В питерском метро появятся вагоны для богатых

anarh

13-05-2008 08:27:03

[SIZE="5"]Метро для избранных[/SIZE]

В Петербурге обсуждается идея прицепить к поездам метро особые комфортабельные вагоны для состоятельных граждан

Представители бизнес-сообщества недавно вышли на администрацию Петербурга с предложением организовать вип-вагоны метро. Мол, почему бы не запустить под землю богатых пассажиров. Ведь единственное, что мешает им туда спуститься в условиях постоянных пробок – отсутствие нормального сервиса. В Смольном пока не знают, что с этим делать. Руководство метрополитена категорически против. Простые пассажиры тоже не в восторге, заговорили даже об апартеиде.

Информационной бомбой стала идея, предложенная крупным петербургским холдингом «Фаэтон». Они придумали организовывать в местном метрополитене вип-обслуживание для богатых горожан, а именно: прицепить к каждому составу по одному специальному комфортабельному вагону, куда можно будет попасть через отдельный турникет по вип-карточке. Такой проездной на месяц мог бы стоить примерно 100 евро (примерно втрое дороже обычного).

В новых вагонах авторы идеи хотели бы видеть набор услуг, к которым привыкли бизнесмены в особо комфортабельных поездах надземной железной дороги: ковролин, мягкие кресла, систему климат-контроля, туалет и умывальник, мини-бар. Не помешал бы и отдельный человек, который принес бы свежую газету и подал чашку кофе.

На первый взгляд, идея кажется фантастичной. Но только на первый. Говорят, в Москве несколько лет назад тоже хотели ввести нечто подобное, но после детальных финансовых проработок пришли к выводу, что реализация слишком затратна. Известно, что в Объединенных Арабских Эмиратах сейчас рассматривают проект организации отдельных вагонов для местной элиты.

О серьезности идеи говорит тот факт, что недавно ее обсуждали в администрации Петербурга. Правда, ни к чему пока не пришли. Руководители города высказались в том ключе, что идея есть, но так как нет ее детальной проработки, сказать пока нечего. Предварительными же выкладками по проекту, кстати сказать, занимался не какой-то чудак-одиночка, а серьезный НИИ – Институт территориального развития транспортной инфраструктуры.

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД выяснил, зачем вип-метро нужно бизнесменам, метрополитену и простым горожанам.

В компании, которая предложила цеплять отдельный вагон для состоятельных граждан, говорят, что готовы инвестировать в проект существенные средства. Предприниматели могли бы даже сами приобрести и оборудовать нужные вагоны. Рассматривается также возможность направить часть средств, полученных от вип-пассажиров, на оплату проезда для инвалидов и пенсионеров. Если проект будет реализован, инвесторы неплохо заработают. По оценкам специалистов, объем нового рынка мог бы составить десятки миллиардов рублей. Выгода для метрополитена – инвестиции. Выгода для города – разгрузка улиц от автомобилей и решение проблемы пробок. Вот только наступит эта эра благоденствия, видимо, нескоро.

«К сожалению, реализацию идеи решено отложить на какое-то время, − рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД начальник отдела по стратегическому планированию и связям с общественностью холдинга «Фаэтон» Екатерина Артемьева. − Специалисты объяснили, что пока нет технической возможности воплотить ее в жизнь. Поэтому и полноценного бизнес-плана мы пока не составляли, проект детально не проработан. Но мы верим, что когда-нибудь это случится. Многое будет зависеть от развития метрополитена. Его представители говорят, что, возможно, в будущем будут перестроены центральные станции. Тогда можно будет и вестибюль переоборудовать».

А пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель довела до корреспондента газеты ВЗГЛЯД отрицательное мнение своего руководства: «Я не слышала, чтобы проект серьезно рассматривался в правительстве Петербурга. По словам вице-губернатора Александра Полукеева, он его пока «в глаза не видел». Не видели его пока и мы. Но на словах, действительно, руководству метро было сделано подобное предложение, без каких бы то ни было проектов и просчетов.

Наша позиция такова: услугу на данный момент в метро оказать невозможно. Да, комфорт передвижения развивать нужно, но не так. Сначала надо в достаточной степени развить транспортную сеть, чтобы метро было на доступном расстоянии от домов большинства петербуржцев, а уже потом задумываться о том, чтобы обеспечить повышенный комфорт для кого-то. Кроме того, пробить отдельные лифты на станцию для состоятельных граждан − невозможно».

