О тенденциях развития современной цивилизации (часть 1)

Кащей_Бессмертный

31-03-2008 09:25:40

[SIZE="1"]“Потребность в новых политических институтах точно соответствует нашей потребности также в новых семейных, образовательных и корпоративных институтах. Она глубоко переплетена с нашим поиском новой энергетической базы, новых технологий и новых отраслей промышленности. Она отражает переворот в коммуникациях и потребность реструктурировать отношения с неиндустриальным миром. Короче говоря, она является политическим отражением ускоряющихся изменений во всех этих различных сферах.”
Тоффлер Э. Третья волна[/SIZE]


Современный мир представляет из себя весьма специфическое зрелище: с одной стороны наблюдается упадок социального государства и ужесточение полицейского контроля над населением во многих государствах мира, а, с другой стороны, общество потребления все так же остается направляющей идеей человеческого бытия.

При этом состояние общественного сознания в целом вполне можно охарактеризовать, как либерально-консеравтивное: речь идет о том, что для огромного числа людей весьма непросто поверить в происходящие в действительном мире перемены, и от того люди оказываются заложниками собственных иллюзий – они консервативны в отношении к действительному миру, уверяя самих себя в его статичности. Это вполне объяснимо с той точки зрения, что когда происходят очень значительные, и, при том, весьма стремительные, перемены, сдвиги в условиях нашей с вами жизни, очень уж хочется стабильности и порядка, и люди подчас цепляются за свое недавнее прошлое (когда действительное, а когда и вымышленное), когда еще не было пережитых в последствии изменений. Как пишут современные российские анархо-синдикалисты: «Сила привычки и сила воспитания, вся тяжесть устоявшихся норм и авторитета, вся мощь пропаганды, наконец, сам доминирующий стиль жизни заставляют человека избегать “экстремистских крайностей”, чураться “утопических фантазий”. К тому же индустриализм в его высших проявлениях комфортабелен, и этот комфорт исподволь подточил волю к переменам. Нет, изменения, конечно, необходимы, но пусть они не заставляют нас отказаться от наших привычек и слабостей, пусть не подвергают риску неизведанного, не заставляют искать, мыслить и решать самостоятельно. Только без крутых поворотов! Пусть будет золотая середина. И люди отправляются в путешествие на поиски нового святого Грааля - меньшего зла. Она очень длинна, история этого путешествия! По-разному назывались его цели, но путь всегда был бесплоден и вел к миражу»[1].

Правда такой подход чрева множеством опасностей: повторение ошибок прошлого (в силу его идеализации), подверженность авторитарным и откровенным тоталитарным идеям в области политических воззрений (пресловутое желание «сильной руки», которая призвана «навести порядок»), легкая подверженность влиянию религиозных тоталитарных сект, а подчас и откровенное умственное помешательство, когда человек полностью растворяется в мире собственных иллюзий, видений, фантазий, воспоминаний вследствие того, что человек оказывается выброшенным течением жизни на ее обочину, ставши «ненужным», «лишним» в стремительно меняющемся мире, к которому не сумел (или не захотел) приспособится.

Люди пытаются по инерции ухватится за обломки распадающейся реальности, и именно этим объясняется общественный консерватизм, но это вовсе не значит, что люди консервативны в принципе, ибо в действительности свидетельствует о том, насколько прочно привычное мироустройство проникло в сознание простого человека, и что у него нет перед собой той идеи, которая выведет его из порочного круга прошлой могильной стабильности и новых катастрофических изменений.

Идеи нет, до поры до времени… а между тем, привычный мир распадается все быстрее, будущее все еще туманно и неопределенно, и что нас ждет за очередным поворотом истории предугадать крайне проблематично; мы живем в крайне нестабильное время, или как сказал бы «левый» публицист Зигмунд Бауман, в эпоху «текучей современности»[2], когда все подвержено постоянному, каждодневному, и даже, пожалуй, ежеминутному, ежесекундному изменению.

