Droni
05-02-2009 20:39:53
http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/washprofile/pirates/
Пираты XXI века
Совет Безопасности ООН крайне редко обсуждал вопросы борьбы с международным пиратством. Однако в декабре 2008 года он принял резолюцию, дающую разрешение на военные действия - в том числе и на проведение наземных операций - против пиратов, действующих в районе Африканского Рога.
Кроме всего прочего, Резолюция 1846 дала право государствам, чьи корабли борются с пиратами, входить в территориальные воды Сомали ("преследовать по горячим следам") и бороться с морскими разбойниками так, как это позволено делать в международных водах (де-факто, во внутренних водах Сомали им разрешено применять оружие).
Это чрезвычайно важное нововведение. Дело в том, что в международном праве существует ряд основополагающих документов, устанавливающих правила борьбы с пиратами. В 1958 году была принята Женевская Конвенция о действиях в открытом море, в 1982 году - Конвенция ООН по морскому праву. В 1988 году члены ООН подписали Римскую Конвенцию по борьбе с незаконными актами, угрожающими морской навигации. Все эти конвенции установили, что пиратов, находящихся вне территориальных вод своего государства, имеет право ловить и уничтожать боевой корабль любой страны мира. Захваченные пираты могут быть подвергнуты суду не у себя на родине, а в любой другой стране (например, в государстве, чьи военные моряки поймали пиратов, или в государстве, чьи граждане пострадали от пиратства). Однако входить в территориальные воды государства, где прячутся пираты, военные корабли иных стран не имеют права.
До принятия Конвенции ООН по морскому праву разные страны пытались установить свою юрисдикцию над морскими территориями, и в каждом случае размеры этих территорий различались. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 морские мили (5.5 км), Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 миль (22.2 км), а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - 50 миль (92.5 км). Некоторые страны Латинской Америки, в частности Чили и Перу, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам на расстояние до 200 миль (примерно 370 км). В 1952 году Чили, Эквадор и Перу подписали декларацию, в которой объявили зоной своей юрисдикции расстояние в 200 морских миль. К ним присоединились Никарагуа, а, впоследствии, аналогичную норму установило африканское государство Сьерра-Леоне. Ныне территориальными водами прибрежных стран признается морское пространство расстоянием в 12 миль (19.2 км).
Ныне в районе Сомали находится большая международная группировка боевых кораблей: действий подобного масштаба по борьбе с пиратами не производилось с момента образования ООН. Здесь действует эскадра ("Объединенная Тактическая Группа 150"\Combined Task Force 150), состоящая из 7-15-ти кораблей, предоставленных США, Великобританией, Канадой, Данией, Францией, Германией и Пакистаном, периодически к ней присоединялись корабли Австралии, Италии, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, Испании и Турции. Эта группировка была создана в 2001 году, параллельно с началом операции в Афганистане, ее основной задачей была борьба с терроризмом, пиратством и контрабандой в районе Аденского залива, Арабском и Красном морях, Индийском океане.
В 2007 году была создана группировка НАТО\NATO (называется "Союзный Поставщик"\Allied Provider), которая занимается сопровождением конвоев с гуманитарной помощью Всемирной Продовольственной Программы ООН для Сомали и попутно борьбой с местными пиратами. В эту эскадру входят корабли Греции, Великобритании, Италии и Турции.
В декабре 2008 года о намерении начать аналогичную операцию объявил Европейский Союз (операция называется "Аталанта"\Atalanta). Свои боевые корабли предоставят Греция, Великобритания, Испания и Франция. Кроме этого, в этом регионе действуют, с разной степенью успеха пытаясь помешать пиратам, корабли арабских государств Персидского залива, России, Ирана и Индии.
В январе 2009 года в ООН было объявлено, что будет создана объединенная военно-морская группировка, предназначенная для борьбы с пиратами, в создании которой будут участвовать 24 государства мира.
По оценкам исследовательского Brookings Institution, де-факто, в период после окончания Второй Мировой войны международное сообщество крайне редко задействовало подобные военно-морские силы и впервые в истории, эта армада предназначена не для войны, а для проведения антипиратских операций.
