АNARCHY®WORLD
05-09-2009 19:06:33
Мы - Движение сопротивления имени Петра Алексеева - считаем себя отрядом международного революционного социалистического движения. Наше дело - эпизод всемирной борьбы труда против капитала и эксплуатации, человеческой личности - против угнетения и стеснительных для ее развития общественных форм. Мы ведем свое дело в духе общих интересов этой интернациональной борьбы. Наши стратегия и тактика вытекают из условий российской действительности.
О современном моменте
[SPOILER]В России утвердился авторитарный режим, который защищает интересы олигархии: крупной буржуазии и обуржуазившегося высшего чиновничества. Его появление и укрепление объясняется как происхождением чиновничье-буржуазного режима, так и его современным социально-экономическим курсом.
Российская буржуазия – продукт распада советской номенклатуры. В Советском Союзе коллективные формы собственности вошли в противоречие с буржуазными нормами распределения. «Партхозактив» наделил себя большими привилегиями. Но, как верно заметил Лев Троцкий, "привилегии имеют лишь половину цены, если нельзя оставить их в наследство детям". Чиновник терял привилегии вместе с потерей «ответственного поста». Поэтому советская бюрократия шаг за шагом, вначале – интуитивно, а потом – сознательно, готовила реставрацию традиционного капитализма, основанного на частной собственности. Случай осуществить свои планы ей представился в конце 80-х - начале 90-х годов, когда советская государственная экономика переживала жесточайший кризис, вызванный небывалым падением мировой цены на нефть.
В 90-е годы бюрократия, осуществляя присвоение государственной собственности, точнее - разворовывая богатства народа, была заинтересована в дезинтеграции РФ и ослаблении контроля со стороны центральной политической власти. Отсюда - пресловутая ельцинская вольница.
В результате приватизации в России появились олигархические кланы. Каждый из них нуждался во всей полноте политической власти, чтобы закрепить за собой «итоги приватизации», а затем и приумножить их за счет проигравших конкурентов. Политическая схватка между олигархами закончилась победой «силового» клана (выходцы из КГБ). Чтобы окончательно раздавить противников, они построили «вертикаль власти», на верхушке которой находится «самодержец» - представитель их клана. Смена одного «самодержца» на другого сути режима не изменит. Даже если в подспудной политической борьбе, «силовиков» одолеет другой олигархический клан, Россия все равно останется под властью «царей».
Как и следовало ожидать, реставрация капитализма принесла российским трудящимся беды и страдания. Чиновники наделены еще большими привилегиями, чем в советские времена. «Новые буржуа» выставляют свое богатство напоказ, всячески показывая свое презрение к «неудачникам». Национальное богатство России (совокупность созданных трудом материальных благ и природных ресурсов) составляет 340-380 триллионов долларов США. Более чем половиной богатств страны владеет небольшая группа олигархов (около 1500 человек). Богатыми вместе с членами их семей считаются 7 млн. граждан. На другом социальном полюсе - 36-37 млн. бедных, из них - 12 млн. нищих. Напомним, что по последней переписи население России составляет 145 млн. человек.
В этой ситуации буржуазно-чиновничья власть «продавливает» антисоциальные законы и реформы по рецептам Всемирной торговой организации, которая заслужила репутацию «фабрики по коммерциализации мира». Реформы эти сводятся к банальной обдираловке.
Укрепление «вертикали власти» отвечает интересам российской олигархии в целом. Антисоциальные реформы в разворованной стране нельзя провести, не прибегая к авторитарным методам управления.
Россия стремительно превращается в сырьевой придаток стран «золотого миллиарда». Чтобы заслужить благорасположение западной буржуазии, российская олигархия переводит эти доходы в западные фонды и ценные бумаги. Патриотические и популистские ужимки «самодержца» Путина - клоунада для внутреннего потребления, рассчитанная на обывателя, привыкшего жить в «великой державе». На деле Путин - марионетка глобалистов. Шестерка «большой семерки».
Конечно, Путин не является агентом мифической «тайной ложи глобалистов», как полагают сторонники параноидальной «теории заговора». Просто интересы глобального капитала совпадают с интересами российской бюрократической буржуазии и олигархии.
Капитализм исчерпывает свои ресурсы. Он не в состоянии поддерживать социальные программы. Коммерциализация всего и вся - попытка крупной буржуазии продлить агонию капитализма.
МЫ - ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА. Буржуазные идеологи и пропагандисты убеждают нас, что частная собственность на средства производства и природные богатства и конкуренция лежат в основе демократии. Мы видим, что это - ложь. Частная собственность и жажда наживы - причина войн и насилия, унижения человеческого достоинства и нищеты миллионов людей во всем мире. Капитализм - бесчеловечная система. История доказывает это множеством примеров.
