Уйгуры (уйг. ئۇيغۇر, Uyghurlar; кит. 维吾尔, Wéiwú'ěr) — коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию — мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи.
[SPOILER]
Самоназвание
Уйгуры — один из древних тюркоязычных народов.
Во времена третьего уйгурского каганата было принято общее для всех название — уйгуры
Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» выводит этноним «уйгур» от тюркского слова «объединять, сплачивать».
По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».
Расселение и численность
Общая численность приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий
Уйгурская община, за рубежом, общей численностью 400—450 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно — 340—350 тыс. Из них в Республике Казахстан — 250 тыс., в Кыргызской Республике — 60 тыс., в Узбекистане — 50 тыс., в Туркменистане — 3 тыс.
Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс. Также уйгурские общины имеются в Королевстве Саудовская Аравия, ОАЭ, Германии, Бельгии, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии.
История
Процесс складывания уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).
В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III—IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель У. увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов(795—840), которое также приняло название яглакар.
Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию
В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутри политических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.
Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства — с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.
Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо в Турфане просуществовали более 400 лет.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.
С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.
К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец).В XVII—XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.
С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.
Вера
Абсолютное большинство верующих уйгуров — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба, в последнее время широко распространяется салафизм. Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сатук Абдукерим Бограхана (X век).
Культура
Традиционные занятия уйгуров — торговля, земледелие и различные ремёсла, отгонное животноводство.
Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока.
Традиции
Мужские союзы
Среди уйгуров, до настоящего времени широко распространены мужские союзы, «оттуз огул». «Оттуз огул» в переводе с уйгурского языка — «тридцать парней», в союз вступают мужчины определенной возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и вообще поддержка членов союза любым способом.
«Машряп» — общие собрания членов союза «оттуз огул», ритуал проведения «машряпа» разрабатывается до мелочей, вплоть до того, в какой момент участники какую позу должны принимать. Среди судебных приговоров имеют место, например, обливание водой поставленного к стене провинившегося — имитация побивания камнями или стрелами, привязывание провинившегося в арыке к дереву на берегу, посылка ночевать на кладбище, имитация крика животных и птиц (петуха, осла, барана) и т. д. Ранее практиковалась строгая система штрафов: взимали баранов (вносили соответствующее число яблок), верблюдов (гранат), коней (груша), коров (слива).
В настоящее время китайским правительством официально запрещены «машряпы», после событий 1997 года, в Кульдже. Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.
У уйгуров Восточного Туркестана, сохранилась традиция повседневного ношения холодного оружия, национальные уйгурские ножи, «пчак». «Пчак», на протяжении столетий были мужским символом и традиционным холодным оружием уйгуров. С младенческих лет, мальчикам в колыбель, под подушку кладут «пчак». Ремеслом изготовления ножей, часто занимаются семьи «пчакчи», на протяжении многих поколений. Наиболее известный район изготовления ножей, древний уйгурский город Янгиссар, где почти все население с древнейших времен, занимается этим ремеслом.
Знаменитые уйгурские ножи с наборными рукоятками и логотипом мастера, выгравированным арабской вязью на вороненом лезвии, лежат повсюду. И шмыгают в темноте фигуры с традиционными ножами на поясах
Семейные традиции
В уйгурских семьях, существует традиция согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.
Браки, заключаются исключительно между единоверцами, строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом — ахуном, имамом. Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из корана, молодожены съедают лепешку, размоченную в воде, куда добавляется соль
Национально-освободительные движения
* Национальные движения уйгуров
* Движение за независимость Восточного Туркестана
* Волнения уйгур в 2008 году
* Волнения уйгуров в Урумчи (2009)
* Всемирный уйгурский конгресс
Древние и современные уйгурские города
* Кашгар | Яркенд | Турфан | Хотан | Куча | Аксу | Карашар | Урумчи | Безеклик | Лоулань | Гаочан | Дуньхуан | Артуш | Корла | Кульджа | Пор-Бажын |
Уйгурская теория происхождения хазар— версия этногенеза хазар, предполагающая, что хазары и родственные им барсилы являются уйгурскими племенами, входившими в огуро-огузскую ветвь тюркских народов.
И з и с т о р и и у й г у р о в
http://the_uighurs.tripod.com/Rus/RusHist.htm
Национальные лидеры
* Ахмеджан Касими — политический лидер уйгуров, президент Восточно-Туркестанской Республики 1946—1949 гг.
* Рабия Кадыр — политический лидер уйгуров, президент «Всемирного уйгурского конгресса».
Поэты-патриоты
* Абдурахим Тилешуп Откур — поэт, общественный деятель, 20 век.
* Абдухалик Уйгур — поэт, политик, 20 век.
* Билал Назим — поэт и политик, 19 век.
* Зия Самади — поэт, общественный деятель.
* Кураш Султан — поэт, музыкант, общественный деятель, политический эмигрант.
* Лутпулла Муталлип — поэт и политик, 20 век.
Ученые, мыслители, историки
* Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб — известный общественный деятель, поэт, ученый периода государства Караханидов, 11 век.
* Махмуд Кашгари — прямой потомок Сатука Бограхана, историк, ученый периода государства Караханидов, 11 век.
* Ахмет Югнаки — поэт и ученый, 12 век.
* Тохти Туньяз — историк, политический заключенный.
Религиозные деятели
* Раббан Саума — несторианский священнослужитель, был послом монгольского хана Хубилая и осуществлял миссию в странах Западной Европы, 13 век.
* Мар Ябалаха III — несторианский священнослужитель, соратник Раббан Саумы, был католикосом — главой несторианской церкви, 13 век.
* Аппак Ходжа — лидер религиозного течения «актаглык», правитель Кашгара 17 века, часто в истории уйгуров отмечается как отрицательная личность.
Политики
* Юсупов, Исмаил Абдурасулович — первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана с 1962 по 1964 года.
* Масимов Карим Кажимканович[источник не указан 46 дней] — премьер-министр Республики Казахстан (с 10 января 2007).
* Машуров, Азат Машурович — первый секретарь Коммунистической партии Алакольского района Талдыкорганской области с 1980 по 1989 год.
* Розыбакиев, Абдулла Ахметович — партийный и советский общественный деятель. Член Компартии с 1918 года.
Певцы, люди искусства
* Мурат Насыров — известный российский певец.
* Дервиши (группа) — популярная группа, исполняющая, в основном, музыку в стиле фольк-поп.
* Дильназ Ахмадиева — известная казахстанская певица
Другие известные личности
* Ипархан — супруга Джахан-ходжи (правитель Кашгара, убитый в битве), пленница китайского императора Цяньлуна, покончавшая жизнь в плену, самоубийством, 18 век.[/SPOILER]
Обзор по материалам : ru.wikipedia.org