Борьба с пиратами, базирующимися в Сомали, крайне затруднена. По сути, Сомали - идеальное место для пиратских баз. Здесь фактически отсутствует центральная власть, страна наводнена оружием. В свою очередь, Аденский залив, являющийся продолжением Красного моря и Суэцкого канала, это кратчайший путь из Европы в Азию. Ежегодно здесь проходит до 20 тыс. судов. По масштабам трафика, Аденский залив уступает лишь Малаккскому проливу (50 тыс. кораблей в год), но превосходит Панамский канал (15 тыс.).
Сами сомалийские пираты пиратами себя на считают. По данным Центрального Командования США\US Central Command, весной 2008 года опубликовавшей доклад "Пиратство на Африканском Роге"\Piracy and the Horn of Africa, во многих случаях это участники вооруженных формирований, которые имеют богатый опыт ведения боевых действий и базируются в самопровозглашенных независимых анклавах, таких как Пунтланд и Сомалиланд. Их организация имеет племенной и клановый характер. Ряд интервью, которые они дали западными СМИ, позволяет оценить их аргументацию. Они, в частности, подчеркивают, что экономика их родины разрушена Западом, который сбрасывает в территориальных водах Сомали химические отходы. Пираты весьма скептически относятся к угрозам в свой адрес, утверждая, что пиратов невозможно отличить от местных жителей, а местных жителей - от пиратов. Население прибрежных городов и деревень пиратов всемерно поддерживает, поскольку морской разбой является основой существования десятков тысяч человек.
Вирджиния Линсфорд\Virginia Lunsford, автор книги "Мертвые не Болтают: Культурная История Пиратства в Современную Эпоху"\Dead Men Tell No Tales: A Cultural History of Piracy in the Modern Age, отмечает, что современное пиратство может существовать долгое время лишь при наличии пяти основных составляющих. Во-первых, пираты должны обладать большим числом потенциальных рекрутов, во-вторых, безопасной базой, в-третьих, сложной организацией, в-четвертых, внешней поддержкой какого-либо рода и, в-пятых, культурными связями, которые обеспечивают солидарность внутри группы. Все эти факторы ныне присутствуют в Сомали.
Питер Лер\Peter Lehr, автор книги "Насилие на Море: Пиратство в Эру Глобального Терроризма"\Violence at Sea: Piracy in the Age of Global Terrorism, главу, посвященную анализу действий сомалийских пиратов, назвал весьма показательно: "Пиратский рай".
В 2008 году пиратство привлекло к себе значительное внимание. Масштабы современного пиратства поражают воображение, причем это лишь верхушка айсберга - о многих нападениях морских разбойников Третьего Тысячелетия не сообщается.
По статистике Международного Бюро по Судоходству и Мореплаванию\International Maritime Bureau, в 2008 году в мире были захвачены пиратами 49 судов (18 - в 2007 году), еще 46 кораблей были обстреляны. В целом, пираты применяли огнестрельное оружие 139 раз (72 годом ранее). 889 членов экипажей были взяты в заложники, 32 ранены, 11 убиты, 29 пропали без вести. В общей сложности, в 2008 году было зафиксировано 293 попытки нападения пиратов (в 2007 году - 263).
Наибольшую часть прироста пиратской активности обеспечили пираты, оперирующие в водах Сомали и Аденского залива - на их счету 111 инцидентов. Впервые в истории судоходства пираты захватили крупный танкер и судно, груженое танками. Сомалийские пираты атаковали все типы судов, в том числе, передвигавшиеся с большой скоростью. Кроме того, пираты были намного лучше подготовлены и оснащены, чем в предыдущие годы. Второе наиболее опасное место - побережье Нигерии (40 инцидентов), кроме того, еще около 100 нападений нигерийских пиратов не были подтверждены официально. В числе традиционно опасных мест также остаются воды, прилегающие к Бангладеш и Танзании, однако здесь пираты нападают лишь на суда, стоящие на якоре. В то же время снизилась пиратская активность в водах Индонезии (в 2008 году были 28 инцидентов, против 121 в 2003 году) и в Малаккском проливе (два против семи инцидентов в 2007 году).
