расходует ради себя мою собственность - мою жизнь, кто-то решает свои проблемы за счет меня.

в) Мессианство, - вера в право какого-либо слоя населения вершить и определять судьбу остального народа, - есть для меня проявление величайшей глупости и самонадеянности. Ни один человек не вправе определять за другого взрослого человека как для него будет лучше.

в) Поскольку в человеческом обществе я не могу добиваться своих целей, не побуждая других людей действовать в определенном направлении, я должен определить для себя способы такого побуждения. Отвергая насилие, я избираю в качестве способов - убеждение и принцип взаимности. Я могу добиться от человека тех или иных действий, убедив его, либо предложив в обмен на его усилия более или менее эквивалентный заменитель. Эти единственно моральные принципы должны быть перенесены во все сферы взаимоотношений между людьми, включая нынешнюю политическую сферу. Место взаимоэксплуатации через государственный аппарат должен занять взаимовыгодный обмен услугами, место закона, опирающегося на «авторитет» государственного насилия - договор, налагающий взаимные обязательства, в место навязывания своих представлений через государственные законы авторитетные члены сообщества должны воздействовать на своих сограждан исключительно убеждением. Иной образ жизни я отвергаю как безнравственный, борюсь с ним и готов поддерживать всех, кто с ним борется.

г). Отвергая насилие над любой личностью и сообществом, я признаю за личностью и сообществом абсолютное право на оборону от насилия. Оборона остается обороной, пока она адекватна формам отражаемого насилия и вынужденный ущерб от обороны, который несет нападающий и третьи лица не превышает ущерба, нанесенного или грозящего обороняющемуся. На экономическое насилие должна отвечать экономическая оборона - бойкот, забастовка, саботаж. Вооруженная оборона возможна и уместна там, где мы имеем дело с вооруженным насилием.

Перейдем к анализу либерального типа мышления. Либералы всегда претендовали на роль «золотой середины», умеренного прогрессизма в равной степени противостоящего и деспотизму, и ужасной анархии.

Поэтому для такого типа политического мышления в гораздо большей, чем даже для авторитаристов, степени свойственна идея «мессианства». Глубинное осознание разумности своей позиции среди кипящего моря страстей, эмоций и крайностей подсознательно воспитывает либералов в духе понимания собственной исключительности (конечно, не авторитарной, а вполне благонамеренной) и исключительной благонамеренности. Эту свою мессианскую роль либерал почти всегда готов разделить с признающей его принципы частью интеллигенции или скажем точнее - образованной публики. В передаче власти этой публике для либерала и заключен смысл идеи республики. Демократия хороша для него все-таки не сама по себе, а потому, что, как показал опыт при долговременном существовании демократической республики реальная власть концентрируется в руках небольшой касты профессиональных образованных политиков, девизом деятельности которых являются молчалинские "умеренность и аккуратность". В тех же случаях, когда демократия передает реальную власть радикализировавшемуся народу, либералы такой охлократии не хотят, они хнычут, топают ножкой и зовут на помощь генерала Корнилова или «сильную полицию». Власть для либерала, как и для авторитариста - главный источник общественных благодеяний. Нет, он, конечно, понимает, что власть может быть очень плохой, букой. Нет, он совершенно не обязательно будет рваться к власти сам, лично. Для него главное найти способ влиять на власть, дабы сделать ее хорошей. Хорошая власть - абсолютное благо, плохая - абсолютное зло. Ради того, чтобы власть стала хорошей (ну хоть чуточку получше) либерал готов пойти на многое. Здесь, кстати, проявляется подлинная ценность демократии для либерала. Если демократия грозит сменить просвещенного монарха на экстремиста-президента, либерал против демократии. Он говорит, что она еще не созрела. Русский либерал в принципе знает, что президентская республика хуже парламентарной, где функции главы государства коллегиальны, но он так боится потерять хорошую власть в лице Горбачева, что готов забыть о принципах. Помнится, накануне ХIХ партконференции один из либералов услышав наше замечание, что создание в партии Центральной Контрольной Комиссии плохо, потому что создается дополнительный орган репрессии, сделал страшные глаза и воскликнул: «Да вы что - ведь на этот пост намечен Александр Николаевич!» [Яковлев, наиболее либерально настроенный член Политбюро ЦК КПСС при Горбачеве - прим. публикатора]

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 10:41:41

Либерал любит закон. Питает пристрастие к четкой правовой регламентации. Он свято верит в то, что можно придумать такой хороший закон, по которому будет хорошо житься людям, не участвовавшим в его написании и принятии. Порядок когда человека силой заставляют жить по правилам, которых он не писал и согласие на которые не давал, либерал не считает аморальным. Как же, ведь закон написан очень хорошими, с его точки зрения, и очень благонамеренными людьми. Ведь этим людям лично - ничего не нужно. Они не грабители, не насильники. Они влезают в вашу постель не для того, чтобы занять ваше место, а только затем, чтобы проследить, верно ли вы все делаете. Либералы вообще очень заботливые люди. Их душа полна гегелевско-марксовой диалектики.