В развитых странах буржуазия, чтобы оправдать милитаризм, государственный терроризм и насадить мораль потребителя, подавить протест в зародыше, пользуется изощренными методами манипуляции массовым сознанием. В 60-е годы ХХ века лидер Ситуационистского интернационала Ги Дебор назвал капитализм «обществом зрелища». Если «первая фаза господства экономики над общественной жизнью в отношении определения любого человеческого творения повлекла за собой очевидное вырождение «быть» в «иметь», то теперь наблюдается повсеместное сползание «иметь» в «казаться». Если на заре капитализма человек манифестировал свое Я через приобретение вещей (вырождение «быть» в «иметь»), то современная буржуазная система навязывает ему образы, которые погружают его в иллюзорный мир (сползание «иметь» в «казаться»). Приведем самый простой пример. Многим образованным людям нравится ощущать себя представителями «среднего класса». И они настолько сильно вживаются в этот образ, что начинают жить не по реальным доходам: совершают покупки в магазинах для среднего класса, покупают автомобили для среднего класса, ездят на курорты для среднего класса. Игра эта обычно заканчивается долговой кабалой.
В 60-70-е годы ХХ века неомарксисты (Герберт Маркузе, Эрих Фромм и другие) указывали, что «кибернетический капитализм» превращает человека в «моноцеребральное» существо, в «человека одной мысли» («одного измерения»). И этот «одномерный человек» напоминает хронического шизофреника.
Телевидение, радио, газеты, реклама, различные шоу - все это орудия оболванивая населения. С их помощью осуществляется промывка мозгов, гасится протестное сознание, опорочиваются любые формы сопротивления капиталистической, империалистической системе.
Что касается третьего мира, то для него проблемы «одномерности» актуальны мало. Его терзают старые всадники Апокалипсиса: мор, глад, меч и завоевание. 80% населения третьего мира живет на 2 доллара в день, что ниже порога нищеты. На здравоохранение ежегодно выделяется 8-10% мирового валового продукта, 90% этой суммы тратится в богатых странах, где проживает всего 20% населения планеты. Остальные 10% приходятся на долю элит бедных стран.
Зоны третьего мира существуют и расширяются внутри богатых стран и мировых столиц. Это - «архипелаги неудачи», гетто «отбросов общества».
Транснациональные корпорации подчинили себе весь мир. Правит бал финансовый капитал. Как справедливо заметил участник мексиканского национально-освободительного движения сапатистов субкоманданте Маркос, «все человеческое, что возникает вне рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению».
Карл Маркс был совершенно прав, доказывая, что гибель капитализма неизбежна. Но то, что будет после него, зависит от человеческой воли: либо трудящиеся проявят решимость и заменят капитализм справедливым обществом, либо капитализм погубят его собственные противоречия (экономические кризисы, экологические, демографические катастрофы, войны), но вместе с собой капитализм уничтожит все творческое, живое, человеческое.
Наша альтернатива
1. МЫ - СОЦИАЛИСТЫ.
Нашей конечной целью является уничтожение капиталистической системы и замена ее путем социальной революции свободным бесклассовым обществом равных и разных. Мы убеждены, что пока будет существовать частная собственность на средства производства и товарно-денежные отношения, общество будет дробиться на богатых собственников и неимущих работяг, значит, никакой реальной свободы не будет.
Бесклассовое общество отнюдь не является фантастической утопией или мистическим воплощением «царства Божьего на Земле». Это единственная реальная альтернатива системе угнетения и наемного рабства, деспотической власти капитала. Мы видим, что сам капитализм приготовляет предпосылки для осуществления коммунизма, ликвидируя в процессе глобального рыночного метаболизма расовые и языковые перегородки, развивая производительные силы и новые технологии.
Мы не исключаем, что в ходе построения бесклассового общества человечество столкнется с новыми проблемами и трудностями, которые потребуют тяжелой и напряженной работы. Но никакие трудности не идут в сравнение с той планетарной по своим масштабам катастрофой, которой чревато дальнейшее существование капитализма. Ошибки при строительстве нового общества неизбежны. Но лучше ошибаться и идти вперед, чем терпеть угнетение и подвергаться эксплуатации, то есть медленно умирать.
Общество, за которое мы боремся и которое предлагаем в качестве альтернативы системе наемного труда, называется социализмом (или коммунизмом).
«Никакое усилие мысли, никакой прогресс знаний, никакая логическая индукция не разъясняет той таинственности, которая окружает социализм, - утверждал французский синдикалист Жорж Сорель в книге «Размышления о насилии». - Эта неясность и таинственность относятся к тем рассуждениям, при помощи которых хотят определить конечную цель социализма».
Конечно, решать за будущие поколения, как им жить – с нашей стороны это было бы претенциозно и глупо. Однако для нас совершенно ясно, что социализм - это воплощение вековой мечты человечества о справедливости и всеединстве. Для нас не является тайной, что только при социализме (коммунизме) будут удовлетворены все экономические, бытовые и духовные потребности труженика и созданы все условия, как для индивидуальной творческой самореализации, так и коллективной творческой реализации.
Социализм – это общество, основанное на солидарности, реальном равенстве и свободном развитии личности. Мы убеждены: свобода без социализма - это привилегия и несправедливость; социализм без свободы - это рабство и скотство.