Однако эта статистика учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Многие исследователи отмечают, что де-факто в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные. Это объясняется следующими причинами: во-первых, у них нет уверенности в том, что власти смогут более эффективно решить эту проблему (с учетом того, что операционная стоимость плавания одного корабля с грузом составляет $10 тыс. и более - быстрее и дешевле договориться с пиратами); во-вторых, сообщение о захвате пиратами корабля автоматически приводит к росту стоимости страховок: по оценкам консалтинговой фирмы BGN Risk, пираты Сомали увеличили стоимость страховки для корабля с $500 в 2007 году до $20 тыс. в 2008-м. Кроме того, страховщики и контрагенты могут потребовать оснащения судов более современными двигателями, системами пассивной обороны и пр.; в-третьих, пострадавшая компания-судовладелец приобретает негативный имидж, и клиенты опасаются вести с ней дела.
Большинство источников, которые анализируют алгоритмы современного пиратства, дают следующую классификацию морских разбойников 21-го века. Первую группу составляют обычные преступники, которые совершают примитивные операции, например, крадут что-либо. Ко второй категории относят членов организованных криминальных сообществ, которые проводят сложные операции и разумно распоряжаются похищенным (традиционно считается, что такого рода пираты особо многочисленны в Юго-Восточной Азии, некоторые из них входят в состав китайских "триад"). Третья группа состоит из представителей полувоенных организаций, иногда имеющих какой-либо официальный статус: зачастую это вооруженные формирования, которыми руководят полевые командиры, нуждающиеся в постоянных доходах для поддержания собственной власти и контроля за какой-либо территорией - именно такого рода структуры составляют большинство пиратов Сомали и Индонезии. Иногда они даже мимикрируют, используя патрульные катера, реально принадлежащие или напоминающие суда таможенных служб или ВМФ соответствующих государств.
Большинство атак совершается в ночное время, когда на вахте стоит минимальное число моряков, и скорость кораблей ниже обычного. Типы атак также различаются. В первом случае пираты просто высаживаются на корабль, очищают корабельный сейф и кошельки команды, после чего скрываются. Обычный улов, получаемый в результате подобной операции, составляет примерно $20 тыс.
Второй тип атаки подразумевает хищение не только денег, но и грузов. В одних случаях пираты просто перегружают товары на свои суда; иногда эта операция требует швартовки в пиратской гавани; иногда захваченное судно пригоняется в какой-либо порт, где у пиратов имеются соответствующие связи, где груз продается местным покупателям. Доходность подобных операций намного выше, стоимость грузов, распродаваемых по демпинговым ценам, может достигать нескольких сот тысяч долларов.
В третьем случае пираты задерживают корабль с грузом, берут его команду и пассажиров в заложники, после чего требуют выкуп у судовладельца. Размеры выкупа также варьируются и не разглашаются, однако были сообщения, что он может достигать нескольких миллионов долларов.
Четвертый метод был широко распространен в 1990-е годы, однако в результате ужесточения международных правил регистрации судов, в последние годы о подобных историях не сообщалось. Суть метода следующая: пираты захватывают корабль, после чего уничтожают его команду, подделывают соответствующие документы и регистрируют судно заново (до конца 1990-х годов временную регистрацию, позволяющую судну ходить по панамским или гондурасским флагом, можно было без особых проблем получить в любом консульстве Панамы и Гондураса). Далее судно либо продается, либо получает заказ на перевозку какого-либо ценного груза, после чего бесследно исчезает.
В 1960-е 1970-е годы были отмечены нападения пиратов на прибрежные города и поселки в Филиппинах, Шри-Ланке, Малайзии. В ряде случаев пираты убивали или захватывали в заложники местных полицейских и даже военные формирования, расквартированные в городе.