Глава питерской подземки Владимир Гарюгин высказал свое жесткое «нет» в эфире «Эхо Петербурга»: «Если говорить о какой-то вип-услуге, то человек должен комфортно добраться до платформы, где он садится в поезд. Сегодня мы знаем, насколько ограничены возможности на многих станциях старого типа. И мы понимаем, что ничего дополнительного сегодня прицепить к метро нельзя. По крайней мере − на самых напряженных линиях. Как сегодня в часы пик народ садится, особенно в спальных районах, никому рассказывать не надо. Поэтому решать эти вопросы нереально. Разговоры о стюардах, свежевыжатых соках − это нереальные вещи, какой-то пиар».

Поделился с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД своим видением и видный представитель класса предпринимателей, председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Сергей Федоров: «Отрицательно отношусь. У нас в городе количество малых предприятий 220 тысяч. Это − своего рода формирующийся средний класс. Так его нужно не отделять от народа, а, наоборот, приближать! Я бы не рекомендовал никому инвестировать в это. Может быть, сиюминутная выгода от проекта будет и неплохая, но последствия все равно будут отрицательными. Любое социальное разделение – это плохо. Вместо этого нужно постоянно улучшать работу метрополитена, строить парковки – так и можно победить проблему пробок. Я, например, сейчас решаю ее так: доезжаю на своей машине до ближайшей станции метро, бросаю там машину куда бог пошлет (бы была парковка, я бы заплатил, но ее нет), сажусь на метро и еду на работу…»

У простых пассажиров новая идея тоже вызывает сложные чувства.

«Только в метро нам випов не хватало… Может, им и мигалку на спецвагон прикрепить, чтобы перед ним все расступались? – негодует Ирина Борисовна, продавец мороженого. − Лучше бы наоборот сделали: буржуев − в обычный вагон, а всяких заслуженных врачей и учителей − в прицепной. Со свежевыжатым соком и свежей прессой, конечно».

В Интернете можно почитать и более радикальные мнения. Кто-то уже успел сравнить новую идею с апартеидом.

Изображение

http://www.vz.ru/society/2008/5/12/167227.html

Spirit

13-05-2008 08:41:21

Хорощо бы...

Классовая дифференциация под землёй!.... Наглядная...

Может оттуда и начнётся!

:)

Махновец

13-05-2008 08:52:44

С каких это пор "представители бизнес-сообщества" стали на метро ездить ? А вход в метро для них отдельный будут делать (обязательно с подземным паркингом !) или пойдут под землю с общей массой пассажиров в сопровождении плотного кольца охраны ?
Утка всё это .

Goren

13-05-2008 09:30:48

Скорее всего утка, да. Но мысль в принципе хорошая. Если бы убедили бизнесменов ездить на метро (даже какую нафик элиту - просто людей, у которых есть сто евро в месяц на транспорт или которые на бензин больше тратят) - меньше бы было машин и транспорта...

Хотя есть ещё более простая и эффективная мысль - просто сделать в метро нормальный уровень сервиса, как минимум сортиры в вагонах ;)

anarh

15-05-2008 10:06:47

[SIZE="5"]VIP-вагоны для московского метро[/SIZE]

Глава столичной подземки считает, что в ней не должно быть места классовым различиям.

Инициатива питерских бизнесменов, предложивших депутатам северной столицы рассмотреть вопрос создания в петербургской подземке ВИП-вагонов, нашла горячий отклик у измученных пробками водителей Москвы. Но в среду начальник столичного метро Дмитрий Гаев грубо прервал эти мечты, заявив журналистам, что столичная подземка — не место для классовой розни. С ним согласны не все.

Напомним, что питерские бизнесмены предложили включить в состав каждого метропоезда по одному комфортабельному вагону, закупив их на собственные средства. И готовы оплачивать проезд в них по цене от 100 до 150 евро в месяц. Кроме того, предприниматели придумали, как снять социальную напряженность, которая может возникнуть в связи с появлением VIP-вагонов, — например, пустить прибыль от их эксплуатации на обеспечение бесплатного проезда для всех пенсионеров, инвалидов и детей.

Идея «элитного» метро не нова — в Москве о ней впервые заговорили еще в начале десятилетия. Уже тогда было понятно, что столичные улицы не справляются с потоком машин. Единственная реальная панацея — развитие общественного транспорта. Именно тогда власти начали открывать первые перехватывающие парковки и агитировать водителей пересаживаться на метро. На практике желающих отказаться от «железных коней» оказалось немного. Ведь в салоне авто есть кондиционер, радио, музыка, кино и масса свободного пространства. В метро, когда вокруг давка, духота и хамство, о комфорте можно только мечтать.