Либерал любит народ, но не любит хамов, из которых этот народ состоит. Он не любит репрессивные органы вообще, но любит, когда они есть конкретно и защищают его от нелюбимых членов любимого народа. Он критикует монархов и зовет свободу, чтобы потом вместе со Струве бежать к роялистам и оправдывать карателей, вешающих «взбунтовавшихся рабов».

Он так любит свободу, что в философии почти соприкасается с анархистами, и настолько разумен в политике, что почти всегда встает на сторону авторитаристов либо... либо в лучшем случае выходит из игры.

Он аморален, ибо присваивает себе и своему государству право навязывать порядок жизни другим людям и силой оружия отрицает их право на восстание, на оборону против государственного порядка. Он лжец, ибо прикрывает эту аморальность красивыми демократическими декорациями. Он интеллектуальное ничтожество, ибо боится выйти за рамки маленького прагматичного «райка» западного общества, где так же как и во всем мире правит интеллектуальная, политическая и финансовая элита, а миллионы ее соотечественников превращены в обычные сталинские «винтики», которых разве что чаще тревожат демократическими шоу.

Меньше всего хочу, чтобы эти слова поняли в смысле, чем хуже, тем лучше. Да, безусловно, демократическая республика лучше абсолютизма, Горбачев лучше Сталина, а средне-русский либерал наверняка лучше Горбачева. И все же, почему в евангельском сюжете гнев и возмущение вызывает не авторитарный Синедрион, а либералы Иуда и Пилат. Наверное, потому, что последние - предатели, они понимают нравственную ценность проповеди первого анархиста, но боятся следовать ей. Боятся по вполне прагматичным соображениям.

Проходят века, а все остается по прежнему. На знаменах и газетах либералов цитаты из анархистов - Христа, Толстого, Ганди, Герцена. Их имена бесстыдно используются теми, для кого идеал – демократическое государство, хотя великие бунтари прошлого определили достаточно четко свое отрицательное отношение к этому идеалу. И так же как семьдесят лет назад цвет русского либерализма бежал в белую гвардию, чтобы спасать то, против чего они сами боролись и сами расшатывали, также перейдут к новым Корниловым и новые либералы. И если кто-то сейчас хочет поднять их знамя и назваться конституционно-демократической партией, так пусть же он будет откровенен до конца и назовет себя - КДП им.Л.Г.Корнилов или же И.В.Сталина. Ведь именно его, Сталина, лидер кадетов П.Н.Милюков объявил воплощением вековой русской мечты о сильном национальном государстве и призвал поддерживать всеми средствами.

Выходные данные: «Община», №35-36, август-сентябрь 1989

http://bakunista.nadir.org/index.php?option=com_content&task=view&id=141&Itemid=41

Шаркан

04-02-2009 10:50:53

почитал с удовольствием; хотя и все это - констатации;
да и писать Христа анархистом - смахивает на лишний реверанс к верующим.
Как в Программе анархо-капиталистов (по существу - либертарианцев) о том, что позиция неверия в Творца - "странна"...

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 10:52:06

Шаркан писал(а):почитал с удовольствием; хотя и все это - констатации;
да и писать Христа анархистом - смахивает на лишний реверанс к верующим.
Как в Программе анархо-капиталистов (по существу - либертарианцев) о том, что позиция неверия в Творца - "странна"...


какой был мальчег :D я про Исаева, прям и не сразу его сегодняшнего узнаешь :cool:

alex df

04-02-2009 10:57:53

да сейчас он цветёт и пахнет в "единой.россии"

Шаркан

04-02-2009 11:05:30

ГДЕ?!

Махновец

04-02-2009 11:40:05

Шаркан писал(а):ГДЕ?!


Там, там, батенька. Не удивляйтесь.

Шаркан

04-02-2009 12:01:10

вот так фортель...

Ganmrak

04-02-2009 12:14:05

Автор текста неправ. Анархизм - не в коем случае не противоположность тоталитаризма. Эту роль оставьте уже коммунистам.