Кроме этого, пираты активно вовлечены в операции по перевозке контрабанды, наркотиков, оружия, рабов и активно сотрудничают с преступными сообществами. Теоретически возможно предположить, что в ближайшем будущем пираты и криминальные структуры обзаведутся не только надводными, но и подводными силами. Попытки сделать это уже фиксировали. Колумбийские наркоторговцы в конце 1990-х годов пытались построить подводную лодку - спецслужбы совершенно случайно обнаружили ангар, где строилась субмарина. В начале 1990-х годов спецслужбами США была сорвана сделка по продаже советских подводных лодок-"малюток" латиноамериканским преступным группировкам.
Известен ряд случаев, когда пиратские методы применяли и террористы: так Фронт Освобождения Палестины в 1985 году захватил в Средиземном море итальянский круизный лайнер Achille Lauro, а филиппинская организация "Абу Сайаф" (кстати, ее основатель Абубакар Джаниалани, как и Бен Ладен, воевал с советскими войсками в Афганистане) в 2004 году убила более 100 пассажиров на захваченном пароме. Вообще, "Абу Сайаф" сделала пиратство одним из главных источников пополнения своего бюджета.
Реальные потери мировой экономики в результате действий пиратов оценить крайне сложно. В 2006 году Всемирный Банк\World Bank пришел к выводу, что годовой ущерб от деятельности пиратов составляет $10-20 млрд.
Алгоритмы пиратства
"Золотым веком" пиратства считается период 16-17 веков, после чего эта проблема начала сходить на "нет". И угасание "классических пиратов" и возрождение "нового пиратства" связано с глобальными технологическими, экономическими и политическими процессами.
Бенерсон Литтл\Benerson Little, автор исследования "Тактика и Техника Пиратов"\The Sea Rover's Practice: Pirate Tactics and Techniques, отмечает, что пираты "классической эпохи" процветали столь долгое время потому, что смогли создать децентрализованную систему управления, способную проводить сложные военные операции. Они объединяли людей самого разного происхождения, профессий и классов, объединенных одной целью. Благодаря этому, пираты могли долгое время успешно противостоять объединенным силам многих государств.
Пираты XXI века
Совет Безопасности ООН крайне редко обсуждал вопросы борьбы с международным пиратством. Однако в декабре 2008 года он принял резолюцию, дающую разрешение на военные действия - в том числе и на проведение наземных операций - против пиратов, действующих в районе Африканского Рога.
Кроме всего прочего, Резолюция 1846 дала право государствам, чьи корабли борются с пиратами, входить в территориальные воды Сомали ("преследовать по горячим следам") и бороться с морскими разбойниками так, как это позволено делать в международных водах (де-факто, во внутренних водах Сомали им разрешено применять оружие).
Это чрезвычайно важное нововведение. Дело в том, что в международном праве существует ряд основополагающих документов, устанавливающих правила борьбы с пиратами. В 1958 году была принята Женевская Конвенция о действиях в открытом море, в 1982 году - Конвенция ООН по морскому праву. В 1988 году члены ООН подписали Римскую Конвенцию по борьбе с незаконными актами, угрожающими морской навигации. Все эти конвенции установили, что пиратов, находящихся вне территориальных вод своего государства, имеет право ловить и уничтожать боевой корабль любой страны мира. Захваченные пираты могут быть подвергнуты суду не у себя на родине, а в любой другой стране (например, в государстве, чьи военные моряки поймали пиратов, или в государстве, чьи граждане пострадали от пиратства). Однако входить в территориальные воды государства, где прячутся пираты, военные корабли иных стран не имеют права.
До принятия Конвенции ООН по морскому праву разные страны пытались установить свою юрисдикцию над морскими территориями, и в каждом случае размеры этих территорий различались. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 морские мили (5.5 км), Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 миль (22.2 км), а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - 50 миль (92.5 км). Некоторые страны Латинской Америки, в частности Чили и Перу, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам на расстояние до 200 миль (примерно 370 км). В 1952 году Чили, Эквадор и Перу подписали декларацию, в которой объявили зоной своей юрисдикции расстояние в 200 морских миль. К ним присоединились Никарагуа, а, впоследствии, аналогичную норму установило африканское государство Сьерра-Леоне. Ныне территориальными водами прибрежных стран признается морское пространство расстоянием в 12 миль (19.2 км).