— Тут дело даже не в понтах, — говорит москвич Сергей Гарюхин. — Я, когда опаздываю, спускаюсь в метро. Но ездить в подземке каждый день не готов. Пока доеду до нужной станции, помну весь костюм. Другое дело, если в метро появятся фешенебельные вагоны с удобными креслами. Тогда бы я пользовался им куда чаще. И готов платить за поездку не 19 рублей, а хоть все 100-200.

Кстати, два года назад дизайнерская студия Артемия Лебедева даже разработала эскизы подобных VIP-вагонов. Дизайнеры оснастили их системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционерами. Предусмотрели усиленную шумоизоляцию, чтобы можно было вести беседы негромким голосом. Предложили увеличить ширину дверного проема — с полутора до двух метров.

По словам специалистов столичной подземки, технически в создании таких вагонов нет ничего сложного. Другое дело — общественный резонанс.

— Метро — это общественный транспорт. И в нем, как в бане, все равны, — уверен начальник московского метро Дмитрий Гаев. — Если ты застрял в пробке, оставь свой «Бентли» и иди в метро наравне со всеми. Не нравится — не езжай. Сама идея «элитных вагонов» абсурдна. Сколько надо выпить, чтобы молоть такую ерунду?! Я, когда услышал, что это на полном серьезе обсуждали питерские власти, был сильно удивлен. Умные же люди. Я прекрасно помню опыт парижского метро. У них раньше были вагоны двух классов. Но они от этой системы отказались. Неудобно. На платформах начинается неразбериха. Туристы вообще не понимают, куда им садиться. В итоге время посадки увеличивается.

Кроме того, у этой идеи есть еще один существенный минус. По словам специалистов метрополитена, введение элитных вагонов перегрузит подземку в среднем на 15 процентов — фактически составы метро лишатся одного из восьми вагонов. Ведь в «зажиточном» вагоне VIP'ы не будут стоять плечом к плечу. Иначе какой в этом смысл?

— Мы не можем обеспечить VIP-персон отдельными эскалаторами или установить для них отдельный лифт, — приводит еще один аргумент против Дмитрий Гаев. — У нас нет для этого возможностей. Другое дело, если строить элитную подземку с нуля — отдельно от существующей метросети. Но пока все это из области фантастики…

Как знать — проекты с аббревиатурой VIP в России обычно воплощаются в жизнь куда активнее, чем так называемые социальные. Да и в той же бане уже давно не все равны — VIP- и люкс-классы в общественных помывочных появились еще в советское время.

http://news.mail.ru/economics/1762550/

anarh

15-05-2008 10:07:27

Париж отказался от «классового» метро

В парижском метрополитене еще не так давно — на исходе 1980-х — вагоны в поездах делились по «классовому принципу». Прибывавших в те годы в столицу Франции из СССР командировочных этот факт поначалу страшно изумлял, а потом и раздражал. Тем более что им приходилось экономить и ездить в вагонах второго класса. Зайти «по ошибке» в вагон «для богатых», купив дешевый билет? Себе дороже. Парижане заранее предупреждали: в вагонах ходят контролеры, так что штраф «перепутавшему» класс гарантирован. Правда, некоторым из наших удавалось прокатиться и в привилегированном метровагоне. Легально. Писал же писатель Виктор Ерофеев в одном из своих произведений: «Я не люблю пиджаки. Они напоминают мне с детства парижские вагоны метро первого класса, где едут воскресные индусы и африканцы, готовые выделиться в подземке, но не решившиеся раскошелиться на такси». Выходит, сам он ездил в «первом».

Впрочем, деление на классы — для парижского метро дело прошлое. Сегодня вагоны первого класса сохранились только в поездах RER — гибриде городского метро и электрички: по линиям RER можно доехать до многих пригородов Парижа, в черте города они едут по подземным туннелям, а затем выезжают на поверхность и превращаются в обычные пригородные поезда. Вагоны поездов RER просторнее и вместительнее обычных, а билеты в них — в вагон любого класса — стоят дороже.

«Классовые проблемы» не актуальны больше и для других старейших европейских подземок. Хотя деление вагонов на классы существовало, например, в начале ХХ века в том же берлинском метро. Зато они актуальны для первого в своем роде на Аравийском полуострове дубайского метро, которое планируют открыть в сентябре 2009 года. Каждый дубайский метропоезд будет поделен на вагоны трех классов: «золотой», «серебряный» и класс для женщин и детей. Под самый массовый — «серебряный» — класс будет отдано три из пяти вагонов состава. В самом дорогом — «золотом» — сиденья обтянут кожей. В вагонах для женщин и детей предусмотрено больше пространства для колясок и сумок. В каждом вагоне оборудованы места для инвалидов. Кстати сказать, стоимость одного такого состава длиной в пять вагонов, произведенного в Японии, — 500 млн дирхамов ($14 млн).