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 12:22:36

Шаркан писал(а):вот так фортель...


он давно уже в ЕдРе - как втерся в ряды официальных профосюзов России проправительственных в начале 1990-х, так и сделал себе карьеру. Начинал по-моему редактором ФНПРовской газетки, а сейчас - председатель комитета по труду и социальной политике

Spirit

04-02-2009 12:24:37

'Шаркан писал(а):вот так фортель...


таких фортелей в КГБ было дофига.

Судя по всему, почти весь парламент в РФ укомплектован бывшими офицерами КГБ и сексотами, включая часть КПРФ. Например "новосибирскому крестьянИну Харитонову не так давно торжественно вручили звание полковника ФСБ, он с упоением вспоминал, как его завербовали и щла карьера. И нифига. Даже либералы не обидлиь и вручили екму маленкую статую Дзержинского.

В то время КГБ началоусиленно "работать по неформалам" - престройка. А зтем и создавать "партии". О связях ЛДПР со спецслужбами не иронизировал только ленивый журналист. Да и в политической тусовке холили рассказы.

Я не без основания подозреваю, что и обсуждаемый случай из той же оперы. Непроверенных товарищей из официальной публичной политикм всех выдавили. Даже тех, кто вылизывал власти сапоги, типа Бабурина...

Остался только контингент чётко выполня.ший командв и не задающий лишних вопросов...

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 12:25:13

Ganmrak писал(а):Автор текста неправ. Анархизм - не в коем случае не противоположность тоталитаризма. Эту роль оставьте уже коммунистам.


вот как раз не несите чушь, ибо анархизм - это действительная протвоположность тоталитаризма.

А коммунисты... анархо-коммунисты - как раз из этой противоположности тоталитариям, но вот есть еще "коммунисты по названию" ("красные") - которые очень успешны в построении тоталитраных государств (СССР, КНР например), и название "коммунист" для которых разве что прикрытие их сучности

Ganmrak

04-02-2009 12:36:17

Кащей_Бессмертный, анархизм - это единственная и беспрецендентная попытка вырваться за пределы спирали исторического развития. Он вне рамок диалектики. Это не очередной виток, "свобода/несвобода", это - прыжок в неизведанное.

Шаркан

04-02-2009 12:40:01

м-да... херово... но не необычно.

Кащей, таки согласятся анархокоммунисты на трудовую собственность? На кооперативы фермеров? При условии, что больше двух-трех "батраков" не нанимать единоличнику, да и то - с перспективой сделать их сокооператорами?
Кстати, не ты давал ссылку на статью про беспроцентные деньги? Такие гроши - неплохой старт. А влед и развитие - каждый синдикат (сети синдикатов, кооперативов) может печатать свои такие "деньги" до перемены навыков населения.
Почему-то не прошла дискусия про такой вариант...

Шаркан

04-02-2009 12:45:05

Ганмрак, пойдет новая спираль, анархизм - не конец истории, а скорее сингулярность (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C).
(ссылка на техносингулярность, исторической сингулярности в Вики нет как термина)
Хотя такая трактовка мне больше нравится, чем заявление, что анархия чуть ли не против тоталитаризма...

Дубовик

04-02-2009 12:49:34

Шаркан писал(а): Кащей, таки согласятся анархокоммунисты на трудовую собственность? На кооперативы фермеров? При условии, что больше двух-трех "батраков" не нанимать единоличнику, да и то - с перспективой сделать их сокооператорами?

Под трудовой всегда понималась такая собственность, на которой работает сам человек. Ну, плюс семья, конечно. Как только индивидуальный собственник не тянет работать на своих средствах производства самостоятельно, как только он вынужден нанимать хотя бы одного работника, - все, пошла уже нетрудовая собственность, эксплуатация и прочие штучки.

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 12:54:04

Шаркан писал(а):Кащей, таки согласятся анархокоммунисты на трудовую собственность? На кооперативы фермеров? При условии, что больше двух-трех "батраков" не нанимать единоличнику, да и то - с перспективой сделать их сокооператорами?
Кстати, не ты давал ссылку на статью про беспроцентные деньги? Такие гроши - неплохой старт. А влед и развитие - каждый синдикат (сети синдикатов, кооперативов) может печатать свои такие "деньги" до перемены навыков населения.
Почему-то не прошла дискусия про такой вариант...


Поживем - увидим, что там при анархии у нас будет, вопрос не в размере хозяйства в конце концов, а в эксплуатации: если доля участия в производстве одинаковая, и один другому не неачальник а коллега, так сказать - это вполне норм, а вот "батраки" - это уж простите - не "по анархии" будет.