Мы осознаем, что социальные антагонизмы и товарно-денежный обмен не исчезнут в течение одной ночи по мановению волшебной палочки. Механическое обобществление средств производства, как показал опыт Советской России, чревато бюрократизацией всей жизни общества и появлением чиновничьей диктатуры. Придется преодолеть длительный период революционных преобразований во всех сферах человеческого бытия, который только и приведет к изживанию системы эксплуатации человека человеком.
2. МЫ - РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. Мы понимаем, что бюрократия и буржуазия не допустят мирного перехода общества к последовательной демократии. Сломить их сопротивление способны только массовые действия трудящихся, насилие "низов" общества против "верхов", то есть - народная революция. В борьбе за гуманное общество трудящимся порой приходится прибегать к негуманным средствам. Иначе не сломать окаменевшие, омертвевшие политические формы. Кроме того, народ, применяя насилие против поработителей, освобождается от духа холопства.
Моралисты предпочитают обвинять в насилии угнетенных и эксплуатируемых. Осуждают их за желание встать с колен, дабы отстоять свое человеческое достоинство - достоинство труженика. Моралисты почему-то забывают, что насилие угнетенных порождено насилием, с помощью которого старые правящие классы удерживают власть, сохраняют режим эксплуатации и угнетения.
Система капиталистической эксплуатации держит человека на положении наемного раба, буржуазное государство подавляет большинство населения (трудящихся) в интересах меньшинства (бюрократии и буржуазии). Из этого вытекает, что трудящиеся имеют полное моральное право на революцию, на применение насилия к капиталистам и буржуазным политиканам.
Даже христианские иерархи признали право народа на революционное восстание, если оно направлено "против явной и продолжительной тирании, грубо посягающей на основные права человеческой личности и вредящей в опасной мере общему благу страны" (Папа Римский Павел VI, энциклика "Развитие народов", 26 марта 1967 года).
Нас вдохновляет опыт Парижской коммуны 1871 года, русского революционно-демократического движения XIX века, русской революции 1905-1907 годов, когда впервые появились рабочие Советы, русской революции 1917 года, а также всего революционного социалистического сопротивления.
Однако мы против слепого копирования опыта того или иного революционного, освободительного движения. Современные социалисты-революционеры должны учесть обновление империалистической и капиталистической системы, появление изощренных механизмов оболванивания и промывки мозгов. Революционным социалистам еще предстоит найти ответы на многие вопросы, заданные современностью, искать новые формы сопротивления капиталистической системе. Мы готовы сотрудничать со всеми социально-революционными течениями, кроме тех, кто, используя революционные фразы, на деле являются реакционерами, защитниками российского империализма, шовинизма и обывательских предрассудков.
Мы полагаем, что для эффективной борьбы с государством и капиталом социалисты-революционеры должны создать организацию, которая будет достаточно гибкой, чтобы сочетать низовые инициативы ячеек с общими решениями, принятыми демократическим путем или общим согласием (консенсусом) представителей ячеек. Организация социалистов-революционеров - это сообщество людей, которые посвящают революции не только свободные вечера, а всю свою жизнь.
Мы не исключаем, что по воле обстоятельств наша или какая-нибудь другая революционная социалистическая организация окажется в авангарде социально-революционной борьбы масс. Однако мы не разделяем концепцию авангардной партии, "руководящей и направляющей силы". Как верно заметил субкоманданте Маркос, "по мере того, как в игру вступают реальные социальные силы, становится ясно, что авангард - не такой уж авангард, и что те, кто им, по идее, представлены, не ощущают своего представительства". Чем шире социальное творчество масс, тем радикальнее революция. Не нужно бояться народной стихии! Мы верим, что трудящиеся – «стихийные социалисты», и наша задача – пробудить в них социалистические инстинкты.
Мы не пророки и не провидцы. Мы не знаем, каким образом победит будущая революция трудящихся: будет это всеобщая стачка, всеобщая кампания гражданского неповиновения или вооруженное восстание самоорганизовавшихся масс. Но мы знаем, что настоящая революция ничего не имеет общего с узурпацией власти какой-либо партией, даже если у этой партии социалистическая программа. Демократию и социализм нельзя насадить сверху с помощью декретов. Со всеми "авангардными" претендентами на узурпацию власти мы будем бороться как с контрреволюционерами.
Освобождение трудящимся не принесут и реформы парламентариев. Идею постепенного замещения институтов буржуазного государства и капитализма ячейками самоуправления трудящихся мы тоже считаем вредной утопией. Однако это не значит, что мы против развития самоуправления и гражданского общества в рамках капиталистической системы. Мы за двумя руками! Потому что навыки самоуправления понадобятся трудящимся в ходе революции и социалистического созидания.
Не исключено, что революция победит вначале в отдельно взятом регионе и даже городе и не сумеет сразу распространиться за рамки региона или города. В этом случае на базе этого региона или города надо будет создать плацдарм для дальнейшей борьбы за социализм (проект "Парижская коммуна").