Меняется все, и вместе с тем меняется и сознание общественности, просто не так быстро, как это происходит с социально-экономической миросистемой.

[SIZE="1"][1] Либертарный коммунизм или экологическая катастрофа?//Кентавр. № 1 (1993)

[2] См.: Бауман З. Текучая современность. С.-Пб., 2008[/SIZE]

читать тут:
http://zhurnal.lib.ru/k/k_s_b/tendencii.shtml

Spirit

31-03-2008 11:38:33

Это называется инфантилизм, остановка в развитии на самых ранних стадиях...

Вот маленький ребёнок (замечали?), он каждый день требует рассказать любимую сказку, повторяет за рассказчиком...
У моих знакомых ребёнок каждый вечер достаёт с полки толстую книгу сказок, безошибочно, хоть не умеет читать - рано ещё, находит любимую сказку - и заставляет читать...

Так и инфантилизированное потребительское общество, в котором всё на кнопках, мастерство исчезло работа чисто обслуживание - необходимы люди с инфантильными интересами, их и сознательно штампуют...

Кащей_Бессмертный

31-03-2008 15:38:38

Это всетки не инфантилизм, это роботизация человека :mad:

Сильвио

09-07-2008 13:41:29

Начиная с середины 20 века в обществе в обществе произошла смена логики социального поведения. До этого частота социальных процессов была меньше частоты биологических процессов, затем сравнялась и теперь значительно больше.

Другими словами, чтобы жить спокойно в современном мире требуется постоянно учиться. Колличество информации в мире удваивается каждые пять лет.

очень уж хочется стабильности и порядка

не будет, уже. Это тысячу лет назад общество казалось не меняется, и был о спокойствие лишь изредка омраченное войнами за глобализацию.

Правда такой подход чрева множеством опасностей: повторение ошибок прошлого (в силу его идеализации)

И к материализму нам не вернуться после 91го. Хоть критики марксизма после развала СССР и не последовало, нео обратно под эту идеалогию народ не загнать.

История обратного хода не имеет.


Идеи нет, до поры до времени…

Это состояние у нас в стране называется концептуальной неопределенностью.

Проблема эта стоит уже на уровне школьнного образования. Детей не учат методам, а забивают фактами. Тоже самое в ВУЗах. и человек получив все корочки вынужден учиться заного что бы устроиться на работу.

А выход тем не менее есть. Нужен методологический подход к образованию, а не фактологический.

Дмитрий Донецкий

09-07-2008 14:25:04

'Кащей_Бессмертный писал(а):Идеи нет, до поры до времени… а между тем, привычный мир распадается все быстрее, будущее все еще туманно и неопределенно, и что нас ждет за очередным поворотом истории предугадать крайне проблематично; мы живем в крайне нестабильное время


Надо привыкать к современным темпам и считать нынешнюю нестабильность нормой. Застоя ведь уже не будет, а скоростное развитие мы осилим. Вспомните по художественной литературе, как люди боялись "железного" 19-го века. И ничего. Век 20-й показал, что "ужасы" 19-го - "цветочки". Пережили и "ягодки" 20-го. Справимся и с вызовыми 21-го.

dying

09-07-2008 15:21:14

Кащей_Бессмертный писал(а):Это всетки не инфантилизм, это роботизация человека :mad:


Это именно инфантилизм, и он был всегда.
Перемены были всегда, и большинство всегда их боялось.
Ведь для большинства жизнь всегда становилась комфортнее: крестьянин-крепостной жил комфортнее раба, рабочий - удобнее крестьянина, современный труженник офисов - лучше рабочего. Но оно упорно думает, что дальше будет хуже. В принципе оно и понятно: ведь в переходные периоды жизнь становится тяжелее, чем на предыдущей стадии, а всегда найдутся те, кто вспомнит ужасы прошлого.
Вообще, в принципе, всё тоже самое, что и 500 лет назад, и 1000. Просто скорости и масштабы другие.

Кащей_Бессмертный

04-02-2009 20:37:43