Зы. А вообще по мне, так "трудовая собственность" это давно преодоленный этап в анархизме. Должна быть раваная доля участия всех во всем, а не "я создал - це мое" - это какая-то прям таки "мелкобуржуазная хрень" получчается. Но эт вопрос не для данной дискуссии явно, а о тонкостях экономических моделей и теорий, а не обсуждения "темного" прошлого Андрюшки Исаева, которого часто преподаватели, учившие его вспоминают - его и курс их - анархистский, их пресловутую "Общину" - ругают как правило на чем свет стоит :D

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 12:56:22

Дубовик писал(а):Под трудовой всегда понималась такая собственность, на которой работает сам человек. Ну, плюс семья, конечно. Как только индивидуальный собственник не тянет работать на своих средствах производства самостоятельно, как только он вынужден нанимать хотя бы одного работника, - все, пошла уже нетрудовая собственность, эксплуатация и прочие штучки.


Скока помню, трудовой собственностью называли не просто то, "на чем работает", но то, что он потом еще и самолично распоряжается плодами своего труда, то есть есть завод в собственности рабочих, то только они и распоряжаются его продукцией - если речь о некой коммуне, то ее это уже не касается: а это уже какой-то обмен килограммов гвоздей на томики стихов и починку проводки получается, то есть как раз то, за что по недоразумению журят анкомов

Spirit

04-02-2009 12:58:50

Дубовик

Формально оно конечно может и безупречно - Ваше определеие нетрудовой соственности. Иначе всё просто утонет в болоте интерпретаций.

Но тогда и труд надо определять как выполнение некоторых примитивных операций.

Тогда руководство это не труд получается. На фоне разделения труда.

Но всегда ли в этом случае руководство вляется злостой эксплуатацией??

Ganmrak

04-02-2009 12:59:05

Шаркан, анархия - это просветление. Сатори. Если совсем точно - понимание. То, что Вы называете сингулярностью - лишь его часть. Анархия - это то самое состояние вечного падения, только достигается оно не человеком, а социумом.
А противоположность тоталитаризма - коммунизм. Противоположности находятся в состояние диалектических борьбы и единства. Ведь никто же тут не скажет, надеюсь, что анархизм и тоталитаризм едины? А избежать подобной трактовки можно только описанным выше толкованием.

Дубовик

04-02-2009 13:28:10

Spirit писал(а): Формально оно конечно может и безупречно - Ваше определеие нетрудовой соственности. Иначе всё просто утонет в болоте интерпретаций.

Но тогда и труд надо определять как выполнение некоторых примитивных операций.

Это не мое определение понятия "трудовая собственность". Это общепринятое определение.
Конечно, труд на такой собственности может заключаться только в "выполнении некоторых примитивных операций". Всякое более сложное производство требует либо частную, либо коллективную форму собственности. Т.е. либо управление со стороны собственника (буржуй или государство), либо самоуправление коллектива (по Прудону - в рыночных условиях, или по Кропоткину - в условиях коммунизма).

Spirit

04-02-2009 13:47:54

Дубовик

Под Вашим определением я разумеется подразумеваю, что Вы основываете именно на таком определении свои аргументы.

Мне как раз интересно логическое построение Вашей теории. Меня раздражают не сами теории, а логические ошибки, или просто рассуждения дологического уровня. Именно это и создаёт затем проблемы.

К Вам это, кстати, НЕ относится. Просто я хочу прояснить некоторые , что называется, моменты...

Как по-Вашему будет организовано стратегическое планирование при коллективном управлении. У капиталистов принятие решений связано с доелй вложенног капитала принимающими решения.
Какие основные критерии будут учитываться при принятии решний коллективом.

Шаркан

04-02-2009 14:00:57

единоличник - это не кустарь начала или даже середины ХХ века. Техника уже не та.

"батрак" как кандидат в сокооператор - вполне приемливо. И сам он должен присмотреться к коллективу, и коллектив - к нему. Не разумно? Иначе неэффективно - постоянные ссоры.

Сатори - эт хорошо. Да вот просветление всегда индивидуально и НЕВОЗМОЖНО передать другому ни словом, ни жестом. Тоесть это - обрыв комуникативности. Общество без комуникаций? Чудной зверь...

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 14:11:14

Шаркан писал(а):"батрак" как кандидат в сокооператор - вполне приемливо. И сам он должен присмотреться к коллективу, и коллектив - к нему. Не разумно? Иначе неэффективно - постоянные ссоры.