Мы убеждены, что социалистическая революция нуждается в постоянном развитии. Иначе она переродится в антирабочий бюрократический режим. Мы считаем появление в 20-е годы ХХ века теории "социализма в одной стране" следствием торможения процесса мировой революции. Социалистическая революция должна развиваться не только "вширь", приобретая мировой характер, но и "вглубь", ставя перед собой новые и новые задачи, разрешая возникающие противоречия путем постоянной критики и самокритики. Недаром Карл Маркс подчеркивал, что пролетарские революции "постоянно критикуют сами себя". Мы за то, чтобы в будущей Трудовой республике была социалистическая и демократическая многопартийность.
Социальная революция не достигнет своей цели, если не будет сопровождаться радикальной КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ. Вместо примитивного и оглупляющего потребительского масскульта развернется созидательное творчество масс. Трудящиеся сами позаботятся о среде своего обитания, сделают ее такой, что глаз будет радоваться. Искусство, заточенное сейчас в музеи, галереи и частные коллекции, выплеснется на улицы и станет всеобщим достоянием. Серые стены домов в спальных районах расцветят фрески и граффити.
Обобществление средств производства – лишь условие полного пересмотра отношений на производстве. Не будем забывать, что, как верно писал Карл Маркс, при капитализме «труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит обнищание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также и уродует рабочего. Он заменяет ручной труд машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду, а другую часть рабочих превращает в машину. Он производит ум, но также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих». При капитализме, отмечает Маркс, «рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя»; под властью капитала «человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте». Это - следствие отчужденного труда, на котором основан капитализм.
Если революция не положит конец отчуждению рабочего от труда и продукта труда, она погибнет. В производственной сфере должны произойти огромные изменения, необходимо отказаться от работы, которая наносит вред экологии, уродует человека, вредно сказывается на его психическом и физическом здоровье (конвейер, монотонный труд и т.д.). Не исключено, что для этого придется провести процесс разукрупнения части предприятий, ибо, как верно замечал Фридрих Энгельс, большая фабрика порождает иерархию, а значит – и отчуждение.
НАША ПРОГРАММА
Способ производства, основанный частной собственности и конкуренции и нацеленный на излечение прибыли любой ценой, мы предлагаем заменить гуманистической экономикой солидарности и созидания. Ключевое условие этой замены - обобществление (превращение в общенародное достояние) ключевых отраслей экономики, недр, земли, угодий и лесов.
В области экономики:
вместо корпораций и «групп компаний» - сеть производственного самоуправления трудящихся;
вместо «невидимой» и одновременно коррумпированной «руки рынка» - демократическое планирование экономического развития, благо современные информационные системы (компьютеризация, интернет и т.д.) позволяют создать гибкий и эффективный механизм экономического планирования, которое учтет запросы и потребности всего населения;
вместо «игры спроса и предложения», которая всегда заканчивается победой богачей, - контроль трудящихся над ценообразованием;
вместо среднего и мелкого частного производства – сети кооперативов, артелей, коммун производителей. Однако мы не имеем ничего против индивидуального ремесленного производства, в котором не используется наемный труд;
вместо «рынка жилья» – обобществление и справедливое распределение жилого фонда;
вместо коммерциализации ЖКХ – бюджетное финансирование водоснабжения, освещения, отопления;
вместо «поголовной автомобилизации» (сиречь – отравления окружающей среды) - развитие экологически чистого общественного транспорта;
вместо коммерциализации образования – всеобщее обязательное бесплатное среднее образование, по желанию – бесплатное высшее образование;
В аграрной сфере мы вслед за нашими предшественниками – русскими социалистами-революционерами - выступаем за социализацию земли. То есть за изъятие земли из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц и групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. Мы за предоставление земли в полное и бессрочное пользование крестьянам, которые сами решат, как им ее обрабатывать: коллективно или индивидуально. Основными нормами землепользования будут: потребительная (минимальная) - выделение в пользование одной семье определенного количества земли, в результате обработки которой семья могла бы покрыть свои потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности; трудовая (максимальная) - выделение такого количества земли, которое семья способна обработать самостоятельно, без найма рабочей силы. Напомним, что именно этот агарный проект поддержали и осуществили труженики русского села в ходе революции 1917 года.
В политической области:
Старое иерархическое государство должно быть разрушено. Мы за тот тип государства, какой вырабатывался Парижской коммуной и который Маркс назвал «открытой, наконец, политической формой, в которой может произойти экономическое освобождение трудящихся».
- Мы за максимальное развитие федерализма и автономии регионов, областей, городов, поселений и общин; осуществление власти органами прямой демократии: коммунами, общинами, советами, народными ассамблеями; выборность чиновников всеобщим голосованием и сменяемость их в любое время по воле граждан; назначение чиновникам жалованья, не превышающего размер среднего заработка; гражданский контроль над органами власти, полицией, армией (в мирный период), равный доступ к средствам массовой информации; всеобщее вооружение граждан. Образование, медицина и судопроизводство должны быть бесплатными.
- Мы за государство нового типа, построенное снизу вверх - на основе широкой сети гражданских, производственных, потребительских и профессиональных организаций. Мы убеждены и наша убежденность подкрепляется научными фактами и социальными тенденциями, что трудящиеся создадут самоуправляющийся союз производительных ассоциаций, сельскохозяйственных коммун (общин) и индустриальных объединений рабочих. Мы называем этот союз Трудовой республикой. Мы уверены, что последовательная реализация принципов прямой демократии приведет к отмиранию денежной системы и замене государства масштабной сетью народного самоуправления[/SPOILER].