Ныне в районе Сомали находится большая международная группировка боевых кораблей: действий подобного масштаба по борьбе с пиратами не производилось с момента образования ООН. Здесь действует эскадра ("Объединенная Тактическая Группа 150"\Combined Task Force 150), состоящая из 7-15-ти кораблей, предоставленных США, Великобританией, Канадой, Данией, Францией, Германией и Пакистаном, периодически к ней присоединялись корабли Австралии, Италии, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, Испании и Турции. Эта группировка была создана в 2001 году, параллельно с началом операции в Афганистане, ее основной задачей была борьба с терроризмом, пиратством и контрабандой в районе Аденского залива, Арабском и Красном морях, Индийском океане.
В 2007 году была создана группировка НАТО\NATO (называется "Союзный Поставщик"\Allied Provider), которая занимается сопровождением конвоев с гуманитарной помощью Всемирной Продовольственной Программы ООН для Сомали и попутно борьбой с местными пиратами. В эту эскадру входят корабли Греции, Великобритании, Италии и Турции.
В декабре 2008 года о намерении начать аналогичную операцию объявил Европейский Союз (операция называется "Аталанта"\Atalanta). Свои боевые корабли предоставят Греция, Великобритания, Испания и Франция. Кроме этого, в этом регионе действуют, с разной степенью успеха пытаясь помешать пиратам, корабли арабских государств Персидского залива, России, Ирана и Индии.
В январе 2009 года в ООН было объявлено, что будет создана объединенная военно-морская группировка, предназначенная для борьбы с пиратами, в создании которой будут участвовать 24 государства мира.
По оценкам исследовательского Brookings Institution, де-факто, в период после окончания Второй Мировой войны международное сообщество крайне редко задействовало подобные военно-морские силы и впервые в истории, эта армада предназначена не для войны, а для проведения антипиратских операций.
Борьба с пиратами, базирующимися в Сомали, крайне затруднена. По сути, Сомали - идеальное место для пиратских баз. Здесь фактически отсутствует центральная власть, страна наводнена оружием. В свою очередь, Аденский залив, являющийся продолжением Красного моря и Суэцкого канала, это кратчайший путь из Европы в Азию. Ежегодно здесь проходит до 20 тыс. судов. По масштабам трафика, Аденский залив уступает лишь Малаккскому проливу (50 тыс. кораблей в год), но превосходит Панамский канал (15 тыс.).
Сами сомалийские пираты пиратами себя на считают. По данным Центрального Командования США\US Central Command, весной 2008 года опубликовавшей доклад "Пиратство на Африканском Роге"\Piracy and the Horn of Africa, во многих случаях это участники вооруженных формирований, которые имеют богатый опыт ведения боевых действий и базируются в самопровозглашенных независимых анклавах, таких как Пунтланд и Сомалиланд. Их организация имеет племенной и клановый характер. Ряд интервью, которые они дали западными СМИ, позволяет оценить их аргументацию. Они, в частности, подчеркивают, что экономика их родины разрушена Западом, который сбрасывает в территориальных водах Сомали химические отходы. Пираты весьма скептически относятся к угрозам в свой адрес, утверждая, что пиратов невозможно отличить от местных жителей, а местных жителей - от пиратов. Население прибрежных городов и деревень пиратов всемерно поддерживает, поскольку морской разбой является основой существования десятков тысяч человек.
Вирджиния Линсфорд\Virginia Lunsford, автор книги "Мертвые не Болтают: Культурная История Пиратства в Современную Эпоху"\Dead Men Tell No Tales: A Cultural History of Piracy in the Modern Age, отмечает, что современное пиратство может существовать долгое время лишь при наличии пяти основных составляющих. Во-первых, пираты должны обладать большим числом потенциальных рекрутов, во-вторых, безопасной базой, в-третьих, сложной организацией, в-четвертых, внешней поддержкой какого-либо рода и, в-пятых, культурными связями, которые обеспечивают солидарность внутри группы. Все эти факторы ныне присутствуют в Сомали.