Кандидат - это кандидат, батрак - это батрак.
Если кандидат - значит учится, смотрит и т. п.
Если батрак - значит им командуют, распоряжаются, нанимают за деньги, в конце концов.

Дубовик

04-02-2009 14:17:28

Спирит вы сейчас поднимаете сложный вопрос, который требует весьма развернутого ответа. Я же сегодня в интернете отдыхаю, отвлекаясь от основной писательской работы. Да и вообще, - честно признаю, что дать такой развернутый ответ, какой необходимо, не готов. Общие принципы решения хозяйственных вопросов анархического общества даны в работах Кропоткина, Хаджиева, в "Сарагосской программе" испанской НКТ. Но чтобы меня не упрекнули в уклонении от ответа путем отсылки к источникам, сформулирую самые общие контуры.
1. И.В.Сталин был в целом прав со своей формулировкой "основного экономического закона социализма": постоянной рост производительных сил с целью максимально полного удовлетворения непрерывно растущих потребностей общества. Но к этой формулировке нужно сделать несколько поправок:
а) рост производительных сил, видимо, не может быть безграничным, ему положен некий предел, поскольку этот рост происходит в рамках нашей Земли, чьи ресурсы и "перерабатывающие (отходы) мощности" не безграничны.
б) я бы там добавил "... общества и каждого из его членов", поскольку потребности общества и потребности индивида не всегда пересекаются. А мы, все-таки, анархисты, и исходим из свободы человека прежде всего.
в) разумеется, в создававшейся ленинце-сталинцами системе государственного "социализма" этот закон по определению не мог действовать, поскольку сформулированный закон должен относиться к одной социально-экономической системе, а реально создавалась (создалась) совершенно другая.
2. О конкретных механизмах, которые обеспечат действие "основного экономического закона социализма".
В этом отношении я не знаю сейчас ничего лучше, чем разрабатывавшаяся махновскими теоретиками и практиками система "Вольных безвластных экономических Советов". Надеюсь, пересказывать положения этой системы не нужно, тем более, что источники на эту тему легко доступны, и уже имеется даже не только подборка самих источников 1919-1920 гг., но и прекрасное исследование А.Шубина на эту тему, - "Анархический социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939".
3. Вкратце о тех же конкретных механизмах.
Непосредственное управление производством (конкретное предприятие) и социальной жизнью "базовых" территориальных единиц (городские районы и подрайоны, деревни и т.п.) осуществляется общим собранием трудового коллектива и жильцов терр. единицы. Решением текущих вопросов на этом же уровне занимаются также... назовем их "уполномоченные", "депутаты местного Совета" или еще как-нибудь, - в общем, лица, занимающиеся "управлением вещами, а не людьми" (как обеспечить последнее, - довольно хорошо понятно, я на этом не останавливаюсь).
На более высоком уровне (город, сельский район) вопросами планирования, координации и т.п. занимаются съезды представителей "базовых" собраний, - которые, опять-таки, "управляют вещами, а не людьми", полностью подотчетны избирателям, сменяемы в любой момент, не имеют ни малейших привиллегий и т.д. и т.п. В общем, такие "пассионарии", которые и сейчас-то имеются в каждом коллективе.
На уровне области, региона, "бывшей страны" в целом происходит примерно то же самое, т.е. собираются съезды представителей Советов. Но чем выше мы поднимаемся, тем более жесткими будут требования избирателей к своим техническим представителям...
Вот, примерно так, если коротко.

Шаркан

04-02-2009 15:33:03

Кащей, не батрак я написал, а "батрак". мелочь?
каюсь, решил метафорически выразиться. Ладно, только кандидат. И?

Cheshire Cat

04-02-2009 15:38:46

Он так любит свободу, что в философии почти соприкасается с анархистами, и настолько разумен в политике, что почти всегда встает на сторону авторитаристов либо... либо в лучшем случае выходит из игры.

Он аморален, ибо присваивает себе и своему государству право навязывать порядок жизни другим людям и силой оружия отрицает их право на восстание, на оборону против государственного порядка. Он лжец, ибо прикрывает эту аморальность красивыми демократическими декорациями. Он интеллектуальное ничтожество, ибо боится выйти за рамки маленького прагматичного «райка» западного общества, где так же как и во всем мире правит интеллектуальная, политическая и финансовая элита, а миллионы ее соотечественников превращены в обычные сталинские «винтики», которых разве что чаще тревожат демократическими шоу.


Ругал других, а получилось, что рассказал о себе. И тут сработал защитный механизм проекции.