О современном моменте
[SPOILER]В России утвердился авторитарный режим, который защищает интересы олигархии: крупной буржуазии и обуржуазившегося высшего чиновничества. Его появление и укрепление объясняется как происхождением чиновничье-буржуазного режима, так и его современным социально-экономическим курсом.
Российская буржуазия – продукт распада советской номенклатуры. В Советском Союзе коллективные формы собственности вошли в противоречие с буржуазными нормами распределения. «Партхозактив» наделил себя большими привилегиями. Но, как верно заметил Лев Троцкий, "привилегии имеют лишь половину цены, если нельзя оставить их в наследство детям". Чиновник терял привилегии вместе с потерей «ответственного поста». Поэтому советская бюрократия шаг за шагом, вначале – интуитивно, а потом – сознательно, готовила реставрацию традиционного капитализма, основанного на частной собственности. Случай осуществить свои планы ей представился в конце 80-х - начале 90-х годов, когда советская государственная экономика переживала жесточайший кризис, вызванный небывалым падением мировой цены на нефть.
В 90-е годы бюрократия, осуществляя присвоение государственной собственности, точнее - разворовывая богатства народа, была заинтересована в дезинтеграции РФ и ослаблении контроля со стороны центральной политической власти. Отсюда - пресловутая ельцинская вольница.
В результате приватизации в России появились олигархические кланы. Каждый из них нуждался во всей полноте политической власти, чтобы закрепить за собой «итоги приватизации», а затем и приумножить их за счет проигравших конкурентов. Политическая схватка между олигархами закончилась победой «силового» клана (выходцы из КГБ). Чтобы окончательно раздавить противников, они построили «вертикаль власти», на верхушке которой находится «самодержец» - представитель их клана. Смена одного «самодержца» на другого сути режима не изменит. Даже если в подспудной политической борьбе, «силовиков» одолеет другой олигархический клан, Россия все равно останется под властью «царей».
Как и следовало ожидать, реставрация капитализма принесла российским трудящимся беды и страдания. Чиновники наделены еще большими привилегиями, чем в советские времена. «Новые буржуа» выставляют свое богатство напоказ, всячески показывая свое презрение к «неудачникам». Национальное богатство России (совокупность созданных трудом материальных благ и природных ресурсов) составляет 340-380 триллионов долларов США. Более чем половиной богатств страны владеет небольшая группа олигархов (около 1500 человек). Богатыми вместе с членами их семей считаются 7 млн. граждан. На другом социальном полюсе - 36-37 млн. бедных, из них - 12 млн. нищих. Напомним, что по последней переписи население России составляет 145 млн. человек.
В этой ситуации буржуазно-чиновничья власть «продавливает» антисоциальные законы и реформы по рецептам Всемирной торговой организации, которая заслужила репутацию «фабрики по коммерциализации мира». Реформы эти сводятся к банальной обдираловке.
Укрепление «вертикали власти» отвечает интересам российской олигархии в целом. Антисоциальные реформы в разворованной стране нельзя провести, не прибегая к авторитарным методам управления.
Россия стремительно превращается в сырьевой придаток стран «золотого миллиарда». Чтобы заслужить благорасположение западной буржуазии, российская олигархия переводит эти доходы в западные фонды и ценные бумаги. Патриотические и популистские ужимки «самодержца» Путина - клоунада для внутреннего потребления, рассчитанная на обывателя, привыкшего жить в «великой державе». На деле Путин - марионетка глобалистов. Шестерка «большой семерки».
Конечно, Путин не является агентом мифической «тайной ложи глобалистов», как полагают сторонники параноидальной «теории заговора». Просто интересы глобального капитала совпадают с интересами российской бюрократической буржуазии и олигархии.
Капитализм исчерпывает свои ресурсы. Он не в состоянии поддерживать социальные программы. Коммерциализация всего и вся - попытка крупной буржуазии продлить агонию капитализма.
МЫ - ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА. Буржуазные идеологи и пропагандисты убеждают нас, что частная собственность на средства производства и природные богатства и конкуренция лежат в основе демократии. Мы видим, что это - ложь. Частная собственность и жажда наживы - причина войн и насилия, унижения человеческого достоинства и нищеты миллионов людей во всем мире. Капитализм - бесчеловечная система. История доказывает это множеством примеров.
В развитых странах буржуазия, чтобы оправдать милитаризм, государственный терроризм и насадить мораль потребителя, подавить протест в зародыше, пользуется изощренными методами манипуляции массовым сознанием. В 60-е годы ХХ века лидер Ситуационистского интернационала Ги Дебор назвал капитализм «обществом зрелища». Если «первая фаза господства экономики над общественной жизнью в отношении определения любого человеческого творения повлекла за собой очевидное вырождение «быть» в «иметь», то теперь наблюдается повсеместное сползание «иметь» в «казаться». Если на заре капитализма человек манифестировал свое Я через приобретение вещей (вырождение «быть» в «иметь»), то современная буржуазная система навязывает ему образы, которые погружают его в иллюзорный мир (сползание «иметь» в «казаться»). Приведем самый простой пример. Многим образованным людям нравится ощущать себя представителями «среднего класса». И они настолько сильно вживаются в этот образ, что начинают жить не по реальным доходам: совершают покупки в магазинах для среднего класса, покупают автомобили для среднего класса, ездят на курорты для среднего класса. Игра эта обычно заканчивается долговой кабалой.