Питер Лер\Peter Lehr, автор книги "Насилие на Море: Пиратство в Эру Глобального Терроризма"\Violence at Sea: Piracy in the Age of Global Terrorism, главу, посвященную анализу действий сомалийских пиратов, назвал весьма показательно: "Пиратский рай".
В 2008 году пиратство привлекло к себе значительное внимание. Масштабы современного пиратства поражают воображение, причем это лишь верхушка айсберга - о многих нападениях морских разбойников Третьего Тысячелетия не сообщается.
По статистике Международного Бюро по Судоходству и Мореплаванию\International Maritime Bureau, в 2008 году в мире были захвачены пиратами 49 судов (18 - в 2007 году), еще 46 кораблей были обстреляны. В целом, пираты применяли огнестрельное оружие 139 раз (72 годом ранее). 889 членов экипажей были взяты в заложники, 32 ранены, 11 убиты, 29 пропали без вести. В общей сложности, в 2008 году было зафиксировано 293 попытки нападения пиратов (в 2007 году - 263).
Наибольшую часть прироста пиратской активности обеспечили пираты, оперирующие в водах Сомали и Аденского залива - на их счету 111 инцидентов. Впервые в истории судоходства пираты захватили крупный танкер и судно, груженое танками. Сомалийские пираты атаковали все типы судов, в том числе, передвигавшиеся с большой скоростью. Кроме того, пираты были намного лучше подготовлены и оснащены, чем в предыдущие годы. Второе наиболее опасное место - побережье Нигерии (40 инцидентов), кроме того, еще около 100 нападений нигерийских пиратов не были подтверждены официально. В числе традиционно опасных мест также остаются воды, прилегающие к Бангладеш и Танзании, однако здесь пираты нападают лишь на суда, стоящие на якоре. В то же время снизилась пиратская активность в водах Индонезии (в 2008 году были 28 инцидентов, против 121 в 2003 году) и в Малаккском проливе (два против семи инцидентов в 2007 году).
Однако эта статистика учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Многие исследователи отмечают, что де-факто в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные. Это объясняется следующими причинами: во-первых, у них нет уверенности в том, что власти смогут более эффективно решить эту проблему (с учетом того, что операционная стоимость плавания одного корабля с грузом составляет $10 тыс. и более - быстрее и дешевле договориться с пиратами); во-вторых, сообщение о захвате пиратами корабля автоматически приводит к росту стоимости страховок: по оценкам консалтинговой фирмы BGN Risk, пираты Сомали увеличили стоимость страховки для корабля с $500 в 2007 году до $20 тыс. в 2008-м. Кроме того, страховщики и контрагенты могут потребовать оснащения судов более современными двигателями, системами пассивной обороны и пр.; в-третьих, пострадавшая компания-судовладелец приобретает негативный имидж, и клиенты опасаются вести с ней дела.
Большинство источников, которые анализируют алгоритмы современного пиратства, дают следующую классификацию морских разбойников 21-го века. Первую группу составляют обычные преступники, которые совершают примитивные операции, например, крадут что-либо. Ко второй категории относят членов организованных криминальных сообществ, которые проводят сложные операции и разумно распоряжаются похищенным (традиционно считается, что такого рода пираты особо многочисленны в Юго-Восточной Азии, некоторые из них входят в состав китайских "триад"). Третья группа состоит из представителей полувоенных организаций, иногда имеющих какой-либо официальный статус: зачастую это вооруженные формирования, которыми руководят полевые командиры, нуждающиеся в постоянных доходах для поддержания собственной власти и контроля за какой-либо территорией - именно такого рода структуры составляют большинство пиратов Сомали и Индонезии. Иногда они даже мимикрируют, используя патрульные катера, реально принадлежащие или напоминающие суда таможенных служб или ВМФ соответствующих государств.