В 60-70-е годы ХХ века неомарксисты (Герберт Маркузе, Эрих Фромм и другие) указывали, что «кибернетический капитализм» превращает человека в «моноцеребральное» существо, в «человека одной мысли» («одного измерения»). И этот «одномерный человек» напоминает хронического шизофреника.
Телевидение, радио, газеты, реклама, различные шоу - все это орудия оболванивая населения. С их помощью осуществляется промывка мозгов, гасится протестное сознание, опорочиваются любые формы сопротивления капиталистической, империалистической системе.
Что касается третьего мира, то для него проблемы «одномерности» актуальны мало. Его терзают старые всадники Апокалипсиса: мор, глад, меч и завоевание. 80% населения третьего мира живет на 2 доллара в день, что ниже порога нищеты. На здравоохранение ежегодно выделяется 8-10% мирового валового продукта, 90% этой суммы тратится в богатых странах, где проживает всего 20% населения планеты. Остальные 10% приходятся на долю элит бедных стран.
Зоны третьего мира существуют и расширяются внутри богатых стран и мировых столиц. Это - «архипелаги неудачи», гетто «отбросов общества».
Транснациональные корпорации подчинили себе весь мир. Правит бал финансовый капитал. Как справедливо заметил участник мексиканского национально-освободительного движения сапатистов субкоманданте Маркос, «все человеческое, что возникает вне рыночной логики, объявляется враждебным и подлежит уничтожению».
Карл Маркс был совершенно прав, доказывая, что гибель капитализма неизбежна. Но то, что будет после него, зависит от человеческой воли: либо трудящиеся проявят решимость и заменят капитализм справедливым обществом, либо капитализм погубят его собственные противоречия (экономические кризисы, экологические, демографические катастрофы, войны), но вместе с собой капитализм уничтожит все творческое, живое, человеческое.
Наша альтернатива
1. МЫ - СОЦИАЛИСТЫ.
Нашей конечной целью является уничтожение капиталистической системы и замена ее путем социальной революции свободным бесклассовым обществом равных и разных. Мы убеждены, что пока будет существовать частная собственность на средства производства и товарно-денежные отношения, общество будет дробиться на богатых собственников и неимущих работяг, значит, никакой реальной свободы не будет.
Бесклассовое общество отнюдь не является фантастической утопией или мистическим воплощением «царства Божьего на Земле». Это единственная реальная альтернатива системе угнетения и наемного рабства, деспотической власти капитала. Мы видим, что сам капитализм приготовляет предпосылки для осуществления коммунизма, ликвидируя в процессе глобального рыночного метаболизма расовые и языковые перегородки, развивая производительные силы и новые технологии.
Мы не исключаем, что в ходе построения бесклассового общества человечество столкнется с новыми проблемами и трудностями, которые потребуют тяжелой и напряженной работы. Но никакие трудности не идут в сравнение с той планетарной по своим масштабам катастрофой, которой чревато дальнейшее существование капитализма. Ошибки при строительстве нового общества неизбежны. Но лучше ошибаться и идти вперед, чем терпеть угнетение и подвергаться эксплуатации, то есть медленно умирать.
Общество, за которое мы боремся и которое предлагаем в качестве альтернативы системе наемного труда, называется социализмом (или коммунизмом).
«Никакое усилие мысли, никакой прогресс знаний, никакая логическая индукция не разъясняет той таинственности, которая окружает социализм, - утверждал французский синдикалист Жорж Сорель в книге «Размышления о насилии». - Эта неясность и таинственность относятся к тем рассуждениям, при помощи которых хотят определить конечную цель социализма».
Конечно, решать за будущие поколения, как им жить – с нашей стороны это было бы претенциозно и глупо. Однако для нас совершенно ясно, что социализм - это воплощение вековой мечты человечества о справедливости и всеединстве. Для нас не является тайной, что только при социализме (коммунизме) будут удовлетворены все экономические, бытовые и духовные потребности труженика и созданы все условия, как для индивидуальной творческой самореализации, так и коллективной творческой реализации.
Социализм – это общество, основанное на солидарности, реальном равенстве и свободном развитии личности. Мы убеждены: свобода без социализма - это привилегия и несправедливость; социализм без свободы - это рабство и скотство.
Мы осознаем, что социальные антагонизмы и товарно-денежный обмен не исчезнут в течение одной ночи по мановению волшебной палочки. Механическое обобществление средств производства, как показал опыт Советской России, чревато бюрократизацией всей жизни общества и появлением чиновничьей диктатуры. Придется преодолеть длительный период революционных преобразований во всех сферах человеческого бытия, который только и приведет к изживанию системы эксплуатации человека человеком.
2. МЫ - РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. Мы понимаем, что бюрократия и буржуазия не допустят мирного перехода общества к последовательной демократии. Сломить их сопротивление способны только массовые действия трудящихся, насилие "низов" общества против "верхов", то есть - народная революция. В борьбе за гуманное общество трудящимся порой приходится прибегать к негуманным средствам. Иначе не сломать окаменевшие, омертвевшие политические формы. Кроме того, народ, применяя насилие против поработителей, освобождается от духа холопства.
Моралисты предпочитают обвинять в насилии угнетенных и эксплуатируемых. Осуждают их за желание встать с колен, дабы отстоять свое человеческое достоинство - достоинство труженика. Моралисты почему-то забывают, что насилие угнетенных порождено насилием, с помощью которого старые правящие классы удерживают власть, сохраняют режим эксплуатации и угнетения.
Система капиталистической эксплуатации держит человека на положении наемного раба, буржуазное государство подавляет большинство населения (трудящихся) в интересах меньшинства (бюрократии и буржуазии). Из этого вытекает, что трудящиеся имеют полное моральное право на революцию, на применение насилия к капиталистам и буржуазным политиканам.
Даже христианские иерархи признали право народа на революционное восстание, если оно направлено "против явной и продолжительной тирании, грубо посягающей на основные права человеческой личности и вредящей в опасной мере общему благу страны" (Папа Римский Павел VI, энциклика "Развитие народов", 26 марта 1967 года).
Нас вдохновляет опыт Парижской коммуны 1871 года, русского революционно-демократического движения XIX века, русской революции 1905-1907 годов, когда впервые появились рабочие Советы, русской революции 1917 года, а также всего революционного социалистического сопротивления.
Однако мы против слепого копирования опыта того или иного революционного, освободительного движения. Современные социалисты-революционеры должны учесть обновление империалистической и капиталистической системы, появление изощренных механизмов оболванивания и промывки мозгов. Революционным социалистам еще предстоит найти ответы на многие вопросы, заданные современностью, искать новые формы сопротивления капиталистической системе. Мы готовы сотрудничать со всеми социально-революционными течениями, кроме тех, кто, используя революционные фразы, на деле являются реакционерами, защитниками российского империализма, шовинизма и обывательских предрассудков.
Мы полагаем, что для эффективной борьбы с государством и капиталом социалисты-революционеры должны создать организацию, которая будет достаточно гибкой, чтобы сочетать низовые инициативы ячеек с общими решениями, принятыми демократическим путем или общим согласием (консенсусом) представителей ячеек. Организация социалистов-революционеров - это сообщество людей, которые посвящают революции не только свободные вечера, а всю свою жизнь.
Мы не исключаем, что по воле обстоятельств наша или какая-нибудь другая революционная социалистическая организация окажется в авангарде социально-революционной борьбы масс. Однако мы не разделяем концепцию авангардной партии, "руководящей и направляющей силы". Как верно заметил субкоманданте Маркос, "по мере того, как в игру вступают реальные социальные силы, становится ясно, что авангард - не такой уж авангард, и что те, кто им, по идее, представлены, не ощущают своего представительства". Чем шире социальное творчество масс, тем радикальнее революция. Не нужно бояться народной стихии! Мы верим, что трудящиеся – «стихийные социалисты», и наша задача – пробудить в них социалистические инстинкты.
Мы не пророки и не провидцы. Мы не знаем, каким образом победит будущая революция трудящихся: будет это всеобщая стачка, всеобщая кампания гражданского неповиновения или вооруженное восстание самоорганизовавшихся масс. Но мы знаем, что настоящая революция ничего не имеет общего с узурпацией власти какой-либо партией, даже если у этой партии социалистическая программа. Демократию и социализм нельзя насадить сверху с помощью декретов. Со всеми "авангардными" претендентами на узурпацию власти мы будем бороться как с контрреволюционерами.
Освобождение трудящимся не принесут и реформы парламентариев. Идею постепенного замещения институтов буржуазного государства и капитализма ячейками самоуправления трудящихся мы тоже считаем вредной утопией. Однако это не значит, что мы против развития самоуправления и гражданского общества в рамках капиталистической системы. Мы за двумя руками! Потому что навыки самоуправления понадобятся трудящимся в ходе революции и социалистического созидания.
Не исключено, что революция победит вначале в отдельно взятом регионе и даже городе и не сумеет сразу распространиться за рамки региона или города. В этом случае на базе этого региона или города надо будет создать плацдарм для дальнейшей борьбы за социализм (проект "Парижская коммуна").
Мы убеждены, что социалистическая революция нуждается в постоянном развитии. Иначе она переродится в антирабочий бюрократический режим. Мы считаем появление в 20-е годы ХХ века теории "социализма в одной стране" следствием торможения процесса мировой революции. Социалистическая революция должна развиваться не только "вширь", приобретая мировой характер, но и "вглубь", ставя перед собой новые и новые задачи, разрешая возникающие противоречия путем постоянной критики и самокритики. Недаром Карл Маркс подчеркивал, что пролетарские революции "постоянно критикуют сами себя". Мы за то, чтобы в будущей Трудовой республике была социалистическая и демократическая многопартийность.