Большинство атак совершается в ночное время, когда на вахте стоит минимальное число моряков, и скорость кораблей ниже обычного. Типы атак также различаются. В первом случае пираты просто высаживаются на корабль, очищают корабельный сейф и кошельки команды, после чего скрываются. Обычный улов, получаемый в результате подобной операции, составляет примерно $20 тыс.
Второй тип атаки подразумевает хищение не только денег, но и грузов. В одних случаях пираты просто перегружают товары на свои суда; иногда эта операция требует швартовки в пиратской гавани; иногда захваченное судно пригоняется в какой-либо порт, где у пиратов имеются соответствующие связи, где груз продается местным покупателям. Доходность подобных операций намного выше, стоимость грузов, распродаваемых по демпинговым ценам, может достигать нескольких сот тысяч долларов.
В третьем случае пираты задерживают корабль с грузом, берут его команду и пассажиров в заложники, после чего требуют выкуп у судовладельца. Размеры выкупа также варьируются и не разглашаются, однако были сообщения, что он может достигать нескольких миллионов долларов.
Четвертый метод был широко распространен в 1990-е годы, однако в результате ужесточения международных правил регистрации судов, в последние годы о подобных историях не сообщалось. Суть метода следующая: пираты захватывают корабль, после чего уничтожают его команду, подделывают соответствующие документы и регистрируют судно заново (до конца 1990-х годов временную регистрацию, позволяющую судну ходить по панамским или гондурасским флагом, можно было без особых проблем получить в любом консульстве Панамы и Гондураса). Далее судно либо продается, либо получает заказ на перевозку какого-либо ценного груза, после чего бесследно исчезает.
В 1960-е 1970-е годы были отмечены нападения пиратов на прибрежные города и поселки в Филиппинах, Шри-Ланке, Малайзии. В ряде случаев пираты убивали или захватывали в заложники местных полицейских и даже военные формирования, расквартированные в городе.
Кроме этого, пираты активно вовлечены в операции по перевозке контрабанды, наркотиков, оружия, рабов и активно сотрудничают с преступными сообществами. Теоретически возможно предположить, что в ближайшем будущем пираты и криминальные структуры обзаведутся не только надводными, но и подводными силами. Попытки сделать это уже фиксировали. Колумбийские наркоторговцы в конце 1990-х годов пытались построить подводную лодку - спецслужбы совершенно случайно обнаружили ангар, где строилась субмарина. В начале 1990-х годов спецслужбами США была сорвана сделка по продаже советских подводных лодок-"малюток" латиноамериканским преступным группировкам.
Известен ряд случаев, когда пиратские методы применяли и террористы: так Фронт Освобождения Палестины в 1985 году захватил в Средиземном море итальянский круизный лайнер Achille Lauro, а филиппинская организация "Абу Сайаф" (кстати, ее основатель Абубакар Джаниалани, как и Бен Ладен, воевал с советскими войсками в Афганистане) в 2004 году убила более 100 пассажиров на захваченном пароме. Вообще, "Абу Сайаф" сделала пиратство одним из главных источников пополнения своего бюджета.
Реальные потери мировой экономики в результате действий пиратов оценить крайне сложно. В 2006 году Всемирный Банк\World Bank пришел к выводу, что годовой ущерб от деятельности пиратов составляет $10-20 млрд.
Алгоритмы пиратства
"Золотым веком" пиратства считается период 16-17 веков, после чего эта проблема начала сходить на "нет". И угасание "классических пиратов" и возрождение "нового пиратства" связано с глобальными технологическими, экономическими и политическими процессами.
Бенерсон Литтл\Benerson Little, автор исследования "Тактика и Техника Пиратов"\The Sea Rover's Practice: Pirate Tactics and Techniques, отмечает, что пираты "классической эпохи" процветали столь долгое время потому, что смогли создать децентрализованную систему управления, способную проводить сложные военные операции. Они объединяли людей самого разного происхождения, профессий и классов, объединенных одной целью. Благодаря этому, пираты могли долгое время успешно противостоять объединенным силам многих государств.