Социальная революция не достигнет своей цели, если не будет сопровождаться радикальной КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ. Вместо примитивного и оглупляющего потребительского масскульта развернется созидательное творчество масс. Трудящиеся сами позаботятся о среде своего обитания, сделают ее такой, что глаз будет радоваться. Искусство, заточенное сейчас в музеи, галереи и частные коллекции, выплеснется на улицы и станет всеобщим достоянием. Серые стены домов в спальных районах расцветят фрески и граффити.
Обобществление средств производства – лишь условие полного пересмотра отношений на производстве. Не будем забывать, что, как верно писал Карл Маркс, при капитализме «труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит обнищание рабочего. Он создает дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также и уродует рабочего. Он заменяет ручной труд машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду, а другую часть рабочих превращает в машину. Он производит ум, но также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих». При капитализме, отмечает Маркс, «рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя»; под властью капитала «человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте». Это - следствие отчужденного труда, на котором основан капитализм.
Если революция не положит конец отчуждению рабочего от труда и продукта труда, она погибнет. В производственной сфере должны произойти огромные изменения, необходимо отказаться от работы, которая наносит вред экологии, уродует человека, вредно сказывается на его психическом и физическом здоровье (конвейер, монотонный труд и т.д.). Не исключено, что для этого придется провести процесс разукрупнения части предприятий, ибо, как верно замечал Фридрих Энгельс, большая фабрика порождает иерархию, а значит – и отчуждение.
НАША ПРОГРАММА
Способ производства, основанный частной собственности и конкуренции и нацеленный на излечение прибыли любой ценой, мы предлагаем заменить гуманистической экономикой солидарности и созидания. Ключевое условие этой замены - обобществление (превращение в общенародное достояние) ключевых отраслей экономики, недр, земли, угодий и лесов.
В области экономики:
вместо корпораций и «групп компаний» - сеть производственного самоуправления трудящихся;
вместо «невидимой» и одновременно коррумпированной «руки рынка» - демократическое планирование экономического развития, благо современные информационные системы (компьютеризация, интернет и т.д.) позволяют создать гибкий и эффективный механизм экономического планирования, которое учтет запросы и потребности всего населения;
вместо «игры спроса и предложения», которая всегда заканчивается победой богачей, - контроль трудящихся над ценообразованием;
вместо среднего и мелкого частного производства – сети кооперативов, артелей, коммун производителей. Однако мы не имеем ничего против индивидуального ремесленного производства, в котором не используется наемный труд;
вместо «рынка жилья» – обобществление и справедливое распределение жилого фонда;
вместо коммерциализации ЖКХ – бюджетное финансирование водоснабжения, освещения, отопления;
вместо «поголовной автомобилизации» (сиречь – отравления окружающей среды) - развитие экологически чистого общественного транспорта;
вместо коммерциализации образования – всеобщее обязательное бесплатное среднее образование, по желанию – бесплатное высшее образование;
В аграрной сфере мы вслед за нашими предшественниками – русскими социалистами-революционерами - выступаем за социализацию земли. То есть за изъятие земли из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц и групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. Мы за предоставление земли в полное и бессрочное пользование крестьянам, которые сами решат, как им ее обрабатывать: коллективно или индивидуально. Основными нормами землепользования будут: потребительная (минимальная) - выделение в пользование одной семье определенного количества земли, в результате обработки которой семья могла бы покрыть свои потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности; трудовая (максимальная) - выделение такого количества земли, которое семья способна обработать самостоятельно, без найма рабочей силы. Напомним, что именно этот агарный проект поддержали и осуществили труженики русского села в ходе революции 1917 года.
В политической области:
Старое иерархическое государство должно быть разрушено. Мы за тот тип государства, какой вырабатывался Парижской коммуной и который Маркс назвал «открытой, наконец, политической формой, в которой может произойти экономическое освобождение трудящихся».
- Мы за максимальное развитие федерализма и автономии регионов, областей, городов, поселений и общин; осуществление власти органами прямой демократии: коммунами, общинами, советами, народными ассамблеями; выборность чиновников всеобщим голосованием и сменяемость их в любое время по воле граждан; назначение чиновникам жалованья, не превышающего размер среднего заработка; гражданский контроль над органами власти, полицией, армией (в мирный период), равный доступ к средствам массовой информации; всеобщее вооружение граждан. Образование, медицина и судопроизводство должны быть бесплатными.
- Мы за государство нового типа, построенное снизу вверх - на основе широкой сети гражданских, производственных, потребительских и профессиональных организаций. Мы убеждены и наша убежденность подкрепляется научными фактами и социальными тенденциями, что трудящиеся создадут самоуправляющийся союз производительных ассоциаций, сельскохозяйственных коммун (общин) и индустриальных объединений рабочих. Мы называем этот союз Трудовой республикой. Мы уверены, что последовательная реализация принципов прямой демократии приведет к отмиранию денежной системы и замене государства масштабной сетью народного самоуправления[/SPOILER].